эволюция головного мозга позвоночных таблица

Методическая разработка урока:» Эволюционное развитие головного мозга у хордовых животных»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ Н.А. Есаян Лицей № 82

Я не берусь разъяснять, а лишь оттеняю; хочу не научить, а увлечь. Оживить в точном смысле слова. Вспугнуть сонных птиц. Где окажется темное место, нарисовать картину из стелющегося тумана. Федерико Гарсиа Лорка

ТИП ХОРДОВЫЕ Группа высокоорганнизованных животных с двухсторонней симметрией тела, имеющих внутренний осевой сколет – хорду на разных стадиях развития. Хорда это плотный хрящевой опорный тяж Хорда в последствии замещается позвоночником мезодермального происхождения, но у некоторых позвоночных хорда остается и позвонки лишь укрепляют ее (осетровые рыбы)

ТИП ХОРДОВЫЕ КЛАССИФИКАЦИЯ Подтипы Оболочники (асцидия) Бесчерепные (ланцетник) Черепные (позвоночные)

ТИП ХОРДОВЫЕ Подтип черепные (позвоночные) КЛАССЫ Низшие позвоночные Круглоротые Хрящевые рыбы Костные рыбы Земноводные (амфибии) Высшие позвоночные Пресмыкающиеся (рептилии) Птицы Млекопитающие

ТИП ХОРДОВЫЕ Подтип черепные (позвоночные) Зародыши низших позвоночных лишены защитной оболочки и развиваются в воде. У высших позвоночных зародыши защищены оболочкой (амниотической), содержащей околоплодные воды.

Как закладывается нервная система у позвоночных? Стадия нервной пластинки Стадия нервной трубки Стадия трех мозговых пузырей: Передней Средней Задней Стадия пяти мозговых пузырей: из переднего образуется 2 пузыря, из среднего – 1, из заднего – 2 пузыря Эти пять пузырей преобразуются в пять отделов головного мозга

5 отделов головного мозга Передний мозг Промежуточный Средний мозг Мозжечок Продолговатый

Головной мозг у позвоночных Получает информацию от органов чувств Руководит деятельностью всего организма

Класс Рыбы Головной мозг имеет 5 отделов Передний мозг не до конца разделен на 2 полушария. Развиты обонятельные доли Средний мозг у рыб самый большой, выполняет ведущую роль Такой тип мозга называется ихттиопсидным

Класс Земноводные (Амфибии)

Класс Земноводные (Амфибии) Головной мозг состоит из 5 отделов Прогрессивные изменения в переднем мозге: он делится на 2 полушария Обоняние развито слабо Средний мозг сохраняет ведущее значение, но уменьшается в размерах Мозжечок развит слабо

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии) Имеют 5 отделов головного мозга Передний мозг увеличивается в размерах Появляются зачатки коры больших полушарий Главным отделом становится передний мозг Такой тип мозга называется зауропсидным Мозжечок развит хорошо Средний мозг теряет свое ведущее значение

Класс Птицы Имеют 5 отделов головного мозга Имеют большие полушария Хорошо развиты зрительные доли Мозжечок огромных размеров Обонятельные доли слабо выражены Появляются зачатки коры больших полушарий Главный отдел – передний мозг Такой тип мозга называется зауропсидным

Класс Млекопитающие Имеют 5 отделов головного мозга Имеют большие полушария Появляется кора больших полушарий, которые имеют складки – извилины, выполняющие высшую нервную деятельность Хорошо развиты зрительные доли Главный отдел – передний мозг Такой тип мозга называется маммальным

Выводы: У Позвоночных животных в процессе эволюции развития наблюдаются три типа головного мозга: Ихтиопсидный Зауропсидный Маммальный Эволюция животного мира развивается от простого к сложному. Познание головного мозга продолжаются по настоящее время.

Эволюция головного мозга у Позвоночных

Эволюция головного мозга

Спасибо за внимание!

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Номер материала: ДБ-1187497

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

эволюция головного мозга позвоночных таблица

эволюция головного мозга позвоночных таблица

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

эволюция головного мозга позвоночных таблица

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Эволюция головного мозга позвоночных животных

Презентацию можно использовать в старших классах для изучения темы «Строение ии функции организмов»

Просмотр содержимого документа
«Эволюция головного мозга позвоночных животных»

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Эволюция головного мозга позвоночных

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Отделы головного мозга примерно одной величины, за исключением мозжечка, отвечающего за координацию движения

эволюция головного мозга позвоночных таблица

1 — обонятельные доли;

Более развит передний мозг, в котором заметны парные полушария. Усложнение связано с более сложным образом жизни. Мозжечок развит хуже, что связано с однообразными и простыми движениями

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Отличается от земноводных более крупными общими размерами. Разнообразные движения привели к дальнейшему развитию переднего мозга и мозжечка.

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Отделы головного мозга развиты еще лучше. В связи со сложность полета мозжечок имеет складки, увеличивающие его поверхность. Заметно развиты передний и средний мозг.

эволюция головного мозга позвоночных таблица

Передний мозг имеет кору, образованную бороздами и извилинами. Крупные большие полушария в связи со сложным поведением( забота о потомстве, обучение, общение, психические процессы- мышление, сознание, память, речь)

Источник

Урок биологии по теме: «Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных»

Разделы: Биология

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Повторение домашнего задания (фронтальный опрос):

III. Новый материал:

(? – вопросы, задаваемые классу во время объяснения)

? Мы изучаем сейчас 17 раздел, как он называется?
Координация и регуляция чего?
О каких животных мы уже на уроках говорили?
Они беспозвоночные или позвоночные?
Какие группы животных вы видите на доске?

Сегодня на уроке мы будем изучать регуляцию процессов жизнедеятельности позвоночных животных.

Тема:Регуляция у позвоночных животных” (записываем в тетради).

В течение урока мы будем заполнять таблицу, поэтому у каждого есть на парте листочек с таблицей.

? Где располагается нервная система у кольчатых червей и насекомых?

У позвоночных нервная система располагается на спинной стороне тела. Она состоит из головного, спинного мозга и нервов.

? 1) где располагается спинной мозг?

2) где располагается головной мозг?

В нем различают передний, средний, задний мозг и некоторые другие отделы. У различных животных эти отделы развиты по-разному. Это связано с их образом жизни и с уровнем их организации.

Сейчас мы послушаем сообщения о строении нервной системы разных классов позвоночных животных. А вы делайте в таблице пометки: есть или нет этот отдел мозга у этой группы животных, как развит он по сравнению с другими животными? После заполнения таблица остается у вас.

(Таблицу необходимо заранее отпечатать по количеству учеников класса)

Классы животных

Отделы головного мозга

Передний

Средний

Промежуточный

Мозжечок

Продолговатый

Рыбы (костные,хрящевые)

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Таблица. Отделы головного мозга позвоночных животных.

Перед уроком на доске прикрепляются надписи и рисунки. Во время ответов учащиеся держат в руках модели головного мозга позвоночных животных и показывают те отделы, о которых говорят. После каждого ответа модель ставится на демонстрационный стол около доски под надписью и рисунком соответствующей группы животных. Получается примерно такая схема…

А эволюция головного мозга позвоночных таблица

В эволюция головного мозга позвоночных таблица

С эволюция головного мозга позвоночных таблица

А – надписи (названия классов животных)

В – рисунки, изображающие представителей этих классов

С – модели мозга позвоночных животных).

1.Рыбы.

Спинной мозг. Центральная нервная система рыб, как и у ланцетника, имеет вид трубки. Ее задний отдел – спинной мозг расположен в канале позвоночника, образованном верхними телами и дугами позвонков. От спинного мозга между каждой парой позвонков вправо и влево отходят нервы, управляющие работой мышц тела и плавников и органов, расположенных в полости тела.

По нервам от чувствительных клеток на теле рыбы в спинной мозг поступает сигналы о раздражении.

Головной мозг. Передняя часть нервной трубки рыбы и других позвоночных видоизменена в головной мозг, защищенный костями черепной коробки. В головном мозге позвоночных различают отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Все эти отделы головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельности рыбы. Например, мозжечок управляет координацией движения и равновесием животного. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг. Он играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.

! Давайте посмотрим, что вы записали?

2.Земноводные и пресмыкающиеся.

Центральная нервная система и органы чувств земноводных состоят из тех отделов, что и у рыб. Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия – большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с эти мозжечок, управляющий координацией движений, развит у них слабее, чем у рыб. Нервная система ящерицы сходна по строению с соответствующими системами земноводных. В головном мозге мозжечок, ведающий равновесием и координацией движений, развит более, чем у земноводных, что связано с большей подвижностью ящерицы и значительным разнообразием ее движений.

3.Птицы.

По сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися у птиц увеличены полушария переднего мозга.

4.Млекопитающие.

Головной мозг млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Однако большие полушария переднего мозга имеют более сложное строение. Наружный слой больших полушарий состоит из нервных клеток, образующих кору мозга. У многих млекопитающих, в том числе и у собаки, кора больших полушарий настолько увеличена, что не лежит ровным слоем, а образует складки – извилины. Чем больше нервных клеток в коре мозга, тем больше она развита, тем больше в ней извилин. Если у подопытной собаки удалена кора больших полушарий, то у животного сохраняются врожденные инстинкты, но условные рефлексы уже никогда не образуются.

Мозжечок хорошо развит и, подобно большим полушариям, имеет много извилин. Развитие мозжечка связано с координацией сложных движений млекопитающих.

Вывод по таблице (вопросы классу):

Теперь рассмотрим строение органов чувств этих животных, их поведение, в связи с таким строением нервной системы (рассказывают те же самые ученики, которые рассказывали о строении головного мозга):

1.Рыбы.

Органы чувств позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде. Важную роль при этом играют глаза. Окунь видит только на сравнительно близком расстоянии, но различает форму и цвет предметов.

Впереди каждого глаза окуня помещается по два отверстия ноздри, ведущие в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния.

Органы слуха снаружи не видны, они помещаются справа и слева черепа, в костях задней его части. Благодаря плотности воды звуковые волны хорошо передаются через кости черепа и воспринимаются органами слуха рыбы. Опыты показали, что рыбы могут слышать шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.

Органы вкуса – чувствительные клетки. Они расположены у окуня, как и других рыб, не только в ротовой полости, но и разбросаны по всей поверхности тела. Там же находятся и осязательные клетки. У некоторых рыб (например, у сома, сазана, трески) на голове есть осязательные усики.

Для рыб характерен особый орган чувства – боковая линия. Снаружи тела виден ряд отверстий. Эти отверстия связаны с каналом, расположенным в коже. В канале находятся чувствительные клетки, соединенные с нервом, идущим под кожей.

Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

? Почему нельзя на рыбалке громко разговаривать?

2.Земноводные.

Строение органов чувств соответствует наземной среде. Например, мигая веками, лягушка удаляет приставшие к глазу пылинки и смачивает поверхность глаза. Как и у рыб, у лягушки имеется внутреннее ухо. Однако в воздухе звуковые волны распространяются значительно хуже, чем в воде. Поэтому для лучшего слушания у лягушки развито еще среднее ухо. Начинается оно воспринимающей звуки барабанной перепонкой – тонкой круглой пленочкой позади глаза. От нее звуковые колебания через слуховую косточку передаются во внутреннее ухо.

При охоте главную роль играет зрение. Заметив какое-либо насекомое или другое мелкое животное, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Лягушки хватают только подвижную добычу.

Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, они играют главную роль при движении. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Передние ноги при этом предохраняют животное от удара о землю. Плавает лягушка, подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимает к телу.

? Как перемещаются лягушки в воде и на суше?

3.Птицы.

Органы чувств. Лучше всего развито зрение – при быстром движении в воздухе только при помощи глаз можно с далекого расстояния оценить обстановку. Чувствительность глаз очень большая. У некоторых птиц она в 100 раз больше, чем у человека. Кроме того, птицы могут хорошо видеть предметы, находящиеся вдали, и различать детали, находящиеся всего в нескольких сантиметрах от глаза. Птицы обладают цветным зрением, развитым лучше, чем у других животных. Они различают не только основные цвета, но и их оттенки, сочетания.

Птицы хорошо слышат, а вот обоняние у них слабое.

Поведение птиц отличается большой сложностью. Правда, многие действия их являются врожденными, инстинктивными. Таковы, например, особенности поведения, связанные с размножением: образование пары, постройка гнезда, насиживание. Однако в течение жизни у птиц появляется все больше условных рефлексов. К примеру, молодые птенцы часто совсем не боятся человека, а с возрастом начинают относиться к людям с осторожностью. Более того, многие научаются определять степень опасности: мало боятся невооруженных, а от человека с ружьем улетают. Домашние и ручные птицы быстро привыкают узнавать кормящего их человека. Дрессированные птицы способны производить по указанию дрессировщика различные трюки, а некоторые (например, попугаи, майны, вороны) научаются довольно внятно повторять различные слова человеческой речи.

4.Млекопитающие.

Органы чувств. У млекопитающих развиты обоняние, слух, зрение, осязание и вкус, однако степень развития каждого из этих чувств у разных видов неодинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, у крота, живущего в полной темноте подземных ходов, недоразвиты глаза. Дельфины и киты почти не различают запахов. Большинство наземных млекопитающих обладают очень тонким обонянием. Хищникам, в том числе и собаке, оно помогает находить по следу добычу; травоядные на большом расстоянии могут почуять подкрадывающегося врага; животные по запаху обнаруживают друг друга. Слух у большинства млекопитающих тоже хорошо развит. Этому способствуют улавливающие звук ушные раковины, которые у многих зверей подвижны. Особенно тонким слухом обладают те звери, которые активны в ночное время. Зрение имеет для млекопитающих меньшее значение, чем для птиц. Далеко не все звери различают цвета. Ту же гамму цветов, что и человек, видят только обезьяны.

Органами осязания служат особые длинные и жесткие волосы (так называемые «усы»). Большая их часть расположена около носа и глаз. Приблизив голову к исследуемому предмету, млекопитающие одновременно обнюхивают, рассматривают и осязают его. У обезьян, как у человека, основными органами осязания служат кончики пальцев. Вкус особенно развит у травоядных, которые благодаря этому легко отличают съедобные растения от ядовитых.
Поведение млекопитающих не менее сложно, чем поведение птиц. Наряду со сложными инстинктами оно во многом определяется высшей нервной деятельностью, основанной на образовании в течение жизни условных рефлексов. Особенно легко и быстро условные рефлексы вырабатываются у видов с хорошо развитой корой больших полушарий головного мозга.

Уже с первых дней жизни детеныши млекопитающих узнают мать. По мере роста их личный опыт в общении с окружающей средой непрерывно обогащается. Игры молодых животных (борьба, взаимное преследование, прыжки, бег) служат им хорошей тренировкой и способствуют вырабатыванию индивидуальных приемов нападения и защиты. Такие игры характерны только для млекопитающих.

Вследствие того что обстановка окружающей среды крайне изменчива, у млекопитающих постоянно вырабатываются новые условные рефлексы, а те, которые не подкрепляются условными раздражителями, утрачиваются. Эта особенность позволяет млекопитающим быстро и очень хорошо приспосабливаться к условиям окружающей среды.

?Какие животные легче всего поддаются дрессировке? Почему?

Источник

ЭВОЛЮЦИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ПОЗВОНОЧНЫХ

Рыбы

Передний мозгнебольшой, не разделен на полушарии, имеет только один желудочек. Его крыша не содержит нервных элементов, а образована эпителием. Нейроны сосредоточены на дне желудочка в полосатых телах и в отходящих спереди от переднего мозга обонятельных долях. По существу, передний мозг выполняет функцию обоня­тельного центра.

Средний мозгявляется высшим регуляторным и интегративным центром. Он состоит из двух зрительных долей и является наиболее крупным отделом мозга. Такой тип мозга, где высшим регуляторным центром является средний мозг, называется ихтиопсидпым.

Мозжечоку рыб хорошо развит, поскольку их движения отлича­ются большим разнообразием.

Продолговатый мозгбез резкой границы переходит в спинной мозг и в нем сосредоточен пищевой, сосудодвигательный и дыхатель­ный центры.

От мозга отходит 10 пар черепно-мозговых нервов, что характерно для низших позвоночных.

Амфибии

Высшим интегративным центром остается средний мозг (ихтиопсидный тип). Строение такое же, как у рыб.

Мозжечоксвязи с примитивностью движений амфибий имеет вид небольшой пластинки.

Промежуточный и продолговатый мозгтакие же, как у рыб. От головного мозга отходят 10 пар черепно-мозговых нервов.

Пресмыкающиеся (рептилии)

Рептилии относятся к высшим позвоночным и характеризуются более активным образом жизни, что сочетается с прогрессивным раз­витием всех отделов головного мозга.

Средний мозгтеряет значение высшего интегративного центра, снижается и его значение как зрительного центра, в связи, с чем его размеры уменьшаются.

Мозжечокразвит значительно лучше, чем у амфибий.

Продолговатый мозгобразует резкий изгиб, характерный для высших позвоночных, в том числе и для человека.

От головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов, что типично для всех высших позвоночных, в том числе и для человека.

Птицы

Нервная система в связи с общим усложнением организации, при­способленностью к полету и обитанием в самых различных средах, развита значительно лучше, чем у пресмыкающихся.

Дня птиц характерно дальнейшее увеличение общего объема головного мозга, особенно переднего.

Крыша остается слабо развитой. В ней сохраняются только медиаль­ные островки коры, которые выполняют функцию высшего обоня­тельного центра. Они оттесняются к перемычке между полушариями и носят название гиппокампа. Обонятельные доли развиты слабо.

Промежуточный мозгнебольших размеров и связан с гипофизом и эпифизом.

Средний мозгимеет хорошо развитые зрительные доли, что обусловлено ведущей ролью зрения в жизни птиц.

Мозжечоккрупный, имеет среднюю часть с поперечными бороздами и небольшие боковые выросты.

Продолговатый моттакой же, как у рептилий. 12 пар черепно-мозговых нервов.

Млекопитающие

У наиболее высокоорганизованных млекопитающих кора имеет борозды и извилины, что значительно увеличивает ее поверхность.

Промежуточный мозгсодержит около 40 ядер. Специальные яд­ра таламуса перерабатывают зрительные, тактильные, вкусовые и интероцептивные сигналы, направляя их затем в соответствующие зоны коры больших полушарий.

В гипоталамусе сосредоточены высшие вегетативные центры, управляющие работой внутренних органов через нервные и гуморальные­ механизмы.

От основания мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *