факторы моего успеха в медицине на практике
Факторы личностного успеха современного врача
В данной публикации мы предлагаем рассмотреть четыре ключевых фактора успешности врача: знания, личностные качества, навыки и мотивацию.
Знания
Чего-чего, а знаний у современного доктора – выпускника медицинского вуза более чем достаточно. Вначале он 6 лет учится в медицинском университете, затем 3 года – в интернатуре; сдает экзамены, зачеты и сессии. И все время читает, читает, читает…
Не прекращает он читать и после того, как устроится работать врачом. Новые приказы, протоколы, стандарты, более «узкая» литература – по специальности, написание отчетов и т. п. Это будни любого врача в постсоветских странах, особенно в бюджетном здравоохранении.
Каждому доктору понятно, что знания по специальности – это та основа, на которой строится базовое свойство, а именно умение диагностировать заболевания, лечить их и надлежащим образом документировать терапевтический процесс на бумажных (и не только) носителях. Но вот что остается незадействованным при наличии массива медицинских знаний, так это умение активно их использовать на практическом уровне, вовремя извлекая из «запасников» памяти востребуемые конкретной ситуацией сведения и вкладывая их в сознание пациентам.
Чем могут поделиться доктора с внешним миром и за что последний может быть им благодарен? На рынке услуг доктор может предоставлять в первую очередь интеллектуальный продукт – адаптивные знания, интуицию, опыт, проверенные на практике методики и схемы лечения. Во вторую очередь – умение работать руками: проводить диагностические и лечебные манипуляции. Таким образом, перед тем как что-то делать с пациентом, доктор всегда должен думать и постоянно адаптировать имеющиеся у него знания к патологии у конкретного пациента.
Итак, первый фактор, обозначенный как знания, – это базовый набор, который мы можем определить как необходимый, но недостаточный для доктора как профессионала на рынке оказания медицинских услуг. В развитых странах этот набор называют hard skills (буквально с англ. твердые умения). Название в полной мере отражает важность этих знаний, составляющих фундамент здания успеха для современного доктора.
Личностные качества
С детства всем нам известны характеристики, которые должны быть свойственны врачу как человеку. Даже имея самые лучшие знания по медицине, далеко не каждый может стать доктором. Что-то еще не менее важное требуется для того, чтобы специалист стал настоящим профи.
Не будем перечислять весь набор черт образцового врача, почерпнутых нами в детстве из «Айболита» К. Чуковского, поскольку многие из них имеют отношение скорее к мифологии, чем к реальной жизни. Особенно такие странные, как готовность без устали работать сутки напролет, не получая ничего взамен, отдавая последнее пациентам, или стереотипные установки из советских пропагандистских манипуляционных конструктов, тиражируемых ТВ и печатными СМИ.
Очень часто в этот клубок вплетают такой «железный» аргумент, как клятва Гиппократа. Сразу развеем и этот миф: в нашей стране нет врачей, которые принимали данную клятву. В лучшем (или в худшем) случае был некий экстракт из первоисточника – клятва советского врача, – который полностью рефлексировал набор коммунистических лозунгов, не имеющий никакого отношения к Гиппократовой этике. Приходит на ум один из ключевых тезисов, которым бравируют и манипулируют некоторые пациенты в кабинете врача, задавая с ленинским прищуром вопрос: «Доктор, ведь Вы давали клятву Гиппократа?», подразумевая, что априори после этой магической фразы доктор окончательно побежден и теперь будет делать все, чтобы соответствовать этой установке более чем 2-тысячелетней давности. Но если бы пациент ознакомился с текстом оригинала, то многие вопросы и претензии у него отпали бы и этот манускрипт приобрел бы в его сознании исключительно исторический смысл, не имеющий никакого отношения к настоящему времени.
А фраза древнего врачевателя «Доктор, не лечи бесплатно, ибо пациент в этом случае не понимает цены здоровью, а доктор обесценивает свои знания» могла бы и вовсе порвать сложившиеся у этого пациента ассоциативные связи.
Возвращаемся к сегодняшнему дню и успешному доктору.
Так что же является самым ценным качеством современного врача?
Можно долго перечислять реальные и мифические качества, которые должны быть присущи современному доктору. Но если все они соединяются в одно – очень важное, то становятся тем самым фактором, который определяет успешность доктора. Каждый из нас, докторов, время от времени бывает пациентом. И естественно, мы оцениваем врачей, которые нас лечат. Они могут быть разными – более или менее умными, младше или старше, выпускниками вуза А или Б, экстравертами или интровертами, рационалами или иррационалами, статиками или динамиками. Но главными для нас являются те качества, которые позволяют как можно быстрее и эффективнее решить проблему с нашим здоровьем. Это могут быть самые разные вещи – от простого совета до проведения сложной операции. По результатам всех комплексов личностных качеств врача наиважнейшее для нас заключается в том, что мы как пациенты должны получить удовлетворение от оказанной нам услуги. Кто-то из мудрых сказал: «Пока человек жив, он чувствует боль. Пока человек чувствует чужую боль, он человек». И у хорошего врача чувство чужой боли и понимания проблем конкретного пациента должно быть на уровне инстинкта.
Поэтому главное личностное, интегральное и очень востребованное рынком качество современного врача – пациенториентированность. И не имеет значения то, какой ранг, уровень знаний, должность, степень и статус у лечащего врача, если он не умеет выйти на тот формат общения с пациентом, который позволит последнему стать помощником в противодействии болезни. Мы, доктора, прекрасно знаем, какими сложными в общении могут быть пациенты, часто смеемся над их представлениями о болезни, непониманием некоторых, казалось бы, простых медицинских вещей, наивными и несвоевременными вопросами и т. д. С другой стороны, было бы странно, если бы пациенты знали больше о медицине, чем доктор после 10-15 лет погружения в профессию. Очень смешно и непрофессионально выглядит врач, который менторским тоном отчитывает пациента и высокомерно дает понять, что он знает больше о патологии, чем пациент. И якобы одерживает победу в дискуссии.
Но есть очень импонирующая нам фраза, подслушанная у опытных и пациент-ориентированных врачей – «Побежденный пациент – потерянный клиент». Как это перевести на общедоступный язык? Следующим образом: этот побежденный (читай – униженный) пациент в большинстве случаев к этому доктору больше не придет. А если и придет, то скорее от безысходности, чем по собственному желанию. И вряд ли общение такой пары приведет к win-win ситуации, когда обе стороны удовлетворены друг другом. И морально, и материально.
Таким образом, второй краеугольный камень, требующий от современного доктора постоянной работы над собой, – это умение работать с разными пациентами с учетом их статуса, уровня образования и благосостояния, а также влияния болезни на их сознание и коммуникативные навыки. Современный врач-профи должен обладать умениями подстроиться под любого пациента, найти с ним общий язык и максимально помочь решить проблему, с которой пациент пришел к врачу.
Навыки
Теоретические знания (hard skills) по специальности и пациенториентированность, о которых мы упоминали выше, несомненно, очень важны, но в то же время в современном конкурентном мире недостаточны для профессионального врача. И знания, и личностные качества теряют значение и ценность, если доктор не выработает у себя инструментарий прикладной реализации этих важных факторов. Другими словами, у доктора должно быть выработано и отточено умение пользоваться комплектом «отмычек», применяемых в разных ситуациях у пациентов в зависимости от различных параметров – как внешних, так и внутренних, как зависящих от доктора, так и не поддающихся его влиянию.
Все мы понимаем, что пациенты разные, следовательно, с ними нужно по-разному общаться: использовать индивидуально подобранные слова, скорость речи, тембр голоса и т. п., применять различные модели убеждения, учитывая реакцию пациента на ваше сообщение. Доктор должен знать психографию – как себя любимого, с сильными и не очень чертами, так и своих пациентов, т. е. различать пациентов по их поведению, манере ведения дискуссии, значимости аргументов и форме их подачи, а также по восприятию ваших слов с точки зрения лечебного процесса.
Умение использовать трансактный анализ, читать жесты пациентов, слышать в их речи различные оттенки также важно для врача, который хочет достигать успеха в работе с пациентами, а не раздражаться и констатировать: «С этими больными работать нельзя, они не выполняют моих назначений, значит, они неправильные. Уйду я от них». Это отговорка. Каждый случай неправильной коммуникации должен быть умным доктором проанализирован, а после анализа (в идеале) – найден «золотой ключик», разрешающий возникшее препятствие.
«И при чем здесь навык?» – спросите вы. А при том, что путь от неумения к умению, от незнания к знанию, от 0 к 100% лежит через улучшение навыков, которые доктор хочет усовершенствовать. И над этим нужно тренироваться постоянно и системно, используя следующие правила:
И тогда многие проблемы мы смогут решаться при помощи выработанного навыка.
К сожалению, новым, важным и адаптивным навыкам в медицинских вузах СНГ практически не учат, тогда как в развитых странах такое обучение обязательно, особенно после окончания вуза при переходе к практической деятельности. Такие знания имеют специальное название – soft skills (буквально с англ. мягкие умения). Из названия вытекает, что они являются менее «квадратными и твердыми» и требуют более осознанного, избирательного и адаптивного применения с использованием эмоционального интеллекта врача.
В заключение еще раз подчеркнем: soft skills – это то, что постсоветские доктора знают плохо, и именно в этом направлении они должны очень активно работать над собой, пополняя свой профессиональный багаж.
Мотивация
Ознакомившись с тремя вышеизложенными факторами успешного современного доктора, подходим к очень важному вопросу, который звучит так: «А зачем доктору работать над собой, повышать уровень знаний, адаптироваться под интересы пациента, работать над улучшением навыков самой различной направленности? Что будет двигать доктором и подталкивать его к совершению некоторого насилия над собой?». Ведь вместо напряженной работы можно упростить себе жизнь, отыскав кучу оправданий: «Ну, не получается. Пациенты несовершенны. Да и почему я должен под них подстраиваться?».
Следующим этапом снижения требований к себе у доктора может стать вхождение в модель «жертвы» в треугольнике Берга («жертва-палач-спасатель»). Все мы знаем, что здесь нет победителя и самая лучшая стратегия – в этот треугольник не попадать. А если попал, то поскорее из него выбраться. Модель «Пусть обо мне заботится государство» – одно из самых тупиковых направлений. Чаще всего система здравоохранения в постсоветских странах финансируется из рук вон плохо и рассчитывать на государство – удел слабых и пассивных. Кстати, это касается не только СНГ, но и экономически развитых стран. Активные врачи всегда ищут новые возможности в частной медицине, а не сидят в государственных клиниках в ожидании очередной мизерной прибавки к жалованию.
И именно поэтому важнейшим фактором в повышении уровня доктора является его внутренняя мотивация. Важно придумать себе четкий и понятный мотив, позволяющий получить внятный ответ на вопрос: «Зачем?». По значимости фактор мотивации является мультипликатором, позволяющим получать результаты от использования трех факторов:
(знания + пациенториентированность + навыки) × мотивация
Для современного доктора принципиально научиться мотивировать себя ставить перед собой цели – личные, финансовые, профессиональные – и достигать их. Кроме имеющихся у каждого желаний и намерений, часто во главу угла доктора ставят финансовые цели. И правильно делают. Успешный доктор – это не только специалист, которого ценят пациенты и уважают коллеги, но и человек, имеющий высокий уровень дохода. Только в этом случае доктор может посвящать часть своего времени получению новых знаний, полноценному отдыху, правильному питанию, физической активности, уделять время семье и близким, а не перебегать с одного места работы на другое, недосыпая, не уделяя времени своему здоровью, используя набор однажды освоенных, но неизбежно устаревающих знаний и навыков. Вряд ли такой «замученный» доктор вызовет у пациента доверие и желание следовать его советам. «Врачу, исцелися сам» – так говорили древние. И как не прислушаться к ним в этом вопросе.
Наличие у врача четко понимаемых мотивов, определяющих его развитие и стремление к повышению уровня, завершает данную публикацию.
Выводы
Наличие «витаминов», объединяющих как hard, так и soft skills, постоянная работа над собой в развитии полезных навыков в направлении пациенториентированности под воздействием понятной и внутренне осознанной мотивации – тот минимальный набор, который выделяет современного успешного доктора из массы обладателей диплома о высшем медицинском образовании.
Медична газета «Здоров’я України 21 сторіччя» № 1 (374), січень 2016 р. |
СТАТТІ ЗА ТЕМОЮ Терапія та сімейна медицина
11-12 вересня відбулася конференція Pro Family 2021 для професіоналів у сімейній медицині, під час якої значну увагу було приділено проблемі своєчасної діагностики та лікування хронічної венозної патології, з котрою досить часто доводиться мати справу в своїй практиці сімейним лікарям. При веденні таких пацієнтів у лікаря первинної ланки з’являється чимало запитань: чи матиме успіх консервативне лікування, як оцінити ефективність терапії, у який спосіб можна запобігти розвитку ускладнень, коли хворого варто скерувати до судинного хірурга? Відповіді на ці запитання озвучив під час своєї доповіді «Хронічні захворювання вен. Коли звертатися до судинного хірурга?» судинний і ендоваскулярний хірург, флеболог, науковий співробітник центру АнгіоЛайф (м. Запоріжжя), дійсний член ESCVS і EVF Сергій Миколайович Мачуський.
Потреба у високоефективних вакцинах, що забезпечують стійкий і довготривалий імунітет, ніколи не була такою очевидною, як під час пандемії COVID‑19. Однак з недостатньо зрозумілих причин імунна відповідь на вакцинацію може дуже відрізнятися як між окремими людьми, так і серед певних груп населення. На жаль, імуногенність вакцин є часто зниженою саме в тих популяційних групах, які мають найбільший ризик несприятливого перебігу інфекційного захворювання. В цьому огляді наведено погляд австралійських науковців на проблему субоптимальної відповіді на вакцини з акцентуванням їхньої уваги на важливій ролі кишкової мікробіоти у формуванні імунної відповіді. Саме корекція складу кишкової мікробіоти, зокрема за допомогою пробіотиків, на думку дослідників, може бути ефективним способом посилення імунної відповіді серед категорій населення з підвищеним ризиком дисбіотичних порушень (особи похилого віку, пацієнти з ожирінням, нераціональним харчуванням тощо).
Біль у нижній частині спини є однією з найчастіших причин звернення по медичну допомогу в усьому світі. Щонайменше 84% загальної популяції хоча б один раз у житті скаржилися на цей стан у дорослому віці. Зважаючи на поширеність, неспецифічність болю в нижній частині спини й можливі наслідки у вигляді зниження мобільності та загальної якості життя, питання менеджменту болю в нижній частині спини є вкрай актуальним. У цій статті подаємо огляд проспективного рандомізованого дослідження, метою якого було вивчення ефективності та переносимості препарату на основі нуклеотидів уридину трифосфату (УТФ) та цитидину монофосфату (ЦМФ) серед пацієнтів, які скаржаться на біль у нижній частині спини.
Эксперты назвали слагаемые успеха медицинской организации
На форуме «Конкуренция в медицине», прошедшем уже в четвертый раз и собравшем на своей площадке главных врачей ведущих медицинских учреждений России, общественных деятелей в сфере здравоохранения, известных врачей-клиницистов, медицинских коммерческих директоров и маркетологов, как всегда, обсуждались самые злободневные для отрасли вопросы. Управленческие тренды и факторы успеха на рынке, лучшие практики, например, бережливое производство, пациенториентированность, стратегии позиционирования, инвестиции в персонал и корпоративную культуру, стандарты качества медицинских услуг, юридические и судебные тренды, а также вопросы продвижения медицинских проектов.
Кадровый вопрос
Зачем нужен такой нематериальный актив, как корпоративная культура, и как ее создавать, рассуждали руководители крупных медицинских организаций. По мнению генерального директора клиники «Рассвет» Алексея Парамонова, особенно важным пунктом в создании корпоративной культуры является подбор людей: специалисты, разделяющие одни ценности, приглашают в организацию людей со схожей идеологией. А важным источником поиска медицинских кадров, вписывающихся в уже сложившийся коллектив, стали социальные сети. В профессиональных группах, по словам спикера, многие врачи раскрываются и показывают свой истинный уровень квалификации.
Медицинский директор сети клиник «Семейная» Павел Бранд отметил, что корпоративная культура может быть макро- и микро-. Если речь идет о крупной сети клиник, то стоит понимать, что в каждой из них собственная культура, которая постоянно видоизменяется с приходом новых людей. Особое внимание эксперт уделил проблеме отторжения так называемых идеологических установок корпорации. По его мнению, Россия устала от идеологий. Чтобы понять, есть ли в клинике корпоративная культура, достаточно задать один вопрос нескольким коллегам: что мы делаем? Бывают ситуации, когда у каждого оказываются свои цели, свое понимание задач. Подобная ситуация, безусловно, не ведет к достижению единой цели медицинской организации.
Управленец или врач
Далее острая дискуссия развернулась вокруг такой серьезной проблемы, как взаимоотношения между управленцами и врачами. Обсуждая точки напряжения, первый заместитель генерального директора Фонда Международного медицинского кластера Ильдар Хайруллин отметил, что они практически полностью исчезают, когда руководитель уделяет достаточное внимание решению проблем сотрудников. Кроме того, по мнению эксперта, нельзя говорить о качественной работе, пока руководство не определилось со стандартами: все требования к сотруднику и оборудованию должны быть направлены на увеличение эффективности и не противоречить друг другу. Правильно выстроенные процессы позволяют врачам сосредоточиться на своей деятельности, выполнять необходимые манипуляции быстро и четко, не тратя время на поиск нужного инструмента или расходного материала.
Врач – лицо лечебного учреждения, он приносит прибыль. И пациент, хоть и не может оценить образование специалиста, квалификацию, но через общение способен сделать определенные выводы о его компетенциях. Это еще одна причина, по которой деятельность врача должна быть максимально скоординирована эффективным руководством: довольный своей работой врач способен оказать больше внимания пациенту, уверен Ильдар Хайруллин.
Советник генерального директора Международного медицинского кластера, врач-кардиолог Ярослав Ашихмин рассказал о командоориентированной медицине: «Мы много говорим сегодня про пациенториентированную медицину, но забываем о врачах. Нужно ставить на одну планку врачей и пациентов. Берем врачей, которые ставят интересы пациентов на первое место, и делаем командоориентированную клинику», – пояснил он и добавил, что клиника, построенная в парадигме командоориентированной медицины, будет соответствовать самым высоким стандартам качества.
Образ и репутация
Директор по коммуникациям Международного медицинского кластера Фаина Филина рассказала о том, как создавать бренд медицинской организации и управлять репутацией – не только через социальные сети и пациентские отзывы, но комплексно, опираясь на четкую и продуманную коммуникационную стратегию. По ее словам, в организации обязательно должны быть простые и четкие гайдлайны для общения со СМИ и главное – гайдлайны реагирования на форс-мажорные ситуации: в СМИ, соцсетях, на мероприятиях. Еще одна важная тема – формирование пула публичных спикеров и создание их личного бренда. Правда, с этим нужно быть осторожнее – «звездные» врачи могут уйти и увести с собой пациентов.
Секреты успеха врача в области эстетической медицины
На протяжении всей своей жизни врач должен постоянно учится. И эта тяга к обретению новых навыков и повышение профессионализма определяют его успех на рынке эстетической медицины. Так как от качества работы врача и его имиджа зависит формирование мнения о нем у пациентов и, соответственно, количество обращений.
Узнайте в данной статье на estet-portal.com самые актуальные практические советы, а также, какими качествами должен обладать врач, что быть успешным в области эстетической медицины от врача-дерматолога, спикера BusinessShot Радины Денковой.
Залог успеха современного врача
Р.Д.: Врач в профессиональной деятельности в области эстетической медицины должен достичь вершины мастерства общения, а именно − владение мимикой, ораторскими способностями и жестикуляцией, а также умением повлиять на пациента силой своего слова.
Читайте нас в Instagram!
Здесь на помощь врачу может прийти биомеханика − наука по формированию координации моторного поведения, которую разработал чешский театральный режиссер В. Мейерхольд.
Общественная значимость и сложность профессиональных обязанностей врача требуют от него высокого уровня профессиональной подготовки, фундаментальных знаний теории и практики отрасли эстетической медицины, овладение навыками, тактикой, соответствующими методами и приемами врачебной деятельности. Врач должен поддерживать и совершенствовать свои знания и навыки, прилагать необходимые усилия к профессиональному самосовершенствованию на уровне современного состояния медицины.
Поэтому так важно для современного практикующего врача в области эстетической медицины постоянно работать над своим профессионализмом и повышать качество предоставляющих услуг, так как конкуренция в данной области с каждым годом все растет.
Формирование имиджа врача
Р.Д.: Нужно принимать во внимание, что пациент, который приходит к врачу, как правило, знает о нем больше, чем врач о больном. Это связано с особенностями работы в области эстетической медицины, где одним из главных критерием выбора врача является его узнаваемость и качество работы.
Имеет значение также репутация медицинского учреждения в частности, куда приходит пациент. Напряженность, недовольство и гнев клиента, который был вынужден добираться к врачу невыгодным транспортом, и сверх этого долго ждать в приемной, пока придет его очередь, является часто механизмом генерализации аффекта, который обязательно проявится при встрече.
Качества врача, которые обеспечивают успех на рынке
Р.Д.: Во-первых, он должен быть хорошим инжектором, хорошим врачом и это первое главное условие и обязательно хорошим менеджером. Он должен быть также инфлюенсером. (Ифлюенсеры (англ. Influencer) – это люди, за которыми следят, так называемые «лидеры мнений». Это слово часто используют для описания лиц, способных влиять на решение других лиц благодаря своему авторитету, знаниям, опыту или умению выстраивать отношения с аудиторией).
Потому что очень важно в эстетической медицине показать себя в социальных сетях, таких как Facebook, Instagram и быть известным, узнаваемым, в первую очередь, для пациентов. Не менее важны моральные качества в практике врача такие как сострадательность, любовь к работе, также внимание к пациентам и внимание к работе. Много качеств нужно иметь в современному врачу, чтобы быть успешным на рынке эстетической медицины.
Как удержать клиента в области эстетической медицины
Р.Д.: Удержать клиента врачу возможно с хорошими партнерскими взаимоотношениями, а также с помощью престижной работы. Я думаю, качество работы врача − это самое главное не только в области эстетической медицины, а и в любой другой отрасли. Если ты работаешь хорошо, если у тебя есть концепция, ты будешь успешным.
Главные проблемы начинающих врачей в области эстетической медицины
Р.Д.: Считаю, что первой проблемой начинающих практикующих врачей является цена, а именно, как установить цену на услуги. Это связано с тем, что молодые врачи боятся повышать цену, они думают, что, если цена средняя на рынке они успеют в этой области. И это неправильно. Если они знают, что могут работать качественно, если они готовы постоянно усовершенствовать свои знания для того, что хотят сделать, цену однозначно нужно повышать. Проблемой начинающих врачей также является демпинг цены, и это также есть второй большой проблемой. Потому что, когда ты понижаешь цену никогда невозможно выйти на рынок.
Несмотря на множество факторов, которые влияют на успех врача на рынке эстетической медицины, необходимо помнить, что главная составляющая – это качество Вашей работы и профессионализм.