факторы обучения обществознанию включают
Особенности преподавания обществознания в современной школе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности преподавания обществознания в современной школе.
С каждым днем можно наблюдать ускорение технического развития современного общества не только в России, но и во всём мире, что ведет к неизбежному увеличению темпа жизни, и именинною приоритетов и модели общественного развития. Данная тенденция охватывает все сферы жизни общества заставляя людей постоянно изменятся и приспосабливаться к новым условиям.
Образование в этой тенденции не стало исключением. В начале нового тысячелетия образование в Российской Федерации пошло по пути ускоренной модернизации, чтобы на разных образовательных ступенях начать работу по подготовке высококлассных специалистов готовых быстро интегрироваться в «новый мир». Исходя из этого приоритетной задачей образовательной политики государства стала работа над достижением современного качества образования и соответствие его актуальным потребностям, российского общества. Особую роль при выполнении этой задачи имеет изучение предмета обществознание, так как именно эта дисциплина подразумевает изучение экономического, социального и политического устройства современного общества. Способствующих развитию компетенций у обучающихся ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать природной и социальной средой на основе личностно-эмоционального опыта. [1].
Одним из условий достижения современного и качественного образования является личностная ориентированность преподавателей нацеленных на реализацию образовательных стандартов последнего поколения. Важным критерием для освоения теоритических знаний учащимися и преобразование его в практические умения, является опора на личный жизненный опыт. При этом стоит отметить, что при использовании учащимися жизненного опыта, теоретической подготовленности и участии в комплексе воспитательных мероприятий, преподаватели могут в полной мере реализовать задачи, поставленные государственной образовательной политикой перед школами. [1].
В реалиях российского образования можно проследить тенденцию увеличения воспитательного компонента и воспитательных мероприятий в школах, направленных на формирование полноценной и всесторонне развитой личности.
В последнее десятилетие отчётливо прослеживается тенденция при которой в образовательной и воспитательной деятельности происходит инкорпорирование ряда элементов, способствующих мобилизации и раскрытию учебного и творческого потенциала обучающихся среднего звена. Что при дальнейшем развитии в рамках учебного процесса позволяет углубить и закрепить знания и умения, касающихся политического и экономического развития современного общества.
При этом стоит отметить, что большое количество изменений в системе российского образования, неизбежно ведут к возникновению ряда сложностей как в учебном, так и воспитательном процессе, что в конечном итоге негативно влияет процесс обучения.
Исходя из этого, при более детальном анализе актуальных проблем российского образования можно выделить непрерывное снижение уровня учебной мотивации обучающихся, что в рамках изучение дисциплины «Обществознание» не позволяет в полной мере освоить учебный материал. [3]
Главной задачей педагога служит формирование у обучающихся мотивации к изучению дисциплины и реализации полученных знаний на практике. В рамках преподавания гуманитарных дисциплин (обществознания и истории) мной используются различные вариации методик и технологий обучения, для постоянного вовлечения обучающихся в изучение предмета.
Исходя из анализа методической литературы, а также практики преподавания для реализации этой задачи максимально эффективны следующие технологии:
• технология использования в обучении игровых методов: деловых, игровая технология.;
Руководствуясь требованиями образовательной политики государства, поставленных перед преподавателями «гуманитарных» дисциплин. Приоритетной в моей педагогической деятельности я считаю процесс формирования и развитие культуры мышления и речи, а также компетенции критического мышления. Особой составляющей преподавания обществознания и истории считаю развитие гражданского и военного патриотического образа мышления. [1]
Исходя этой концепции для реализации поставленных задач, во время уроков обществознания мной неоднократно использовались активные формы обучения, внедряемые в течение нескольких последних лет. Это групповая практическая работа и индивидуальная практические работы. Ведь в компетентностной парадигме приоритетной задачей уроков обществознания становится обучение развитию навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.
Активные формы обучения также хорошо зарекомендовали себя в процессе подготовки к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ. Так как они позволяют не шаблонно готовить учащихся к «прорешиванию» тестовых заданий, а обеспечить качественное использование усвоенного материала, что позволяет формировать причинно-следственные связи, самостоятельность мышления, что помогает не только в выполнении части С, предусмотренной рамками экзамена, но и в решении частей А и В.
В десятом и одиннадцатом классе, для качественной подготовки к экзаменам эффективна следующая структура, позволяющая не только углубить теоритические знания, но и реализовать их на практике.
· Вводная лекция с интегрированными элементами беседы,
· Обучающий практикум (с использованием доступных источников информации),
· Практикум направленный на решение задач требующих составление сложного плана или развёрнутого ответа с последующей аргументацией,
· Семинар
Дебаты или деловая игра.
Также в старших классах научная деятельность учащихся наряду с воспитательным процессом является неоспоримо важным элементом. Стимулирующая обучающихся к подготовке и написанию исследовательских работ подготовки и реализации научных проектов[2].
Следует отметить, что в последние десятилетие необходимость научной деятельности в среди среднего и старшего звена, обучающихся достаточно неоднозначная тема. В качестве основных доводов и аргументов противники данной формы деятельности ссылаются на чрезмерную нагрузку на обучающихся, отсутствие концептуально новых тем для исследования и, следовательно, научной значимости работ.
Стоит отметить, что подобные негативные эффекты при занятии научной деятельности могут наступить лишь в случае неправильно поставленных целей и задач, и отсутствия мотивации ученика. Грамотно интегрированная и хорошо организованная научная работа не создаёт перегрузки, а лишь позволяет углубить знания в сфере изучения.
Не стоит забывать, что изучение дисциплины «Обществознание» как в среднем, так и в старшем звене может быть также направлено на раскрытие творческого потенциала учащегося, что даёт возможность приобрести и закрепить новые компетенции.
В современном мире, образовательная концепция ориентирована на использования технических приспособлений на уроках, позволяющих максимально эффективно раскрыть тему занятия. Тем самым требуя формирования ИКТ Компетенции не только и педагога, но и учащегося.
В отечественной методике обучения для формирования ИКТ компетенции наиболее успешно применяются «традиционные» методы обучения.
· – словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
· – наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
· – практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы) [2].
Процесс информатизации современной школы заключается в возможности использования учащимся современных информационных технологий, наиболее важен это вопрос становится при изучения блока права старшей школе так-как не всегда пользуясь учебными пособиями возможно найти исчерпывающие ответы или актуальную информацию о правовом поле в государстве[2]. Не стоит забывать, что нормативно-правовые акты достаточно часто претерпевают ряд изменений. Информационные технологии также способствуют процессу регулярного самообучения, когда учащийся по интересующим его вопросам или наиболее интересной сфере может получить дополнительную информацию или использовать научную литературу при подготовке к олимпиадам или итоговым экзаменам[4].
Таким образом, системное внедрение новых форм обучения на уроках обществознания позволит максимально эффективно раскрыть научный и творческий потенциал личности, а также позволит по итогом образовательной деятельность подготовить гражданина способного интегрироваться в постоянно изменяющиеся культурные и социальные условия современного мира. И в дальнейшей профессиональной деятельности быть конкурентно способным специалистом не только на отечественном, но и зарубежном рынке труда.
Выступление на ГМО «Основные характеристики преподавания обществознания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Основные характеристики преподавания обществознания
На сегодняшнем этапе модернизация системы школьного обществоведческого образования связана с процессом ее стабилизации. Факторы, обусловившие необходимость модернизации школьного обществоведческого образования:
• Коренные перемены в российском обществе, произошедшие в период после 2000 г.;
• актуальные задачи развития России, поставленные политическим руководством страны на период до 2020 г.;
• процессы глобализации и изменение международного положения России;
• стремительная трансформация информационной среды;
• новый этап развития базовых общественных наук;
• изменения в системе образования (структурные, содержательные, технологические);
• накопление опыта преподавания школьного обществоведческого курса и результаты его анализа
Модернизаци я школьного обществоведческого образования предусматривает :
1-Направления трансформации содержания и структуры школьного обществоведческого образования:
• Непрерывность обществоведческого образования: в учебном плане как основной (5-9 кл.), так и старшей (10-11 кл.) школы должен быть представлен курс обществознания;
• поэтапное расширение и углубление рассматриваемой в курсе проблематики с учетом возрастных особенностей учащихся и изменения их социального статуса;
• полнота освещения важнейших аспектов жизни человека и общества, типичных видов человеческой деятельности;
• сочетание теоретических знаний с конкретным материалом о современном, прежде всего, российском обществе;
• ориентация на систему национальных и общечеловеческих ценностей;
• единство научности и практической направленности содержания курса;
• сочетание различных методологических подходов и отражение разных взглядов на развитие общества, существующие в социально-гуманитарном познании;
• представление актуальных проблем развития российского общества и глобальных проблем человечества;
• раскрытие внутренней и внешней политики РФ 2-Особенности процесса обучения обществознанию: •Завершение перехода на новые образовательные стандарты второго поколения; •усовершенствование форм государственной аттестации выпускников общеобразовательных организаций и оценки образовательных достижений учащихся по обществознанию (ЕГЭ, накопительная система: рейтинги, «портфолио» и др.); •становление диалогичного учебного пространства, имеющего деятельностный характер, стимулирующего индивидуальную и групповую учебную деятельность, способствующего демократическому воспитанию школьников, формированию гражданской культуры, приобретению опыта критического мышления и межкультурной коммуникации; •освоение образовательных технологий, основанных на ресурсах новой информационно-образовательной среды (широкое использование интернета, разработка и внедрение новых типов компьютеризированных учебных пособий, применение методов дистанционного обучения и т.д.); •использование ресурсов компетентностного подхода, который дополняет и взаимодействует с классическим «знаниевым» подходом; •использование такого эффективного методического средства, как решение познавательных и практических задач, анализ жизненных ситуаций. Предметные результаты изучения обществознания должны отражать: 1- формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; 2- понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5- освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Образовательные задачи преподавания курса обществознания:
— раскрытие закономерностей развития общества, общественной жизни;
— утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;
— выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;
— определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;
— ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;
— формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;
— создание условий для раскрытия творческих способностей личности;
— развитие аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
— моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;
— выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;
— развитие нестандартности мышления, креативности и творческих
— понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;
— передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.
Факторы обучения обществознанию включают
Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание»
КОНЦЕПЦИЯ
преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Опубликована 30 декабря 2018 года наа портале Министерства просвещения РФ
(https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe)
I. Общие положения. Место и значение обществознания в образовательной программе общего образования
Обществознание как учебный предмет изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений. Базовые компетенции, которые формируются при изучении обществознания, помогают правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции.
Обществознание выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (история, литература, география, основы религиозных культур и светской этики) и с реализуемой в организациях, реализующих общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), программой воспитания и социализации обучающихся.
Обществознание как учебный предмет охватывает различные сферы (подсистемы) жизни общества и человека – социальную, духовную, экономическую, политическую, правовую, и включает базовые знания из социально-гуманитарных наук (философии, психологии, в том числе социальной, этики, социологии, истории, политологии, правоведения, экономики).
Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе.
В Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – Концепция, образовательные организации), представлены цели, задачи, основные принципы и направления совершенствования преподавания обществознания в образовательных организациях в Российской Федерации. Концепция основывается на положениях государственной политики в сфере образования, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», к числу которых относятся гуманистический характер российского образования, приоритет жизни и здоровья, прав и свобод личности, ее свободного развития, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, общенациональных и коллективных интересов, правовой культуры, бережного отношения к природе.
II. Цель Концепции и решаемые для ее достижения задачи
Целью Концепции является повышение качества преподавания и изучения обществознания в образовательных организациях с учетом перспективных задач развития Российской Федерации.
Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
обновление содержания образовательных программ по обществознанию на уровнях основного общего и среднего общего образования (с обеспечением их преемственности), учебно-методических комплексов (УМК), технологий и методик обучения;
расширение использования электронных информационных и образовательных ресурсов, обеспечивающих повышение качества преподавания обществознания;
развитие технологий и методик обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;
формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа – и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности;
совершенствование системы диагностики и контроля учебных достижений обучающихся, включая обновление контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по обществознанию по окончании освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования;
создание условий для формирования гармонично развитой личности, успешной социализации обучающихся, их созидательной гражданской активности, усиление взаимосвязи преподавания обществознания с реализацией программы воспитания и социализации обучающихся, воспитание у обучающихся неприятия национальной и религиозной розни, общественно опасного, коррупционного и неправомерного поведения;
совершенствование системы подготовки учителей обществознания и повышение их квалификации с использованием современных педагогических технологий и методов обучения, содействие их профессиональному росту.
III. Основные направления совершенствования преподавания обществознания
1. Общие положения
Главной целью преподавания и изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.
Достижение этой цели должно осуществляться путем системной интеграции процессов освоения содержания обществознания на разных этапах изучения учебного предмета и процессов воспитания и социализации обучающегося, формирования у него целостного мировоззрения на основе исторически сложившихся духовно-нравственных традиций российского общества.
Преподавание обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса, имеющего два концентра. Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познавательных возможностей, постепенного обогащения их личного социального опыта, изменений с возрастом интересов и запросов, логики развертывания научного знания.
Интегральный характер преподавания обществознания определяется установленной Конституцией Российской Федерации в качестве объекта конституционного регулирования и государственного строительства триадой «личность – общество – государство» и способствует выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь. Интегральный характер преподавания обществознания не исключает возможности его изучения тематическими блоками (модулями).
При освоении программ основного общего и среднего общего образования преподавание и изучение обществознания на базовом уровне является обязательным для всех обучающихся и сфокусировано на решении практических задач воспитания и социализации обучающегося на основе формирования у него целостной социальной картины мира. На уровне среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся может реализовываться углубленный уровень обществознания.
Углубленный уровень на ступени среднего общего образования обеспечивается за счет расширенного освоения теоретических знаний в рамках базовых наук и способности их применения в последующей профессиональной деятельности, связанной прежде всего с социально-гуманитарным знанием.
2. Модернизация содержания и методов преподавания обществознания
Для достижения цели Концепции необходимо провести обновление всего комплекса установленных образовательным законодательством документов, регламентирующих преподавание и изучение обществознания: федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, примерных основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, примерных рабочих программ базового и углубленного изучения и преподавания обществознания.
Для решения представленных в Концепции задач необходимо:
предусмотреть в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования обязательное изучение обществознания, включая освоение знаний по правоведению и экономике, а также возможность овладения предметом как на базовом, так и на профильном уровнях;
разделить и детализировать требования к предметным результатам освоения обществознания на базовом и углубленном уровнях, а также усилить межпредметные связи с учебными предметами «Основы религиозных культур и светской этики», «История России», «Всеобщая история»;
уточнить требования к результатам освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствующих предметных областях;
обеспечить при изучении обществознания возможности использования дополнительной литературы, разнообразных электронных информационных и образовательных ресурсов;
продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации по обществознанию, развивать инструменты оценки уровня сформированности базовых компетенций у обучающегося;
расширять участие обучающихся в общественно значимых, в том числе волонтерских проектах, сформировать в рамках портфолио обучающегося механизмы учета результатов этой деятельности при поступлении в образовательные организации, реализующие программы высшего образования.
Методы преподавания и изучения обществознания должны основываться на системно-деятельностном подходе, обеспечивать формирование способности практического применения полученных знаний.
Для повышения качества преподавания и изучения обществознания на уровне среднего общего образования и улучшения предпрофессиональной ориентации обучающихся необходимо дальнейшее развитие и повышение качества всероссийских олимпиад предметной области «Общественные науки».
Содержание предмета «Обществознание»
Содержание предмета «Обществознание» и последовательность его освоения должны соответствовать задачам формирования у обучающегося с учетом его возрастных особенностей:
целостной системы представлений о жизни и развитии общества, месте человека в системе общественных отношений;
ценностных ориентаций, необходимых ему в жизни;
комплекса предметных и метапредметных умений, способов познавательной и практической деятельности.
Представленное в Концепции содержание обществознания обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, последовательность его освоения, соединение процесса освоения знаний с приобретением способности их практического применения.
Преподавание и изучение обществознания на уровне основного общего образования реализуется в 6 – 9 классах.
Знакомство обучающегося с жизнью и развитием общества начинается с формирования у него представлений о себе как личности. Решению этой задачи помогает рассмотрение биологического и социального в человеке, особенностей подросткового возраста, усвоение знаний о способностях и потребностях человека, социальных условиях их формирования, представлений о ценности человеческой жизни. У обучающихся формируется понимание того, что становление личности происходит в условиях общения в семье, с другими людьми и по мере освоения разнообразных видов деятельности.
Неотъемлемым компонентом содержания является знание и понимание социальных норм как регуляторов общественных отношений. В процессе изучения обучающийся узнает, как возникают нормы, почему необходимо на них ориентироваться в своем поведении, изучает различия и взаимосвязь между социальными (моральными, религиозными и т.д.) нормами и нормами права. В учебном предмете раскрывается значимость здорового образа жизни, показываются негативные последствия общественно опасных форм поведения, формируются общечеловеческие ценности, уважительное отношение к другим людям, понимание основных норм морали в обществе.
Обучающийся получает представление о социокультурном многообразии общества, знакомится с различными формами познания, культуры, узнает об общественной жизни, о роли образования и науки в развитии общества, о влиянии форм и ценностей духовной культуры на формирование личности, знакомится с различными социальными общностями и группами, характерными для них субкультурами.
При изучении политической сферы жизни общества разъясняются роль политики, основы государственного устройства и формы правления, принцип разделения властей. Обучающихся знакомят с различными формами организации политической жизни. В процессе обучения осваиваются ценности, обеспечивающие развитие общества, формируется понимание целостности российского государства, уважительное отношение к представителям различных этносов и конфессий, ценностное отношение к демократии, правовому государству, гражданскому обществу, государственному суверенитету, конституционному строю.
Обучающиеся знакомятся с общими понятиями права, характеризующими правовую сферу жизни общества, с конституционными основами государственного строя Российской Федерации, государственными символами России, конституционными правами и свободами человека и гражданина в Российской Федерации, а также конституционными обязанностями гражданина Российской Федерации, с мерами по противодействию коррупции. У обучающихся формируются представления о правовых основах административно-территориального устройства Российской Федерации, системах органов власти на федеральном и региональном уровнях, а также об организации местного самоуправления.
Обучающиеся осваивают такие категории, как правоспособность и дееспособность, знакомятся с особенностями правового статуса несовершеннолетнего, признаками и видами правонарушений, понятием и видами юридической ответственности. Они изучают отдельные субъективные права (право собственности, право на труд, права и обязанности детей и родителей, права потребителей и т.д.), способы защиты гражданских прав, структуру правоотношений и их виды. Обучающиеся должны осознать значение своего статуса как гражданина России, содержание своих прав и обязанностей. В процессе обучения у обучающихся формируется чувство гражданской ответственности, понимание важности правовых норм и их соблюдения.
Обучающиеся изучают вопросы, связанные с противодействием коррупции, осваивают основные понятия экономической науки, изучают устройство экономических систем, роль экономики в росте благосостояния человека и общества, функционирование рынков капитала и рынков труда. У обучающихся формируются представления о государственной экономической политике, навыках поведения в конкретных экономических ситуациях, способность адекватно оценивать свои возможности в сфере производства и потребления, осознанно подходить к выбору будущей профессии.
Обучающиеся изучают организацию предпринимательской деятельности, включая малое и индивидуальное предпринимательство, системы оплаты труда работников. У них формируется понимание важности научно-технического прогресса, перспектив развития экономики, основанной на знаниях, необходимости использования инноваций в различных сферах деятельности, применения ресурсо- и природосберегающих технологий, повышения производительности труда.
Обучающиеся осваивают основные понятия финансовой грамотности, изучают устройство банковской, налоговой, пенсионной систем, системы страхования; осваивают способы разумного взаимодействия семьи с различными финансовыми институтами, знакомятся с правами потребителя финансовых услуг, учатся их защищать. Важно сформировать у обучающихся представления о ценности ответственного, грамотного поведения в сфере личных и семейных финансов, в том числе через ведение семейного бюджета.
Обучающиеся, успешно освоившие обществознание на уровне основного общего образования, должны иметь целостное представление об обществе и механизмах его развития, человеке и его жизни в обществе, сформировать понимание значения социальной среды в жизни каждого человека, важности семьи как базовой социальной структуры. Ценности, которые должны быть освоены в процессе преподавания и изучения обществознания на уровне основного общего образования, являются основой формирования гражданской ответственности за свою судьбу, за судьбу Отечества.
На базовом уровне среднего общего образования (10-11 классы) должно происходить закрепление ранее изученного материала и развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности практического применения полученных знаний. Задачей этого этапа преподавания и изучения обществознания является не только освоение новых знаний, но и развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в реальных общественных взаимоотношениях. Особое значение приобретает понимание познания как фундаментального процесса, являющегося универсальным источником знаний, освоение различных видов познания, разделение чувственного и рационального познания, понимание критериев истины, истинного и ложного знания.
На основе получаемых знаний обучающиеся должны научиться анализировать возникающие в жизни ситуации; использовать полученные знания о социальных нормах и ценностях в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; характеризовать основные методы научного познания. Они должны понимать специфику прогрессивных и регрессивных общественных изменений, уметь формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации, знать многообразие культурных форм, представлять этнокультурное и языковое богатство народов России, определять роль духовных ценностей в обществе.
Овладевая экономическими знаниями, обучающиеся должны научиться понимать направления государственной экономической политики, объяснять поведение основных субъектов экономических отношений, оценивать влияние конкуренции, монополии и коррупции на экономическую жизнь, действие законов спроса и предложения, механизмы ценообразования, поведение участников трудовых отношений; понимать финансовую грамотность как одну из важнейших компетенций человека. Обучающиеся должны освоить основы управления личными (семейными) финансами, формирования личных сбережений и пенсионных накоплений, в том числе с использованием услуг финансовых организаций, познакомиться с финансовым планированием и понятием финансовых рисков, системой уплаты налогов, осуществлением инвестиций, ролью, функциями и задачами Центрального банка Российской Федерации.
Особое значение имеет формирование способностей рассмотрения и оценки политических явлений. Обучающиеся должны уметь высказывать аргументированные суждения о соотношении целей и средств в политике; уметь раскрывать роль и функции политической системы; различать типы политических режимов; иметь знания о политической системе Российской Федерации, парламентских партиях, избирательной системе, государственном устройстве, институтах государственной власти и местного самоуправления, разделении полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Обучающиеся должны уметь характеризовать государство как центральный институт политической системы, иметь представления о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии и других форм государственно-политического устройства общества; понимать взаимосвязи правового государства и гражданского общества; уметь раскрывать ценностный смысл правового государства; различать и уметь приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике, характеризовать особенности политического процесса в России.
Обучающиеся в процессе изучения обществознания усваивают знания о современных тенденциях и закономерностях развития Российской Федерации как демократического правового государства; верховенстве и прямом действии Конституции и законов; о конституционных ценностях и основах конституционного строя; взаимосвязи укрепления законности и защиты законных интересов общества и личности; о правах и свободах человека и гражданина; о взаимосвязи между конституционными правами и обязанностями; о применении норм права в практических ситуациях и особенностях их применения в связи с развитием информационных технологий; о деятельности органов исполнительной власти, органов судебной власти и прокуратуры в правоохранительной и правозащитной сферах.
Уровень углубленного изучения и преподавания обществознания целесообразно вводить в 10-11 классах для обучающихся, ориентированных на получение высшего образования по направлениям подготовки и специальностям, требующим прохождения единого государственного экзамена по обществознанию. Изучение учебного материала целесообразно вести посредством освоения расширенных модулей по основам социальных и гуманитарных наук (философии, экономики, социологии, юриспруденции, политологии, психологии, культурологии). Для более глубокого понимания обучающимися особенностей общественного развития России, ее социально-политических традиций и ценностей целесообразно посвятить отдельный раздел освоению наследия отечественных классиков социальной философии и общественной мысли.
Реализация системно-деятельностного подхода, повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках изучения обществознания могут быть достигнуты путем активного использования:
интерактивных образовательных технологий и методов (учебного проектирования, учебного исследования, технологии обучения в сотрудничестве, игровых технологий, ориентированных на возрастные особенности разных групп обучающихся, в том числе деловых и ролевых игр, методов моделирования реальных ситуаций, дебатов и др.);
дополнительного образования и внеучебной деятельности (с опорой на традиционные формы коммуникации и цифровую социальную среду), включая использование возможностей программы воспитания и социализации обучающихся;
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
дополнительной литературы, визуализированных данных, моделей, схем, аудиовизуальных материалов.
При углубленном изучении обществознания целесообразно получение обучающимися первоначального опыта учебной и учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.
3. Обновление изданий учебного назначения, расширение общедоступных информационных ресурсов, необходимых для преподавания обществознания
Для освоения представленных в Концепции содержания обществознания и методик преподавания необходима подготовка нового поколения учебников, учебных и методических пособий по обществознанию, ориентированных на:
синтез социальной теории и социальной практики;
оптимальное сочетание обязательного (базового) и вариативного компонентов учебного плана, допускающие возможность дифференциации и индивидуализации обучения;
приоритетное развитие самостоятельной работы обучающихся, использование справочных изданий и иной дополнительной литературы, электронных и мультимедийных технологий, современных средств диагностики образовательных результатов обучающихся.
С учетом цифровой социализации современных обучающихся и практико-ориентированности преподавания и изучения обществознания необходимо развитие цифровых информационных и образовательных ресурсов, включающих:
инструменты организации индивидуальной или совместной деятельности обучающихся (учебные компьютерные игры, тренажеры и симуляторы, сетевые инструменты проектной деятельности);
цифровые учебные модули для самостоятельного углубленного изучения отдельных тем и разделов;
библиотеки электронных образовательных ресурсов по обществознанию для самостоятельного или совместного изучения и обсуждения;
банки стандартизованных контрольных измерительных материалов и других средств диагностики результатов обучения.
В образовательных организациях также следует расширять библиотечные фонды дополнительной учебной и художественной литературы на бумажных носителях, шире использовать информационные возможности сторонних организаций (библиотек, музеев и т.д.).
Для методического обеспечения деятельности учителя целесообразно создание открытой специализированной профессиональной социальной сети, содержащей методические материалы, описание лучших практик, обеспечивающей ведение в электронной форме курсов повышения квалификации, профессиональных форумов.
4. Усиление взаимосвязей преподавания и изучения обществознания с реализацией программ воспитания и социализации обучающихся, социальной активностью обучающихся, возможностями социальной среды
При преподавании и изучении обществознания на уровне основного общего и среднего общего образования в образовательной организации должна быть обеспечена эффективная интеграция рабочих программ по обществознанию с программой воспитания и социализации обучающихся на уровне целей, тематического планирования мероприятий, а также через использование значимых событий в рамках рабочих программ для получения и обобщения социального опыта.
В процессе реализации рабочих программ по обществознанию целесообразно связывать их с социальной активностью обучающихся в рамках деятельности советов обучающихся, их участием в деятельности детских и молодежных организаций, волонтерских программах и проектах.
Преподавание и изучение обществознания должно опираться на всю совокупность доступных ресурсов внешней среды (научных организаций и экспертных центров, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, системы книгоиздания и книгораспространения), обеспечивающих удовлетворение интереса обучающихся к изучению современного общества.
Для реализации рабочих программ углубленного изучения обществознания целесообразно использовать ресурсы программ профориентации и (на принципах сетевого взаимодействия) инфраструктуру образовательных организаций высшего образования по профильным направлениям подготовки и специальностям.
5. Подготовка кадров
В целях повышения качества работы учителей обществознания необходимо:
модернизировать программы высшего образования по обществоведческим профилям, обеспечив овладение студентами знаниями по широкому спектру социально-гуманитарных наук (философии, психологии, культурологии, социологии, политологии, экономике, правоведению), приобретение навыков применения системно-деятельностного подхода, комплексного решения образовательных и воспитательных задач;
совершенствовать систему дополнительного профессионального образования учителей обществознания в части формирования компетенций, необходимых для ведения образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, современных технических средств обучения;
развивать систему оценки качества работы учителей обществознания, в том числе систему их аттестации;
устранить избыточные требования к планированию и отчетности в работе учителя обществознания.
IV. Механизм реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечивается посредством:
утверждения Министерством просвещения Российской Федерации Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации;
включения соответствующих задач по совершенствованию преподавания обществознания в перечень мероприятий государственной программы «Развитие образования», региональных программ развития образования и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.
Реализация настоящей Концепции призвана обеспечить повышение уровня преподавания и изучения обществознания, качества общего образования в целом, способствовать реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, системному решению важнейшей задачи воспитания социально ответственных граждан.
Ответственный за размещение информации: методист ГМЦ Сементковский А. С.