Фамилия промышленника который приписал себе изобретение водяной прядильной машины
1764 г. Прядильная машина Харгривса
Прядильная машина Харгривса «Дженни».
Острая нехватка пряжи была отчасти преодолена после создания прядильной машины Харгривса.
Харгривс был ткач. Пряжу для него изготовляла жена, и того, что она успевала напрясть за день было для него недостаточно. Поэтому он много думал над тем, каким образом можно было бы ускорить работу прядильщиц. Случай пришел ему на помощь. Однажды дочь Харгривса Дженни нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не горизонтальном положении. Харгривс немедленно использовал это наблюдение и построил в 1764 г. машину с восьмью вертикальными веретенами и одним колесом. Машину он назвал «дженни» по имени своей дочери. Она не принесла своему создателю ни денег, ни счастья. Напротив, изобретение Харгривса вызвало бурю негодования у прядильщиков – они предвидели, что машина лишит их работы. Ватага возбужденных людей ворвалась однажды в дом Харгривса и разрушила машину. Сам изобретатель и его жена едва успели избежать расправы. Но это, конечно, не могло остановить распространения машинного прядения – буквально через несколько лет «дженни» пользовались тысячи мастеров.
Как и машина Уайта, «дженни» требовала предварительной подготовки хлопковых волокон. Выделка нити происходила здесь из ленточки расчесанного хлопка. Початки с ровницей помещены были на наклонной раме (наклон служил для облегчения сматывания ровницы). Вместо вытяжных валиков Уайта Харгривс применил особый пресс, состоявший из двух брусков дерева. Нитки ровницы с початков проходили через вытяжной пресс и прикреплялись к веретенам. Веретена, на которые наматывалась готовая нить, находились на неподвижной раме с левой стороны станка. В нижней части каждого веретена имелся блок, вокруг которого шел приводной шнур, переброшенный через барабан. Этот барабан расположен был впереди всех блоков и веретен и приводился в движение от большого колеса, вращаемого рукой. Таким образом, большое колесо приводило во вращение все веретена.
Прядильщик одной рукой двигал каретку вытяжного пресса, а другой вращал колесо приводившее в движение веретена. Работа машины состояла из следующих процессов: пресс закрывался и отводился назад от веретен – в результате происходило вытягивание нити. Одновременно прядильщик вращал колесо, оно приводило в движение веретена, а они закручивали нить. В конце отхода каретка останавливалась, а веретена продолжали вращаться, производя докрутку. После этого каретка подавалась обратно к веретенам, все нити несколько пригибались особой проволокой для того, чтобы они попали в положение наматывания. Во время обратного хода каретки с открытым прессом нити наматывались на веретена вследствие вращения последних.
Вытяжной пресс Харгривса, по существу, заменил руку рабочего. Вся работа свелась в основном к трем движениям: к вращению приводного колеса, к прямолинейному движению каретки взад и вперед и к нагибанию проволоки. Другими словами, человек играл только роль двигательной силы, и поэтому в дальнейшем стало возможным заменить рабочего другими, более постоянными и мощными источниками энергии. Замечательное значение изобретения Харгривса заключалось в том, что оно сделало возможным обслуживание нескольких веретен одним рабочим. В самой первой его машине было всего восемь веретен. Затем он увеличил их количество до 16. Но еще при жизни Харгривса появились машины «дженни» с 80 веретенами. Эти машины уже не под силу было приводить в действие рабочему, и их стали соединять с водяным двигателем. Благодаря простоте конструкции и дешевизне, а также возможности использовать ручной привод «дженни» получила широчайшее распространение. К 90-м годам 18 века в Англии насчитывалось уже более 20 тысяч самопрялок «дженни». В большинстве своем они принадлежали ткачам-одиночкам. Самые малые из них выполняли работу шести или восьми рабочих. Это была первая в истории машина, получившая массовое распространение.
1769 г. Прядильная машина Аркрайта
Прядильная машина Аркрайта, запатентованная в 1769 г.
Машина Харгривса отчасти помогла преодолеть прядильный голод и способствовала мощному подъему производства в Англии, однако это было все-таки не совсем то, что требовалось. Вытяжное приспособление «дженни» оказалось несовершенным. Из-за недостаточной вытяжки пряжа получалась хоть тонкая, но слабая. Для большей прочности полотна ткачам приходилось добавлять в пряжу льняную нитку.
Более удачная машина была создана вскоре Аркрайтом. Она представляла собой соединение вытяжного механизма Уайта с крутильно-наматывающим аппаратом самопрялки Юргенса. По профессии Аркрайт был цирюльником в городе Больтоне в Англии. Большинство его клиентов были мелкие прядильщики и ткачи. Однажды Аркрайт стал свидетелем разговора ткачей, говоривших о том, что полотно ткется из нитей льна вперемежку с нитями хлопка, так как машина Харгревса не в состоянии поставлять много пряжи и нитки ее не обладают достаточной прочностью. Вскоре после этого Аркрайт раздобыл себе машину «дженни», изучил ее и пришел к убеждению, что сможет построить другую, которая будет прясть скорее и тоньше. Он взялся за дело и действительно ему удалось построить прялку, которая совершенно автоматически исполняла все процессы. Прядильщику приходилось лишь следить за тем, чтобы в машину поступало достаточно материала, и соединять порвавшиеся нити.
Работа на машине Аркрайта происходила следующим образом. Приводное колесо приводило во вращение веретена с рогульками (они видны на правой части рисунка внизу). Предварительно приготовленная из хлопка ровница находилась на початках, которые помещались на горизонтальном валу в верхней части станка. Ровничная ленточка хлопковых волокон поступала в находящиеся перед початками вытяжные валики. В каждой паре нижний валик был деревянный, рифленый, а верхний – обтянут кожей. Каждая последующая пара валиков вращалась быстрее, чем предыдущая. Верхние валики прижимались грузами к нижним. Вытянутая нить выходила из последней пары валиков, проходила через крючки рогульки и наматывалась на веретено. Для того, чтобы получить отставание сидящих на веретенах катушек от рогулек, катушки несколько задерживались шнуром, проходившем через желобки шкивов в нижней части каждой катушки. В результате получались нити такой крепости, что отныне можно было делать ткани из чистого хлопка, без примеси льна. В описываемой машине был полностью осуществлен принцип непрерывности работы, поэтому ее стали называть ватермашиной.
Аркрайт оказался не только удачливым изобретателем, но и ловким дельцом. Вскоре в сообществе с двумя коммерсантами он построил свою прядильную фабрику, а в 1771 г. открыл вторую фабрику в Кромфорде, где все машины приводились в движение водяным колесом. Вскоре фабрика разрослась до размеров крупного предприятия. В 1779 г. на ней было несколько тысяч веретен и работало 300 рабочих. Не останавливаясь на этом, Аркрайт основал еще несколько фабрик в разных концах Англии. В 1782 г. на него работало уже 5000 рабочих, а его капитал оценивался в 200 тысяч фунтов стерлингов.
Аркрайт продолжал работать над созданием новых машин, которые
позволили бы механизировать весь процесс обработки пряжи. В 1775 г. он получил патент сразу на несколько вспомогательных механизмов. Главными из них были: кардная машина, подвижной гребень, ровничная машина и питающий прибор. Кардная машина состояла из трех барабанов и служила для расчесывания хлопка. (Это была усовершенствованная машина Уайта). Подвижный гребень использовался как дополнение к кардной машине – им снимали прочесанный хлопок с барабанов. Ровничная машина превращала расчесанный хлопок в цилиндрическую ровницу, готовую для переработки на прядильной машине. Питающий прибор представлял собой подвижное полотно, которое доставляло кардной машине хлопок для обработки.
В последующие годы слава Аркрайта была омрачена обвинениями в плагиате и воровстве чужих изобретений. Целый ряд судебных процессов показал, что все запатентованные им машины не были в действительности изобретены им. Так оказалось, что прядильную ватермашину изобрел часовщик Джон Кэй, кардную машину – Даниэль Борн, питающий прибор – Джон Лис. В 1785 г. все патенты Аркрайта были аннулированы, но к этому времени он уже был одним из самых богатых английских фабрикантов.
Начало промышленного переворота: прялка «Дженни»
XVIII-ый век. Англия. Небольшой городок Стэндхилл. Местные жители зарабатывают на жизнь тем, что занимаются ткачеством. Текстильный завод расположен здесь же – недалеко от центральной улицы. Труд строго распределен на женский и мужской. Женщины изготавливают ткани, а мужчины – прядут. Работает в бригаде и некий Джеймс Харгривс. Он также, как и другие, выполняет свою ежедневную производственную норму. А параллельно думает над тем, как усовершенствовать прядильный механизм. В результате в 1765-м году Харгривс изобретает первую в мире механическую прялку. А еще пару лет спустя механик продемонстрирует общественности прототип современной прядильной машины.
Установка получила название «Дженни». Первоначально считалось, что Харгривс назвал агрегат в честь одной из своих многочисленных дочерей. Однако позже, когда ученые подняли церковные архивы Стэндхилла, куда заносились все данные о новорожденных, обнаружилось, что у изобретателя не было детей с таким именем. Тогда возникла другая версия. Историки предположили, что «дженни» в те времена прозвали колесо, которым Харгривс снабдил свое устройство.
Новый вариант механической прядильной машины состоял из восьми веретен и одного колеса. Шерстяное сырье помещалось на специальной раме, которая находилась под наклоном. Оттуда его расправляли на волокна и тянули через вытяжной пресс, состоящий из двух брусков дерева, к каждому из восьми веретен.
Прядильщик работал двумя руками. Одной он толкал каретку, соединенную с прессом, другой – вращал колесо, приводившее в движение сразу все веретена.
Пряжа, изготовленная данным способом, правда была достаточно непрочной. Поэтому к ней придумали добавлять льняную нить.
Любопытно, но с таким механизмом мог справляться всего один человек. Само же устройство было способно производить в шесть раз больше пряжи, нежели старая прялка.
Внедрение новой установки вызвало настоящий бунт среди ткачей. Они почувствовали настоящий страх остаться без работы. Харгривс успел продать лишь несколько экземпляров, когда ему спалили весь дом.
Изобретатель, сильно опасаясь за свою жизнь и будущего своей семьи, был вынужден срочно поменять место жительства и уехать в Ноттингем. Там он познакомился с предпринимателем Томасом Джейсоном. Совместными усилиями они еще раз усовершенствовали прядильный механизм. И в 1770-м году Харгривс официально получил патент за номером 962 на свое изобретение. Машину будут активно закупать фабрики до 1810-го года, пока ей на смену не придут более актуальные модели. Впрочем, прялка «Дженни» навсегда войдет в историю, как первопроходец в механизации производства. Один из экземпляров, кстати, существует до сих пор. Он хранится в немецком музее в Вуппертале и все еще работает.
Джеймс Харгривс — биография изобретателя прялки
Джеймс Харгривс — биография
Джеймс Харгривс в 1764 году изобрел прядильное устройство, получившее название «Прялка Дженни». Этот аппарат увеличил производительность труда и сыграл важную роль в массовом переходе от ручного труда, затратного по времени и усилиям, к машинному производству.
Жизненный путь
Будущий изобретатель родился в 1720 году в графстве Ланкашир, расположенном в Северо-Западной Англии. Вместе со своей семьей он жил в небольшом городке Блэкберн, известном тем, что в этой местности производились льняные и хлопковые ткани. Этот товар пользовался стабильным спросом, которому не соответствовало ручное производство.
Изготовление пряжи было источником дохода многих местных жителей и, в том числе, самого Джеймса Харгривса. В период с 1740 по 1750 годы он работал ткачом на ручном станке в городе Стэндхилл. В 1760 году ему удалось создать усовершенствованную кардочесальную машину. Через несколько лет, в 1765 году, Харгривс разработал и собрал устройство, благодаря которому его имя вошло в мировую историю — прядильную машину «Дженни». Изначально, изобретатель пользовался этим устройством сам, но со временем продал несколько таких-же своим знакомым ткачам.
Устройство прялки
Машина Харгривса была оснащена несколькими веретенами, в основании каждого из которых был расположен блок с приводным шнуром. Все шнуры были переброшены через барабан, приводившийся в движении с помощью колеса. Для управления аппаратом было достаточного усилий одного человека, который рукой крутил колесо.
Это устройство значительно увеличивало производительность труда, заменяя собой как минимум пять прядильщиков. К тому же, оно позволяло одновременно создавать полотно из разных нитей — льняных, хлопковых и шерстяных. Единственным недостатком производимой таким образом пряжи была ее недостаточная прочность. Для решения этой проблемы приходилось добавлять в пряжу льняную нить.
Распространенная версия создания «Прялки Дженни»
По одной из самых популярных версий, прядильный аппарат Джеймса Харгривса был назван в честь его дочери. Во время того, как он работал, девочка случайно задела прялку и та упала на пол. Харгривс обратил внимание, что веретено по инерции продолжало крутиться, находясь в вертикальном, а не в горизонтальном положении. Тогда ему и пришла мысль о нескольких расположенных рядом веретенах, которые двигались бы одновременно.
Переезд в Ноттингем
Вначале соседи Джеймса не относились к его разработкам враждебно или настороженно, даже с удовольствием покупали у него прядильные машины. Но вскоре люди поняли, что улучшение производительности труда прядильщиков приводит к большим, чем раньше объемам пряжи, поставляемых на продажу. Спрос перестал сильно превышать предложение, что привело к снижению цены на их товар. Люди, привыкшие поколениями иметь стабильный заработок, встретили эту новость с недовольством.
Фото: Джеймс Харгривс
Конфликт между изобретателем и местными жителями привел к тому, что в 1768 горожане вломились в его дом, сломали оборудование и привели в негодность жилище. Харгривс был вынужден переехать в Ноттингем. С новым местом жительства он не прогадал, ведь там в это время занимались производством чулочно-носочных изделий и был стабильный спрос на пряжу.
В этом городе Джеймс Харгривс совместно с Томасом Джеймсом основал ткацкую фабрику. В 1770 году он получил патент на свое изобретение. Это позволило Харгривсу подать в суд на пользовавшихся его разработками ткачей из графства Ланкашир, который ему не удалось выиграть. Умер изобретатель в 1778 году, до последних дней жизни оставаясь деятельным и не отходя от дел.
Значение изобретения в исторической перспективе
Создание Джеймсом Харгривсом усовершенствованного прядильного аппарата стало важным шагом к переходу от ручного производства к механизированному, массовому. Оно ознаменовало начало промышленной революции. Кроме того, «Прялка Дженни» послужила прообразом многих созданных в дальнейшем механизмов. Так, изобретатель прядильной машины периодического действия Сэмюэл Кромптон утверждал, что в своей деятельности основывался на разработке Харгривса.
Прядильная машина Харгривса
Прядильная машина Харгривса
Прядильная машина Харгривса (англ. Spinning Jenny, также «Прялка Дженни» или «Дженни-пряха») – изобретенный в XVIII веке в Англии станок, который предназначался для изготовления пряжи. Появление этой машины в 1764 ознаменовало собой начало «Промышленной революции», и стало важной вехой в процессе глобального мирового перехода от ручного труда к машинному, и английского общества – от традиционного аграрного к индустриальному. Название дано в честь дочери изобретателя. Таким образом, техническое изобретение существенно повлияло на жизнь общества в целом и послужило толчком к огромному количеству перемен, которые происходили в Англии и во всем мире, начиная с последней трети XVIII века.
«Прялка Дженни» состояла из восьми вертикальных веретен и одного колеса. В ее конструкции имелся специальный пресс из двух брусков дерева, заменявший вытяжные валики. Початки с ровницей, нитью для прядения, размещались на специальной наклонной раме. Наклон этой рамы обеспечивал простоту процесса сматывания ровницы. Нити ровницы проходили с початков через вытяжной пресс, после чего крепились к веретенам. Веретена, на которые наматывалась готовая нить, находились на неподвижной раме с левой стороны станка. В нижней части каждого веретена имелся блок, вокруг которого шел шнур обеспечивавший связь с приводом, переброшенный через барабан, расположенный впереди всех блоков и веретен. Барабан приходил в движение от импульса большого колеса, которое вращалось рукой. Все веретена приводились в действие этим большим колесом.
История изобретения и использования
Изобретатель, Джеймс Харгривс работал плотником и ткачом на обычном станке в городе Стэндхилл. Уже с начала 1760-х годов он начинает работать над усовершенствованием прядильных устройств. В 1760 им была сконструирована более совершенная кардочесальная машина, а несколько лет спустя, примерно в 1762-1765, он изобрел прядильную машину периодического действия. Название ей Харгривс дал в честь своей дочери Дженни. В 1770 году Харгривс получил патент на свое изобретение. Существует версия, что на мысль об изобретении машины с несколькими вертикальными веретенами Харгривса подтолкнул случай с его дочерью. Однажды маленькая Дженни нечаянно опрокинула прялку, но её колесо продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя она находилось не в горизонтальном положении, а в вертикальном.
Прялка «Дженни» приводилась в движение одним рабочим и производила, по меньшей мере, в шесть раз больше пряжи, чем могла произвести обыкновенная прялка за то же время. Таким образом, каждая новая прялка такого типа лишала работы как минимум пять прядильщиков. Харгривс успел продать не так много экземпляров своей машины, однако это вызвало сильное недовольство местных прядильщиков — в 1768 году они разрушили дом изобретателя и его оборудование. Харгривс переехал в Ноттингем и, совместно с Томасом Джеймсом, построил прядильную фабрику, став одним из первых крупных фабрикантов.