фантастические герои повести ночь перед рождеством
«Ночь перед Рождеством» (главные герои повести Гоголя)
«Ночь перед Рождеством» – это повесть из сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказ написан в 1832 году. Сейчас бы это произведение назвали бы жанром фентези, поскольку в нем присутствует нечистая сила, волшебство.
Это произведение по своему содержанию близко к рождественским сказкам, столь популярным в XIX веке. Такие сказки были по содержанию приближены к современным реалиям, но в них присутствовали элементы сказочности, колдовства. И эти сказки имели счастливый конец.
Главные герои повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
Сорочинский заседатель – щеголь, пытливый и любознательный чиновник. Он носил шапку с барашковым околышком, и синий тулуп, подбитый смушками. Он знал буквально все, что происходило в Диканьке, сколько и чего имели ее жители.
Солоха – ведьма, мать кузнеца Вакулы. Ее нельзя было назвать ни красавицей, ни дурнушкой. Ей было не более 40 лет, и она умела очаровать зажиточных казаков. И никто из них не подозревал даже, что у него есть соперник. Всем умела угодить Солоха, со всеми была одинаково любезной.
Черт – злобное и мстительное создание ада с вытянутым пятачком вместо носа и рожками на голове. У него были тонкие ножки и длинный хвост. Весь он был не светлее трубочиста. Впрочем, это было не единственное обличье черта. Он мог превратиться в коня, стать маленьким настолько, что помещался в кармане.
Кузнец Вакула — человек богобоязненный. В свободное от работы в кузнице время, он занимался живописью, и даже расписывал церкви. Это сильный смелый мужчина, готовый за свою любовь драться с каждым, кто встанет у него на пути. В какой-то момент он был готов отдать душу дьяволу только за то, чтобы любимая девушка стала его женой. Но он сумел обмануть черта, и остался таким же провославным, верным своей вере.
Волостной писарь – беспробудный пьяница.
Чуб – богатый, степенный казак. И, как все богачи, любит покой и лень. Он был уверен, что Солоха принадлежит только ему и, когда ее обман раскрылся, был разочарован в своей зазнобушке.
Оксана – дочка Чуба. Характером — честолюбивая жеманница. Ей всего семнадцать лет, и она была в полном расцвете всей своей юной красоты. У нее жгучие черные глаза, черные как смоль косы, белое, красивое лицо. Девушка любовалась своею красотой. Ей нравилось внимание парубков к себе, но по-настоящему она никого не любила. Однако когда Вакула пропал, и заговорили о том, что он погиб, она переживала за него и поняла тогда, что все-таки любит его, сожалела, что так высокомерно и капризно относилась к кузнецу.
Панас – кум, высокий, худощавый мужик с небритым две недели лицом.
Голова – крупный, плотный мужчина с длинными усами.
Дьяк – женатый служитель церкви, очень боялся своей жены. В рождественский вечер все должны были собраться у дьяка, но из-за того, что черт стащил с неба месяц, никто не пришел к нему, и дьяк решил провести вечер у Солохи.
Дьячиха – драчливая бабенка, каждый раз по утрам дралась с мужем. Не упустила случая подраться с ткачихой, только потому, что другая баба указала на нее.
Пацюк – запорожец. Водился с чертями и прочей нечистью. В Диканьке считался знахарем. Обленился до такой степени, что не хотел даже шевелить руками, чтобы поесть. А растолстел так, что не мог выйти в двери.
Повесть заканчивается тем, что избалованная вниманием молодежи, Оксана, требует от Вакулы чечевички, какие носит сама императрица. Вакула оседлал черта, который хоть и ненавидел кузнеца, но все же боялся его. Черт не мог упустить удобного случая, заполучить душу Вакулы, который далеко был известен своей богобоязненностью и почитанием Бога, и предлагает ему свою помощь. Вакула вместе с запорожскими казаками попадает во дворец. Императрица тронутая наивной простотой кузнеца, дарит ему свои черевички, которые кузнец на черте привозит Оксане. На следующий день Вакула идет свататься к Чубу. Тот, обиженный на Солоху, дает согласие. Оксана, переволновавшаяся за ночь и первую половину дня, фактически признается в любви.
Кузнец построил дом и расписал его так, что дом был видно далеко, и он привлекал к себе внимание.
«Ночь перед Рождеством»: краткое содержание и анализ
Кадр из мультфильма «Ночь перед Рождеством» (1951): Wikipedia
Произведение «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которого известно каждому, не перестает завораживать своей красочностью новые поколения. Во многом этому способствовали успешные экранизации повести и мюзиклы. Легендарные красные черевички, Вакула и строптивая Оксана — эти образы близки и знакомы каждому читателю.
«Ночь перед Рождеством»: краткое содержание
Критики называли Николая Васильевича Гоголя маэстро слова. Он умел красочно передать атмосферу жизни простых крестьян, создавал романтический поэтический образ украинского села, колоритных героев.
Творение гения «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которого знакомо каждому из детства, лишь часть цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», но именно оно принесло славу писателю. Итак:
Экспозиция
Экспозиция произведения «Ночь перед Рождеством» состоит из краткого описания местности — небольшого, но уютного хутора. Автор вскользь знакомит нас с главными героями:
Все события нацелены на то, чтобы возбудить у читателя интерес, как и задумывал Гоголь. «Ночь перед Рождеством» реализовала главную задачу писателя — передала колорит небольшого полтавского поселения.
Завязка
Диалог-спор кузнеца и дочери сотника — завязка, которая организовывает главную интригу повести «Ночь перед Рождеством». Оксана, а именно так звали дочь Чуба, — претенциозная красотка, которая потребовала от кузнеца небывалых доказательств любви — туфелек царицы. Вакула хотел завоевать любовь девушки, поэтому согласился на авантюру.
Сцена мюзикла «Ночь перед Рождеством»: YouTube / Артем Ковальчук
Развитие событий
Раздосадованный Вакула уходит восвояси. В это время на сцене появляется его мать — Солоха. Гоголь колоритно описал этот персонаж вдовы-ведьмы, которая буквально приманивала к себе мужчин. Так, за одну лишь ночь к ней в гости наведались:
Печальный Вакула забирает все три мешка с сидевшими в них мужчинами с собой на улицу, а по дороге встречает компанию колядников, в которой видит Оксану. Девушка подтрунивает над кузнецом, и тот, не выдержав насмешек, бросает все и сбегает с одним мешком, в котором сидел черт.
Отважный Вакула решил найти черта, который, по его мнению, мог помочь раздобыть черевички императрицы. Кузнец направляется к казаку-характернику пузатому Пацюку. Этого героя Вакула застает за трапезой. Пацюк говорит загадками, намекая, что у кузнеца за плечами нечистая сила, которая и поможет в его предприятии. На улице озадаченный Вакула развязывает мешок. В это мгновение черт выпрыгивает из убежища и предлагает кузнецу заключить контракт, подписанный кровью.
Чем заканчивается развитие событий «Ночь перед Рождеством»? Черт был схвачен ловким и сильным парнем и вынужден выполнять все желания кузнеца.
Кульминация
Характеристика кузнеца Вакулы как доброго, отважного и сильного мужчины, готового на все ради любви, определяет его желание заполучить заветные черевички с ног самой императрицы. Кузнец заставляет нечистую силу доставить его ко дворцу:
В тот же час черт телепортирует Вакулу с ценным грузом обратно на хутор. Как верный христианин Вакула не может не наказать черта — порет его розгами.
Развязка
В это время по Диканьке уже ходит слух о пропавшем кузнеце. Это очень печалит красавицу Оксану. Внезапно Вакула появляется на пороге дома возлюбленной да не с пустыми руками, а с черевичками. Более того, смешливому молодцу удается помириться с казаком Чубом и получить его благословение. После этого пара устроила пышную свадьбу и жила долго и счастливо.
«Ночь перед Рождеством»: анализ произведения
Доброта, сила любви, доблесть и честь, сохранять которые важно при любых условиях, — вот чему учит повесть «Ночь перед Рождеством». Гоголь смог создать культовое для многих поколений произведение, которое умиляет и смешит, тревожит и зачаровывает, вызывает полный спектр эмоций, оставляя неизгладимое впечатление.
Поможет раскрыть все смыслы повести «Ночь перед Рождеством» анализ:
История написания
Создание цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», частью которого стало произведение «Ночь перед Рождеством», заняло у Гоголя всего несколько месяцев. Автор писал, вдохновленный фольклорными произведениями, бытовавшими на его родной Полтавщине (Украина).
Местный колорит, сказания и легенды вдохновили прозаика на написание повестей-сказок, в которых создан поэтический образ быта украинцев. Предполагается, что «Ночь перед Рождеством» была написана между 1830–1832 гг., первое ее издание датируется 1832-м.
Тема и конфликт
Чтобы понять проблематику произведения, нужно учитывать влияние эпохи — романтизма.
Ани Лорак в образе красавицы Оксаны: YouTube / Meladze Video
Поэтому автор, недовольный серостью и однообразием бытия, отсталостью крепостнической России, в которой народ воспринимался только как трудовой ресурс, создает поэтический образ жизни обычных людей. В его произведении реальное переплетено с фантастическим.
Основная тема произведения — всепоглощающая чистая сила любви, которая способна преодолеть любые преграды. Отдельно можно выделить такие конфликты повести:
Николай Васильевич Гоголь романтизирует события былых лет, но это не отменяет факта его восхищения славным казацким прошлым.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Ночь перед Рождеством» по праву считается одним из лучших в жанре повести. Но назвать творение Гоголя классическим сложно из-за ряда жанровых нововведений:
Повесть «Ночь перед Рождеством» имеет гармоничную композицию и линейный сюжет, который развивается плавно. Традиционно счастливый финал подтверждает торжество добра над злом.
Характеристика главных героев
Важно внимательно проанализировать детали повествования, чтобы составить впечатление о ключевых персонажах повести «Ночь перед Рождеством». Главные герои произведения — типичные романтические герои:
«Ночь перед Рождеством» — культовое произведение русской литературы. Оно приводит в восхищение каждое новое поколение читателей. Способствуют тому яркие образы главных героев, захватывающий сюжет и непередаваемый колорит полтавской Диканьки.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»: характеристики героев
Характеристики героев
Вакула
Сначала кузнец хочет утопиться, но потом решает спросить совета у Пацюка, который всё знает. Тот ему предлагает обратиться к самому чёрту, тем более, что он его в мешке носит. Оказалось, что Вакула, взяв из дома мешок, как ему казалось, с мусором, носил чёрта, который заходил к его матери ведьме Солохе, да в нём и спрятался. Кузнец быстро осёдлывает чёрта, который отвозит его в Петербург, где он выпрашивает у императрицы черевики.
Тем временем, Оксана понимает, что вела с Вакулой себя плохо, что он может её бросить или даже наложить на себя руки. Всю ночь она мучается, а к утру понимает, что безумно влюбилась в него. На следующий день, по возвращению того из Петербурга, они встречаются, и он дарит ей черевики, но она уже готова выйти за него замуж без всяких условий. Её отец Чуб также даёт согласие на брак.
Через несколько лет Вакула строит новый красивый дом, а Оксана уже нянчит их ребёнка.
Оксана
Прочитав повесть «Ночь перед рождеством» со многими сказочными событиями и смешными приключениями, хотелось бы выделить из главных героев произведения красивую девушку по имени Оксана. Эта капризная, ветреная и беззаботная девушка была дочерью знатного казака Чуба. Ей 16. Она очень нарядно одевалась в дорогие одежды, знала, что о ней говорят молодые парни и подружки из ее села и была очень важной зазнайкой. Больше всего она любила любоваться собой в зеркале, меняя свои наряды. К ней сватались, но никто не мог добиться её любви. Один кузнец Вакула, над которым она постоянно смеялась, ждал, что она все же обратит на него внимание и полюбит. Девушка очень часто смотрелась в отражение зеркала с большим чувством самодовольствия. Однажды эта девушка перед самым рождеством отправляет кузнеца Вакулу к самой царице, чтобы тот исполнил ее очередной каприз и привез ей черевички, которые носит сама императрица.
Чуть позже в повествовании мы видим, что Оксана может испытывать искреннее чувство любви и сострадания. Девушка с большой радостью встречает кузнеца, когда он вернулся с черевичками, и дает согласие выйти за него замуж. В ней уживаются такие разные чувства и качества характера, как самолюбование, печаль, заносчивость и смущение. Можно сделать вывод, что Оксана может быть не только избалованной красавицей, у которой одни наряды на уме, но и человеком, способным на самые искренние человеческие чувства.
Солоха
Черт очень мстительный, и как только появляется такая возможность это сделать, он сразу же радуется и начинает действовать. Он очень хочет отомстить кузнецу Вакуле, который нарисовал картину, не понравившуюся черту. В этом произведении чёрт является ярким представителем нечистой силы, то есть злым духом. Писатель пользуется в описании народными легендами, в которых бесы могут перевоплощаться (имеют рога, хвост, покрыты шерстью, с копытами и т.д.), насылать ураганы и метель. Это мы и видим и на страницах повести, где повествуется о черте. Автором объясняются все поступки черта, он наделил его каким то особым обаянием, так что читая произведение, он уже не вызывает ни у кого ни страха, ни чувства отвращения. Ну, и как любой трус, негодяй, враг рода человеческого, он, естественно, в итоге все же будет побежден добрым и положительным героем кузнецом Вакулой.
О бессмертном произведении писателя Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством», которое вот уже многие десятки лет с неиссякаемым интересом изучается и читается, написано очень много отзывов. Среди них был и от Пушкина А.С., в котором великий русский поэт сказал, что давно так радостно и искренне не смеялся.
Это великое произведение, как и многие другие рассказы и повести Гоголя, было наполнено разными событиями, связанными с мистикой, происходивших в жизни украинских деревень в 18 веке.
Читая главу за главой, мы видим, что казак Чуб на самом деле трусливый и ничтожный человек. Такие как он, ненавистны всем жителям деревни, так как они их притесняют во всем. Их моральные качества совсем не такие хорошие, какими должны быть у действительно уважаемых казаков села.
Пацюк
Во время изучения школе повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством», мы лишний раз убедились в таланте этого великого писателя. Во многих его произведениях чувствуется вера самого писателя в добро, справедливость и, конечно же, в Бога. Там где такая вера существует, все представители нечистой силы, представленные в повести, терпят поражение. В этом мы убеждаемся, прочитав произведение.
Н. В. Гоголь обладал очень удивительным свойством писателя, он мог сочетать вымышленное и сказочное с реальностью. Перед читателями возникает совершенно особый мир, где есть свои правила, законы и народные украинские традиции. По одной из них в ночь перед рождеством девушки и парни ходят колядовать, это гуляние проводится с песнями-колядками, пожеланиями хозяевам, в чьи хаты заходит молодежь, богатства и здоровья. В этот вечер почитаемые и уважаемые зажиточные казаки тоже ходят в гости, проведывая друг друга. И в этом вполне реальном мире органично появляется другой мир, сказочный. Они гармонично слиты в единое целое. И вот уже нам кажется, что совсем нет ничего особенного в том, что казак по имени Пацюк поедает галушки, просто наклонившись над тарелкой. Он даже пальцем не шевельнул, чтобы взять в руки ложку. В этом образе Гоголь высмеивает такие пороки, как праздность и человеческая лень. Для более яркого создания образов, в том числе и запорожского казака Пацюка, писатель пользуется природными зарисовками. Этот зачарованный мир, о котором пишет автор, полон оживших явлений природы. Но сами образы не обладают мистикой, они не страшны читателю, а вызывают лишь улыбку. В некоторых эпизодах повести мы просто от души смеемся над ними и их пороками.
Кум Чуба, с которым они пошли к дьяку. Он был высокий, с бородой. По дороге к дьяку они заблудились и расстались, после чего он пошёл в шинку, а когда выходил оттуда, то наткнулся на мешок с Чубом и Дьяком, который он отнёс с Шапуваленко домой, думая, что там наколядованные продукты.
Голова
Один из персонажей повести, дюжий человек, приехавший из архиерейской певческой, родич дьяка. Был одним из тех, кого Солоха посадила в мешок. После долгого сидения и скитания, его, наконец, выпустили в доме у Чуба.
Екатерина
Царица, к которой пробился кузнец Вакула с запорожцами. Он попросил у неё башмаки черевички для Оксаны, и она ему их подарила.
Потемкин
Эпизодический персонаж, встретил Вакулу с запорожцами во дворце, в Петербурге и присутствовал при их встрече с царицей Екатериной.
Кумова жена
Эпизодический персонаж, лентяйка, которая забросила хозяйство в доме, а была любительница проводить время с кумовьями за бестолковыми занятиями.
Остап Шапуваленко
Эпизодический персонаж, ткач, помог куму донести мешки с Чубом и Дьяком до его дома.
Ткачиха
Эпизодический персонаж, спорила с Переперчихой, утверждая, что кузнец Вакула утонул.
Переперчиха
Свербыгуз, Касьян
Эпизодический персонаж, казак, похаживал иногда к Солохе.
Архиерей
Эпизодический персонаж, преосвященный, проезжал мимо Диканьки, и ему очень понравилась хата кузнеца Вакулы.
Образы носителей фантастики в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Образы носителей фантастики в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Объемы понятий «персонифицированный образ» и «персонифицированный носитель фантастики»
Изучая материал по заявленной теме, мы столкнулись с проблемой правильного понимания терминологии. Так, Л.П. Петленко в своей диссертации, анализируя поэтические тексты, говорит то о персонифицированных образах, то о персонифицированных носителях того или иного признака. Насколько равнозначны эти понятия? Попробуем разобраться.
Несколько иное понимание «персонифицированного образа» возникает в контексте исследований Л.А. Осадчей, А.С. Киченко, А.С. Жукова. Авторы под персонифицированным образом понимают не просто нечто, наделенное личностными качествами, но воплощение в личности определенной стороны авторского художественного мира.
Другой термин «персонифицированный носитель» трактуется аналогично второму значению «персонифицированного образа», следовательно, под персонифицированным носителем фантастики мы будем понимать личность, несущую в себе фантастическое начало.
Значение персонифицированных образов в создании фантастического мира повестей Н.В. Гоголя
Фантастический мир в чем-то сродни миру волшебной сказки. В нем возможны необычные события, действие имеет приключенческий характер, где положительный герой для достижения цели должен преодолеть препятствие, в повествование вводятся чудесные персонажи-помощники. Рассматривая цикл повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», мы все эти признаки легко выделяем.
В «Сорочинской ярмарке» парубок Грицько заключает договор с цыганом, который обещает помочь ему жениться на Параске, с помощью старой легенды про красную свитку разыгрывают Черевика (его связывают за кражу кобылы ряженые, а Грицько «освобождает» будущего тестя).
В «Вечере накануне Ивана Купала» Петр Безродный заключает кровавый договор с Басаврюком (дьяволом), который обещает ему помощь, рвет по его наущению цветок папоротника, достает волшебный клад и женится на Пидорке. Казалось бы, цель достигнута, но счастью Петра мешает безвинно пролитая кровь маленького Ивася, Пидоркиного брата.
В «Ночи перед Рождеством» кузнец Вакула тоже заключает договор с чертом, за рождественскую ночь слетал в Петербург за черевичками царицы и вернулся обратно в Диканьку, чудесным помощником в решении этой задачи, как это не парадоксально, является черт.
В «Майской ночи» парубок Левко, чтобы жениться на Ганне, вступает в сговор с водяной нежитью (утонувшей панночкой), помогает ей найти мачеху-ведьму, и получает в награду помощь в своих сердечных делах – исключение из любовного треугольника собственного отца и скорое свершение свадьбы.
В «Пропавшей грамоте» замороченный чертом посол договаривается с шинкарем, который учит его, как найти пропавшую грамоту, играет «в дурня» с ведьмами, возвращает свою шапку с царской грамотой.
Из приведенных примеров видно, что большинство персонажей «Вечеров…» одновременно обнаруживают в себе и похвальное бесстрашие перед нечистью, и крайнюю беспечность к собственной участи. Как отмечал И. Виноградов в своей статье «Невидимая брань», при создании образов этих героев Гоголь следовал «простонародному отношению к нечистой силе».
По словам Ю.В. Манна, «Вечера…», написанные Гоголем в 1829 – 1832 гг., относятся к первому типу гоголевской фантастики, где фантастическое очень тесно переплетается с реальным, «вмешивается» в описываемые события до такой степени, что категории фантастического и реального в художественном тексте становятся практически неразличимыми. И такой эффект получается благодаря персонификации не только «доброго», но и «злого» начала: чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает реальные человеческие качества.
Вторым и не менее важным средством сближения фантастического и реального в повестях Гоголя является подробное описание народных праздников и ярморочной жизни. Праздник с его атмосферой вольности и веселья, связанные с ним поверья, легенды, приключения, выводит людей из рамок привычного существования, делая невозможное возможным: играются ранее невозможные свадьбы, черти и ведьмы стараются помешать людям, искушают их, ведут борьбу за их души и жизни.
В «Ночи перед Рождеством» фантастическое и реальное практически сливаются воедино. С этим слиянием не сравнится ни «шабаш» на свадьбе Грицько и Параски, ни игра «в дурня» в ведьмином логове. Возможно, такое впечатление производится благодаря введению в художественный мир сразу нескольких персонифицированных фантастических образов. Это, конечно, черт, Солоха, Пацюк и, возможно, даже Вакула.
Понятие «персонифицированный образ» немного шире понятия «персонифицированный носитель (фантастики)», но в одном из значений (личность, несущая фантастическое начало) они являются тождественными.
В ранних повестях Гоголя персонифицированные образы носителей фантастики не редкость. Исследователи (в частности, Ю.В. Манн) обращают внимание на то, что «гоголевская фантастика – это в основном образы зла»: ведьмы, черти, колдуны. Хотя в контексте «Вечеров…» встречаются персонажи, находящиеся на стороне добра: шинкарь, помогший послу найти грамоту, русалочка, которая помогла Левко устроить семейное счастье, Пацюк, исцеляющий людей, Вакула, вступивший в противоборство с чертом и вышедший победителем.
1. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки: [Повести]/Н.В.Гоголь. – М.:Эксмо-Пресс, 1998
2. Жуков А.С. Поэтика трагического и ужасного в повестях Н. В. Гоголя – Самара, 2007
3. Мякинина Е.С. Вещный мир в творчестве Н.В. Гоголя: На материале «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода» и «Петербургских повестей» – Москва, 2006
4. Осадчая Л.А. Риторическая природа художественного дискурса в повестях Н.В.Гоголя. – Новосибирск, 2001
5. Лотман Ю.М. Художественное пространство Гоголя// Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988.
7. Синявский А.Д. В тени Гоголя// http://www.rulit.me/books/v-teni-gogolya-read-195025-2.html
8. Софронова Л.А. Мифопоэтика раннего Гоголя/Л.А. Софронова. – СПб.: Алетейя, 2010