фантастика и реальность в повести н в гоголя ночь перед рождеством урок в 5 классе

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Урок литературы в 5-м классе

Класс: 5

Презентация к уроку

Учебник: Г.С.Меркина. Москва. «Русское слово». 2014.

Цели:

образовательные:

развивающие:

Планируемые результаты:

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока

1. Оргмомент

— Начнем наш урок небольшой игрой. (Слайд 3)

Отгадайте три предмета:

1. Приспособление, предназначенное для полетов нечистой силы в образе женщины. (метла)

2. Волшебный кусок плотной ткани, также служащий для перемещения в пространстве сказочных персонажей. (ковер-самолет)

3. Печатный текст, напечатанная на бумаге информация, представленная в виде сброшюрованных, переплетенных или скрепленных иным образом листов. (книга)

Как связаны эти предметы? что у них общего?( Предполагают, что на ковре, метле можно полететь, можно открыть книгу и тоже перенестись во времени и пространстве и т.д. Кроме того, все эти предметы помогают нам переноситься из реального мира в мир фантазии, выдумки.)

2. Мотивация учебной деятельности

— Можно ли Н.В.Гоголя назвать мастером фантазии? (Да, конечно, его повесть вся соткана из вымысла, много необычных ситуаций)

— А есть ли в повести моменты, ситуации, близкие нашей жизни? (Их также очень много)

3. Целеполагание

— Вы правы, и сегодня на нашем уроке мы и рассмотрим, как связаны «Фантастика и реальность на страницах повести « Ночь перед Рождеством». Что такое реальное и фантастическое? Мы определим, что реального и фантастического в отрывке, который мы прочтем сегодня на уроке. И как автор использует фантастику, когда рисует реальное?

4. Актуализация знаний

Беседа по прочитанному

— С одной стороны, когда мы читали отрывки, заметили, что повесть эта похожа на сказку. Что фантастического вы встретили в уже прочитанном? (Сказочные фантастические существа: черт, ведьма, фантастические ситуации: черт крадет месяц, ведьма летает на метле и собирает звезды и т.д.)

— С другой стороны, в повести действуют и обычные люди. Каких героев мы отнесем к обычным деревенским людям? (красавица Оксана, кузнец Вакула, Чуб, деревенские парни и девушки). При чтении каких эпизодов вам было смешно? (когда автор рассказывает о картине, где Вакула нарисовал, как черта бьют чем попало и выгоняют из ада; Солоха, прячет друг от друга своих кавалеров, а дьяк и Чуб оказываются в одном мешке и т.д.) Итак, нам было и смешно, и интересно.

— Как вы думаете, ребята, с какой целью писатель рисует своих героев так, чтобы нам было смешно? (Высмеивает недостатки героев)

— А теперь давайте вспомним, какие персонажи встретились в повести?

Кому принадлежат эти фразы: (слайд 5-6)

Каких людей изображает автор? (черт мстительный, любят погулять, выпить, легкомысленных, хвастливых( Оксана), упрямых, трусливых).

5. Этапы реализации темы

— Работа с текстом

— Кого мы видим на картине? Что вы знаете о Коляде?

1) Диалог Оксаны и Вакулы о черевиках царицы.

— Молодежь выходит колядовать, и к Оксане приходят девушки и парубки. Какой разговор происходит между Оксаной и Вакулой?

2) Диалог Черта и Вакулы.

Послетекстовый этап

— Что интересного, удивительного увидел Вакула на небе? Какие фантастические персонажи встречаются, какие фантастические ситуации рисуются?

С помощью каких изобразительно-выразительных средств он рисует то, что увидел Вакула?

— Как автор описывает Петербург? Что чувствует Вакула при виде столичного города?

— Опишите дворец царицы.

— Какие эмоции испытывает Вакула, оказавшись во дворце?

6. Выводы по теме урока

Фантастическое

Петербург
Дворец царицы
Екатерина II
Вакула – человек из народа
казаки

Полет Вакулы на черте
Черт
Колдун
Полет метлы
Стук копыт, звук колес отзываются громом
Кареты летят
Дома растут

— Сегодня мы выявили где реальность, а где фантастика. Как вы думаете, почему Гоголь переплетает реальную жизнь с фантастикой? (Описанные события происходят в самую волшебную ночь года. Автор изображает жизнь народа, который верил в преданья и поверья, в ведьм и чертей, также, как и в Христа. Ведь и сама повесть написана в духе народных традиций, это народное произведение).

— А каким вы увидели Вакулу сегодня? (ловким, целеустремленным, способным сдержать свое слово, готовым на все ради любви).

— Значит фантастика помогла автору подчеркнуть достоинства героя. А читателя заставила задуматься над прочитанным и сделать определенные выводы.

7. Рефлексия

Продолжите предложения: (слайд 10)

8. Домашнее задание

(слайд 11) Нарисовать иллюстрацию к повести, приготовиться ее защитить.

Источник

Урок литературы в 5 классе по теме «Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок по теме «Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

Выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определение художественной идеи повести.

Развитие устной речи учащихся в ходе составления рассказа о герое и выразительного чтения.

Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе работы с музыкальными фрагментами из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Любимым приемом изображения у Гоголя был контраст. «Истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», — писал Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени». Как правило, в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы.

2. Проверка домашнего задания.

Рассказ о фантастических существах с цитированием наиболее ярких эпизодов.

• Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие?

Какую сказочную героиню напоминает она?

Солоха похожа на сказочную Бабу Ягу. Она собирает в рукав звезды, чтобы насолить православным христианам. Она владеет приворотными колдовскими чарами, не испытывает материнских чувств к сыну Вакуле, хочет поссорить его с Чубом, поскольку мечтает выйти за Чуба замуж и прибрать к рукам все его имущество.

• Отличается ли внешне Солоха от таких же, как она, «сорокалетних кумушек»?

Ведьма хлопочет о выгодном муже, прибегая при этом вовсе не к колдовству, а «к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек». Ведьма настолько не отличается от обычной женщины, что даже ходит в церковь. К ней испытывают симпатию многие. Героиня умна, обходительна, и, любуясь на нее, принарядившуюся, казаки думают: «Эх, добрая баба! Черт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют ее суть.

• Похожа ли Солоха на настоящую ведьму?

Остается не вполне ясным, настоящая ли ведьма Солоха; сначала повествователь рассказывает, как Солоха летала по небу, а потом он же выражает сомнение в слухах о том, что Солоха — ведьма: «Но все это что-то сомнительно, потому что один только сорочинский заседатель может увидеть ведьму».

• В чем комизм ситуации, в которую попадают гости Солохи?

Гости и не подозревают о том, что Солоха их обманывает. Все открывается случайно. Особо комично звучат вопросы о погоде и сапогах, которыми герои пытаются прикрыть свое крайнее смущение.

• Вызывает ли чувство страха черт в «Ночи перед Рождеством»?

Черт не вызывает чувства страха, поскольку он во всем похож на человека: «. спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды»; он ухаживает за ведьмой совсем как человек: «. подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».

Н.В. Гоголь восклицает: «Словом, все лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура — взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!»

Черт предстает перед читателем как часть балаганного народного действа, один из персонажей украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни.

• Почему черт поклялся отомстить кузнецу?

Вакула — художник, создающий картины на религиозные сюжеты, а изобразить черта — со смешной или уродливой стороны — значит овладеть злом, побороть его. Поэтому черт мешает работе кузнеца, рисующего, как святой Петр в день Страшного суда изгоняет из ада злого духа. Как ни старался черт — ничего у него не получилось. С этой поры черт мстит кузнецу.

• Почему Вакула оказывается сильнее черта?

Такой взгляд на черта — черт глупый, бедный, безобидный — взгляд фольклорный, народный.

В «Ночи перед Рождеством» черт занят своим обычным делом — охотой за душой, — где он традиционно терпит полную неудачу. Хитрости его столь наивны, выражение чувств столь непосредственно, что «враг человеческого рода» больше походит на мелкого проказника. Против своей воли черт помогает Вакуле сначала добраться до Петербурга, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички».

• Что еще помогло герою одолеть черта? Имеет ли значение тот факт, что Вакула — человек верующий?

Черта можно высмеять, унизить, но все это останется полумерой. Только вмешательство силы добра, которая находит отражение в Боге, способно окончательно победить зло, воплощенное в образе нечистого.

За свое общение с нечистой силой богомольный кузнец несет «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо».

• Рассказ о Пузатом Пацюке.

Что мы узнаем о прошлом Пацюка?

Какова внешность Пацюка?

Какой фольклорный персонаж напоминает Пацюк?

Сообщение об Идолище Поганом

• Чем отличается герой Н.В. Гоголя от Идолища?

Пацюк, в отличие от Идолища, делает добро жителям Диканьки: лечит их заговорами. Многие обращались к Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село «все. узнали, что он знахарь».

Почему Вакула не решился принять помощь из рук Пацюка?

Как изображена нечистая сила (ведьма, черт, колдун) в повести?

Герои «Ночи перед Рождеством» не столь страшны, сколь комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор и Солоху, и черта ставит именно в комические ситуации: ловко хватает за хвост Вакула растерявшегося черта, больше всего на свете боящегося «страшного креста»; Пацюк, поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит скорее смешно, чем страшно.

3. Фантастическое и реальное в повести.

Выразительное чтение эпизода от слов «Сначала страшно показалось Вакуле. » до слов «. все бы таки посоветоваться с ними».

• Чего больше в описании полета Вакулы — фантастического или реального?

Когда кузнец летит на черте по ночному небу, создается впечатление, что он просто едет по людной улице — так по-человечески ведут себя все мифологические силы.

• Где начинается сказка для Вакулы?

Волшебное, сказочное — это не черти и ведьмы, а то тридевятое царство, что-то вроде того света, куда попадает Вакула и черт, — Петербург.

В повести два мира — реальный (мир Диканьки) и сказочный (Петербург). Картина ночной столицы выходит более фантастической, чем картина неба, заселенного «духами». Столица в ночной иллюминации — далекое, невиданное и экзотическое представление. Поразительность, странность картины особенно усиливается тем, что вещи почти оживают: дома растут, подымаются из земли, глядят огненными очами. В «Ночи. » впервые в русской литературе появляется Петербург ночной, описывается красота города в искусственном освещении.

Позднее именно таким очень часто будет Петербург (и другие города тоже) и у самого Гоголя, и у многих русских писателей и поэтов.

Выразительное чтение от слов «Помилуй, мамо! Зачем губишь верный народ. » до слов «Выноси меня отсюда скорее».

О чем пришли просить запорожцы?

Запорожцы приехали попросить государыню сохранить Запорожскую Сечь.

• Была ли выполнена просьба запорожцев?

Просьба была отклонена. Российская императрица Екатерина II под писала манифест « Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» 5 августа 1775 г.

Почему Гоголь не показывает этот исторический момент?

Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Н.В. Гоголь в этой сцене?

Реальность вступает в противоречие со сказкой, поэтому Н.В. Гоголь не изобразил сцену отклонения просьбы. Гоголь дает понять, что действие происходит не в реальном, а в сказочном городе, где правит добрая царица, выполняющая просьбы подданных. Так и происходит в сказке: Екатерина отдает простому кузнецу самые дорогие черевички. Радостное восхищение, удивление, которые испытывает Вакула, попадая в волшебный мир, оказываются оправданными.

Выразительное чтение от слов «Бережно вынул он из пазухи башмаки. » до слов «. и она стала еще лучше».

Почему капризная красавица стала еще лучше?

Оксана поняла, что любит Вакулу, что не нужны ей ни наряды, ни дорогие украшения, ни сказочной красоты черевички, поскольку нет ничего на свете дороже любви.

Повесть Н.В. Гоголя заставляет поверить в чудо. Вот почему к ней обращались в своем творчестве многие художники и композиторы.

4. Сообщение учащегося об опере Н.А. Римского-Корсакова «Ночь
перед Рождеством».
Прослушивание фрагментов оперы.

• В чем сходство и различия в звучании оперы и повести? Объединяющим началом являются народные мотивы, звучащие в повести и опере. В финале повести возникает неожиданный мотив: страх перед нечистой силой.

• Есть ли для этого основание? Ведь черт посрамлен: Вакула нарисовал картину, на которой нечистая сила изображена в неприглядном виде?

• Выразительное чтение финала повести от слов «Проезжал через Ди-каньку блаженной памяти архиерей. » до слов «И дитя, удерживая сле-зенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». Повесть похожа на сказку: добро побеждает. В жизни порой бывает иначе. В перспективе будущего для писателя много страшного и непонятного. Вот почему плачет ребенок на руках у матери.

В цикле повестей воплощена та мечта о чудной, простой, нравственной и духовно красивой жизни, которою Гоголь будет далее мерить достоинство реальной жизни человека. Он неизменно будет горько осуждать уклад жизни общества, так разительно не соответствующий его мечте. В «Вечерах. » проявилась существеннейшая особенность Гоголя: он увидел мир как чудесный. И в позднейшем творчестве сохранится видение мира как необычного, хотя чудесное заменится по большей части чудным, ненормальным, абсурдным.

• Художественный пересказ повести «Заколдованное место» (по материалам электронного приложения).

6. Домашнее задание.

Ответить на вопросы рубрики «Учебный кабинет» электронного приложения.

Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Муму» (в электронном приложении).

Устно ответить на вопрос: «Что в рассказе произвело на меня самое сильное впечатление?»

Составить вопросы, на которые хотелось бы получить ответ на уроках.

Индивидуальное задание Подготовить сообщения:

о друзьях детства И.С. Тургенева;

о порядках в доме Тургеневых;

о прототипах героев рассказа «Муму».

Групповое задание Подготовить заочную экскурсию в Спасское-Лутовиново (или слайдовую презентацию).

Источник

Урок с презентацией по литературе на тему «Фантастика и реальность в произведении Н,В, Гоголя «Ночь перед рождеством»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством.»

Предмет: русская литература
Класс: 5
Тема урока: Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Словарная работа
Тестирование
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из повести, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Цели:
Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению повести.

Ход урока.
1.Организационный момент.
Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.
— Ребята, сегодня мы будем продолжать изучать повесть Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».

2. Словарная работа.
Подобрать русские синонимы к украинским словам:

3. Изучение новой темы.

На прошлом уроке мы с вами начали изучать повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», заполнили опорные конспекты.

— Давайте вспомним, какие фольклорные мотивы присутствуют в повести. (таблиа)

-Какие фольклорные источники повести? (таблиа)

— Ч то необычного вы увидели в повести? (реальность и фантастику)

-А что такое реальность и фантастика? СЛ.3.

— Значит тема нашего урока будет звучать так: «Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»», а эпиграфом к уроку будут слова И.Ф. Анненского: « Трудно найти в русской литературе более тесное сплетение фантастического с реальным, чем у Гоголя…»

-Прочитайте название сборника и определите, где происходит действие повести? СЛ.4.

-Когда, в какое время происходит действие? СЛ.5.

-А что это за праздник, Рождество? (Христианский праздник День рождения Иисуса Христа) Сообщение о Рождестве.

— Давайте посмотрим фрагмент фильма о колядках и обратите внимание какая еще традиия существовала в колядках, о какой не указано было в сообщении. (В рождественскую ночь колядующие носят с собой звезду, символизирующую Звезду Вифлиема и небольшой вертеп)

(Чудеса происходят ночью- в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило, стараются заставить людей в последнюю ночь перед рождением Христа нарушить Христианские Заповеди)

— А какие 10 Христианских Заповедей существует? СЛ. 6

-Какие события происходят ночью? СЛ. 7.

— Что же в повести реально, а что фантастично? Подумайте и напишите об этом в своих опорных конспектах. ( Место и время действия в повести реальны или возможны, а события, которые происходят – фантастичны.)

— Как сосуществуют волшебные герои и обыкновенные люди? (Волшебные герои живут среди обыкновенных людей, люди их не боятся, обращаются к ним за помощью. Давайте обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока.Т.е. Фантастика и реальность близки друг к другу, тесно связаны и вот это переплетение фантастики и реальности, комического и страшного только усиливает впечатления богатства жизни в произведениях Гоголя.)

— Теперь давайте рассмотрим фантастических героев.

-Какой нам рисуют ведьму в сказках?
( Старой, немощной, неопрятной, злой.)
— Какая Солоха?
(Солоха ничем, кажется, не отличается от обычной крестьянки, ведет себя как другие люди, она женщина «приятная во всех отношениях», но она ведьма летает на метле и собирает звёзды.)
СЛ.10.

-Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие? Какую сказочную героиню напоминает она? (Солоха похожа на сказочную Бабу Ягу. Она собирает в рукав звезды, чтобы насолить православным христианам.. Она владеет приворотными колдовскими чарами.) найдите в тексте хар-ку Солохи стр.177.

— Отличается ли внешне Солоха от таких же, как она, «сорокалетних кумушек»? (Ведьма хлопочет о выгодном муже, прибегая при этом вовсе не к колдовству, а « к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек». Ведьма настолько не отличается от обычной женщины, что даже ходит в ерковь. К ней испытывают симпатию многие. Героиня умна, обходительна, и любуясь на нее, принарядившуюся, казаки думают: «Эх, добрая баба! Черт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют ее суть.)

— Найдите в тексте, как о ней отзываются другие бабы? Стр.178.

— Похожа ли Солоха на настоящую ведьму? (Солоху считают ведьмой соседки-старухи за «хитрости и сметливость». Остается не вполне ясным, настоящая ли ведьма Солоха; сначала повествователь рассказывает, как Солоха летала по небу, а потом он же выражает сомнение в слухах о том, что Солоха- ведьма:»Но все это что-то сомнительно, потому что один только сорочинский заседатель может увидеть ведьму».)

— Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с казаком Чубом? (Солоха хотела выйти замуж за Чуба и прибрать к рукам его хозяйство. Если бы Вакула женился на дочери Чуба Оксане, ее планы не смогли бы осуществиться.)

— Как ведет себя Чуб, выбравшись из мешка? Почему? (Чуб делает вид, что нарочно разыграл Кума, забравшись в мешок, и только когда дьяка вытащили из мешка, изумился и решил, что у Солохи «В каждом мешке сидело по два человека»)

-Почему Чуб и голова начали говорить о погоде и о сапогах? (Чуб и голова растерялись, не ожидали увидеть друг друга, оба оказались в глупом положении, не соответствующем их авторитету – оба были уважаемыми на селе людьми).

— Какое значение для судьбы Оксаны и Вакулы имело происшествие с мешками? (Чуб убедился в ветрености Солохи. Отпала помеха счастью молодых героев.)

— Подберите к образу Солохи синонимы и напишите в конспекте.

СЛ.12. – Вызывает ли чувство страха черт в «Ночи перед рождеством»? ( Черт не вызывает чувство страха, поскольку он во всем похож на человека- Найти описание черта в произведении ; он ухаживает за ведьмой совсем как человек — Давайте посмотрим об этом в фильме) стр.166 в учебнике, а в фильме 18мин.47.сек. и 21 мин.04 сек.

— Почему черт поклялся отомстить кузнеу? (Вакула-художник, создающий картины на религиозные сюжеты, а изобразить черта- со смешной или уродливой стороны- значит овладеть злом, побороть его. Поэтому черт мешает работе кузнеа, рисующего, как святой Петр в день Страшного суда изгоняет из ада злого духа. Как ни старался черт- ничего у него не получилось. С этой поры черт мстит кузнеу.)

-Что помогло герою одолеть черта? Имеет ли значение тот факт, что Вакула- человек верующий?

— Подберите синонимы к образу черта и запишите их в опорных конспектах.

СЛ.13. Описание Паюка стр.191. Вакула не принял помощь от Паюка, потому что тот грешил-ел вареники в пост и Вакула сказал: « Что я, в самом деле, за дурак, стою тут и греха набираюсь! Назад»

— Как изображена нечистая сила в повести, смешна или комична? СЛ.14.

-СЛ.15. Полет Вакулы-стр.203.

Источник

Урок литературы на тему «Фантастика и реальность в повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учитель: Мебония Кристина Гулвардиевна.

Тема урока: Фантастика и реальность в повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: выделить элементы фантастики и реальности в повести, познакомиться с народными традициями празднования Рождества Христова, с отражением повести в других видах искусства.

предметные: определять тему и основную мысль произведения, развивать навык выразительного чтения, умение определять средства художественной выразительности, характеризовать персонажей, пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, представлять связный устный и письменный ответ на вопрос, выражать личное отношение к художественному произведению;

метапредметные: развивать навык смыслового чтения, целеполагания, умение анализировать текстовую информацию, искать информацию по заданной теме, устанавливать логические связи, преобразовывать словесную информацию в схемы, работать в группах;

личностные: формирование познавательного интереса к чтению, ответственного отношения к учению, осознание понятий любви и верности своим принципам.

1. Организационный момент.

Что вы знаете о празднике Рождества Христова?

Выступление подготовленного ученика о сочельнике.

Канун Рождества на Украине называется «Святой вечер» и отмечается 6 января. В этот день по селу ходят колядники. Они разыгрывают представление, в котором жители села одновременно являются и зрителями, и участниками. Подойдя к очередному дому, колядники стучат в дверь, и хотя хозяева ожидают их прихода, но все равно спрашивают, кто и зачем пожаловал. Колядники в стихотворной форме просят разрешения поколядовать, а хозяева, тоже в стихотворной форме, им это разрешение дают. После чего у порога разыгрываются рождественские сценки и поются песни. Затем колядники разворачивают специальный мешок, куда хозяева дома насыпают заранее приготовленные угощения. И колядники оправляются к следующей хате. С языческих времен существовало поверье, что с Рождества до Крещения активизируются темные силы, и ряженые с помощью масок и переодеваний должны отгонять злых духов.

На Святой вечер в трапезе главной являются «кутя» — пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар — компот из сухофруктов . А рождественская трапеза начинается после рождественской службы. На столе обязательно должны быть жареный гусь, чернослив, фаршированный орехами, калач. На юге Украины в этот день полагалось вечером носить вечерю своим крестным родителям. Вечеря состояла из обязательного калача, фруктов и сладостей. Крестники поздравляли крестных родителей, передавали им вечерю и получали в ответ другой калач, а так же подарки — конфеты и деньги.

Вечерние посиделки и праздничные застолья затягивались до Крещения, на котором зимние праздники и заканчивались.

3. Целеполагание по теме.

Какое произведение, посвященное этому празднику, вы прочитали дома? Похоже ли оно на сказку? Чем? (Победа добра, фантастические персонажи и ситуации, герой получает задание и проходит испытание, заканчивается сватовством.) Можно ли назвать повесть полностью фантастической? Сформулируйте цель нашего урока.

4. Чтение и анализ текста.

Каким было первое впечатление от прочтения повести?

Чтение описания природы в начале повести.

Как изображается месяц? Как называется такой прием? (Олицетворение) Какова его задача? (Погружение в атмосферу волшебства) Какие еще описания природы есть в повести?

Как изображает автор колядование?

Какие герои появляются далее? Являются они реальными или фантастическими?

Фантастические: черт, ведьма (Солоха), Пацюк.

Реальные: Чуб, Оксана, Вакула др.

Подготовка характеристики персонажей по группам.

Составление схемы на доске.

Кто из реального мира соприкасается с фантастическим в эту ночь? Какое задание выполняет Вакула? Что в нем реальное, а что – фантастическое?

(Фантастическое: путешествие верхом на черте, черт выполняет желания.

Реальное: Петербург, императрица, запорожские казаки, Потемкин.)

Что заставляет два мира пересечься, а добро победить? (Любовь Вакулы к Оксане, верность принципам.)

Какое настроение пронизывает всю повесть?

Что такое юмор? Какие эпизоды показались смешными? Гоголь использует юмор, описывая один из миров или оба? Какова роль юмора?

Повесть и другие виды искусства.

Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не вправе взяться за разработку этого сюжета, потому что он был уже использован в опере Чайковского «Черевички». Но, когда Чайковский умер, Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями.

Опера была начата весной 1894 года, а в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября 1895 года.

«Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок (то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании), которые послужили основой для мелодики оперы.

Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы.

Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 – «Колядные песни»).

Что в повести произвело самое сильное впечатление?

6. Домашнее задание: Как ты думаешь, чего помогает добиться автору слияние фантастики и реальности? (5-7 предложений)

Дополнительное задание: составить вопросы викторины по повестям Гоголя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реальное