фарфоровые яйца на пасху
Пасха 2021: коллекция пасхальных яиц Алексея Бочкова
Частное собрание фарфоровых пасхальных яиц, представленное в фотопроекте для ELLE DECORATION, иллюстрирует трехвековую историю празднования Пасхи. О традициях и обычаях рассказывает коллекционер Алексей Бочков
«Во всем мире фарфоровые пасхальные яйца ассоциируются с Россией, где традиция расписывать их и дарить в светлый праздник Пасхи была особенно распространена, — рассказывает коллекционер Алексей Бочков. — В период царствования Алексея Михайловича существовал целый чин празднования Пасхи, ритуалом которого была обязательная раздача раскрашенных и расписанных яиц. Красили яйца куриные, гусиные, утиные. Резьбой и росписью украшали деревянные и костяные яйца».
Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо появилось в середине XVIII века
«Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо появилось в середине XVIII века. Секрет изготовления „белого золота“, порцелина, как раньше называли фарфор, открыл талантливый русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов. Именно тогда вместе с первыми образцами сервизов на Императорском Фарфоровом Заводе под руководством ученого была реализована идея изготавливать символизирующие возрождение и надежду пасхальные яйца из „белого золота“. Выполненные из тончайшего отечественного фарфора, полые внутри, хрупкие, как настоящая яичная скорлупка, покрытые изысканной миниатюрной живописью и позолотой, они изумляли современников своей красотой. Фарфор как драгоценный материал стал для императорских пасхальных яиц символичным. Однако при всем стилистическом и сюжетном многообразии росписей доминирующим в императорских фарфоровых яйцах оставался христианский символ. Пасхальное яйцо в России уподоблялось дорогой миниатюрной фарфоровой иконе, семейной реликвии для „красного угла“ родного дома».
Зачем в старину делали отверстие в пасхальных яйцах и как они связаны с государственной тайной
С 1 мая 2021 года в тульском филиале Государственного исторического музея откроется выставка, на которой будут представлены фарфоровые пасхальные яйца XIX-XX веков.
Экспозиция включает в себя 30 пасхальных яиц, самое древнее из которых было сделано в 1830-х годах. На специальном показе представлены подвесные фарфоровые яйца, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, Заводах Товарищества М. С. Кузнецова в Москве, заводе Батенина, заводе братьев Корниловых, заводах Гжели и частных фарфоровых производствах. По изделиям можно проследить модные тенденции в оформлении сувенирной продукции.
Об особенностях экспозиции и истории фарфоровых пасхальных яиц корреспонденту «МК в Туле» рассказала заведующая отделом керамики ГИМ Елена Смирнова.
Пасхальные яйца издревле были знаковым, особенным и очень личным подарком. Со временем их стали изготавливать из долговечных материалов, таких как дерево, металл, хрусталь, камень. Однако самыми уникальными были именно фарфоровые пасхальные яйца.
Первые, кто получал эти бесценные дары – члены императорской фамилии. Поначалу пасхальные яйца делали по несколько сотен, постепенно их количество выросло до 2000 в год.
Популярным орнаментом для росписи таких изделий были цветочные сюжеты и пейзажи. Пасхальные яйца, представленные в экспозиции, отражают различные стили, господствовавшие тогда в искусстве: классицизм, рококо, модерн. Нередко на них изображали библейские сюжеты. Кроме того, в росписи пасхальных яиц присутствует символика, связанная с цветочными мотивами. Так, например, на одном из яиц вся буква «Х» процвела ландышами – это символ слез Богоматери.
Одно из пасхальных яиц изготовлено из особенной фарфоровой массы, которая называется бисквит. Оно выполнено в двух цветах: зеленый фон и белый рельеф.
Изготовление яиц резко увеличилось в годы Первой Мировой войны. Это связано с тем, что государь ездил на фронт, чтобы христосоваться там с высшими и с нижними чинами. Одно из яиц было создано специально к Пасхе 1915 года.
Еще один знаковый экспонат – пасхальное фарфоровое яйцо, выполненное в качестве особого заказа к пасхе 1900 года. Нам нем изображены государственный герб Российской империи и Георгиевская лента.
Еще одна гордость выставки – уникальная фаянсовая икона «Воскресение Христово», изготовленная на Императорском Киево-Межигорском казенном фаянсовом заводе в 1840-х годах. Она является знаковым памятником культуры.
Специальный показ фарфоровых яиц продлится до 10 мая 2021 года.
ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА ИМПЕРАТОРСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
В статье использованы изображения, опубликованные на открытых интернет-ресурсах музейных институций.
Научным открытием «китайского секрета» рецептуры фарфора европейцы продемонстрировали Востоку свое превосходство. Начало собственного производства фарфора в России и его блистательный расцвет позволили занять прочную позицию среди передовых государств Европы и внести свой вклад в мировую сокровищницу.
Фарфоровые пасхальные яйца — российский феномен. Они входили в постоянный ассортимент изделий Императорского фарфорового завода с момента его основания. Изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов, получивший первые удовлетворительные пробы твердого фарфора в конце 1748 года, в своем рабочем дневнике за третью неделю марта 1749 года записывает: «Яйца точили и формовали». Если поначалу русский фарфор ориентировался на эталонные произведения первой европейской Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Саксонии, то пасхальные миниатюры были исключительно его собственным изобретением. Именно в России, где Пасха как «праздник праздников» испокон веков почиталась с исключительным пиететом, возникла идея изготавливать символизирующие возрождение и надежду пасхальные яйца из «белого золота». Фарфор как драгоценный материал стал для императорских пасхальных яиц символичным. Однако при всем стилистическом и сюжетном многообразии росписей доминирующим в императорских фарфоровых яйцах оставался христианский символ. Пасхальное яйцо в России уподоблялось дорогой миниатюрной фарфоровой иконе, семейной реликвии для красного угла родного дома.
Яйцо пасхальное. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1860–1870-е (?)
Бисквит, перфорация, рельеф. Высота 8,2 см
Лики святых, копии картин, пейзажи, цветочные мотивы и орнаменты были искусно представлены в миниатюре яйца в качестве личного сообщения.
В 1840-1860-е годы самыми популярными прототипами для живописных копий на Императорском фарфоровом заводе были картины из коллекции Императорского Эрмитажа, а также находящиеся в интерьерах Зимнего дворца и пригородных резиденций. Заводские художники получали специальный доступ к картинной галерее Эрмитажа. Однако наиболее распространенными источниками сюжетных росписей на яйцах были гравюры. Появление литографии в России в 1816 году во многом способствовало распространению репродукций произведений искусства, скрытых от посторонних глаз в интерьерах дворцов, галерей и церквей. Для обеспечения живописцев прототипами для копирования администрация Императорского фарфорового завода регулярно приобретала иллюстрированные книги и отдельные печатные издания, акварели и оригинальные эскизы известных художников.
Так по изданию серии литографий «Императорская Эрмитажная Галерея» 1845-1847 годов в рассматриваемой частной коллекции были расписаны четыре пасхальных яйца.
По знаменитому изданию «De la Galerie du Palais d’Orleans» (Париж, 1786), представлявшему коллекцию из 500 живописных произведений Филиппа II, герцога Орлеанского, расписано пасхальное яйцо «Отдых Святого Семейства на пути в Египет» и два пасхальных яйца разного времени создания с аналогичными образами святой Марии Магдалины.
С увлечением российского общества и императорского двора в 1840-1860-е годы живописью старых мастеров и академическим реализмом связано частое обращение к копированию на фарфоровых пасхальных яйцах грациозных и эмоциональных образов картин Гвидо Рени.
Живописец и гравер Гвидо Рени при жизни имел большой успех, но гораздо более громкую славу он получил впоследствии, когда его ставили на художественном Олимпе рядом с «божественным» Рафаэлем. Творчество итальянских художников болонской школы на протяжении трех десятилетий служило образцом тщательного письма и создания идеальных типов. По справке 1890-1907 годов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», в Императорском Эрмитаже находилось одиннадцать картин кисти Гвидо Рени. В исследуемой частной коллекции девять яиц представляют его произведения. Одно из яиц этой группы было атрибутировано уже после издания альбома.
Фарфоровые пасхальные яйца отражают судьбы людей и тепло рук, их создавших, даривших и получавших. Их собирали с любовью и с трепетом хранили. Коллекция радует глаз миниатюрной живописью и будоражит ум смысловым содержанием скрытого или явного послания. Поэтому ее исследование и изучение так ценны для всех нас.
Яйцо с росписью по картине Корреджо (Антонио Аллегри, 1489–1534) «Мадонна с Младенцем и ангелом», приобретенной в собрание Императорского Эрмитажа (название по каталогу ГЭ, инв. № ГЭ–87) у И. Казановы в Дрездене (Германия), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств, Будапешт (Венгрия) (инв. №55).
Яйцо с росписью по картине Андреа дель Сарто (1486–1530) «Мадонна с Младенцем» (1787) из собрания Императорского Эрмитажа
Яйцо с росписью по картине Моретто да Брешиа (1498–1554) «Аллегория веры» (около 1540), поступившей в коллекцию Императорского Эрмитажа (инв. № ГЭ–20) в 1772 году из парижского собрания Л.-А. Кроза, барона де Тьера (1661–1740).
Яйцо с росписью по картине Лодовико Карраччи (1555–1619) «Несение креста», поступившей в собрание Императорского Эрмитажа (инв. № ГЭ–1613) в 1779 году из собрания Франсуа Троншена (1704–1798) в Женеве (Швейцария). В настоящее время картина определяется как произведение неизвестного художника болонской школы, XVII век.
Яйцо с росписью по гравюре с картины Пьера Франческо Мола (1612–1666) «Отдых на пути в Египет» (1630–1635). В настоящее время картина хранится в Лондонской национальной галерее (Великобритания).
Яйцо с росписью по гравюре с картины Гвидо Рени «Святая Мария Магдалина» (1634–1635). В настоящее время картина хранится в Лондонской национальной галерее (Великобритания).
Роспись на яйце по фрагменту картины Шарля Лебрена «Христос в пустыне (И ангелы служили Ему)». В 2001 году пасхальное яйцо было опубликовано с ошибочной трактовкой сюжета как явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.
Яйцо с росписью по гравюре с картины Пьера Дюлена (1669–1748) «Благовещение».
Яйцо с росписью по одной из сторон по гравюре «Благовещение». Более поздний вариант гравюры принадлежит Легрису (гравер XIX века) (ГЭ) Инв.: ОГ-391883. URL: http://е-expo.hermitage.ru/
Яйцо с росписью по гравюре с фрагмента картины Карло Дольчи (1616–1686) «Юный Иисус Христос с цветочным венком» (1663).
В 2001 году пасхальное яйцо было опубликовано с ошибочной трактовкой образа как святой Екатерины.
Яйцо с росписью по фрагменту копии картины Франческо Солимены (1657–1747) «Мария с Младенцем и Святой Франциск из Паолы» (1703– 1705), хранящейся в Галерее Старых мастеров (Германия, Дрезден).
Роспись на яйце по фрагменту картины Леопольда Карла Мюллера «Святое Семейство».
На яйце в рамке над живописью ошибочная надпись: «Св. Ольга». С пальмовой ветвью и мечом в руках изображается святая мученица Александра. Уточнить имя позволил хранящийся в Музее Императорского фарфорового завода пласт с изображением святой в рост со всеми атрибутами. Александра Римская – христианская святая, почитаемая как мученица. Об Александре известно из жития святого великомученика Георгия Победоносца, в нем она названа царицей и женой императора Диоклетиана. Александра, видя страдания Георгия и неоднократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру. За это она была приговорена мужем к усечению мечом.
Яйцо расписано по фрагменту картины «Борьба Архангела Михаила с сатаной», предположительно приписываемой кисти Тимофея Андреевича Неффа (1805–1876). Уточнить сюжет позволил хранящийся в Музее Императорского фарфорового завода пласт с изображением полной оригинальной композиции.
Яйцо с росписью по иконе Федора Павловича Брюллова (1793–1869) «Святой Алексей, митрополит Московский и всея Руси» (1847–1848), созданной для Исаакиевского собора в Петербурге. На яйце в рамке над изображением ошибочная надпись «Св. Григорий Богослов». В 2001 году пасхальное яйцо было опубликовано с ошибочной атрибуцией образа, соответствующего живописному прототипу кисти Тимофея Андреевича Неффа (1805–1876).