фасад спаса на крови
Внешний декор храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге
Фотографии
Храм Воскресения Христова на Крови, прозванный в народе Спас-на-Крови, является одним из известнейших храмов Северной столицы. Представить город без этого архитектурного творения сегодня невозможно, но после его возведения на городские власти обрушился шквал критики и просьб снести «безвкусную» постройку. Уж очень он не вписывался в строгий архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга. Лишь после Великой Отечественной войны угроза сноса храма миновала.
Каменный цветок
Спас-на-Крови выделяется на фоне торжественной и утонченной архитектуры центральной части Петербурга. Он похож на сказочный теремок с витыми колоннами, резными изразцами, расписными кокошниками над крылечками и окнами. Его разноцветные купола играют на солнце, притягивая взоры прохожих. Вид этой церкви вызывает восхищение и улыбку.
Этот радужный храм был возведен на месте одного из самых трагичных событий в истории России – на месте убийства императора Александра Второго. Престолонаследник Александр Третий пожелал возвести на месте убийства храм, который стал бы символом покаяния. Он пожелал, чтобы храм был выстроен в «русском стиле». Победителем архитектурного конкурса стал проект архимандрита Игнатия (Малышева) и архитектора Альфреда Парланда.
Строительство храма шло с 1883 по 1907 годы. Парланд изначально хотел придать храму присущую русскому стилю самобытность. Он изучал знаменитые церковные постройки Москвы и Ярославля, возведенные в семнадцатом веке. В итоге получился храм с обилием ярких декоративных элементов.
Благородный фасад
Облик самого здания довольно импозантный благодаря благородным отделочным материалам. Нижний цоколь отделан темно-серым гранитом, верхняя часть, колонны, двухлопастные арки над крылечками сделаны из более светлого гранита, привезенного с острова Германа, что в Ладожском озере. Подкупольные барабаны, наличники и обрамляющие окна кокошники выполнены из эстляндского мрамора. Облицовано здание немецким кирпичом. Цветовая гамма выдержана в строгих «питерских» тонах.
Но фасады храма богато украшены сложным орнаментом, присущим ярославским и московским храмам. Помимо этого весь фасад украшен фарфоровыми и керамическими вставками-изразцами, которые можно увидеть и в углублениях стен, на кровле, в арках и на колоннах. На фоне кирпичной кладки все эти элементы выглядят очень нарядно.
Мозаичное оформление
Спас-на-Крови богато украшен мозаикой как внутри, так и снаружи. Впервые при строительстве храма так широко применяли мозаику при оформлении фасадов, их площадь более 400 квадратных метров.
К изготовлению мозаичных полотен были привлечены специалисты как российских, так и зарубежных компаний. Но большая часть работ выполнялась в мастерской Фроловых, находящейся в Санкт-Петербурге. В период с 1895 по 1900 годы были выполнены почти все фасадные и большая половина интерьерных мозаичных сюжетов.
В западной части храма расположена колокольня. Эта часть более других украшена мозаикой и другими декоративными элементами. Колокольня была построена непосредственно над местом совершения теракта, унесшего жизнь императора. В небольших квадратных нишах с трех сторон колокольни находятся 134 мозаичных герба. Это геральдические знаки всех губерний, областей и некоторых уездных городов России. Они стали символом того, что храм возводился всем миром, а также знаком народной скорби по почившему императору. Под куполом можно прочесть слова молитвы Василия Великого, выложенные мозаикой: «Сам безсмертный Царю. «
Центром западного фасада служит открытая часовня, в которой можно увидеть мозаичное полотно «Распятие». Его автором стал сам архитектор Парланд. Над распятым Христом изображение Бога Отца в окружении шестикрылых серафимов. Рядом с распятием находятся образы святого Зосима, в день поминовения которого родился император, и святой Евдокии, в день памяти которой он трагически погиб. До революции здесь всегда горела лампада.
Над часовней располагаются мозаичные картины, украшающие полукруглое окно. Вверху — образы ангелов со Христом, а по обеим сторонам — молящиеся Дева Мария и апостол Иоанн. Выше на цоколе — мозаичный образ Александра Невского – небесного покровителя города на Неве.
Северный и южный фасады колокольни отражают сцены из жизни Христа. С южной стороны видна икона «Божья Матерь, Иоаким и Анна». Богородица сидит на троне с Младенцем на руках. С северной стороны находится икона «Деисус», изображающая Христа с Девой Марией и Иоанном Крестителем.
Кокошники, которыми украшена колокольня, заполнены мозаичными образами святых, просиявших в земле русской, а также небесных покровителей императорской семьи.
Особого внимания заслуживают треугольные тимпаны над четырьмя крыльцами, расположенные по обеим сторонам колокольни. Они украшены мозаичными картинами, созданным по эскизам Васнецова. Здесь изображены самые страшные моменты в жизни Христа. Каждое из этих изображений передает муки, выпавшие на долю Спасителя, и заставляет задуматься о том, что жизнь коротка, а душа вечна.
Южный фасад украшен мозаикой «Христос во славе», автором которого является художник Кошелев. На нем помимо Спасителя, от которого исходит золотое сияние, пронизывающее всю картину изображены святитель Николай и Александр Невский. В руках у последнего макет храма. Мозаичист Фролов считал, что эта композиция одна из лучших его работ.
Северный фасад украшает панно «Воскресение Христово», автором которого стал художник Нестеров. Здесь Христос изображен в белоснежной плащанице. В руках он держит красный крест. Весь его облик – с одной стороны воплощение смирения, а с другой – торжество жизни.
Центральная аспида храма украшена мозаикой «Благословляющий Спаситель», эскиз которой создал Парланд.
Все мозаичное украшение фасадов отображает земные страдания Иисуса и его победу над смертью, давая всем живущим надежду на спасение.
Летопись правления
В 1905 году во впадинах цоколя были установлены пластины из привезенного из Норвегии красного гранита. Изначально на них планировалось высечь имена жертвователей, которые внесли свою лепту в строительство храма. Но в итоге оказалось, что список этот не слишком велик, и все имена можно уместить на одной доске. Поэтому на плитах высекли летопись жизни императора Александра Второго. Он был великим реформатором.
Мемориальные доски повествуют о рождении императора, о его венчании и о восшествии на престол. А также описаны реформы, увековечившие его имя: отмена крепостного права, развитие железных дорог в стране, отмена телесных наказаний, введение образования для народа. А также достижения императора на международной арене: окончание Восточной войны, присоединение к российским землям Уссурийского и Амурского края, покорение Кавказа и окончание Кавказской войны, и многое другое.
Деяния царя уместились на двадцати памятных досках. Последняя, двадцатая повествует о трагической смерти царя, на месте которой возведен храм.
Строительство храма длилось 24 года. Итогом кропотливой работы стал великолепный храм, ставший отражением широкой и загадочной русской души.
Фасад спаса на крови
ХРАМ СПАСА НА КРОВИ. Санкт-Петербург.Архитектура. Спас на крови, или храм Воскресения Христова был построен и освящен в 1907 году по проекту архитектора А.А. Парланда на том самом месте, где в 1881 году народовольцами был убит император Александр II. Гр. «Путешествия».
01.
По своим архитектурным особенностям храм Спаса на крови напоминает черты, характерные для русских храмов Москвы, Ярославля, а в частности, храма Василия Блаженного на Красной площади в столице. Собор венчают 9 глав против 10 московских. Но расположен храм Спаса на крови так, что неискушенному взгляду туриста кажется, будто ему тесно в месте расположения: в узкой улочке над каналом Грибоедова возвышается это красивейшее произведение архитектурного искусства.
Печальный факт, но от уничтожения собор спасла грянувшая война, во время блокады сюда свозили трупы погибших. Под охрану государства храм попал в 1968 г.
03.
Боковое крыльцо южного фасада
Здание в плане пятиугольно, с восточной стороны к основному сооружению примыкают три алтарные апсиды, увенчанные небольшими куполами, в западной части расположена двухъярусная колокольня с массивным куполом
Все купола храма Спаса на крови луковичной формы, покрыты ювелирной эмалью и медными позолоченными листами. Высота центрального сооружения – 81 метр: это число символизирует год гибели государя Александра II – 1881.
05.
Вход внутрь собора.
Цокольную часть собора покрывает сердобольский гранит, в цоколе установлены двадцать памятных досок, изготовленных из темно-красного гранита, золочеными буквами на них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Отделка коричнево-красного кирпича покрывает часть собора, расположенную над цокольной, на фоне стен – орнамент в виде поясков и крестиков из цветного и белого мрамора, керамические изразцы.
Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.
Мозаичные орнаменты храма гармонично переходят в мозаичные иконы, и в обрамлении цветного поделочного камня стен, иконостаса и киотов, а также мозаичного мраморного пола представляют собой редкое по красоте, незабываемое зрелище.
В мастерской Фролова мозаики набирали «обратным», или «венецианским» способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция «добиралась» уже прямым способом набора.
Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной направленностью. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, отчасти А.П.Рябушкин и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.
Богоматерь (художник Н.А. Бруни)
Богоматерь (художник Н.А. Бруни)
Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона.
Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона
Вход в храм Спаса на крови оформляют два крыльца, примыкающие к колокольне. Между симметрично расположенными входами помещено распятие, выполненное в мозаике.
Распятие Христово (художник В.М.Васнецов)
Сверху входы украшены изображениями двуглавого орла.
Внутренне убранство храма Спаса на крови поражает великолепием. Стены собора практически полностью покрыты мозаичными изображениями, над которыми работали талантливые мастера Петербурга и России. Центральное место отведено мозаикам иконостаса, созданным по эскизам Виктора Михайловича Васнецова: «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель».
В решении образов художник придерживался византийских приемов, передавая при этом внутреннее состояние персонажей.
14.
Богоматерь с младенцем (художник В.М. Васнецов)
Спаситель (художник В.М. Васнецов)
Еще одной особенностью декоративного убранства интерьера храма Спаса на крови являются поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.
Четыре колонны из алтайской яшмы служат основанием сени собора. Под сенью хранятся своеобразные реликвии храма – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
Фрагмент решетки набережной.
Храм Спаса на крови символичен для Петербурга и всей России – это первый храм, установленный на месте гибели государя, одного из многих жертв надвигающейся революции.
Воскресение Христово (художник М.В. Нестеров)
72.
Воскресение Христа (художник М.В. Нестеров).
21.
Несение креста (художник В.М.Васнецов)
Распятие Христово (художник А.А.Парланд)
23.
Св. князь Александр Невский и Спас Нерукотворный
24.
Сошествие во ад (художник В.М.Васнецов)
25.
Снятие с креста (художник В.М.Васнецов)
26.
Христос во Славе (художник Н.А.Кошелев)
27.
29.
30.
Северный киот.Святой князь Александр Невский (художник М.В. Нестеров). Удачна в плане цветового решения мозаика «Св. князь Александр Невский». Благоверный князь представлен молящимся в домовой церкви, во власти своих дум, отрешенным от всего земного. Слева в окне виден северный пейзаж: золотой закат, главка церкви. Колорит придает образу национально-лирический настрой и этим заметно отличает его от других работ.
31.
Свод северного притвора
Троица (художник М.В. Нестеров)
Мозаики центральной части храма
Лик двенадцатилетнего Христа
Вознесение Христово (художник В.П. Павлов)
Сошествие Святого Духа на апостолов (художник В.В. Беляев)
Христос во Славе (художник Н.Н. Харламов)
Композиция этой мозаики достаточно трафаретна, отличается пестротой колорита, однако она органично вписалась в тимпан кокошника, что позволило А.Фролову назвать «Христа во славе» в числе лучших работ.
47.
Евхаристия (художник Н.Н. Харламов)
Вход Христа в Иерусалим (художник В.В. Беляев)
Христос Пантократор (художник Н.Н. Харламов)
Введение во Храм (художник В.В. Беляев)
Жертвоприношение Авраама (художник В.В. Беляев)
Нагорная проповедь (художник В.В. Беляев)
Неопалимая купина (художник В.В. Беляев)
Отечество (художник В.В. Беляев)
Положение во гроб (художник В.В. Беляев)
Преображение (художник Н.А. Кошелев)
Распятие Христа (художник В.В. Беляев)
Собор Архистратига Михаила (художник В.В. Беляев)
Сон Иакова (художник В.В. Беляев)
София Премудрость Божия (художник В.В. Беляев)
Сошествие во ад (художник В.В. Беляев)
Троица ветхозаветная (художник В.В. Беляев)
64.
Успение Пресвятой Богородицы (художник В.В. Беляев)
Христос в доме Марфы и Марии (художник В.В. Беляев)
Воздвижение Креста (художник В.В. Беляев)
Благословение детей (художник В.В. Беляев)
Благовещение (художник А.А. Парланд)
Богоматерь (художник Н.Н. Харламов)
Вознесение Христа (художник М.В. Нестеров
Воскрешение дочери Иаира (художник Ф.С. Журавлёв)
Воскрешение Лазаря (художник М.А. Титов)
Изгнание торгующих из храма (художник В.П. Павлов)
Исцеление расслабленного (художник В.П. Павлов)
Моление о чаше (художник Н.П. Шаховской)
Покров (художник В.В. Беляев)
Святая Мария Магдалина (художник Н.К. Бодаревский)
Святая царица Александра (художник Н.К. Бодаревский)
Святой апостол Пётр (художник А.Н. Новоскольцев)
Святой князь Владимир (художник Н.К. Бодаревский)
Святой Николай Чудотворец (художник Н.К. Бодаревский)
Сошествие во ад (художник В.М. Васнецов)
87.
Христос и самарянка
88.
Христос перед Каиафой (художник Н.П. Шаховской)
89.
Христос перед Пилатом (художник Н.К. Бодаревский)
То, что в оформлении храма Воскресения Христова участвовали более 30 художников, предопределило разные стили художественного решения его убранства. Не все живописцы сумели учесть специфику воплощения своих эскизов в технике мозаики. Однако выразительность материала и высокий профессионализм мозаичистов Фролова сумели объединить разнохарактерные произведения в единый ансамбль.
Использованы материалы из Интернета
90.
Спас на крови ночью.
91.
Спас-на-крови с Ново-Конюшенного моста.
92.
Решетка около Спаса на крови
Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.
Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.
В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке.
93.
Началась блокада Ленинграда. Следы осколков.
94.
Но с началом Великой Отечественной войны этот решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра.
С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.
Добро пожаловать! Загрузка альбома закончена.
Ночной.Спас на крови.Алексей Говорушкин.М.ой Мир.М.ру.
Доброе утро, дорогая Дейзи! Мои слова только в превосходной степени. Замечательный материал и прекрасное качество фотографий! Спасибо огромное!
Доброе утро, милая Сеньора!
До встречи, Танечка!
Фасад спаса на крови
Архитектура
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – один из самых удивительных памятников архитектуры Санкт-Петербурга конца XIX начала XX века. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму и приковывает внимание неожиданным вторжением древнерусских форм в классицистическую среду центральной части города.
В историю отечественной архитектуры этот храм вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции «русского стиля», одного из стилистических направлений эпохи эклектики (историзма). В этот период архитектурный образ формировался на основе «умного выбора» соответствующих прототипов, ассоциировавшихся с идейным и функциональным содержанием конкретного сооружения. Среди всех разновидностей стилизаторства русскому стилю придавалось исключительное общественно-политическое и культурное значение. Современники видели в нем самостоятельный стиль, воплощавший русские национальные идеи.
Император Александр III настоял на том, чтобы мемориальный храм был спроектирован по типу церквей Москвы и Ярославля XVII века. Строительство Спаса на крови началось в 1883 году по проекту А.А.Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Окончательный проект 1887 года принадлежал уже исключительно архитектору Парланду.
Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создает собирательный образ русского православного храма.
В основе композиции Спаса на крови – компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает шатер. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией, безусловно, вызывает в памяти Покровский собор (храм Василия Блаженного), хотя композиция у них разная (у московского собора – девять столпообразных объемов на общем подклете). Узоры центральных пяти глав храма Воскресения Христова похожи на узоры куполов собора Василия Блаженного, но их покрытие уникальной ювелирной эмалью не имеет аналогов в России.
В западной части Спаса на крови находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Она находится над местом смертельного ранения Александра II, и ее мемориальное звучание подчеркивается мраморным Распятием под золоченым навесом. Кроме того, всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний Российских, участвовавших в создании храма.
В восточной части собора три полукруглые апсиды увенчаны небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу.
Западная и восточная стороны собора построены строго симметрично, со ступенчатым нарастанием масс. При асимметрии северного и южного фасадов на них резко акцентирована средняя ось. Организация четырехстолпного трехнефного интерьера четко выявлена снаружи выступами-лопатками, но некоторые элементы (например,
ложная аркада) не связаны с внутренней структурой.
Многие элементы убранства Спаса на крови заимствованы из арсенала каменной храмовой архитектуры XVII в. А.А.Парланд отбирал из первоисточников наиболее декоративно насыщенные элементы, отвечавшие художественным вкусам конца XIX века. Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. В декоре здания – разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Цоколь собора облицован шестью рядами серого гранита, в неглубоких нишах – 20 досок из красного норвежского гранита с деяниями императора Александра II. Фасад отделан облицовочным красно-коричневым кирпичом, на фоне которого нарядно смотрятся ажурные беломраморные детали оформления: аркады, арочки, кокошники и ширинки.
Сочетание четких архитектурных форм и многоцветности, яркости и многослойности декора создает впечатление перегруженности здания собора, утяжеляет его эмоционально-образную структуру. Вместе с тем архитектура Спаса не производит впечатления хаотичности, ее членения подчинены единому ритму.
Основной мотив возвышения создают купола храма на высоких барабанах, и особенно центральный шатер с главным куполом, который по размеру уступает куполам колокольни и боковых глав. Это создает иллюзию высоты центрального шатра, уходящего как бы в глубину небесного пространства.
Особенно сильно ощущается устремленность Спаса вверх со стороны Михайловского сада. Узкий восточный фасад здания венчают чередующиеся в строгом ритме сначала купола апсид, затем боковые главы и, наконец, объединяющий их главный купол. Немаловажную роль играют высокие, ажурные, тонкой прорисовки кресты, подчеркивающие вертикали здания.
К сожалению, для широкого обозрения храма Воскресения Христова открыт только южный боковой фасад, который хорошо виден с Невского проспекта. Северный фасад выходит на Конюшенную площадь. С востока собор огибает асфальтированная проезжая часть дороги и заросший деревьями Михайловский сад. Главный, западный фасад выходит на канал Грибоедова, он так и остался не раскрытым.
Но, несмотря на столь плотное окружение, храм Воскресения Христова – ведущая архитектурная доминанта этой части Санкт-Петербурга.