файвишевский инстинкты и разум
Инстинкт и разум
БОРИС БЫЗАЛОВ
Москва
2018г.
Аким Евсеевич Толстопятов был человеком немногословным и на первый взгляд казался даже несколько суровым. Но это только на первый взгляд. Работал он краснодеревщиком в обществе с ограниченной ответственность по ремонту мебели, но мыслил он философически и любил поговорить о будущем всего человечества. В отличие от эволюционной теории Дарвина Аким Евсеевич представлял себе, что Некто или Нечто создал на Земле живые существа, наделив одних разумом, а других инстинктом.
Живые существа наделенные разумом, быстро расселились по поверхности Земли и стали оттеснять других живых существ, наделенных инстинктом, в отдаленные местности и непроходимые природные места. Они приспособили к своим надобностям некоторые виды существ с инстинктом и некоторые виды растений для своего выживания в суровых природных условиях
А потом они стали использовать существ, наделенных инстинктом даже для своего развлечения и охоты на них, беззащитных, оттеснив их в резервации, национальные парки и зоосады. А когда опомнились было уже поздно потому, что некоторые виды существ, наделенных инстинктом, исчезли уже навсегда.
Существа, наделенные инстинктом тоже хотели жить и как могли боролись за свое существование. Представьте себе существо, наделенное разумом, гоняющееся с мухобойкой за надоедливым существом, наделенным инстинктом, да так и не убившего это существо потому, что оно тоже хочет жить.
В своем эгоизме и самоуверенности разумные существа стремительно и безоглядно понеслись к точке не возврата в своих отношениях с окружающей их природой. Они почему то решили, что смогут управлять Гольфстримом, латать озоновые дыры, укрощать извержения и ураганы.
Создатель образовал на Земле разнополые существа, наделив их влечением друг к другу для продолжения их рода. Разумные существа назвали это влечение Любовью и воспели это влечение в песнях, сказках, танцах и других свершениях своего разума.
Разумные существа стали называть себя людьми, а отдельную особь Человеком. Забыв, кто их создал, они стали задумываться об этом, породив массу предположений, непохожих одно на другое, фанатично отстаивая свое, доходя до драк друг с другом.
Расселившись по миру и бесконтрольно расплодившись, они стали драться между собой в попытке обеспечить себе жизненное пространство, а некоторые даже достичь мирового господства.
Время у разумных существ еще пока есть, во всяком случае, до превращения нашего животворящего Солнца в Белого карлика и конечно, при условии, если разумные существа не уничтожат сами себя.
Нам, нынешним, невозможно представить себе, как будет выглядеть тогда Мир. Также как неандертальцу представить себе высадку человека на Луну. Да и так ли для нас это существенно? Правильно ответил Михаил Задорнов своему зрителю, когда тот спросил его о космической катастрофе, которая случится позже предсказанной на сотни тысяч световых лет; «Тебе то какое до этого дело? Тебе это очень важно?»
Вот так краснодеревщик из ООО по ремонту мебели представлял себе настоящее и будущее мироздание. А в ответ на мое деликатное замечание, что этот взгляд крайне примитивен и даже безграмотен, а рассуждения попахивают ерничеством и недостойны внимания не только ученых людей, но и простых граждан, занимающихся повседневным производительным трудом, краснодеревщик ответил, что он тем не менее уверен в своей правоте.
Он рассказал далее, что у него есть персональный компьютер и он вбрасывает во всемирную паутину свои рассуждения. А поскольку по той большой деревне без края и границ бродит много разного народа, то он надеется, что кто то из существ, близких своим разумом к инстинкту, разделив с ним его воззрения, сумеет повысить свой интеллект. И если это случится, то он будет считать свою просветительскую миссию успешной.
Но дорогой Аким Евсеевич! Это же совсем другое дело. Горячий привет тебе от всех, кто неравнодушен к окружающему миру и стремится к его совершенству!
Здоровья тебе, счастья в личной жизни и успехов в производственной деятельности!
Новое в блогах
Речь идёт об увеличении глубины самоосознания человеком своей природы. Раньше, в течение тысячелетий, этим тайно занимались лишь религия и всякие эзотерические (оккультные) вероучения в лицах ограниченного круга лиц избранных. Возникшая в Новое аремя наука не очень интересовалась происхождением человека, полагаясь на Библию, и, провозгласив веру во всемогущество разума человека, до Ч.Дарвина сравнивать поведение человека с поведением его животных братьев младших на эволюционной лестнице не желала. Да и самосознание человека, как высший уровень развития его сознания, начало массово проявлять себя лишь недавно, где-нибудь в XVI-XVII веке.
А Фрейду, как видим, просто не хватило времени на осознание всего множества инстинктов, всей широты их проявлений.
Как видим, взгляды психологов не совпадают. И как тут быть? Что выбирать?
А выбирать самое-самое верное не надо. Надо исходить из принципа дополнительности, уже общепринятого в современной науке при исследовании сложных явлений. И выходит: и тот прав, и тот прав.
Первым, кто заметил выше упомянуту статью, был гайдпарковец Владислав Герасимов. Его коментарий был таким: «Полнейший бред. Человек начитался всякой фигни и пытается выложить здесь. «.
Первым положительным был комментарий-дополнение к теме Виталия Хлыновского. Он дал ссылку на свою статью «Гомо, сапиенс на 3-5%» [http:/gidepark.ru/user/1644797384/article/ 276650/], где речь идёт о том же, но другими словами, с опорой больше на теософию, нежели на психологию и философию.
Автор акцентирует внимание на критериях правильного воспитания молодого поколения. Он пишет, правильным воспитанием следует считать то, которое основывается на верном представлении о существующей реальности и месте человека в ней. Молодое моколение должно понимать, что наша современная жизнь имеет мало общего с той, какова она может быть и должна быть в действительности. Это как раз то, что в данный момент нас заботит.
Моё внимание также привлекли семь уровней энергоинформационного обмена, уровней единства человека со Вселенной. Да, встречаются уже люди (их мало), обладающие кроме 2-й сигнальной системы (речью), ещё и 3-й, 4-й и 5-й уровневыми системами.
Обсуждая предыдущую статью «О соотношении животных инстинктов и разума в человеке современном, Homo sapiens называется», гайдпарковец Дмитрий Каковкин задаёт 28 ноября 2011 в 12:05 такие уточняющие тему вопросы:
«Какие такие инстинкты у людей есть ещё, кроме животных?
Что такое рациональный разум? И какой ещё он бывает?».
Отвечаем Дмитрию Коковкину на первый его вопрос словами Льва Выготского, выдающегося отечественного психолога:
Иными словами, всё что было у предков человека в ходе предыдущей сотни миллионов длящейся эволюции, оно никуда не делось, а в том или ином виде присуствует в естестве совремённого человека, в том числе и инстинкты. Поэтому в прилагательном «животные» нет ничего оскорбительного для человека. Скорее наоборот, мы должны быть благодарны всем предкам в животном мире за создание и отработку совершенных энергетических, обменных и информационных механизмов. Инстинкты ведь снабжают человека жизненной энергией.
Интересно, что проявления «геологического» закона напластования были известны ещё в древнем Китае и сформулированы были в виде поговорки «Все звери сидят в каждом человеке, но нет ни одного зверя, внутри которого сидел хотя бы один человек».
Конечно, надо учитывать, что в сознании человека есть свои особенности, свои добавки, которых нет у его предшественников. Это, прежде всего, синестезия ощущений и чувств, способность переотражать действительность символами и знаками, развитое воображение. Эти новые качества выражаются в абстрактном мышлении, в способностях к анализу и синтезу, к оцениванию с точки зрения разных наперёд выбранных критериев и прогнозированию. Некоторые учёные склонны сознанием человека называть лишь эти добавки
Что касается мышления, то существуют разные классификации его видов. Автор популярного учебника «Психология» Р.Немов основные виды мышления у человека видит такими: практическое мышление, состоящее из наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, и теоретическое мышление, состоящее из образного и понятийного. Наглядно-действенное мышление является самым простым видом мышления. Наверное им обладают и животные, братья наши младшие.
Говоря о рациональном мышлении человека, мы имели в виду его способность выделять существенное, абстрагировать, анализировать, синтезировать по новому, прогнозировать. Согласно Р.Немову, это относится к теоретическому мышлению, чисто человеческому мышлению, которого нет у животных, ниже стоящих на лестнице эволюции. Нельзя сказать, что рядовой, обыкновенный человек им владеет в достаточной мере. Акцентируя внимание на рациональности мышления, мы хотели бы видеть в распоряжении обыкновенного, рядового человека способность системного видения проблем, способность делать выбор, т.е. принимать оптимальные решения с позиций заранее выбранных критериев, в т.ч. находить решения в многокритериальных задачах выбора. Этому уже учат в университетах, однако далеко не каждый человек владеет таким рациональным мышлением. И такое рациональное мышление не прихоть, без него сегодня невозможно даже правильно избрать депутатов парламента и президента страны. Если нет такого рационального мышления, то приходится пользоваться инстинктами и предметно-действенным практическим мышлением, которое в свою очередь лишь обслуживает инстинкты. Что мы и наблюдаем сплошь и рядом.
Ярким примером недоразвитости рационального разума людей Земли является начало 1-ой мировой войны. Свидетели тех событий в России, например, оставили такие мемуары: настроения масс настолько были патриотическими, что правительство никак не могло не объявить войну. И что поимели? А ведь могло быть всё иначе в развитии страны. В Англии было то же самое. Бертрана Рассела (1872-1970), выдающегося философа ХХ века, например, за пацифистские лозунги изгнали из Кембриджа, где он преподавал, и посадили на полгода в тюрму. 1-я мировая война, однако, ничему не научила правящие элиты большинства стран. В основе развязывания 2-й мировой войны также лежали животные инстинкты Гитлера и Сталина. А массам не оставалось иного выбора, как быть патриотическим «пушечным мясом». Посмотрим как будут развиваться события в ХХI веке. Все взоры надежд обращены на Ангелу Меркель.
— Да, надо использовать точную терминологию. Однако её пока нет в науке «Психология». И каждый вкладывает в слова-понятия частично свой субъективный смысл в зависимости от имеющегося на тот момент в его голове запаса знаний, тезаурусом называется. Трудности изложения свежих мыслей возрастают с переходом на «научно-популярную площадку».
Полностью разделяю настроение Дмитрия Каковкина, отражённое в его словах :
Согласен, сам таков. Сюда можно добавить лишь известный афоризм: «Чем больше расширяется груг наших знаний, тем больше становится линия нашего соприкосновения с неизвестным».
Михей Лесовой, обсуждая тему, затронул очень тонкий вопрос об ответственности учёных за использование их знаний в технологиях. Он обеспокоен, что совремённой науке вполне по силам построить эффективную технологию «полного порабощения человека, которая поспособствует разделению человечества на два слоя: недочеловеков и элиту. «. И спрашивает: «Куда попадёте Вы? А Ваши дети и внуки?». Да, надо признать, есть такая тенденция расслоения структуры сообщества людей всего на два слоя, она существует. И это очень-очень серъёзный вопрос. Чтобы этого избежать, нужна большая глубина самосознания каждого человека, много больше, чем она есть. Каждый должен понимать жизнь с позиций, я бы сказал, системно-психолого-синергетических. Надо всем понимать, что существует в сообществе людей прослойка эгоистических сильных «тварей избранных», заинтересованных всех остальных иметь как быдломассу. Да и стимулирование капитализмом «неограниченного потребительства» этому способствует. Будем надеяться, что в обществе людей Земли действуют и другие законы, ведущие к Гармонии и Добру.
Обращают на себя внимание комментарии гайдпарковцев-женщин, они отличаютя «детской непосредственностью», «наивной простотой» и искренностью. Elena Mari, например, реагирует 27 ноября 2011 в 20:39 так на содержание статьи: «Полная ахинея. Толщина слоев, блин. а покороче нельзя? И в каком состоянии нахожусь я. «. Любовь Гайдученко, специалист по грамматике руссого языка, 27 ноября 2011 в 20:52 отреагировала на грамматику статьи, не видя её содержания, так: «. Так выражаются только безграмотные уборщицы». Лариса Смирнова, 28 ноября 2011 в 14:50, была более сдержанной: «Сложно, умно, научно, но. Автор «очень далёк от народа» «. Спасибо за внимание, прочли всё-таки.
Замечено, что в комментариях к вышеупомянутой статье гайдпарковцы Дмитрий Радченко, Виктор Юшин и robin kruzo встали с автором по одну сторону «баррикады». Приятно видеть единомышленников.
Автор с благодарностью принимает ссылки на другие материалы, дополняющие тему статьи о соотношении инстинктов и разума в человеке:
Файвишевский инстинкты и разум
Живые организмы получают информацию об окружающей среде и о других живых существах с помощью своих ощущений. Организму важно не только иметь информацию об окружающей его среде, но и осуществлять связь с другими организмами. Цели ее разные. Это и половое размножение, и забота о потомстве, и преследование добычи, и избежание опасности. Если живые организмы составляют коллектив, то связь между ними нужна для организации совместной обороны или нападения, при поисках или производстве пищи всем коллективом (стаей, стадом, племенем или другим сообществом).
Связь между живыми организмами осуществляется самыми разными способами: посредством звука, запаха, прикосновения, жеста, света, электрического импульса. Мы не знаем всех способов, используемых для осуществления связи между живыми организмами.
Для реализации связи должны обязательно присутствовать передатчики и приемники. Что касается зрения, то для большинства животных это самое важное ощущение. Практически все живые существа в какой-то мере реагируют на свет. Даже у некоторых простейших имеются примитивные светочувствительные органы. Так, зеленое одноклеточное растение хламидомонада имеет глазное пятно, или стигму. Этот орган позволяет растению оценивать величину освещенности. Таким же глазным пятном одарена и эвглена (растение-животное).
Многоклеточные низшие, например черви, имеют в коже линзоподобные прозрачные клетки, или оцеллы. Морские черви рода Nereis обладают хорошо развитыми глазами. У головоногих, например у осьминога и каракатицы (моллюсков, потерявших раковину), развились глаза того же типа, что и у позвоночных. Насекомые, ракообразные, паукообразные (членистоногие) имеют фасеточные глаза, которые состоят из конических элементов (омматидий). Эти глаза образуют составное оптическое изображение. Кстати, они имеют и простые оцеллы.
У разных видов животных спектральный диапазон зрения различен. Так, у некоторых насекомых глаза реагируют и на ультрафиолетовое излучение. Но к красному излучению они нечувствительны. У гремучих змей имеются специальные инфракрасные рецепторы, которые реагируют на излучение от 1, 5 до 15 мк (15 — 150 тысяч ангстрем). С помощью этих рецепторов гремучая змея выслеживает свою жертву в темноте. Таких рецепторов не может быть у теплокровных животных, поскольку они сами излучают в этом диапазоне. В основном у животных зрение воспринимает электромагнитное излучение в диапазоне от 2000 до 8000 ангстрем (один ангстрем равен одной стомиллионной доле сантиметра). Именно на этот диапазон приходится подавляющая часть излучения Солнца. Электромагнитная волна, какой является свет, характеризуется электрическим и магнитным векторами. Важны не только величины векторов, но и их направления. Эти векторы могут находиться все время в одной плоскости (плоская поляризация) или вращаться влево и вправо (левая и правая поляризация). Человеческий глаз этих тонкостей не воспринимает. Он воспринимает только силу света. В то же время глаза насекомых обнаруживают поляризацию света. Благодаря этому они ориентируются в пространстве.
Многие насекомые, позвоночные и головоногие обладают цветным зрением. Но у тех животных, которые ведут ночной образ жизни, цветное зрение отсутствует.
Некоторые наземные животные излучают свет для сигнализации. Это происходит в периоды спаривания (различные виды светляков). Что касается морских организмов, то для них это обычное явление. Полагают, что бабочки могут использовать инфракрасное или микроволновое излучение. Для этих целей они располагают настоящими антеннами.
Откуда берется свет? Он возникает при окислении вещества, которое называют моциферином. В этом процессе участвует фермент моцифераза. Рыбы, которые живут в глубинах океана в полной темноте, заботятся об освещении сами. Оно у них собственное. У некоторых из них — электрическое. Здесь освещение нужно не для комфорта, а прежде всего для связи. При этом используется свет разных цветов.
Вторым важным видом восприятия живых организмов является слух. Разные животные воспринимают звуковые колебания в разных диапазонах, но все они, естественно, частично перекрываются. Так, собака слышит ультрафиолетовые звуковые колебания, которых человек не слышит. Человек не воспринимает звуковые колебания с частотой более 40 000 колебаний в секунду. Собаку же можно позвать ультразвуковым свистом, и другой человек этого сигнала не заметит. Летучая мышь обладает звуковым радаром (сонаром). С его помощью она точно определяет положение предметов и расстояния до них. Летучая мышь испускает локационные сигналы в виде ультразвуковых импульсов частотой 20 — 120 кГц и продолжительностью 0,2 — 100 мс. Эти звуки отражаются от предметов и регистрируются в приемном устройстве. Информация обрабатывается в текущем режиме, и мышь на лету уже знает, что находится впереди и на каком расстоянии. Птица может с лету разбиться о стеклянную дверь, но не летучая мышь. Ясно, что человек не воспринимает своим органом слуха те колебания, которые создает летучая мышь.
Что касается амфибий, то у них слух развит очень слабо. Змеи не слышат распространяющихся по воздуху звуков, поскольку у них отсутствует среднее ухо. В то же время у ящериц слух очень хороший. У рыб имеются органы слуха. Они приспособлены к их среде обитания. Правда, большинство других морских животных не имеет специальных слуховых рецепторов. Лучше всего эти рецепторы развиты у обитателей суши, например у птиц, летучих мышей и насекомых. У насекомых имеются многочисленные звуковые рецепторы. Они расположены на брюшке и груди. Насекомые воспринимают звуковые колебания от 430 до 100 000 колебаний в секунду. Человек воспринимает звуковые колебания только до 40 000 колебаний в секунду. Мы глухи к целому океану звуков, в котором купаются насекомые. Так, бабочки излучают ультразвук.
Для большинства животных и человека осязание и боль — это разные чувства. Чувство осязания может быть усилено с помощью волосков. У членистоногих специальными органами осязания служат антенны. Многие морские организмы обладают различной формы щупальцами или усиками. Существуют отдельные нервы, создающие ощущения тепла и холода, то есть температуры выше и ниже температуры кожи. Отсчет идет от температуры кожи. Если она поменяется, то меняются и ощущения. То, что казалось теплым для холодной кожи, может стать холодным для теплой кожи.
Всем организмам присуще также ощущение силы тяжести и ощущение равновесия. Орган равновесия у позвоночных располагается в верхней части лабиринта внутреннего уха. Он «работает» путем движения кристаллов в полукружных каналах, которые расположены под прямым углом друг к другу в трех измерениях. Орган, который реагирует на ускорение любой природы, представляет собой отолитовые меточки. Здесь используется механизм магнитной чувствительности. В ходе опытов в каналы равновесия креветок вводили железные частицы. После этого подопытные креветки четко стали реагировать на магнитное поле. Специалисты предположили, что домашние голуби используют для определения направления этот же механизм. Доказать это трудно, поскольку такого органа, как у креветок, у голубей нет. Органы чувств соответствуют условиям, в которых живут организмы. Иначе зачем нужны эти органы? Поэтому на тех планетах, где магнитное поле сильнее, эти органы магнитной чувствительности должны быть развиты в большей мере. Сильным магнитным полем обладает, например, Венера.
Живые организмы, несомненно, чувствуют и время. Но не у всех из них найден специальный орган, который выполняет эти функции. Этот орган удалось локализовать только у некоторых насекомых (тараканов, тлей). Выяснилось, что он состоит из нейросекреторных клеток и ганглиев в части мозга насекомого. Это место соответствует положению гипоталамуса у человека.
Ощущение времени определенным образом связано со всей ритмикой окружающей среды. Этот вопрос мы детально рассмотрели в книгах «Космос и здоровье», «Космос и биосфера» и «Космический пульс Земли». Здесь только укажем, что протекающие в организме человека процессы подчинены нескольким сотням различных периодов. У животных, в принципе, отмечается то же самое, но с определенной спецификой. Конечно, самыми явными являются суточные (циркадные) и годовые ритмы.
Ощущение времени у птиц, видимо, связано с ориентировкой по положению Солнца над горизонтом. Это было установлено в экспериментах со скворцами. То же свойственно и насекомым.
Сильнее всего на годичные изменения в окружающей среде реагируют растения. Их жизненные циклы зависят от сезона.
Вкус — еще одно ощущение, присущее всему живому. Это ощущение возникает при воздействии различных растворимых веществ на вкусовые рецепторы, расположенные у позвоночных главным образом в языке. Основные вкусовые ощущения: кислое, горькое, соленое и сладкое. Есть еще металлический и щелочной вкус. У животных вкусовая чувствительность также развита. Так, мухи и бабочки различают много вкусовых оттенков. На их антеннах и ногах имеются специальные органы, которые позволяют им различать разные вкусы. Что касается водных животных, то вкусовое ощущение для них очень важно. Ведь оно им заменяет и обоняние. В воде обоняние невозможно. У морского кота, например, органы вкуса расположены по всему телу.
Вкус и обоняние — это химические чувства. У наземных животных обоняние развито намного сильнее вкуса. У человека, как и у приматов, обоняние слабое. Правда, у китов, например, дело обстоит еще хуже — у них обоняния вообще нет. Птицы тоже обладают слабым обонянием. Любопытно, что птица киви может идти по следу, как собака, но острота обоняния у нее невелика. Но для большинства животных обоняние является жизненно важным. Так, у насекомых оно развито очень сильно. Самец бабочки может разыскать по запаху свою пару — самку на расстоянии в несколько километров. У него для этих целей имеются пушистые антенны. Эти же антенны могут служить рецепторами инфракрасного и микроволнового радиоизлучения.
У многих насекомых, в том числе у термитов, имеются органы, которыми они определяют степень влажности и где именно находится источник водяного пара. Термиты реагируют на концентрацию водяных паров в воздухе.
Мы привели только некоторые из свойств живых организмов, и прежде всего для того, чтобы показать, что человек не является чем-то исключительным, особенным, венцом природы, от которого зависит весь космогенез. Человек очень высоко себя оценивает только потому, что он мало знает. Это результат невежества, которое часто подается в упаковке учености.
Как мы видим, органы чувств у живых организмов на Земле самые разнообразные. Но не любые. Все устроено целесообразно. Живой организм обладает теми органами чувств, которые дают ему объективную и достаточно полную информацию как об окружающей среде, так и о других живых организмах. Что касается живых организмов на других планетах, то у них органы чувств созданы абсолютно по тому же принципу, хотя конкретные формы могут быть отличными от земных.
С чувств фактически начинается взаимодействие живого организма с окружающим миром. Это только первое звено целой системы, главным звеном которой является сознание. Органы чувств создают сигналы, которые фиксируются сознанием. Ощущения являются материалом для памяти, ассоциаций, мыслей. Они определяют содержание разума. Ясно, что разум не может находиться вне влияния чувств. Но разум не является автономной системой. Он должен геологически соответствовать природе Вселенной в целом. А Вселенная по природе является голографической. По этому принципу разум устроен не только на Земле, но и в любом месте Вселенной.
Человек склонен признавать только свой разум, а все остальные живые существа он ставит значительно ниже. Их действия чаще всего он оценивает как неосознанные. Сторонники этого взгляда считают, что вне человеческого сознания, вне собственного разума мир непознаваем. Такая точка зрения известна как субъективный идеализм, как «только я один». Это глубочайшее заблуждение человека. Исследователи животных ставят их в неестественные условия и воздействуют на них различными раздражителями. Им важно узнать реакцию подопытного на эти раздражители. Но такие опыты не дают объективной картины. Недаром один ученый сказал, что «если бы какой-нибудь исследователь — не человек — не стал изучать реакции человека на боль, электрический ток или неприятные химические вещества, то реакцию испытуемого легко было бы объяснить одними рефлексами и тексисом». Но человек не хочет признать равного права за другими живыми существами. А между тем специалисты установили, что даже одноклеточная амеба, у которой нет никаких органов, ведет себя очень непросто. Исследователь наблюдал сложное поведение амебы, «включая преследование, захват и поглощение одной амебы другой, бегство захваченной амебы, вторичный захват и новое бегство». Не является ли это свидетельством наличия у амебы сознания и разумного приспособления к ситуации в окружающей среде. Так, морские черви способны разумно различать такие явления, как тень движущейся водоросли и тень приближающегося хищника. Мало того. Они учатся на своем собственном опыте. Правда, память их коротка, и если ситуация долго не повторяется, то знания забываются. Но мы должны признать, что сознание (хотя и в разной степени) присутствует на всех уровнях жизни. Это сознание включает согласование чувствительных восприятий и опыта, которое облечено в форму памяти. Растения не имеют органов чувств. У них нет мозга и нервной системы. Но они общаются с другими живыми существами и очень заинтересованно откликаются на все, происходящее в окружающем мире. Эту проблему мы подробно рассмотрели в книгах «Бог, душа, бессмертие» и «Тайна мирового разума». Опыты с растениями и животными убедительно показывают, что у тех и других имеется общий язык общения и они неравнодушны к бедам друг друга.
Нам надо пересмотреть свои представления о растениях, животных, окружающем нас мире и о нас самих. Считается, что без нервной системы и мозга нельзя говорить о сознательных действиях. Но этому противоречит пример с амебой, одной-единственной клеткой, которая все же мыслит. Или другой пример. Обезглавленная змея, которая таким образом лишилась мозга и органов чувств, очень точно ударяет по подставленному пальцу. Как можно объяснить поведение растений, которые реагируют (оптимально!) на сложные воздействия и совершают жизненные сезонные циклы. Это и размножение, и запасание пищи на зиму в луковицах и клубнях. Более того, растения (без нервной системы и мозга) способны ловить и переваривать насекомых и удалять отбросы. Это делают насекомоядные растения мухоловки и росянки. Ясно, что все это требует высокой степени согласованности функций. Благодаря этому растение приспосабливается к меняющимся условиям.
Можно, конечно, объяснить все это наличием в структурах хромосомной ДНК некоторой химической «информации». Но это общие слова, за которыми ничего не стоит. Никто не берется их расшифровать, конкретизировать. Чтобы действительно что-то понять, надо признать первопричину и основу всего существующего — Мировой разум, информационное поле Вселенной. Надо признать, что все происходящее обусловлено изначально и что до строительства Вселенной был план этого строительства. Собственно, Вселенная действительно напоминает больше мысль, нежели скопления неживой материи. Этой мыслью, сознанием пронизано все, начиная от одноклеточных организмов. Более того — и все то, что мы называем неживой природой.
Если все пронизано сознанием, то что же такое инстинкты? Это просто неудачное название того, что ученые не смогли понять и объяснить. Вы сделали механическую игрушку, которая при нажатии на определенные места делает всегда одно и то же. Это суть инстинкта. Вы нажали и получаете всегда одно и то же. Наблюдаем ли мы это у животных? Конечно, нет. Специалисты определяют инстинктивное поведение как врожденное, автоматическое и неизменяемое. Последнее очень важно. Инстинктивное поведение характеризуется высокой степенью совершенства. Это совершенство в случае инстинкта достигается не путем накопления знаний и опыта, а автоматически, без каких-либо предшествующих проб. Можно было бы считать, что здесь проявляется родовая память, которая создает мощный побудительный импульс к вполне определенным действиям в данной ситуации. Другими словами, инстинкты — это условные рефлексы, которые наследуются. Но как это может происходить — ученые не знают. Ведь здесь имеются противоречия, которые нельзя устранить. С одной стороны, жизненный опыт является свойством приобретенным, которое не может появиться вследствие мутации. С другой стороны, приобретенные черты не наследуются. Как это согласовать? Как понять то, что родовой опыт становится частью наследственности?
Наши современные представления об эволюции, наследственности, сознании и разуме очень сомнительны. Сомнительны без понимания и признания того, что основой всего является Мировой разум.
На самом деле не следует разделять действия живого на инстинктивные и разумные. Конечно, одни действия отличаются от других. Но различие их в другом. И отнюдь не в том, что один человек разумный, а все остальные живые организмы лишены разума, сознания. Инстинктивное поведение тоже разумно, оно хорошо приспособлено к обычным обстоятельствам и очень эффективно. Человек тоже следует определенным стандартам поведения, пока не встречает препятствие, которое заставляет его переоценить ситуацию и соответственно изменить свое поведение. И как трудно порой бывает это сделать! Муравьи ведут себя точно так же. Однако человеческие стандарты поведения мы не называем инстинктами. Компромисс может быть достигнут таким образом — за инстинктом можно оставить только то, что даст живому организму побудительный импульс к действиям в определенном направлении. Постоянство же этих побудительных импульсов в основном является результатом влияния сообщества живых организмов.
Так, птенцы рождаются с заложенной в них программой — умением летать. Но летать их все-таки обучают родители. Котенок стремится поймать всякий движущийся объект. Но ловить мышей обучает его мать. То же самое (!) можно сказать и о людях. Если мы хотим все же оставить в научном арсенале термин «инстинкт», то должны раз и навсегда признать, что нет какой-либо границы, разделяющей инстинкт и сознание. Можно не сомневаться, что инстинкт и сознание взаимопроникающие. Цепь развития непрерывна от одноклеточных до людей-гениев.
И все же термин «инстинкт» применить к чему-нибудь трудно. Чем руководствуются термиты, пчелы, муравьи — сознанием или инстинктом? Только не инстинктом. А может, родовой памятью, накопленным опытом поколений, которые где-то хранятся? У людей родовая память хранится в символических «записях»: документах, орудиях, учреждениях, обычаях и традициях, которые сохраняются навсегда образованием в самом широком смысле этого слова. У термитов и муравьев это невозможно. У них родовая память должна храниться в коллективном сознании. Именно в коллективном, поскольку отсутствуют какие-либо внешние вспомогательные средства, наподобие библиотек и других форм хранения информации.
Армия муравьев во всех без исключения случаях представляет собой высокоорганизованный дисциплинированный и эффективный коллектив, который обладает единой волей и стремится к единой цели. Этот коллектив способен преодолевать непредвиденные различные трудности, он обладает гибкой стратегией. Именно гибкой, что невозможно в случае инстинктов. При атаке термитника армия муравьев высылает вперед разведку и патрули, которые передают донесение основной массе войска. Тут есть о чем подумать.
Удивительно, что в короткое время муравьи способны выбрать единственно верный путь решения проблемы. Обычно это является обязанностью вожака, а остальные следуют за ним и выполняют задание.
Еще один пример. В Австралии систематически разрушали холмики термитов. На это термиты ответили очень разумно: они прекратили строить возвышающиеся над землей сооружения и стали возводить свои города не менее удобно, но сообразуясь с новыми обстоятельствами. Человек же никогда не справится с подобной ситуацией. Даже находясь на краю пропасти, разрушив окружающий мир и сделав его практически непригодным для жизни, он не найдет в себе ни силы воли, ни ума строить дальнейшую свою жизнь на Земле по другим принципам. По принципам, которые отвечают условиям окружающего мира. Мы на это неспособны, а термиты сделали это быстро и без труда, хотя в продолжение миллионов лет до этого они всегда строили свои города в виде холмиков. Особенностью сообщества муравьев является то, что они бесполые. Это женский монастырь, который населен женскими особями. Все они происходят от од-ной-единственной матки. Термиты же формально двуполые. Но их половые органы не развиты, за исключением крылатых термитов. Похоже, что человечество вступает на тот же путь, поскольку бисексуалы и гомосексуалисты постепенно становятся большинством. Возможно, в этом спасение человечества. Ведь бесполость насекомых делает их целеустремленными. У них нет врожденного конфликта между узкими интересами семьи и благом всего общества. Можно сказать, что такое общество или сообщество практически превращается в единый сверхорганизм. Это подтверждается и организацией в этом обществе своеобразного коллективного обмена веществ. Выглядит это так. Полупереваренную пищу муравьи носят в зобиках. Они охотно делят ее со своими собратьями, как только те их попросят. У термитов все несколько иначе. Здесь обобществление, коллективизация находится на более высоком уровне. Термиты переваривают пищу друг для друга. Отбросов вообще никаких нет. Старшие термиты-рабочие передают молодым симбиотически обитающих у них в кишечнике простейших. Эти простейшие расщепляют целлюлозу, которая является основной частью диеты термита. Как известно, имеются и термиты-солдаты. Они вообще не имеют пищеварительного аппарата. Им остается полагаться на пищу, которая уже обработана рабочими термитами. Можно сказать, что солдаты находятся на иждивении у рабочих и поэтому полностью от них зависят. Поэтому когда солдат слишком много, то лишние из них вынуждены погибнуть от голода.
Сообщества других насекомых в принципиальном отношении устроены так же. Просто у термитов эти свойства проявляются наиболее ярко. Термиты, принадлежащие к древнему отряду ровнокрылых (Isoptera), родственны тараканам.
Странно слышать, что сообщества каких-то насекомых специалисты называют цивилизациями. По нашим понятиям, цивилизация — это сверхзвуковые самолеты, космические корабли и атомные электростанции. И, конечно, бомбы — атомная, водородная, нейтронная. Но давайте вернемся к истоку смысла и зададим себе вопрос: зачем все это нужно человеку? Чтобы удовлетворить свои потребности (потребности личности и общества)? Человек идет по «пути прогресса» и чем дальше, тем больше накапливает того, что действует ему во вред. Сделали ли человека счастливым атомные и водородные бомбы, атомные электростанции и многое другое? Конечно, нет. Они только ухудшили его жизнь, создали массу больших, сложных проблем, решить которые человеку уже не под силу. Одна из них — разрушение озонного слоя, остановить которое человек уже не сможет, тем более восстановить его.
Не следует пренебрежительно относиться к тому, как животные сообщества решают проблему оснащения себя необходимыми приспособлениями и инструментами. Путь, которым в этом смысле идет человек, является гибельным. Сообщества животных живут миллионы лет и ни разу не загнали себя в угол. Хотя и были подобные случаи, о которых мы скажем чуть позже.
Так вот, насекомые не изготавливают инструменты или машины. Они их выращивают. У них особь и инструмент составляют единое целое. Так, они создают особи с сильными челюстями или со специальными железами, которые выделяют едкое вещество, или же особи с чрезмерно развитыми яичниками, задача которых — рожать. Любопытно, что эта возможность не заложена в механизмах наследственности. Здесь все проще. Из одной и той же личинки можно вырастить или одно, или другое, или третье. Выбор варианта зависит только от того, каким способом выращивается данная личинка. Как это достигается — ученые пока не разгадали. Но общество насекомых может осуществлять плановую кадровую политику.
Животные пользуются непосредственно инструментами и приспособлениями, которые не являются частью их тела. Например, песчаная оса использует маленький камешек для того, чтобы им утрамбовать вход в норку и таким образом лучше защититься от возможных врагов, укрыв получше вход в свое жилище. Любопытно и то, что эта способность также не является результатом наследственности. Такими умными бывают не все, а только отдельные особи.
Инструменты, которыми пользуются насекомые, должны соответствовать их весу и размерам. Именно поэтому (таких малых инструментов нет или их мало) более целесообразно использовать живые инструменты, которые построены из твердого хинина на теле самих насекомых. Тем более что они отращивают именно те инструменты, которые им нужны, а не пользуются тем, что им дала природа. Человек может позавидовать насекомым, поскольку сам он лишен возможности вырастить по своему желанию или желанию своих родителей хотя бы один незамысловатый инструмент на своем теле.
Конечно, человек может возразить, что его преимущество над животными неоспоримо потому, что он умеет творить и вообще владеет языком. Но средствами общения обладают все животные. Сколько слов в том или другом языке — не так важно, как думают. Если подумать, то на самом деле человеку не нужны 50 или 100 тысяч слов, которые сведены в толстенные словари. Большинство людей используют слова, которые служат для передачи сообщений не намного более сложных, чем чувства или наше отношение к чему-нибудь. Ведь известно, что многие животные — кошки, обезьяны, вороны и другие — обладают зачаточным языком и выражают свои чувства весьма ясно. Сообщения, которые мы называем нечленораздельными, являются таковыми только для нас. На самом деле они включают в себя определенную долю абстрагирования. Достаточно вспомнить, что животные могут считать. А это немало. Это представляет собой высокую степень образования абстрактных понятий. Когда эти абстрактные понятия воплощаются в человеческом языке, то они становятся мощным инструментом умственного развития. Но надо помнить, что они же могут стать и мощным препятствием такому развитию.
Можно не сомневаться, что у насекомых есть свой вполне полноценный язык. Они обмениваются весьма сложной информацией. Например, пчелы могут передавать такие абстрактные понятия, как расстояние и направление. Пользуются они языком танца. Мало того, в разных странах этот немой язык танца у пчел разный. То есть на разных континентах язык пчел разный. Здесь тоже национальности или расы. Муравьи передают информацию друг другу по-иному, касаются друг друга своими антеннами.
Специалисты утверждают, что «сообщения и приказы посылаются при помощи своего рода радио из определенных центров гнезда термитов и что эти сообщения могут проникать через камень и цемент». Мало того, определены также максимальные расстояния, на которых такие сообщения могут быть приняты. Это подтверждают многочисленные опыты, проведенные исследователями. Например, когда отряд термитов-фуражиров обнаруживает что-нибудь интересное, на это место сразу (!) является множество других термитов. Как они получили информацию от своих соплеменников? Конечно, с помощью передачи сообщения через некие полевые субстанции. И появляются они мгновенно, как будто их вызвали по сотовой связи. Но деталей этой связи мы не знаем.
Зато мы знаем, что человеческим обществом управлять крайне сложно. Огромное число членов общества занято его управлением, и эффективность их работы крайне низка. Человечество не может избавиться от преступности, наркомании, проституции и многих других язв, которые противоречат естественным законам. Насекомые решают эти проблемы весьма эффективно. Но они идут другим путем. У них не существует определенных особей или групп, у которых были бы сконцентрированы власть и функции управления. Царь и царица у термитов — это просто неудачные названия. Никакой власти у них нет. Это самец и самка в узком смысле этого слова. Правда, у муравьев есть вожаки, и их отряды имеют командиров. Это не только достоверно установлено, но и доступно наблюдению почти каждого.
Неплохо было бы, если бы ученые по объективной шкале ценностей выставили всем оценки — муравьям, термитам, людям и всем остальным. Уверены, что на первом месте оказался бы не человек. Ведь конечная цель — это гармония, то есть достижение полного согласия с законами природы. Конечно, у сообществ животных, и в частности у насекомых, имеются не только плюсы, но и минусы. Это естественно. Весь мир, вся природа состоит из плюсов и минусов. Как нельзя разделить день и ночь, так нельзя разделить добро и зло. Это основа всего, основа жизни.
Так, малые животные сталкиваются со многими трудностями (на наш человеческий взгляд) потому, что они малы. Это мешает им развиваться умственно дальше. Дело в том, что нервные клетки не могут уменьшаться до бесконечности. Поэтому внутри муравья нет места для того, чтобы там разместить достаточно нервной ткани, которая составила бы высокоразвитый мозг. Но это рассуждения человека. Природа решает проблемы муравья исходя из других принципов. И решает весьма успешно. Ученые сходятся на том, что у насекомых есть коллективный разум. Собственно, в человеческом обществе также есть групповой разум. Он содержится на разных носителях информации — в книгах, на магнитных лентах, в памяти компьютеров, на видеокассетах и т. д. Но людям пользоваться этим разумом непросто. Ведь вначале индивидууму надо извлечь необходимую информацию, осмыслить ее, проанализировать и сделать выводы для решения данной задачи. Несмотря на большие коллективы исследователей и хранителей информации этот процесс очень неэффективный. И прежде всего потому, что работа идет на уровне индивидуумов. У насекомых весь этот процесс намного совершеннее. У них имеются знания, которые действительно являются коллективными. И это не просто знания, а разум, коллективный разум. Это вовсе не сумма разумов многих индивидуумов. Последний вариант крайне неэффективен. Это мы видим на примере человеческого общества. Все знания, которые нужны для организации правильного развития человеческого общества, уже имеются. Это результат умственного труда, разума отдельных индивидуумов — философов, ученых и т. д. Но эти знания по прямому назначению не используются. У насекомых эта проблема решена кардинально. Коллективный разум используется на все сто процентов для организации жизни общества. Поэтому у них нет революций, войн, кризисов, захвата власти и т. д. У них целесообразная жизнь.
Коллективный разум может возникнуть только на полевой основе. Какое это поле? Мы не знаем. Не следует путать коллективный разум, характерный для насекомых, с групповым разумом и суммой разумов человеческих индивидуумов. Некоторые мыслители полагали, что групповой разум людей просуммируется и создаст вокруг Земли оболочку разума, которую назвали ноосферой. Дескать, вся остальная природа без разума — дикая, подвержена хаосу и разрушительным тенденциям, а люди своим разумом вносят в природу порядок и элементы ее разумной эволюции. Из уважения к этим мыслителям мы не можем назвать это бредом. Многие из русских космистов считали, что космогенез (дальнейшее развитие Вселенной) возможен только благодаря разуму человека. Мы же считаем, что космогенез без человечества так же возможен, как и с ним. Поэтому если человечество скажет эволюции «нет», то тем самым оно само выйдет из игры опять же по собственной воле. У Мирового разума не возникает проблем с космогенезом. Мы также разделяем точку зрения, что в обществе насекомых существует сверхиндивидуальный разум, превосходящий любой, самый блестящий индивидуальный разум и обладающий временем жизни, превосходящим время жизни многих поколений. Сверхтелепатическая цивилизация, основанная на емком мозге, но освобожденная от тягостного запоминания подробностей, может достичь высот, которых человеку не объять даже мысленным взором. Все знания, накопленные человечеством, уже не могут быть охвачены каким-либо известным нам единым мозгом, и не столь далеко время, когда специализация застопорит машину прогресса и заведет человеческое общество в тупик.