федоровская икона божьей матери картинки
Икона Богородицы Фео ́ доровская
Празднование
История
Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237–1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути — военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272–1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона († 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III († 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только оправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности — восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги — основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.
Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.
Храмы, освящённые в честь иконы:
Феодоровская икона Божьей Матери. Иконография.
Иконография Феодоровского образа Божией Матери.
Всем, кто интересуется иконографией Пресвятой Богородицы, будет интересно.
Предание приписывает её авторство евангелисту Луке (В чем сомнений не возникает. )
Именно с первого чудотворного образа и стала распространяться иконография Феодоровской – сначала делались списки, в более позднее время добавлялись или менялись некоторые детали.
Общая иконография Феодоровского образа близка к иконографии Владимирской иконы Богородицы. Но в Феодоровской иконе есть ряд особенностей. Рассмотрим икону подробнее. Обратимся к фотографии иконы отдела Рукописей ГТГ 1919 г., на которой Костромская икона запечетлена до ее раскрытия в 1929 г.
Феодоровская икона относится к иконографическому типу «Умиление». Главной чертой подобных икон является обращенность Младенца Христа к Матери, Который обнимает Ее за шею, приникая щекой к щеке, что мы видим и на этой иконе. Несколько необычным может показаться то, что Младенец как бы восседает на руке Богородицы — «благоволил еси плотию седети на объятиих Чистейшия Отроковицы» — из канона Феодоровской иконе.
Это больше свойственно для икон типа «Одигитрия», где Божия Матерь символизирует Собой Престол.
Воспеваемая Церковью как Божественный Престол, Богородица являет Собой и Престол Царский, и Престол Жертвенный, Литургический. Ножки Христа всегда изображаются в шаге. Таким образом, Он оказывается в символической чаше, которая образуется из опущенной между руками Богородицы тканью Мафория. При этом символическое дно чаши дополнительно очерчено тонкой линей золота – ассиста, также как и сандалии Младенца. Особое значение чаши для верующих не требует дополнительных объяснений. Именно в нее во время Евхаристии опускаются частицы просфоры и вливается вино, являющие Тело и Кровь Христа.
Младенец погружен в недра Материнской фигуры. Мофорий Богородицы пурпурного цвета, что также символично. С глубокой древности этот цвет был принадлежным лишь царской власти. Тема Царственного величия Христа мы видим, как указано ранее, и в символе Богородицы как Царственного Престола. В христианстве пурпурный цвет приобрел и еще один смысл – воплощения и страданий Христа.
Иисус Христос взял начаток человеческой природы только от Богородицы. Во многих службах, посвященных Пречистой, именно тема Боговоплощения является особо значимой. В великом каноне свт. Андрея Критского мы читаем: «Мысленная багряница – плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного: потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу».
В службе Феодоровской иконе также неоднократно прослеживается эта тема. В каноне Богородицы в честь чтимой иконы мы читаем моления Христу: «вселивыйся во чрево смиренномудрыя Матере Девы, явился еси мирови», «Божественнаго Твоего воплощения еже от Девы, да присно славится таинство», «да даси нам присно славити воплощение Твое». Пурпур здесь также и символ страданий Христа.
Ткань, в которую завернут на богородичных иконах Младенец Христос также символизирует его воплощение. Плащ весь покрыт золотыми лучами ассиста – символ Божественной природы Христа, но положены они поверх «земного» цвета – Человеческой природы. Также золото входило в символику царских облачений и покровов. При этом золотые плащи часто являлись погребальным облачением императоров – снова повторение Страстной и жертвенной темы данного образа. «Золотой «погребальный» плащ в иконах Богоматери мог напоминать и о Царственном достоинстве Богомладенца и о Его жертвенной природе» — пишет А. Лидов. К тому же ножка Богомладенца на Феодоровской иконе обнажена до колена, а обнажение плоти в иконе является воспоминанием и дополнительным символом страданий Христа.
Поэтому прижатые друг к другу лики Христа и Богоматери здесь ассоциируются не только с ласканием Матери и Сына, но и с прощальным целованием, как на иконах Оплакивания и Погребения Христа, мы видим такое же соединение ликов Богородицы и Ее Божественного Сына.
К редко встречающимся деталям иконографии также относятся необычайно большие глаза Богоматери; изображение складок мафория Богородицы, покрывающего плечо и спину Младенца, а также положение правой руки Девы Марии, у которой часть пальцев скрыта складками одеяния Христа.
Левая рука Богоматери поднята в молитвенном жесте, обращенном к Богомладенцу и одновременно указующем на Него как Спасителя мира. Мофорий Богородицы украшен тремя золотыми звездами приснодевства, как знак чудесного Рождества.
«Прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева» — воспевает Церковь, Богородичен 7 гласа. На богородичных иконах они изображаются по-разному, но на Феодоровских образах они почти всегда представлены в виде крупных украшенных ромбов. Одна из звезд, скрыта фигурой Младенца.
В качестве вывода приведем общую символическую программу Феодоровского образа, которую авторы выражают так: «Господь Сам, Своею властию Свой Царственный Престол преображает в жертвенный, спускаясь с Престола в жертвенную чашу. Главное действие в иконе говорит о добровольном приношении Господа. Богородица, будучи по рождению обычным человеком, рядом со Христом всегда представляет всех людей. Мы видим, как Царь Небесный нежно обнимает человечество в лице Своей Матери, и понимаем, что Его жертва – это жертва бесконечной любви».
При составлении данной статьи использовалась работа:
Е. А. Виноградовой, О. В. Губаревой, А. В. Федорова «Феодоровская икона Божией Матери» из серии «Русская икона. Образы и символы».
Некоторые чтимые иконы и списки Феодоровской иконы Богоматери.
Благодарю тех читателей и почетателей этой удивительной иконы, кто дочитал эту заметку до конца.
Феодоровская икона Божией Матери
По преданию, еще при жизни Богоматери евангелистом Лукой было написано около семидесяти ее образов, один из которых впоследствии получил название Федоровская иконы Божьей Матери.
Описание иконы
По иконографии она относится к типу «Умиление»: Младенец прильнул к щеке Матери и обнимает Ее, но на Ее лике нет улыбки, только скорбь и бесконечная любовь к Сыну, который будет принесен в жертву за все человечество. Цвет одеяния Богоматери – пурпурный, что символизирует царскую власть, а в христианской традиции – Страсти Христовы. Обнаженные ножки Младенца напоминают о предстоящих Ему страданиях.
У Федоровской иконы Божией Матери есть одна удивительная особенность, которая выделяет ее среди других образов Богородицы: на обратной стороне ее писан образ св. мученицы Параскевы Пятницы, которая на Руси была покровительницей невест и свадеб.
История иконы уходит вглубь веков, и за эти столетия она не раз являла свою чудотворную силу.
Обретение иконы на Руси
С 1 века н.э., когда была писана икона пресвятой Богородицы Федоровской, и до ее обретения в начале 13 века в маленьком русском городе Городец, история ее покрыта мраком. Известно лишь, что, когда в 1239 году Городец сожгли монголы, икона пропала, но через некоторое время произошло ее чудесное обретение князем Василием Костромским, младшим братом князя Александра Невского.
Случилось это так: охотясь, князь Василий заметил на ветвях дерева икону, однако при попытке достать ее она поднялась в воздух. Удивительно, но точно в это же время многие костромичи видели неизвестного воина, шедшего по городу с иконой в руках. Воин этот походил на св. великомученика Феодора Стратилата, в его честь в городе был возведен собор.
К месту обретения иконы Богородицы двинулась огромная процессия во главе с духовенством. После долгой коленопреклоненной молитвы ее торжественно перенесли в соборный храм Костромы, а иконе дали название Феодоровской в часть явления Феодора Стратилата, покровителя воинов.
Значение Феодоровской иконы Божьей Матери
Вскоре после обретения иконы Александр Невский получил от отца, великого князя Ярослава Всеволодовича, благословение на заключение брака с Александрой Брячиславной, дочерью полоцкого царя.
За семь веков своего пребывания в Костроме Феодоровская икона явила немало чудес. Так, костромской собор, где она пребывала, дважды охватывал пожар, и оба раза пламя не затронуло чудотворную.
Когда в 1260 году Костроме подступило монгольское войско, угрожавшее полным разорением города, князь выступил против врагов с Феодоровской иконой, которую несли перед его малой дружиной. Внезапно в разгар битвы лик Пресвятой Богородицы стал излучать ослепительное сияние, заставившее врагов бежать с поля боя. Озеро, неподалеку от которого происходила битва, получило название Святого, а на месте явления чуда князь велел поставить вначале крест, а затем каменную часовню.
Особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери в 1613 году, когда на царство был призван первый представитель династии Романовых. Только обращение к ней архиепископа сломило сопротивление инокини Марфы, матери будущего царя Михаила Федоровича, и заставило ее дать сыну благословение на царствование. Упав на колени, она обратилась к образу Богородицы:
Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!
С тех пор Кострома стала считаться «колыбелью Дома Романовых», которые регулярно ездили туда на поклон к иконе, в том числе и в 1913 году, когда праздновалось 300-летие царской династии. Примечательно, что многие иностранные невесты наследников престолы, принимавшие православную веру, получали при крещении отчество «Федоровна» в знак того, что в роли их Восприемницы и Покровительницы выступает сама Богоматерь.
Даже в годы советской власти Федоровскую икону Божьей Матери не тронули, что стало уникальным явлением в новейшей истории РПЦ, а в новом тысячелетии верующие многих городов России получили возможность поклониться ей и попросить о помощи.
В чем помогает Федоровская икона Божьей Матери
Традиционно считается, что эта икона покровительствует девушкам, которые хотят выйти замуж, и будущим матерям, а также миру в семье и преодолению разногласий между близкими. Особенно много сведений о чудесных исцелениях женщин, которые долго не могли забеременеть, — после каждодневных чистосердечных молитв перед Феодоровской иконой им было даровано счастье материнства.
Молитвы перед иконой
Тропарь, глас 4
Пpише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотpокови́це,/ обpа́дованный днесь Богохpани́мый гpад Костpома́,/ я́коже дpе́вний Изpа́иль к киво́ту Заве́та,/ пpитека́ет ко изобpаже́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бога на́шего,/ да Твои́м Ма́теpним к Нему́ пpедста́тельством/ пpи́сно хода́тайствуеши всем,/ под сень кpо́ва Твоего́ пpибега́ющим,// миp и ве́лию ми́лость.
Перевод: Пришествием чтимой Твоей иконы, Богоотроковица, обрадованный сегодня Богохранимый город Кострома, как древний Израиль к киоту Завета, приходит к изображению лица Твоего и воплотившегося от Тебя Бога нашего, да Твоим Материнским к Нему обращением всегда просишь для всех, под защиту покровительства Твоего прибегающих, мир и великую милость.
Ин тропарь, глас 4
Днесь све́тло красу́ется преимени́тый град Кострома́/ и вся Ру́сская страна́,/ созыва́ющи к весе́лию вся боголюби́выя наро́ды христиа́нския,/ на пресла́вное торжество́ Бо́жия Ма́тере,/ прише́ствия ра́ди чудотво́рнаго Ея́ и многоцеле́бнаго о́браза,/ днесь бо яви́ся нам пресве́тлое вели́кое со́лнце,/ прии́дите, вси Богоизбра́ннии лю́дие, но́вый Изра́иль,/ ко исто́чнику цельбоно́сному,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пресвята́я Богоро́дица/ и избавля́ет вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих./ Но, о Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице,/ спаси́ страну́ на́шу, и архиере́и, и вся лю́ди Твоего́ достоя́ния от всех бед/ по вели́цей Твое́й ми́лости, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.
Перевод: Сегодня радостно ликует знаменитый город Кострома и вся Российская страна, созывая к веселью все боголюбивые народы христианские на преславное торжество Божией Матери ради пришествия Ее чудотворного и многоцелебного образа: ибо в сей день явилось нам пресветлое великое солнце; придите, все богоизбранные люди, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, ибо источает нам неоскудевающие милости Пресвятая Богородица и избавляет все города и страны христианские невредимыми от всех наветов вражьих. Но, о Всемилостивая Госпожа, Дева Богородица, Владычица, спаси страну нашу, и архиереев, и всех людей Твоего удела от всех бед по великой Твоей милости, да взываем Тебе: «Радуйся, Дева, христиан похвала!»
Кондак, глас 8
Благода́рственная принося́ще Ти, раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о всех,/ и́миже благоде́яла еси́ гра́ду на́шему,/ из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́ и ми́ли ся де́ем:/ не преста́ни, Влады́чице,/ Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами/ подава́ти вся блага́я и спаси́тельная всем,/ ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.
Перевод: Благодарственные молитвы принося Тебе, рабы Твои, Богородица, за все благие дела, которые Ты сделала городу нашему, из глубины души взываем к Тебе и коленопреклоненно просим: не переставай, Владычица, Материнскими к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавать всё на благо и во спасение всем, с верой и любовью взывающим к Тебе: «Радуйся, Дева, честь христиан».
Ин кондак, глас 8
Притеце́м, лю́дие, вси к ти́хому и до́брому приста́нищу,/ в дом Бо́жия Ма́тере,/ чу́дному о́бразу Цари́цы и Богоро́дицы,/ за неизрече́нную ми́лость Ея́ явле́нному,/ ве́рно припа́дающе и вопию́ще:/ о Всеми́лостивая Влады́чице,/ за спаси́тельное Твое́ смотре́ние,/ чу́днаго о́браза к нам прише́ствие,/ посети́ нас, гре́шных, све́тло сотворя́ющих пра́зднество Твое́,/ укрепи́ страну́ на́шу,/ ди́вно на враги́ побе́ду подаю́щи, и ве́ру утверди́./ Це́рковь Сы́на Твоего́ непоколеби́му соблюди́,/ притека́ющих к Тебе́ спаси́, от вся́ких напа́стей изба́ви,/ сохраня́ющи в ми́ре все Правосла́вие, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Прибегнем, все люди, к тихому и доброму пристанищу, в дом Божией Матери, к чудному образу Царицы и Богородицы, по неизреченной милости Ее явленному, с верою припадая и взывая: «О Всемилостивая Владычица, ради спасительного Твоего промысла, чудного образа к нам пришествия, посети нас, грешных, светло совершающих празднество Твое, укрепи страну нашу, дивно над врагами победу подавая, и веру утверди. Церковь Сына Твоего непоколебимой соблюди, прибегающих к Тебе спаси, от всяких напастей избавь, сохраняя в мире все Православие, дабы нам взывать Тебе: Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
Молитва первая
О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице и Присноде́во, Мари́е, еди́ная наде́ждо нам гре́шным! К Тебе́ прибега́ем и Тебе́ мо́лим, я́ко ве́лие и́маши дерзнове́ние пред ро́ждшимся от Тебе́ по пло́ти Го́сподем Бо́гом и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м. Не пре́зри слез на́ших, не возгнуша́йся воздыха́ний на́ших, не отри́ни ско́рби на́шея, не посрами́ упова́ния на́шего на Тя, но Ма́терними моле́нии Твои́ми умоли́ Го́спода Бо́га, да сподо́бит нас гре́шных и недосто́йных свободи́тися от грехо́в и страсте́й душе́вных и теле́сных, умре́ти ми́ру и жи́ти Ему́ еди́ному по вся дни живота́ на́шего. О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, путеше́ствующим спутеше́ствуй и огражда́й и охраня́й о́ныя, изба́ви плене́нных от плене́ния, свободи́ стра́ждущих от бед, уте́ши су́щих в печа́ли, ско́рбех и напа́стех, облегчи́ нищету́ и вся́ко злострада́ние теле́сное, и да́руй всем вся потре́бная к животу́, благоче́стию и жи́зни вре́менней. Спаси́, Влады́чице, вся стра́ны и гра́ды и сию́ страну́ и сей град, и́мже сия́ чудотво́рная и свята́я ико́на Твоя́ даде́ся во утеше́ние и огражде́ние, изба́ви я́ от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, и отврати́ вся́кий гнев на ны пра́ведно дви́жимый. Да́руй нам вре́мя на покая́ние и обраще́ние, изба́ви нас от внеза́пныя сме́рти, и во вре́мя исхо́да на́шего предста́ни нам я́вльшися, Де́во Богоро́дице, и изба́ви нас от возду́шных мыта́рств, князе́й ве́ка сего́, сподо́би на Стра́шнем Суди́щи Христо́вем ста́ти одесну́ю, и соде́лай нас насле́дники ве́чных благ, да сла́вим вове́ки великоле́пое и́мя Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Бла́гим и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Премилосе́рдая Госпоже́, Цари́це Богоро́дице, приими́ смире́нное моле́ние на́ше, и не отри́ни нас, заступле́ние и прибе́жище на́ше, и не возгнуша́йся нас, недо́стойных, но я́ко Милосе́рдая, не преста́ни моля́щи, Его́же родила́ еси́, да да́рует нам проще́ние мно́гих согреше́ний на́ших, да спасе́т нас и́миже весть судьба́ми. Поми́луй нас, Влады́чице, поми́луй нас, несть бо нам спасе́ния от дел. Те́мже ве́рно вопие́м Ти: поми́луй рабы́ Твоя́, и непло́дное се́рдце на́ше покажи́ плодоно́сно благи́х дел. При́зри на нас недосто́йных, Ты бо упова́ние и покро́в наш, жизнь и свет се́рдцу на́шему. Я́ко Невече́рний Свет от чре́ва Твоего́ воздви́гшая, озари́ ду́шу на́шу, Чи́стая, и отжени́ вся́ку мглу се́рдца на́шего. Да́руй нам умиле́ние, покая́ние и сокруше́ние серде́чное. Сподо́би нас по вся дни живота́ на́шего твори́ти во́лю Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего и во всем благоугожда́ти Ему́ Еди́ному. О, Богома́ти, не преста́ни моля́щи Ро́ждшагося от Тебе́ за вся притека́ющия с ве́рою к сему́ чудотво́рному о́бразу Твоему́ и подава́й им ско́рую по́мощь и утеше́ние в ско́рбех, и напа́стех, и злострада́ниих, изба́ви их от клеветы́ и зло́бы челове́ческия, от враг ви́димых и неви́димых, и вся́кия ну́жды и печа́ли. Спаси́ оте́чество на́ше, град сей и вся гра́ды и страны́ от вся́ких бед и нужд, и сотвори́ ми́лостива нам бы́ти Бо́га на́шего, отврати́ вся́кий гнев Его́ на ны дви́жимый и изба́ви ны от належа́щаго и пра́веднаго Его́ преще́ния. О, Боголюби́вая Влады́чице, А́нгелов украше́ние, му́чеников сла́во и всех святы́х ра́досте, с ни́ми моли́ Го́спода, да сподо́бит нас в покая́нии сконча́ти живота́ на́шего тече́ние. В сме́рти же час, Пресвята́я Де́во, изба́ви нас от вла́сти бесо́вския и осужде́ния, и отве́та, и стра́шнаго испыта́ния, и мыта́рств го́рьких, и огня́ ве́чнаго, да, сподо́бльшеся сла́внаго Ца́рствия Бо́жия, велича́ем Тя и сла́вим вопло́щшагося от Тебе́ Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же сла́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.