федоровский государственный собор в пушкине
Феодоровский Государев собор в Царском Селе
• По всем вопросам обращаться в WhatsApp:
+7 904 336-39-64 (Светлана);
+7 911 950-73-82 (Ирина)
Феодоровский Государев собор в Царском Селе запись закреплена
Феодоровский Государев собор в Царском Селе запись закреплена
Сердечно поздравляем нашего диакона Константина Суржикова с рукоположением во пресвитера!
Желаем многих лет усердных трудов, участия в заботе о Церкви Христовой и предстояния перед Престолом Божиим. Пусть следующие годы служения как пастыря, будут отмечены Божественной благодатью!
Феодоровский Государев собор в Царском Селе запись закреплена
Размышляя над тем, что является главным в служении пастыря, святитель Иоанн Златоуст говорит, что основанием, на котором строится настоящее пастырство, является искренняя и большая любовь ко Христу. В пример он приводит вопрос воскресшего Господа апостолу Петру: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:16). Когда Господь слышит, что апостол искренно любит Его, то поручает ему пасти Своих словесных овец. Ваша горячая любовь ко Христу стала тем основанием, на котором Господь устроил служение.
Пусть Господь наш Иисус Христос благословит Ваше служение на многая лета.
Феодоровский Государев собор в Царском Селе запись закреплена
В сегодняшний воскресный день Церковь празднует память апостола и евангелиста Луки.
«Свет» — так переводится на русский имя Лука. Апостол Лука родился в Антиохии Сирийской.
Весть о Мессии, избавителе Израиля, будущий апостол Лука услышал в Иерусалиме. По преданию, Лука стал одним из семидесяти учеников Христа, направленных Им в селения Самарии и Десятиградия исцелять больных и возвещать о пришедшем в мир Спасителе.
Показать полностью.
В Антиохии Лука встретил апостола Павла и стал его ближайшим помощником. Лука сопровождал апостола Павла во всех его путешествиях и не только помогал ему в деле проповеди, но и вел подробную летопись и был его личным врачом. Впоследствии эта хроника, повествующая о распространении Церкви в мире, легла в основу книги «Деяния апостолов».
В начале 60-х годов I века апостол Лука, по просьбе знатного антиохийца Феофила, написал наставление о жизни и учении Христа — Евангелие.
Среди «самовидцев» жизни Спасителя, расспрошенных евангелистом, была Богородица. Так в Евангелии от Луки появился подробный рассказ о Благовещении и эпизод из детства Спасителя. О встрече апостола с Божией Матерью свидетельствует Предание, приписывая апостолу Луке авторство первых икон Богородицы.
После мученической кончины своего наставника, первоверховного апостола Павла, евангелист Лука продолжил его труды, проповедуя Евангелие в Италии, Ливии, Египте и Греции. Будучи уже глубоким стариком, апостол и евангелист Лука был распят на оливковом дереве в Фивах в 82 году.
Феодоровский Государев собор (Пушкин)
Феодоровский Государев собор построен в 1909-1912 годах, памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. Храм относится к Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви, входит в состав Царскосельского благочиннического округа.
Содержание
История [ править ]
Временная церковь [ править ]
В 1895—1896 годах в районе Египетских ворот Царского Села разместился Сводный пехотный полк. Для него были построены деревянные казармы. Рядом был размещён и Собственный его императорского величества конвой.
В середине 1900-х годов возникла идея строительства на территории казарм архитектурного комплекса в стиле XVII века под названием «Фёдоровский городок». Центральной доминантой должен был стать полковой храм.
В конце 1908 года император Николай II лично указал и отмерил шагами место для постройки постоянного храма на поляне, прилегающей к парку, неподалеку от Александровского дворца.
В начале 1909 года был сооружён временный храм для чинов Сводного пехотного полка и Собственного конвоя. Помещение было найдено в новом каменном здании учебной команды полка. Здесь установили иконостас походной церкви лейб-гвардии Преображенского полка, полученный 13 (26) января 1909 года. Обустраивал храм капитан лейб-гвардии Павловского полка Д. Н. Ломан. 6 (19) февраля 1909 года в церкви состоялась первая служба. Временная церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.
Для храма были пожертвованы из Москвы утварь и облачение. Сюда была передана икона святого Серафима, написанная матерью Серафимой, старшей сестрой живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, освящённая у мощей преподобного в год его прославления. Игуменья Серафимо-Понетаевского монастыря, Нектария, пожертвовала точную копию чудотворной иконы Знамения Божией Матери Понетаевской.
24 мая (6 июня) 1909 года, с переходом полка на летнюю стоянку в Петергоф, церковь была закрыта. В ней продолжались работы. Князь М. С. Путятин создал чертёж нового иконостаса, который создавался с июня по декабрь 1909 года. Архитектор В. А. Покровский, не изменяя помещение, украсил интерьер церкви утварью и иконами, сооруженными по древнерусским образцам. Стены были обтянуты парусиной, крашеной в красноватый цвет, с набитыми на ней орлами времен царя Алексея Михайловича. В храме были собраны древние иконы и ряд святынь.
По окончании строительства Феодоровского собора, вся утварь временной церкви (за исключением иконостаса) была перенесена в его нижний придел и устроена в виде пещерного храма с сохранением престола преподобного Серафима Саровского. Здание, в котором находилась временная церковь сохранилось до нашего времени.
Строительство собора [ править ]
Одновременно началось сооружение Фёдоровского собора. Император специальным указом утвердил Строительный комитет по возведению собора под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета вошёл и Д. Н. Ломан.
Составление первоначальных чертежей было поручено архитектору А. Н. Померанцеву. Архитектор разработал проект в первичных для него формах в стиле церквей К. А. Тона. Проект был одобрен.
20 августа (2 сентября) 1909 года состоялась закладка храма. Торжественный молебен по этому случаю совершил Феофан (Быстров), епископ Ямбургский. Первый закладной камень был положен императором Николаем II.
Однако вскоре после начала работ по сооружению фундаментов проект А. Н. Померанцева подвергся критике. Стало ясно, что замысел слишком велик и громоздок.
А. Н. Померанцеву было отказано, взамен приглашён молодой В. А. Покровский. Принято считать, что В. А. Покровский взял за образец Благовещенский собор Московского Кремля в его древнейшем виде, без последующих переделок и пристроек XVI века.
Проект был утверждён 1 (14) августа 1910 года. Вместе с В. А. Покровским работал В. Н. Максимов.
Основные средства для постройки собора (150 000 рублей) предоставили Николай II и Александра Фёдоровна. Они постоянно следили за стройкой и присутствовали в важнейшие моменты. Например, 26 февраля (11 марта) 1910 года, когда на собор поднимали кресты, и 4 (17) марта — колокола. Полная стоимость строительства собора 1 миллион 150 тысяч рублей. Эту сумму, кроме указанного вклада императорской семьи, составили добровольные пожертвования купечества и промышленников.
Торжественное освящение нового собора состоялось 20 августа (2 сентября) 1912 года в присутствии императорской семьи; было совершено протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским.
Пещерный храм был устроен путём перенесения всего убранства временной церкви с сохранением престола во имя преподобного Серафима Саровского. Он был освящён 27 ноября (10 декабря) 1912 года Серафимом, епископом Кишиневским.
По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом В. А. Покровского. По указанию Николая II роспись Фёдоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи «на Толчках» в Ярославле и Воскресенского храма в Ростовском Кремле. Был учреждён специальный комитет, под председательством К. Ширинского-Шихматова, в составе: ктитора Д. Н. Ломана, графа А. А. Бобринского, В. А. Покровского и др. В связи с этим члены Комитета выезжали в Ярославль и Ростов. Императору был представлен обширный изобразительный материал по этим храмам в виде цветных фотографий, копий живописи и другое. Всё было одобрено.
Храм с 1914 по 1934 год [ править ]
26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор».
Фёдоровский Государев собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, а также был «приходом семьи императора». Во время пребывания в Царском Селе семья императора посещала храм в праздничные и воскресные дни. В пещерном храме император молился в дни говения.
Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.
Император посещал службы в соборе довольно часто. Как правило, в таких случаях соблюдался этикет: на боковом подъезде императора с семьёй встречал ктитор — полковник Д. Н. Ломан, а у входа — дворцовый комендант. Далее императорская семья входила через боковую дверь на правый клирос; дворцовый комендант следовал за ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора. Иногда императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркой. Николай II и члены его семьи традиционно присутствовали в Фёдоровском соборе перед важными делами.
В 1917 году собор стал приходским храмом, через год в Детскосельский отдел ЗАГСа были переданы все метрические книги. В 1922 году произошло самое крупное изъятие имущества. В 1925 году убранство Пещерной церкви было оценено и передано в Екатерининский дворец-музей, а в 1927 году на выставку в Русский музейный фонд были изъяты старинные облачения. Кроме того, в соборе произошло несколько краж, ответственность за которые была возложена на «двадцатку».
Храм с января 1928 года был одним из центров иосифлянского движения. В собор регулярно устраивались паломничнства из других иосифлянских храмов Ленинграда: протоиерей Алексий Кибардин водил гостей по храму, подробно с демонстрацией предметов рассказывал об императорском периоде жизни собора. 21 апреля 1931 года представителями ОГПУ во время ареста протодиакона Николая Нейдбайлика были отобраны ключи от собора, которые затем были обнаружены брошенными на городской площади. 26 августа того же года храм был снова открыт.
Период закрытия [ править ]
Впервые вопрос о закрытии храма прозвучал на уровне Детскосельского горсовета в декабре 1932 года. Поводом послужила задержка перезаключения «двадцаткой» договора с властями. Кроме того, в качестве причин назывались большое количество действующих храмов в Детском Селе (пять) и необходимость выделения помещения для устройства клуба Института молочного животноводства.
13 июня 1933 года было принято решение Леноблисполкома о закрытии храма. Официально собор был закрыт решением ВЦИК 27 декабря 1933 года.
Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. После передачи икон из нижнего храма в Русский музейный фонд выяснилось, что большинство из них, считавшихся подлинно древними, полностью или отчасти фальсифицированы.
Мозаика была закрашена. Верхний храм был приспособлен под кинозал, экран располагался на месте алтаря. В нижнем — был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки.
В Великую Отечественную войну 1941—1945 годов здание сильно пострадало от обстрелов. Были сильно разрушены стены северного и западного фасадов, повреждены перекрытия кровли, уничтожен главный купол. Лестница главного входа была разобрана. Архив, находившийся в храме, сгорел.
По некоторым сведениям, после войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки к собору. Остов здания использовали для тренировок альпинисты. В 1985—1995 годах трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора.
Современное состояние [ править ]
Весной 1991 года Фёдоровский собор был передан Русской Православной Церкви. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божьей Матери, ставшая одной из почитаемых святынь собора. 15 января (по другим данным, 1 марта) 1992 года начались богослужения в нижней, а 29 августа 1996 года — в верхней церквях.
В 1995 году Фёдоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.
15 октября 2006 года, около 8:30, в подвальном помещении, приспособленном под хранение икон, на площади 10 м² сгорела церковная утварь, приготовленная на реализацию.
4 сентября 2009 года в Москву из Амстердама были доставлены две иконы — Божией Матери и святого Александра Невского, ранее находившиеся на главных хоругвях верхнего храма. На сегодняшний день это первые иконы Фёдоровского собора, обнаруженные в зарубежной частной коллекции. Приобретённые известным московским коллекционером И. В. Возяковым, эти иконы будут выставлены для обозрения в «Доме Иконы на Спиридоновке» в Москве.
Святыни [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 196607, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Академический пр., д. 34
Расписание богослужений [ править ]
Богослужения совершаются ежедневно, кроме понедельника (требный день).
В будни Литургия: 10:00, исповедь: 9:30, по воскресеньям в 7:00 и 10:00, исповедь за 30 мин. до службы.
Вечерние богослужения: 17:00. Акафисты в 17:00: по воскресеньям — Иисусу Сладчайшему, по вторникам — св. Царственным Страстотерпцам; по средам — пред Феодоровской иконой Божией Матери; по четвергам — пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», по пятницам — прп. Серафиму Саровскому.
История Феодоровского Государева собора
История Феодоровского Государева собора
Царское Село, город знаменитых дворцово-парковых ансамблей дворянской эпохи, — излюбленное место отдыха петербуржцев и многочисленных гостей северной столицы. Стилевое единство города, выдержанного во вкусе европейской архитектуры XVIII-XIX столетий, является той его характерной особенностью, которая создает его своеобразие и уникальность. «Здесь не Темник, не Шуя — город парков и зал», — так писала о Царском Селе Анна Ахматова, называвшая этот город «полу-Версалем». Однако существует в Царском Селе и свой уголок русской старины. Речь идет о Феодоровском Государевом соборе и прилегающем к нему целом комплексе построек, именуемом «Феодоровский городок». Этот затейливый «град Китеж» был создан тщанием и заботой последнего русского Царя св. страстотерпца Императора Николая II, носившего в своей боголюбивой душе особые чувства к Древней Руси, всегда ощущавшего кровную связь как со своими далекими царственными предками, так и со всей русской историей в целом.
Идея создания в Царском Селе своеобразного уголка русской старины возникла после поселения св. Царя Николая II и его семьи в Александровском дворце. Общеизвестен тот факт, что с 1905 года последний российский Император сделал Царское Село, эту традиционную летнюю резиденцию русских Царей, местом своего постоянного, круглогодичного проживания. Переехав сюда из Зимнего дворца, он спустя некоторое время начинает деятельность по возведению вблизи Александровского дворца архитектурного ансамбля в древнерусском стиле. В 1909-м году Его Величество лично изволили указать и отмерить шагами место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Тогда же специальным указом Император утвердил Строительный комитет по возведению Феодоровского храма под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета наряду с прочими членами свиты Его Величества вошёл и капитан Д. Н. Ломан, который впоследствии станет ктитором Государева собора.
Составление первоначальных чертежей ансамбля было поручено архитектору А.Н.Померанцеву. Для зодчества профессора Померанцева, великолепного знатока русских национальных архитектурных приёмов, характерным было тяготение к крупным масштабам. В его работах удачно сочетались композиционная пышность и обилие измельчённого декора. По чертежам А.Н.Померанцева и начались строительные работы.
Двадцатого августа (ст.с) 1909 года состоялась торжественная закладка нового храма. На ней присутствовала вся Императорская семья. Молебствие перед закладкой совершил Преосвященный Феофан (Быстров), Епископ Ямбургский, который был неофициальным духовником Царской семьи и считался в церковных кругах столицы подвижником, отличавшимся чистотой жизни и веры. Первый закладной камень в основание собора положил сам Император.
Однако вскоре после начала работ по сооружению фундаментов проект А.Н. Померанцева подвергся критике, так как стало ясно, что его замысел слишком велик и громоздок. Исполнителем чертежа в новой редакции стал архитектор
В.А. Покровский, взявш ий за эталон Московский Благовещенский собор в древнейшем его виде, без позднейших переделок и пристроек. Этот собор являлся когда-то любимой домовой церковью первых Царей Дома Романовых, и в особенности Царя Алексея Михайловича. Именно поэтому он послужил образцом при возведении Государева собора в Царском Селе. Творчески переработав облик Благовещенского собора, академик Покровский создал вполне оригинальный проект, приблизив его к архитектурным традициям древнего Пскова и Новгорода.
Строительство собора продолжалось несколько лет. 20 августа (ст.с) 1912 года, ровно через три года после закладки первого камня, состоялось торжественное освящение храма. В 9 часов 55 минут перезвон всех колоколов возвестил о прибытии св. Государя Императора и его семьи. На освящение собрались также наместники самых древнейших и именитых российских лавр — Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Александро-Невской, а вместе с ними и другие представители титулованного духовенства. По Высочайшему повелению чин освящения назначено было совершать протопресвитеру военного и морского духовенства Георгию Шавельскому. После совершения чина освящения нового собора в нём состоялась первая божественная литургия, за которой молились вся Императорская семья и приглашённые гости.
Величественный в своей простоте собор, воздвигнутый тщанием св.Государя Императора, состоял из двух церквей — верхней и нижней. Главный престол верхнего храма был освящён в честь иконы Божией Матери «Феодоровская», которая издревле считалась покровительницей Дома Романовых. Этим образом благословлялся на царство первый Царь династии, Михаил Феодорович, в Ипатьевском монастыре Костромы в 1613 году. Список с древнего чудотворного образа, хранившегося в Костромском кафедральном соборе, был заказан задолго до окончания строительства собора. В 1910-м году в Костромскую городскую управу пришло распоряжение из Царского Села о создании копии с Феодоровской иконы Божией Матери «с тем, чтобы икону эту поднести Государю Императору для помещения её в храм, воздвигаемый на средства Его Императорского Величества в Царском Селе»».[1] Боковой придел верхнего храма был освящён в память святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, а нижний пещерный храм — в честь другого великого заступника Царской семьи, преподобного Серафима Саровского.
Интерьеры собора, выполненные в духе церковного зодчества XVII столетия, поражали своей отделкой. Грандиозные размеры храма, огромные опорные столпы, уходящие далеко ввысь, наполненность пространства светом, создававшего ощущение легкости и воздушности, — всё производило величественное впечатление. Огромный пятиярусный иконостас высотой 11 метров напоминал о могучем древе Православия, выросшем на Личности и учении его божественного Основателя Иисуса Христа. Иконы и утварь, изготовленные по старинным образцам, поражали высоким художественным мастерством и являли собой мощь и красоту духовного мира.
Нижний пещерный храм, обустроенный по проекту архитектора В.Н.Максимова, своим интерьером обращал личность к другой стороне исконной русской религиозности. Полное отсутствие наружного света, низкие сводчатые потолки, расписанные фресками, тихое мерцание лампад, освещавших старинные образа, строгие и излучающие любовь лики — всё это уводило от мирской суеты и способствовало созданию той молитвенной обстановки, которая воссоздавала атмосферу пещерных храмов древних монастырей. Нижний храм украшали только подлинные древнерусские иконы и утварь. Здесь хранилось множество святынь связанных с преподобным Серафимом Саровским: ковчег с частицей его мощей, часть гроба, в котором почивал преподобный до прославления, воздух, лежавший на главе его мощей. Пещерный храм, — или как писал св. Государь Николай II «наша уютная пещерная церковь» — был освящён 27 ноября (ст.с) 1912 года епископом Кишинёвским и Хотинским Серафимом (Чичаговым) в присутствии Царской семьи.
Феодоровский собор был домовой церковью последних Романовых. Он являлся приходом семьи Императора, а также полковым храмом Сводного пехотного полка и конвоя Его Величества. С 1914 года храм получил официальный статус Государева собора. В «Положении о Феодоровском Государевом соборе» сказано: «Собор принадлежит Их Императорским Величествам и назначен вместе с тем, с Высочайшего соизволения, служить для удовлетворения религиозных нужд чинов Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка и Собственных Его Величества конвоя». Левую сторону собора во время службы занимали солдаты пехотного полка, а правую — казаки конвоя, за ними стояли солдаты железнодорожного полка. Под хорами и на хорах размещались офицеры этих полков и их семьи. На правом клиросе в особом Царском месте молилась Императорская семья. «Так хорошо молиться в Феодоровском соборе с казаками и солдатами!» — писал св. Государь в своем дневнике.[2] Он посещал храм со своей семьёй во все воскресные и праздничные дни. В таких случаях соблюдался этикет: у Царского крыльца Императора с семьёй встречал ктитор — полковник Д. Н. Ломан, а у входа — дворцовый комендант. Далее Императорская семья входила через боковую дверь на правый клирос. Дворцовый комендант следовал за ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора. Иногда Императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркой. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта. В нижней церкви свв. Государь и Государыня, как правило, молились в дни приготовления к св. причащению. «Начал говеть с детьми в пещерной церкви утром в 11/2, а вечером в 6 1/2. Служит наш новый духовник о. Александр Васильев, а поют всю неделю отличные певчие 1-го железнодорожного полка», — заносит Император в свой дневник.[3] Феодоровский Государев собор стал излюбленным местом молитвы последнего Царя, мученической кровью явившего миру свою глубокую приверженность Православию и России.
Вскоре после освящения собора возникла мысль о постройке возле него комплекса зданий для священно и церковнослужителей. Решено было построить рядом с собором сказочный городок в духе древнерусской архитектуры, продолжавший собой традиции русской старины. Проектирование городка было поручено архитектору С.С.Кричинскому, который вскоре представил Императору готовые планы. При разработке проекта им изучались памятники древнерусского зодчества XVI – XVII веков. Государь внимательно ознакомился с чертежами и рисунками и только после длительных обсуждений одобрил замысел. С августа 1913-го года на Кричинского было возложено также непосредственное руководство строительством Феодоровского городка.
Считается, что прообразом Феодоровского городка послужил сооружённый в XVII веке Царский дворец в селе Коломенском. Городок унаследовал от него живописную планировку, сложный силуэт отдельных зданий и богатство пластического решения. Комплекс был задуман как посад и подворье, по образцу старинных монастырских или боярских усадеб, как правило, состоящих из нескольких палат и теремов, обнесённых оградой. Городок состоял из нескольких зданий, среди которых выделялись: дом для священников (Белокаменная палата), дом для диаконов (Розовая палата), дом для причетников (Желтая палата), дом для низших служащих (пристройка у северной стены), баня и прачечная для жителей городка (Белая палата), Трапезная с квартирой ктитора и канцелярией собора. Входом в городок являлись белокаменные ворота со стороны пруда, украшенные сочной орнаментальной резьбой по камню в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Все резные детали исполнялись из старицкого известняка, привезённого с берегов Волги.
Трапезная палата — наиболее крупное здание ансамбля, частично одноэтажное. Основой для проекта Трапезной палаты послужил Симонов монастырь Костромской губернии. Гранитная лестница ведёт на террасу второго этажа, над которой возвышается восьмиугольная башня с шатровой крышей. Здание первоначально было покрыто зелёной глазурованной черепицей. Орнаментальная живопись художника Н. П. Пашкова украшала свод трапезного зала.
Декор многочисленных построек городка хранит особые черты, придающие различным зданиям характер средневековой архитектуры крупнейших культурных центров Руси — древних городов, в которых складывались традиции русского искусства и государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова, Москвы. По мысли св. Императора, Феодоровский городок был призван символизировать архитектурное единство российских городов. Три с половиной года, с августа 1913 по февраль 1917, продолжались работы по возведению комплекса. 12 февраля 1917 года Николай II посетил Трапезную палату и сделал запись в гостевой книге: «Осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог в помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».[4]
Говоря о Феодоровском городке, нельзя не упомянуть об «Обществе возрождения художественной Руси». Это творческое объединение возникло в 1915-м году в процессе строительства Феодоровского Государева собора и городка. Его учредителями стали известнейшие деятели культуры и искусства того времени, такие, как А. М. и В. М. Васнецовы, И. Е. Репин, И. Я. Билибин, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, А. В. Щусев, Н. П. Лихачев. Председателем Общества был избран князь А. А. Ширинский-Шихматов, крупный государственный деятель, знаток и собиратель старины. Заседания Общества проходили в Трапезной палате, тут же находились его канцелярия, архив, библиотека. Члены Общества собирали сведения обо всех ремесленных, кустарных и рисовальных школах России, рассчитывая через систему конкурсов влиять на развитие национального прикладного искусства в целом. Общество также предложило сделать строящийся городок музеем прикладного искусства и зодчества. Здесь собиралась богатейшая коллекция церковной утвари, икон, предметов русской старины.
Почти сразу после начала Первой мировой войны назначение зданий городка несколько изменилось. Священно и церковнослужителям пришлось потесниться. На время войны в Феодоровском городке в 1914-м году был открыт лазарет для раненых солдат, а в 1916-м — ещё и для офицеров. Шефство над лазаретом взяли свв.Великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Для помощи персоналу госпиталя в зданиях Феодоровского городка был размещён Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд, который привозил с фронта в Царское Село раненых, размещавшихся в царскосельских лазаретах. Сюда в начале 1916 года по протекции Д. Н. Ломана был зачислен санитаром поэт Сергей Есенин. В июне 1916 года он одновременно был определён в канцелярию Феодоровского Государева собора.
Периодически в стенах Феодоровского городка для раненых устраивались концерты. Так, один из них был дан 22 июля 1916 года в честь тезоименитства Императрицы Марии Феодоровны и Великой княжны Марии Николаевны. На нём выступил Великорусский оркестр струнных, духовых и ударных инструментов В.В. Андреева. Одно из отделений концерта представляло собой сценическую мозаику из былин, сказок, песен и поговорок под названием «Вечер в тереме боярыни XVII века». В ней участвовала жена поэта А. Блока Л.Д. Менделеев, а ведущим концерт был Сергей Есенин.
Цветущая и насыщенная жизнь городка, равно как и богослужебная деятельность Феодоровского Государева собора, были прерваны русской революцией, повлекшей за собой убиение Царской семьи и крах всей Российской империи. С установлением Советской власти в России Церковь Христова вступила в скорбный период своего существования. Началась эпоха неслыханных жестоких гонений, преследовавших цель полного уничтожения Православной веры в нашей стране. Феодоровский собор и городок при нём не могли, конечно, оставаться в стороне от кровавого ниспровержения вековых устоев российской жизни. Государев храм ожидала участь почти всех церквей России: с течением времени он был закрыт, разграблен, предан осквернению и поруганию. Менее двух десятков лет потребовалось для выполнения этой задачи.
В 1917-м году, еще до убиения Царской семьи, Феодоровский Государев собор превратили в обычный приходской храм. Вскоре под предлогом помощи голодающим, он, практически, как все храмы и монастыри России, подвергся изъятию церковного имущества. Постоянные аресты священнослужителей, их заключения в тюрьмы и отправки в концлагеря были причиной того, что с 1917-го по 1934-й год в Феодоровском Государевом соборе сменилось шесть настоятелей. Каждый из них оставался на этой должности не более двух лет, после чего оказывался арестованным, за исключением только протоиерея Алексия Кибардина, служившего в соборе с 1913 года, а в качестве настоятеля с 1922-го по 1930-й год. Но и он, разумеется, не избежал общей участи. Отец Алексий был священником, который не признал Декларации митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года, и который вследствие этого примкнул к митрополиту Иосифу (Петровых). Поэтому с января 1928 года храм стал одним из центров иосифлянского движения. В собор регулярно устраивались паломничества из других храмов Ленинграда, отказавшихся подписаться под Декларацией, разделившей Церковь на две части. В декабре 1930 года он был арестован по «Делу ленинградского филиала Истинно-православной церкви» и через год приговорён к пяти годам лагерей за «участие в контрреволюционной монархической церковной организации» по статье 58-10 УК РСФСР. Во время следствия пастырь содержался в Доме предварительного заключения в Ленинграде, а отбывать срок ему пришлось в одном из самых страшных мест сталинского времени — в Соловецком лагере особого назначения.
Недалек был и час закрытия Феодоровского Государева собора. Впервые вопрос о ликвидации прихода был поднят Детскосельским (так стали при Советской власти именовать Царское Село) горсоветом в декабре 1932 года. На заседании отметили, что в городе и без того слишком много действующих храмов (пять), и что Институту молочного животноводства срочно требуется подходящее помещение для устройства клуба. Спустя полгода, в июне 1933 года, Леноблисполком принял решение о закрытии храма. Официально собор был закрыт решением ВЦИК от 27 декабря 1933 года. Оставшееся церковное имущество поделили между собой несколько музеев. Верхний храм — место молитвы св. Государя Императора — был приспособлен под кинозал, экран расположили в алтарном пространстве. А нижний пещерный храм превратился в склад кинопленки и в архив кинофотодокументов.
Что же касается городка, то уже в 1918-м году комплекс был передан Петроградскому агрономическому институту со всеми вытекающими отсюда последствиями.«Художественная красота русского обихода», о которой писал в своем отзыве св. Николай II, подверглась варварскому уничтожению, а помещения городка были приспособлены под практические нужды пролетариата. В период оккупации Пушкина Феодоровский городок очень сильно пострадал. Ценности, которые ещё оставались в нём, были вывезены. По окончании войны предполагалось восстановить комплекс, однако больших работ так и не проводилось. В 1982 году в зданиях разместился филиал туристической гостиницы «Мир».
В 1991-м году Государев собор, а вместе с ним и городок, был передан Русской Православной Церкви. И сегодня здесь возрождается во всей полноте церковная жизнь, воссоздается поруганная, но не утраченная до конца, красота, наполняющая мир высоким, непреходящим содержанием.
[1] Цит. по кн.: Феодоровский Государев собор. Л. В. Бордовская, Г. Д. Ходасевич. СПб., 2002. С. 8.