федоровский монастырь в городце история

Фёдоровский монастырь в Городце

Городецкий Федоровский мужской монастырь

Городецкий Федоровский мужской монастырь — по своему первоначальному основанию старейший из монастырей Нижегородской епархии.

До разрушения в начале 20-го века, обитель представляла собой четырехугольный архитектурный ансамбль, окруженный каменной оградой. При монастыре были храмы: пятиглавый, посвященный чудотворной Федоровской иконе Божией Матери (1765 год), второй – в честь святого благоверного князя А. Невского (1798 год), две церкви в честь Феодора Стратилата и целителя Пантелеймона.

Из исторических построек монастыря до наших дней сохранились лишь трапезная и братский келейный корпус.

При монастыре существует православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников. Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями как Городецкого района, так и и всей Нижегородской области.

История Фёдоровского монастыря

Монастырь был основан князем Юрием Долгоруким как Богородице-Феодоровский монастырь в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери. Позже она была перенесена в монастырь.

Считается, что монастырь был основан в 1152 году, однако эта дата продолжает оставаться предметом дискуссий.

В 1238 году во время нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь монастырь сгорел, а Феодоровская икона Божией Матери оказалась уже в Костроме. В монастыре в настоящий момент хранится список иконы (копия), написанный в 1800 году.

В 1263 году в обители принял монашеский постриг и скончался князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды.

В 1354-1410 годах в монастыре жил ученик Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский (Комельский чудотворец).

В 1408 году обитель подверглась нашествию ордынского хана Эдигея.

В XV-начале XVII веков монастырь был упразднён.

Возрождён вновнь в 1700 году и в этот же год построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя святого князя Александра Невского.

В 1764 была предпринята попытка закрытия монастыря, однако благодаря поддержки местного населения этого не случается. Однако теперь обитель приобретает статус заштатного, то есть находящегося на собственном обеспечении, без господдержки.

В 1834 году император Николай I выделил на монастырские нужды 211 652 рубля ассигнациями и наделил обитель землями.

В 1870 году обители присваивается статус штатного монастыря II класса, а настоятель получает сан архимандрита.

Монастырь после революции

В 1927 году Федоровский монастырь был закрыт. В бывших кельях монахов расположилась школа, а 80-метровую колокольня (самая высокая из существовавших на Нижегородской земле) была украшена звездой и превращена в водонапорную башню. А в 1934 году почти все здания монастыря были разрушены как «не представляющие культурной ценности».

Позже на территории монастыря располагались почта, школа, колония правонарушителей. На территории бывшей церкви Александра Невского выстроена Городецкая районная больница.

Возрождение обители

С 2007 году благодаря программе комплексного развития территории Городецкого района «Городец – XXI век» появилось возможность восстановления монастыря, а в 2008 году началось строительство храма в честь Федоровской иконы Божией Матери.

27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Где находится и как доехать, телефон, время работы, цена, сайт

Адрес: Нижегородская область, г. Городец, ул. Титова, 1

Телефон: +7 (83161) 9-11-08, 9-50-64

Время работы: ежедневно, 07:00–17:00

Стоимость: бесплатно

Фёдоровский монастырь в Городце на карте

GPS координаты: 56.646688, 43.478600

Источник

Богородице-Феодоровский Городецкий мужской монастырь

Мiръ Россия Нижегородская область Городец Богородице-Феодоровский Городецкий мужской монастырь

федоровский монастырь в городце история

Богородице-Феодоровский Городецкий монастырь основан в начале XIII века, здесь принял постриг и скончался Александр Невский. Принадлежит Городецкой епархии Русской Православной Церкви. Престольный праздник — 27 марта и 29 августа (Феодоровской иконы Божией Матери).

Содержание

История [ править ]

Первый монастырь [ править ]

Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Современники событий считали, что главная икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Современные историки указывают, что до сих пор не подтверждено существование монастыря в XII веке, указывая, что для такого предположения нет прямых доказательств:

Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Это обретение является предметом легенд, и нет единого мнения по поводу того, как этого произошло. См. также: Легенды обретения Феодоровской иконы Божией Матери в XIII веке

Икона в монастырь уже не вернулась, но сюда был помещён чудотворный список, который был главной святыней Феодоровской церкви Существует легенда о том, что монастырь основал святой князь Георгий Всеволодович в 1220-х годах, хотя, возможно, монастырь был в то время отстроен заново.

В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём.

Позже, в какое-то время в монастыре жил будущий святой Павел Обнорский, это произошло в промежуток между 1354 и 1410 годами.

Монастырь просуществовал в этом пустынном месте до XV века], или, скорее всего, до XVII века когда в XVI-начале XVII века место было снова заселено и монастырь был упразднён.

Второй монастырь [ править ]

Монастырь был учреждён снова грамотой от 20 марта 1700 года по благословению патриарха Московского Адриана. Инициатором события стали церковные старосты И. Юдин и С. Осокин (прихожане Троицкой церкви Верхней слободы Городца). К тому времени река Волга поменяла своё русло и монастырь стал находится в поле сравнительно далеко от берега.

В том же 1700 году в монастыре был построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в котором был устроен придел во имя святого князя Александра Невского.

На протяжении XVIII века монастырь неоднократно менял свой статус. В 1764 году было принято решение об упразднении монастыря, но местные жители Городца предложили мирской приговор, который поддержал своим ходатайством епископ Нижегородский Феофан (Чарнуцкий). В результате монастырь был отнесён к заштатным, но вскоре, в июне 1870 года Святейший Синод возвёл монастырь во 2-классный общежительный, его настоятель получил сан архимандрита.

В середине XIX века монастырь находился на том месте, которое занимает сейчас и территория монастыря вошла в черту Городца.

Дальнейшая судьба монастыря незавидная — он был закрыт в 1927 году и его помещения занимали почта, школа, колония правонарушителей и больница.

Большинство строений монастыря было разрушено, но сохранились здания, в которых были расположены кельи монастыря и Церковь во имя святителя Пантелеимона.

Современное состояние [ править ]

В монастыре находится чтимый список Феодоровской иконы Божией Матери, одной из наиболее почитаемых богородичных икон в России. 29 августа 2008 года возобновлена традиция проведения в Городце крестного хода существовавшая до 1917 года.

29 января 2009 года благочинный Городецкого и Борского округов иерей Алексей Парфёнов освятил 12 колоколов. Полный комплект для звонницы был передан в декабре 2008 года генеральным управляющим Уральской горно-металлургической компании Андреем Козицыным. Колокола были изготовлены на заводах металлургической компании «Холдинг». Общий вес колоколов 2,2 тонны. В качестве материала использован сплав меди, олова и серебра. Схема размещения на оптимизирована под одного звонаря. К 4 февраля на новую колокольню были подняты восемь освящённых колоколов.

27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Наместником монастыря назначен игумен Августин (Анисимов).

3 июля состоялось первое заседание попечительского совета. 9 июля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил молебен святому благоверному князю Александру Невскому в нижнем приделе строящегося Феодоровского собора. 17 июля наместник монастыря игумен Августин (Анисимов) совершил чин благословения и освящения крестов для куполов Феодоровского собора. 20 июля планировалось установить освященные кресты на купола, а 22 июля — поднять купола на храм.

В августе была завершена работа по изготовлению и установке четырёхъярусного фаянсового иконостаса для Феодоровского собора. Иконы были написаны сёстрами Тихвинского монастыря Екатеринбурга. Фаянсовый иконостас Феодоровского собора стал третьим в храмах Нижегородской епархии.

Архитектура [ править ]

Главный храм монастыря — Феодоровский собор — неоднократно перестраивался в камне. Пятиглавый собор 1765 года постройки был закрыт в 1927 году и снесён несколько лет спустя. Воссоздан в первоначальных формах в 2009 году.

По легенде, место, где стояла монастырская церковь Александра Невского 1870-82 гг. постройки, обозначало место явления Феодоровской иконы. Храм был закрыт в 1934 году и достаточно быстро снесён; на этом месте стоят корпуса Городецкой районной больницы.

Источник

Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу

федоровский монастырь в городце история

Городец знаменит не только своими народ­ными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии» Алексей Реутский. Материал опубликован в № 11-12 за 2020 год.

Имя России

В начале 2000-х годов тема почитания святого Александра Невского для жителей Городца не была такой значимой, как сегодня. И о том, что он принял монашество в когда-то украшавшем город Феодоровском монастыре, напоминали только памятник на набережной Волги (установлен в 1993 г.), дореволюционный вид монастыря на пожелтевших фотографиях и рисунок обители на обратной стороне Феодоровской иконы в местном краеведческом музее.

«Возрождение памяти Александра Невского началось по инициативе полпреда в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, — вспоминает настоятель Феодоровского монастыря епископ Городецкий и Ветлужский Августин. — Он был инициатором восстановления Феодоровского собора и сумел в 2008 году объединить вокруг этой идеи представителей власти, бизнеса и Церкви» (см. справку). Священноначалие Нижегородской епархии приняло решение возродить Феодоровский монастырь. Его строителем и настоятелем стал тогда еще игумен Августин, возведенный в сан епископа в 2012 году.

Имея большой опыт миссионерской работы в Ивановской епархии, отец Августин хорошо понимал, что восстанавливаемая обитель может стать центром миссионерской и просветительской работы не только Городца. И первые помощники здесь — это интеллигенция. Ему удалось расположить к себе учителей и врачей, директоров школ и музеев, краеведов. Видя, что священник хорошо разбирается в вопросах образования и политики, истории и антропологии, люди стали проявлять интерес и к духовным ­темам.

Обладая широким кругозором и обширными знаниями, отец Августин (Анисимов) выступал перед коллективами местных предприятий, читал лекции в музеях, библиотеках и вузах, собирая огромные аудитории. Он говорил о причинах семейных проблем и демографии, смысле и назначении жизни человека, патриотизме, воспитании детей и, конечно, о вере, приводя в пример в том числе образ святого князя Александра Невского.

На тот момент в Городце действовало два храма (сегодня их пять). Отец Августин служил в Покровской церкви, и к нему на исповедь приходило очень много людей. Послушать его проповеди приезжала интеллигенция Нижнего Новгорода и даже старообрядцы. Вскоре вокруг отца Августина сложился круг активных помощников, которые впоследствии стали проводниками образовательных, культурных и миссионерских инициатив.

В какой-то момент тема памяти Александра Невского и возрождающегося Феодоровского собора заинтересовала местные и региональные СМИ. В газетах, на сайтах и на телевидении появились интервью отца Августина, его стали приглашать на всевозможные совещания в структурах власти разного уровня, где обсуждались вопросы патриотизма и духовного наследия Александра Невского. Во всех начинаниях священника активно поддерживал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (ныне митрополит). В городчанах пробудилась гордость за свой край, они почувствовали себя причастными к истории России. Темы, связанные со святым князем и Феодоровским монастырем, включили в школьные уроки и экскурсионные программы, в музеях появились посвященные им экспозиции и выставки. Характерно, что со временем они стали своеобразной информационной карточкой Музея истории Городецкого Феодоровского мужского монастыря и благодаря творческому подходу его сотрудников не теряют актуальности до сих пор. Ежегодно в экскурсиях по монастырю принимает участие около 40 тыс. человек.

«На моих глазах выросло количество экскурсий и приезжающих в наш город туристов, в том числе из стран бывшего СССР и дальнего зарубежья, — вспоминает епископ Августин. — Личностью святого князя и историей Феодоровского собора заинтересовались не только жители Городца, но и правительство Нижегородской области, а также администрация Приволжского федерального округа. Восстановление монастыря и возрождение в нем монашеской жизни стало ярким и значимым событием для всего региона».

Забегая вперед, скажем, что в Городецкой епархии действует 69 программ, часть из них посвящена святому князю и продолжется из года в год. Например, всероссийский молодежный патриотический проект «Александр Невский — слава, дух и имя России», региональная молодежная исследовательская экспедиция «От Александра Невского к героям народного ополчения» (из Городца в Нижний Новгород), молодежный веломарафон «Наследники Победы» по 13 районам севера Нижегородской области, в котором участвуют школьники и студенты. Следует отметить, что миссионерская деятельность протекает в сотворчестве с муниципальными образованиями и администра­циями.

В год 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского в епархии планируются межрегиональный образовательный форум для молодых отцов и их семей «Живи как Невский», Городецкий кинофестиваль имени Александра Невского и другие программы и проекты, многие из которых поддержали правительство Нижегородской области и областное Министерство культуры.

Однако Феодоровский монастырь — это не просто монашеская обитель Городецкой епархии, а один из центров духовной, просветительской, культурной и миссионерской жизни России.

Городецкий призыв

Известно, что в наши дни, по сравнению с 1990-ми годами, приток новых насельников в монастыри заметно сократился. Между тем в Феодоровском монастыре за восемь лет приняло постриг несколько десятков монахов. Это произошло в том числе благодаря активной деятельности епископа Августина. Владыка много проповедует и ездит не только по Нижегородской области, но и по стране. Его выступления и проповеди, в которых духовные вопросы тесно переплетены с острыми социальными проблемами (демография, брак и семья, воспитание и образование), собирают не только полные залы и аудитории, но и десятки тысяч просмотров в Интернете. И нередко, послушав проповедь, к владыке подходят молодые люди с желанием принять монашество. Но епископ Августин сразу предупреждает, что кандидату в послушники нужно в перспективе быть готовым к принятию священнического сана. У иеромонахов совсем другие возможности в плане миссионерского служения, и необходимо все время учиться. Кроме обязательного семинарского потребуется еще высшее гуманитарное образование. И постоянное самообразование, в том числе и в епархиальном Институте квалификационных инноваций имени архимандрита Петра (Каменского). Так, за восемь лет владыке Августину удалось собрать в монастыре около трех десятков иеромонахов.

Постижение любви

Игумен Даниил (Гулько) подвизается в Городецком Феодоровском монастыре более восьми лет, два года из них несет послушание наместника монастыря. Он один из тех иеромонахов, которым владыка Августин поручает миссию на предприятиях, в селах и деревнях.

«Чем вам близок святой Александр Невский?» — интересуюсь у отца Даниила. «Первое, это то, что в монашестве у меня имя его сына, Даниила Московского, — отвечает священник. — Кроме того, это пример человека, который в сложных условиях противостояния всегда добивался победы. И конечно, когда я к нему обращался, то не раз получал поддержку».

федоровский монастырь в городце история

Точно так же молитва святому князю и другим святым помогает отцу Даниилу в главном делании, определенном правящим архиереем епархии, — миссионерском служении. Например, в этом году ему удалось создать два прихода — в селе Каменное Ковернинского района (около 350 жителей) и в селе Смольки Городецкого района (около 1 000 жителей). Хотя в обоих селах есть православные, но о храме и совместной молитвенной жизни никто из них и не помышлял.

Договорившись с главами администраций, отец Даниил собрал наиболее активных жителей поселка: «Я постарался убедить их в необходимости храма, в том, что нужно место, где совершаются богослужения и Таинства. Люди поняли, что без этого никак, и согласились: храм нужен».

Он стал приезжать в эти села, служить молебны и совершать Литургию. Местом богослужения становились и военная палатка, и бывший магазин (в перспективе — храм), и сельский клуб. «Сначала приходилось привозить певчих с собой, а потом они нашлись среди местных и быстро обучились. Суть моего служения — настроить самую активную группу, на которой будет основная нагрузка: подготовка к богослужению и благоустройство этого храма, просфоры, хор, чтецы. Чтобы для них это стало частью жизни, потому что храм — это их второй дом», — поясняет священник.

Несколько месяцев у него ушло на то, чтобы найти место для храма и согласовать этот вопрос с администрацией, помочь с юридическим оформлением прихода. Когда богослужения и церковные Таинства стали неотъемлемой частью жизни сельчан, в новые храмы были назначены священники.

К миссии на предприятиях подход немного иной. Важно убедить руководителя, чтобы он согласился собрать на встречу со священником активных людей. Для организации подобных встреч разработаны свои методики. Отец Даниил выбирает одну из актуальных тем и постепенно фокусирует внимание слушателей на ее духовном содержании. В ходе общения возникает много вопросов. «Я отвечаю на них и приглашаю в монастырь или находящийся поблизости храм для индивидуальной беседы. После исповеди человеку необходимо причаститься, для этого ему нужно прийти в храм на богослужение. Дальше с этими людьми мы встречаемся все чаще, они потихоньку воцерковляются. Иногда бывает, что на это предприятие приглашают не один раз, и об этом уже просят сами работники», — говорит священник.

Казалось бы, все просто. Но попробуйте рассказать о Боге так, чтобы пробудить душу человека, который последний раз заходил в храм пять лет назад, чтобы поставить свечку за больную жену. Или вдохновить людей, которые живут в одном поселке и знают друг друга 20 лет, вместе построить там храм.

«Силы на это дает молитва, — говорит отец Даниил. — Не будем молиться, быстро сломаемся. Невозможно все это делать без Божией помощи, без благодати Духа Святого. И если мы не будем иметь общение с Богом, не будем участвовать в Таинствах и общей молитве, не будем молиться сами, то, конечно, ничего не получится. Люди ничего не услышат, твои слова не дойдут до их сердец».

Трудности иночества

Через Феодоровский монастырь ежегодно проходит большой поток желающих принять монашеский постриг. Но остаются далеко не все. Несмотря на то, что епископу Августину удалось создать здесь необходимые условия для жизни, самообразования и духовного роста, будущие послушники могут столкнуться с проблемами, обусловленными их мировосприятием.

Например, человек начитается книг о монахах древности — и у него складывается свое представление о современном иночестве. Он не понимает, что на стяжание такой святости у этих подвижников ушла вся жизнь, и не допускает у братии никаких недостатков, которые могут быть обусловлены самыми разными причинами — вплоть до наследственных. И что человек борется с ними, и ему нужно время и много усилий для их преодоления. «Такой брат начинает всех осуждать, ведь у каждого есть какие-то недостатки», — говорит отец Даниил. И постепенно все вокруг становятся для него плохими. Возникают даже конфликтные ситуации. Одному надерзит, над другим посмеется. То есть нет братской любви. И для монастыря большая проблема, когда человек считает, что это в порядке вещей.

Еще одна трудность для молодых людей, приходящих сегодня в монастырь, заключается в том, что они не готовы быть ответственными и самостоятельными. Монашеская жизнь с ее правилами и ограничениями, особым укладом и необходимостью получать новые знания и миссионерский опыт ставит своей целью служение людям. Но отсутствие самостоятельности, ответственности, терпения, настойчивости в достижении поставленной цели, внимания к своей душе мешает человеку это понять. Если, например, он привык, чтобы им управляли, то сам развиваться не может, и тогда придется восполнять то, что не смогли дать школа, институт, родители.

Естественно, незримо руководит таким воспитательным процессом Христос, ведь без благодати Божией ничего не получится, считает отец Даниил. И человек начинает жить монашеской жизнью, участвует в епархиальных проектах, и через какое-то время становится ясно, где он готов наиболее полно себя проявить. Бывает, конечно, что вообще ничего не нравится, но тогда какой смысл оставаться в монастыре?

Во время экскурсии по монастырю отец наместник рассказал о его истории, программах и проектах епархии, которые реализуются на базе Центра православной культуры (см. справку). Благоверный князь изображен вместе с другими святыми — апостолом Андреем Первозванным, императором Константином, князем Владимиром и иными — на мозаичных панно на четырех сторонах собора. «Обратите внимание на моза­ику над входом, — говорит отец Даниил. — Храм в честь Феодоровской иконы, а на мозаике — Святая Троица. Почему? Монастырь — это обитель Духа Святого, где пребывает постоянно Бог, Пресвятая Троица, Которой мы служим. Кроме того, наставником преподобного Андрея Рублева, написавшего знаменитую икону Троицы, был иконописец Прохор из Городца — один из авторов фресок Благовещенского собора Московского Кремля». В монастыре хранятся две древние иконы Феодоровской Божией Матери — XVII и XVIII веков, пожертвованные кем-то из прихожан.

Одна из них ежегодно участвует в крестном ходе из Городца в Дивеево.

Источник

Федоровский монастырь в городце история

федоровский монастырь в городце историяфедоровский монастырь в городце историяфедоровский монастырь в городце историяфедоровский монастырь в городце историяфедоровский монастырь в городце историяфедоровский монастырь в городце историяфедоровский монастырь в городце история

федоровский монастырь в городце историяСегодня388
федоровский монастырь в городце историяВчера343
федоровский монастырь в городце история2021-11-05″ />За неделю1780
федоровский монастырь в городце история2021-11-01″ />За прошедшую неделю2036
федоровский монастырь в городце история2021-11-05″ />За месяц1780
федоровский монастырь в городце история2021-11-01″ />За прошедший месяц8992
федоровский монастырь в городце историяВсе дни2379259

федоровский монастырь в городце историяМонастырь был основан одновременно с Городцом в 1152 году. «Китежский летописец», описывая закладку города, сообщает, что люди просили князя внести в него образ Федровской Божьей матери, но икону не уда лос ь сдвинуть с места, и потому на том месте, за чертой крепостных валов, близ въезда в город и был основан Федоровский монастырь.

Во время монголо-татарского разорения Го родца 1238 и 1239 годов обитель была выжжена, но после ухода захватчиков восстановлена. До к аз т ельством тому служит факт кончины в сте нах Феодоровского монастыря 14 ноября 1263 го да в великого полководца Древней Руси Александ ра Невского. Но в 1408 году монастырь вместе с городом был вновь дважды разрушен ордами Э ди гея, так что с XV века более не возобновлялся.

В относительно мирных условиях жизни Нижегородского Поволжья XVII века Городец возрождается как крупный торгово-промышленный посад с 523 жилыми дворами и населением в 1680-x годах более чем 2300 человек. В Городце тогда возводятся каменные парные храмы (соборы) Троицкий и Никольский, а также каменная церковь Параскевы-Пятницы в Слободе. Иници­аторами каменного храмового строительства в Городце, перешедшем после восстания стрель­цов в Москве 1682 года во владение наставника молодого Петра I, боярина Т.Н. Стрешнева, были священники-братья Троице-Никольского собора Максим и Павел Петровы, Алексей и Василий Ивановы.

Но Городец по-прежнему оставался селом когда-то основанного городчанами более моло­дого уездного города Балахны. Местные жители напрямую связывали восстановление статуса Городца как города с возможным возрождением славившегося еще в древности своими «святы­нями» Федоровского монастыря, где в 1263 году скончался великий русский полководец Алек­сандр Ярославич Невский.

Можно полагать, что перенесение в новопостроенную столицу Санкт-Петербург праха пол­ководца, чей ратный подвиг был связан с Невой, и возросший интерес к личности Невского по­служили веским доводом к возобновлению в Го­родце связанного с его именем монастыря.

Монастырь возобновили в первые годы XVIII века, а уже 22 июня 1708 года его строи­тель, иеромонах Михаил получил разрешение вместо деревянной возвести каменный собор с приделом в честь Александра Невского, который и был вскоре отстроен.

Архитектура соборного здания отличалась строгой простотой: четверик основного объема в верху завершался широким профилирован­ным фризом и закомарной стенкой с пятью ко­кошниками с каждой стороны. Над четырех­скатной кровлей возвышались пять глухих бара­банов со стройными «в перетяжку» главками. Лишь окна и порталы сохраняли сложные про­фильные обрамления с «петушиными гребня­ми», свидетельствуя о прочных художественных традициях, идущих от минувшего столетия.

В первой половине XVIII века Городец неод но кратно выгорает, поэтому к 1765 году Федо ров ский монастырь перестраивается. В соборе устанавливается «императорское место», по сколь ку в 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II «на освящении храма соизво ли ла иметь высочайшее присутствие».

В XIX веке монастырь сыграл особую роль в деле просвещения городчан и жителей округи. При монастыре в 1867 году было открыто учи лищ е, активную поддержку которому оказывал к упец второй гильдии Илья Кондратьевич Лазу­тин. Именно по его инициативе училище стало именоваться Александро-Невским.

Новый собор Александра Невского был построен на месте обветшавшего одноимённого храма (освящённого в 1798 году), выполненного в духе классицизма. К 1870-м гг. эта архитектура казалась морально устаревшей и скучной. Прежний храм представлял собой объём, имеющий в плане форму латинского креста. На кубический центральный объём опирался низкий барабан, увенчанный куполом. Будучи привнесённой из Западной Европы, архитектура классицизма не несла в себе «русского духа» и национальной идеи. Особенно остро этот вопрос вставал, когда речь шла об облике храма, расположенного на том месте, где когда-то по легенде принял монашество и скончался благоверный князь Александр Невский — знаменитый русский полководец и политик.

федоровский монастырь в городце история

федоровский монастырь в городце история

В 1872 году произошла закладка нового собора по проекту Л.В. Даля. Храм был освя­щён в 1882 году, а его приделы (первый — во имя преподобных Антония и Феодосия Пе­чёрских; второй — во имя трёх святителей, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова) в 1883 году. Постройка собора не обошлась и без помощи жителей Городца, особенно крупные суммы внесли Т.А. Плеханов и купец I гильдии И.А. Ноздринский.

Собор Александра Невского и расположенный рядом соборный храм в честь иконы Феодоровской Божьей Матери, между которыми было небольшое кладбище, занимали в комплексе центральное положение В целом новая церковь гармонично вписалась в ансамбль Феодоровской обители, заметно обогатив её образ. При этом она сохранила монастырский дух и соответствовала представлению о том, каким должен быть храм-памятник, посвящённый Александру Невскому.

К великому сожалению, ни одна постройка академика Л.В. Даля не дошла до наших дней, все они были разрушены в советское время. Но в связи с возрождением Городецкого Феодоровского монастыря и образованием Городецкой епархии всё явственней видим обретение одной из его построек. Это тем более важно, что духовная значимость этого храма как для русского народа в целом, так и для городчан по-прежнему велика.

В начале XX века в Феодоровском монастыре в штате был архимандрит (Феодосий), 14 иеромо­нахов, 5 иеродиаконов, 4 монаха и 13 послушни­ков. Монастырю были приписаны два подворья: в Нижнем Новгороде и в Царском Селе.

В 1927 году монастырь был закрыт. До наших дней из монастырских строений уцелели лишь 2 корпуса келий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *