ферапонтов белозерский богородице рождественский монастырь
ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ В БЕЛОЗЕРЬЕ
Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.
Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.
Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белоезерские
Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.
Расцвет хозяйственной деятельности Ферапонтова монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.
Вид на Ферапонтов монастырь со стороны Бородаевского озера
В XVII в. Ферапонтову монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.
С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.
Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника.
Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря
Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.
Храмовый комплекс Ферапонтова монастыря
Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.
Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.
Трехъярусная Колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П.Платоновым, им же восстановлены звоны.
Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.
Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913.
(с) Е.Стрельникова, Ферапонтов монастырь, село Ферапонтово
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Ферапонтов монастырь: уникальная русская обитель.
Ферапонтов, а точнее, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — это и православная святыня, и объект огромной культурной значимости (включен, кстати, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Находится он на Вологодчине, в двадцати километрах от города Кириллова и в ста двадцати — от Вологды. Это один из самых старых монастырей Русского Севера, основан в 1398 году.
Монастырь был основан учеником и другом Сергия Радонежского Ферапонтом. Он принял постриг после 40 лет и вместе со своим другом и сподвижником Кириллом (в будущем Белозерским) отправился на север, чтобы основать здесь новые обители. Обоим старцам на тот момент уже было за 60 лет!
Учителем и близким другом монахов был преподобный Сергий Радонежский, скорее всего основание монастырей было с его благословения.
Сначала иноки жили в монастыре на берегу Белого Озера (Кирилло-Белозерский монастырь). Через некоторое время вокруг него собралась небольшая община, которая стала основой будущего монастыря.
Однако вместе они прожили всего год. В 1398 году лет Ферапонт ушел оттуда и на живописном месте на холме между двух озер, выкопал себе первую землянку, и основал свою келью в 15 верстах от прежней. Почему так вышло, мы не знаем. Но вряд ли Ферапонт с Кириллом поссорились — это ясно хотя бы из того, что они впоследствии много общались, ходили друг к другу в гости, место для новой кельи посоветовал ему именно Кирилл, и устав своей новой обители Ферапонт перенял у Кирилло-Белозерского монастыря. Так на холме меж двух озер, Бородаевского и Спасского, начал расти Ферапонтов монастырь.
В последующие течение 400 лет обитель являлась важнейшим культурным и религиозным просветительным центром Белозерского края. Расцвет духовной культуры начался при игумене Мартиниане, ученике Ферапонта. Он принес в монастырь “книжное рукоделие”, здесь писалась религиозная литература.
Жемчужиной ансамбля является Собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1490 году на месте старой деревянной церкви. Это первый на русском севере каменный храм. Все его внутренние пространства расписаны выдающимся представителем московской иконописной школы Дионисием и дошли до нас в отличной сохранности.
Кроме этого, в ансамбль монастыря сходят: Церковь Благовещения с Трапезной палатой, Казенные палаты, Церковь прп. Мартиниана и колокольня.
Фото: Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни.
В целом ансамбль монастыря уникален по своей гармоничности и согласованности всех архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Особенно гармонично смотрится его архитектура на фоне практически не изменившегося с XVII века окружающего ландшафта.
Его называют последний из величайших иконописцев Древней Руси (хотя Русь уже и не такая древняя. ), представителем Золотого Века русской иконописи. В тоже время он был первый русский иконописец светского сословия, все остальные были монахами. В этом уже заметно явление нового времени, тенденция секуляризации изобразительного творчества.
Это произошло уже спустя столетие после основания монастыря, в самом начале XVI века. Знаменитый московский иконописец Дионисий (учителем которого в иконописи был старец Митрофан из Симонова монастыря, предположительно — соратник и ученик великого иконописца Андрея Рублева) находился тогда в зените славы, он был известен своими росписями в Пафнутьево-Боровском и в Иосифо-Волоколамском монастырях, в Успенском соборе Московского Кремля.
Уже будучи известным мастером, Дионисий приезжает на Белозерье и именно здесь создает свои самые значительные работы. С августа по сентябрь 1502 года он, вместе с сыновьями, расписал полностью храм рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, который считают вершиной его творчества.
Одновременно с этим, эти фрески является единственной документально подтвержденной росписью мастера.
В Ферапонтово он отправился в 1502 году вместе со своими сыновьями Владимиром и Феодосием и всего за 34 дня сумел покрыть всю внутреннюю поверхность главного храма монастыря, построенного в 1490 году собора Рождества Пресвятой Богородицы (а это около 600 квадратных метров) необыкновенной красоты росписью, посвященной земной жизни Богородицы и каноническим для Православия символам ее святости и духовного могущества.
Между прочим, фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре — это единственный сохранившийся в первозданном виде большой комплекс средневековых фресок. Был еще в Новгороде — но тот, увы, оказался уничтожен в годы Великой Отечественной войны. В Ферапонтове получилось в точности по пословице: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Фрески потому и сохранились в неизменном виде, что с XVII века Ферапонтов монастырь начал беднеть, не хватало средств на «поновление» росписей.
Площадь росписей собора составляет 600 м². Все сюжеты росписи связаны с земной жизнь Богородицы и богословскому толкованию Ее образа.
Например, в верхнем ярусе храма размещены аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, канонизированных незадолго до написания фресок.
Уникальность авторского стиля Дионисия в богатой тональности мягких цветов. В его палитре преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет.
Еще искусствоведы особенно подчеркивают сочетание ритма сюжетов с архитектурными особенностями собора.
В Ферапонтовом монастыре томился в заточении низложенный Патриарх Никон
И не только он один. Многие русские монастыри в старину использовались в качестве тюрем, куда ссылали неугодных, опальных знаменитостей. Не стал исключением и Ферапонтов. Здесь с 1666 по 1676 годы отбывал ссылку виновник раскола, Патриарх Никон. А полутора веками ранее здесь был заточен яркий и крайне неоднозначный персонаж церковной истории, киевский митрополит Спиридон-Савва. В монастыре, впрочем, он активно занимался литературной деятельностью, написал множество сочинений (которые, между прочим, ему заказывал в том числе и великий князь московский Иван III). Наконец, в Ферапонтовом монастыре был заключен уже в XVIII веке, по инициативе Екатерины II, опальный митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Пострадал он за жесткую критику екатерининского указа о секуляризации церковных земель.
Кстати, и сам Ферапонтов монастырь пострадал от этого указа: после изъятия земель он обеднел и в 1798 году вообще был упразднен. Храмы его стали обычными приходскими.
Постепенно значение и богатство Ферапонтова Монастыря сходило на нет. Окончательно его «убил» указ 1764 года о секуляризации церковных, подписанный Екатериной II.
Однако именно это запустение и обнищание сыграло свою положительную роль. В затерянном среди северных просторов монастыре ни разу. не обновлялись росписи Собора Преображения, не перестраивались здания, не достраивались новые постройки.
Ферапонтов монастырь является редким образцом сохранности и стилевого единства архитектуры и живописи русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков.
7. Мужской монастырь был женским больше 20 лет
Основывался Ферапонтов монастырь как мужская обитель. Но в 1903 году, через более, чем 100 лет упразднения, монастырь был возобновлен стараниями игумении Таисии (Солоповой), которая активно занималась восстановлением старых монастырей по всей стране. Монастырь стал женским и действовал так до 1924 года.
В 1975 году в бывшем Ферапонтовом монастыре создали музей фресок Дионисия. Музей с самых первых дней своего существования вел активную научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, изучаю, реставрируя и консервируя старинные фрески.
На данный момент работы по реконструкции и консервации росписей храма закончены (в 2018 году).
Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8.
В 2014 году открыто Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь». Церковная территория располагается в 300-метрах севернее Ферапонтова монастыря. В 2019 году Казённая палата передана Ферапонтову монастырю во временное владение и пользование на 490 лет в соответствии с целями деятельности религиозной организации.
9. Ферапонт не был игуменом Ферапонтова монастыря
Первое время это был странный монастырь — в нем не было настоятеля, не было регулярных церковных служб. Дело в том, что Ферапонт был простым монахом, не имел священного сана и не хотел его получать. Он был старцем, он пользовался огромным духовным авторитетом у насельников монастыря, но не мог совершать таинства и богослужения. Поэтому службы в монастыре велись лишь время от времени, когда туда забредал какой-нибудь священник.
10. Одна из самая красивых деревень мира
Регулярно члены ассоциации совершают экспедиции, чтобы своими глазами увидеть местные достопримечательности и «проверить наличие в этих населенных пунктах полноценной туристической инфраструктуры: мест для размещения гостей, возможностей для обеспечения их питанием, связью и другими услугами».
Этой осенью ассоциация посетила село Ферапонтово и присвоило ему статус «одной из самых красивых деревень мира».
Рубрики: | Религия/Монастыри, соборы, храмы Россия |
Метки: Ферапонтов монастырь Россия Русский Север
Процитировано 4 раз
Понравилось: 18 пользователям
Ферапонтов Белозерский монастырь (Музей фресок Дионисия)
Ферапонтов Белозерский монастырь — бывший мужской монастырь, а ныне действующий музей в Вологодской области, известный православным во всем мире. Здесь в главном храме монастыря (соборе Рождества Богородицы) можно увидеть фрески, единственные в мире из целиком сохранившихся, выполненные гениальным мастером кисти того времени Дионисием. Фрески настолько уникальные, что им нашлось место в списках достояний человечества, который поддерживается ЮНЕСКО.
Сама деревня Ферапонтово представляет собой крохотное поселение, где в хорошие времена живет несколько сотен человек.
Село расположено на берегах сразу двух красивейших озер — Ферапонтовского и Спасского. Вместе с монастырем они составляют все, что достойно внимания здесь. Побывавшие в Ферапонтово путешественники отмечают необыкновенное спокойствие, умиротворение и душевность, которые охватывают человека в этих пропитанных духовной историей краях.
Появление монастыря связано с именами двух монахов — Кирилла и Ферапонта. Именно силами их личностей на Русском Севере когда-то выросли сразу два монастыря: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов, сыгравшие очень важную роль в православной культуре. Кирилл вырос в знатной боярской семье, был умен и хорошо образован. Встреча с Сергием Радонежским оставила такой след внутри молодого человека, что он принял монашеский постриг и всю жизнь посвятил служению его идеям. В очень зрелом возрасте произошла вторая знаковая встреча Кирилла — он познакомился с монахом Ферапонтом, который долгое время перед этим путешествовал по Северу. Монахи покинули Москву в поисках места, где будет стоять новый храм, посвященный Богородице. В возрасте 60 лет дошли пешком из Москвы и решили основаться невдалеке от древней Вологды. На месте будущего монастыря сначала вырастает часовня. Годом позже, Ферапонт покинул своего единомышленника и в 20 верстах от него построил еще одну монастырскую слободу — это и будет чуть позже Ферапонтов монастырь. Сам Ферапонт не остановится и на этом — десятью годами позже он оставит это место своему ученику Мартиниану, а сам поедет дальше, открывать новые духовные обители. Ферапонт умер в возрасте 90 лет и был впоследствии канонизирован.
В течение 400 лет Ферапонтов монастырь был важнейшим культурным и духовным центром этого края.
Фрески Дионисия
Знаменитая стенопись появилась здесь в 1502 году. Именно тогда в монастырь был приглашен иконописец Дионисий с двумя своими сыновьями и артелью. Ему было поручено расписать внутренние стены Рождественского собора в монастыре. Мастер был действительно выдающимся иконописцем, одним из самых почитаемых художников эпохи. Он был современником Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера, продолжателем иконописных традиций Андрея Рублева. Яркими шедеврами его кисти стала роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, иконы, сделанные для монастырей Белозерского и Вологодских краев, в том числе для Ферапонтова монастыря.
Специалисты по иконописи Дионисия выделяют особый стиль его работ. Подчиненные интерьеру и поверхности стен пропорции, изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты фигур, подчеркивающие их невесомость. Помимо невероятной мягкости красок, они как будто сами собой излучают свет. Образы Христоса Вседержителя в куполе собора, архангелов, святых, Богоматери с Младенцем, Николая Чудотворца, Рождества Богородицы составляют сюжетную линию стенописи храма.
С 1974 года доступ к фрескам открыт для всех — здесь принимают паломников и туристов. Монастырь давно перестал выполнять свою изначальную функцию. Помимо музея фресок, в надвратных церквях монастыря проходят богослужения местного прихода. Говорят, что и монашеская жизнь здесь в скором времени тоже будет возобновлена. Пока же здесь проходят обучение художники-реставраторы.
С 1981 года здесь очень внимательно следят за температурно-влажностным режимом храма и красочных слоев фресок, чтобы сохранить чудом оставшиеся росписи потомкам. Долгое время любые изменения в погоде могли перекрыть посетителям доступ в храм. Сейчас здесь смонтированы теплые полы и специальные датчики, отслеживающие состояние фресок, поэтому посмотреть фрески стало более реально.
Экскурсии
Перед осмотром храма вы можете посмотреть небольшой фильм, где расскажут самое главное о местных фресках. Фильм длится всего 15 минут и если вы посещаете храм без экскурсовода, он очень многое даст вам в понимании увиденного. Так же при входе вы получите небольшую схему с описанием фресок и их расположении.
Экскурсию по музею можно заказать заранее, позвонив в музей по телефону: (81757) 4-92-61, 4-93-86, факс: (81757) 4-92-61.
Музей фресок Дионисия, Ферапонтов монастырь (видео)
Как добраться до Ферапонтов Белозерского монастыря
Село Ферапонтово расположено в Вологодской области, поэтому из Вологды отправляется наибольшее число автобусов, способных доставить вас к монастырю. Первый автобус выходит от автовокзала Вологды в 8.10, последний в 16.00. Всего осуществляется 5 рейсов в день, автобус преодолевает расстояние в 118 километров за 2–2,5 часа. Узнать расписание, цены, а также купить билет на автобус можно на сайте Туту.ру: Вологда — Ферапонтово.
Те, кто заезжают в Кириллов, чтобы увидеть Кирилло-Белозерский монастырь, также могут добраться до Ферапонтово на автобусе всего за 5 минут. В зависимости от дня недели существует 1–2 два рейса в день, поэтому при планировании поездки уточняйте расписание: Кириллов — Ферапонтово.
Также существуют рейсы и из Череповца, там нужно выбирать направления на Кириллов или Вытегру.
На автомобиле от Вологды до Ферапонтово можно доехать напрямую по трассе А119 «Вологда — Медвежьегорск».
В навигаторе можно выставить название «Ферапонтов Монастырь» или координаты его местоположения — 59.9566003 38.5675049.
Также можно воспользоваться одним из приложений по заказу такси: Yandex Taxi или Maxim.
Ферапонтов Белозерский монастырь — панорама Google Maps