ферапонтов белозерский монастырь на карте

Ферапонтов Белозерский монастырь (Музей фресок Дионисия)

ферапонтов белозерский монастырь на карте ферапонтов белозерский монастырь на карте

Ферапонтов Белозерский монастырь — бывший мужской монастырь, а ныне действующий музей в Вологодской области, известный православным во всем мире. Здесь в главном храме монастыря (соборе Рождества Богородицы) можно увидеть фрески, единственные в мире из целиком сохранившихся, выполненные гениальным мастером кисти того времени Дионисием. Фрески настолько уникальные, что им нашлось место в списках достояний человечества, который поддерживается ЮНЕСКО.

Сама деревня Ферапонтово представляет собой крохотное поселение, где в хорошие времена живет несколько сотен человек.

Село расположено на берегах сразу двух красивейших озер — Ферапонтовского и Спасского. Вместе с монастырем они составляют все, что достойно внимания здесь. Побывавшие в Ферапонтово путешественники отмечают необыкновенное спокойствие, умиротворение и душевность, которые охватывают человека в этих пропитанных духовной историей краях.

ферапонтов белозерский монастырь на карте

Появление монастыря связано с именами двух монахов — Кирилла и Ферапонта. Именно силами их личностей на Русском Севере когда-то выросли сразу два монастыря: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов, сыгравшие очень важную роль в православной культуре. Кирилл вырос в знатной боярской семье, был умен и хорошо образован. Встреча с Сергием Радонежским оставила такой след внутри молодого человека, что он принял монашеский постриг и всю жизнь посвятил служению его идеям. В очень зрелом возрасте произошла вторая знаковая встреча Кирилла — он познакомился с монахом Ферапонтом, который долгое время перед этим путешествовал по Северу. Монахи покинули Москву в поисках места, где будет стоять новый храм, посвященный Богородице. В возрасте 60 лет дошли пешком из Москвы и решили основаться невдалеке от древней Вологды. На месте будущего монастыря сначала вырастает часовня. Годом позже, Ферапонт покинул своего единомышленника и в 20 верстах от него построил еще одну монастырскую слободу — это и будет чуть позже Ферапонтов монастырь. Сам Ферапонт не остановится и на этом — десятью годами позже он оставит это место своему ученику Мартиниану, а сам поедет дальше, открывать новые духовные обители. Ферапонт умер в возрасте 90 лет и был впоследствии канонизирован.

В течение 400 лет Ферапонтов монастырь был важнейшим культурным и духовным центром этого края.

ферапонтов белозерский монастырь на карте

Фрески Дионисия

Знаменитая стенопись появилась здесь в 1502 году. Именно тогда в монастырь был приглашен иконописец Дионисий с двумя своими сыновьями и артелью. Ему было поручено расписать внутренние стены Рождественского собора в монастыре. Мастер был действительно выдающимся иконописцем, одним из самых почитаемых художников эпохи. Он был современником Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера, продолжателем иконописных традиций Андрея Рублева. Яркими шедеврами его кисти стала роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, иконы, сделанные для монастырей Белозерского и Вологодских краев, в том числе для Ферапонтова монастыря.

ферапонтов белозерский монастырь на карте

Специалисты по иконописи Дионисия выделяют особый стиль его работ. Подчиненные интерьеру и поверхности стен пропорции, изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты фигур, подчеркивающие их невесомость. Помимо невероятной мягкости красок, они как будто сами собой излучают свет. Образы Христоса Вседержителя в куполе собора, архангелов, святых, Богоматери с Младенцем, Николая Чудотворца, Рождества Богородицы составляют сюжетную линию стенописи храма.

С 1974 года доступ к фрескам открыт для всех — здесь принимают паломников и туристов. Монастырь давно перестал выполнять свою изначальную функцию. Помимо музея фресок, в надвратных церквях монастыря проходят богослужения местного прихода. Говорят, что и монашеская жизнь здесь в скором времени тоже будет возобновлена. Пока же здесь проходят обучение художники-реставраторы.

С 1981 года здесь очень внимательно следят за температурно-влажностным режимом храма и красочных слоев фресок, чтобы сохранить чудом оставшиеся росписи потомкам. Долгое время любые изменения в погоде могли перекрыть посетителям доступ в храм. Сейчас здесь смонтированы теплые полы и специальные датчики, отслеживающие состояние фресок, поэтому посмотреть фрески стало более реально.

ферапонтов белозерский монастырь на карте

Экскурсии

Перед осмотром храма вы можете посмотреть небольшой фильм, где расскажут самое главное о местных фресках. Фильм длится всего 15 минут и если вы посещаете храм без экскурсовода, он очень многое даст вам в понимании увиденного. Так же при входе вы получите небольшую схему с описанием фресок и их расположении.

Экскурсию по музею можно заказать заранее, позвонив в музей по телефону: (81757) 4-92-61, 4-93-86, факс: (81757) 4-92-61.

Музей фресок Дионисия, Ферапонтов монастырь (видео)

Как добраться до Ферапонтов Белозерского монастыря

Село Ферапонтово расположено в Вологодской области, поэтому из Вологды отправляется наибольшее число автобусов, способных доставить вас к монастырю. Первый автобус выходит от автовокзала Вологды в 8.10, последний в 16.00. Всего осуществляется 5 рейсов в день, автобус преодолевает расстояние в 118 километров за 2–2,5 часа. Узнать расписание, цены, а также купить билет на автобус можно на сайте Туту.ру: Вологда — Ферапонтово.

Те, кто заезжают в Кириллов, чтобы увидеть Кирилло-Белозерский монастырь, также могут добраться до Ферапонтово на автобусе всего за 5 минут. В зависимости от дня недели существует 1–2 два рейса в день, поэтому при планировании поездки уточняйте расписание: Кириллов — Ферапонтово.

Также существуют рейсы и из Череповца, там нужно выбирать направления на Кириллов или Вытегру.

На автомобиле от Вологды до Ферапонтово можно доехать напрямую по трассе А119 «Вологда — Медвежьегорск».

В навигаторе можно выставить название «Ферапонтов Монастырь» или координаты его местоположения — 59.9566003 38.5675049.

Также можно воспользоваться одним из приложений по заказу такси: Yandex Taxi или Maxim.

Ферапонтов Белозерский монастырь — панорама Google Maps

Источник

Ферапонтов монастырь

Описание

В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь — бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В зданиях бывшего монастыря действует музей.

Расположение

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом.Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную:156. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство:156. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение:156. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Сиверский идол

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол — символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV—IX веками, высота — около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.

Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь. Настоящее время

Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок.

В настоящее время службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, однако РПЦ рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Охранный статус

Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Источник

Ферапонтово. Ферапонтов монастырь.

Карта и ближайшие объекты

ферапонтов белозерский монастырь на карте

Статьи

Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь, в 15 верстах от города Кириллова. Учрежден в 1903 году на месте упраздненного в 1798 году мужского монастыря, основанного в 1398 году пр. Ферапонтом (см. 27 мая). Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1492-1503 годах; стены украшены фресками; иконы нижнего яруса иконостаса в серебряных басменных окладах, некоторые из них XV века. В церкви пр. Мартиниана, при его раке (см. 12 января), находится древняя икона его с изображением подлинного его вида; здесь же хранится ореховый костыль его. Монастырь служил местом заточения (в 1667-1676 годах) патриарха Никона.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

Расцвет хозяйственной деятельности монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.

В XVII в. монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника. Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами.

Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола, собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа, архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П. Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником.

В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913.

Е. Стрельникова. По материалам сайта www.ferapontovo.ru

Историко-художественные достоинства каменной архитектуры монастыря высоко оценивались еще в конце ХIХ века. В состав построек входят:

2. Церковь Благовещения с Трапезной палатой. 1530-1531 гг. Построены на царский вклад Василия III в честь рождения долгожданного наследника Иоанна IV, после богомольной поездки царской четы по Белозерским монастырям. В подклете трапезной была поварня, оттуда по продухам, устроенным в толще стен поступал во второй ярус теплый воздух для обогрева. В подклете церкви Благовещения была хлебня. Церковь имеет ярус звонов, который был заделан после постройки колокольни. Там же имеются два небольших помещения, где хранился архив монастыря (ход на верхний ярус из церкви по внутренней лестнице).

К Святым вратам примыкает сторожка. Верхний ее этаж имеет общую дверь с церковью Богоявления и является ее ризницей. По устному преданию, это помещение было одно время кельей опального патриарха Никона. Нижний этаж используется как помещение для вневедомственной охраны и музейных смотрителей. В надвратные церкви ведет лестница с южной стороны, примыкающей к Казенной палате. Лестница переделана в начале ХХ века.

5. Казенная палата. 1530-е гг. Редкое здание некультовой архитектуры. Внутристенная каменная лестница в толще западной стены. 1-й этаж был сушилом, на 2-м была книгописная мастерская. Музеем используется как фондовое помещение и библиотека, на 1-м этаже выставочное помещение.

7. Каменная ограда с небольшими угловыми башенками. ХIХ и ХХ вв. До ХIХ в. ограда была деревянной, крепостных стен никогда не имела. От каменной ограды ХIХ в. сохранилась только южная сторона, остальная часть была достроена реставрационными силами музея в 1980-е годы. В северо-западной части ограды сооружены Водяные врата (новодел, довольно не удачный, поскольку не несет никакой логической нагрузки, декоративный).

За западной оградой монастыря бил источник преподобного Ферапонта, откуда верующие брали целебную воду, но с проведением дренажных на территории монастыря источник ушел в землю. На территории находятся два колодца, один за алтарем собора Рождества Богородицы, второй возле поварни. Во времена действующего монастыря использование колодезной воды давало возможность естественным образом отводить от собора Рождества Богородицы лишнюю грунтовую воду, что препятствовало подсосу влаги. Дренажные работы, проводимые в 1990-е годы, окольцевали общей системой стока вод сквозь оба колодца через монастырское кладбище.

Южный склон монастырского холма использовался под огороды, западный, вдоль берега был ягодником, для защиты которого от ветра были высажены ели и сосны. Монастырский двор также был в зелени, от Святых врат вели липовые аллеи к церкви преподобного Мартиниана и к колокольне. Часть посадок музеем была вырублена как заслоняющая архитектуру.

За северной оградой вдоль дороги стояли дома священнослужителей монастыря монастыря. Эта часть Ферапонтовской Слободы называлась Поповка. Дома отошли к школе после закрытия монастыря и изгнания семей священников.

Из отклоненного Министерством Культуры проекта совместного использования зданий музеем и монашествующими.

Е. Стрельникова, 1999 год. По материалам сайта www.ferapontovo.ru

В XV-XVII веках Ферапонтов монастырь был одним из богатейших вотчинников Белозерья. Значительные материальные средства позволяли вести широкое строительство в самом монастыре. Однако со 2-й половины XVII века начинается упадок духовной и хозяйственной деятельности обители. В 1676 году новый строитель монастыря Исайя наблюдал следующую картину: «На церквах и каменных палатах (казенной, сушиленной и поваренной) все кровли сгнили, и после пожара 1666 года в монастыре кельи и около монастыря ограда до сих пор не построены, а остальное строение (кельи, службы и мельницы) все обвалилось и сгнило. В монастырской казне денег и в житницах хлеба нет, братия и служки в монастыре и по селам питаются овсяным хлебом, занятым в долг. ржаной хлеб до 8 августа еще не сеян по бедности монастыря». В дальнейшем оскудение монастыря продолжалось, и в 1798 году он был упразднен. В нем была открыта приходская церковь.

В декабре 1903 года по определению Синода монастырь был восстановлен как женский. Возникла необходимость в быстром приспособлении старых зданий для нужд нового монастыря. Перестройка могла исказить их облик, поэтому по просьбе архиепископа Новгородского Гурия Императорская археологическая комиссия направила в 1904-1905 годах архитекторов П.П. Покрышкина и К.К. Романова для определения художественно-архитектурных достоинств зданий монастыря. С этого времени начинаются планомерные исследования его памятников, а позже и их реставрация. В 1912 году члены Общества защиты и сохранения памятников старины организовали Комитет по восстановлению Ферапонтова монастыря под руководством князя А.В. Оболенского, потомка архиепископа Ростовского Иоасафа. Комитет направлял всю проектную и реставрационную работу, проводившуюся в монастыре. В 1913-1915 годах по проектам П.П. Покрышкина, К.К. Романова, А.Г. Вальтера и под наблюдением последнего было проведено укрепление фундаментов, восстановление сводов, позакомарных покрытий, ремонт кровель. Работы осуществлялись на пожертвования любителей старины, субсидии Синода и Государственной Думы, а также на средства, полученные от всероссийского церковного сбора «на восстановления древнего собора Ферапонтова Белозерского монастыря», проведенного 27 мая 1912 года. После революции процесс восстановления памятников замедлился, и работы по реставрации проводились лишь от случая к случаю, как это было, например, в 1922-1925 годах (архитекторы В.В. Данилов и А.П. Удаленков).

В 1975 году ансамбль памятников Ферапонтова монастыря получил статус филиала Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника под названием «Музей фресок Дионисия». Реставрационные работы, проводимые в музее с 1974 года объединением «Реставрация» (главный архитектор проекта Г.И. Анисимова), предполагают завершение реставрации древнего ансамбля, музеефикацию всех зданий, восстановление дренажной системы, благоустройство территории.

В архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря входят шесть сохранившихся построек XV-XVII веков, составляющих два комплекса: основной и при Святых воротах. Основной комплекс составляют стоящие в ряд и объединенные папертями церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-1531 годы), колокольня (около 1690 года), собор Рождества Богородицы (1490 год). К южной стене собора примыкает церковь Мартиниана (1641 год). Второй комплекс составляют Святые ворота с пристройками и церковью Богоявления с приделом преподобного Ферапонта над ними (1650 год), а также Казенная палата (первая половина XVI века).

Не искаженный последующими перестройками облик зданий придает особую архитектурную значимость памятникам монастыря. Вместе с тем нужно учитывать, что ансамбль складывался постепенно, и очень важно проследить по документам процесс его становления. Имеющиеся в распоряжении исследователей источники вполне позволяют это сделать. В конце XIX века И.И. Бриллиантову были доступны только девять источников, семь из которых хранились в самом монастыре. В настоящее время круг их значительно расширился. Известно 20 описей XVII-XIX веков, значительное количество приходно-расходных книг и других документов. Из них мы узнаем о постоянно проводившихся в монастыре ремонтно-строительных работах: побелке стен, перекрытии и покраске кровель и глав, пробивке новых окон, разборке старых и возведении новых построек.

В 1913-1914 годах были укреплены фундаменты собора и его столбов, а деревянное перекрытие подклета полностью заменено на железобетонное. При проведении этих работ были разобраны и уже не восстановлены престолы собора и придела, выполненные из кирпича, пол с солеёй, выложенный из ромбовидных кирпичных плиток красного и черного цветов по бревенчатому накату. В это же время появились бетонные своды в подклети паперти и бетонные стенки с окнами, поддерживающие вновь устроенную кровлю паперти над портальной росписью. Железная обвязка, стягивающая собор на уровне терракотового орнамента, и железные струны, прикрепляющие паперть к собору, появились, видимо, в 1794-1797 годах, а железные связи-стяжки в сводах и арках собора заменили первоначальные дубовые в 1738 году, о чем свидетельствует граффити, сохранившееся на северной стене алтаря; «1738 года сентября в день поновлена бысть сия соборная церковь стенное письмо и связана связи железными радением и рачением игумена Павла и добродеющих в пречестную церковь сию».

В ходе реставрационных работ 1913-1914 годов под колокольней были сделаны деревянные ворота, подведены арки и сделана переходная площадка из бетона, восстановлена южная стена лестницы, ведущей к звону, подведен каменный фундамент под колокольню и переходы, заново выполнены с использованием железобетона лестницы на паперти церкви Благовещения и собора, выведены рядом с ними стенки из кирпича. До строительства в конце XVII века новой, в монастыре имелась старая колокольня, возвышавшаяся, видимо, над северо-западным углом паперти собора. По сведениям 1664 года, на ней находилось восемь колоколов: два больших («очасный» и «прибойный») и шесть средних и малых. В 1680 году к ним прибавилось еще пять колоколов: один «прибойный» и четыре средних и малых. Вероятно, со старой колокольни перевесили на новую «средних и малых и перечасных восемь колоколов». В 1692 году к ним «вновь литы два колокола перечасные из монастырской остаточной меди», а в 1775 году к ним добавляется одиннадцатый колокол. Однако в 1898 году И. И. Бриллиантов отмечал в пролетах колокольни только десять колоколов, а по сведениям 1905 года, в монастыре находилось уже всего три колокола; большой, средний и малый. Местонахождение их в настоящее время неизвестно.

Интересна судьба монастырских часов. До середины XVII века они находились в деревянной часовенке, возвышавшейся над переходами. Со строительством новой колокольни они были перемещены в нее, а около 1715 года вновь возвращены в часовню, которая к тому времени оказалась уже несколько переделанной. В 1775 году часы опять возвратились на колокольню. К рубежу XIX-XX веков монастырские часы, еще в середине XIX века разносившие звон по окрестным деревням, оказались совершенно испорченными. В настоящее время их восстанавливает мастер-часовщик Ю.П. Платонов из Гатчины.

Каменные переходы, соединяющие паперти собора и трапезной палаты, были возведены около середины XVII века, но к концу XVIII века документы сообщают уже об их полуразрушенном состоянии («верхние своды обломались и стены валятся»). При ремонтных работах 1794-1797 годов переходы были сломаны, потому что по ним «ходить было опасно», и «начаты строить вновь». Однако тогда их строительство так и не было завершено, а окончание его следует отнести, по-видимому, к 1836-1838 годам, доказательством чему служит тождество в обработке оконных проемов с возведенными в тот период пристройками и новым алтарем в церкви Мартиниана. Сама церковь Мартиниана примыкает к собору Рождества Богородицы с юга и полностью закрывает его южную стену. Резная надпись на сохранившейся храмоздательной доске сообщает о строительстве ее в 1640-1641 годах. «ЛЕТА 7148 ЗАЧАТА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА МАРТИНИАНА // ПРИ БЛАГОВЕРНОМ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МИХАИЛЕ ФЕДОРОВИЧЕ ВСЕА РУСИИ // И ПРИ БЛАГОРОДНОМ ЦАРЕВИЧЕ КНЯЗЕ АЛЕКСЕЕ МИХАИЛОВИЧЕ И ПРИ МИТРОПОЛИТЕ // ВАРЛАМЕ РОСТОВСКОМ И ПРИ ИГУМЕНЕ ГЕРАСИМЕ И ПРИ СТРОИТЕЛЕ СТАРЦЕ МИТРО // ФАНЕ А СОВЕРШЕНА БЫСТЬ ЦЕРКОВЬ СИЯ ВО 149 ГОДУ АВГУСТА 1 ДНЯ».

Между 1692 и 1715 годами перед западной стеной церкви Мартиниана строится деревянная паперть («з двух сторон забрана тесом в брусе, крыта тесом же»). Между 1763 и 1775 годами ее заменили на кирпичную, а в 1836-1838 годах удлинили на семь аршин. Смета на работы и чертежи была составлена заведующим архитектурной частью по г. Кириллову учителем черчения и рисования Кирилловского уездного училища Иваном Костроминым. Тогда же, в 1836-1838 годах, на месте совсем отвалившегося к концу XVIII века первоначального алтаря со сводами строится новый пятигранный, на южной стене церкви закладывается первоначальный дверной проем и окно над ним, внизу прорубаются такие же, как в новой паперти и алтаре, три окна, а на все окна выковываются новые решетки. Отделявшая паперть от церкви западная ее стена полностью убирается, а настланный «кирпичем мелким в церкви, в олтаре и в паперти» пол заменяется на деревянный.

В интерьере надвратных церквей сохранились подлинные архитектурные детали; окна, южный дверной проем, кирпичный пол, уложенный в «шашку». Прямоугольный дверной проем в северной стене появился, видимо, одновременно со вторым этажом кельи. Сохранились деревянные скамьи алтаря и расписные тябла первоначального двухъярусного иконостаса. Новый иконостас, в который вошли как переписанные иконы XVII века, так и написанные вновь, был создан где-то после 1850 года. Нужно также отметить, что до середины XIX века стены надвратных церквей были белыми, обмазанными левкасом высокого качества, Он сохранился большими участками за новым иконостасом. В 1862-1863 годах уже упоминавшийся Александр Акинин снова выполнял в монастыре «разные живописные работы и иконы» и, в частности, выполнил «живопись верхней церкви». Роспись «поправлялась» в 1875 году Николаем Сулимовым.

М.С. Серебрякова «Памятники архитектуры Ферапонтова монастыря по архивным документам XVII-XX веков»

Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри тесно связаны между собой уже с самого возникновения. Основатель Ферапонтова монастыря монах Ферапонт прибыл вместе с Кириллом на Белоозеро из Симонова монастыря в 1397 году и поселился с ним на берегу Сиверского озера. Через год он отделился от Кирилла и основал свой монастырь в двадцати километрах к северо-востоку от Кириллова, среди живописной местности, на невысоком холме между Бородавским (теперешним Ферапонтовским) и Паским озерами. Через 10 лет Ферапонт был вызван князем Андреем Дмитриевичем в Можайск для основания там нового монастыря, известного под именем Лужецкого. Ко времени отъезда Ферапонта монастырь оставался скромной обителью, насчитывавшей около полутора десятков монахов. Интенсивный рост Ферапонтова монастыря начался в середине XV столетия, когда им управлял выдающийся церковный деятель Мартиниан. Мартиниан был человеком просвещенным. Со времени его игуменства Ферапонтов монастырь наряду с Кирилловым стал важным центром книжного дела. Знаменателен следующий эпизод: в 1489 году новгородский архиепископ Геннадий, которому для борьбы с еретиками потребовались редкие по тому времени церковные книги, послал за ними в Ферапонтов монастырь. В 1489 г. Мартиниан был похоронен в монастыре, а в 1550 г. был причислен к лику Святых и наряду с Ферапонтом считался впоследствии покровителем монастыря.

Из Ферапонтова монастыря вышли и другие крупные церковные деятели. С одним из них, ростовским епископом Иоасафом, происходившим нэ знатного рода князей Оболенских и в прошлом ферапонтовским иноком, связывают начало каменного строительства в монастыре. К середине XVI века монастырь уже имел несколько камен зданий: собор, трапезную, казенную палату. Именно Иоасаф пригласил в монастырь для росписи собора Дионисия, крупнейшего художника Московской Руси.

С конца XVII века Ферапонтов монастырь находился на грани полного разорения. В 1798 году его упразднили, а церкви сделали приходскими. В XVIII и XIX веках древние монастырские здания подвергались перестройкам, многие из них сломали. В 1857 году вместо деревянных монастырских стен их обнесли невысокой оградой, частично сохранившейся до наших дней. В начале ХХ века, в связи с 500-летием со времени основания, монастырь вновь ненадолго открыли, но уже как женский. При подготовке к открытию начали новую перестройку, приостановленную вмешательством Императорской археологической комиссии. В 1908-1915 годах в монастыре проводились значительные восстановительные работы, завершенные уже в 1920-е годы. Особое внимание было уделено фрескам Дионисия Рождественского собора, которые частично укрепили. После этого реставрационные работы надолго прекратились и были возобновлены только в 1970-е годы. В советское время в Ферапонтовом монастыре долгое время существовал филиал Кирилловского музея

Община верующих в Ферапонтове возникла более 30 лет назад. Тогда же, в 1989 году, был зарегистрирован Богоявленский приход, которому для богослужений в 1990 году передали надвратную церковь монастырского ансамбля с двумя приделами (Богоявленским и Ферапонтовским).

Из журнала: «Журнал Московской Патриархии», сентябрь (9), 2019

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *