ферапонтовский монастырь официальный сайт

ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ В БЕЛОЗЕРЬЕ

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

ферапонтовский монастырь официальный сайт

Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белоезерские

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

Расцвет хозяйственной деятельности Ферапонтова монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.

ферапонтовский монастырь официальный сайт

Вид на Ферапонтов монастырь со стороны Бородаевского озера

В XVII в. Ферапонтову монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря

Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

ферапонтовский монастырь официальный сайт

Храмовый комплекс Ферапонтова монастыря

Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная Колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П.Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913.

(с) Е.Стрельникова, Ферапонтов монастырь, село Ферапонтово

Источник

Как добраться до Ферапонтово самостоятельно (+ что посмотреть)

В этой статье собрали топ-7 причин побывать в селе Ферапонтово в 2021, вошедшее в список «Самых красивых деревень России». Интересные места, виды, уникальные мастерские. Плюс как доехать в Ферапонтово из Вологды и Кириллова — на автобусе, с экскурсией, на машине.

Содержание:

Ферапонтово — настоящее чудо Вологодской области. При огромном количестве храмов и монастырей Русского Севера, ансамбль Ферапонтовой обители производит неизгладимое впечатление. Может дело в росписи стен, выполненных самим Дионисием и сохранившихся в неизменном виде. А может в том, что Ферапонтово (в отличие от Кириллова, где монастырь в разы масштабнее), — тихое малолюдное место. И люди находят там желанное умиротворение и покой.

А еще есть версия, что причина в общей ухоженности деревушки. В Ферапонтово создается ощущение, что русская деревня возрождается. И живы народные промыслы (там есть мастерская иконописи, гончарная и керамическая мануфактуры). Возникает желание бросить все в городе и навсегда переехать на природу.

Правда, оно улетучивается, как только понимаешь, как трудно добираться до Ферапонтово. Но возможно и этот вопрос со временем решится.

Как доехать в Ферапонтово

Нужно быть готовыми, что добраться до Ферапонтово самостоятельно, без машины, очень непросто. Прямых рейсов из Вологды и Кириллова нет. Едут на автобусе обычно до поворота на Липин Бор, а оттуда идут пешком 2-3 км.

Если от Емишево до Ферапонтово два с половиной километра, то от Палшемского почти семь (полтора часа прогулки по сельской местности).

Самая комфортная поездка в Ферапонтово и Кириллов есть на Трипстере. За 8 часов на машине гида можно побывать в красивейших местах «Русского Севера». Без толпы и с массой информации о Вологодчине.

Групповые экскурсии из Вологды тоже есть. Достаточно зайти в ближайшую турфирму и подобраться тур. Главное, чтобы в Вологодской области на тот момент не ввели ограничения на экскурсии с большим количеством участников.

На машине нужно ехать по трассе A-119 Вологда — Медвежьегорск. Это дорога федерального значения, и состояние ее удовлетворительное.

Есть один нюанс при въезде в Ферапонтово. С трассы в село ведут три дороги: ул. Кирилловская (там стоит основной указатель «Ферапонтово»), ул. Слободская и поворот к церкви Нила Сорского. Если проигнорировать первые два съезда и свернуть на третьем повороте, будет проще подъехать к Ферапонтову монастырю. Там же, у обители, есть оборудованная стоянка для автомобилей.

Если свернуть на первом же указателе на Ферапонтово, придется оставлять машину до моста через р. Паску. А оттуда, во-первых, идти пешком. Во-вторых, возвращаться в машину (например, за купальниками) будет неудобно.

Топ-6 причин съездить в Ферапонтово

1. Два озера

Ферапонтово стоит на берегу двух озер — Паское и Бородаевское. А визитной карточкой деревни стал Ферапонтов монастырь, на который открывается открыточный вид с берега одноименного водоема. В озерах водится рыба (правда, есть ограничения на вылов, поскольку это территория нацпарка «Русский Север»), а летом вода теплая. И есть шанс искупаться после посещения музея.

2. Ферапонтов монастырь

Ферапонтов монастырь — не самый большой и не самый древний на территории Русского Севера. Но по мнению многих наиболее живописный. Не зря ведь Ферапонтово вошло в «Список самых красивых деревень России».

Мужской Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь — уникальный архитектурный ансамбль XV-XVII вв. Духовный и религиозный центр с подлинными росписями Дионисия. Монастырь был основан в период расцвета Московского великого княжества. Одна из его изюминок — надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта 1650 г., объединенные в единый ансамбль. В комплекс Ферапонтова монастыря также входят:

Здания монастыря в Ферапонтово сохранили и декор, и интерьеры на 95% в первозданном виде. И это исключительный случай на Русском Севере. Полученный статус памятника истории и культуры России подкрепляется его мировой значимостью. Монастырь является единственным сооружением на Вологодчине, включенным в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен по адресу: ул. Каргопольская, 8 (тел. (81757) 4-92-61, 4-93-86).

Наталья Красносельцева: «Были на ноябрьских праздниках, в ночь музеев. Несмотря на то, что тогда уже было много снега, дорога до монастыря прекрасно очищена. Есть, куда поставить машину. Сама территория подготовлена для приёма гостей. Тёплый, аккуратный, чистый туалет. Дружелюбный персонал. Очень понравилось, замечательный экскурсовод прекрасная экскурсия! И, конечно, красота монастыря!»

3. Музей фресок Дионисия

За долгую историю Ферапонтов монастырь побывал и мужской, и женской обителью. В 1935 г. стал частью Кирилловского краеведческого музея. А с 1974 г. является Ферапонтовским филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
ферапонтовский монастырь официальный сайтРоспись Дионисия в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область)

Краса и гордость монастыря — музей фресок Дионисия. Выдающегося художника московской иконописной школы XV-XVI вв. Особой художественной ценностью обладают иконостас и фрески на стенах собора Рождества Богородицы. Они все принадлежат кисти прославленного русского иконописца и его сыновей.

Стенопись из 300 сюжетов площадью 600 м² была создана Дионисием за 34 дня. Она занимала внутренние и частично внешние поверхности храма. Ферапонтовские фрески прекрасно сохранились до нашего времени. Они считаются вершиной творчества мастера, являясь его единственным документальным подтверждением.

Часы работы Музея фресок Дионисия в селе Ферапонтово:

Дмитрий Васильев: «Музей хорошо организован. Есть экскурсия по собору Рождества Богородицы, где находятся фрески Дионисия и его артели. А также экскурсия по истории монастыря в целом. Рекомендую осмотреть Трапезную палату и церкви Благовещения, поскольку там есть интересные и чудом сохранившиеся экспонаты XV в. (антиминсы и одеяния Мартиниана). По периметру собора Рождества Богородицы расположена интересная экспозиция, рассказывающая о реставрации и сохранении фресок.»

4. Пленэр

ферапонтовский монастырь официальный сайт

ферапонтовский монастырь официальный сайт

Природа Ферапонтово как магнит тянет художников уже несколько десятков лет. Конечно, сейчас, когда дороги стали асфальтированными, а деревушка в целом более современной, возможно настоящая первозданность утеряна. Но большинству живописцев это не мешает. Так, известный вологодский художник Евгений Соколов более 40 лет ездит в Ферапонтово. И его летнее времяпровождение находит отражение в выставках картин в России, Италии, странах Скандинавии. Он не скрывает, что в Ферапонтово перенял манеру Дионисия растирать местные камни, чтобы благодаря самодельным краскам добиться уникальной цветовой гаммы.

Если в вас есть творческая жилка и тяга к живописи — это еще один повод съездить в Ферапонтово. О лучшем пленэре нельзя и мечтать.

5. Иконопись в Ферапонтово

Там, где 500 лет назад творил выдающийся художник Дионисий, не могла не возникнуть мастерская иконописи «Ферапонтовская икона» (деревня Цыпино, д. 3; +7 921 834 45 89). Работы современных творцов достойны восхищения (у некоторых опыт более 30 лет), хотя их имена известны в основном в узких кругах. Если попасть к ним на экскурсию, можно узнать все о материалах и технологиях иконописи. Что такое яичная темпера, левкас, шпонки, олифа и др. На мастер-классе могут предложить самостоятельно растереть полудрагоценный камень с яичной эмульсией (чтобы приблизительно понять, как это делал Дионисий). И, конечно, пронаблюдать за процессом иконописи на разных стадиях. После посещения музея фресок это захватывает.

6. Куракинская керамика

В 300 м от Ферапонтова монастыря, на ул. Слободская, 1, находится магазин «Куракинская керамика». Несмотря на то, что продукция там в основном сувенирная, он стал одной из достопримечательностей Ферапонтово. Поскольку представленные изразцы, бытовая керамика, новогодние игрушки, скульптуры — настоящие произведения искусства. «Головной офис» производства, а на самом деле мастерская художника-керамиста Нины Мишинцевой, находится в деревне Куракино. Сейчас там трудятся, помимо основательницы, еще 11 специалистов.

При желании можно съездить и туда, чтобы увидеть весь ассортимент и попасть на экскурсию. Правда, это 10 км от Ферапонтово, и дорога не для каждого авто. Но красота продукции многое компенсирует. Подробнее о мастерской тут.

Владимир Коростелев: «Мы зашли со скепсисом, ожидая надоевших повсеместно горшков «чернолощеной керамики». И были приятно удивлены и изделиями, и ценами. Купили пару замечательных авторских работ.»

7. Церковь Нила Сорского

Третий поворот с трассы на Ферапонтово ведет к церкви Нила Сорского. Точный адрес: ул. Заозерица, 4. По дороге к монастырю или обратно, можно остановиться и оценить образец современной храмовой архитектуры. Церковь хоть и современная, но удачно вписалась в ансамбль и Ферапонтово, и всего Русского Севера.

Где остановиться в Ферапонтово

1. «Дом с единорогом»

Адрес: ул. Слободская, д. 1

ферапонтовский монастырь официальный сайт

ферапонтовский монастырь официальный сайт

ферапонтовский монастырь официальный сайт

Самое удачное место размещения в Ферапонтово — «Дом с единорогом». Расположен между озером и монастырем. Из окна открывается шикарный вид, причем в любое время года. В доме все удобства: две спальни, оборудованная кухня, душ, туалет. Но главная изюминка — русская печь, облицованная изразцами.

2. Комплекс «Ципина гора»

Адрес: ул. Волшебная, д. 1

ферапонтовский монастырь официальный сайт

Горнолыжный комплекс «Ципина гора» расположен в 3,5 км от Ферапонтово. В местечке Одениево. Рядом с гостиницей горнолыжный склон (вологодский горнолыжный курорт), пункт продажи ски-пассов, ресторан, бар. Есть прокат снаряжения, летом — велосипедов. Номера современные, есть все необходимое.

Вопрос — ответ

Где находится Ферапонтово?

Село Ферапонтово расположено в Кирилловском районе Вологодской области. В 20 км от Кириллова, в 120 км от Вологды и в 600 км от Москвы. Расстояние от трассы федерального значения Вологда — Медвежьегорск ∼ 2,5 км. А Ферапонтов монастырь расположился на возвышенности между Бородаевским и Паским озерами.

Правда ли, что территория деревни — это национальный парк?

Да, село Ферапонтово входит в состав Кирилло-Белозерского музея-заповедника. А тот, в свою очередь, находится на территории нацпарка «Русский Север».

Ферапонтово — самая красивая деревня?

Не самая, но одна из трех десятков, вошедших в список «Самых красивых деревень России». Ассоциация была создана для сохранения историко-культурных деревень и сел. В 2020 году в Ферапонтово была подписана Хартия качества — соглашение об использовании бренда Ассоциации самых красивых деревень и городков России. Это должно помочь усилить туристический потенциал. И плюс 45 млн рублей на благоустройство (источник vologdatourinfo.ru).

Почему ехать в Ферапонтово через Кириллов — плохая идея?

Потому, что найти автовокзал там еще нужно постараться. Еще труднее понять, какому расписанию следуют автобусы. А без знакомых в городе можно вообще никуда не уехать. Отзывы об автостанции в Кириллове это подтверждают:

У автовокзала в Кириллове нет опознавательных знаков. Если вы турист, то вы его не найдёте. Это неказистое двухэтажное здание, в котором ещё какие-то магазины. Вход в кассы — с торца здания. Табличка о том, что это и есть вокзал, видна только если вы к ней в упор подойдёте. Если вы не медиум, то, возможно, не попадёте на свой автобус. Там редко подписывают маршруты. А что эта тарантайка едет по такому-то направлению, знают только местные и водитель. Время по расписанию тоже никого не волнует. Уедет раньше на 10 минут. А ты стой, жди, наивный дурачок. А ты чего хотел? Догадаться надо было! Так что, ребята, если придется воспользоваться местным вокзалом, спрашивайте у всего, что колёса имеет — едет ли он туда, куда вам надо. Даже если это телега с конём.

Источник

Ферапонтовский монастырь официальный сайт

На главную ферапонтовский монастырь официальный сайтПроект восстановления

восстановления Ферапонтова монастыря

как общецерковного центра

художественного образования и духовной жизни

ферапонтовский монастырь официальный сайтежрегиональная общественная организация «Историко-просветительское общество «Наследие Ферапонтова монастыря» работает над целевой программой «Святыня под спудом» и приглашает к сотрудничеству в осуществлении нового проекта по возрождению древнего Ферапонтова монастыря.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в год 600-летия Ферапонтова монастыря высказал благопожелание о возобновлении древней обители. Это начинание поддерживается вологодской и московской общественностью.

Ферапонтов монастырь – древняя святыня Русской Православной Церкви. Здесь в соборе Рождества Богородицы находится полный ансамбль фресковой живописи прославленного древнерусского иконописца Дионисия, созданный в 1502 году и сохранившийся до нашего времени. Организованный на территории монастыря Музей фресок Дионисия проводит работу по сохранению и изучению бесценного наследия отечественной художественной культуры.

В настоящее время в Русской Православной Церкви идет процесс возрождения церковного искусства: создаются учебные заведения и художественные мастерские, где обучаются иконописцы и реставраторы. Для повышения уровня мастерства церковных художников требуются копирование и изучение лучших достижений древних мастеров. Пришло время, когда художественный потенциал Ферапонтова монастыря должен быть востребован современным церковным обществом.

Возрождение Ферапонтова монастыря со статусом центра духовной жизни и художественного образования должно стать общецерковным делом и привлечь к совместной работе широкий круг специалистов, работающих в области сохранения, изучения и популяризации древнерусской живописи. Сочетание деятельности музея и монастыря должно повысить статус монастыря как духовно-просветительного центра, вызвать приток инвестиций в осуществляемый проект и положительно повлиять как на культурную, так и на экономическую ситуацию в Вологодской области.

Организационной деятельностью в рамках нового проекта должен заниматься Общественный совет по восстановлению Ферапонтова монастыря. К деятельности Совета могут быть привлечены все заинтересованные лица: общественные деятели, преподаватели православных художественных факультетов, священнослужители, деятели культуры и искусства.

Основанием для осуществления Проекта служит аналитическая и материальная база, формируемая по секторам. Сектор общественной поддержки выражает мнение современного общества. Сектор финансового участия финансирует Проект возрождения. Сектор специализации обеспечивает поддержку Проекта иконописными и реставрационными мастерскими.

Краткая историческая справка

ферапонтовский монастырь официальный сайтерапонтов-Белоезерский монастырь основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова между озёрами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырём, в 1798 г. упразднён и обращён в приход Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения ещё совершались до 1935 г., затем монастырь вошёл в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белоезерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине Можайского князя Андрея, сына Димитрия Донского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удалённым от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков.

ферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
Позже вдоль его стен пролёг большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда «книжное рукоделие», и его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, преподобный Кассиан Грек (в миру Константин, князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек, местночтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради, священномученик Арсений (Мацеевич). В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

Расцвет хозяйственной деятельности монастыря пришёлся на время царствования Василия II Тёмного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские «воровские люди» в 1612–1616 гг., когда после неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.

В XVII в. монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобождён по настоянию своего крестника – царя Фёдора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона, ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы (1490 г.), вся внутренняя поверхность которого украшена столь же древними фрески Дионисия (1502 г.). Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойдённую ценность этого памятника.

Монастырские постройки сегодня

Историко-художественные достоинства каменной архитектуры монастыря высоко оценивались ещё в конце ХIХ в. В состав построек входят:

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

1. Собор Рождества Богородицы. 1490 г. Самый древний из сохранившихся каменных храмов Русского Севера. Холодная церковь. Придел во имя святителя Николая Мирликийского. Иконы вывезены, находятся в разных музеях, третья их часть – в экспозиции Кирилло-Белозерского музея. Иконостасная рама уничтожена в 1930-е гг. Вся внутренняя поверхность расписана в 1502 г. в технике фрески по сырой штукатурке ростовским мастером – иконописцем Дионисием. Две наружные фрески украшают главный вход в собор и усыпальницу преподобного Мартиниана. На фресках ведутся ежегодно сезонные реставрационные работы.

2. Церковь Благовещения с Трапезной палатой. 1530–1531 гг. Построены на царский вклад Василия III в честь рождения долгожданного наследника Иоанна IV

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
после богомольной поездки царской четы по белозерским монастырям. В подклете трапезной была поварня, оттуда по продухам, устроенным в толще стен, поступал во второй ярус тёплый воздух для обогрева. В подклете церкви Благовещения была хлебня. Церковь имеет ярус звонов, который был заделан после постройки колокольни. Там же имеются два небольших помещения, где хранился архив монастыря (ход на верхний ярус из церкви по внутренней лестнице).

В ХIХ в. разделение на церковь и трапезную устранили, объединив строение общим замыслом: церковь стала алтарем, а трапезная – предалтарной частью церкви. До 1990-х гг. в алтаре сохранились престол, жертвенник, запрестольный образ, семисвещник, полный иконостас со всеми иконами. Музеем были внесены изменения: изъяты престол, жертвенник, иконостас, солея, киоты и даже пол в алтаре. Алтарь использовался как складское помещение.

В трапезной находится экспозиция: подлинные вещи преподобного Мартиниана, его рака из усыпальницы, игуменское место, стол и кресло из надвратной церкви Патриарха Никона, антиминс из собора Рождества Богородицы, крест на освящение престола надвратной церкви, переметные скамьи, глиняная посуда, несколько икон разного времени. В подклете трапезной выставка народного отдела «От снопа до сарафана» – экспонируются до двадцати самодельных ткацких станков (кросен), прялки и другие предметы крестьянского быта.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

3. Церковь-усыпальница преподобного Мартиниана. 1640–1641 гг. с пристройкой трапезы ХIX в. Сохранился иконостас (поздний) с иконами, киоты. На иконостасной раме и киотах большие утраты резных деталей. В нише северной стены, примыкающей к подклету собора Рождества Богородицы, покоятся под спудом нетленные мощи одного из основателей монастыря – преподобного Мартиниана.

Музеем добавлены киоты с иконами в интерьере, но изъято возвышение над погребением преподобного Мартиниана, сбита часть кирпичной кладки склепа, изъята рака преподобного для экспозиции – ее заменил ящик в форме раки.
Фреска над захоронением преподобного плохо сохранилась, значительные утраты относятся к ХIХ в., когда выступавшую часть пилястры собора сбили, а поверх фрески нанесли новый штукатурный слой и расписали заново.

4. Святые врата. 1649 г. Над воротами (большими и малыми). Надвратные церкви: Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта. Церкви полностью сохранили свою первоначальную архитектуру, включая каменные престолы, плиточный пол, деревянные пристенные жертвенники, Горние места, дубовые связи, оконные проемы, две части прежнего тяблового иконостаса (один расписной). Сохранившаяся иконостасная рама поздняя, с имитацией позолоты и резьбы с плохо сохранившейся лепниной.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

Деисусный ряд под записью, реставрирована одна икона – «Спас в силах» ХVII в. Царские врата резные. В местном ряду – чтимый образ Богоматери «Скоропослушница», перемещён из церкви Благовещения (запрестольный образ). Икона написана на Святой Горе Афонской в русском Пантелеимоновом монастыре в 1911 г. в благословение возобновлённой женской обители. Основная часть местного ряда написана современными иконописцами по образцам древних икон. Икон в приделе в деисусном ряду нет, в местном – две.

К Святым вратам примыкает сторожка. Верхний её этаж имеет общую дверь с церковью Богоявления и является её ризницей. По устному преданию, это помещение было одно время кельей опального Патриарха Никона. Нижний этаж используется как помещение для вневедомственной охраны и музейных смотрителей.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

В надвратные церкви ведет лестница с южной стороны, примыкающей к Казенной палате. Лестница переделана в начале ХХ в.

5. Казённая палата. 1530-е гг. Редкое здание некультовой архитектуры. Внутристенная каменная лестница в толще западной стены. Первый этаж был сушилом, на втором была книгописная мастерская. Музеем используется как фондовое помещение и библиотека, на первом этаже выставочное помещение.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

6. Колокольня. Конец ХVI в. Нижний ярус был проездным, средний ярус связан каменными переходами – папертью с главными храмами – собором Рождества Богородицы и церковью Благовещения. Галерея относится к ХVII в., крыта кровлей позже. Ярус звонов открытый с четырёх сторон. Набор колоколов – семнадцать, из которых одиннадцать современного литья, изготовлены в Воронеже на средства Фонда культуры.

В шатре колокольни имеются старинные башенные часы. Реставрация их не завершена.

7. Каменная ограда с небольшими угловыми башенками. ХIХ и ХХ вв. До ХIХ в. ограда была деревянной, крепостных стен никогда

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
не имела. От каменной ограды ХIХ в. сохранилась только южная сторона, остальная часть была достроена реставрационными силами музея в 1980-е гг. В северо-западной части ограды сооружены Водяные врата (новодел, довольно неудачный, поскольку не несёт никакой логической нагрузки, декоративный).

Келейные и хозяйственные постройки монастыря не сохранились, они были деревянными. Для женской обители в начале ХХ в. были выстроены три больших двухэтажных корпуса: один из них – игуменский – прилегал к северной пристройке Святых врат; два других находились на северной стороне, за храмами, там же были трапезная и хозяйственные помещения. Кроме корпусов на территории монастыря, было несколько строений на склоне перед монастырем: гостиница для паломников с чайной, скотные дворы вблизи Бородаевского озера (от них сохранилась каменная постройка, где жили скотницы; сейчас её перестраивают под административное здание музея), а также деревянная школа для девочек, построенная в 1909 г. на средства монастыря и содержавшаяся за счет обители (находится на южном склоне под монастырём; сейчас там живут две семьи работников музея).

За западной оградой монастыря бил источник преподобного Ферапонта, откуда верующие брали целебную воду, но с проведением дренажных работ на территории монастыря источник ушёл в землю. На территории находятся два колодца: один за алтарём собора Рождества Богородицы, второй возле поварни. Во времена действующего монастыря использование колодезной воды давало возможность естественным образом отводить от собора Рождества Богородицы лишнюю грунтовую воду, что препятствовало подсосу влаги. Дренажные работы, проводившиеся в 1990-е гг., окольцевали собор общей системой стока вод сквозь оба колодца через монастырское кладбище.

Южный склон монастырского холма использовался под огороды, западный, вдоль берега, был ягодником, для защиты которого от ветра были высажены ели и сосны. Монастырский двор также был в зелени, от Святых врат вели липовые аллеи к церкви преподобного Мартиниана и к колокольне. Часть посадок музеем была вырублена, как заслоняющая архитектуру.

За северной оградой вдоль дороги стояли дома священнослужителей монастыря. Эта часть Ферапонтовской слободы называлась Поповка. Дома отошли к школе после закрытия монастыря и изгнания семей священников.

Проект совместного использования Ферапонтова монастыря

музеем и монашествующими

ферапонтовский монастырь официальный сайтмировой практике давно принято так называемое «совместное использование» храмовых построек по прямому их назначению и музеями. Подобное широко распространяется и в отечественной практике. Специалистами опыт признаётся положительным, тем более что памятники находятся под их наблюдением. Это касается храмов и монастырей не только поздней архитектуры, но и выдающихся памятников, имеющих древнейшую архитектуру, стенопись, иконостасы.

В настоящее время Церковью и музеями накоплен достаточно большой опыт совместного использования храмов, представляющих исключительную историко-художественную ценность и являющихся уникальными памятниками мировой культуры. Достаточно вспомнить соборы Московского Кремля – Успенский и Архангельский, имеющие фресковую живопись ХV–XVII вв., древние иконостасы и особо ценные иконы и исторические реликвии, относящиеся к ХI–ХIХ вв.: фрагменты фресок Дионисия, иконы великомученика Георгия конца ХI в., Успения 1479 г., драгоценные ткани, лицевое шитьё конца ХV–ХVI вв.
В течение последних лет в соборах проводятся регулярные праздничные богослужения, а в остальное время они используются как музеи.

В Смоленском соборе ХVI в. Новодевичьего монастыря, в Преображенском
соборе ХVII в. Новоспасского монастыря с фресками и древними иконостасами богослужения проводятся более 10 лет, фактов отрицательного влияния богослужений на сохранность художественных ценностей не имеется. Аналогичный опыт приобретён и в других древних городах России.

Софийский собор ХI в. в Новгороде с фресками ХII–ХIX вв., подлинным иконостасом ХIV–XVI вв., в том числе древнейшей иконой Божией Матери «Знамение» ХI в., используется для богослужений. Идут богослужения в древнейшем Георгиевском соборе ХI в. Юрьева монастыря.

Во Владимире постоянно действующим храмом является Успенский собор 1158–1161 г. с фресками преподобного Андрея Рублёва, а также открыт для богослужений храм Покрова на Нерли 1165 г. В Пскове, в древнейшем Мирожском монастыре начались богослужения в церкви Спаса середины XII в., имеющей фресковую живопись.

Стало традиционным постоянное взаимодействие духовенства со специалистами: архитекторами, реставраторами, музейными сотрудниками, работающими в области художественных ценностей. Нахождение в стенах монастыря музея создаёт благоприятную обстановку консультативного сотрудничества по многим вопросам хранения тех помещений, которые будут находиться в совместном пользовании. Кроме того, для музея это будет источником притока посетителей в несезонное время за счёт паломников; появятся дополнительные пожертвования на проведение реставрационных работ и содержание памятников, а также возможность реальной помощи трудами насельников. Объединение усилий и средств со стороны Церкви и музея в деле реставрации даст возможность проведения их на более высоком уровне и в ожидаемые сроки.

Ограничивать использование монастыря рамками только музея при современных условиях жизни нецелесообразно.

1. Ферапонтов монастырь – это, прежде всего, Святыня Белозерья. Именно поэтому он посещаем. Даже та часть посетителей, кого именуют туристами, отправляются в путешествие, чтобы увидеть святые места; а в последнее время среди приезжающих увеличивается доля паломников, которые хотели бы не только видеть прекрасное, но и участвовать в жизни монастыря своими трудами.

2. Мощи преподобного Мартиниана, одного из основателей монастыря, не могут находиться только в ведении музея, поскольку не могут ему принадлежать. Доступ к мощам должен быть открыт для верующих, а облик усыпальницы – соответствовать назначению.

З. Направление деятельности музея всегда будет зависеть от политических течений настоящего момента. По этой причине экспозиции в стенах монастыря могут быть и атеистическими. История музеев в монастырях изобилует фактами поругания святынь и их прямого уничтожения, разрушений иконостасов, поздних икон, мощей и мощевиков.

4. Музейная деятельность, как бы она ни была налажена и высоко оценена учреждениями культуры, не может заменить того, что даёт обществу монастырь. А вместо монастыря музей становится неравноценной подменой духовного – эстетическим, душевным. Самые лучшие, но инородные храму экспозиции – это диссонанс, в том числе и эстетический.

5. Всё созданное в монастыре есть результат трудов иноков. В недрах Церкви создавалась православная культура, и без Церкви она мертва.

6. Вклады, вносимые дарителями, шли на помин их душ. И прекращение молитвенной жизни монастыря есть нарушение последней воли завещателя, что по всем нравственным законам не выдерживает критики.

7. Изменение первоначального предназначения строений вызывает ряд неудобств и для музейного использования, желание приспособить, переделать, а значит – нарушить архитектурный замысел.

8. Благотворное влияние действующих монастырей на окружающее население, на природу подтверждалось тысячелетиями. Не случайно в настоящее время самое тяжёлое социологическое положение сложилось именно в тех местах, где были закрыты монастыри (например, криминогенная обстановка в Горицах, где до революции существовал один из лучших женских монастырей царской России). В Ферапонтове духовная атмосфера также отличается глубокой нравственной запущенностью.

9. Нельзя не учитывать и фактор трудовой занятости жителей села Ферапонтова и его окрестностей. Строительные и реставрационные работы в монастыре и за его пределами позволят обеспечить работой часть населения на ближайшие 10 — 15 лет.

Хлопоты о восстановлении обители начались с открытием прихода в 1989 г., но до последнего времени этой идее противостояла музейная сторона. Однако при решении таких ответственных вопросов следует иметь в виду не только «цеховые» интересы, сколько всю полноту проблемы в целом. К тому же об открытии монастыря в древней обители высказано благопожелание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в его Обращении по поводу 600-летия Ферапонтова монастыря. Это начинание поддерживается вологодской и московской общественностью. Есть лица, выразившие желание быть насельниками обители в Ферапонтове, в том числе монашествующие.

Одним из важнейших моментов является уникальная сохранность фресок Дионисия. Ферапонтов монастырь – единственное место, где столь древняя стенопись сохранилась без поновлений в полном составе. Этот факт становится основополагающим для восстановления живой иконописной традиции в монастыре, где находится «эталон» иконописания в технике фрески. Ввиду уникальности собор Рождества Богородицы должен постоянно находиться под наблюдением музея и реставраторов. Режим для его посещений остаётся в компетенции музея.

Создание иконописной мастерской возможно при использовании опыта иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре и с её помощью, что позволит возродить северную традицию иконописания. Среди выпускников лаврской школы есть жители Вологды и Кириллова. Иконописание должно стать основным направлением в деятельности возрождающейся обители. Музей фресок Дионисия может помочь этому начинанию имеющейся коллекцией копий и прорисей фресок.

Предложения по совместному использованию

Ферапонтова монастыря музеем и монашествующими

1. Для взаимного удобства монастыря и музея разграничивается территория. Действующему монастырю отходит вся северная часть до Водяных врат и монастырское кладбище, которое не имеет ни крестов, ни памятников, ни должного ухода. Кладбище должно быть приведено в надлежащий вид.

Территория ограждается невысокой оградкой.

Вход в часы богослужений через Святые врата (малый вход), в действующий
монастырь – через Водяные врата (эта часть изолирована от музея). Въезд – через восточные врата на заднем дворе.

2. Восстановление деревянных корпусов монашеских келий.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

Для взаимного удобства монастыря и музея игуменский корпус, находившийся когда-то на западном фасаде монастыря, можно отнести в северную часть. Проект игуменского корпуса, не использованный в 1906 г. по причине поспешности строительства, находится в архиве Института истории материальной культуры РАН. Его разрабатывал академик П.П. Покрышкин, автор исследовательских работ по архитектуре Ферапонтова монастыря.

3. Строительство хозяйственных построек и мастерских за монастырской оградой с восточной стороны.

4. Реставрационные работы.

2. ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОГО МАРТИНИАНА.

Воссоздание усыпальницы, с особенным украшением места, где почивают нетленные мощи святого. Возвращение резной позолоченной раки преподобного из экспозиции на первоначальное место, устройство возвышения с заградительным щитком, изготовление сени над ракой. Изготовление ажурного ограждения перед нишей. Облицовка погребения архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского) мраморной плиткой (работы были прерваны Первой мировой войной).

Проведение реставрационных работ в алтаре. Оборудование алтаря всем необходимым для богослужения

Реставрация иконостасной рамы и киотов (или их замена на новые).

Изготовление новых резных Царских врат.

Реконструкция плохо сохранившейся фрески 1502 года.

3. ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ С ТРАПЕЗНОЙ ПАЛАТОЙ.

Восстановление церковного убранства. Церковь используется под праздничные богослужения.

Устройство нового иконостаса с полным набором икон, левого и правого клиросов, солеи. Восстановление алтаря и его оснащение.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

Оснащение недостающими колоколами и изготовление необходимых для звона приспособлений.

Восстановление усыпальницы блаженного Галактиона в подклете под колокольней.

Все реставрационные проекты проходят согласование с музеем, а работы производятся под наблюдением специалистов.

Кроме реставрационных работ и строительства жилого комплекса на территории монастыря и за восточной стеной, в перспективе предполагается строительство часовни на сельском кладбище на Поклонной горе с отделением места для захоронений монашествующих, строительство крещальни на берегу озера, а также художественно-иконописного центра.

За пределами монастыря предполагается также строительство воскресной школы и гостиницы для паломников. Желательно устройство богадельни с больничным оборудованием.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

1. Архитектурный проект с привязкой к ландшафту (на конкурсной основе среди церковных и светских архитектурных мастерских).

2. Проведение коммуникаций, источника электроэнергии. Желательно монастырю иметь добавочную независимую установку, основанную на смешанном источнике энергии.

3. Организация водозабора на берегу озера (насосная установка). Устройство отстойника за пределами монастыря.

4. Строительство келейного корпуса и трапезной с просфорней.

5. Параллельно с устройством жилого комплекса должны вестись реставрационные работы в храмах и создание иконостасов.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

Все вышеизложенное является приблизительным проектом предложений по совместному использованию монастыря и его строений, и в ходе согласований между сторонами предложения будут корректироваться. В конечном итоге после всех согласований принимается совместный документ по взаимным обязательствам сторон – действующего монастыря и музея.

Для вынесения решений должна быть создана компетентная двусторонняя комиссия. Кроме заинтересованных сторон – Церкви и музея – в неё войдут представители Министерства культуры РФ, администрации Вологодской области, Кирилловского района и Ферапонтовского сельсовета, реставраторы, общественность.

ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт
ферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайтферапонтовский монастырь официальный сайт

Примером объединения усилий церковной и светской сторон в деле реставрации может служить история роста Ферапонтова монастыря в начале ХХ в. Она содержит ценный опыт сотрудничества Новгородского епархиального управления, в ведении которого находилась тогда обитель, и самого монастыря, с одной стороны, и Комитета по реставрации, созданного для научного решении проблем реставрации и включавшего в себя деятелей культуры из Императорской Археологической комиссии и заинтересованной общественности, – с другой. Результатом такого сотрудничества было восстановление древних зданий монастыря, проведённое на самом высоком научном уровне.

Используя этот опыт, считаем целесообразным для выполнения сложнейших задач настоящего времени учредить Попечительский совет для координации деятельности двух сторон по взаимным обязательствам и для оказания реальной помощи в решении конкретных вопросов.

Первоочередной задачей является восстановление уставного монашеского жития и богослужения, а также условий для превращения древней обители Северной Фиваиды в один из общецерковных центров духовной жизни и художественного образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *