филаретовский храм в контакте воскресная школа
Филаретовский храм, Зеленоград. Расписание богослужений, фото
Зеленоградское благочиние представлено 6 действующими церквями. Филаретовский храм является самым молодым среди них.
Исторические события
Первым городским храмом стал Никольский, который был построен в 1989 г. По прошествии некоторого времени стало понятно, что для крупного микрорайона этой церкви недостаточно. Поэтому было принято решение построить ещё один храм на окраине города.
Филаретовский храм Зеленограда обрел благодаря директору «Малой Академии Гармонии». Директор учебного заведения в 1993 г. подала прошение в вышестоящие инстанции о постройке церкви для детей, посещающих православную школу. Прошение нашло неожиданную поддержку у администрации и в епархии.
Филаретовский храм в Зеленограде построен из дерева
Церковь построили в рекордно короткое время. В начале зимы 1994 г. строительство было уже завершено. В январе 1995 г. новый храм освятили в честь митрополита Московского Филарета, и приписали к собору святого Николая в г. Зеленограде.
Летом 1999 г. в церкви случился пожар. Он начался ночью в храмовой трапезной. Пламя моментально уничтожило практически всё здание. Пожарные потушили огонь, но сгорело всё внутреннее убранство церкви и сильно пострадал деревянный сруб здания. Удалось спасти лишь алтарную часть постройки и часть иконостаса.
Почти год после этого служба проводилась в большой армейской палатке на территории, принадлежащей сгоревшей церкви.
В 2000 г. собор был заново отстроен и уже в апреле возобновились богослужения. Новое здание построили на старом фундаменте, но на этот раз постройка была значительно шире, к тому же к ней пристроили галерею-гульбище.
С 2017 г. храм приписали к Патриаршему подворью в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Летом 2018 г. проводился внешний ремонт здания, внутренние работы в церкви проводятся каждое лето.
Сейчас рядом с деревянным зданием начаты работы по постройке нового большого комплекса. Храмовый комплекс будет состоять из собора, выстроенного в византийской манере, приходских помещений и колокольни. Все постройки будут соединены между собой переходами.
Деревянная филаретовская церковь и школа также войдут в ансамбль. Здесь планируется открыть духовно-просветительский центр.
Прихожане еженедельно совершают молебны о строительстве нового храма.
Архитектура, внешний вид
И первый и перестроенный заново храм были созданы по проекту главного городского архитектора И.А. Покровского в духе русского деревянного зодчества. Руководил работами Н. Дерябин. Здание выполнено наподобие клетских церквей, строительство которых было характерно для первых русских молельных домов, а также церковной архитектуры русского Севера в XIX в.
Данные постройки несильно отличались от обычной крестьянской избы. Они представляют собой небольшой прямоугольный сруб или клеть с двухскатной крышей, на коньке крыши находится глухой барабан, заканчивающийся небольшой главой с одним крестом.
С восточной стороны прирублена пятигранная апсида с маленькой главкой, с запада находится небольшая трапезная. Отличается эта постройка от древнерусской клетской церкви только высоким цокольным фундаментом да галереей-гульбищем, которая опоясывает здание с трёх сторон. На галерею ведут два крыльца. Декорирована постройка резным орнаментом на столбах и барабане.
Вместо колокольни, во дворе стоит небольшая звонница. Довольно обширная территория имеет несколько построек, которые обнесены деревянным забором с резными воротами. В некоторых элементах архитектуры церковь продолжает традиции деревянного храмового зодчества Подмосковья XYII — XYIII веков. Она является первой деревянной церковью, построенной на территории г. Москвы после революции.
Внутренне убранство
Внутреннее убранство храма очень скромное. Внутри него довольно тесно. Деревянные бревенчатые стены украшены многочисленными иконами. Иконостас, закрывающий вход в алтарь, состоит из трёх ярусов: местного, праздничного и деисусного.
Согласно церковному чину, первый ярус занимают иконы Христа и Божией Матери, расположенные по обе стороны царских врат, здесь же расположен образ Митрополита московского Филарета, во втором ряду склонённые фигуры апостолов, обращённых к образу Христа. Иконостас выполнен полностью из дерева.
Святыни
Филаретовский храм Зеленоград особо чтит по той причине, что в нем увековечена память двух великих клириков. В нем созданы 2 престола. Один в честь митрополита московского Филарета, второй – приставной посвящён митрополиту Алексия II.
Икона Святителя Филарета
Главной святыней церкви является икона митрополита Филарета с частицей его мощей. Храм неспроста носит имя митрополита. Святитель являлся представителем интеллектуальной элиты XIX в. Филарет прославился как клирик, который долгие годы своей жизни посвятил образованию.
Образу приписывается особый дар, которым он обладал ещё при жизни.
Святой:
Перед образом святого молятся о здоровье, о семейном процветании, об исцелении.
Частицы мощей преподобного Нила Столобенского
В церкви хранятся частицы мощей преподобного Нила Столобенского.
Преподобный прожил долгую отшельническую жизнь на о. Селигер, недалеко от г. Осташков, проводя всё время в молитвах. За смирение был причислен к лику святых, Его нетленные мощи были найдены при постройке храма, на том месте, где находилась келья святого.
Перед мощами молятся для укрепления веры, наставлений на путь истинный, для исцеления при болезнях глаз и грядущих дальних путешествиях, особенно морских. По поверью были известны случаи исцеления молящихся у мощей преподобного.
Икона Божьей Матери «Скоропослушница»
Ещё одной почитаемой иконой храма стал образ Божией Матери «Скоропослушница». Образ почитается чудотворным. Это необыкновенно чтимая икона, которая помогает в сложных ситуациях.
К образу обращаются за помощью перед родами, для исцеления детей, в сложных жизненных ситуациях.
Благодаря чудодейственной силе иконы:
Образ Богоматери изображён по типу Одигитрия. Ребёнок сидит на левой руке Богоматери, правой рукой благословляет, а в левой руке держит свиток. Правая пяточка Младенца обращена к молящимся. Позже Святая изображалась в короне.
Оригинал Богоматери «Скоропослушница» хранится на святой г. Афон, в одном из монастырей. Здесь, по преданию, в X в. был выписан образ Святой.
Многочисленные копии «Скоропослушницы» есть во многих городах:
Необходимо отметить, что особо ценный образ Святой хранится в соборе Святителя Николая в Бирюлёве. В честь образа освящён храм на Ходынском поле.
Московская копия иконы есть в Афонской часовне, которая находится на Китай-городе возле Никольских ворот. В ней по легенде произошло исцеление одной вдовы. У дамы были бесноватые припадки, которые случались по святым дням, а также во время молебнов, служб и бесед о боге. Родные посоветовали ей приклонить колени перед образом «Скоропослушницы». Когда прошёл молебен, вдова вылечилась.
Икона «Скоропослушница» пережила два пожара и осталась цела.
Во втором приставном пределе находится икона святителя Алексия II.
Режим работы и расписание богослужений
Филаретовский храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00. Утренняя литургия начинается в 8.00, затем в 16.00 проводится молебен, а в 17.00 вечерняя литургия. В праздничные дни утренняя служба начинается в 6.40. Такое расписание для Зеленограда очень важно, поскольку у городских жителей в более ранние часы добраться сюда проблематично.
Престольные праздники:
Дата | В честь какого святого или иконы |
18.10 и 02.12 | Дни памяти Святого Филарета |
25.02, 02.06 и 18.10 | Во имя Св. Алексия |
22.11 | Иконы божией Матери «Скоропослушница» |
Дважды в неделю проводятся молебны:
Приходская деятельность храма
Кроме богослужений, исполнения таинств и приходских треб, в храме ведется активная социальная деятельность:
Детская воскресная школа
Двери школы открылись в сентябре 2019 г. Сейчас здесь проводятся занятия для детей от 3 до 14 лет. На базе воскресной школы открыта группа кратковременного пребывания для малышей. Здесь с ними проводят занятия по логопедии, программе Монтессори, занятия по развитию мелкой моторике.
В ГКП есть логопедическая группа для детей 4-7 лет, в которой с детьми работают опытные логопеды-дефектологи и педагоги. Шестилеток готовят к школе по программе Классической Школы. На занятиях дети изучают грамматику, развитие речи, окружающий мир, математику.
Каждый месяц проводятся торжественные поздравления именинников.
Дети постарше занимаются рисованием, декоративно-прикладным творчеством, математикой, русским и английским языками. Работает кружок патриотического воспитания «Алексеевская дружина». Недавно открыла свои двери студия «Горница». Здесь с детьми и их родителями проводят праздники в русских традициях, чаепитие.
Филаретовский храм (Зеленоград остро нуждается в объектах социально-воспитательной работы) является одной из площадок, осуществляющих культурную и просветительскую деятельность. Во время праздников здесь проводятся конкурсы, концерты, поздравления с подарками для прихожан и традиционное чаепитие.
Более подробное расписание занятий и богослужений на каждый месяц можно узнать на сайте: http://dobrohram.ru/kontakty/.
Контакты
Церковь имеет страницы в соцсетях: VK, facedook, канал на yutube. На сайте храма и на его страницах в соцсетях размещены подробные фото-и видеоотчёты о работе кружков и различных мероприятиях. Храм, как памятник деревянного искусства является одним из объектов экскурсионной программы для туристов.
Проезд
Храм находится в 11 микрорайоне г. Зеленограда и добраться до него несложно.
На собственном автомобиле
Чтобы доехать на собственном автомобиле до филаретовской церкви, достаточно вбить координаты: 55.99146863646352; 37.180781364440925 или фактический адрес.
На метро
От станции м. «Ховрино» нужно сесть на маршрутное такси №476 и доехать до остановки «12 й микрорайон». От остановки пройти пешком до церкви.
От станции м. «Пятницкое шоссе» имеется автобусный маршрут № 400к. Нужно доехать до ост. корп. 1538. Там нужно пересесть на автобусы №№ 32 или 15. Проехать до ост. «Октябрьская», а затем перейти на другую сторону улицы и пройти до перекрёстка Панфиловского пр-та с Филаретовской улицей, там повернуть налево к храму.
По ж/д
Электричка идёт до ст. Крюково с Ленинградского вокзала. Это м. «Комсомольская». От ж/д станции автобусами №№1,10,12 доехать до ост. «Октябрьская». Далее от подземного перехода маршрут тот же.
Отели в окрестностях
В целом в городе много отелей, апартаментов, хосписов любой ценовой категории (начиная от 500 руб. и выше).
Конкретно, недалеко от храма, который находится в 11 микрорайоне города есть трое апартаментов:
В 2 км от храма располагается двухзвёздный отель «Рекорд». Цена за сутки от 3700 руб.
На расстоянии 3 км есть ещё два отеля: CM’s Hotel предоставляет номера по ценам от 2151 за сутки, гостиница «Микрон» — 2300 за сутки.
15 января каждого года является памятным днем освящения Филаретовского храма в г. Зеленограде патриархом Алексием 2. Это первый в мире храм, посвящённый святителю Филарету после его прославления в лике святых в декабре 1994 г.
Видео о храме
Видео-обзор Филаретовского храма в Зеленограде:
Филаретовский храм в контакте воскресная школа
Будем рады видеть в нашей группе новых друзей! Показать полностью.
Наш приход нуждается в Вашей помощи в деле строительства и благоустроения дома Божьего на земле:
Получатель: Религиозная организация православный приход ХРАМА «ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО»
ИНН: 3661999073
КПП: 366101001
Р/счёт № 40703810213000059790
ЦЕНТРАЛЬНО ЧЕРНОЗЕМНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК: 042007681
кор/счёт: 30101810600000000681 Место: микрорайон Краснолесный, Воронеж
Другое
Действия
398 записей
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА), МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО
Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из Показать полностью. потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью.
В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти.
В апреле того же года на него было возложено новое послушание – проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия.
На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту.
По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии.
Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-ангельски».
Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его.
16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.
Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.
В Петербурге открывалась новая, реформированная академия. Старая же академия была обращена в семинарию. Ее инспектором и бакалавром философского класса назначили отца Филарета.
В феврале 1810 года иеромонаха Филарета перевели из семинарии и училища в преобразованную Петербургскую академию бакалавром богословских наук с преподаванием заодно и церковной истории.
С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии. Святитель Филарет первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке.
В Петербурге иеромонах Филарет много проповедовал. Его проповеди обратили на себя внимание столицы; о нем заговорили в придворных кругах как о новом ярком светиле.
11 марта 1812 года Синод назначил его ректором академии и профессором богословских наук; и вскоре после этого он был определен настоятелем древней обители – новгородского Юрьева монастыря. В 1812 году на Россию обрушились бедствия Наполеоновского нашествия. Вместе со всем духовенством архимандрит Филарет жертвовал из своего жалования на военные нужды. Через три года после окончания Отечественной войны архимандрит Филарет по поручению Синода составил благодарственное молебствие о спасении Отечества, которое стало совершаться ежегодно в день Рождества Христова.
Духовное состояние русского общества в александровскую эпоху было тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения. Но с другой стороны, в своих духовных исканиях люди, отставшие от основных начал русской жизни, нередко обращались не к вере своих предков, а к книгам западных богословов и мистиков.
Архимандрит Филарет видел заблуждения своих современников, но не верил в пользу и надежность суровых запретительных мер, не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося, и с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. В самих мистических мечтаниях он чувствовал подлинную духовную жажду, духовное беспокойство, которое потому только толкало на незаконные пути, что «недовольно был устроен путь законный. »
Вот почему он принял горячее участие в деле перевода Библии на русский язык.
Ответственность за перевод Библии была возложена Синодом на Комиссию духовных училищ, и персонально на архимандрита Филарета. Святитель сам подобрал переводчиков. На себя он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были составлены и «Правила» для перевода. В 1819 году перевод Четвероевангелия был завершен и напечатан. Но на этом труды святителя по переводу Священного Писания не закончились.
Он был глубоко убежден в том, что перевод нужен для утоления «глада слышания слова Божия». Но он хорошо понимал и то, что утолить этот голод может лишь полноценный доброкачественный перевод, а не скороспелые опыты.
5 августа 1817 года по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии.
15 марта 1819 года епископ Филарет был переведен на самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Синода. В Твери он часто совершал богослужения: и в соборном храме, и в приходских церквах; за богослужениями неустанно проповедовал.
Много времени он проводил в разъездах по обширной епархии. Как-то, во время одной из таких поездок, архиепископ Филарет спросил ямщика, как называется село, через которое лежала дорога. «Село Нехорошее», – ответил ямщик. «Все же тут, чай, найдутся и хорошие люди?» – «Вестимо, что найдутся. А не то Бог не потерпел бы и села». – «Вот, – промолвил он в заключение своей беседы со мной, пишет его биограф, – я хотел поучить ямщика, а вышло наоборот – ямщик меня наставил».
26 сентября 1820 года святитель был переведен в Ярославль, где пробыл около года.
В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.
В мае 1823 года был напечатан его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Книга расходилась нарасхват, и уже до исхода 1823 года понадобилось выпустить второе издание. «Катехизис» был переведен на греческий, английский и другие языки.
В 1824 году недоброжелатели святителя хлопотали о его удалении из Москвы. Когда по Москве распространился слух о предстоящем перемещении его в Тифлис (Тбилиси), он не смутился. «Монах, как солдат, – говорил он, – должен стоять на часах там, где его поставят; идти туда, куда пошлют». – «Неужели, владыка, – воскликнула одна барыня, – вы поедете в эту ссылку?» – «Ведь поехал же я из Твери в Москву», – сказал ей в ответ владыка. Слух, однако, оказался ложным.
В 1826 году московский святитель был возведен в сан митрополита.
В 1836 году обер-прокурором Синода был назначен граф Н.А. Протасов. Протасов усвоил убеждение во всесильных возможностях канцелярского способа управления, во всемогуществе приказа. И члены Синода скоро почувствовали на себе его тяжелую руку.
И только бестрепетный московский владыка умел поставить строптивого обер-прокурора на место. Однажды, вскоре после назначения на обер-прокурорскую должность, Протасов, явившись в присутствие Синода, уселся в архиерейское кресло. Митрополит Филарет обратился к нему с вопросом: «Давно ли, Ваше сиятельство, получили хиротонию?» Протасов ничего не понял. «Давно ли посвящены в священный сан?» – повторил святитель и объяснил, что за столом, за который он уселся, восседают члены Синода. «Где же мое место?» – спросил Протасов. И митрополит Филарет указал ему его место: стоящий в сторонке обер-прокурорский стол.
В 1832 году митрополит Филарет, по поручению Синода, составил «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».
Серьезное столкновение между митрополитом Филаретом и обер-прокурором Протасовым произошло в 1842 году, когда Московский архипастырь вместе с соименным ему Киевским митрополитом высказались в Синоде за возобновление перевода Библии. Митрополит Серафим не поддержал своих собратий; за этим последовало увольнение от присутствия в Синоде обоих иерархов, с оставлением за ними членства в Синоде.
Пребывая после этого безотлучно в Московской епархии, митрополит Филарет продолжал, однако, участвовать в деятельности Синода, откуда ему высылались бумаги на отзыв. Более того, обер-прокурор Н. А. Протасов, виновник удаления святителя из Петербурга, сам нередко приезжал к нему в Москву за советом и постоянно вел с ним деловую переписку.
Авторитет митрополита Филарета рос и помимо его участия в решении синодальных дел. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. Посещая Москву, каждый иерарх считал своим долгом навестить «всероссийского архипастыря».
Особую заслугу митрополит Филарет проявлял о людях, насильственно отторгнутых или по заблуждению самовольно отделившихся от Православия. Он принял деятельное участие в воссоединении униатов с Православной Церковью. Святитель был введен в состав комитета по униатским делам и составил записку, которая послужила руководством для проведения подготовительных мер к воссоединению.
Непреходящей печалью святителя был старообрядческий раскол, расторгший духовное, религиозное единство русского народа. В стремлении к уврачеванию печального разделения он в 1834 году составил «Беседы к глаголемому старообрядцу». Эта книга митрополита Филарета, его многочисленные записки по старообрядческому вопросу, его миссионерские усилия не остались без благих плодов. В 1865 году под влиянием его увещаний к Православной Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия: Браиловский Онуфрий, Коломенский Пафнутий, Тульский Сергий и Тульчинский Иустин.
Святитель не оставался безучастным и к судьбе западного христианского мира. О духовном состоянии инославных церквей он судил с мудрой осторожностью и взвешенностью, с непоколебимой верой в истину Православия и христианской любовью.
Его биограф так передает слова, сказанные им незадолго до кончины: «Всякий во имя Троицы крещеный есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в Греко-кафолической, Православной Церкви, так и в Римско-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит о заблуждающихся и молится «о соединении всех»«.
Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным.
Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу – «Манифест». Написанный святителем «Манифест» был обнародован 19 февраля, послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием больших перемен.
Святитель Филарет Московский
Святитель Филарет МосковскийПри всем своем законопослушании и готовности повиноваться самодержцу, святитель отказывался исполнять царские повеления, когда они противоречили его христианской совести. В 1829 году Николай I в память об Отечественной войне приказал воздвигнуть в Москве Триумфальные ворота. Митрополит Филарет совершил молебен на основание памятника. Когда же ворота были сооружены и государь пожелал, чтобы Московский архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался сделать это, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества». Императору доложили об отказе митрополита и передали его слова, Николай I не без иронии заметил: «Я не Петр Великий, он не Митрофан». Народ, однако, увидел в этом поступке архипастыря повторение исповеднического подвига святителя Митрофана Воронежского.
Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Узы обоюдной христианской любви между архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры, обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митрополит Филарет, однако, больше, чем на земных врачей, полагался на молитву и милосердие Небесного Врача душ и телес. Он распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.
На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда – повсеместное распространение пьянства.
Благоговейный служитель алтаря, митрополит Филарет своей важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение Литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое воскресенье, если только болезнь не приковывала его к одру. Несмотря на тихий голос, его служение было исполнено молитвенности и красоты. После богослужения, сколько бы ни было в храме прихожан, он благословлял всех, осеняя каждого неспешным крестным знамением. Большую радость доставляло святителю освящение храмов; за полувековое служение в Москве он освятил не один десяток новозданных церквей.
Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Произносил он их тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши. » – «Смелости не достает», – со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова.
В управлении епархией митрополит Филарет не придавал особенно важного значения формальным резолюциям. В судебных решениях, которые ему приходилось принимать как епархиальному архиерею, святитель всегда был справедлив, и по рассмотрении, в одних случаях снисходителен и милостив, а в других – строг и неумолим, руководствуясь при этом не пристрастием, а заботой о благе Церкви и о пользе человеческих душ.
Особенно пристально он наблюдал за состоянием Московской духовной академии. Без его ведома в академии не совершалось никакого важного дела. По его благословению и под его надзором профессора академии принялись за исключительно важный труд – перевод творений святых отцов на русский язык.
Любимым детищем святителя был Гефсиманский скит, устроенный в 1844 году по почину наместника Лавры архимандрита Антония. При освящении скитского храма митрополит Филарет облачился в ризу преподобного Сергия. Святитель так полюбил Гефсиманию, что она казалась ему раем земным, лучшей обителью на свете.
Высокие иноческие подвиги современников, проявления святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес и благоговение. Он был почитателем преподобного Серафима, об удивительном житии которого чаще всего узнавал из бесед с архимандритом Антонием, высоко ценил он духовную мудрость Саровского старца. «Прекрасен совет отца Серафима, – писал он, – не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению».
Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах с посетителями, поражают глубиной мудрости и силой слова. Один из собеседников в разговоре о частых