филермская икона божией матери в гатчине
Филермская икона божией матери в гатчине
Молодой Павел Граббе, живя в эмиграции в Дании, служил в Трансатлантической компании Плумов. Он, по своей инициативе, сумел получить командировку в Ревель, которая совершенно неожиданно для него самого стала «ответственным спецзаданием» по спасению святынь. Получив от фирмы командировочные и обменяв их на обесценившуюся эстонскую валюту, молодой человек почувствовал себя богачом и стал со всем энтузиазмом предаваться развлечениям, кутежам и игре на бильярде. В бильярдной с ним и познакомился некто «князь Ищеев» (добавив, впрочем, что имя это вымышленное). Он рассказал, что хорошо знал по Петербургу отца и дядю Павла, и поэтому уверен в нём. Через некоторое время «князь» предложил юноше оказать неоценимую услугу России. Как оказалось, нужно было спасти святыни Императорского Дома, которые не были в Эстонии в безопасности, поскольку за ними могли охотиться и большевики, и Ваттикан, и ещё Бог весть кто…
Можно предположить, что этим самым «князем Ищеевым» был никто иной как граф Павел Алексеевич Игнатьев (по описанию внешности очень похож), проходивший в своё время службу в Разведывательном отделении Генерального штаба, а в годы Первой мировой войны возглавлявший резидентуру русской разведки во Франции. Видимо, он и пришёл 13 октября 1919 года с о. Иоанном Богоявленским за святынями в Павловский собор…
Когда Павел Граббе согласился, его с завязанными шарфом глазами долго везли куда-то. Это оказался православный женский монастырь. Здесь его провели в комнату, где на дубовом столе лежали какие-то предметы.
История и значение Филермской иконы Божией Матери
Филермская икона Божией Матери имеет интересную историю. Святыня пребывала длительное время в России, хранилась в Зимнем дворце, но, к сожалению, была увезена с территории нашей страны в Югославию. Образ считается одним из самых значимых в истории православной веры.
История
Филермская икона датируется 46 годом от Рождества Христова, лик был написан святым Лукой, который и принес икону в храм. С тех пор образ находился в Иерусалиме, но позднее ситуация изменилась и икона была вывезена со Святой земли.
Филермская икона Божией Матери
Произошло это в 430 году, когда супруга византийского императора Евдокия, совершая паломничество на Святую землю, вывезла образ из Иерусалима. Евдокия привезла лик в Константинополь, где он хранился во Влахернском храме.
В 1204 году крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, таким образом, икона перешла в руки католиков, которые на протяжении многих лет хранили образ, оберегая его от турок. Чтобы спасти образ от крестоносцев, его вернули на Святую землю. В Иерусалиме икону встретили рыцари-иоанниты, находившиеся в городе Акре.
Спустя 88 лет, Акра подверглась атаке турок, захват города и разграбление вынудило рыцарей бежать на Крит, остров в Эгейском море. Все это время хранители оберегали образ и прятали его, они перевозили его с собой. В результате долгого скитания рыцари расположились на острове Родос.
Остров Родос стал пристанищем для Филермской иконы на два века. Но в 1522 году турки решили вернуть остров себе и устроили осаду, которая продолжалась шесть месяцев. Спустя полгода, рыцари подняли белый флаг, они долго сопротивлялись, но не смогли отстоять остров. Опасаясь того, что турки могут уничтожить образ, хранители заключили мир на своих условиях. Они пообещали туркам отдать Родос и другие острова взамен на то, что те позволят им вывести все ценности и иконы. Для того чтобы погрузить святыни на корабль, у рыцарей было 12 дней.
В распоряжении рыцарей находились следующие святыни:
Еще одним условием заключения мира было то, что церкви, которые были построены рыцарями на острове, не должны быть разрушены и поруганы.
Хранители перевозили святыни около семи лет, за это время они побывали во многих городах Италии, но остановились на Мальте.
В 1530 году с легкой руки императора Священной Римской Империи Карла V Орден ионитов получил несколько островов в вечное пользование. Среди этих земель был и остров Мальта. Рыцари обосновались на новой земле и решили построить храм. Он функционирует и по сей день, отличительной чертой храма является то, что он разделен на две половины решеткой.
Одна половина храма предназначена для католиков, а другая для православных. Богослужение идет в обеих половинах. А также в стенах храма был создан слепок с иконы, который находится на острове по сей день.
Но нападение Наполеона на Италию привело к тому, что икона вновь отправилась в другую страну, которой на этот раз стала Российская Империя.
Богоматерь в России
Когда французские войска вступили на территорию Италии, иониты задумались о том, что образ может быть уничтожен иноземными захватчиками. Желая спасти икону от притязаний французов и возможного уничтожения, рыцари решили переправить ее в Россию.
Для этого ионитам пришлось просить защиты у императора Павла I, для чего его избирают магистром Ордена и переправляют втайне святыни. Павел легко согласился спрятать в стране икону и другие реликвии. Он приказал оказать честь прибывшим святыням и украсить их драгоценными камнями и золотом. Изначально образ находился в церкви, расположенной в Зимнем дворце, позднее император перевез образ в Гатчину.
Гатчина была любимым местом отдыха императора и, уезжая на лето в резиденцию, Павел забрал икону и другие святыни с собой. Кроме того, в честь выдачи дочери замуж и прибытия в Гатчину образа император определил 12 октября как праздник. В этот день страждущие и верующие могли ознакомиться с реликвиями. Пышные празднества не продолжались долго, поскольку в скором времени в результате заговора Павел был убит.
Филермская икона долгое время пребывала в Зимнем дворце, праздник по поводу ее прибытия в Гатчину не устраивали на протяжении нескольких лет. В гатчинском храме имелась копия образа, которая была изготовлена еще во времена правления Павла I. Образ был написан Бовиным и помещен в ризу из серебра, украшенную позолотой. Традицию приезжать в Гатчину и привозить икону для ознакомления возродил Николай Павлович.
Настоятель храма в Гатчине долгое время просил переправить образ для хранения в храм, но Николай отказал настоятелю, разрешив только вывозить икону из Зимнего дворца в Гатчину на 12 дней. Прибытие образа в летнюю резиденцию Павла считалось праздником для верующих, таким образом, традиция возродилась.
В период правления Николая I из церкви Мальты пришел запрос, священнослужители просили предоставить им подлинные фотографии святынь, которые теперь хранились на российской земле. Император выполнил просьбу и отправил фотографии подлинников в Италию.
После икона перешла в руки Николая II, но ситуация сложилась таким образом, что образ вновь оказался под угрозой с приходом к власти большевиков.
Бог и все, что с ним было связано, для коммунистов не представляло никакой ценности, некоторое время образ и другие святыни прятали члены императорской семьи, боясь, что реликвии пострадают от рук революционеров. Княгиня Ольга после смерти императрицы Марии Федоровны приняла решение переправить икону в Москву для того, чтобы сберечь ее от надвигающейся угрозы.
Настоятель одного из храмов Тихон в 1917 году незадолго до революции спрятал икону и другие реликвии. После того как к власти пришли коммунисты, некоторое время местонахождение святынь оставалось неизвестным. Советская власть заинтересовалась реликвиями позже, был направлен запрос с целью определить местонахождение образа, его культурную и историческую ценность, а также возможную стоимость. Ответ на запрос требовалось прислать незамедлительно. Сложно объяснить, с чем была связана подобная спешка, но икона так и не была обнаружена.
А причина была банальна: узнав о нестабильной обстановке, власти Италии попросили вернуть на Мальту все реликвии, которые ранее принадлежали ордену. Но искать их было бесполезно, поскольку Гатчина и Зимний дворец сильно пострадали во время революции. Отыскать образ среди руин так и не удалось.
Примерно в 20-е годы, желая ответить на запрос, в Италию отправляется образ Богоматери, который назван Филермским, но это был не подлинник, а список с оригинала. Задержка отправки ценностей православия вызывала неприятности, испортились отношения с правительством Италии, которое непременно хотело получить икону в свое распоряжение. Желая разрядить обстановку, послу Италии передали в 1925 году не подлинник, а копию, которая была изготовлена в начале XIX века.
Предвидя нападение Гитлера на Россию, и по причине активного поиска реликвий в дело вступает митрополит Правоверных Зарубежных Церквей Анатолий, который в 1932 году передал икону королю Югославии. Поскольку в СССР священников было принято казнить, чтобы обезопасить себя и других священнослужителей, Тихон, который получил реликвии от семьи императора, передал их митрополиту Анатолию. Таким образом, Филермская икона покинула Россию.
После войны поиском святынь занялись спецслужбы Югославии, им удалось обнаружить тайник и изъять реликвии. В результате этого три года образ и другие святыни были скрыты от верующих.
Сегодня по оценкам экспертов Филермская икона представляет художественную и культурную ценность, она находится на территории Чехии, хранится в отдельной часовне. Неоднократно представители сербского духовенства обращались с ходатайством к властям о передаче образа в распоряжении Епархии, но пока этого не произошло. На сегодняшний момент «Голубая часовня» в Цетинье является местом паломничества туристов из России.
ГАТЧИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Поможем друг другу!
Сейчас наш приход переживает непростое время. Ввиду масштабной реставрации собора, службы совершаются в деревянном храме святой Марии Гатчинской. Его достройка и приспособление к нуждам прихожан требует большого труда и затрат. Просим усилить вашу молитву и материальную помощь приходу. Храни вас Господь!
ХРАМ ОТКРЫТ ЕЖЕДНЕВНО С 8.30 до 20.00
Литургия совершается в 9.00 по будням и в 7.00 и 9.40 по воскресным и праздничным дням.
Рубрики
Гатчинский кафедральный собор святого апостола Павла
Интернет-книга
Гатчинские новомученики
Храмы благочиния
Свежие записи
Икона дня
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
Наши посетители
Благословение Богоматери
Филермская икона Божией Матери
Недалеко от города Родоса на одноименном острове в Средиземном море в горах находятся развалины античного селения Филеримос, где неподалеку сохранилась небольшая древняя церковь, посвященная Богоматери. С этим храмом связана история Филермской иконы Божией Матери, написанной, по преданию, св. Евангелистом Лукой. Именно отсюда, гонимые турецкими завоевателями, рыцари ордена иоаннитов перевезут эту великую святыню на остров Мальту, а оттуда она перейдет в конце XVIII века в Россию…
Об острове Родосе упоминает в своих записках русский игумен Гавриил, говоря, что “остров Родос, большой и очень богатый всем. На этом острове был (в рабстве) два года русский князь Олег”. (Речь идет об Олеге Святославовиче, деде Игоря, героя “Слова о полку Игореве”).
Но вернемся к самым истокам, к дням земной жизни Пресвятой Богородицы, к тому, как появился на свет этот Ее чудотворный образ, через который обильная благодать изливается на род человеческий в течение уже почти двух тысячелетий.
Первым иконописцем, согласно древнему церковному преданию, был апостол и евангелист Лука. Кто был по происхождению писатель третьего Евангелия св. Лука, в точности неизвестно. Евсевий Кесарийский говорит, что он происходил из Антиохии, а, следовательно, был “прозелит”, то есть язычник, принявший иудейство. Св. Лука был весьма одаренным человеком: он был не только автором Евангелия и Деяний апостолов, но также врачом и искусным живописцем. По всей видимости, Лука принадлежал к 70-ти апостолам, избранным Господом для служения. Начиная со второго путешествия апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Есть сведения, что после мученической кончины Ап. Павла св. Лука проповедывал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами св. Апостола Андрея.
Церковное предание говорит нам о том, что первой иконой, которую написал св. Лука, был образ Пресвятой Богородицы. Написан он был в то время, когда Богородица жила в доме усыновленного Ей Самим Спасителем св. Иоанна Богослова. Принято считать, что образом этим была Владимирская икона Божией Матери, которая из Иерусалима перешла потом в Константинополь, после чего была послана в начале XII века в Россию великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Пресвятая Дева, когда увидела этот образ, сказала: “Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет”. И эти слова стали пророческими. Не только от этого образа, но и от многих и многих других священных изображений Божией Матери совершались и совершаются неисчислимые чудеса избавления от различных болезней и бед.
Попытаемся же представить себе Пресвятую Деву такой, какой увидел ее св. Лука и постарался запечатлеть в красках для других поколений.
Внешний вид и нравственное достоинство Богородицы
Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. “Она была, — читаем у него, — роста среднего, или, как некоторые говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные”.
“Она была Девою, — говорит св. Амвросий, — не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога судьею своих мыслей, правилом Ее было никого не оскорблять, всем благо желать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты”.
Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: “Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный головной покров Ее. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать”.
“У нас все знают, — писал св. Игнатий Богоносец, — что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им как и чем могла; в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения”.
Св. Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: “Когда я введен был пред лик Богообразной, светлейшей Девы, — меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия”.
Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, предочистившая Ее для великого дела быть Матерью Божией, поставили Ее выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Ее усердие к молитве и благочестивым занятиям, приснодевственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божии, всегдашняя внимательность к путям Промысла Божия, преданность воле Божией, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а, главное, безусловное во всем смирение: вот нравственные совершенства, постоянно проявлявшиеся в Ней, от младенчества до успения.
Путь святой иконы
Св.Евангелист Лука показывает свою работу Богоматери
Как гласит церковное предание, св.Лукой было написано около семидесяти икон Богоматери. Из них нам известны четыре. Это, прежде всего, как уже говорилось, Владимирский образ, написанный на доске того стола, за которым трапезовали Спаситель, Матерь Божия и Иосиф Обручник. Владимирская икона прославилась на русской земле бесчисленными чудотворениями. Через нее Богородица не раз спасала Русь и ее столицу Москву от разграбления и уничтожения. Перед ней молились русские великие князья и цари в минуты опасности для государства. На пелену в киоте Владимирской иконы клались жребии при избрании русских митрополитов, а впоследствии и патриархов. Множество исцелений от тяжких болезней и бед посылала Матерь Божия через этот свой образ и списки с него православным людям.
Второй издревле чтимый образ, написанный евангелистом, — образ Богоматери-Одигитрии, который находился в Константинополе и получил название Влахернского (Е.Поселянин, “Сказания о чудотворных иконах…”, с.423). В латинской рукописи XII века об этой иконе говорится так: “В части дворца рядом со Святой Софией, на морском берегу около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре — святая икона Святой Богородицы, называемая Одигитрией, что переводится “путеводительница”, потому что некогда было двое слепых, которым явилась Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал святой Лука Евангелист, [изобразив] Спасителя на руке ее. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами” (“Чудотворная икона в Византии и древней Руси”, “Мартис”, М.-1996. С. 443)
Икона эта первоначально находилась на родине св.Луки — в Антиохии, откуда была перенесена в Иерусалим. Супруга греческого императора Феодосия II Евдокия, путешествовавшая по св. местам Палестины в 436-437 годах, приобрела эту икону и послала в Константинополь в дар св. Пульхерии, сестре императора. Та поместила чудный образ во Влахернский храм, где икона явила многочисленные чудеса исцелений. (Заметим, что во Влахернском храме, где юродивый Андрей видел Покров Богоматери, по неисповедимым судьбам Божиим, встретились две иконы Божией Матери, написанные Евангелистом Лукой — Одигитрия и Филермская, о которой мы расскажем позже).
Третья икона, приписываемая кисти св.Евангелиста — “Млекопитательница”. Ее история связана с именем основателя единственной на Востоке лавры св.Саввы Освященного, который перед своею блаженной кончиною предрек, что через некоторое время лавру посетит соименный ему богомолец царского рода из Сербии, которому и надлежит вручить эту икону. Св. Савва отошел ко Господу в 532 году, и несколько веков монастырское предание хранило его завещание. Исполнение предсказаний св.Саввы наступило лишь в XIII веке, когда в Палестину действительно прибыл св. Савва, архиепископ Сербский. Ему было передано пророческое завещание св.Саввы Освященного и вручены сразу две великие святыни: икона “Млекопитательница” и другая икона — “Троеручица”, после молитвы перед которой приросла отсеченная рука св. Иоанна Дамаскина.
христианских святынь. Поистине поражаешься обилию величайших реликвий, находившихся тогда в каждой церкви и монастыре Константинополя.
Достаточно упомянуть, например, плат, на котором чудесным образом отпечатался лик Христа, о письме, собственноручно написанном Спасителем царю Авгарю, терновом венце, плаще,биче, трости, обуви, плащанице и плате погребения Спасителя… Здесь хранились также одежда Пресвятой Богородицы, ее обувь и другие разные и священные предметы Спасителя и Его Пречистой Матери. Кроме этого, огромное число чудотворных икон и мощей святых собрал у себя царствующий град.
Около 430 года императрица Евдокия, супруга Феодосия II распорядилась доставить Филермскую икону из Иерусалима в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. Во время пребывания иконы в храме Константинополь четыре раза подвергался смертельной опасности от врагов — арабов, персов, славянских князей Аскольда и Дира. Во дни опасности жители Константинополя возносили усердные моления Царице Небесной перед ее чудотворным образом, и всякий раз получали избавление от грозившего городу разорения. (см.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. Спб, 1994. С.62).
Филермская икона без ризы
В 626 году по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед этим образом, Царьград был спасен от нашествия персов. В благодарность за избавление от опасности была составлена благодарственная песнь Матери Божией, которую молящиеся должны были выслушивать стоя. Это песенное последование было названо “акафистом”, что в переводе с греческого и означает “неседальное пение”. Так что появление самого первого из многих тысяч составленных позже акафистов связано с благодеяниями Божией Матери, явленными ею через свою Филермскую икону. Заступничеству Божией Матери за род человеческий посвящена суббота в пятую неделю Великого поста, которая так и называется: суббота Акафиста.
В 1204 году во время четвертого крестового похода Константинополь подвергся раграблению и поруганию. Западные христиане уже не считали православных своими братьями, а считали “схизматиками”, т.е. раскольниками, которых можно “учить” огнем и мечем. Большая часть святынь Константинополя была увезена крестоносцами. Филермская икона попала в руки латинян и была перенесена снова в Палестину, где находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров, имевших большое влияние в Святой земле. Однако, вскоре мусульмане вытеснили иоаннитов из Палестины, и те обрели убежище на Кипре, где жили в течение 19 лет (1291-1310 гг.). После этого они перебрались на остров Родос, куда была пренесена резиденция капитула ордена. Остров, покрытый благовонными лимонными, апельсиновыми и гранатовыми рощами, с мягким и теплым климатом, показался иоаннитам хорошим местом для постоянного пребывания.
Прибывшая сюда вместе с другими святынями икона была помещена в специально построенной для нее в селении Филеримос неподалеку от столицы острова церкви. Иоанниты очень почитали икону, считая ее своей покровительницей, и святыня постоянно путешествовала с ними. Защищаясь от турецких набегов, рыцари превратили Родос в хорошо укрепленную крепость, построив мощные каменные стены. Однако, через два века в 1522 г. турки завоевали остров, и иоанниты капитулировали. Только через несколько лет они нашли прибежице на о.Мальта. Здесь соединились древние святыни: десная рука Иоанна Предтечи, часть древа Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя Св.Иоанна Предтечи, в который и была помещена икона Богоматери в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами. (См.: Архимандрит Августин (Никитин). Филермская икона Божией Матери. Пушкинская эпоха и христианская культура. Вып.VII.Спб.,1995.С.123.).
С этого момента судьба святынь становится неразрывной, о чем и пойдет речь в следующей главе.
• Вместо предисловия | О православном почитании святынь
• Десница Крестителя. Иордан | Чудо о змие | Спасение из плена | В Царьграде
• Животворящее древо Креста Господня. Голгофа | «Сим победишь» | Обретение Честного Креста святою Еленою | Возвращение Креста Господня из Персии | Дальнейшая история Креста Господня
• Благословение Богоматери. Филермская икона | Внешний вид и нравственное достоинство Богородицы | Путь святой иконы
• Мальта, Россия, Сербия. Рыцарство и революция | Благословение царствующему дому | Святыни в Гатчине | Вдовствующая императрица | На братской Сербской земле
• Празднование святыням в Гатчине