филиппо липпи мистическое рождество

Выделите ее мышкой и нажмите

филиппо липпи мистическое рождество

Описание произведения

Справой стороны художник изобразил ленту извилистой горной реки, на берегу которой сидит цапля. Возле правой ножки маленького Иисуса – небольшой щегол. Все эти птицы – символы будущих Страстей Христовых.

Мистическим этот сюжет о Рождестве считают из-за изображения святого Ромуальда, основателя камальдульского ордена монахов, жившего на рубеже X – XI веков. Его образ в верхней левой части картины словно проглядывает из другого измерения. Все это – как бы видение святого. Невероятное событие – рождение Бога на земле, узреть доступно немногим, только тем, кто обладает чистой христианской душой.

История создания

Эта картина была специально написана для украшения алтаря частной часовни Медичи, находящейся при флорентийском дворце этой знатной фамилии. Святой Ромуальд считался небесным покровителем всего рода Медичи, поэтому его изображение было на многих произведениях, заказанных членами семьи. Однако из-за вооруженных конфликтов и грабежей, многие произведения искусства именно с образом святого Ромуальда, принадлежавшие династии, были утрачены. Так и эта алтарная картина в 1494 году «исчезла» из родовой церкви Медичи и «объявилась» в их дворце только в 1512. Работу Липпи не выставляли, но она была хорошо известна, ее часто копировали другие художники, работавшие по заказу разных членов знаменитой аристократической фамилии. И сегодня в часовне при палаццо Медичи-Риккарди висит копия «Мистического Рождества», написанная около 1470 года художником Пьером Франческо Фьорентино.

Отношение автора к вере

Согласно записям художника, архитектора и основателя искусствознания, Джорджо Вазари, Филиппо Липпи с 3-4 лет воспитывался в монастыре и уже в 15 принял монашеский обет. Братом Филиппо он назывался даже после того, как папа римский Каликст III личным указом разрешил ему снять сутану и жениться на молодой возлюбленной. Филиппо Липпи с юности и до самой смерти оставался художником, способным украсить стены или алтарь христианского храма таким образом, что прихожане и заказчики испытывали религиозный восторг. Мастер невероятным образом чувствовал красоту мира и людей, пылкость чувств и любовь к Богу и жизни. Все это трепетно, лирично, а порой ярко и монументально он передавал в своих произведениях. И зрители до сих пор, глядя на творения Липпи, раскрывают им навстречу свою душу, чувствуя, как вместе со зримыми образами Христа, Богоматери или святых в нее проникает теплый божественный свет.

Биография

Филиппо Липпи или Филиппо ди Томазо, как с рождения звали будущего художника, появился на свет во Флоренции, 23 июня 1406 года, в семье бедного мясника. В раннем детстве он потерял сначала мать, а затем и отца и остался на попечении у тетки. Спустя некоторое время она отдала его на воспитание монахам флорентийского монастыря дель-Кармине. В 15 лет Филиппо Липпи уже принял обет монашества и тогда же стал работать в качестве художника. Очевидно, творческие навыки у юноши проявились очень рано, на его становление повлияли произведения таких мастеров, как Мазолино да Паникале, Мазаччо и Анджелико Фьезольский.

Мастер, уже ведя иноческую жизнь, преимущественно работал над храмовыми фресками и алтарными образами. Но в 1431 году, по неподтвержденным данным, его похитили берберийские пираты и увезли в Африку. Там художник провел несколько лет в рабстве. Хозяин, владевший им, отпустил Липпи после того, как тот сразил его своим живописным мастерством. Существует версия, что художник написал на двери дома портрет своего владельца в полный рост, да так натуралистично и достоверно, что мужчина сам оплатил Липпи возвращение домой.

В Италии мастер продолжил свою деятельность, в 1456 году он женился на Лукреции Бути, которая ради возлюбленного оставила монастырь в Прато. Вскоре у пары родился сын – будущий известный художник Филиппино Липпи. Молодоженам пришлось испытать много невзгод, но талант живописца помог Филиппо Липпи обрести влиятельного покровителя в лице активного политического деятеля Флорентийской республики, состоятельного купца и банкира, Козимо Медичи.

Художник много работал, расписывал храмы и монастыри, некоторое время являлся учителем будущего мастера кисти – Сандро Боттичелли. 9 октября 1469 года Филиппо Липпи умер в Прато и был захоронен в капелле палаццо дель Подеста, в которой буквально накануне закончил свою работу.

Составитель текста: Королева Светлана.

Источник

Чем запомнился миру великий ловелас, который рисовал Богородицу и ангелов: Филиппо Липпи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

филиппо липпи мистическое рождество

1. Биография

филиппо липпи мистическое рождество

Филиппо родился во Флоренции, Италия, в 1406 году в семье мясника по имени Томмазо. Когда ему было два года, он полностью осиротел после смерти своего отца. Затем он жил со своей тётей, которая в конце концов поместила его в монастырь Санта-Мария-дель-Кармине после того, как не смогла позволить себе заботиться о нём. Первый контакт Филиппо с искусством произошёл благодаря фрескам Мазаччо в часовне Бранкаччи Санта-Мария-дель-Кармине. В шестнадцать лет он принял обет монаха-кармелита. Несмотря на своё положение святого человека, он был кем угодно, но только не им. Будущий художник неоднократно нарушал свои священные обеты, в результате чего стал интересным фоном для своего современника Фра Анджелико. Церковь освободила его от религиозных обязанностей, дав возможность заниматься живописью во всей её полноте. Филиппо создал много важных работ, которые сформировали не только стиль Ренессанса, но и искусство в целом.

2. Его работы можно увидеть по всему миру

филиппо липпи мистическое рождество

Как и картины многих великих художников, работы Филиппо попали в музеи и частные коллекции по всему миру. Большая часть его работ остаётся во Флоренции из-за того, что она является одним из эпицентров его художественной карьеры. Однако его картины можно найти и за пределами Италии. За свою жизнь он создал как минимум семьдесят пять произведений искусства (включая картины и фрески). В Соединённых Штатах хранятся многие из этих работ, некоторые из которых находятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, в Коллекции Фрика и Музее Метрополитен в Нью-Йорке, а также в огромном количестве других коллекций. Его работы также можно найти в Англии, Германии, Франции, России и других странах.

3. Нарушая правила

филиппо липпи мистическое рождество

При обсуждении итальянских художников эпохи Возрождения они, как правило, попадают в одну из двух категорий. Одни из них полностью посвящают себя своему искусству и работе, практически не оставляя времени ни на что другое, другие же делят своё время между своим искусством и другими занятиями. Филиппо относится к последней из двух категорий. Интересно, что многие сравнивают Липпи с его современником Фра Анджелико. Оба происходили из совершенно противоположных слоёв общества, несмотря на то, что были монахами. Во-первых, решение Фра войти в церковь было личным выбором. Филиппо поступил к нему на службу, потому что был бедным сиротой, у которого было мало возможностей. Фра был образцовым монахом: он был набожен, любил Бога и соблюдал правила, установленные в его преданности церкви. С другой стороны, Филиппо был совершенно противоположным. Исполняя свои обязанности, он был донжуаном и, как правило, считался нарушителем спокойствия и порядка.

4. Бурная деятельность и жизнь

филиппо липпи мистическое рождество

Несмотря на то, что Филиппо был человеком с сомнительной репутацией, он сумел подняться по церковной лестнице. Он начал как монах после завершения своих обетов в шестнадцать лет, а в 1425 году стал священником. Пребывание в рядах церкви обеспечило ему доступ к различным произведениям искусства и дало ему место для жизни и работы. В 1432 году он покинул монастырь, чтобы путешествовать и рисовать. Несмотря на увольнение, он не был освобождён от своих обетов. Филиппо часто называл себя «самым бедным монахом Флоренции». Его финансовые проблемы преследовали его на протяжении всей жизни, поскольку он часто тратил большие суммы денег на свои романтические интересы. В 1452 году он стал капелланом во Флоренции. Пять лет спустя Филиппо стал ректором. Несмотря на мобильность его должностей, сопровождаемую финансовой компенсацией, он продолжал быть легкомысленным транжирой, незнающим чувства меры.

5. Путешествия

филиппо липпи мистическое рождество

Филиппо был не из тех, кто долгое время оставался на одном месте. Он родился во Флоренции и прожил там значительную часть своей жизни. Также есть предположения относительно того, что он провёл некоторое время в Африке. Ко всему прочему художник посетил Анкону и Неаполь. Как ни странно, с 1431 по 1437 год нет никаких сведений о его карьере. Позже он жил в Прато, оставаясь там по крайней мере шесть лет, если не больше. Его последняя резиденция была в Сполето, где он провел свои последние годы, работая в кафедральном соборе Сполето. Его общий успех и способность путешествовать могут быть напрямую связаны с его лучшими покровителями: Медичи. В то время, когда общение было неотъемлемой частью людей, сарафанное радио (особенно в кругах светских львиц) значило многое, играя весомую роль.

6. «Жизнь художников»

филиппо липпи мистическое рождество

До Ренессанса было мало исследований в области истории искусства. Помимо различных первичных источников, включая контракты, переписку и квитанции, биографии художников обычно не писались. В 1550 году Джорджо Вазари впервые написал «Жизнеописание» самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов – художественную энциклопедию, подробно описывающую жизнь итальянских художников эпохи Возрождения. Эта книга имеет два издания и обычно называется «Жизнь художников». Существует некоторая критика работ Вазари, поскольку в них освещаются итальянские художники, в основном работающие во Флоренции и Риме, и обсуждаются только те художники, которых Вазари счёл достойными обсуждения. Хотя Вазари действительно включал художников, чьи работы ему не нравились, как он умышленно упоминает в специально отведённых для них разделах, это всё ещё один из лучших источников, на которые часто ссылаются итальянские учёные эпохи Возрождения.

филиппо липпи мистическое рождество

Раздел Филиппо Липпи в «Жизни художников» даёт значительное представление о его жизни, как в сфере искусства, так и за её пределами. В нём автор подробно рассказывает о передвижениях художника по Италии, а также о его личной жизни. На самом деле большинство фактов в этом списке взяты из жизни художников, а затем подтверждены внешними источниками.

7. Амурные дела

филиппо липпи мистическое рождество

Филиппо был современным эквивалентом плейбоя. У него было много романов и любовниц, хотя монашеские обеты запрещали ему это делать. Работая на Козимо де Медичи, Медичи запер Филиппо в его комнате, чтобы убедиться, что он будет работать, а не развлекаться с девицами. Однако это не остановило художника. Он сбежал, сделав многодневный перерыв, чтобы удовлетворить свои плотские потребности. Такое поведение неоднократно приводило Филиппо к неприятностям, как финансовым, так и социальным.

8. Роман с монахиней

филиппо липпи мистическое рождество

Помимо своего искусства, Филиппо больше всего известен своим скандальным романом с Лукрецией Бути. Будучи капелланом в Прато, он похитил монахиню из её монастыря. Они жили вместе в доме художника, оба нарушили свои обеты, данные церкви. Лукреция не только стала любовницей (и, возможно, женой) Филиппо, она была одной из его главных моделей для его мадонн. Всё это вызвало споры внутри церкви, в результате чего многие другие члены церкви нарушили свои обеты и сожительствовали. Позже они вновь вернулись в церковь к своим обязанностям, прежде чем снова уйти. Лукреция забеременела, родив в 1457 году сына, а позже она родила дочь. Несмотря на их проступки, ни один из них не столкнулся с каким-либо реальным наказанием. Благодаря помощи Медичи папа расторг обеты Липпи и Бути. Эти двое могли пожениться, а могли и не пожениться. Некоторые источники утверждают, что Филиппо умер гораздо раньше, чем дело дошло до свадьбы с Лукрецией.

9. Он был учителем

филиппо липпи мистическое рождество

У Филиппо, как и у многих выдающихся художников, было несколько учеников. Одним из его самых известных учеников был не кто иной, как Сандро Боттичелли. Он обучал Сандро с юных лет, начиная где-то с 1461 года, когда Боттичелли, вероятно, было семнадцать. Филиппо учил Сандро приёмам флорентийского искусства, обучая его панельной живописи, фреске и рисованию. Боттичелли последовал за Липпи по Флоренции и Прато, оставив его опеку около 1467 года.

10. «Буржуазная Мадонна»

филиппо липпи мистическое рождество

Мадонны Филиппо создали новый образ Девы Марии. Эти мадонны отражают тогдашнее современное флорентийское общество. Придуманные как «буржуазная Мадонна» эти изображения отражают элегантную флорентийскую женщину, одетую по современной моде и демонстрирующую современные тенденции красоты. За свою жизнь Филиппо написал десятки картин Мадонны, многие из которых демонстрировали роскошь и изящество пятнадцатого века. Намерение состояло в том, чтобы очеловечить Деву Марию с помощью реализма. До Филиппо Мадонны, как правило, выглядели скромно и сдержанно. Они были святыми, высшими существами, которые непреднамеренно создавали барьер между простыми людьми и библейскими персонажами. Он же хотел, чтобы его Мадонны выглядели как женщины, которых любой может встретить на улицах Флоренции. Таким образом, делая их привлекательными и подчёркивая их человечность.

11. Его сын также стал художником

филиппо липпи мистическое рождество

12. Легенда о похищении пиратами

филиппо липпи мистическое рождество

В 1432 году мавры на Адриатике похитили Филиппо, когда он путешествовал с друзьями. Мавры, известные как берберские пираты, держали художника в плену примерно восемнадцать месяцев, а возможно и дольше. Некоторые утверждают, что он стал рабом в Северной Африке. Предположительно, его мастерство в портретной живописи было ключом к побегу. Он создал портрет своего похитителя (или в других историях капитана пиратов). Его похититель был так впечатлён, что сделал Филиппо своим личным художником. В какой-то момент его живопись принесла ему высокий статус в Африке и, в конечном счёте, свободу. Является ли эта история правдой или нет, кто знает. Однако в его карьере есть пробел, который удобно согласуется с его предполагаемым похищением.

филиппо липпи мистическое рождество

Медичи были одной из самых могущественных семей в Европе, обладавшей влиянием на континенте в течение примерно 500 лет. Они начинали как видная семья Арте делла Лана, шерстяной гильдии Флоренции. Позже семья стала известна банковским делом, революционизировав весь процесс. Благодаря своему богатству и статусу они быстро проникли в итальянскую политику. Их политическая династия началась с Козимо Медичи. Козимо стал страстным покровителем искусств, что позволило Флоренции процветать как одному из главных художественных эпицентров эпохи Возрождения.

филиппо липпи мистическое рождество

Козимо стал одним из самых влиятельных покровителей Филиппо, наградив его многочисленными заказами. Он даже помог ему получить поручения от папы Евгения IV. Помимо его искусства, семья Медичи не раз использовала своё влияние, чтобы вытащить художника из неприятностей. Они помогли ему освободиться из тюрьмы за мошенничество, а также попытались освободить его от священных обетов, чтобы он мог жениться на матери своих детей.

14. Филиппо как источник вдохновения

филиппо липпи мистическое рождество

Группа английских художников, поэтов и искусствоведов основала движение прерафаэлитов в середине девятнадцатого века. Общая направленность движения состояла в том, чтобы модернизировать искусство, возвращаясь к средневековому и ренессансному искусству. Работа группы в целом имела следующие характеристики: резкие очертания, яркие цвета, внимание к деталям и сглаженная перспектива. Вторая волна этого движения произошла в 1856 году, вызванная дружбой Эдварда Берн-Джонса и Уильяма Морриса под руководством Данте Габриэля Россетти. Эта вторая волна сосредоточилась на трёх основных компонентах: теологии, искусстве и средневековой литературе. Прерафаэлиты были полностью отделены от контркультуры мира искусства. Они отвергли правила, установленные академическим искусством. И творчество Филиппо стало вдохновляющей отсылкой. Ведь кто может быть более контркультурным, чем человек, чья работа была очень религиозной, но отказывалась подчиняться теологическим правилам?

15. Смерть

филиппо липпи мистическое рождество

Смерть Филиппо была внезапной и неожиданной, несмотря на преклонный возраст. Он умер в 1469 году примерно в возрасте шестидесяти трёх лет. В это время он работал над сценами из жизни Девы Марии для собора Сполето. Хотя он уже потратил два или три года на этот проект, начиная с 1466 или 1467 года, он остался незавершённым и был закончен его помощниками по студии, возможно, включая его сына, примерно за три месяца. Филиппо похоронен в соборе в южном рукаве трансепта. Первоначально семья Медичи просила, чтобы сполетанцы вернули его останки во Флоренцию для захоронения, на что получили отказ. Лоренцо Медичи поручил сыну Филиппо спроектировать мраморную гробницу своего отца.

филиппо липпи мистическое рождество

О том, какую роль в искусстве сыграл обладатель бюста Нефертити и чем запомнился миру «хлопковый король», читайте в следующей статье.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Мистическое рождество

филиппо липпи мистическое рождество

Перед вами — картина Филиппо Липпи, одного из учителей Боттичелли. Художник этот был изрядным проказником: рассказывают, что его покровитель Козимо Медичи однажды запер живописца в комнате на втором этаже, чтобы тот делом занимался и картины писал, а не шлялся по легкомысленным девицам. Но не таков был Липпи: соорудив себе веревку из простыней, он от искусства сбежал.

Если в самом Филиппо и был этот проказливый дух, то в картинах художника он никоим образом не проявился. Наоборот: работа, о которой сегодня пойдет речь, известна как «Мистическое рождество». Действительно, сочетание золотистого света с тьмой и лесом придают картине ореол загадочности.

Присмотримся к деталям. Их тут много:

филиппо липпи мистическое рождество

Возле лежащего земле маленького Христа мы, приглядевшись, разглядим птичку с красной головкой. Это — щегол. О нем я писал уже много раз, но если вы читаете меня недавно, повторюсь: согласно средневековой легенде, в момент несения креста на Голгофу щегол прилетает к Христу, садится ему на плечо и клювом выдергивает шип из тернового венца. Капля крови Христа падает щеглу наголову, навсегда оставляя след: на голове птички с тех пор — красное пятно. Таким образом, щегол в сцене поклонения младенцу Христу намекает на страшную судьбу, которая ждет того в будущем.

филиппо липпи мистическое рождество

Но щегол — не единственная птица на картине: на заднем плане мы найдем еще и цаплю.

филиппо липпи мистическое рождество

Птица эта охотится на змей, и по причине своей необычной диеты в средние века она прочно ассоциировалась с божественными силами, силами добра. Ведь в образе змеи всегда представляли дьявола, сатану. Значит, рассуждали люди того времени, вечная борьба и неизбежная победа цапли над змеей как бы отражает на нашем уровне реальности борьбу добра со злом и торжеству Бога над дьяволом. Цаплю, убивающую змею, вы можете увидеть, например, в одной из картин Беллини (на заднем плане, слева).

филиппо липпи мистическое рождество

Теперь перейдем к предметам неодушевленным: слева от младенца — пень, а в него воткнут топор. Назначение топора двойное. С одной стороны, его художник использовал как место для подписи. Золотыми буквами выведено: Fra Filippo P(inxit), то есть «брат Филипп нарисовал».

филиппо липпи мистическое рождество

В то же время, топор этот представляет собой визуализацию слов Иоанна Крестителя:

«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.»

Кстати, на православных иконах эту секиру тоже часто можно встретить:

филиппо липпи мистическое рождество

Сам Иоанн Креститель на картине тоже присутствует: его ноги видны над топором. А вот он целиком:

филиппо липпи мистическое рождество

Узнать Иоанна можно по одежде из верблюжьей шерсти, кресту в руке и надписи на свитке, привязанном к кресту: «Се есть агнец Божий» — слова, сказанные Иоанном про Христа. Правда, приглядевшись к этому самому свитку, мы понимаем, что с языками у Филиппо было не особо. Ведь по латыни фраза звучит так: Ecce agnus Dei. На картине же слово Ecce повторяется два раза, а слово agnus написано с лишней буквой s.

Что тут скажешь? Больше нужно было за книжками сидеть, меньше по девицам шляться…

Теперь поднимем глаза еще выше – и обнаружим монаха:

филиппо липпи мистическое рождество

С ним все интересно и непросто) Но видимо, он напоминает о заказчице картины. Предполагают, что эта картина могла быть заказана Лукреций Торнабуони, женой Пьеро Подагрика и матерью Лоренцо Великолепного. В таком случае монах — это, скорее всего, святой Ромуальд, основатель монашеского ордена камальдулов. Известно, что Лукреция имела покаянную келью в монастыре ордена (хотя монахиней, естественно, не была). Также известно, что для этой кельи фра Филиппо написал картину, впрочем, не сохранившуюся.

Кстати, еще один очень интересный момент. Видите, на картине изображены срубленные деревья справа? С одной стороны, они могут намекать на образа жизни монахов ордена, потому что те регулярно занимались чисткой леса. С другой стороны, известно, что в это время архиепископом во Флоренции был Антонин, впоследствии канонизированный. Для сестры Лукреция Торнабуони он написал философский трактат о добродетельной жизни, в котором советует человеку возделывать свою душу, как некий сад, и расчищать ее от сорняков, и ухаживать за ней. Так что возможно, образ срубленных и аккуратно сложенных деревьев восходит еще и к этому трактату. Вот такое хитросплетение смыслов)

Ну вот, вроде со всем разобрались. Можно заканчивать…

«Подожди, Алексей! – воскликните вы, — Но ведь мы привыкли видеть сцену рождества совсем не такой! Там должны быть ясли, пещера, должны быть вол и осел, согревающие младенца своим дыханием. А здесь ничего этого нет! Здесь лес. И потом: бог отец в небе над младенцем, и святой дух в виде голубя, нисходящей на Христа. Ведь все это обычно появляется в сцене крещения Иисуса, а вовсе не его рождения!»

Да, вы абсолютно правы. Традиционно сцену рождества изображали именно так: Мария отдыхает, вол и осел согревают младенца дыханием. Так пишет, например, Джотто:

филиппо липпи мистическое рождество

Но в начале 14-го века в Европе получает распространение новый тип рождества. Такой, как на картине Филиппо. Еще этот тип называют «Поклонение младенцу Христу», потому что Мария, иногда одна, иногда вместе с Иосифом, стоит перед сыном на коленях в молитвенной позе. И связывают распространение этого нового типа с трудами Бригитты Шведской.

Это святая, жившая в начале начале 14-го века, как это явствует из ее имени, в Швеции. Она имела многочисленные введения, которые не ленилась описывать. В итоге набралось пять томов мистических текстов. Тексты эти впоследствии будет иллюстрировать Дюрер, а сама Бригитта сначала была канонизирована, а в 1999 году и вовсе объявлена небесной покровительницей Европы.

Так вот, в одном из своих видений Бригитта как раз описывает сцену, очень похожую на то, что на картине. Тьма, светоносный младенец на земле, бог отец и святой дух в виде голубя, молитвенно склонившаяся Мария — все в этом видении есть. Есть даже живые детали: Бригитта уточняет, например, что дева Мария была блондинкой.

А теперь представьте себе, насколько интегрированной была Европа уже 600 лет назад! Казалось бы, где Швеция, где Италия? Ан нет, труды святой из холодной северной страны дошли до благословенных итальянских земель и повлияли, как видите, на тамошних художников.

Ну вот, теперь точно все…

Видите, сколько всего интересного можно рассмотреть в одной картине, если знаешь, куда смотреть? Так разглядывать живопись намного интереснее, правда? Мне — точно интереснее) И я хочу, чтобы вы получали от общения с искусством такое же интеллектуальное удовольствие, поэтому и стараюсь своими наблюдениями с вами делиться.

Надеюсь, читать вам было так же интересно, как мне — писать. Если получили от статьи удовольствие, можете черкнуть мне в ответ пару слов благодарности. Алексею будет приятно)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *