философия дошкольного воспитания и обучения

Эссе «Моя философия дошкольного воспитания»

философия дошкольного воспитания и обучения Татьяна Бобырева
Эссе «Моя философия дошкольного воспитания»

Кто с детством свою жизнь связать решил, Тот молодым останется навек

Значит, повезло ему по праву.

А значит, он счастливый человек.

Часто задаю себе вопрос, что значит быть хорошим воспитателем? Какого педагога дети любят и уважают? Можно долго рассуждать о нашей профессии, о ее сложности, трудности, и в то же время безграничной ответственности за судьбы вверенных нам детей. Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен быть на все руки мастер. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей.

Так случилось, что первой моей педагогической профессией стала профессия музыкального руководителя в детском саду. Вести ребят в мир искусства, музыки, театра; воспитывать в детях любовь к прекрасному и возвышенному – вот что я считала своим предназначением. Но, по прошествии нескольких лет, я поняла, что мне интересно не только то, что делают дети на моих занятиях, но и то, чем они занимаются, когда меня нет рядом. Так постепенно я пришла к осознанию того, что хочу стать воспитателем. Моё музыкальное образование только добавит мне «плюсы» в освоении любимой профессии. Я много читала педагогической литературы, набиралась опыта в повседневной жизни, у коллег по работе, на методических объединениях.

Меняется мир, меняются требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать. Иначе нельзя.

Воспитатель сегодня должен быть современным человеком, способным обучаться, схватывать все на лету, уметь управлять современными компьютерными технологиями, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. А самое главное он должен быть такой, как и во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, ласковый и обязательно любить детей!

Уже на протяжении 33 лет, развивая творчество у детей, я вместе с ними учусь быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Пытаюсь быть для своих любимых ребят не только воспитателем, который всё знает, всему учит,но и товарищем по играм: не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать.

На сегодняшний день очевидной стала проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с задачами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, необходимо объединять обучение и воспитание детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные, нравственные, эстетические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка. И поэтому мне, как современному педагогу необходимо вносить инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий. Я постоянно занимаюсь поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

В своей педагогической работе я активно применяю информационно-коммуникативные технологии, так как современную образовательную

деятельность невозможно представить без технических средств обучения. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит воспитателя, его эмоционального слова. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я».

Я люблю свою нелёгкую, но интересную и нужную профессию и благодарю судьбу за возможность прожить детство многократно. Ведь вместе с воспитанниками я расту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы! Сейчас, встречая своих бывших воспитанников, которые уже нашли своё место в жизни, которые уже имеют свои семьи, своих подрастающих детей, и слыша их приветствия и слова благодарности в свой адрес, я понимаю, что я не ошиблась в своём выборе.

Вырастая, мы забываем о тех чудесных годах, которые никогда не вернутся. Однако общение с детьми позволяет почувствовать себя моложе, узнать что-то новое о себе, вспомнить давно забытое старое. Детям интересно общаться со взрослым человеком на равных, а взрослые могли бы, общаясь с детьми, вспомнить себя в их возрасте.

Я — ВОСПИТАТЕЛЬ!

У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребенка? Только у воспитателя! Мне верят, на меня надеются, от меня ждут понимания и преданности. Я стараюсь всему этому соответствовать, быть всегда на высоте.

Ведь именно от меня во многом зависит то, какими выйдут в дальнейшую жизнь мои воспитанники…

. Я буду работать в кузнице,

Но не там, где железо и молот,

Возьму я себе в союзницы

Нежную и светлую молодость.

Предметы моей романтики Их, беззащитных, маленьких,

На солнышке ласково жмурятся. Я в светлую жизнь поведу

Носят на маковке бантики, И будут завидовать многие

Парами ходят по улице. Воспитателю в детском саду

Источник

Философские основы воспитания детей.

Философские основы воспитания детей обуславливают стратегию и тактику функционирования дошкольных образовательных учреждений. Существует большое количество понятий и их содержательных характеристик, составляющих фундамент философии воспитания. Это человек в аспекте воспитательной, самовоспитательной деятельности; социальная среда, обуславливающая развитие системы образования; педагог и его роль в обществе, образовательном учреждении и др. Можно выделить три основных направления философских знаний:

1) онтология – теория бытия, ее проблемы что первично. Идеалисты понимают духовную реальность как первичную, реалисты считают материальный порядок первичен и не зависит от сознания человека;

2) аксиология – теория ценностей. Выделяя этические, эстетические, познавательные и другие ценности философия дает материал для воспитания;

3) гносеология – теория познания. Изучает природу знаний, сущность истины.

Эти направления воплотились в признанные педагогические теории: идеализм (реальность духовного происхождения); реализм (реальность материальна); неотомизм (ценности определены Богом, они абсолютны и вечны, реальность дуалистична при доминировании духовной среды над материальной); прагматизм (ценности относительны, реальность это опыт индивида, его взаимодействие со средой); экзистенциализм (реальность субъективна, ценности выбираются произвольно); диалектический материализм (реальность объективна и материальна, духовные явления вторичны, ценности продукт конкретного общества).

Осмысление воспитания на философском уровне позволяет выйти на междисциплинарное представление о ценностных, сущностных, процессуальных и результативных аспектах воспитания.

Существует ряд концепций, раскроем некоторые из них:

1) концепция свободного воспитания (конец 19 – начало 20 в. в.). Основные идеи теории свободного воспитания представлены в работах К. Е. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, М. Х. Свентицкой и др. Это необходимость предоставления детям свободы выбора игры или занятия, учет особенностей возраста ребенка, отсутствие строгой регламентации режимных процессов, отсутствие планов и программ, выбор материалов диктуется «планом жизни детей» (К. Е. Вентцель), их интересами и необходимостью пробуждения в ребенке творческих сил. Данный подход реализовывался в детских садах России в начале 20 века.

Концепция дошкольного воспитания В. В. Давыдова и В. А. Петровского (1989 год) содержит некоторые положения теории свободного воспитания. Однако не в плане заимствования, а в аспекте нового этапа развития педагогики как науки, обоснования личностно-ориентированной модели образования.

2) концепция природосообразности (Я. А. Коменский, М. Монтессори, К. Д. Ушинский др.). Это воспитание сообразно природе человека с учётом заложенных самой природой жизненных сил и стремлений к познанию мира, деятельности. В этой концепции прослеживается тесная связь педагогики с психологией, зависимость воспитания от особенностей душевной жизни детей, функционирования психических процессов.

3) гуманизм воспитания (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, С. Т. Шацкий, К. Д. Ушинский, др.). Гуманизм как принцип мировоззрения опирается на убежденность в безграничные возможности человека, идею о праве человека на счастье, свободу и защиту достоинства личности и др. В дошкольном воспитании гуманизм подходов прослеживается в изменении взгляда на ребенка (он не только объект воспитания, но и субъект собственного развития), переосмыслении сущности процесса воспитания, его назначения (обращение к внутреннему миру ребенка, его интересам, мотивам поведения; создание условий для развития, самореализации; использование гуманных средств, методов и приемов воспитания, т. д.), в изменении целей воспитания (выделять как цель воспитания то, что значимо для каждого человека, например, приобщать к общечеловеческим ценностям; относить к цели воспитания каждого конкретного ребенка, отсюда цель воспитания должна быть личностно ориентированной).

Таким образом этот подход возвеличивает индивидуальность, неповторимость ребенка, самоценность человеческой личности.

Основные понятия: направления философских знаний, концепции воспитания.

Источник

Философские проблемы дошкольного воспитания

Ребёнок дошкольного возраста обладает универсальной способностью поднимать и решать философские проблемы, такие как кто я? что такое мир? что такое Добро и Зло? и т. п.
Традиционно термин педагогика понимается как вождение ребёнка, а воспитаниепитание, «напитывание» чем-либо. Если соединить воедино эти два значения, то мы получим суть другого понятия – образование, т. е. восхождение ребёнка в личность. Современный педагогический взгляд на процесс воспитания при характеристике субъектных отношений между взрослым и ребёнком предполагает со-вождение, со-воспитание, со-дружество. Не случайно возникли и такие понятия, как «педагогика ненасилия», «педагогика сотрудничества».
Основным стержнем педагогической антологии мы считаем передачу опыта старшего поколения младшему, что становится первостепенной задачей любого взрослого. Воспитание жизнью – кормление малыша, обучение его хождению, игре, развитие речи, эмоций и привитие навыков культурной гигиены – является практическим «вхождением» ребёнка в самостоятельную жизнь.
Педагогическая гносеология включает в себя, прежде всего, начальное эмпирическое познание ребёнком мира. Мы знаем, что ребёнок познаёт мир с помощью всех органов чувств – зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса, – которые в совокупности являются частями системы восприятия и познания окружающего мира. Вторым важным компонентом педагогической гносеологии является способность ребёнка к абстрагированию. Каждый взрослый знает, насколько богато воображение и неиссякаема фантазия малыша. Дошкольник настолько увлекается процессом сочинительства, что порой теряет ощущение реальности происходящего – фантастические персонажи рассказов и рисунков представляются ему порой реальными существами. Способность детей к конструированию и созданию разнообразных композиций, к принятию неординарных решений побудила современных воспитателей создать новую педагогическую технологию, основанную на теории решения изобретательных задач (так называемый ТРИЗ). Эта технология способствует развитию интеллектуального абстрактного мышления, логических и аналитических способностей ребёнка.
В педагогической аксиологии мы выделяем ценностное отношение к развитию ребёнка. В практике воспитания мы должны идти от интереса воспитанника, что характерно, например, для школ Амонашвили, Шаталова, Иванова, Щетинина, семьи Никитиных. Психологами и физиологами доказано, что в период от рождения до 6 – 7 лет не только закладываются основные задатки, навыки и умения ребёнка (именно в этот период ребёнок осваивает самый большой объём приходящей извне информации), но и группы ценностей, связанных с творчеством, переживаниями, отношениями с окружающим миром (В.Э. Франкл). Дошкольный возраст характеризуется формированием у детей эмоционально-чувственной сферы, понятийного аппарата, развития мышления и речи, процессов самоконтроля и волевых установок. Известный американский психолог Э. Эриксон обращает особое внимание на то, что в первые годы своей жизни ребёнок проходит «школу» доверия и надежды, стыда и сомнения, инициативы и чувства вины, трудолюбия и уверенности в себе. Учёный акцентирует, что общение ребёнка с родителями должно быть глубоким и приносящим удовлетворение обеим сторонам.
Ребёнок дошкольного возраста обладает уникальной способностью к самостоятельному созиданию. Для полноценного воспитания необходимо, чтобы воспитательно-образовательный процесс имел развивающий характер, был интегрированным, целостностным, диалогичным и субъектно-ориентированным, чтобы в нем прослеживалась преемственность. Ориентация на самовоспитание как цель, условие и результат воспитательного процесса помогает оформить суперпозицию ребёнка – равноправную и самостоятельную, выражающую определенную систему ценностей.
Воспитание ребёнка в Любви и Мудрости позволяет максимально открыться всем задаткам, способностям и личностным качествам индивидуальности. Двадцатый век способствовал появлению нового направления педагогики – экзистенционально-личностного. Важно сохранить в ребёнке изначально заложенное природой чувство Любви и Доверия, выработать доверительное и доброжелательное отношение к миру, Что это такое – я здесь, а ты там?! находится в прямой зависимости от того, каким образом складываются отношения между ребёнком и взрослым.
Такие человеческие понятия, как Истина, Добро и Красота являются ценностями духовной жизни, и существуют эти понятия только в сознании и только для сознания. Основа духовного воспитания – побуждение ребёнка к служению гуманистическим идеалам, имеющих приоритетное значение в жизни людей.
Успешность воспитания зависит от нескольких факторов, сопутствующих этому процессу. Первыйвера в ребёнка. Поддержка, поощрение, вовремя оказанная помощь формируют в сознании малыша устойчивое чувство солидарности и доверия, а значит, воспитывают уверенность и целеустремлённость. Второйнадёжность старших. Ощущение верного товарища, понимающего союзника, справедливого друга помогает детям освоить нравственные и этические нормы, которые является фундаментом последующих их отношений во взрослой жизни. Третийсвобода выбора в способах деятельности, мышления, высказывания. Четвёртыйправо на уважение личности. Взрослый должен понимать, что ребёнок нуждается в территориальной свободе, ему необходимо иметь место уединения, пространство для игр, стол для занятий. Прекрасно, когда взрослые тактично и серьёзно относятся к личностным переживаниям ребёнка (сомнение, неуверенность, тревога, радость, восторг, стеснение, задумчивость и т. д.).
Развитие ребёнка – многогранный и многоаспектный процесс реализации, модификации и комбинирования задатков. Это непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового, не существовавшего на прежних ступенях.
Мир ребёнка метафизичен по своей природе. Ребёнок полностью погружён в мир собственных чувств и ощущений. Детей нередко называют маленькими мудрецами. И действительно, дети обладают мощным аналитическим и критическим мышлением. Традиционные вопросы почему? как? зачем? кто? служат лишь для уточнения в процессе самостоятельного понимания мира и собственного существования в нем. Философско-антропологическая направленность воспитательного процесса характеризуется возможностью реализоваться каждому ребёнку как субъекту (ответственность за свои деяния и за его результаты), творцу собственной социальной реальности (проживание в обществе), развивает рефлексивное сознание (способность постигать свой внутренний мир, собственные состояния).
Итак, рассматривая воспитание ребёнка через призму философских понятий, мы приближаемся к истинным суждениям о процессах, происходящих в период становления личности.

Опубликовано:
Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: Материалы V региональной научно-практической конференции (23 апреля 2002 г.): В 2 т. Т. 1 / Перм. гос. техн. ун-т. — Пермь, 2002. — С. 113–115.

Источник

Эссе «Моя философия дошкольного образования»

философия дошкольного воспитания и обучения Ирина Лоскутова
Эссе «Моя философия дошкольного образования»

Эссе «Моя философия дошкольного образования«

Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задаёт себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем ответ на него. Как понять нашёл ты своё место в жизни, выбрал ли ты правильно тот путь, по которому готов идти всю жизнь. Идти, не сворачивая с него ни при каких обстоятельствах. Что повлияло на этот выбор – природная склонность к какой-то деятельности или, как часто говорят судьба.

Для каждого из нас наступает минута,когда мы должны выбрать: кем, же мы хотим стать? Для меня такого вопроса не существовало. Мне было сразу известно, что моя профессия будет связана с воспитанием детей. Но меня мучили сомнения, что выбрать детский сад или школа? Может в силу возраста познавать большее или воодушевленная примером своих учителей я выбрала профессию учитель начальных классов. Получив образование и проработав в школе 4 года, мне подвернулся счастливый случай попробовать себя в роли воспитателя.

В. А.Сухомлинский утверждал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

А большая часть жизни современных детей проходит в стенах дошкольного учреждения. Что детский сад для ребёнка? Для ребёнка детский сад — это первая ступенька в страну знаний. И очень важно, чтобы ребенку на этой ступеньке было комфортно, интересно чтобы ему захотелось подняться по ней дальше.

Поначалу я думала, что с дошкольниками будет легко, но не тут-то было! Оказалось, что даже самые маленькие малыши имеют свое мнение буквально на все.При этом они задают такой неимоверный темп:в течение пяти минут ребенок может: почитать, порисовать, подраться, поплакать, помириться, посмеяться, задать кучу вопросов и многое другое.

Постараюсь раскрыть свою философию дошкольного образования.

Что главное в труде педагога? Самая первая ступенька к успеху в работе с детьми – любовь. Любовь к воспитаннику, к профессии.

Увидеть в ребенке лучик, чтобы зажечь солнце. Найти ключик к каждому ребенку, влюбить в себя.

Нужно быть сильным духом и мудрым, чтобы изо дня в день, из года в год нести свет знаний, сохранить в себе эту любовь и интерес к каждому ребенку, который оказывается рядом с тобой.

Вторая составляющая моей философии – понять, открыть и подчеркнуть своеобразие и неповторимость каждого ребенка.

Как современному педагогу идти в ногу со временем? Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, на мой взгляд, самообразование.

Я считаю, что исследовательская деятельность,информационно-коммуникативные технологии способствуют достижению целевых ориентиров ФГОС ДО таких как: развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, развитие коммуникативных качеств, развитие воображения, устной речи, любознательности, крупной и мелкой моторики. Поэтому в своей работе я делаю акцент именно на них. Конечно, нельзя сказать, что моя педагогическая деятельность протекает гладко, как и, наверняка, у любого педагога.

Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

Воспитатель — это патриот своей Родины. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет им самое дорогое — свое будущее.

— Каждый день рано утром встаю,

И иду в свой родной детский сад.

Утро дарит мне нежность свою,

Я с улыбкой встречаю ребят.

В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, когда я испытывала чувство радости, чувство гордости за достижения моих воспитанников. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки, и казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но придя в детский сад и увидев родных мне уже детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.

Стал детский сад для нас с тобой судьбой,

Не совсем безоблачной, простой.

Только человек чего-то стоит,

Коль ребенка вскормит добротой.

Шум детей кого-то раздражает,

Вызывая часто дискомфорт.

Только воспитатель понимает:

Гомон малышей – Земли комфорт.

Каждый день мы видим их глазенки

Милые, лучистые порой.

Пусть растут мальчишки и девчонки,

Годы, прибавляя нам с тобой.

Мысли о делах всегда со мною,

Спать ли я ложусь или встаю.

Только ни за что не променяю

Трудную профессию свою.

Воспитатель для детей – учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Работая воспитателем, я поняла, что надо быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности и вместе с ними проходить этот путь. Для этого необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то не долго, избегать монотонности, скуки, поэтому воспитатель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого-то надо пожалеть, а кого-то и пожурить не помешает, ведь воспитатель-это вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку. Воспитатель – это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и он должен дать совет. На земле каждый день рождаются дети и мы воспитатели, помогаем им стать теми, кем они хотели бы быть.

Мы часто слышим: дети наше будущее, а здоровый ребёнок – это самая главная ценность общества, залог его успешного развития. Я формирую это будущее. И то, насколько дети будут успешны, счастливы, полезны для общества, зависит от состояния их здоровья, а значит и от меня.

Мне важно, что родители доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Родины, а кто-то из них может быть станет знаменитым спортсменом или просто хорошим человеком. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку души и сердца.

За период моей педагогической деятельности я никогда не сожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня всегда находиться в мире неповторимого, сказочного детства.

Говорят, воспитателей забывают быстро и вспоминают редко – это особенность детской памяти.Но я уверена в одном: можно забыть имя, как выглядит человек, но его отношение к тебе – никогда!

Говорю себе всегда: «Познавай ребенка, дай познать себя. Делай это грамотно, осторожно, боясь обидеть ненароком. И ребенок станет величайшим открытием!»

Эссе «Моя педагогическая философия» «Малыш — как много в этом слове, Как много смысла вложено в него, Ведь дети — будущее наше Так берегите вы его!» Голубцова Н. В. Замечательную.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Моя педагогическая философия» Выдумывать, творить для детей и вместе с детьми. Душа ребёнка нежна, подобно воску, уступчива, «напечатлевает.

Эссе «Моя педагогическая философия» Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм… но не жизнь. Но ведь философия.

Эссе «Моя педагогическая философия» Однажды я прочитала интересное высказывание К. Гельвицкого о профессии воспитателя. Пожалуй, начну именно с него: «Воспитатель – это волшебник,.

Эссе «ФГОС дошкольного образования: решение проблем или проблема решения?» Может и не получится… но попробовать стоит всегда. Прочитав тему эссе, вдруг мне вспомнилась такая фраза. Скорее всего, это потому, что.

Эссе на тему «Моя философия дошкольного образования» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Сухомлинский Давным-давно, будучи первоклассницей,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Педагоги часто забывали, что ребёнок не только готовится жить, но и что он уже живёт, и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования». «Школьное обучение никогда не начинается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *