философия и миф их соотношение сравнить

Вопрос №12

философия и миф их соотношение сравнить философия и миф их соотношение сравнить философия и миф их соотношение сравнить философия и миф их соотношение сравнить

философия и миф их соотношение сравнить

философия и миф их соотношение сравнить

1.1 Философия и мифология.

Сходства: Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй

Различия: 1) в философии сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия, а в мифологии нет.

2) в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений

3) для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками

Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию. В целом, философия является рационализированной формой мифологии

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность

ГНОСЕОЛОГИЯ(греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая.это просто теория познания. (Т.е. та часть философии, которая изучает, что такое познание, каковы его законы.)

Источник

Соотношение мифа и философии

философия и миф их соотношение сравнить философия и миф их соотношение сравнить философия и миф их соотношение сравнить философия и миф их соотношение сравнить

философия и миф их соотношение сравнить

философия и миф их соотношение сравнить

Уже в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое).

Знаменита концепция Гесиода о «пяти веках» человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков – результат творения богов, которые и определяют и их смену.

Философский анализ общественной жизни отличается от того, что содержится в мифах:

1. Миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы. Философия исходит из специфики общественной жизни, общества.

2. Миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов. Философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях.

3. Миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений. Философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа.

4. Миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций. Философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,

Источник

Соотношение философии и мифа.

Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания.

Философия – это теоретическое знание, вопрошающее о предельных смыслах бытия на теоретическом уровне. Понятие «философия» введено Пифагором и означает буквально любовь к мудрости.

Философия – это не готовое знание, это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, фундаментальные, всеохватные, объединяющие жизнь людей и окружающую их действительность в единое целое, указывая на необъятную связь человека со Вселенной.

Цель философии – показать/создать картину должного мира.

Появление философии связано с появлением рационального сознания, поэтому на протяжении длительного периода времени философия и наука были тесно связаны, до 17 в. философия включала в себя весь комплекс научного знания.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно:

• имеет очень много общего с прочими формами культуры, особенно с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат);

• однако не может быть отождествлено никакой из прочих форм культуры.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Философское знание имеет следующие особенности:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• философия рациональна, основана на разуме, требует обоснований и аргументации;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных знаний (понятийное мышление);

• во многом субъективна — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов. Не приемлет авторитетов, основана на свободомыслии;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Соотношение философии и науки.

Является ли философия наукой?

Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. В философия также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами.

Третье. Любая наука имеет научный аппарат (методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.

Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.

Соотношение философии и религии.

Философия и религия частично совпадают по своему предмету, — но они различны по методам, которыми осваивают этот предмет. Религия опирается на непосредствен-ный опыт, это сама жизнь, которая не опосредуется формальной логикой, она интуитив-ная и иррациональная. Философия, напротив, активно пользуется логикой, она все же является познанием жизни, а не самой жизнью. Религия предполагает необъятность Бога, философия же пытается его понять. Религия осознает Бога как живую личность, для фи-лософии это практически невозможно. Таков характер связи религии и философии.

Впрочем, не следует философию сводить к рационально-логическому мышлению, даже в его абсолютном смысле. Философия тем и отличается от отдельных наук, она не столько логическая аргументация, сколько наблюдение и описание картины бытия в целом. А это возможно лишь тогда, когда в основе философии лежит религиозная ин-туиция. Религиозное чувство тайны и глубины бытия является первым и необходимым условием развития философии.

Таким образом, совпадая по своему предмету и имея единственный источник своего развития, религия и философия отличаются по конечным формам своего существо-вания и по своему содержанию. Религия является познанием и жизнью в общении с Бо-гом. Философия есть познание Бога, но вместе с тем (а иногда и в первую очередь) — познание мира, познание жизни. Философия привносит законченность и целостность в наше мировосприятие и понимание жизни, которая имеет, собственно, религиозную ос-нову; она является необходимой связью между знанием высшего и низшего, но она не может заменить религию

Для религии характерна вера в трансцендентность и авторитет. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, нуждается в доказательствах.

Соотношение философии и мифа.

Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы обществен-ного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объ-ясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

– познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

– предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценно-сти, установки, инструкции, директивы, идеалы;

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология – начальная форма миро-воззрения, она выражала наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мировоззрение – си-стема взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном пережива-нии мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием больши-ми группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них. Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фанта-зии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 598 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Миф, Религия, Философия — в чем разница?

Основные отличия Философии от Мифа и Религии.

Все три понятия: философия, миф и религия являются видами мировоззрения, более широкого понятия. Это придаёт им большое количество схожих признаков, например, формирование оценочных взглядов человека на мир, принципов, его миропонимания и места в мире его самого. Но также эти понятия отличны друг от друга, исходя из перечня отличающих их характеристик.

Происхождение Мифов

Истоками философии можно считать мифологию. Мифы существовали у всех народов мира и в большой степени выступали некой формой сознания, обеспечивали целостность мировоззрения. Характеризуя данный вид, стоит сказать, что мифы посвящены вопросам происхождения и устройства космоса, строения окружающего мира, природной и мировой гармонии. Ряд основных тем и мотивов в них повторяется.

В силу того, что на таком раннем этапе развития человечества, люди не обладали большим количеством знаний, мифы совокупляли в себе как знания, так и религиозные верования, культурные достижения, политические взгляды. Мысль в мифе выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Это предопределило и содержание такого вида мировоззрения – в нём не различалось идеальное и вещественное, человек и природа, естественное и сверхъестественное. Фантазия и реальность были сплетены.

Например, в мифах Древней Руси о рождении мира, о покаянии Велеса, о подвигах Перуна видно, как переплетается религиозное, реальное и сверхъестественное, видно, что основная задача мифологии – понять происхождение Вселенной.

Происхождение Религия

В дальнейшем формируется религия, а вместе с ней и религиозное мировоззрение. Вера в сверхъестественное – краткое определение понятия религии. Здесь, в отличие от мифа, естественное и сверхъестественное уже различно. Есть мир этот и мир потусторонний.

В религиозном мировоззрении главная задача уже более тесно связана с человеком, а именно, о смысле его жизни, спасении бессмертной души, морально-нравственных качествах: любви, доброты, милосердия, о возвышении сверхъестественного, священного над обыденным, мирским. Религии уже присуща определенная система священных догм и предписаний, нарушение которых является грехом. Это даёт человеку понимание того, что нужно делать, а что делать нельзя.

Например, в буддизме за праведную жизнь человек достигает нирваны, в христианстве – попадает в рай. В религии строго отделена сфера человека от сферы Бога. Его образ идеализируется, а человек от рождения считается порочным. Главная цель – стремление к достижению «идеала», подобия Бога и выбор правильного пути для этого.

Характеризуя данный вид мировоззрения, выделения требует тот факт, что религия является обобщением именно духовного опыта человека. Она «работает» больше с чувственной, эмоциональной, глубинной, в определенной степени бессознательной, стороной человеческой личности на основе безусловной веры. Места рациональному здесь нет.

Происхождение Философии

Более рациональным подходом к пониманию мира выступает философия – любовь к мудрости. Стоит уточнить, что на разных этапах философский интерес постоянно менялся.

Таким образом, в античный период он был направлен на получение знаний о космосе и природе, в средние века – о Боге, ключевую роль играет вера, в эпоху Возрождения на первое место выходит эстетика, культ тела, человек, который уже превозносится, нежели в средневековье, где людские качества принижались, а возвышался идеал Бога, который является недостижимым.

С развитием науки в Новое время основным понятием фигурирует рационализм, убеждение в том, что наука – только добро и именно с помощью неё можно познать мир. Напротив, в Новейшее время, когда человечество увидело в науке не только добро, но и зло, предметом современной философской мысли выступает воля.

Вывод

Так мифологический тип во многом является уже историческим, религия весьма стабильная, а философия находится на стадии активного развития и поиска новых подходов.

Вторым ее главным отличием является рациональная сторона: миф можно назвать «сказкой», так как реальность и вымысел сплетены, религия же делает упор на сверхъестественное. Философия основывается на разуме, реальных наблюдениях, логических анализах, доказательствах и т.д.
Третьим основным отличием, вытекающим из второго, выступает то, что философия объективна, а миф и религия являются скорее эмоциональным восприятием окружающего мира, так как чувства субъективны, различны у каждого человека.

По способу отражения в философии мир делят на материальный и духовный, объективный и субъективный, соотношения между ними решаются по-разному, а миф уже является синкретической формой мировоззрения, где мир целостен, в религии же есть реальный мир и потусторонний сверхъестественный, с которым человек не пересекается.

Уровни отражения также различны: в мифе и вере – мироощущение и мировосприятие, в философии же – миропонимание.
Следующее отличие проявляется в целенаправленности и осознанности философствования, нежели стихийного возникновения остальных видов мировоззрения.

Еще одно основное различие выражено в зарождении мифа, религии и философии в разное время. Первые два появляются уже в первобытном обществе (миф появляется самым первым), а последнее – на этапе расцвета цивилизации

Источник

Особенности направлений философии и мифологии

Мифология — форма общественного сознания, характерная для раннего античного периода. Философия и мифология — смежные дисциплины. Мифология создала возможность для развития философии, став ее первобытной, упрощенной версией. Она была единственной формой сознания древних людей, и определяла взгляды человека на окружающий мир и самого себя.

Основные положения мифологии

Термин «мифология» образован путем слияния греческих слов «мифос» (предание) и «логос» (учение). Под ним понимают собрание рассказов, имеющих религиозное значение или раздел науки. Каждый из них повествует об отдельной мировоззренческой теме. Цель — объяснение мироустройства и происхождения человека.

Структура

Способ изучения мифов — теоретические подходы К. Г, Юнга и Э. Кассирера, Р. Барта. Независимо от выбранного подхода изучения, исследователи выделяют одинаковую структуру. В нее входит 3 компонента:

Функции

В литературоведении выделяют 2 функции мифов:

До появления философского мышления они выполняли роль науки, способствуя развитию общества.

Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:

Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.

Мифология – прародительница философии

У философии и мифа тесная связь. История мифологии уходит корнями в первобытное прошлое человечества, развиваясь вплоть до становления Древней Греции. Мифологические верования Древней Греции заложили основу для формирования философского мировоззрения.

философия и миф их соотношение сравнить

Мифология раннего античного периода создается на основе верования в богов, живущих на горе Олимп и управляющих судьбами людей. Многие из мифов того периода сохранились в первозданном виде и изучаются современными литературоведами. В них фигурируют не только боги, но и люди, и волшебные создания. В мифах о загробной жизни часто упоминается Цербер — огромный трехглавый пес, охраняющий царство Аида, бога смерти. Многим знакома история о создании Галатеи — статуи прекрасной женщины, которую оживила любовь скульптора.

Первым толчком к формированию философии стала необходимость каталогизации мифов. Это требовало логического переосмысления и рационализации. Античные философы не стремились полностью опровергнуть мифы. Они искали в мифических текстах подтверждения теориям о происхождении мира и пытались соотнести его с окружающей действительностью.

Платон, которого называют основателем античной философии, считал необходимым противопоставлять логос (разум) и миф. Это дает возможность осознать, что человеческому сознанию доступна малая часть знаний о мире, и стремиться к поиску истины. Мифы – важная часть философского учения, он является способом рефлексии.

философия и миф их соотношение сравнить

Мифология и философия: сравнительный анализ

Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:

Разница между философией и мифологией не противопоставляет эти отрасли друг другу. Она подчеркивает необходимость разнообразия способов познания мира и невозможность его полноценного изучения ограниченным набором методов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *