философия познания соотношение понятий деятельность ум душа сознание психика поведение и практика
Соотношение сознания, психики, мышления и познания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность мышления и психики
Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающей действительности на основании аксиоматических положений.
Ясность и отчетливость мышления ошибочно названа Декартом необходимым и достаточным признаком любого достоверного знания. Таким образом, критерий истинности знания заключен не в практике, а в сознании людей.
Психика – это способность живого существа создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них в соответствии со своими потребностями.
Психика человека – это целостная совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание – часть психики. Психика может охватывать не только процессы сознания, но и подсознания и даже бессознательные процессы.
Выделяют два главных подхода к изучению человеческой психики – идеализм и дуализм. Идеализм утверждает первичность сознания, а дуализм – независимость сознания и материи друг от друга.
Готовые работы на аналогичную тему
Материализм говорит о первичности материи и исторической, и гносеологической. Она выступает в качестве носителя и причинного возникновения, а сознания является производным от материи.
Сущность сознания
Сознание – это высшая, характерная только для человека и связанная с речью функция головного мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Сознание может быть противопоставлено материи не выходя за рамки основного вопроса, за этими рамками противопоставление невозможно, оно становится относительным, так как сознание – не самостоятельная субстанция, а свойство материи. Иными словами, сознание неотрывно от материи. Абсолютное противопоставление сознания и материи приведет к тому, что сознание превратится в некоторую самостоятельную субстанцию, которая будет существовать вместе с материей.
Психические явления тесно связаны с мозгом как свойство и его материальный субстрат, которому и принадлежит данное свойство. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы схожи по своему содержанию с теми материальными объектами, которыми они были вызваны.
Сущностью сознания выступает его идеальность, которая выражена в том, что образы, составляющие сознание не обладают свойствами отражаемых в сознании предметов, процессов нервной системы, на базе которых сформировались.
Идеальное является моментом практического отношения человека к окружающему миру, отношением, опосредованным формами, которые были созданы предыдущим поколением, в первую очередь способностью к отражению в материальных формах языка и знаков, а также превращению их в реальные предметы через деятельность.
Идеальное – это не что-то самостоятельное относительно целостного сознания, им характеризуется сущность сознания по отношению к материи. В этом смысле идеальное дает возможность более глубоко осмысливать вторичность высшей формы отражения. Такое понимание актуально только, когда изучаются соотношения материи с сознанием и отношения сознания к материальному миру.
Идеальное и материально таким образом не разделены непреодолимой преградой, идеальное, как и материальное – идеи в человеческой голове, которые претерпевают некоторые преобразования. То есть человеческий мозг преобразует, трансформирует материальное в идеальное.
Сознание само по себе существовало не всегда. Оно сформировалось в процессе исторического развития материи, с усложнением ее форм, в качестве свойства высокоорганизованной материальной системы.
Структура сознания
Сознание имеет четкую структурную организацию, представляющую систему элементов, между которыми существуют закономерные отношения. Наиболее четко в структуре сознания могут быть выделены осознание вещей, а также переживание, то есть отношение к содержанию того, что именно отражается.
Развитием сознания предполагается, в первую очередь, получение определенного объема новых знаний. Познанию вещей характерен разный уровень проникновения и степени ясности понимания. На основании этого и выделены философское, обыденное, научное и прочие типы познания.
Ощущения, понятия, восприятия, мышление – включены в единое ядро сознания. Однако они не исчерпывают свою структурную полноту сознания, оно состоит и из акта внимания, как необходимого своего компонента. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов располагается в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы и события вызывают в нем не только всплывающие образы познания, но и эмоциональный отклик. Богатая сфера эмоциональной человеческой жизни состоит из непосредственного чувства, настроения, или эмоционального самочувствия и аффектов – ярости, ужаса и пр. Чувства и эмоции – это компоненты сознания. Сознание не может быть ограничено лишь познавательной деятельностью и соответствующими процессами, направленностью на объект и эмоциональной сферой. Намерения любого человека будут притворены в жизнь благодаря волевому акту. При этом сознание – это не совокупность всего множества элементов, входящих в его состав, а их интегрально сложно структурированная целостность.
Проблема сознания в философии
Сознание выделяет человека из всего природного мира. Оно отличает человека от всего живого и принципиально наполняет человеческую сущность и внутренний мир. Мыслители всех времён и народов на разных этапах развития говорили о том, что в человеке есть нечто, давая имя этому душа, психика, сознание, мышление или вообще что-то идеальное.
М. К. Мамардашвили, представитель отечественной философской науки, о сознании высказывался как о чём-то, что нельзя взять или потрогать, но при этом оно есть и мы представляем его. Однако это весьма странное явление.
Проблема в изучении сознания человека
Для того, чтобы изучить сознание не подходят способы применяемые, например, в естествознании. Сознание – это не предмет или вещь, даже не процесс, который можно описать. Определить сознание принципиально нельзя.
Сознание – это то, что присутствует в каждом человеке, и никто не сомневается в его существовании.
Р. Декарт утверждал: » Сознание – это самый достоверный факт на свете.
Проявления сознания общедоступны, здесь мы говорим о представлениях, суждениях, сомнениях, радости и т.п. Проявления сознания находятся в непосредственном контрасте с неуловимостью самого сознания. П. Черчленд – американский философ, специализирующийся на нейронауке, говорил о том, что сознание подобно эфиру, флогистону. При этом уточняя, что последние помогают объяснить, но не раскрыть понятия сознания.
Проблема изучения сознания также заключается в том, что у человека нет подобных ему существ, наделённых сознанием. Эта уникальная способность присущая только человеку, делает его исключительным, но в силу этого он не может сделать сравнительный анализ феномена человеческой психики или особенностей своего сознания.
К. Г. Юнг говорил: «При решении вопроса о сознании человек обречён на отшельничество».
Изучение вопроса сознания в области философии опирается на знания в области психологии. Однако следует понимать отличия, что понимание сознания в психологии и философии разнятся. Говоря о философском понимании сознания, следует отметить, что проблемы сознания и бытия связаны между собой. Это происходит вследствие того, что бытие раскрывается в его собственной сущности и в бытие человека.
Душа в философии и её соотношение с сознанием
В мифологической картине мира зарождалось понимание сознания, начинался этот процесс с понимания души.
Согласно мифам Древней Греции, бессмертный бог Любви Эрот влюбился в прекрасную женщину – Психею. Печаль его была в том, что она была обычной смертной. И тогда он обратился к главному богу – Зевсу, чтобы тот сделал так, чтобы Психея стала бессмертной, как и Эрот. Зевс превратил Психею в богиню. Именно поэтому она стала символизировать душу, которая обрела бессмертие в поисках своего идеала.
В Древней Греции душу называли «псюхе». В силу этого по сей день можно логически выстроить связь между пониманием органической и физической основой жизни человека. Как ни странно, но такая связь прослеживается не только в греческом языке, но и в русском. Например, слова «душа», «дух», «дышать», «воздух» имеют один корень.
Философия Античности переняла от мифологии, которая является её прародительницей, понятие души. На практике многие древние философы делали попытки с помощью понятия души выражать суть начала живой природы, при этом рассматривали её как основную причину жизни и познания.
Сократ стал первопроходцем в изучении души, основанной на познании философии. Он начал с обращения к внутреннему миру человека, его убеждениям и ценностям, опираясь на знание, что человек – это умное существо, умеющее мыслить и действовать. Благодаря его исследованиям и изучению вопроса, понимание души приобрело такие понятия, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.п. До этого момента физическая природа не располагала такими терминами. Совокупность этих идей стала основой для учения Платона, который, в свою очередь, являлся учеником Сократа.
Платон стал родоначальником идеи о том, что душа человека бессмертна и обитает в мёртвом теле, а после покидает его и возвращается в вечный сверхчувственный мир идей.
Платон писал: «Рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу».
Платон отказался от идеи исследовать бессмертие и переселение душ, как это делали мыслители до него, например, Пифагор и другие, это было достаточно распространённое явление. Платон же пошёл куда дальше и за основу своего учения взял исследования содержания деятельности души. Он высказал своё мнение о том, что внутренняя деятельность души человека призвана давать знания о реальности сверхчувственного бытия и вечного мира людей. Также Платон высказывался о том, что при определённых условиях и приложенных усилиях, душа имеет возможность вспомнить, что происходило с ней задолго до того, как она пришла в земной мир и начала с рождения своё существование.
Платон учил, что мы – «насаждение не земное, а небесное».
В свою очередь, последователь Платона – Аристотель, своими идеями и учениями вернул душу человека из сверхчувствительного мира в чувственный. Он предположил, что душа не является чем-то отдельным и самостоятельным по своей сути, по его мнению, это функция организма. Душа – это конфигурация или способ организации живого тела.
Аристотель писал: «Душа есть суть бытия и форма не такого тела как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начала движения и покоя».
Аристотель выделяет три вида души:
Характеризуя человека в своих текстах, Аристотель выделял, в первую очередь, умение человека мыслить и способность к знаниям и мудрости. Такие идеи были не только у Аристотеля, скорее такие воззрения были присущи всей философии Античности. Однако уже в Средние века мыслители-современники пересмотрели эти взгляды и высказали свои идеи, которые опирались на христианскую философию. Совершенно естественно, что эти идеи значительно разнились друг от друга.
Средневековые мыслители, приверженцы христианской философии утверждали, что природа человека связана с важнейшими областями человеческого бытия. А тело человека, так или иначе, имеет связь с землёй.
Из Бытия 2,7: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою».
На чувственном уровне человек имеет связь с миром материи и души. Разум при этом наделён способностью восходить к Творцу. Средневековые мыслители придерживались мнения, что человеку свойственна двойственность от природы. И первая составляющая – внешняя или другими словами телесная, а вторая – внутренняя или духовная.
Архимандрит Киприан писал: «Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена душа».
Проще говоря, человек с внешней стороны – природное явление, а внутренний человек – сверхприродное явление, который наделён всеми свойствами и функциями присущими таковым.
Св. Григорий Богослов писал: «Внешний человек – это не «я», а «мое»: рука – это не «я», тогда как «я» – это духовное начало моей души».
В этом понятии автор пытался отразить наиболее ярко и понятно различия между душевным и духовным состоянием человека, а также понимание внешнего человека и внутреннего.
Эпоха Возрождения стала идеальным временем, когда в культ возводилась физическая и телесная красота человека, человек в его целостности не интересен. Именно в этот период происходит отказ от идей двойственности человеческой натуры. Это значит, что человека больше не рассматривали как существо двойной природы, где высшая духовная часть соединена с низшей телесной.
Интересен тот факт, что духовное отождествлялось с душевным, а в душевном на основных позициях были страсти. Источником перемен в понятиях души стала эпоха Возрождения. Сначала термин души заменили на мышление, после оно превратилось в сознание, спустя ещё некоторое время понятие «сознание» полностью свели к продукту жизнедеятельности нервной системы с проекцией на воздействия окружающей действительности на органы чувств.
В Новое время было отмечено очередное влияние на формирование термина «сознание», колоссальное действие на которое оказала механика, активно развивающаяся в это время и занимающая лидирующие позиции среди всех естественных наук.
Р. Декарт стал первопроходцем в применении механистического подхода для толкования психических явлений, более того он обращал их к физиологии. Именно Р. Декарт первым заговорил о понятии «рефлекс». Исходя из этого, он выдвинул предположение, что тело человека, работает, словно механизм, в определённых ситуациях, полагаясь на законы механики. До открытий Декарта, принято было считать, что все действия, направленные на обработку психического материала, воспроизводятся душой, но не телом. Он доказал, что тело и без души прекрасно справляется со всеми задачами, поставленными перед человеком.
Функции души
Душа рассматривалась Декартом как субстанция, которая не зависит ни от чего. Имела всего один признак, который присущ только ей – непосредственная осознанность своих явлений. Цель её существования в знании объекта в собственных актах и состояниях, которые никто не способен рассмотреть. В силу этого в корне поменялось знание о понятии «душа»: она отождествлялась с мышлением. Таким образом, мышление, которое направлено человеком на самого себя и на сам акт мышления и является, по сути, сознанием.
Гносеология – наука о философской теории познания, в эпоху Нового времени формировала учение о сознании. Следует отметить, что множество понятий в психологии, которые служат для обозначения процессов, структур и состояний познавательной области, возникли и оформились именно как термины познания. Здесь и сознание, и восприятие, и внимание и многие др. Широкое развитие материализма и эмпиризма способствовало отказу от понятия «души.
Некоторые учёные полностью отвергали понимание законов психологии и тем более принятие понятия «души. Например, Т. Гоббс утверждал, что душа – это вовсе не особая сущность, а в мире всё материально и движется исключительно по законам механики. Психические состояния и явления он понимал через проекцию механических законов.
Такого же мнения придерживался и Дж. Локк, который развивал идею Гоббса и утверждал, что в человеке два источника сознания: ощущения и рефлексы. Здесь он понимал сознание, как внутреннее восприятие деятельности ума человека.
XIX и XX вв. стали переломными в философии и даже в психологии, ведь учёные и мыслители отказались от понятия «душа». На этот счёт шутят даже сами психологи, говоря, что отказавшись от души, психология как наука стала бездушной.
Новое восприятие породило новое понимание. Теперь душа – это религиозно-идеалистическое понятие или даже поэтическая метафора. Слово «душа» перестало употребляться в науке. Оно стало исключительно бытовым. В науку же плотно вписались термины «психика» и «сознание». Рефлексивная философия со своим понятием и представлением души осталась на периферии, за границами современной философской мысли, в эпохе религиозной философии.
Вторая половина XX в. переменила мнения философов насчёт понятия души. И оно стало возвращаться как с философию, так и в психологию. Многие исследователи утверждали, что нельзя отождествлять душу с психикой или сознанием. Эти понятия из разного пласта понимания человеческих состояний. Даже на филологическом уровне это становилось понятным. Например, можно говорить о том, что у человека болит душа, но никак нельзя сказать о том, что болит сознание или психика. В какой-то степени языковые аспекты помогли вернуть термин «душа» назад из бытового обихода в науку.
Классический пример раскрытия соотношения души и сознания работа В. Ф. Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело». Понятия души являет собой полноту психической жизни.
Душа (по В. Ф. Войно-Ясенецкому) – это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.
Дух участвует в деятельности души. Он имеет свой источник и использует высшую реальность для проявления высших свойств духовности. Здесь можно говорить о религиозности, нравственности, философском и научном мышлении, а также восприятии музыки и художественных объектов.
В человеческой сущности плотно сплетены между собой дух и душа человека. Нейропсихическая деятельность оказывает влияние на то, как проявляется дух человека. Именно в духе сохраняются все наши реакции, наши мысли и чувства. Кроме того, всё, что происходит в сознании человека так или иначе отпечатывается в сознании и влияет на то, как действительность отражается в сознании. Дух имеет такую особенность, что его деятельность может происходить вне зависимости от сознания. При этом практически всегда сложнейшие интеллектуальные задачи решаются без применения сознания, посредством механических реакций, в результате на поверхности мы имеет готовый ответ.
В. Ф. Войно-Ясенецкий писал: «Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен».
А. Г. Спиркин рассматривает проблему соотношения души и сознания в своих работах. Он выдвигает теорию о том, что духовный мир человека представлен какой-то единой, неделимой системой или структурой. Именно эту целостность издревле принято называть душой. Будучи единой целой душа – это, скорее всего, нечто функционально дифференцированное. В это же время разум, воля, темперамент, характер, память, тончайший мир эмоций представляются учёным-исследователем как душевные явления.
Спиркин даёт характеристику сознанию, в качестве одной из форм проявления нашей души. При этом достаточно важную форму, которая имеет в себе глубокий смысл. Часто довольно ошибочно в повседневной жизни мы отождествляем понятия «душа» и «сознание». Логично будет отметить, что «душа» гораздо шире «сознания». Просто пример, чувства человека – это состояние души, и их не в коем разе нельзя отождествлять с сознанием.
Что такое сознание?
Сознание – это высшая функция мозга, которая связана с речью и присуще только человеку, заключается в том, чтобы в обобщённом виде отражать действительность, предварительно осмыслив порядок действий и способность предвидеть результаты, при этом достаточно разумно регулировать собственное поведение и способность к самоконтролю посредством рефлексии.
М. К. Мамардашвилли дас собственное определение сознанию, в котором он сравнил сознание со светящейся точкой или каким-то таинственным центром перспективы, где молниеносно соотносятся то, что человек увидел, почувствовал, пережил и подумал.
М. К. Мамардашвилли писал: «Акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «Я» и внешнего мира, одновременно порождают и сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю» и т.д., которые составляют содержание рефлексии и самосознания».
Иными словами, сознание – это способность управлять своим вниманием в отношении предметов окружающего мира, кроме того одномоментно концентрировать его на тех состояниях внутреннего духовного опыта, сопровождающих это внимание. Кроме того, это состояние человека, когда он доступен и сам себе, и миру. Сосредоточенность на внешних предметах характерна также психике животных, но они не способны рефлексировать, а значит, не могут обозначить элементы самопознания формирования собственного «Я». Именно это и выделяет человека из всех существ живой природы.
Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»?
1. Психика (от греч. —душевный) — совокупность процессов и явлений (ощущений, восприятий, эмоций, стремлений, памяти и т. д.), определяющая специфику жизнедеятельности животных] и человека и основанная на активном отражении и выражении свойств действительности (внешней И внутренней), в соответствии с потребностями носителя психики — данного живого существа. Психика — предмет психологии.
2. Душа — в самом широком значении — есть особого рода образование, обусловливающее целостность и жизненность какого-либо организма. В древности душа нередко отождествляется с дыханием (слова «душа», «дыхание», «дух» в русском языке и во многих других принадлежат единому корневому гнезду). Одушевленными считаются не только люди и животные.
Так, Аристотель полагает, что душа есть и у растений, согласно Платону, существует мировая душа. С развитием личностного начала, чему способствует утверждение христианского персонализма, особо ценной представляется человеческая душа — средоточие личности. В наши дни распространено понимание души как внутреннего мира человека, что близко к тому, что в психолог ии называется человеческой психикой Только идея души многозначна, несет в себе, помимо научного, богатое общекультурное содержание, включая мифорелигиозное, философское, художественно-эстетическое, нравственное, житейское.
3. Сознание в современной отечественной философии чаще всего трактуется как высшая, включающая в себя компонент идеального, форма психической деятельности, присущая лишь собственно человеческому способу жизни.
Широкое признание получило определение А. Г. Спиркина: «Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
Сознание коммуникативно, что выражается в самом строении слова: сознание Важнейшая составная сознания — самосознание, культурно формируемое в общении и предметной деятельности.
Суть самосознания — в осознании и оценивании субъектом самого себя, своего внутреннего мира и повеления. Наиболее значимо для развития (совершенствования) личности нравственное самосознание, совесть (в некоторых я зыках одно и то же слово служит для обозначения сознания и совести).
Различаются сознание в широком и узком смысле слова, а также личное (индивидуальное) и обшественное сознание.
К сознанию в узком смысле причисляются осознаваемые психические процессы, то есть такие, при которых человек отдает себе отчет в совершаемых им внутрипсихических и внешних действиях, оценивает их, проводит разграничение между собой и миром, локализует себя в пространстве и времени, в отношениях с другими людьми и т. п.
Под сознанием в широком смысле подразумевается вся человеческая психика, в том числе и бессознательное в ней. Это объясняется ведущей ролью осознаваемых процессов в психической деятельности человека. Содержание бессознательного может стать предметом осознания, а значительную часть бессознательного составляет то, что прежде протекало на уровне осознания. Так, открытия, бессознательно совершаемые с помощью творческой интуиции, как правило, подготовлены целенаправ юнным осмыслением задачи и способов ее выполнения. Психологами изучен феномен «вторичных автоматизмов», т. е. действий (двигательных, интеллектуальных, речевых и проч.), сформированных осознанно, а потом осуществляемых без участия сознания в узком смысле, но осознаваемых в случаях затруднений.
Например, вы, читая эту книгу, выполняете безотчетно весьма сложные операции: пробегаете глазами строчки слева направо, переворачиваете страницу, складываете буквы в слова, слова в предложения и фразы, схватываете, запоминаете и комбинируете их смыслы и т. д. Когда-то для освоения этих действий вам необходимо было руководство со стороны старших и самоконтроль. Рассматривая в общих чертах, что такое сознание, мы приходим к выводу, что ближе всего к идеям человеческой психики и души стоит понятие личного сознания в широком смысле. Специфика последнего понятия определяется его соотнесенностью с общественным сознанием, самосознанием и с сознанием в узком смысле.
4. Дух в наиболее широких трактовках отождествляется с идеальным вообще, с его объективными и субъективными формами. Некоторые философы и психологи, принимая данный подход и рассматривая психическое как идеальное, считают все содержание психики духовным.
В европейской философской и религиозной традиции духу обычно придается более строгое значение — понятия, выражающего идеальное начато, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая к абсолютному, безусловно ценному. При таком понимании только высшие силы и устремления человеческой психики, сознания, души (поднимающие к абсолютным ценностям) могут быть отнесены к области духа.