философию с мифом сближает образность
Философия, мифология и религия – что это и отличия
Такие понятия, как философия, мифология и религия знакомы каждому человеку. Объяснить, что это такое можно, но дать развернутое определение – задача сложная, требующая специальных знаний. Для того чтобы устранить пробел в знаниях, а также узнать, в чем состоят отличия между рассматриваемыми терминами, следует сначала дать определение каждому из понятий, а затем сравнить их по основным характеристикам.
Определение понятий
Философия, мифология и религия – особые формы общественного сознания. Каждая из них отражает духовные и культурные аспекты, а также указывает на то мировоззрение, которое является наиболее близким для человека или определенной социальной группы. Каждое понятие включает в себя осмысление таких направлений, как законы природы, бытия, особенности окружающих событий, явлений и вещей. Все рассматриваемые понятия имеют тесную связь между собой, но и различия между ними огромные.
Мифология – форма понимания устройства мира, при которой основным является опора на образы. Возникла и развилась во время раннего развития общественных отношений. Присутствует у большинства народностей. В мифах сочетаются реальность, вымысел, присутствуют верования и особенности восприятия окружающей действительности.
Философия – мировоззрение, высшая форма общественного сознания. Она выражается в деятельности интеллектуальной и духовной направленности. Рассматривает вопросы, касающиеся, как общих вопросов, так и тех, что принято считать специфическими. Существуют различные направления, учения и школы. Взгляды формировались под влиянием практического опыта и глубокого осмысления существующих закономерностей развития, затрагивающих как материальный, так и духовный мир.
Религия – упорядоченная и строгая система взглядов и убеждений в обществе. В основе ее лежит вера в существование высшего разума или сущности, имеющей божественное начало. Ему подчиняется не только жизнь и судьба человека, но и все события и явления, которые происходят в мире, затрагивают природу и общество. Представления в рамках религии формируются на определенном этапе становления общественных укладов. Они всегда учитывают существующую структуру в иерархии.
Сравнение
На основании приведенных определений можно провести сравнение терминов и выяснить, в чем состоят различия, какие присутствуют общие факторы. Мифология отражает некое представление или мышление, которое рассматривает положение человека в обществе и природе. Основное значение здесь имеют высшие силы – божества и стихии, человеку же отведена второстепенная роль. Представления об окружающей реальности несколько наивны, но они изложены несколько необычно, что позволяет дать событиям неоднозначное толкование. Духовной составляющей отводится особое место. Для мифологии присуща вера в мистику и магию, таинственное и непознанное является основой для множества сюжетов. В них люди пытаются понять особенности природы и человека.
Философия опирается на реальность, но старается объединить ее с духовной составляющей. Главные труды принадлежат древним ученым – Платону, Аристотелю и Пифагору. С их помощью философия стала восприниматься не только как некое направление в исследовании мира, но как самостоятельная наука, достойная развития. Философия включает в себя учения о бытии и познании, изучает логику и эстетику, как элементах гармоничного и совершенного мира.
Религия также затрагивает часть этих вопросов, но отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки духовной составляющей. Познание, научные сведения или саморазвитие человека для этой области отходят на второй план. Основу составляет воля божества, которое является непостижимым для сознания людей. В философии основой изучения является логический анализ, на основе которого производится обобщение. Для философии важны такие элементы, как аргументы, доказательства. В случае с религией в основе лежит исключительно вера, духовное единение. В основе лежат нормы морали, этика. Присутствуют стереотипы, затрагивающие моменты поведения и общения между людьми. Значимой для общества формой в этом случае является культ. В нем складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.
Выводы
На основании проведенного сравнения можно сделать выводы относительно того, чем отличаются друг от друга мифология, религия и философия. В мифах мир предстает в образах. Главная тема – определенное событие или явление. Герои – божества или магические существа. Религия рассматривает мир, как единицу духовную. В основе лежит вера. Философия же углубленно изучает научные теории и концепции, ищет в них человек. В мифологии и религии игнорируется способность человека к развитию или познанию. Суть философии заключается в познании и объяснении жизни. Она представлена во всех своих проявлениях – рассматриваются и объясняются, как плохие, так и положительные моменты. Мифология – коллективное народное творчество. Религия же является системой взглядов и форм, оказывающих влияние на сознание людей. Философия объединяет в себе знания по многим гуманитарным наукам.
Вопрос № 1. Что сближает философию и мифологию? 1) Обе
Продаж: 1 последняя 28.05.2014
Возвратов: 0
Загружен: 27.01.2014
Содержимое: 378.rar 12,68 Кбайт
Продавец
Описание товара
Вопрос № 2. На что ориентирована философия?
1) на изучение жизни человека
2) на олицетворение сил природы и общества
3) на целостное видение мира с позиций человека и человеческой деятельности
4) изучение методов и способов получения знания
5) на развитие науки
Вопрос № 3. Каким образом религиозная вера ограничивает развитие познания?
1) Выступает в качестве знания о мире
2) Опирается на то, что уже существует
3) Постоянно открывает новые истины
4) В мире не существует ничего неизвестного
5) Запрещает изменять однажды установленные священные истины и открывать новые
Вопрос № 4. Кто из мыслителей назвал философию универсальной наукой, которая « себя ищет»?
1) Платон
2) Сократ
3) Пифагор
4) Декарт
5) Аристотель
Вопрос № 5. В чем заключается смысл философии, согласно Пифагору?
1) В поиске истины
2) В любви к мудрости
3) В стремлении к удовольствиям
4) В стремлении к власти
5) В созерцании природы
Вопрос № 2. В какой науке описаны методы, открытые философией?
1) В психологии
2) В этике
3) В информатике
4) В математике
5) В логике
Вопрос № 3. Как называется наука, выполняющая функцию этической экспертизы в философии?
1) Эстетика
2) Логика
3) Экология
4) Культурология
5) Этика
Вопрос № 4. Какие формы включают философы в универсум?
1) Искусство, наука, нравственность, производственная деятельность
2) Поведение человека, его умственные способности
3) Бог, человек, абсолютная истина
4) Идеи, понятия, символы
5) бытие, человек, природа, общество, духовная жизнь человека
Вопрос № 5. Что определяется в философии понятием «Универсум»?
1) Все имеющееся как целостность
2) количественные характеристики исследуемого объекта
3) совокупность приемов и операций, порождающих знание
4) Однажды установленные истины
5) Вера
Вопрос № 1. Какие идеи находится на вершине пирамиды идей Платона?
1) Идеи числа
2) Родовые идеи
3) Качественные идеи
4) Видовые идеи
5) Благие идеи
Вопрос № 2. Кто из перечисленных философов относятся к милетской школе?
1) Ксенофан, Парменид, Зенон
2) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
3) Левкипп, Демокрит, Пифагор
4) Сократ, Платон, Аристотель
5) Августин Блаженный, Джордано Бруно, Парацельс
Вопрос № 3. На какие уровни делит бытие Аристотель?
1) На чувственный и умопостигаемый
2) На однородный и неоднородный
3) На нереальный, реальный и сверхреальный
4) материальный, чувственный и беспредельный
5) На дочувственный, чувственный и сверхчувственный
Вопрос № 4. Благодаря чему возникает мир вещей, согласно Платону?
1) Богу
2) Идеям и богу
3) Материи и идеям
4) Идеям, материи и Богу
5) Материи и Богу
Вопрос № 5. Что такое «апейрон» у Анаксимандра?
1) Бескачественная субстанция
2) Бесконечное, беспредельное первоначало
3) Совокупность атомов
4) Воздух
5) Жидкость
Вопрос № 1. Кому из философов принадлежит выражение «Знание – сила»?
1) Платону
2) Джордано Бруно
3) Клоду Адриану Гельвецию
4) Дени Дидро
5) Френсису
Мифология и философия
Понятие и функции мифологии, анализ ее связи с философией, их сходство и различия. Особенности мировоззренческого характера мифов и его влияние на общественное сознание. Теории происхождения мира и его строения, место человека в нем и поиск знаний.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.05.2015 |
Размер файла | 20,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
МИФОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
2. Философия и ее связь с мифологией
3. Сходства и различия между философией и мифологией
Список используемой литературы
философия мифология мировоззренческий
Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породило мифологию. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоционально-чувственной сферы. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф объясняет действительность в наглядно-образной форме, не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций. В нем присутствует эмоциональная насыщенность, он затрагивает чувства людей.
Еще одна важная черта мифа— коллективность. Не отдельная личность, а коллектив творит первобытный миф.
Миф это и не легенда, не предание, хотя последние в основе своей могут иметь элементы некогда пережитой мифологии. Легенды и предания складываются с учетом обстоятельств исторической и социально-политической жизни. Они являются сознательным подкреплением тех или иных идей, фактов или тенденций.
Миф не является оправданием чего-то, он есть органическое продолжение общественной жизни людей, распространяемой на природу. Тем самым осуществлялась возможность овладения ею, она становилась близкой и понятной. Отсюда вытекают функции мифа.
Он зарождается на стадии общинно-родовой жизни, и другой реальности для древнего человека не существовало. Вся его жизнь подчинялась ритму коллективной деятельности и коллективному образу жизни и мышления. Индивид растворялся в общине и ее интересах. Миф культивировал естественные и доступные пониманию индивида родственные отношения, которыми он был накрепко связан со своим родом. Он внушал индивиду необходимость поддерживать целостность коллективной организации как необходимое условие полноценного индивидуального существования. И вполне понятно, что и природную жизнь древний человек воспринимал по аналогии с общественной, с теми же родственными связями, благодаря которым мир представал как единая большая космическая семья.
Мифологическое мировоззрение также выполняло следующие функции:
* обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;
* объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания;
* моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения;
* регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.
2. Философия и ее связь с мифологией
Философия не могла появиться сама по себе. Ее зарождение как науки предшествовали другие формы людского сознания, которые существовали ранее. На основе мифологического, религиозного мировоззрения, зачатков накапливаемых научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки формирования философского мышления.
Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому. Мифология создала несколько типичных конструкций, на которые опиралась зарождающаяся греческая философия. Ее рождение было одной из составных частей культурного переворота в Древней Греции. Философия впитала в себя наиболее ценные достижения культуры и постепенно превратилась в самостоятельную духовную область, на основе которой возникла наука.
Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиции разума, им придается новое смысловое, рациональное истолковании. Философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Так постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, и на смену мифологического мировоззрения пришло философское.
С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Более того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отражение в философии.
Мифология и философия являются двумя различными формами общественного создания, двумя типами мировоззрения. Зарождающаяся философия заимствовала у мифологии основные вопросы, сформулировав их в более четкой форме. Поэтому одновременно они являются частями одного целого, так как философия сформировалась на базе обретенного опыта мифологии.
3. Сходства и различия между философией и мифологией
Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.
Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то что не может быть объяснено с помощью мифа мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам. Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения.
Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.
1. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств.
2. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений.
3. Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.
4. Философское сознание, в отличие от мифологии, не синкретично.
5. Философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить. Взгляды разных философов могут быть противоречащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо.
6. Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна.
7. В философии все главные структурные единицы неразрывно связаны и представляют собой единую систему.
8. Для философии чуждо все сакральное и священное.
Философия и мифология неразрывно связаны между собой, так как одна форма мировоззрения породила другую, но с рациональными понятиями.
Список используемой литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Анализ истоков философского мышления. История возникновения мифологии как формы общественного сознания. Сущность мифологического и религиозного миропонимания как предпосылок философии. Понятие и функции религии, описание ее ранних и современных форм.
реферат [35,1 K], добавлен 11.09.2010
Возникновение философии. Философия и мифология. Предмет философии. Философия и наука. Состав философского знания. Периодизация истории философии. Различия между философией, религией и мифологией.
курсовая работа [19,8 K], добавлен 24.11.2004
Принципы всеобщей связи. Категория диалектики как отражение универсальных связей бытия. Общественное бытие и общественное сознание. С чего может или должна начинаться философия в каждом конкретном случае, как к ней приобщается отдельно взятый человек.
реферат [53,7 K], добавлен 07.12.2011
Теоретическое осмысление проблем, связанных с мифологией. Теория мифологии Ф.В.Й. Шеллинга. Роль мифологии в историческом процессе. Мифология, или естественная религия. Отсутствие зависимости религий от рациональных и когнитивных аспектов сознания.
реферат [19,3 K], добавлен 12.02.2009
Сущностное отношение человека к миру. Создание мифологических повествований. Роль мифологии в происхождении философии. Функции философии в жизни общества и ее роль в перестройке оснований культуры. Проблема превращения философии в научную систему.
реферат [32,4 K], добавлен 20.01.2013
Межпредметные связи и основы философии. Человек как главная философская проблема. Теория внешнего вмешательства. Креационистская и эволюционная теории происхождения человека. Фундаментальные отличия человека от животного. Смысл существования человека.
презентация [1,3 M], добавлен 27.12.2013
Историческое развитие понятия сознание. Структура сознания. Общественное сознание. Индивидуальное сознание. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.
реферат [15,5 K], добавлен 28.11.2004
Понятие мифологии и философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 15:29, контрольная работа
Описание работы
В отличие от мифологии, философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, на смену мифологического мировоззрения пришло философское.
Для достижения, поставленной цели, были раскрыты следующие задачи:
Раскрыть понятие мифологии и философии;
Охарактеризовать сходства и различия философии и мифологии.
Содержание работы
Введение 3
1. Понятие мифологии и философии 5
1.1 Общее понятие мифа и мифологии 5
1.2 Миф как господствующая культурная форма 10
1.3 Предмет и функции философии 13
2. Сходства и различия философии и мифологии 16
Заключение 20
Список литературы 21
Файлы: 1 файл
философия и мифология, сходства и различия 21.doc
Характерным моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. А это значит, что миф основан на таком породнении человека с миром, когда человека еще не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа.
Мифологическое постижение мира в своей основе носит не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представления формируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законам партиципации (сопричастности). Сопричастность представляет собой ассоциативно-психологическую смысловую связь, воспринимающуюся как способ видимой обусловленности вещей.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.8
В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
Мифологическое мироощущение выражается не только в повествованиях, но и в действиях (обрядах). Миф и обряд в древних культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческое единство. Тесная взаимосвязь представлений и обрядов сближает мифологию с религией.
С содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются религиозными, а другие мифологическими, что религиозные мифы связаны с верой в сверхъестественное; в мифологических мифах такой веры нет. Религия на ранних стадиях развития не знает разделения мира на естественный и сверхъестественный. Это разделение появляется лишь на относительно высокой стадии развития религии. Разделение мира на два уровня (естественный и сверхъестественный) присуще и мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры к своим мыслительным конструкциям также неотъемлемая часть мифологического сознания.9
На более поздних этапах развития общества миф отделился от обряда. Мифология начала существовать как самостоятельная относительно независимая форма общественного сознания. Классическим примером такого уровня развития мифологии является мифология древних греков, представленная в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. На базе мифологии формируется героический эпос, легенды, исторические предания, сказки. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем «классическом эпосе». Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и художественная литература.
1.3 Предмет и функции философии
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.
XX в. предложил большое разнообразие трактовок предмета философского исследования.
Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах.
Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.
Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.
Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты.11
Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Вопрос «что такое бытие?» невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского в греческой философии выразился в противопоставлении достоверного знания — «эпистемы» и мнения — иллюзорного, хотя и общепринятого, знания — «доксы». Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать — значит сомневаться.
Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).
Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмысляющего взгляда выполняет философия.
2. Сходства и различия философии и мифологии
Философия и мифология имеют один корень, которым и является это древнее сказание, сущность которого не менее реальна, чем многие теории в науке. Дело в том, что все мифы – это реализация поведенческой логики, а не априорных умозаключений. Однако поскольку они – основа бытия, которое существовало многие тысячелетия назад, между современными научными подходами и историческим прошлым есть существенные различия. Так, первое отличие философии от мифологии заключается в том, что сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия.12
Все основные структурные единицы здесь неразрывно связаны и представляют собой единую систему. Причем заметим, что данные переплетения понятий в последующих научных теориях будут занимать противоположные позиции (например, фантазия и реальность, вещь и слово, создание и его наименование). Философия и мифология отличаются друг от друга, потому что в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений. Помимо этого, здесь существует понятие полного генетического родства всех существ на земле, хотя в дальнейшем подобное восприятие будет рассматриваться как мнение, не имеющее логики и смысла. Заметим, что для философии чуждо все сакральное и священное.
Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками. Этому сознанию чуждо ощущение движения времени, чему свидетельством является разделение истории жизни на земле на два периода: эпоху «золотого века» (люди в это время были совершенством) и «профанную» эпоху (нравы полностью испорчены).
Миф – это знаковая система, которая основана на слабом развитии абстрактных форм, метафоричности и эмоциональности. Однако философия и мифология связаны как раз с этими понятиями, потому что такое восприятие человеческого и мирового бытия не может исчезнуть в результате исторического развития. Дело в том, что теория становится необходимым атрибутом человеческой жизни тогда, когда возникает чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир без привлечения практических основ.13
Отличительные черты мифа:
1) неспособность отделения человека от природы;
2) мышление неотъемлемо от эмоций;
3) культурные и природные объекты сопоставляются метафорически;
4) природные формы очеловечиваются;
5) фрагменты космоса одушевляются;
6) нет четкого разделения субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слови, существа и имени, пространственных и временных отношений;
7) слабо развит анализ причинности;
8) происхождение или творение объясняет происходящее;
9) время делится на ранний период, в котором находится перводействие и первопричины, а на основе событий раннего периода предсказываются события текущего, причем разница между современным и древним мало различима;
10) миф воспринимается как правда и первичная реальность;
13) Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения.
Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.
Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то что не может быть объяснено с помощью мифа мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам. Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения.
Философия основана на мысли, которая не берет истоки в преданиях и легендах. Она приводит в поддержку своих теорий не веру, а доказательство. Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию. В целом, философия является рационализированной формой мифологии.