философская система аристотеля учение о природе познании и морали
Кто такой Аристотель? Что такое философская система Аристотеля?
Содержание:
Аристотель – известный философ, которого обучал Платон. Годы его жизни – с 384 до 322 года до нашей эры. Ключевыми сферами деятельности гения были биология, логика, этика. Главная работа посвящена проблемам метафизики. В учениях поднимается вопрос: «Что такое сущность и сущий?». Под сущим ученый понимает единичные предметы, объединенные в группу. У каждого предмета есть определенная сущность. Для ее постижения человеку необходим ум, знание, а не ощущение или чувство.
Сущности не могут меняться, это вечный атрибут вселенной. Только через них можно понять сущее. Философ выделял высшие, первоочередные причины, которые легли в основу его учения. Каждая вещица имеет все 4 причины:
Философское учение Аристотеля базируется на иерархической системе классов. В ее основе – понятие сущности, субстанции. Все остальное – описание признаков субстанции.
Философия Аристотеля кратко и понятно
Древний ученый внес множество важных теорий в мировую философию. Основными, исторически значимыми являются:
Философская система Аристотеля кратко – душа и человек
Форма человеческой души в учениях философа представлена в трех рангах: растительный, животный и разумный уровень. Именно душа способна контролировать организм и его основной функционал, в ней находится создание человека. Философское учение Аристотеля кратко можно рассмотреть на трехуровневой структуре души:
Материалистический взгляд на человечество обоснован следующими суждениями философа:
Общество формируется благодаря желанию индивидов объединяться в группы, семьи, проживать с другими представителями человечества. Совместно люди могут изготавливать материальные блага, обустраивать жилища, распределять обязанности. Их объединяют язык, культура, родственные связи.
Главным контролирующим органом, способным защитить, поддержать, организовать общества, является государственный строй.
Философская система Аристотеля – государство
На основании учений Аристотеля есть возможность определить шесть основных видов государственной структуры. Ученый выделяет:
Учение Аристотеля было философской основой для разделения форм государства в древние времена.
Философская система Аристотеля. Краткий ответ
Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).
Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.
Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.
Краткие выводы, сделанные Аристотелем:
Классификация философии, данная Аристотелем
Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия
Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция.
Проблема души и человека в философии Аристотеля
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.
Классификация Аристотеля форм государства
Аристотель выделяет шесть типов государства:
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
Историческое значение философии Аристотеля
Система философии Аристотеля
Аристотель был создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Он внёс существенный вклад во все существовавшие в его время области научного знания. Аристотель написал более 150 научных трудов.
Собрал, классифицировал и издал труды Аристотеля его последователь Андроник Родосский.
Аристотель провёл классификацию наук, разделив их на три группы:
1. Теоретические науки – ведут поиск истины ради неё самой, т.е. истина для этих наук является самоцелью. К этой группе наук Аристотель отнёс метафизику, физику и математику.
2. Практические науки – добиваются знания ради достижения морального совершенствования. Их цель не знание как таковое, а поступки. Это науки о человеке и его целях. К этой группе наук Аристотель отнёс этику и политику.
По определению Аристотеля, это наука о сущем, или о бытии как таковом, а так же поиск первых начал или высших причин бытия.
Аристотель выделяет четыре первых причин бытия:
1. Материальная причина.
2. Формальная причина.
3. Движущая причина.
4. Целевая, или финальная, причина.
Материальная причина – ею выступает материя (гиле). По Аристотелю, материя аморфна и пассивна. Она представляет собой материал, необходимый для создания вещи. Т.о., материя, сама по себе, это лишь возможность стать чем-либо, т.е., материя выражает не актуальное, а потенциальное бытие.
Всякая единичная вещь представляет собой единство материи и формы, т.е., из чего-то состоит, и чем-то является по своей сути.
По Аристотелю, истинное бытие – это природа, т.е., совокупность единичных вещей. Онтологическую позицию Аристотеля определяют как гилеморфизм (гиле – материя, морфе – форма).
Материя и форма являются двумя достаточными причинами для объяснения бытия в его статичном состоянии. Однако, бытию присуща динамика, для объяснения которой Аристотель указывает ещё на две причины.
Движущая причина – ею выступает неподвижный перводвигатель всего сущего – Бог. По рассуждению Аристотеля, всё, что движется, движимо чем-то внешним по отношению к себе. Следовательно, должен существовать некий перводвигатель всего сущего, который, будучи первым, сам является неподвижным.
К области физики Аристотель относит не только учение о телах (натурфилософию), но и учение о душе (психологию).
Аристотель делит всю физическую реальность на две сферы – подлунный и надлунный миры.
Содержание подлунного мира составляют четыре материальных элемента:
Для подлунного мира характерно действие закона возникновения и уничтожения, т.е., все вещи этого мира обладают преходящей природой (некогда возникают, изменяются и гибнут).
Содержание надлунного мира составляет пятый элемент – эфир. Для этого мира характерно лишь локальное движение – циркуляция, т.е. надлунный мир вечен и неизменен.
Космос устроен геоцентрично. В его центре покоится неподвижная земля, вокруг которой, по правильным окружностям, обращаются планеты и Солнце. Всё это ограничено куполом неподвижных звёзд.
Все физические тела Аристотель делит на две группы – живые и неживые. Первые, в отличие от последних, обладают началом, дающим жизнь – душой.
Аристотель выделяет три вида души, которые отличаются друг от друга функционально:
В соответствии с приведённой психологией, Аристотель классифицирует живую природу, выделяя три типа существ:
Растения – обладают лишь вегетативной душой.
Животные – обладают вегетативной и сенситивной душой.
Человек – обладает всеми тремя видами души.
Аристотель различал два типа познания:
Диалектическое – это познание на основе опыта. Это обыденное, житейское познание. Знания, полученные диалектическим путём, имеют лишь вероятностный характер.
Аподиктическое – это научное, философское познание. Его цель – установление всеобщего и необходимого.
Аристотель рассматривал познание как развивающийся процесс. Оно
развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно абстрактным. Его последовательность такова: ощущение, представление, опыт, усиление памятью, искусство, наука. Т.о., наука представляет собой вершину познания.
Орудием научного познания Аристотель считал логику. Именно этот мыслитель заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Эти законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний. Аристотель разработал учение о категориях, о дефиниции, о силлогизме. Свод логических трактатов Аристотеля получил название «Органон» ( в переводе с греческого – орудие).
Аристотель делит добродетели на две группы: дианоэтические и этические.
Дианоэтические добродетели – заключаются в созерцательной деятельности разума. Эта деятельность будет тем более эффективной, чем в большей степени разум освобождён, очищен от чувственных воздействий. Эти добродетели выражаются в мудрости и формируются, преимущественно, путём обучения.
Этические добродетели – относятся к характеру человека, и представляют собой результат привычки, вырабатывающейся при разумном регулировании своей деятельности.
Сущностью нравственности Аристотель полагал умеренность, уклонение от крайностей, а основанием морали – определённую разумом меру.
Аристотель определяет человека как политическое (общественное) животное, т.е., жизнь в обществе, в государстве – это естественное, сущностное состояние человека.
Государство Аристотель определяет как политическое сообщество людей, которые объединились для достижения определённого блага.
В государстве Аристотель различал три группы граждан – очень богатые, крайне бедные и средний класс. Для успешного течения государственных дел особо важны средние слои граждан. В их численном увеличении Аристотель усматривал условие стабильности государства.
Аристотель классифицировал формы государственного правления, выделив три правильные, положительные формы правления и три отрицательные, неправильные (причём, последние являются деформацией первых).
Правильные формы правления | Неправильные формы правления |
Монархия | Тирания |
Аристократия | Олигархия |
Полития (республика) | Демократия |
Под «демократией» Аристотель понимал такой образ правления, который, пренебрегая общим благом, нездоровым образом потакает интересам нищих. Демократия ложно понимает свободу, отождествляя её со всеобщим равенством, не учитывая при этом, что если все равны в свободе, то это ещё не значит, что они равны и во всём прочем.
В чем заключается философия Аристотеля? Кратко и понятно
Основные идеи философского учения Аристотеля
Прежде всего Аристотель утверждал, что существует множество наук, которые можно разделить на три категории: теоретические (физика, математика и «первая философия», то есть метафизика), практические (этика и политика) и творческие.
Одной из наиболее важных наук для Аристотеля была метафизика.
Размышляя о причинах всего сущего, он вывел теорию о четырёх «первоначалах»:
Аристотель ввёл понятия «акта» и «потенции». Первый – это деятельное осуществление чего-то. Вторая – это сила, способная на такое осуществление. Эти рассуждения возникли как ответ на парадокс, предложенный философами элейской школы. Элейцы утверждали, что сущее может возникнуть либо из ничего, либо из не-сущего. Аристотель показал, что и то, и другое невозможно: сущее уже существует, поэтому не может возникнуть из ничего; кроме того, из ничего вообще ничего не может возникнуть. Так что, по Аристотелю, возникновения и становления вообще не существует.
Аристотель, по существу, был первым мыслителем, который ввёл в философию категории – наиболее общие понятия, которые выражают свойства и отношения явлений действительности. Аристотель разработал целую иерархию категорий, в которой главной была «сущность», или «субстанция», а остальные категории считались её признаками.
Такими признаками являются количество, качество, отношение, действие, время, страдание, обладание и др. Впоследствии система категорий была Аристотелем упрощена.
Аристотель дал определение таким понятиям, как «пространство» и «время». При этом он создал две интерпретации этих понятий: первая определяет пространство и время как самостоятельные сущности, а вторая считает их системами отношений между предметами и явлениями. Споры вокруг определения пространства и времени, начавшиеся с Аристотеля, не утихают до сих пор.
Аристотель был первым, кто чётко разделил материальные объекты на четыре основных типа:
Также Аристотель попытался в космологическом плане доказать существование бога. Согласно ему, бог – это первичная сущность, дающая начало всем остальным предметам и явлениям в пространстве, первичный двигатель, запускающий все мировые процессы. Ведь, по его мнению, у всех предметов, процессов и явлений есть какое-то начало – последовательность причин не может быть бесконечной. И начало это должно быть единым, поскольку все процессы во вселенной взаимосвязаны.
Аристотель исследовал и идею души. Представления о ней имелись в большинстве древних культур, почти во всех мировых религиях и культах. Однако понимание её сущности различалось. Аристотель указал, что это нечто, связанное с телом, но само по себе бестелесное и нематериальное. Он дал и более определённое понимание «души», считая её «энтелехией» тела. Аристотель под «энтелехией» вообще понимал некую внутреннюю силу чего-то, выступающую как потенциальная цель и конечный смысл; например, «энтелехия» позволяет маленькому семени вырастать в большое дерево.
Душа выражается в таких «элементах», как внимание, эмоции, память, представления, ощущения, понятия и т. д. Из меньших и частных элементов складываются более общие: так, ощущения могут сложиться в общее восприятие, а восприятия – в представление о мире в целом. Таким образом, Аристотеля можно назвать первым психологом в современном смысле этого слова.
Отдельная область исследований Аристотеля – этика, понятие о которой он также ввёл в науку. Под этикой он понимал учение о добродетелях, имеющихся в человеческом характере и поступках.
Добродетели Аристотель делил на нравственные, или этические, и мыслительные, или дианоэтические. Первые приобретаются с опытом и выражаются в разумной середине между крайностями; такими добродетелями являются кротость, умеренность, щедрость, мужество, дружелюбие, справедливость и т. д. Вторые добродетели, мыслительные, приобретаются в результате обучения.
Работы Аристотеля посвящены и политике. По мнению философа, политика – это то, что отличает человека от других животных. Аристотель был даже уверен, что у человека с рождения имеется инстинкт, подталкивающий его к общественной жизни. Этому способствует и то, что каждый человек ограничен в своих возможностях, и только совместная жизнь позволяет ему выжить. Люди объединяются в группы, в которых каждый занимает определённое место, основанное на его полезных для жизни способностях.
Аристотель был одним из первых учёных, кто не только допускал шарообразность Земли, но и постарался доказать её на основании формы тени, отбрасываемой ею на Луну. Аристотель также доказал шарообразность Луны. Он же попытался определить длину окружности Земли, основываясь на работах древнегреческих математиков; впрочем, он ошибся почти в два раза: он получил цифру в 71200 км, тогда как реальная длина экватора – чуть больше 40 тысяч км.
Видео
Возвращение в Афины
После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.
В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.
Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.
Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.
В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.
Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.
Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.
Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.
За пределами Афин
Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.
Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.
В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет. У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию. Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.
Понятия души и мышления в философии Аристотеля
Во взглядах на данные феномены Аристотель также разошелся с Платоном. По Аристотелю, душой может обладать только естественное живое тело – растение, животное и человек. Скажем, топор души не имеет. Душа – это осуществление (Аристотель использует термин «энтелехия») возможности жизни: «…душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же [как форма] есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела… душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью». Душа в понимании Аристотеля является, так сказать, спутницей жизни, её наличие свидетельствует о завершенности тела, осуществленности возможности жизни.
В отличие от Платона, Аристотель настаивает на неразрывной связи души и тела. Душа без тела существовать не может. Он различает три вида души: растительную, животную и разумную. Первым видом души обладает растительный мир, а признаками такой души является способность к питанию. Чтобы быть животным, достаточно к функциям растительной души добавить чувство осязания (ощущение): «животное впервые появляется благодаря ощущению». Наконец разумная душа, означающая способность к рассуждению и размышлению, это – достояние человека. Разумеется, в каждой из высших душ присутствуют и свойства низших.
Философ о природе
Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.
Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.
Природа и душа
Все живое на земле имеет свою душу, а то, что не имеет, стремится ее приобрести. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает все разнообразие бытия на нашей планете. Он выделял 3 вида души. Растительная – низшая ступень, ее цель только питание. Животная – чувствующая душа, животные способны чувствовать и отвечать на внешний мир. Человеческая – высшая форма души, возможная на земле. Душа не может существовать без своего материального тела.
Исходя из идеи о развитии, весь природной мир тоже стремится перейти на новый уровень. Неживая природа стремится перейти в растения, растения в животных, животные в человека, человек в бога. Это развитие проявляется в том, что жизнь становится все ярче и разнообразнее. Происходит своеобразная эволюция души в стремлении к совершенству. Так, душа, достигшая наивысшей точки, сливается с богом.
Метафизика
Метафизика – философия, учение Аристотеля, по которому идея предмета и его сущность неразрывно связаны. Каждая вещь имеет 4 причины.
Сама материя желает быть оформлена в сущность предмета, это желание Аристотель назвал энтелехией. Переход возможности в действительность есть действие. В процессе действия создаются все более и более совершенные предметы. Это движение стремится к совершенству, а совершенством является бог.
Бог как само воплощение идеи совершенства не может воплотиться в нечто лучшее, поэтому его роль только созерцание. Вселенная в своем развитии стремится приблизиться к богу, как некому идеалу. Сам он находится в блаженном бездействии, но в то же время не может существовать без материального мира, как и любая другая идея.
Телеология Аристотеля
Для объяснения процессов движения, изме-нения и развития, происходящих в мире, Аристотель вводит четыре класса причин: материальные, формальные, действующие и целевые: «Все … причины подпадают под четыре совершенно очевидных вида. Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля и все такого рода элементы тел, части целого, предпосылки для вывода – все они причины этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят; причем одни из них суть причины как субстрата (например, части), другие – как суть бытия вещи (таковы целое, связь и форма). С другой стороны, семя, врачеватель, советчик и вообще то, что действует, – все это причины в смысле того, откуда начало изменения или покоя. А остальные суть причины в смысле цели и блага для другого, ибо «то, ради чего» должно быть наилучшим и целью для другого, причем нет никакой разницы, идет ли речь о подлинном благе или о кажущемся благе». Таким образом, причиной того, что из бронзы возникла статуя, является, во-первых, сама бронза (материальная причина), во-вторых, деятельность ваятеля (действующая причина), в-третьих, та форма, которую приобрела бронза в результате деятельности ваятеля (формаль-ная причина), и, в-четвертых, та цель, которую ставил перед собой ваятель (целевая причина или «ради чего», как обычно говорил Аристотель). Аристотелевское учение о конечной, це-левой причине получило название телеологии (от греч. «телеос» – цель).
Философская система Аристотеля кратко – душа и человек
Форма человеческой души в учениях философа представлена в трех рангах: растительный, животный и разумный уровень. Именно душа способна контролировать организм и его основной функционал, в ней находится создание человека. Философское учение Аристотеля кратко можно рассмотреть на трехуровневой структуре души:
Материалистический взгляд на человечество обоснован следующими суждениями философа:
Общество формируется благодаря желанию индивидов объединяться в группы, семьи, проживать с другими представителями человечества. Совместно люди могут изготавливать материальные блага, обустраивать жилища, распределять обязанности. Их объединяют язык, культура, родственные связи.
Главным контролирующим органом, способным защитить, поддержать, организовать общества, является государственный строй.
«Поэтика» Аристотеля
Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.
Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.
В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).
Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.