философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма з фрейд к г юнг э фромм
Философия психоанализа(З.Фрейд, Э.Фромм,К.Юнг), его философское и медицинское занчение
Фрейдизм как философское и психологическое учение возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром зигмундом фрейдом (1896 – 1939).
В центре внимания фрейда – проблема бессознательного.
Занимаясь клинической практикой, фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, обмолвках. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. Методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и т. Обр. Освободиться от комплекса переживаний.
В психике человека фрейд выделил 3 уровня:
1) «оно» – бессознательное, сфера инстинктов;
2) «я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;
3) «сверх-я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.
Содержание бессознательного фрейд сводит к двум видам влечений – сексуальные инстинкты (либидо) и влечение к жизни, направленное на самосохранение (оба влечения он выводит из комплекса эдипа и комплекса электры).
Важную роль в учении фрейда играет понятие «сублимация», означающее переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально одобряемые: творчество в области науки, искусства, социальную деятельность. В своей книге «тотем и табу» он пишет, что религия, искусство, мораль, общественная деятельность есть не что иное, как перенесение либидо на несексуальную деятельность. Сублимация – источник развития культуры. В творческой деятельности – выход из конфликта между природным, инстинктивным и социальным.
Заслуга фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания.
Идеи фрейда получили свое развитие в учении карла густава юнга (швейцарский психолог и социолог).
Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного.Коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Таковы образы матери-родины, героя, дракона – врага героя и др.
Влиянием коллективного бессознательного юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Так, идею национал-социализма в германии он рассматривал как пробуждение в коллективном бессознательном мифологического древнегерманского бога грозы и неистовства.
Эрих фромм (1900 – 1980) – представитель неофрейдизма. В своей концепции личности он использует положения работ маркса и фрейда. Рассматривает человека как синтез биологического и социального. Он вводит понятие социального бессознательного, которое представляет собой совокупность черт характера, общая для большинства членов данной социальной группы и возникающая в результате общего образа жизни и общих переживаний. Фромм выделяет 4 типа социального характера: пассивный, типичный для феодального общества; накопительский и эксплуататорский, характерный для капитализма, и рыночный, господствующий в современном западном обществе, когда и сам человек становится товаром. Капиталистические, потребительские отношения не соответствуют природе человека, они формируют больное общество. Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.
Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма (Фрейд, Юнг, Фромм).
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.
Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.
Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.
Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.
Фрейд старается выяснить происхождение онергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Тиатос» — инстинкт смерти.
Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.
Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.
Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества.
По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.
Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.
На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм.
Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личсти во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.
Психоаналитическая концепция человека была создана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, эта теория превратилась со временем в философское учение о человеке, обществе и культуре. Ядро психоанализа дает представление о борьбе бессознательных психических сил человека (главной из которых является сексуальное влечение – либидо) и необходимостью соблюдения общепринятых норм и правил поведения в обществе. Социальные запреты, подавляя энергию бессознательных влечений, вынуждают её искать обходные пути. Она проявляется в виде невротических синдромов, сновидений, оговорок. Фрейд предположил, что в любой человеческой деятельности присутствует бессознательное – это более глубокий, чем сознание, слой психики, не вполне подконтрольный человеку. Называется ОНО. ОНО включает в себя наследуемые инстинкты к жизни, к агрессии и впечатления, в том числе детские, не попавшие в сознание или вытесненные из него.
Фрейд говорил о подчиненности поведения человека антисоциальным влечениям. Поэтому, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире враждебны. Культура (особенно европейская) запрещает человеку его влечения. Любой человек, ставший субъектом этой культуры, сам превращается в невротика.
Последователи Фрейда в середине XX века пытались соединить фрейдизм с марксизмом, считая, что перестроить мир можно, опираясь на психологическую концепцию мира.
Так, Эрих Фромм (1900 – 1980), американский психолог, представитель неофрейдизма, полагал, что человек – не разумное существо, а иррациональное животное, которое нарушило единство и равновесие с природой, поэтому его существование стало проблемой, с которой ему не справиться. Человек перестаёт быть центром мира, теряет ощущение своего «Я». Для прогресса мира, считает Э. Фромм, должны произойти изменения в самом человеке. Когда люди смогут реализовать свой духовный потенциал полностью, тогда можно будет строить новое общество.
Последователь ФрейдаКарл Юнг (1875 – 1961 гг.)вводит понятие коллективного бессознательного – это общие стереотипы всего человеческого рода, заложенные биологически в самой структуре мозга.Единичная идея коллективного бессознательного называется архетип. Например, архетип двоичности: в мире существуют противоположные начала.
Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма (Фрейд, Юнг, Фромм).
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.
Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.
Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.
Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.
Фрейд старается выяснить происхождение онергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Тиатос» — инстинкт смерти.
Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.
Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.
Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества.
По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.
Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.
На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм.
Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личсти во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.
Психоаналитическая концепция человека была создана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, эта теория превратилась со временем в философское учение о человеке, обществе и культуре. Ядро психоанализа дает представление о борьбе бессознательных психических сил человека (главной из которых является сексуальное влечение – либидо) и необходимостью соблюдения общепринятых норм и правил поведения в обществе. Социальные запреты, подавляя энергию бессознательных влечений, вынуждают её искать обходные пути. Она проявляется в виде невротических синдромов, сновидений, оговорок. Фрейд предположил, что в любой человеческой деятельности присутствует бессознательное – это более глубокий, чем сознание, слой психики, не вполне подконтрольный человеку. Называется ОНО. ОНО включает в себя наследуемые инстинкты к жизни, к агрессии и впечатления, в том числе детские, не попавшие в сознание или вытесненные из него.
Фрейд говорил о подчиненности поведения человека антисоциальным влечениям. Поэтому, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире враждебны. Культура (особенно европейская) запрещает человеку его влечения. Любой человек, ставший субъектом этой культуры, сам превращается в невротика.
Последователи Фрейда в середине XX века пытались соединить фрейдизм с марксизмом, считая, что перестроить мир можно, опираясь на психологическую концепцию мира.
Так, Эрих Фромм (1900 – 1980), американский психолог, представитель неофрейдизма, полагал, что человек – не разумное существо, а иррациональное животное, которое нарушило единство и равновесие с природой, поэтому его существование стало проблемой, с которой ему не справиться. Человек перестаёт быть центром мира, теряет ощущение своего «Я». Для прогресса мира, считает Э. Фромм, должны произойти изменения в самом человеке. Когда люди смогут реализовать свой духовный потенциал полностью, тогда можно будет строить новое общество.
Последователь ФрейдаКарл Юнг (1875 – 1961 гг.)вводит понятие коллективного бессознательного – это общие стереотипы всего человеческого рода, заложенные биологически в самой структуре мозга.Единичная идея коллективного бессознательного называется архетип. Например, архетип двоичности: в мире существуют противоположные начала.
Вопрос 20.Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.
Основатель теории психоанализа — австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд. На опыте лечения и диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических процессов, перенеся их на социальные явления.
По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, разделенных особой психической инстанцией — предсознательным.
Душевные процессы человека бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, присущая человеку, — существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Модели личности, соотносящиеся с соответствующими системами психики: топографическая и динамическая.
При динамической схеме психика представлена совокупностью трех слоев:
«я» — сознание человека;
«сверх-я» — влияющая на личность внешняя реальность. После формирования «сверх-я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.
Главные факторы, руководящие психикой человека, — удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.
З. Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного.
Одна из проблем психоанализа — эдипов комплекс, бессознательное влечение к родителю, которое определяет направление формирования личности и ее поведение в дальнейшей жизни.
Фрейд применил психоанализ, к межличностным отношениям, психологии масс, инстинктам культуры, которые трактовал в духе психологизма. Главная проблема — конфликт человека и общества.
На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.
Э. Фромм, критикуя фрейдизм, построил учение на социальных понятиях: совокупность основных потребностей человека — схожми с животными и человеческими. В существовании человека имеются основные противоречия — патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие.
Цель — помочь человеку решить эти проблемы; главный способ — культивирование всеобщей любви.
Смысл жизни — в активном проявлении личности во всех сферах.
Основной мотив поведения — страсти.
Вопрос 21. Проблема свободы в экзистенциализме
Экзистенциализм— «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Существование характеризуется комплексом отрицательных эмоций. Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией.Она не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.
1-человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца;
2- человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.
Фрейдизм и неофрейдизм. Основные положения учений З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера, К. Хорни,Э.Фромма
Фрейдизм
Фрейдизм получил название от основателя этого направления З. Фрейда (1856— 1939).
Среди основных достижений Фрейда – создание первой развернутой теории структуры личности, основанной на древнейшей научно-философской проблеме – наличии в сознании человека противоборствующих начал.
Главный регулятор поведения человека – сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в личности, который обладает могущественными желаниями и стремлениями, скрытыми за покровом сознания – бессознательного. Таким образом, он выделил три уровня человеческой психики: бессознательное, предсознательное, сознательное.
В своей практике Фрейд часто встречался с наличием неосознаваемых переживаний и мотивов, которые серьезно отягощают жизнь человека и могут быть причинами его нервно-психических заболеваний.
Фрейд разработал особую концепцию человеческой психики, компонентами (инстанциями) которой являются:
Оно является бессознательным слоем психики, который представляет собой «кипящий котел инстинктов». Инстинкты являются мотивацией человека и представляют собой врожденные состояния возбуждения, которые ищут разрядки. Основными инстинктами является Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт смерти). Оно находится в конфликте с Я и Сверх-Я.
Я – это область сознательного, в которой происходит восприятие внешнего мира и приспособленность к нему. Я является посредником между Оно и Сверх – Я.
В «Толковании сновидений» Фрейд показал, что сны не являются бессмыслицей, а представляют собой искаженное замаскированное осуществление вытесненного желания. Фрейд проводит анализ большого количества сновидений, в том числе и своих собственных. Он трактует сновидения в качестве компромисса между потребностью во сне и бессознательными желаниями, которые стремятся его нарушить. В качестве функции сновидения Фрейд рассматривает оберегание сна и галлюцинаторное исполнение желаний.
Превращение скрытых мыслей человека в явное содержание сновидений – пример перехода одного способа выражения психического материала в другой. Для понимания природы сновидений важно понимать смысл самого сна. Фрейд выдвинул положение о том, что сознательное сновидение представляет собой искаженное замещение бессознательного.
Основные положения учения К.Юнга
Дальнейшее развития психоанализа продолжил президент Международного психоаналитического общества К. Юнг (1875—1961).
Юнгом было введено в психоанализ понятие «комплекс», в том числе «комплекс Электры», под которым подразумевалось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери.
Юнгом была отвергнута теория сексуальности Фрейда, он предложил понимать либидо как психическую энергию человека, которая способна влиять на интенсивность психических процессов личности и на психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.
Юнг открыл идею того, что при изучении психики личности можно использовать метод ассоциаций (тесты на ассоциацию слов). Им была разработана техника «свободных ассоциаций», он довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.
Юнг разграничивал понятия коллективного и индивидуального бессознательного.
Индивидуальное бессознательное, по Юнгу, отражает личностный опыт отдельного индивида и включает в себя переживания, которые были когда-то сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.
Коллективное бессознательное представляет собой общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, который фиксируется в мифологии, в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется через сновидения. Коллективному бессознательному свойственно транслироваться от поколения к поколению через структуры мозга и играть важнейшую роль в жизни и деятельности общества и личности.
В отличие от Фрейда, Юнг считал, что инстинкты имеют символическую, а не биологическую природу.
Символ представляет собой неосознаваемые мысли и чувства, которые способны преобразовать психическую энергию (либидо) в позитивные и конструктивные ценности.
С проблематикой символов связано понимание Юнгом художественного творчества. Он понимает творчество не как изживание детской психической травмы или индивидуального невроза, а как поиск божества, к которому каждый из нас идет своим путем, который соответствует характеру самости человека. В то же время самость формируется в непосредственной зависимости от содержания божественных образов Святого Духа, Богоматери, Младенца Христа, Мудрого старца.
Символические образы являются, по Юнгу, соединительными звеньями между опытом отдельной личности и культурным наследием. Они служат матрицами познания. Помогая упорядочить впечатления, символические образы создают перспективу развития личности, расставляя в «смысловые ниши» надежды и страхи, радости и горести, триумфы и несчастья.
Значение учения Юнга о символе важно в контексте осознания символической природы культуры. Символы открывают человеку священное и одновременно охраняют его от непосредственной встречи с великой психической энергией архетипов. Юнг делает вывод о единстве архетипических основ всех культур. В народных мифах, детских рисунках, сновидениях, фантазиях, и бредовых идеях слабоумных людей встречаются одни и те же символы, например, круг, крест, золотой цветок, и более сложные знаки, которые передаются в различных контекстах. Освобождая эти культурные символы от случайных и личных ассоциаций, мы приближаемся к естественным архетипам, которые универсальны, устойчивы и формальны. В отличие от архетипов, символы содержательны, подвижны, конкретны.
Архетипы присутствуют изначально в сознании каждого из нас. Поэтому каждый человек способен сотворить свою символическую модель мира, исходя из своего жизненного опыта. Благодаря этим архетипам люди, которые имеют разный жизненный опыт и различные убеждения, способны понимать друг друга.
Поскольку символы взаимно дополняют и проясняют друг друга, вся проблематика духовной жизни сходится к соотношениям символов, которые могут быть политическими, художественными, мифологическими.
В общих чертах, «архетипам» свойственно образовывать наиболее древние и универсальные мыслительные формы, которые проявлялись в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и. т. д.). Этим образам и символам характерны закодированные, формализованные образцы и программы человеческого поведения.
Архетипы индивидуального бессознательного по Юнгу
Юнг выделил основные архетипы индивидуального бессознательного:
Юнг хотел, чтобы аналитическая психология противостояла чрезмерно рациональному и чрезмерно сознательному подходу, который изолирует человека от мира природы и от его собственной природы и тем самым ограничивает его.
Неофрейдисты
Неофрейдисты, в отличие от З.Фрейда и К.Юнга, пытались не исследовать природу индивидуальных поступков человека, а объяснить социальное устройство жизни людей. К основные неофрейдистам относят А. Адлера (1870—1937 ), К. Хорни (1885-1952 ), Э. Фромм (1900-1980).
Понятие «сверхкомпенсации» А.Адлера
А. Адлер указывал, что для постижения мотивов человека нужно знать конечную цель его устремлений, «бессознательный жизненный план». Человек реализует себя посредством поиска смысла жизни и стремления к самореализации. Самореализоваться человеку мешает чувство неполноценности. Чтобы преодолеть это чувство и самоутвердиться, человек актуализирует свой творческий потенциал. Эта актуализация называется компенсацией или сверхкомпенсаций.
Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. На её основе люди добиваются значительных успехов в жизни и отличаются от остальных исключительными способностями.
Теория К.Хорни
В теории К.Хорни биологическая ориентированность, которая была характерной для психоанализа классического периода, была заменена социокультурной, присущей неофрейдизму.
Нововведением в теории Хорни было понятие «образа Я», который состоял из «знания о себе» и «отношения к себе». Адекватный образ Я способствовал преодолению психологической тревоги.
Социальные отношения между ребенком и родителями, по мнению Хорни, основываются на двух тенденциях – на стремлении к удовлетворению своих желаний и стремлении к безопасности. Ведущая роль отдана последней тенденции: процесс удовлетворения потребности в безопасности приводит к формированию здоровой личности, и наоборот – поведение родителей, которое препятствует этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), приводит к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
По Хорни, базальная тревога у ребенка в детстве в последующем приводит к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенку свойственно прибегать к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей (невротических тенденций). Каждой тенденции характерны три ориентации:
Согласно данным типам ориентации, Хорни выделила три типа невротической личности:
Хорни пыталась определить сущность невроза как структуру существующего характера, где звеньями являлись невротические наклонности. Каждая из таких наклонностей представляет собой ядро внутренней структуры личности, а каждая подструктура взаимодействует с другими подобными подструктурами.
Гуманистическая психология Э.Фромма
Фромм отвергал миф о «неизменной человеческой природе» и утверждал, что в эволюционном процессе человеку свойственно частично утрачивать «непосредственную инстинктивную основу» и обретать новые качества, которые обусловлены социальной средой. В отличие от всех иных живых существ, человеку свойственно обладать сознанием и самосознанием, которые смогли породить чувства одиночества и страха. Разрыв естественных человеческих связей с природой составляет, по мнению Фромма, основное экзистенциальное противоречие, которое представляет собой главную проблему существования человека. На базе этого противоречия, как предполагал Фромм, могут возникать экзистенциальные и исторические дихотомии.
К «экзистенциальным дихотомиям» Фромм относил такие противоречия, которые находятся в корне самого существования человека и не могут быть аннулированы им. Эти дихотомии находятся между жизнью и смертью и характеризуются невозможностью их реализации по причине кратковременности его существования. Фроммом предполагалось, что на эти дихотомии человек должен реагировать различными способами, которые соответствуют его характеру и культуре.
В отличие от «экзистенциальных дихотомий», «исторические дихотомии» не являются необходимой частью существования человека. Они способны возникать и разрешаться людьми в ходе процесса истории. К противоречиям этого ряда Фромм относил дихотомии между различными историческими формами существования общества и человеческими возможностями для подлинной реализации своей природы в определенных границах времени.