философские учения древнего востока

Философия. Краткий курс

философские учения древнего востока

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Философия Древнего Востока: общая характеристика

1. Возникновению философии как особого типа культуры предшествовал период длительного развития протофилософии — философских идей-учений, вплетенных в ткань практического мышления, мифологических и религиозных представлений. К протофилософии, или предфилософии, можно отнести учения мудрецов Древнего Востока, прежде всего Китая и Индии.

На Востоке развитие философской мысли шло по отличному от западного пути развития. Восточная философия занималась почти исключительно проблемами, касавшимися человека, и крайне мало внимания уделяла объективному миру — окружающей реальности. Ведущее место в ней занимала разработка этико-эстетической проблематики. Характерно, что восточные философские учения тесно связаны с религией. Зачастую они являются обоснованием системы нравственно-религиозных кодексов и норм. Само философское учение на Востоке выступает как завершенное знание, не требующее дополнительного обоснования.

2. В то время как для западной философии изначально характерен интерес и к человеку, и к окружающему — миру как независимой реальности, все философские течения Востока сосредоточены на проблеме человека. Восточному сознанию свойственно гораздо более резкое противопоставление сознания и материи, вещества.

Восточная философия сосредоточена в первую очередь на самопознании. Актуальный для западной философии поиск универсальных методов познания остался за рамками ее интересов. Зато социальный аспект приобретает особую весомость: общечеловеческие ценности и добродетели рассматриваются как необходимое условие самосовершенствования и управления другими людьми.

Таким образом, вся духовная культура и философское мышление Востока обращены к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию, осуществляемым посредством ухода от материального мира.

Источник

Философия Древнего Востока

философские учения древнего востока философские учения древнего востока

Всего получено оценок: 772.

Всего получено оценок: 772.

Философией Древнего Востока представляет собой комплекс религиозно-философских систем Вавилона, Индии, Египта и Китая. Именно здесь зародились первые мировоззренческие идеи, в которых самым тесным образом переплелись религия, научные знания и мифология. Наиболее влиятельные и популярные философские течения были в Индии и Китае.

философские учения древнего востока

Общая характеристика

Самые первые философские течения зародились в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. В этих древних государствах на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже возникла полноценная письменность, которая способствовало появлению у людей зачатков метафизической мысли. Однако говорить о появлении упорядоченных философских систем было еще рано.

философские учения древнего востокаРис. 1. Письменность в Древнем Египте.

В I тыс. до н. э. в Китае и Индии стала формироваться собственная самобытная философия, которой было суждено войти в историю как философия Древнего Востока. Ее становлению способствовал особый уклад жизни, климат, социальные, экономические, духовные условия, которые были присущи этим древним государствам.

К характерным чертам древневосточной философии относят:

Философия Древней Индии

Индийская философия вобрала в себя все воззрения древних философов, как атеистического, так и религиозного склада мышления.
К ее особенностям относят:

Одним из центральных положений индийской философии является признание существования кармы – неотвратимого закона причины и следствия. Суть кармы заключается в том, что список добродетелей и греховных деяний человека на протяжении его жизни определяет его дальнейшее перерождение.

Философия Древнего Китая

Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.

которые читают вместе с этой

философские учения древнего востока

философские учения древнего востока

философские учения древнего востока

философские учения древнего востока

философские учения древнего востока

Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом. Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Мудрый правитель должен служить примером для своих подчиненных, отвергнув политику подавления и угнетения.

философские учения древнего востокаРис. 3. Конфуций.

В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).

Несмотря на различия в трактатах китайских и индийских мыслителей, продиктованных принципиально разным государственным строем, можно выделить общие особенности философии Древнего Востока. Она носит консервативный, патриархальный характер, и самым тесным образом связана с религией.

философские учения древнего востока

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древнего Востока» мы узнали кратко самое главное о философии Древнего Востока, выяснили, какие восточные государства оказались лидерами в продвижении философской мысли на Востоке. Также мы узнали, каковы отличия и общие черты мировоззрения Древнего Китая и Древней Индии.

Источник

Философские учения древнего востока


Глава 2. Философия Древнего Востока

Существовала ли философия на Древнем Востоке?

В традиционном европейском понимании на Древнем Вос­токе философии не было. В мифах и религиях высказывались философские суждения о жизни и смерти, о возникновении мира, то есть обсуждались те проблемы, которые впослед­ствии стали основными в философии. В пятом веке до нашей эры на Востоке возникли религиозно-философские концеп­ции Вардхаманы, Будды, Конфуция, Лао-цзы, Мо Ди, Гуань Чжуна.

Как мифология Древнего Востока объясняла возникновение мира?

Считалось, что мир возник из первоначального хаоса и основными элементами, из которых возник мир, были вода, воздух, земля и огонь.

Какие представления о человеке сложились в мифологии?

Мифология Востока представляла человека двуединым су­ществом, которое обладает телом и душой. Душа воспринима­лась как начало жизни и наделялась бессмертием. Считалось, что после смерти человека его душа существует в царстве мертвых.

Какую роль сыграла мифология Востока в развитии человеческой мысли?

Мифологические воззрения Древнего Востока развивали ин­терес к проблемам окружающего мира и человека. Многие по­ложения из мифологии Востока вошли в философские системы Древней Греции и Рима.

Какие источники буддийского учения известны?

Будда ничего не писал, его учение долго существовало в устной форме и было записано на острове Цейлон через 300 лет после распространения буддизма. Буддистский канон получил название «Трипитака», что означает «Три корзины», так как тексты, записанные на пальмовых листьях, заняли три корзи­ны. Канон состоит из трех частей: «Винайя-питака» излагает правила и нормы жизни буддийских монахов; «Сутта-пита- ка» — это сборник проповедей и афоризмов Будды; «Абхид хамма-питака» излагает философские основы, которые доступ­ны только тем, кто достиг высокой степени в духовном и нрав­ственном совершенствовании.

Что, по мнению Будды, представляет собой мир, окружающий человека?

Мир состоит из множества взаимообусловленных качеств, которые проявляются во времени и пространстве при опреде­ленных условиях как части единого целого. Любое изменение влечет за собой последствия. Человек своими поступками го­товит почву для будущих перемен. Не существует застывшего внешнего мира, а есть вечный процесс развития.

Каким образом возник мир?

Началом мира было «пракрити». Пракрити — это произво­дящее начало, вечное, вездесущее и единое. Пракрити содер­жит в себе все явления мира и существует благодаря взаимным отношениям трех гун. Эти гуны: саттву (освещение), раджас (активность, действие) и тамас (препятствие, граница). Сами гуны непознаваемы. Их можно понять только тогда, когда ви­ден результат их действий. Различные действия гун приводят к многообразию мира.

Что представляет собой человек?

Человек состоит из пяти множеств, это форма-тело, созна­ние, мысль, чувства и желание. Каждое из множеств изменчиво и конечно. Личное «Я» — сумма процессов, посредством которых устанавливается взаимосвязь с миром, происходит его осмысление, и осуществляется жизненный выбор.

Какого закона должен придерживаться человек?

В земной жизни следует придерживаться среднего пути, который лежит между двумя крайностями: с одной стороны потворство чувственным наслаждениям, с другой — крайний аскетизм.

Каким образом Будда оценивал земную жизнь?

Жизнь человека на Земле — вечное страдание. Оно вызвано желаниями человека. Цель жизни — преодолеть страдания, для этого нужно самосовершенствоваться и достигнуть про­светления.

Как человек может победить свои желания?

Необходимо выбрать правильный путь физического и нрав­ственного совершенствования. Его составляющие:

1. Должное понимание четырех благородных истин.

2. Воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоен­ными истинами.

3. Правильная речь — воздержание от грубых слов, от лжи и клеветы.

4. Правильное действие — не причинение зла живому.

5. Правильный образ жизни — привычка жить честным трудом.

6. Правильное усилие — борьба с соблазнами и дурными мыслями.

7. Правильное направление мысли — понимание того, что все окружающее имеет преходящий характер.

8. Правильное сосредоточение, которое приводит к нирване.

Что понимается под 4 благородными истинами?

1. Жизнь — это страдание.

2. Страдание человека связано с его желаниями.

3. Победа над желаниями освобождает человека от страда­ния.

4. Победа над страданием приводит к нирване.

Нирвана — это состояние духовного спокойствия. Достичь нирваны нелегко. Человек, достигнувший нирваны, называет­ся «архатом», то есть «достойным».

Каким образом человек может достигнуть нирваны?

Пройдя восьмеричный путь самосовершенствования.

Пройти по этому пути можно, если человек сумеет освобо­диться от оков человеческого духа. Эти оковы — заблуждения, стремления, сознание Я, эмоции, чувства, привязанности, жажда желаний, страх старости и смерти.

Что Будда говорил о душе?

Будда отрицал существование души как вечной и неизмен­ной субстанции. Душа — поток сознания, постоянное станов­ление, ибо она меняется в каждый момент.

Вадхармана Махавира жил в 599-527 гг. до н.э. в городе Магадхе (современный город Бихаре) в Индии. В 35 лет он создал учение, получившее название джайнизм.

Что, по мнению Вадхарманы, представляет собой мир?

Мир состоит из четырех «таттв» (первооснов): эти «таттвы» — воздух, вода, огонь, земля. Они объединяются в скандхи, из которых состоят все предметы. Мир состоит из материальных вещей и духовных, таких, как жизнь, радость, печаль. Все существующее имеет душу, то есть существует вза­имосвязь между духовными и материальными субстанциями. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изна­чально и всегда. Помимо духовно-материального уровня есть иной план бытия, на котором существуют вечные субстанции, имеющие свои качества и свойства. Высшее проявление данно­го уровня — «джива».

«Джива» — это совершенная и бессмертная субстанция, которая одухотворяет мир и наполняет его своей энергией. Основным свойством дживы является сознание и «аджива» — все, что не является душой.

Что является основой человеческой жизни?

Основной принцип человеческой жизни: не причинять вреда.

Может ли человек познать мир?

Вадхармана считал, что нет абсолютной истины, так как суть вещей воспринимается в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Поэтому любое знание услов­но. Человек может познать мир, но это познание будет субъ­ективным.

Шанкара жил ок. 788-820 гг. н.э. в восточной Индии. Он был толкователем «Упанишад» и написал к ним несколько комментариев. Его основной труд — «Брахма-сутра-бхашья».

Что, по мнению Шанкары, представляет собой окружающий мир?

Мир — это конструкция, созданная высшей волей, и эта конструкция циклически меняется. Весь реальный мир есть «майя» — иллюзия. Единственной реальностью в этой иллю­зии является Брахман.

Что понимается под Брахманом?

Брахман — это высшее «Я», которое существует независи­мо от телесной оболочки и не поддается описанию. Брахман вечен, един, не подвержен изменениям, он является источни­ком и причиной существования. Брахман лишен формы, ли­шен качеств, выступает то как Бог-творец всего сущего, то как «майя», или мировая душа.

Можно ли познать Брахмана?

Чтобы познать Брахмана, нужно глубоко проникнуть в соб­ственное сознание. Созерцая собственное мышление и созна­ние, можно освободить свой дух и получить представления об истинной реальности.

Конфуций жил в 551-479 гг. до н.э. в древнем Китае. В детстве будущий философ был пастухом, сторожем и только в 15 лет начал учиться. Конфуций основал свою философскую школу, когда ему было 50 лет. Ученики называли его Кунцзы, то есть «учитель Кун».

Какие произведения Конфуция известны?

Основные положения учения Конфуция были изложены его последователями в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Они представлены в виде вопросов и ответов.

В чем суть конфуцианства?

Конфуций объяснял, как устанавливается гармония в мире. Для создания гармонии в обществе необходимо пра­вильно отрегулировать «пять отношений». Это отношения между правителем и подданными, между родителями и деть­ми, между мужчиной и женщиной, между супругами и меж­ду друзьями.

Гармонично развивающееся общество должно быть похоже на семью, где каждый занят своим делом, и где господствует принцип «сыновней почтительности».

Что означает принцип «сыновней почтительности»?

Данный принцип означал беспрекословное подчинение воле тех, кто старше по возрасту и положению. Конфуций говорил: «Отношения между старшим и младшим должно уподобиться отношениям ветра и травы: трава клонится туда, куда дует ветер».

Каждый должен воспитывать в себе человеколюбие, основа которого — «почтительность к родителям и уважительность к старшим».

В чем видел Конфуций основной долг человека?

Каждый человек должен следовать «правильному пути». «Правильный путь» — умение жить в полном согласии с окру­жающим миром и не противостоять ему.

Какой идеал человека провозглашен в конфуцианстве?

Идеал благородного мужа. Благородный муж должен об­ладать справедливостью, верностью, искренностью, сыновней почтительностью. Именно эти качества — основа гуманности и гармонии общества. Конфуций отмечал: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен дере­венщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он стано­вится благородным мужем».

Благородным мужем становятся через воспитание, которое включает в себя знание ритуалов и этикета.

Что такое принцип меры в конфуцианстве?

Мера — это любовь к ближнему, и то, что мы желаем от других, должно быть мерой того, что мы должны делать по отношению к ним.

Что является высшей силой мироздания?

Небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире. Все отношения в обществе, права и обязанности, риту­алы изначально заданы Небом.

Лао-цзы — фигура полулегендарная. Утверждалось, что он родился глубоким старцем, пробыв в чреве матери 60 лет. Достоверно лишь то, что Лао-цзы был современником Конфуция. Лао-цзы проповедовал устно. Впоследствии его вы­сказывания были объединены в работу «Дао дэ дзин».

Какое понятие стало основным в философии Лао-цзы?

Понятие «дао». Первоначально «дао» означало «путь», «до­рога», а впоследствии его стали понимать как первоначало, как основу и завершение всего сущего, это некий путь всех вещей и процессов в мире.

Какими свойствами обладает «дао»?

В даосизме утверждалось, что «дао» обладает противоречи­выми свойствами. Оно неизменно и вместе с тем пребывает в постоянном изменении, оно присутствует в конечных вещах, но само бесконечно.

Какие представления о мире сложились в даосизме?

Как должен жить человек, который придерживается принципов даосизма?

Человек должен жить в согласии с окружающим миром. Этот мир есть как бы священный сосуд, которым никто не вправе повелевать. Соблюдение меры во всем — одна из важ­нейших задач человека, проявление его подлинной мудрости.

Мудрость — это жизнь без борьбы, насилия и жестокости. Это умение принимать мир таким, какой он есть, и не пытать­ся его изменить.

Как достигнуть мудрого правления в обществе?

Правитель проявляет свою мудрость, не вмешиваясь в су­ществующий порядок, чтобы не нарушить всеобщий закон. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

Китайский мыслитель Мо-цзы жил в 479—380 или 468—376 гг. до н.э. Он происходил из знатного рода, занимал высокие посты при дворе местного правителя.

Что, по мнению мыслителя, лежит в основе всех явлений и процессов?

Мо-цзы считал, что в основе всех явлений и процессов — гармония.

Чтобы в мире царила гармония, необходимо избегать по­ступков, которые наносят вред всему окружающему. При оценке любого поступка нужно руководствоваться двумя кри­териями — пользой и уважением.

Как достигнуть уважения между членами общества?

Уважение будет достигнуто, когда положение человека в обществе станет определяться его личными качествами, а не социальным происхождением

Как возникла царская власть?

Царская власть установилась в результате коллективного выбора людей. Царская власть выступает единственным гаран­том управления на основе закона.

Источник

Тема 1.2 Философия Древнего Востока

План изучения темы:

Краткое изложение теоретических вопросов

Мораль благородного человека подобна ветру;

мораль низкого человека подобна траве.

Трава наклоняется туда, куда дует ветер.

(Конфуций)

Ментальная схема

(для самостоятельного изучения материала по инфографики)

философские учения древнего востока

Инфографика по теме

философские учения древнего востока

Вопросы по инфографике

Веды, Дао, реинкарнация, Лао-Цзы, даосизм, нирвана, первая мировая религия, Шан Ян, С.Гаутама.

2. Назовите особенность восточной философии

3. Дайте определение натурфилософии Инь Ян. В какой стране зародилась эта философия?

4. Соотнесите между собой

Ведызамкнутая социальная группа
Шан ЯнШан Ян
интровертность«Беседы и суждения»
Даосизмперерождение
Лунь Юйединство в борьбе противоположностей
Реинкарнация«Беседы и суждения»
легизмпогружение в себя
Инь ЯнЛао-цзы
Касталегизм
БуддизмДревние книги
Сиддхартха Гаутама

1. Особенности философии Древнего Востока.

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской.

Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен.

Восточная философия интровертна (погружена внутрь человека), она носит нравственно-религиозный характер.философские учения древнего востока

На Востоке изначально бытует идея, что и СИЛА и СЛАБОСТЬ человека — внутри него самого!

2. Философские концепции Древней Индии.

Веды состоят из четырех отдельных корпусов: «Ригведа» (сборник гимнов), «Самаведа» (сборник песнопений), «Яджурведа» (сборник жертвенных формул), «Атхарваведа» (сборник заклинаний).

философские учения древнего востокаВ наше время мантры преобразовались в мотиваторы, почему?

Если человек живет без позитивной (мотивационной) установки, то он подвержен апатии и/или депрессии.

Аутотренинг или аутогенная тренировка — это психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса.

В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады‘ представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении. Сансара — цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

Философия буддизма (I тыс. до н.э.)восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы

(560-480 гг. до н. э.) (Будда) или «Просветленный».

Буддизм формируется на основе положений, высказанных этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи Гаутамы принято определять в рамках 560-480 гг. до н. э. Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем — страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека это, что они основаны на страдании. Страдание — конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения — четыре «благородные истины»:

Первая, «истина страдания», — истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесное и душевное существование человека.

Третья истина («истина прекращения страдания»): страдание можно прекратить, освободившись от желания. Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий – нирваны (состояние полной отрешенности от окружающего мира).

Четвертая истина, «истина пути», гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния, совершенствование в нравственности, медитацию, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, использования денег.

Практические рекомендации:

Эмоции — это самые худшие советчики в нашей жизни! Никогда не принимай решения в порыве гнева или радости! Умей сдерживать себя, скажи себе: » я приму решение завтра», в любой жизненной ситуации!

3. Философские концепции Древнего Китая.

В развитии китайской философии выделяют следующие периоды:

Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе.

Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.

Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством.

Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, в частности, к идеологическому влиянию на государственную власть и систему воспитания китайского общества.

Даосизм.

Понятие дао многозначно.философские учения древнего востока

Дао — это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия мира, общества, человека. Дао — это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений.
При жизни человеку следует придерживаться доктрины «недеяния «(у-вэй). «Не-деяние» понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности.

Наши комментарии и практические рекомендации:

Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.философские учения древнего востока

Если следовать им, вернее, найти их в себе и развить, то жизнь человека превращается в «сказку» — его работа совпадает с его любимым делом (почему любимым? да потому что от природы у него это получается лучше всех). Представьте себе, вы просыпаетесь утром, чтобы пойти и заняться любимым делом, а вам еще за это и зарплату платят? А раз вы лучшие в своем деле, естественно вы и зарабатывать будешь больше других!

Речь идет о профессионально мастерстве.

Сегодня созданы площадки для реализации своих способностей, перевод их в малый (средний) бизнес, создание собственного дела. Например, техно-парки, фонды, спонсирующие стартапы, чемпионаты WorldSkills.

Увлечение мотоциклетной механикой, кондитерским делом, парикмахерским искусством, графическим дизайном, видеомонтажом, ресторанным сервисом – все это может стать вашей карьерной лестницей.

Многие студенты обращают внимание на слово «не-дяение», не понимая, что даосизм — это активная философия! Она останавливает лишь от выполнения работы, к которой у тебя нет склонностей («не садись не на свое место»), но вот в своей стихии ты должен «выложится на все сто процентов». Под стоячий камень вода не течет!

А теперь ответь на вопрос: почему ты учишься на этой специальности?

«Так получилось», «по баллам попал сюда, мне было все равно куда», «знакомый здесь учится», «родители так решили»? Вот тебе и ответ на вопросы: почему все время охота спать, почему тяжело учится, почему все ведется только в серых тонах! Что делать?

Практическая рекомендация:

1. Найди, что тебе нравится делать больше всего на свете и (если это не связано с твоей учебой) — сделай это своим хобби!

2. Подбери время (нишу в своем жизненном графике) для нового увлечения! Иначе ты все забросишь или хобби превратится в обязаловку и начнет тебя раздражать.

3. Не ищи аналогов в жизни других людей! (кто и во сколько лет стал богатым) — стань сам образцом для других! Помни — ты и только ты управляешь своей жизнью!

Конфуцианство

Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиций. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге «Беседы и суждения».
Основная тема философствования Конфуция — отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Управление государством описывалось им в семейно-родственных категориях.

Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами:

Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в зависимости от степеней родства и социальных ролей.

«Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер»

Легизм

(«Школа почитателей или любителей закона»)

(конец VIII-VII вв. до н. э.)

В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа. Они предложили ввести контроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.

Лабораторные работы/Практические занятия – не предусмотрено

Вопросы для самоконтроля по теме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *