философское направление к которому можно отнести учение платона

Философия Платона

Главным героем всех произведений является Сократ, за исключением последнего.

Онтология. Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.

Платон говорил, что существует 3 степени атеизма:

Основы идеалистической философии Платона:

Миф о пещере Платон приводит для психологического доказательства своей концепции.

Функции мировой души:

Следовательно, каждый род сущего выполняет определенную роль в мироздании. Так Бог был создателем и материи, идей, и мировой души. Идеи являются прообразами вещей, мировая душа выполняет роль активного начала, которая приводит в движение хору и эйдосы, хора есть источник многообразия материального мира, наконец, чувственно воспринимаемы вещи и составляют окружающий мир.

Платон в лучших традициях древнегреческой философии придерживался идеи объективно существующего чувственно-материального космоса. Космос был для Платона одухотворенным живым бытием, который обладал душой и умом. Космос имеет свои пределы и является замкнутым. Вокруг него пустота.

Мировая душа осуществляет как внешнее движение (движение звезд, находящейся за пределами солнечной системы), так и внутреннее движение (движение Земли, Луны, планет и Солнца).

Источник

Тест с ответами по философии

1. Объективный идеализм, выберите представителя:
а) Маркс
б) Гегель +
в) Демокрит

2. Необходимо выбрать исторические типы мировоззрения:
а) наука
б) мораль
в) философия +
г) миф +

3. Выберите методологический принцип, который признаёт разум за основу познания:
а) рационализм +
б) сенсуализм
в) релятивизм

4. Как называется философское учение, согласно которому у мира есть одно начало, или материальное, или духовное:
а) монизм +
б) дуализм
в) материализм

5. Что такое онтология:
а) учение о ценностях
б) учение о познании
в) учение о бытии +

6. Можно ли сказать, что понятия “философия” и “наука” совпадают по объёму:
а) да
б) нет
в) частично +

7. Что называется материализмом:
а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц – атомов, молекул и т.п
б) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания +
в) практический, здравый взгляд на вещи

8. Что называется идеализмом:
а) признание идеального начала первичным, определяющим материальное +
б) утверждение, что идеи, мысли существуют реально
в) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира

9. Как называется учение о развитии, источником которого признают становление, а также разрешение противоречий:
а) метафизика
б) диалектика +
в) агностицизм

10. Материализм, выберите представителя:
а) Демокрит +
б) Беркли
в) Маркс +
г) Гегель

11. Что называется агностицизмом:
а) признание относительности любого человеческого знания
б) признание принципиальной непознаваемости окружающего мира +
в) теория познания

12. О чём учение гносеология:
а) познании +
б) морали
в) ценностях

13. Как называется философское учение о ценностях:
а) антропология
б) онтология
в) аксиология +

14. С чем связывают начало формирования философского мышления в Индии:
а) брахманизмом +
б) буддизмом
в) исламом

15. Где изложены основные идеи брахманизма:
а) в Книге перемен
б) в Упанишадах +
в) в Бхагавадгите

16. Даосизм, чья философия:
а) Лао-цзы +
б) Цзоу Яня
в) Мо-цзы

17. Выберите категории философии у Конфуция:
а) небо +
б) мокша
в) жэнь +
г) недеяние

18. Какую проблему в античной философии, выдвинули представители Милетской школы:
а) счастья
б) первоначала +
в) человека

19. Кто считается создателем формальной логики:
а) Аристотель +
б) Сократ
в) Эпикур

20. Учения Платона можно отнести именно к этому философскому направлению:
а) субъективный идеализм
б) материализм
в) объективный идеализм +

21. Кто считал огонь первоначалом сущего:
а) Фалес
б) Гераклит +
в) Анаксимен

22. Выберите представителя диалектической традиции в философии:
а) Демокрит
б) Фалес
в) Гераклит +

23. Выберите представителя (-ей-) материалистического направления в античной философии:
а) Фалес +
б) Демокрит +
в) Платон
г) Сократ

24. Кому принадлежат следующие слова:””Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют”:
а) Демокрит
б) Фалес
в) Протагор +

25. Выберите представителя атомизма:
а) Демокрит +
б) Аристотель
в) Платон

26. Сократ считал, что дурные поступки это следствия:
а) божественного промысла
б) человеческого незнания +
в) плохого воспитания

27. Кто из античных философов, назвал свой диалектический метод майевтикой:
а) Сократ +
б) Платон
в) Гераклит

28. Выберите характерную черту философии в средние века:
а) гуманизм
б) космоцентризм
в) теоцентризм +

29. Что оказало определяющее влияние на развитие философии в средние века:
а) наука
б) искусство
в) религия +

30. К какому философскому направлению относится философский реализм:
а) утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не единичные вещи +
б) утверждающее, что реальны только единичные вещи
в) адекватно воспроизводящее реальность

31. Что подразумевается под устойчивой совокупностью взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека, определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям?
а) мировосприятие
б) миропонимание
в) мировоззрение+
г) мироощущение

32. Философия это:
а) рассуждение
б) компетентное мнение
в) профессиональную деятельность
г) любовь к мудрости+

33. Для Демокрита начало всего сущего это:
а) атомы+
б) огонь
в) числа
г) ум

34. Платон считал, что вещи:
а) копии идей+
б) сформованная материя
в) устойчивые пучки восприятий
г) продукты активности человеческого воображения

35. Кто является создателем религиозно-философского учения о Всеединстве в русской философии?
а) Н.Г. Чернышевский
б) В.С. Соловьев+
в) А.И. Герцен
г) М.А. Бакунин

Источник

Платон: биография, философия мыслителя

философское направление к которому можно отнести учение платона

Знаменитый мыслитель Платон — философ древнего мира. Он первым из мыслителей объяснял не только материальный мир, но причину его появления — мир идей. Так основоположником нового, идеалистического направления в философии стал Платон. Биография античного мыслителя и философские взгляды — тема нашей обзорной статьи.

Платон: биография, факты из жизни

Этот выдающийся древнегреческий мыслитель вошел в историю не под своим настоящим именем, а под прозвищем («Платон» означает ‘широкий’), данным ему то ли за широкий лоб, то ли за широту ума, то ли за крепкое телосложение. Настоящее же имя мальчика, родившегося в 427 году до нашей эры, — Аристокл.

Биография Платона с рождения складывалась благоприятно. Он появился в аристократической афинской семье. Отец Аристон был потомком легендарного царя Аттики Кодра. Мать Периктиона происходила из рода поэта, мудреца и афинского политика Солона, а сама была писательницей.

У семьи была возможность дать сыну превосходное образование:

Уже в зрелые годы Платон благодарил небеса за то, что был гражданином Афин, родился мужчиной, а главное — что был современником Сократа.

В возрасте 20 лет Платон знакомится с этим выдающимся философом и становится его учеником. Сократ тоже рассмотрел в юноше будущего гения. Известно, что Сократ не оставил письменных трудов, все его идеи изложены талантливым учеником. Оба мыслителя — Сократ и Платон — были приверженцами диалектики и диалогов.

После смерти Сократа (399 г. до нашей эры) почти десятилетие путешествует Платон. Биография кратко так описывает этот период:

Эти годы наполнены разными приключениями, однажды его едва не продали в рабство.

философское направление к которому можно отнести учение платона

Платон: YouTube/In Cor Cadit

На 40-м году жизни Платон возвращается в Афины, приобретает участок земли и создает религиозно-философский союз — Академию (названа школа Платона по топониму — роще, разбитой вблизи в честь мифического героя Академа). Здесь не только учились, но вели особый образ жизни:

Сорок лет посвятил Академии Платон — годы жизни до самой кончины. Эта школа приобрела статус элитного заведения, просуществовала еще сотни лет. Там получал знания ученик Платона — Аристотель.

философское направление к которому можно отнести учение платона

Платон и его ученик Аристотель: Wikimedia

Несколько раз Платон отлучался в Сиракузы. Правители города приглашали ученого, увлекшись его идеалистическими идеями. Сам Платон мечтал реализовать в Сиракузах свои политические идеи (хотел построить идеальную державу), изложенные в сочинении «Государство». Но молодой правитель Дионисий Младший вскоре увлекся более земными делами и развлечениями, а 70-летний ученый вынужден был бежать из Сиракуз.

В Афинах Платон пользовался уважением граждан не только благодаря учености, но и скромности, высоким душевным качествам. Он тихо скончался на 81-м году жизни в 347 г. до нашей эры.

Платон: философия, афоризмы

Кто такой Платон в мире философии? Ученые мужи до него изучали мир видимый, воспринимаемый органами чувств. Позже их назвали материалистами. Платон открыл другую реальность — мир идей. Его позиция породила целое направление в философии — объективный идеализм. Платон основные труды посвятил осмыслению таких проблем:

О принципах устройства бытия

Все сущее философ делил на два мира — мир вещей и мир идей. Он считал, что идеи первичны, а предметный мир — их отражение. Поэтому истинно существуют только идеи, именно они причина вещей, а постичь их можно только разумом, умопостижением. Так он решал основной вопрос философии: что первично — сознание или материя.

О душе и познании

О душе человека Платон рассуждает в диалогах «Тимей», «Федр». Он считал, что душа тесно связана с миром идей, она также бесплотна и существует вечно. Из мира чистых идей она переселяется в тела. Некоторым душам предстоит это повторять в течение 10 тысяч лет, затем они возвратятся в свой первоначальный мир.

Души Платон делил на виды. Определенный вид преобладает в отдельно взятом человеке. Согласно его учению, души бывают:

Платоновское представление о душе воплощено в образе колесницы:

С учением о душе Платон тесно связывал процесс познания мира. По его мнению, душа все видела и знала в мире идей, в котором она существовала. Но, воплотившись в тело, она все забывала. В работе «Менон» ученый описывает познание как припоминание того, что знала душа. Так человек постигает понятия блага, справедливости, красоты и другие нравственные начала.

Красоте философ отводил важную роль, считал, что именно она оживляет воспоминания об идеальном мире. Созерцая красоту, человек приходит к чистоте нравственной, приближается к миру идей.

Красота возбуждает такое идеальное чувство, как любовь. Оно у Платона ценится тем больше, чем полнее освобождается от грубого чувственного влечения. Это то чувство, которое известно как «платоническая любовь».

Из этих представлений родились многие афоризмы Платона, которые близки и понятны людям на протяжении многих веков:

« Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному».

« Любящий божественнее любимого, потому что он вдохновлен богами».

« Любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит».

философское направление к которому можно отнести учение платона

Диалоги Платона: YouTube/In Cor Cadit

Об идеальном государстве

Платон первым из философов представил системное учение о государстве и обществе. Этому посвящены его работы «Государство» и «Законы».

Он объясняет возникновение государства тягой людей к объединению. Это облегчает их существование. Идеальное государство, в его понимании, состоит из трех уровней:

Соответствовали такому делению и сословия: философы-правители, воины-защитники, производители вещей и продуктов.

Государство могло стать идеальным в представлении Платона, если все сословия будут выполнять свои предназначения. Это возможно только при условии правильного воспитания и формирования нравственных качеств граждан, ибо Платон был уверен:

« Никто не становится хорошим человеком случайно».

« Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное».

В своем учении Платон называет три возможные формы государственного правления:

Причем любая из этих форм может быть законной или незаконной. Так, законной монархией он считал ту, где правит просвещенный царь.

Жизнь общества, по мнению Платона, должна полностью регулироваться государством. Чтобы изжить конфликты, неравенство, зависть, следует установить даже общность имущества, жен, детей.

Таким образом, Платон – великий философ древнего мира. Он открыл другую реальность, или мир «идей», что дало название целому направлению в философии — объективному идеализму. Взгляды Платона на устройство мира, существование души, организацию жизни общества влияли на все последующее развитие философской мысли, составили одно из главных направлений развития философии

философское направление к которому можно отнести учение платона

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Тест: Тест по темам по философии с ответами

философское направление к которому можно отнести учение платона

Тема: Тест по темам по философии с ответами

Тип: Тест | Размер: 135.06K | Скачано: 960 | Добавлен 30.10.08 в 15:06 | Рейтинг: +30 | Еще Тесты

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

Тема 1. Предмет и специфика философского знания

1.(С) Представитель объективного идеализма:

2.(С) Исторические типы мировоззрения:

3.(П) Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира – это …….

4.(П) Методологический принцип, признающий разум основой познания:

5.(П) Философское учение, согласно которому мир имеет одно начало: или материальное, или духовное:

6. (ПС) Кант видел назначение философии в поисках ответов на следующие вопросы:

а) что я могу знать? б) что я должен делать? в) на что я могу надеяться? г) что такое человек?

Установите соответствие между перечисленными вопросами и философскими дисциплинами, в которых следует искать ответы на каждый из этих вопросов:

1) философская антропология;

4) философия религии.

7. (П) Онтология – это учение о:

8. (С) Совпадают ли по объему понятия «философия» и «наука»?

в) частично совпадают.

9. (С) Материализм – это:

б) практический, здравый взгляд на вещи;

в) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания;

г) признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира.

10. (С) Идеализм – это:

а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное;

в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;

г) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира.

11. (П) Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это:

12. (С) Представители материализма:

13. (С) Философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального – это ……

15. (С) Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это… идеализм.

16. (С) Философское направление, постулирующее не только первичность идеального начала, но и его независимость от сознания человека – это… идеализм

17. (П) Агностицизм – это:

а) признание принципиальной непознаваемости окружающего мира,

в) отрицание сотворения мира Богом,

г) признание относительности любого человеческого знания.

18. (П) Гносеология – это учение о:

б) законах и формах правильного мышления;

19. (ПС) Заполните таблицу, поставив в соответствие каждому ответу на поставленные вопросы одно из следующих понятий:

а) материализм, б) агностицизм, в) идеализм, г) дуализм, д) монизм.

Что составляет основу мира?

Основа мира едина или множественна?

Сущность мира неизменна?

Ответ: 1 а, 2 в, 3 д, 4 г, 5 б.

20. (5) Философское учение о ценностях – это:

Тема 2. Восточная философия

1.(С) Начало формирования философского мышления в Индии связано с:

2. (С) Основные идеи брахманизма изложены в:

3. (П) Даосизм – это философия:

4. (ПС) Категория «небо» относится к философии:

5. (П) Верно ли утверждение, что категория «недеяние» характеризует философию Лао-цзы?

6. (ПС) Категории философии Конфуция:

7. (ПС) Элементы, входящие в учение о пяти стихиях в Древнем Китае:

8. Установите соответствие между философскими учениями и категориями, которые в них используются:

Ответ: 1 б, 2 в, 3 г, 4 а

9. (ПС) Установите последовательность четырех «благородных истин» в буддизме:

а) Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.

Б) Существует освобождение от страдания.

В) Существует причина страдания.

Г) Существование человека неразрывно связано со страданием

10. (С) Материалистическая школа в философии Древней Индии называется …

Тема 3. Античная философия

1.(П) Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:

2.(5) Кто из древнегреческих философов считал главной задачей философствования самопознание, пропагандируя лозунг «Познай самого себя»?

3. (ПС) Установите соответствие между понятием и мыслителем, чьи воззрения это понятие представляет:

Ответ: 1 г, 2 в, 3 а, 4 д, 5 б.

4. (С) Создатель формальной логики – это:

5. (С) Философское направление, к которому можно отнести учение Платона:

б) объективный идеализм,

в) субъективный идеализм,

6.(С) Огонь первоначалом сущего считал:

8. (С) Представитель диалектической традиции в философии:

9. (ПС) Представители материалистического направления в античной философии:

10. (С) Автор высказывания: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»:

11. (П) Представитель атомизма:

12. (П) Автор апорий «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадион» и др.:

13. (С) Античный философ, выделявший первую философию (учение о сущем) и вторую философию (учение о природе) – это

14. (ПС) В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существующего: материальная; …. действующая; целевая.

Укажите недостающую в этом перечне первопричину.

15. (ПС) С точки зрения Сократа, дурные поступки являются следствием:

а) плохого воспитания

б) человеческого незнания

в) божественного промысла

г) подражания авторитетам

17.(П) Согласно софистам, критерием, мерой истинности суждений следует считать:

18.(ПС) Первая философия, предметом которой, согласно Аристотелю, являются умопостигаемые сверхчувственные сущности:

19 (П) Античный философ, назвавший свой диалектический метод майевтикой:

20.(П) Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, разработал:

Тема 4. Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры.

1.(П) В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве:

2.(П) Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и:

3.(П) Характерная черта средневековой философии:

4.(П) Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано:

5. (П) Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья?

6. (ПС) Философский реализм – это философское направление:

а) адекватно воспроизводящее реальность.

б) утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не единичные вещи.

в) утверждающее, что реальны только единичные вещи

7. (ПС) Мыслители эпохи Средневековья:

а) утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;

б) утверждающее принцип гармонии веры и разума;

в) отрицающее возможность познания внешнего мира;

г) рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.

9. (С) Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху Средневековья?

а) эмпиризм и рационализм;

б) диалектика и метафизика;

в) реализм и номинализм;

г) скептицизм и агностицизм.

10. (С) В средневековой философии основа, первопричина всего существующего – это …..

11. (С) Отличительные особенности, характерные для средневековой философии:

в) противопоставление «града земного» и «града небесного»;

д) понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира.

12. (С) Статус философии в эпоху Средневековья точно отражает следующее высказывание: « Философия – служанка …»

13 (С) Историю средневековой христианской философии принято делить на два этапа: с I по VIII в.в. и с IX по XIV в.в. Первый из них получил название “патристика”, второй – “…”.

14. (ПС) Средневековый мыслитель, чье учение в 1878 г. решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма:

б) Августин Блаженный

15. (П) Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов:

а) соотношение веры и разума;

б) создание мира Богом;

г) двойственности природы человека (божественной и земной)

16. (С) Для средневековой философии характерен:

18. (ПС) Философское течение, утверждающее, что подлинно реальным, самостоятельным существованием обладает только общее, единичное же производно от общего и, следовательно, вторично – это

19. (ПС) «Пять путей от мира к Богу» в философии Фомы Аквинского:

а) пять логических доказательств бытия Бога;

б) пять способов обретения истинной веры;

в) пять догматов христианского вероучения;

г) пять заповедей христианской морали.

20.(П) Определите понимание бытия, соответствующее принципам средневековой христианской философии:

а) бытие – это реальное существование объектов материального мира

б) бытие – это непосредственное существования чего – либо;

в) бытие есть независимое от сознания существование объективного мира

г) бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге;

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

1.(П) Мыслитель эпохи Возрождения, считавший, что правитель должен сочетать в себе качества льва и лисицы:

2.(С) Пантеизм – это отождествление:

в) человека и природы

3.(С) Верно ли утверждение, что гуманисты эпохи Возрождения были атеистами?

4.(С) Антисхоластическая направленность воззрений мыслителей эпохи Возрождения предполагала:

а) утверждение авторитета церкви

б) развитие атеистических убеждений

в) критику средневековой философии

г) освобождение христианской идеологии от еретических учений

5.(П) Реформация привела к возникновению в христианстве такого направления, как …

6. (П) В чем смысл названия эпохи Возрождения? Что именно возрождается?

а) античное искусство, философия, образ жизни;

б) христианское вероучение;

в) античная мифология и религия;

г) раннесредневековая патристика

7. (ПС) Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:

8. (С) Воззрения Бруно характеризуют идеи:

а) бесконечности Вселенной;

б) построения идеального государства;

в) существования бесчисленного множества миров во Вселенной;

г) атомарного строения материи

9. (С) Пантеизм – это учение:

а) о сотворении мира Богом;

б) о том, что Бог создает мир, но после акта творения в мирские дела не вмешивается;

в) о божественном предопределении всего сущего;

г) отождествляющее Бога и природу;

д) отрицающее существование Бога

10.(ПС) Установите соответствие между историческими типами философской мысли и перечисленными ниже характеристиками:
1. Античная философия а) космоцентризм, политеизм, демифологизация;

2. Средневековая философия б) антропоцентризм, пантеизм, секуляризация;

3. Философия эпохи Возрождения в) теоцентризм, монотеизм, сакрализация

11. (С) Мыслитель эпохи Возрождения, нарисовавший образ идеального государства и поместивший его на остров Утопия:

12. (С) Философское учение, отождествляющее Бога и природу – это…

13. (П) Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь»:

14. (П) Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности:

15.(ПС) Определите, достижения каких мыслителей наиболее весомы в перечисленных ниже областях философской мысли:

Ответ: 1 в г, 2 а, 3 б.

16.(П) Характерная черта натурфилософии эпохи Возрождения:

17. (П) Создатель гелиоцентрической системы мира:

18.(П) Характерная черта философствования в эпоху Возрождения:

19. (С) Для философской позиции Кузанского характерен:

20. (С) Хронологические рамки эпохи Возрождения:

Тема 6. Философия Нового времени

1.(С) Ложные представления, которые являются следствием несовершенства органов чувств, по Бэкону:

2.(П) Наилучшая форма правления, по Гоббсу:

б) абсолютная монархия

в) конституционная монархия

3 (ПС) Понятие общественного договора, использовавшееся в философии XVII-XVIII вв. означает:

а) заключение международных соглашений

б) заключение двухсторонних государственных соглашений

в) возникновение общества

г) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми

4.(П) Метод истинного познания в философии Бэкона – это …

5.(ПС) Иллюстрацией какого вида заблуждений, в соответствии с трактовкой Бэкона, может служить следующая фраза: «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе»?

6. (П) Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону:

7. (П) Философ XVII в., положивший в основу своего учения суждение: «Мыслю, следовательно, существую»:

8. (П) Философ Нового времени, развивший учение об индукции как основном и универсальном методе познания:

9. (ПС) Представители рационализма:

10. (ПС) Философская позиция, выраженная в суждении: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»:

11. (С) Сторонники концепции общественного договора:

12.(П) Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:

13. (С) Направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности – это

14. (С) Направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и, прежде всего, научно-организованный опыт – эксперимент – это

15. (ПС) В своей философской концепции Бэкон выделил четыре вида идолов (призраков), которые представляют собой:

а) основы религиозных убеждений человека;

б) заблуждения, создающие у человека ложные представления;

в) предметы поклонения;

г) ориентиры научного познания.

16. (П) Позиция Декарта, признававшего равноправное существование двух субстанций: материальной и духовной – это …….

20. (С) Автор идеи разделения властей:

Тема 7. Философия эпохи Просвещения

1. (С) Вольтер являлся сторонником:

2 (П). Французские просветители – Дидро, Ламетри, Гольбах – являлись сторонниками:

3. (П) Верно ли утверждение, что в философии французского Просвещения доминантой общественного развития признавался разум?

4 (ПС). Монтескье считал, что «власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» необходимо:

а) сосредоточить в руках монарха

в) сосредоточить в руках законодательного собрания

г) передать в руки церковных иерархов

5. (ПС) Французский просветитель, наиболее детально обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:

6. (П) Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов:

б) разума и справедливости

1) XVII в. а) Критика схоластики.

2. XVIII в. б) Критика метафизики.

в) Преимущественный интерес к гносеологическим проблемам.

г) Преимущественный интерес к социальным проблемам.

д) Попытки гармонизировать религиозную и научную картины мира.

е) Попытки заменить религиозную картину мира научной.

Ответ: 1 а в, д; 2 б, г, е.

8. (С) Критерий общественного прогресса, применявшийся в философии Просвещения:

а) Уровень развития производительных сил общества.

б) Степень совершенства человеческого разума.

в) Степень демократичности политического устройства.

г) Уровень религиозности общества.

9. (С) Характеристики, свойственные философии Просвещения:

а) антиклерикальный характер (вплоть до атеизма);

б) религиозный характер;

в) преимущественный интерес к социальным вопросам;

г) преобладание онтологической и гносеологической проблематики.

10. (П) Французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах, Кондильяк, Гельвеций и др.) получили прозвище “энциклопедистов”:

а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний;

б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”;

в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам

11. (ПС) Все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства – это, по мнению Гольбаха,

12. (С) Французский просветитель, утверждавший, что в природе все происходит в силу необходимых причин, и в ней нет ничего случайного:

13. (П) Верно ли утверждение, что французские просветители являются создателями системы законов и категорий диалектики?

14. (С) Главная причина социального неравенства, по мнению Руссо:

а) частная собственность,

г) разделение труда,

15. (П) Представители философии французского Просвещения:

16. (П) Позиция, которую отстаивает Гольбах в своей работе «Система природы»:

17. (ПС) Социально-политические концепции Локка и Руссо объединяет идея:

а) разделения властей,

б) общественного договора,

в) ликвидации частной собственности,

г) определения политики экономикой.

18. (С) Представители философии немецкого Просвещения:

19. (П) Позиция, преобладающая в философии французского Просвещения:

20. (П) Французские просветители – сторонники атеизма:

Тема 8. Немецкая классическая философия

1. (П) Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи»:

2. (С) Положение, соответствующее нравственной позиции Канта:

а) «Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай».

б) «Всякий перед всеми за всех виноват».

в) «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства».

3. (ПС) Положение, соответствующее гегелевскому пониманию источника развития:

а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.

б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.

в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.

4. (ПС) Кантовское понятие «априори» означает:

а) неразрешимое противоречие;

в) внеопытное знание;

г) отрицание возможности познания мира

5. (С) Точка зрения Фейербаха по проблеме возникновения религии:

а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака.

в) Религия есть результат отчуждения сущности человека.

г) Религия есть коллективный невроз навязчивости.

7. (С) Термины, характеризующие философию Канта:

8. (П) Представители немецкой классической философии:

9. (ПС) Установите соответствие между перечисленными ниже идеями и их авторами – представителями немецкой классической философии:

1) идея познавательной активности субъекта;

2) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека;

3) систематика законов и категорий диалектики

10. (П) Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:

11. (П) Автор следующих работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:

15. (П) Гегель – представитель:

а) объективного идеализма,

б) субъективного идеализма,

в) метафизического материализма,

г) диалектического материализма.

16. (П) Два периода – докритический и критический – выделяют в творчестве:

17. (С) Понятие, характеризующее философию Гегеля:

18. (С) В гносеологии Канта … в себе – это то, что непознаваемо.

20 (С). Верно ли утверждение, что историческое значение гносеологии Канта заключается в обосновании безграничности возможностей научного познания?

В) справедливо в отношении естествознания

Г) справедливо в отношении социогуманитарных наук

Тема 9. Марксистская философия

а) материалистическое понимание истории;

б) формулировка принципов правового государства;

в) создание идеалистической диалектики;

г) формулировка категорического императива;

2. (С) Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:

3. (П) Проблема, которая рассматривается в марксистской философии как «основной вопрос философии»:

а) отношения материи и сознания, бытия и мышления;

б) смысла жизни человека;

в) смысла и направленности исторического процесса;

г) естественных прав и свобод человека

4. (ПС) Оригинальность марксистской гносеологии состоит:

а) в признании относительности любых истин.

б) в понимании познания как отражения действительности.

в) в признании исходным пунктом познания наших ощущений.

г) во введении категории «практики» в гносеологию.

5. (П) Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:

а) Уровень развития производительных сил.

б) Степень демократичности политического режима.

в) Уровень развития научных знаний.

г) Степень нравственного совершенства человека.

6. (ПС) Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии:

а) Историческое развитие носит субъективный характер.

б) Общественное бытие определяет общественное сознание.

в) Вся человеческая история (кроме первобытной) была историей борьбы классов.

г) Развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер.

7. (П) Философию марксизма характеризует:

а) метафизический материализм;

б) субъективный идеализм;

в) объективный идеализм;

г) диалектический материализм;

8. (ПС) Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:

б) подвергнуть его разумной критике;

10. (П) Общественные отношения, которые рассматриваются в марксистской философии как основные, определяющие развитие всех других:

в) экономические (производственные);

12. (П) В вопросах познания Маркс и Энгельс были сторонниками:

б) гносеологического оптимизма;

д) разумного эгоизма;

13. (С) В марксистской философии политика:

а) отношение между классами;

б) деятельность по охране присущих каждому индивиду естественных прав и свобод;

в) деятельность, направленная на достижение общего блага;

г) деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование власти

14.(С) Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них – это данное Лениным определение:

а) общество в целом, взятое на определенном этапе своего развития, специфику которого определяет особый способ производства;

б) экономическая сфера жизни общества;

в) определенная стадия в развитии материального производства;

г) буржуазное общество

16.(С) В марксисткой философии … первична, сознание вторично.

17.(П) Способ существования материи в марксистской философии:

18.(П) Маркс и Энгельс опирались в своей философии на диалектику:

19.(П) Верно ли утверждение, что, с точки зрения марксизма, основная проблема философии – проблема свободы человека, его сущности и предназначения?

20.(С) Ответ на сформулированный в марксизме основной вопрос философии разделил мыслителей на два лагеря:

а) материалистов и идеалистов

б) агностиков и скептиков

в) сторонников диалектики и сторонников метафизики

г) сторонников рационализма и сторонников эмпиризма

Тема 10. Западная философия

1. (ПС) Установите соответствие между группами понятий и философскими направлениями, в которых они используются:

1) пограничная ситуация, неподлинное существование, отчуждение;

2) верификация, прояснение языка высказываний, анализ предложений;

3) бессознательное, сублимация, либидо.

а) неопозитивизм; б) экзистенциализм; в) психоанализ.

2. (ПС) Направление философии ХХ в., в котором человек является подлинным центром философствования:

б) критический рационализм;

3. (С) Экзистенциалистское понимание свободы:

а) свобода есть познанная необходимость;

б) свобода есть автономия выбора;

в) свобода воли есть не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.

4.(П) Философ, который ввел в научный оборот понятие «парадигма»:

5. (ПС) Понятие, означающие «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»:

а) научные парадигмы;

г) научные революции

6. (ПС) Сциентизм – это:

а) Объявление науки высшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять свое содержание все остальные формы духовной жизни.

б) Широкая критика науки как формы постижения мира и как социального института, в перспективе угрожающих существованию человеческой цивилизации.

в) Учение о закономерностях научного познания.

г) Обозначение процесса вытеснения наукой религиозного мировоззрения.

7. (С) К рационалистической традиции философствования можно отнести:

8. (П) Выберите суждение, верно отражающее позицию экзистенциалистов:

а) сущность предшествует существованию;

б) существование предшествует сущности;

в) сущность и существование совпадают;

9. (С) Постпозитивизм можно рассматривать как философию:

в) социальных систем;

10. (С) Первооснова мира в концепции Шопенгауэра:

11. (П) Представители экзистенциализма:

12.(П) Философское направление, рассматривающее в качестве основного вопроса философии смысл человеческого бытия:

в) антропологический материализм;

13. (П) Основой для развития неотомизма послужило учение:

б) Ансельма Кентерберийского,

г) Августина Блаженного,

14. (5) Философ, в онтологии которого ключевую роль играют понятия «воля к жизни» и «воля к власти»:

15 (П) Верно ли утверждение, что Поппер отрицал существование объективных законов общественного развития?

в) только в отношении закрытого общества,

г) только в отношении открытого общества.

Тема 11. Русская философия

1. (П) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями:

1. Славянофильство, 2. Западничество

а) Герцен, б) Хомяков, в) Киреевский, г) Белинский, д) Аксаков

Ответ: 1 б, в, д; 2 а, г

2. (С) Соборность – это:

а) свободное духовное единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей;

б) принадлежность людей к определенной религиозной конфессии (католицизму, протестантизму, православию и пр.);

в) стиль храмовой архитектуры;

г) высшая степень религиозности

3. (С) Сторонники материализма в русской философии:

4. (С) «Общее дело» в философии Федорова:

а) осуществление социалистических преобразований;

б) борьба против смерти и воскрешение мертвых;

в) изгнание из Царьграда басурман;

г) примирение и объединение Востока с Западом

5. (ПС) Направление русской философской мысли, не имеющее аналогов в западноевропейской философии:

а) философия всеединства;

б) антропологический материализм;

в) космическая философия;

г) экзистенциальная философия.

6. (ПС) Почвенничество продолжает в русской философской мысли традицию:

б) философии всеединства;

в) либерального западничества;

г) радикального западничества

7. (П) Направление в русской философии, которому соответствует формула: “Православие, самодержавие, народность”:

в) философия всеединства,

8. (ПС) Установите соответствие между понятиями и философами, в концепциях которых они имеют ключевое значение:

1) культурно-исторический тип; 2) соборность; 3) всеединство; 4) воскрешение

а) Соловьев, б) Данилевский, в) Федоров, г) Хомяков.

Ответ: 1 б, 2 г, 3 а, 4 в.

9. (С) Концепцию какого русского философа можно отнести к типу религиозного философствования?

10. (П) Представители русской религиозно–идеалистической философии:

12. (ПС) По мнению славянофилов, самобытные особенности исторического развития России, которые следовало поддержать в качестве жизнеспособных начал:

г) крепостное право,

13. (П) Представители радикального крыла западничества:

14.(П) Основоположник русского космизма:

15. (П) Основоположник «философии всеединства»:

16.(П) Направления русской философской мысли, искавшие ответ на вопрос: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, или у России свой особый путь:

а) материализм и идеализм

б) космизм и западничество

в) либерализм и анархизм

г) славянофильство и западничество

17.(С) По мнению славянофилов, структурной единицей организации русской жизни является ……….

19.(С) Форма государственного правления, способная, по мнению русских консерваторов, обеспечить целостность и устойчивость России:

в) конституционная монархия

г) самодержавная монархия

20.(П) Одна из приоритетных для всей русской философии проблем:

а) обоснование критериев истины

б) поиск первоначала бытия

в) человек, его судьба и смысл жизни

г) обоснование атеистического мировоззрения

Тема 12. Проблема бытия

Тема 13. Философское понимание материи

1.(П) Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:

2. (С) Суждения, являющиеся философскими:

3. (П) Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии:

в) эпоха Возрождения,

г) эпоха Просвещения.

4. (ПС) Философская школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия:

б) бытие социального,

в) бытие духовного (идеального).

6. (С) Способность к эволюции (развитию) отличает:

а) мир неживой природы,

б) мир живой природы,

г) все перечисленные объекты.

7. (П) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания:

8. (П) Философское понятие, определяемое как «объективная реальность, данная нам в ощущениях»:

9. (ПС) Все, что существует в мире, это либо объект, т.е. вещь, либо его свойство, либо отношение. Установите соответствие между этими элементами бытия и приведенными ниже примерами.

Ответ: 1 а, г, 2 в, д, 3 б.

10. (С) Системное свойство – это:

а) Свойство, присущее каждому элементу системы по отдельности.

б) Свойство, появляющееся в результате объединения элементов в систему, но не присущее им по отдельности.

в) Способность объектов удовлетворять требованиям определенной систематизации, классификации.

11. (ПС) Способ взаимосвязи элементов какой-либо целостности – это:

12. (ПС) Установите соответствие между теориями и группами понятий:

а) Противоречие, отрицание, развитие

б) Нелинейность, бифуркация, диссипативная система

в) Структура, элемент, целостность

13 (ПС) Расположите нижеприведенные понятия в порядке возрастания степени общности:

15. (С) Принцип диалектики, указывающий на источник любого развития:

а) принцип единства и борьбы противоположностей;

б) принцип взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений;

в) принцип отрицания отрицания;

г) принцип противоречивого единства необходимости и случайности

Тема 14. Сознание как предмет философского анализа

Тема 15. Познание, его возможности и границы

1. (С) Расположите перечисленные ниже формы отражения в порядке возрастания уровня сложности:

2. (П) Философское направление, в котором сознание интерпретируется как свойство высокоорганизованной материи:

3. (С) Два фактора, сыгравшие решающую роль в возникновении сознания человека:

а) предметно-практическая деятельность и речь;

б) увеличившийся объем мозга и прямохождение;

в) мутагенез и изменение климата;

г) коллективный (стадный) образ жизни и моногамия

5. (П) Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом:

6. (ПС) Укажите верные характеристики сущности сознания:

в) общественно-исторический характер,

7. (С) Формы чувственного познания:

8. (С) Формы рациональной ступени познания:

9. (П) Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины:

10. (П) Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:

11 (С) Метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы – это

12. (П) Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:

13. (П) Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии:

б) формально-логическая непротиворечивость,

г) гармоничность, красота.

14. (П) Независимость истины от познающего субъекта означает ее:

15. (С) Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:

Тема 17. Природные основы общественной жизни

1.(П) Факторы, влияющие на рост народонаселения:

а) только биологические

б) только социальные

в) и биологические, и социальные

2.(ПС) Установите соответствие между утверждениями о сущности природы и концепциями, которые они характеризую:

1. Природа – окружающий нас мир во всем многообразии и бесконечности, существующий независимо от сознания.

2. Природа есть порождение и отчуждение абсолютной идеи.

3. Природа есть результат творения Бога, и она развивается по намеченному им плану.

Б)– Гегелевская концепция.

3.(С) Установите соответствие между приведенными суждениями об обществе и теми школами, в рамках которых они возникли:

1. Общество есть форма совместной жизни людей. Это обособившаяся часть природы, которая неразрывно связана с ней. В основе развития общества лежат материальные экономические факторы.

2. Общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно развивается по аналогии с биологическим организмом.

3. Развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов.

А) Органическая теория

4.(П) Установите соответствие между социальной теорией и ее представителем:

2. Органическая теория общества.

3. Географический детерминизм.

4. Диалектико-материалистическое понимание

5.(ПС) Расположите понятия от общего к частному:

Ответ: в, а, г, б.

6.(П) Теория, согласно которой развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него географических факторов, называется … детерминизм.

7.(С) Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого:

8.(С) Естественная основа материального производства и жизни общества:

а) природные богатства

б) производительные силы

в) производственные отношения

г) потребности человека

д) способности человека

10.(П) Автор концепции биосферы:

12.(С) Автор концепции этногенеза, в которой процессы этнического развития рассматриваются сквозь призму пассионарности,-……

13.(П) Кто доказал влияние активности Солнца на биологические и социальные процессы на Земле?

14.(С) Наука, изучающая взаимодействие общества и окружающей среды:

а) Социальная экология

г) Социальная онтология

15.(ПС) Мыслитель, усматривавший прямую зависимость этногенеза от географической среды:

Тема 18: Общество как целостная саморазвивающаяся система

Ответ: структура
социальная структура

4.(С) Общественное сознание в ходе социальной практики, различных видов деятельности отражает общественное ………

7.(С) Общество есть целостная саморазвивающаяся система, в основе которой лежат материальные, прежде всего экономические факторы. Эту точку зрения впервые высказал:

8.(С) Общество есть система, в которой следует выделить два основных аспекта исследования: социальную статику и социальную динамику. Эта точка зрения принадлежит:

9.(С) Точка зрения, согласно которой в основе развития общества лежит развитие общественного сознания, принадлежит:

10.(П) Процесс, характеризующий способность социальной системы обеспечивать и воспроизводить собственную деятельность:

11.(С) Общество как целостный социальный организм характеризуется рядом атрибутивных (основополагающих) свойств. Выделите их:

в) межличностные отношения

12.(П) Изменения негативного характера, ведущие к рассогласованию связей и функций частей системы, уменьшению ее упорядоченности или к ее распаду:

14.(П) Всякое общество, согласно К.Марксу, в своей деятельности есть совокупность всех общественных …

15.(П) В основании функционирования и развития всякого общества лежит целостная и продуктивная ……. людей.

Тема 19. Философские проблемы экономической жизни общества.

1.(С) Экономическая сфера жизни общества – это социальное пространство, на котором осуществляется:

а) экономическая жизнь общества

г) удовлетворение материальных потребностей людей

2.(С) Товаром называется:

а) вещь, обладающая потребительной стоимостью;

б) предмет, который нужен людям;

в) продукт, произведенный для обмена посредством купли – продажи

г) все то, что может удовлетворить какую-либо потребность человека

3.(С) Глубинная основа экономического обмена:

а) желание людей удовлетворять свои разнообразные потребности.

б) общественное разделение труда.

в) установившаяся традиция.

г) желание одних людей помочь другим.

4.(П) С марксистской точки зрения, наибольшее влияние на развитие общественной жизни в целом оказывает:

а) воля людей и их желание;

б) наличие сильных личностей и способных политических элит;

в) природные факторы;

г) способ производства материальных благ;

5.(С) Точка зрения, согласно которой «способ материальных благ, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», характеризует взгляды:

6.(П) Люди «начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни». Правомерно ли утверждать, что это суждение характерно для представителей марксистской философии?

7.(С) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:

а) материальное производство;

г) производительные силы;

8.(П) Факторы, характерные для экономической жизни общества:

а) потребление предметов и услуг;

б) наслаждение материальными и духовными благами;

г) производство предметов и услуг;

9.(п) К производственным отношениям относятся:

а) отношения политические

б) отношения обмена

в) отношения потребления

г) отношения идеологические

д) отношения собственности

е) отношения религиозные

10.(П) Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил сформулировал:

11.(П) Элементы производительных сил общества:

б) технология производства;

в) природные ресурсы;

г) транспорт, коммуникации;

д) географическая среда;

12.(П) Элемент производственных отношений:

а) отношения собственности на средства производства;

б) отношения, которые складываются внутри семьи;

в) отношения распределения политической власти в обществе;

г) этнические отношения;

13.(ПС) Установите соответствие между трактовкой общества и ее сторонником:

1. общество есть результат подражания; а) Маркс

2. общество есть результат деятельности элит; б) Тард

3. в основе развития общества лежит способ в) Парето производства материальных благ;

4. общество есть результат развития г) Гегель абсолютной идеи;

Ответ: 1- б, 2- в, 3- а, 4- г.

14.(П) Правомерно ли включать в структуру производительных сил безработного?

15.(ПС) Установите соответствие между ниже перечисленными понятиями и их авторами:

Ответ: 1- б, 2- в, 3- а,4- г.

Тема 20: Политическая жизнь общества.

1.(С) Фундаментальным основанием политики является …….

2.(С) К характерным признакам государства относятся:

г) этническое единство

3.(П) Ниспровержение существующего социально- политического строя силовыми методами:

4.(С) Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»:

5.(П) Сфера общественной жизни, связанная с определением форм, задач и содержания деятельности государства, направления его функционирования:

8.(ПС) Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства:

9.(С) Установите соответствие между двумя группами понятий:

Ответ: 1- б, в, д; 2 – а, г.

10.(С) Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную:

11.(П) Черты государства, отличающие его от других социальных институтов:

б) наличие специального аппарата власти

в) монопольное право издавать законы

г) управление экономическими процессами

д) общность религиозных убеждений

12.(С) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:

а) политический режим

в) политическая жизнь общества

13.(П) Главным элементом любой политической системы является президент. Верно ли это?

15.(П) Форма государственного правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передается по наследству:

Тема 21: Правовая сфера жизни общества.

1.(С) К существенным особенностям права относятся:

а) исторический характер права

б) классовый характер права

в) связь права с социальной психологией

г) связь права с государством

2.(П) Концепцию естественных прав человека разрабатывали:

3.(П) К признакам правового государства относятся:

а) верховенство закона

б) контроль над всеми сторонами жизни общества

в) соблюдение основных прав и свобод личности

г) разделение властей

4.(ПС) Положение, характеризующее либеральную концепцию права:

а) запрещено все, что не разрешено;

б) главная функция права – запреты на те или иные виды деятельности;

в) права и свободы гражданина являются первичными;

г) основная функция права – социальный контроль;

5.(П) Верно ли утверждение, что закон может быть и неправовым, если он нарушает основополагающие принципы права (равенства, свободы, справедливости)?

6.(П) Самая главная опора и гарантия исполнения правовых норм:

а) социальный консенсус;

б) наличие развитой политической системы;

в) сильное государство;

7.(С) Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится:

8.(П) Декларация прав человека и гражданина была принята в:

9.(П) Выберите верное суждение:

а) право и мораль тождественны;

в) основное назначение и права, и морали – регуляция отношений между людьми

г) и право, и мораль находят воплощение законах, установленных государством;

10.(С) Монополизация власти в руках одного лица или органа может быть исключена только при условии соблюдения принципа разделения …….

11.(П) Основная функция права состоит:

а) в регулировании отношений между людьми;

б) в поддержании господствующей идеологии;

в) в укреплении нравственности в обществе;

г) в преодолении национализма;

12.(П) Принцип, действующий по отношению к гражданам в правовом государстве:

а) «разрешено абсолютно все»

б) «разрешено все, что не запрещено»

в) «разрешено все, кроме политики»

г) «запрещено все, что не разрешено»

13.(ПС) Понимание права как совокупности установленных и поддерживаемых государством общеобязательных норм поведения людей характерно для:

а) либерального подхода

б) социологического подхода

в) традиционного подхода

г) политического подхода

Тема 22: Духовная жизнь общества.

1.(С) Главная функция искусства:

3.(П) Ключевая функция науки:

4.(С) Установите соответствие между типами религий и их разновидностями:

Ответ: 1- б, г, д; 2- а, в.

6.(ПС) Особенность морали, выражающая апеллирование к моральному долгу, а не к целесообразности:

б) всеобъемлющий характер

в) воспитательный характер

7.(ПС) По непосредственному отношению к практике науки делят:

а) на теоретические и эмпирические

б) на фундаментальные и прикладные

в) на теоретические и практические

г) на естественные, социогуманитарные и технические

8.(С) В структуру духовной жизни общества входят:

а) духовные ценности

б) духовные потребности

в) духовные издержки

г) духовное производство

д) духовная прибыль

9.(С) Уровни научного познания, которые различаются по глубине постижения действительности:

10.(П) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:

в) духовная сфера общества

г) религиозный культ

11.(П) Основной критерий истины в научном познании:

12.(С) Главная функция морали:

13.(П) Форма отражения действительности, характерная для искусства:

б) художественные образы

в) совокупность норм поведения

г) система догматов

д) политические программы

14.(П) Верно ли утверждение, что моральные нормы, принципы, ценности являются результатом деятельности профессионалов?

15.(П) Иллюстрацией каких причин возникновения и воспроизводства религиозных верований является выражение: «Страх создал богов»?

Тема 23: Смысл и направленность истории.

1.(С) Французский просветитель, обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:

2.(П) Закон трех стадий развития общества, основанного на смене форм познавательной деятельности, был сформулирован:

3.(С) Эсхатологический характер исторического процесса признавали:

б) Августин Блаженный

4.(С) Выделите точку зрения Шпенглера на соотношение культуры и цивилизации:

б) цивилизация и культура органически взаимосвязаны

в) цивилизация – это конечный этап развития культуры, означающий ее «закат»

5.(П) Эпоха, для которой характерна идея универсальности исторического развития человечества в соответствии с волей Божьей:

6.(П) Категории, используемые Марксом в его философско-историческом учении:

а) общественно–экономическая формация

б) культурно–исторический тип

в) историческая закономерность

г) экономический базис общества

7.(П) Понятия, использующиеся при объяснении развития человеческого общества и исторического процесса:

г) культурно–исторический тип

8.(С) На вопрос: имеет ли человеческая история смысл? – отрицательно отвечает:

9.(ПС) Определяющий фактор исторического развития общества в концепции Конта:

а) развитие материального производства

б) развитие общественного труда

в) прогресс человеческого разума

г) борьба социальных групп

д) развитие социального неравенства

10.(С) Маркс осуществлял периодизацию исторического развития с выделением пяти общественно–экономических формаций, исходя из:

а) уровня развития культуры

б) степени развития науки

в) технологического уровня

г) типа производственных отношений

д) типа господствующих ценностей

11.(П) Установите соответствие между понятием и его автором:

12.(П) Фактор, определяющий ход истории в концепции Августина Блаженного:

а) экономический фактор

б) абсолютный разум

в) географическая среда

г) интеллектуальный фактор

д) божественный замысел

13.(ПС) Основание выделения типов общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное) в концепции постиндутриального общества:

а) тип производственных отношений

б) уровень развития науки и технологий

в) уровень развития культуры

г) тип политических отношений

15.(С) Д.Белл, О.Тоффлер и другие сформулировали философскую концепцию ……. общества.

Тема 24: Философские проблемы человека.

1.(С) Сторонник механистических взглядов на человека, согласно которым человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму:

2.(П) Согласно Демокриту, цель жизни человека:

а) достижение нирваны

б) стремление к наслаждениям

в) достижение счастья, понимаемого как радостное расположение духа

г) повышение социального статуса

3.(П) Античный мыслитель – автор концепции этического рационализма:

4.(ПС) Ориентация, согласно которой смысл жизни заключается в стремлении к наслаждению – это …….

5.(П) Рассмотрение человека как образа и подобия Бога характерно для:

6.(П) Мыслитель, чьи представления о человеке отражает следующее суждение: «Человек человеку – волк»:

7.(П) Учение о бессознательном как важнейшем факторе человеческого существования разработал …….

8.(П) Экзистенциалистскую концепцию человека разрабатывали:

9.(С) Понятие сверхчеловека использовал в своей философии:

10.(С) Установите соответствие:

а) совокупность всех свойств организма, сформированных в процессе его индивидуального развития;

б) процесс индивидуального развития человека;

в) совокупность всех генов организма;

11.(С) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями:

1. Экзистенциализм а) Камю

2. Неофрейдизм б) Ленин

3. Марксизм в) Бердяев

Ответ: 1а; 2г, е; 3 б, д.

12.(П) Философское учение, согласно которому существование человека предшествует его сущности:

13.(С) Представители материалистической концепции человека в русской философии:

15.(С) Установите соответствие между философом и его трактовкой человека.

а) человек – это политическое животное;

б) человек есть мера всех вещей;

в) сущность человека – это совокупность всех общественных отношений;

Тема 25. Ценности и личность.

1.(п) Учение о ценностях:

2.(П) Эпоха, в которой ценности приобретают религиозный характер:

3.(П) Сфера общественной деятельности, создающая научные и художественные ценности:

4.(С) Теория ценностей была разработана в рамках:

5.(П) Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений:

6.(С) Влияние рыночных ценностей на социализацию личности:

а) только отрицательное

б) только положительное

г) и отрицательное, и положительное

7.(ПС) Установите соответствие между теорией ценностей и ее представителем:

8.(С) Ценностная парадигма западного общества характеризуется:

а) приоритетом общественных ценностей над индивидуальными

б) приоритетом религиозных ценностей над светскими

в) приоритетом индивидуальных ценностей над общественными

9.(ПС) Установите соответствие между видами ценностей и их характеристиками:

а) высшие, абсолютные ценности, выступающие в качестве смыслообразующих, бытийных ценностей

б) установки, запреты, требования, выступающие как предписания человеческого поведения.

в) промежуточные ценности, которые подчинены более высоким (важным) ценностям и во многом обусловлены ими

г) явления окружающего мира, значимые для человека с точки зрения удовлетворения его потребностей.

11.(С) Верно ли рассматривать ценности с точки зрения истинности и ложности?

13.(П) Библейский принцип «не убий» относится:

а) к предметным ценностям

б) к субъектным ценностям

в) к материальным ценностям

14.(С) Установки, оценки, требования, запреты и т.д., выступающие как предписания человеческого поведения, называются ……. ценностями.

15.(П) Можно ли утверждать, что общественное мнение оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций личности?

в) справедливо в отношении культуры западного типа

г) справедливо в отношении культуры восточного типа.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *