философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук

Классификация наук в философии Аристотеля. Взаимосвязи логики, науки и философии в гносеологии Аристотеля.

Аристотель разделил науки на три большие группы:

философия, математика и физика

искусство, ремесла и прикладные науки.

Классификация наук соотносится с классификацией типов знания:

Группы расположены иерархично: высшую ступень занимают те науки и тот тип знания, который более всего удален от чувственного восприятия и наиболее «умозрителен». Это знание наиболее трудно постижимо, но и наиболее ценно, т.к. изучает общие вещи, на основе которых легко изучить свойства частного. «Умозрительные» науки исследуют первопричины всего, а потому «умозрительное» знание является главенствующим – ведь через причины и первоначала познается и все остальное.

*Аристотель выделяет 4 первопричины:

«Чистое» умозрительное знание формирует принципы, действующие во всех науках.

Практическое и чувственное знание менее ценно, поскольку постигается не только умом, а разум, как для Аристотеля, так и для Платона, является источником высшего, недоказуемого знания.

При этом опытное знание может служить основой для научного (после того, как зафиксирован какой-л. факт, начинается исследование его сущности), а потому стоит выше чувственного.

Хотя Аристотель и ставит чувственное знание на низшую ступень, он признает, что любое знание начинается с ощущений, и пытается соединить различные типы знания (опыт становится основой для умозрения). В этом его отличие от Платона, придерживавшегося более строгого разграничения

тип науктеоретическиепрактическиетворческие
составметафизика математика физикаэтика политика экономикаискусство поэтика риторика
функцииконтроль за умомконтроль за поведениемконтроль над волей и эмоциями
путипути к истинепути дела к справедливостипути материи к форме и красоте
принципыобъективностьсубъективность интересовматериал, потребительская стоимость
объективностьпервые начала знания и умапервые начала дела, практикипервые начала вещей

Логика – наука о законах мышления

Аристотель – основатель логики. Логика для него – не некая отдельная наука, как в философии стоицизма, а орудие всякой науки. Аристотель называет логику «Аналитикой»; в специальном трактате «Аналитик части 1 и 2» он изложил ее основные учения: об умозаключении и о доказательстве.

Задача Логики, по Аристотелю – исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Из этого видно, что основной метод логики – «сведение».

В своих логических исследованиях Аристотель наибольшее внимание уделил следующим вопросам:

Вопрос о методе вероятного знания – диалектике;

Вопрос о двух основных методах выяснения уже не вероятного только знания, а знания достоверного – методы определения и доказательства;

Вопрос о методе нахождения посылок знания – индукции;

В трудах Аристотеля логика достигла высокой степени совершенства. По сути, именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Он сформулировал следующие логические законы:

Закон тождества – понятие в ходе рассуждений должно употребляться в одном и том же значении;

Закон противоречия – не противоречь сам себе;

Закон исключенного третьего – А или не-А истинно, третьего не дано.

Аристотель гордился своим учением о силлогизме, который состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе – особенное, третье – вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение:

(1) Если все люди смертны (2) И все греки – люди, (3) То все греки смертны.

Логика – наука о законах, формах, принципах, методах и свойствах мышления. · Закон запрета противоречия · Закон тождества · Закон исключения третьего · Закон достаточного основания Формы мышления · Категории · Понятия · Суждения · Умозаключения Логические методы · Анализ/синтез · Индукция/дедукцияКачества логичности · Точность · Последовательность · Определенность · Доказательность Части логики · Аподиктика (о точном знании) · Диалектика (о вероятностном знании) · Эристика (учение о спорах) · Риторика (оформление мысли) Основания логики · Аксиомы · Опыт · Интуиция · Силлогизм

философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук

философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук

Источник

Основные понятия теории познания и логики в соответствии с учением Аристотеля

философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук

Аристотель или Стагирит, или в средневековой науке известный как Никомах – греческий философ, ученый, исследователь в области естественных наук. Аристотель также исследовал проблемы гносеологии, то есть познания и связанных с ним процессов. Именно ему принадлежит разработка проблематики научного мышления и логики, составление понятийного аппарата в сфере философии. Почему научное мышление необходимо каждому человеку? Какие существуют методы рассуждения? Данная статья посвящена рассмотрению этих вопросов.

Структура процесса познания по Аристотелю

По мнению философа, любое знание начинается с ощущения или же чувственного опыта, получаемого с помощью зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Однако простого чувствования мало для того, чтобы об объекте сформировалось конкретное знание, понимание его сущности, которыми мы можем воспользоваться с практической точки зрения. Ведь по сути своей знание – это информация, полученная и усвоенная нами. Для того, чтобы она прошла путь усвоения, информация должна преобразиться через определенные формы мышления. Таким образом, задача познания состоит в восхождении от простого, «низкого» чувственного восприятия к «высокому» уровню абстрактного понимания.

Формы мышления

Категории

Это предельно обобщенные группы понятий, характеризующие виды субъектов или так называемых предикатов суждения, т.е. того, о чем ведется рассуждение.

Законы логики

Доказательство и его методы

Рассуждение по определенным правилам логики с целью утверждения истинности заявленного суждения называется доказательством. Оно используется для прочного закрепления излагаемого размышления и должно неизменно отвечать самому главному критерию – истинности.

Существует два метода доказательств:

Аристотель полагал, что достоверное и полномерное доказательство можно получить лишь путем соединения индуктивного и дедуктивного метода.

Список использованных источников:

Автор: Каркач А.А., студент-культуролог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

Аристотель является и основоположником логики.

Задача познания состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.

Источник

Философское учение Аристотеля

Аристотель разделял философию на три части – теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. «органон» – орудие, инструмент). Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина – ложь, а с понятиями добро – зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику). Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.

Отвечая на вопрос, что такое Бытие Аристотель формулирует десять основных категорий (наиболее общих понятий). Первая из категорий говорит о том, что такое бытие, а все остальные раскрывают её содержание.

Аристотель разработал четыре принципа вещи:

· Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

· Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

· Действующая причина (начало) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

· Цель — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

1) философия занимается вопросами бытия как такового или бытия вообще.

2) философия или физика исследует сущее, причастное к движению.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал.

Душа — это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.» Душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.

Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Выделял 3 уровня души:

· растительная (отвечает за функции питания, роста и размножения)

· животная (обладает предыдущими и дополняется функциями желания и ощущения)

· разумная, человеческая душа (охватывает предыдущие + рассуждение и мышление)

Теория познания и логика

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:

1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.

Он сформулировал логические законы:

закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;

закон противоречия — «не противоречь сам себе»;

закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

Этические взгляды

Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Учение о добродетелях, «принцип золотой середины».

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.

нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Он есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность». Это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

Учение о государстве

Он утверждал, что семья и дружина предшевствует государству. Высшим государственным благом являеся справедливость.

На что должно опираться государство:

· должна быть частная собственность

· представляет 3 слоя населения(очень зажиточные,средние, крайне не имущие)

Государство должно предотвратить:

· власть в одних руках

· удержание в повиновении рабов

· чрезмерное обогащение отдельных граждан

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Формы государственного правления

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

· Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

· Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

· Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

· Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

· Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

· Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

отклонение от монархии даёт тиранию,

отклонение от аристократии — олигархию,

отклонение от политии — демократию.

отклонение от демократии — охлократию.

Историческое значение Аристотеля:

Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

Глоссарий

Форма по Аристотелю — суть и предназначение вещи,нет вещи без формы. Аристотель заменил лат. термин эйдос греч. термином форма.

Материя по Аристотелю — реальное вещество,обладающее физическими характеристиками.

Движение по Аристотелю — процесс осуществления возможного в реальность.

Вещь по Аристотелю — это овеществленная форма с целевым назначением.

Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком, «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность». Это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

Ум ( Нус ) — это Аристотелевский Бог, высшая, вечная, неподвижная сущность. Являясь неподвижным,Ум даёт импульс движению в реальном мире.

Энтеле́хия (греч. ντελέχια «осуществленность», от ντελής, «законченный» и χω, «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.

Душа есть, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

Силлогизм (греч. syllogismós), вид дедуктивного умозаключения, две посылки и заключение которого имеют одну и ту же субъектно-предикатную структуру.

Перипате́тики (от греч. περιπατέω — прогуливаться, прохаживаться) — ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

Другое название школы — Лике́й (др.-греч. Λύκειον; в средневековом или традиционном латинском произношении — Лице́й) — по названию расположенного вблизи от гимнасии, где преподавал Аристотель, храма Аполлона Ликейского, в восточной части древних Афин. Основана в 335/4 г. до н. э. В средневековье перипатетиками называли схоластов. Начиная с 9-го века перипатетизм был воспринят и получил развитие в работах арабоязычных мыслителей.

Эллинистическая школа

Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. Эпоха эллинизма — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 г. по 30 г. до н.э.

Для эллинистической школы характерно:

• распространение антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

• философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

• кризис античных моральных и философских ценностей;

• снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;

• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

• поиск физической и духовной опоры в самом себе;

• стремление к отрешению от действительности;

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного

Источник

Логика и теория познания Аристотеля

философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук

философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук

философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук

Логика Аристотеля имела определяющее влияние на последующую духовную историю Запада. Она стала основой так называемой традиционной, или формальной, логики. Нас интересует здесь не Аристотель, а логика, поэтому мы будем говорить лишь о сути дела, о сущности, составе и значении созданной им науки, не заботясь особенно о том, чтобы строго отделить то, что сказано самим Аристотелем от сказанного другими знатоками и теоретиками формальной логики.

Аристотель создал такую науку, говорил Кант, которая на протяжении двух с лишним тысяч лет не была ни опровергнута, ни в чём бы то ни было существенном пересмотрена, но лишь дополнена и расширена (причём не всегда удачно). Возможно, что одна из причин такого положения дел заключается в самом характере логики как формальнойнауки. Аристотель первым исследовал мышление не с точки зрения его содержания, отношения к предметам или выражения в языке, но исключительно с точки зрения его собственной внутренней формы. Мысли людей столь же разнообразны и изменчивы, как и их предметы, однако во всём разнообразии этих мыслей и знаний о мире можно найти устойчивые и повторяющиеся формы или структуры, которые не зависят от содержания мысли – ни от её предмета, ни от её носителя в данный момент (т.е. от того, о чём эта мысль или кому она принадлежит), иначе говоря – нечто объективно-реальное в самом мышлении. Эти всеобщие формы как бы «погружены» в бесконечно разнообразный и переменчивый материал ощущений, восприятий, эмоций, вещей, которые мы знаем и т.п., и остаются незаметными для самого мыслящего человека. Они как бы заслоняются предметом, о котором мы думаем. Аристотелю впервые удалось отделить эти общие формы от бесконечно разнообразного содержания и описать их в чистом виде. В этом заключается бессмертная заслуга Аристотеля перед наукой. Осознание, изучение, систематизация этих форм самого мышления представляет собой большую ценность, не меньшую, чем описание сил природы, химических элементов, видов растений или животных – всего того, на что направлена мысль. Более того, по мнению Канта и Гегеля это выявление чистых и всеобщих форм мышления имеет, в отличие от эмпирического, конкретно-научного знания абсолютную ценность, так как формы мышления не зависят от его эмпирического содержания и, следовательно, не изменяются ни при каком развитии и расширении познания. Число этих форм конечно (в отличие от потенциально бесконечного числа возможных эмпирических предметов и явлений), поэтому они могут быть выявлены и описаны исчерпывающим образом, т.е. логика как наука может достичь совершенного и законченного состояния, стать абсолютным знанием. Отсюда ясно, далее, что метафизика, как наука об абсолюте и как абсолютное знание, может и должна опираться именно на логику, а не на эмпирическое знание (физику). И действительно, от Аристотеля (или даже Парменида) метафизика как учение о сверхчувственном, неизменном бытии опирается именно на логику, на общие формы мышления. Кант, например, подчёркивает, что всякая подлинная метафизика черпается в самой мыслительной способности человека. А логика – это наука о мышлении, в которой разум обращается к самому себе и исследует самого себя. Логика – это самопознание разума. Поэтому она имеет совершенно исключительное значение для метафизики. Гегель же просто отождествляет логику и метафизику, поскольку для него общие формы мышления и есть истинное, вечное содержание мира, сама высшая и подлинная реальность, само божественное. Правда, такая трактовка мышления требует перестроить традиционную логику, создать новую, диалектическую логику. Но о ней речь впереди, вернёмся к логике формальной.

философское учение аристотеля логика как органон познания классификация наук

Надо сказать, что логические сочинения Аристотеля, составляющие его органон (organika biblia), охватывают более широкий круг проблем, чем традиционная формальная логика. Логика Аристотеля составляет часть его учения о знании. Можно сказать, что аристотелевский органон содержит в себе теорию познания, и прежде всего – теорию научного познания. В нём рассматриваются три главные проблемы: 1) вопрос о вероятном знании, способах его поиска и обоснования (диалектика); 2) вопрос о достоверном знании и методах его доказательства (аналитика, силлогистика, теория дедукции); 3) вопрос о методах установления посылок для доказательства (теория индукции).

Диалектика Аристотеля, в отличие от диалектики Платона, представляет собой не путь к знанию высшей степени достоверности, а напротив, теорию хотя и не вполне достоверного, но правдоподобного знания. Это знание – не научное, но Аристотель понимал, что знание такого рода играет важнейшую роль в жизни людей и поэтому необходимо его научное исследование. Специальный трактат, посвящённый этому вопросу, «Топика», рассматривает «общие места» (topoi, «топосы»), или точки зрения, с которых можно и нужно рассматривать любой предмет или обсуждать трудный вопрос, вести дискуссию для того, чтобы получить как можно более достоверное знание. Возможно, что аристотелевская диалектика появилась как теоретическое осмысление или обобщение практики совместного публичного обсуждения сложных вопросов в суде или народном собрании (начинать или не начинать войну?). Можно выработать нечто вроде общей техники, методики, приёмов или общих рекомендаций для подобного обсуждения. Здесь речь идёт о мнениях, их столкновении, методах их испытания с упором на опровержение. Аристотель систематически перечисляет эти «топосы», которые вошли в качестве обязательных правил в «диалектику» средневековых университетских диспутаций: обратиться к мнению «экспертов», т.е. сведущих в данном вопросе людей, к авторитетным текстам; анализировать смыслы слов, понятий, учитывая их многозначность, неопределённость и т.п.; выявить сходство и провести различия; давать определения; рассмотреть противоречия в мнениях, расхождения, сопоставить их друг с другом; наметить классификацию предметов, найти их родо-видовые отношения и т.д. Основным материалом для построения топики послужили диалоги Платона. Топика Аристотеля – общая методология этих диалогов.

Главное определение в науке – через указание рода и видового отличия (специфического признака). Например, «квадрат – это прямоугольный четырёхугольник, у которого все стороны равны». Ясно, далее, что определения субординируют и упорядочивают, т.е. классифицируют понятия. Согласно Аристотелю, мир представляет собой совокупность индивидуумов, вещей или субстанций, образующих виды, роды и т.п. общности. Наука должна быть соответственно системой родо-видовых понятий. Род – это «материя» индивида, а вид – его «форма», т.е. конкретная модификация материи. Материя и форма – это две «причины» вещи (условия её бытия). Полное определение вещи, согласно Аристотелю, должно указать все её «причины». «Знать то, что есть [данная вещь] и знать причину того, что она есть – это одно и то же». Что Аристотель называет «причиной», мы рассмотрим немного позже.

Одна из важнейших и труднейших проблем последующей истории философии – поиск и систематизация категорий. По мнению Канта, у Аристотеля нет принципа для систематического выявления всех без исключения категорий: он просто «наткнулся» на некоторые из них, но не мог определить их точное число и доказать, что их должно быть именно столько-то. Действительно, однозначного и окончательного ответа на вопрос о числе категорий в текстах Аристотеля нет. Неясно, каким образом он их нашёл. Обстоятельно он рассмотрел лишь первые четыре категории, добавив к ним в «Метафизике» отсутствующее в трактате «Категории» движение. Поскольку категории – это одновременно и разряды бытия, и соответствующие им разряды мышления, то учение о них относится одновременно и к логике, и к метафизике (онтологии). И действительно, в последующей истории философии учение о категориях целиком вошло в состав метафизики (онтологии), оно рассматривалось как учение о бытии вообще, о наиболее общих видах и формах бытия, как о учение о всеобщих предикатах сущего. В логике же осталось учение о понятиях вообще и их видах, без специального исследования категорий.

Аристотелю удалось создать силлогистику и логику как науку вообще благодаря фундаментальному открытию: он первым обозначил буквами понятия, входящие в суждение (или, что то же самое, заменил буквами термины (слова), входящие в предложение), в результате чего стала наглядно видимой в чистом виде логическая форма мысли и рассуждения, независимая от содержания. Благодаря этой своеобразной «алгебре мышления» стало очевидным, что вывод получается не в результате понимания содержания посылок, но вследствие одной лишь их формы и способа соединения – совершенно независимо от значения «переменных» (содержания понятий, содержания мысли). Иначе говоря, логический вывод можно сделать – и он будет совершенно верным – не имея никакого представления, о чём в нём идёт речь, о каких предметах мы рассуждаем и существуют ли вообще в действительности такие предметы. Если «все фемины гантируются», и «куздра – это фемина», то она вне всяких сомнений «гантируется». Сам вывод логически правилен, и мы можем сделать его совершенно независимо от того, существуют ли в мире некие куздры и фемины и знаем ли мы, чем они, собственно, занимаются. Логика изучает лишь формальную правильность рассуждений вне всякой зависимости от их содержания и отношения к реальному миру. Поэтому можно логически безупречно и совершенно «доказательно» нести абсолютный вздор. Логика устанавливает лишь зависимость междуистинностью одних суждений и истинностью или ложностью других, но об истинности самой по себе она ничего не говорит. Силлогизм лишь переносит истинность посылок на вывод: если истинны посылки, то вывод также необходимо истинен. Аристотель увидел также в составе наших суждений и предложений различие между логическими переменными и логическими постоянными. Переменные – это термины (понятия) и заменяющие их буквы. Их значение образует смысл, содержание предложения, его семантику (связь термина или понятия с внеязыковой реальностью, действительностью). Логические постоянные – это способы соединения переменных, их отношения между собой в предложении (синтаксис): «и», «или», «если, то», «быть присущим всякому», «не быть присущим ни одному», «быть присущим некоторым», «не быть присущим некоторым» и т.п. В учении Аристотеля, таким образом, уже заключена идея символической логики, созданной преимущественно в XIX в. О ней, однако, речь пойдёт позднее.

Высшая аксиома всего научного познания, согласно Аристотелю, – это первый закон логики: «невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». Это – закон противоречия или запрета противоречия («неверно, что A и не-A», где A – некоторое суждение; или: «неверно, что S есть P и S не есть P»). Или: два взаимно противоречащих друг другу суждения не могут быть оба одновременно истинными. Закон формулирует первое и минимальное условие связности мышления (связывания понятий в суждения), упорядоченности знаний. Если мы утверждаем, что «S и есть, и не есть P», то мы ничего не утверждаем. Разрешение допускать противоречия означает утрату различия между истинным и ложным. Теряет смысл сама логика, так как исходя из противоречия можно «доказать» всё что угодно (в математической логике из формулы «A и не-A» следует истинность любой формулы). Интересно, что этот закон Аристотель формулирует не в своих логических сочинениях, а в «Метафизике», и что в несколько изменённой формулировке этот закон был высшим принципом докантовской онтологии. Два других высших закона логики – закон тождества (A=A, в ходе логического вывода одним термином следует обозначать одно и то же понятие) и закон исключённого третьего («A или не-A», то есть два взаимно противоречащих суждения не могут оба одновременно быть ложными: истинно либо А, либо не-А, третьего не дано). Высшие аксиомы, согласно Аристотелю, определяют «сущее как таковое», все роды «сущего», поэтому они имеют одновременно и логический, и онтологический характер. Из этого следует, что первые начала всех наук должны исследовать и устанавливать логика и метафизика. Основоположник всей экспериментирующей науки Нового времени и классического эмпиризма Ф.Бэкон также полагал, что предмет метафизики – «аксиомы наук».

Существуют также аксиомы, лежащие в основе ряда наук либо одной науки. Например, в основе ряда наук, изучающих количественные отношения (математики), лежат аксиомы величины: если к равным прибавить (отнять) равные, то получим равные и т.д. Архимед сформулировал соответствующие более конкретные аксиомы для статики (весов) и гидростатики. Например, если плечи рычага равны и грузы на них равны, то весы находятся в равновесии; если плечи неравны, а грузы равны, то перевесит более длинное; если плечи равны, а грузы неравны, то перевесит больший груз и т.д. Все эти аксиомы самоочевидны, т.е. их истинность усматривается умом непосредственно, из них самих (а не опосредствованно, т.е. посредством выведения из других). Это – «общие достояния ума». Достаточно просто ясно помыслить эти суждения, чтобы увидеть их истинность. Следовательно, согласно Аристотелю, есть такие знания, истинность которых усматривается не только независимо от других знаний, но и независимо от опыта, одним лишь «умом» (мышлением), независимо от всякого чувственного восприятия предметов внешнего мира. Например, аксиомы статики Архимеда невозможно доказать или опровергнуть опытом: не только потому, что опытное измерение всегда приблизительно, но и потому, что в случае противоречия аксиомы опыту мы всегда сделаем вывод о неточности измерения (несовершенстве опыта). Здесь, однако, надо учитывать некоторые важные тонкости.

Уже Аристотель поставил коренную проблему теории научного познания, поскольку фактически он различает вопрос о происхождении того или иного знания и его содержании. Он бы признал справедливость слов Канта: без сомнения, всё наше познание начинается с опыта, но далеко не всё его содержание происходит из опыта.

Действительно, аксиомы образуют в науке основу основ. Вопрос об их сущности и происхождении – принципиальнейший в теории познания и философии науки. Аксиомы, согласно Аристотелю, не устанавливаются произвольно, не являются предметом «конвенции» (простого «соглашения» между учёными). То, что называется «аксиомами» в современной науке, после создания математической логики и формальных исчислений, соответствует аристотелевскому понятию постулата. Аксиомы же в аристотелевском смысле обладают не только истинностью, но и высшей степенью достоверности (самоочевидностью). Они являются основой и источником всякой другой «аподиктической» (доказанной) достоверности в науке. Эти аксиомы «очевидны», но не эмпирически или психологически. Они «очевидны» для «ума» как такового, иначе говоря, чисто логически, или умозрительно. Это значит, во-первых, что их отрицание скрывает в себе логическое противоречие. Во-вторых, это значит, что мыслимое в них содержание, строго говоря, не имеет эмпирического происхождения. В-третьих, они не могут быть «даны» никому непосредственно и изначально, так как не представляют собой простых констатаций эмпирических или психологических фактов.

Каким же образом они устанавливаются? На этот вопрос отвечает теория индукции. Надо сразу заметить, однако, что индукция лишь наводит ум на аксиомы, т.е. аксиомы можно установить лишь на основании индукции и исключительно благодаря ей, но содержание аксиом не сводится к тем знаниям, которые составляли содержание индуктивных умозаключений. И истинность аксиом, и их безусловная логическая «очевидность» усматривается умом из них самих, а не из найденных фактов и эмпирических обобщений, и лишь в этом смысле – «непосредственно». Если бы не только происхождение, но и обоснование аксиом было индуктивным, то они не обладали бы логической необходимостью и не могли бы быть первичной основой науки и всех доказательств в ней.

Взаимосвязь индукции и дедукции, следовательно, такова, что отношение первичного и вторичного, предшествующего и последующего, непосредственного и опосредствованного в процессе познания изменяется на прямо противоположное: то, что в действительности первично (общее, род, сущность), по времени познается позднее, из отдельного и особенного (индивидов и видов). В науке же оно (общее) становится первым, теперь уже по логическому порядку, который соответствует действительному порядку вещей, который первоначально, в чувственном восприятии и опыте, был ещё скрыт.

Аристотель, таким образом, исходит в теории познания из принципа эмпиризма лишь в том смысле, что общее, или сущность вещей, непосредственно и независимо от чувственного восприятия и опыта не познаётся. Никакого «врождённого», «готового» знания в душе нет. Ум «в возможности» – всё, но актуально он, до того, как начал действовать – ничто. Всякое действие ума, т.е. мышление и познание, начинается с опыта, с чувственного восприятия. Достичь познания сущности вещей без их чувственного восприятия, без тщательного и всестороннего эмпирического изучения и постепенного обобщения невозможно. Существо, лишённое способности ощущения, никогда ничему не научится и никогда ничего не узнает. Первое основание индукции и всякого познания – это прирождённая всему живому способность ощущать. Всякое познание начинается с ощущения, с чувственного восприятия внешнего мира.

Однако уже в этом первом начале знания Аристотель сразу же находит двойственность. Ощущение оказывается парадоксальным тождеством активности и пассивности.

С другой стороны, однако, мы должны иметь способность к ощущению. Ведь воздействие света или тепла на камень не вызывает в нём ощущений. И когда ощущение возникает в результате внешнего воздействия, то оно принадлежит мне, находится «внутри» и создаётся моей душевной «силой»: именно я ощущаю, и «ощущение» – это моя деятельность. Не случайно мы говорим (и совершенно верно): «я вижу», «я слышу» и т.д. Чувственное восприятие, «видение» и «слышание» – это весьма сложная и активная деятельность человека. Аристотель обращает внимание далее на то, что до акта ощущения внешний предмет и органы чувств разделены и различны, но ощущение возникает в результате их соединения, некоего слияния в одно целое, которое и есть «ощущение». И поскольку ощущение вызывается действием внешнего предмета и это действие вызывает изменение состояния органа чувств, т.е. приводит его в движение, т.е. также вынуждает действовать, то в акте ощущения деятельность объекта и деятельность субъекта совпадают: это одна и та же деятельность. Неоднократно Аристотель подчёркивает эту мысль: как только ощущение (а тем самым и внешний предмет для нас) становится действительным, мы не можем разделить ощущение и ощущаемое, или, более общо – не можем отделить предмет знания от знания о предмете: «знание есть в некотором смысле то, что познаётся, а ощущение – то, что ощущается». В некотором смысле «дуща есть всё сущее». Аристотель учитывает результаты, полученные софистами.

Благодаря способности памяти и воображения чувственные восприятия не забываются, накапливаются, соотносятся друг с другом и как бы «накладываются» друг на друга. Благодаря этому наложению или синтезу многократных восприятий, благодаря активной деятельности «ума» образуется опыт относительно данного предмета и относительно ряда сходных предметов, в результате чего постепенно выделяется повторяющееся, устойчивое, общее или существенное в этих предметах. Аристотель абсолютно убеждён в том, что в предметах есть нечто неизменное и между ними есть нечто общее. Если бы этого не было, то никакое понятие, никакое знание и никакая наука не были бы возможны. Ясно, что при повторных восприятиях крепче запоминается то, что постоянно повторяется, присутствует во всех восприятиях, т.е. нечто существенное для данных предметов. Поэтому в опытное знание – это всегда знание общего. Это общее, инвариантное, существенное в различных восприятиях и отдельных предметах со временем отделяется, обособляется от них, т.е. отвлекается или абстрагируется, и таким образом возникает понятие. «Из многократности отдельного становится очевидным общее». Чем шире основание индукции, тем очевиднее общее. Это общее реально существует в самих вещах, но оно существует именно как общее между ними и в них самих, и никакой самостоятельной и отдельной реальностью не обладает. Поэтому и узнать его можно лишь путём эмпирического восприятия и сравнения, из опыта. Лишь в опыте возникают понятия. Понятие образуется путём синтеза эмпирического материала. «Нет ничего в интеллекте, чего первоначально не было в чувствах». Но с самого начала, напомним, в основе возникновения любого абстрактного понятия лежит и некоторая спонтанная активность, деятельность ума. Понятие – результат союза ощущения и ума. В понятии «ума» у Аристотеля соединяется представление об активности (спонтанности) и о единстве во множестве.

Возникновение понятий позволяет составлять суждения (мнения). Мнения, основанные на опыте, обладают лишь вероятной истинностью, они различаются у людей, имеющих разный опыт относительно сходных предметов. Мнения всегда со-мнительны (сосуществуют с другими мнениями), они меняются со временем. Расширение опытного знания со временем позволяет найти общие причины для ряда многих сходных предметов или явлений. Так возникают искусства, которые основаны на том, что сходные причины вызывают сходные последствия. Скажем, медицина для Аристотеля – одно из важнейших искусств, созданных человеком. Искусство – это знание, связанное с практической (технической) деятельностью и всегда направленное на единичное, хотя и основанное на знании общего. И поскольку единичное всегда текуче, неповторимо, неисчерпаемо, то знание-искусство, как и мнение, остаётся на ступени правдоподобия, вероятной истинности. Строго говоря, мы никогда не знаем a priori, как именно данное лекарство подействует именно на этого конкретного человека.

Высшая ступень достоверности и совершенства знания возникает лишь на уровне науки. Наука – знание общего как такового, знание неизменного, не зависящего от обстоятельств места и времени. Это – знание общей сущности, а не отдельных чувственно воспринимаемых индивидов. Всякая наука имеет своим предметов некоторый род предметов. Чем шире эмпирическое основание науки, тем больший круг предметов она охватывает, тем общее род, тем она абстрактнее и тем меньшее число «начал» лежит в её основе. Начал биологии меньше, чем начал зоологии. Начал физики в целом меньше, чем начал биологии. Начал математики меньше, чем начал физики. Начал арифметики меньше, чем начал геометрии. Чем меньше начал, тем совершеннее и фундаментальнее наука. Более общие науки лежат в основе более конкретных или частных. Должна существовать, таким образом и самая совершенная наука, которая обладает предельной степенью общности, имеет наименьшее число начал (причин) и лежит в основании всех других наук. Эта наука – метафизика (онтология).

Таким образом, с самого начала и до конца при всей зависимости от воздействия внешнего мира и ощущения, знание создаётся деятельностью ума. Без него мы не можем запомнить и схватить ощущение, связать его с другими ощущениями, абстрагировать понятие, составить суждение, найти аксиомы и сделать логический вывод. Поэтому ум, говорит Аристотель, первее и ощущений, и аксиом, и самой науки. Он имеет своим предметом и начала знания, начала и предпосылки самой науки. Поэтому он «истиннее» самой науки и «более точен». Более того, ум, согласно Аристотелю, вообще «не соединён с телом», поэтому он не зависит от органов чувств и не ограничен ими, несмотря на то, что любая деятельность ума в человеке невозможна без помощи наглядных чувственных образов. Но ум – не сами эти образы. Ум – деятельность со своими представлениями, в том числе построение, изменение, сравнение, сочетание этих образов. Эти представления заменяют уму сами вещи, данные лишь в чувственном восприятии. Поэтому в ощущении, говорит Аристотель, мы связаны и зависимы, но в мышлении – свободны. Ощущать или не ощущать – не в нашей власти, а «мыслить – это во власти самого мыслящего». Ум – спонтанность, свобода. Но самое важное отличие ума от чувственного восприятия состоит в том, что ощущение зависит от устройства тела и органов чувств, а ум – не зависит. Ум, как говорит Аристотель, «не имеет органа».

Кроме того, ум не может быть связан с телом и зависеть от него потому, что ум по самой сути своей – деятельность, активность, спонтанность. Это значит, что на него нельзя «подействовать». Он сам есть действие. Поэтому пока он не действует, его вовсе и нет: не на что действовать. До своего «проявления», он есть ничто из действительного или существующего. Ум не есть «вещь». Он «есть» только тогда, когда действует. Поэтому ум «в возможности – всё», и именно поэтому в действительности – ничто. Поэтому на нём ничего не напишешь, не поставишь «отпечаток». Мышление – спонтанность, и пока ум не мыслит – его и нет. Ум – не «носитель» мыслей, не «субстанция», которая мыслит, отличная от самого мышления. Ум – сама «энергия» мысли, само действие, за которым не стоит некое действующее. Аристотель поднимается в учении о познании и мышлении до высшей точки зрения, которая не была превзойдена после него вплоть до Канта и Гегеля, исходивших именно из аристотелевского учения об уме.

Поскольку, однако, отдельный индивид может мыслить, а может и не мыслить, и поскольку его частное мышление связано с «уподоблением», то Аристотель вынужден различать «два ума»: ум пассивный, который становится всем, может «претерпевать» и подвержен воздействиям (как бы «материя ума»), и Ум активный, «всё производящий», неизменный, бессмертный и вечный, который ничему не подвержен и мыслит всегда. Первый ум – лишь проявление в человеке второго Ума, без которого не было бы и первого. Это вечный и чисто активный ум, сама активность, «энергейя» без всякой «материи» – Бог. Вопрос о том, что такое ум, приводит нас, таким образом, в сферу аристотелевской метафизики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *