философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеля

Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеляФилософия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.

Развитие, эволюция абсолютной идеи:
Метод восхождения от абстрактного, к конкретному. Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.

Чистое бытие у Гегеля равное понятию «ничто».

Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.

Понятие – это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления. Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический характер.

Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.

2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.
Отрицание — это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А». В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А». Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.
В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания. 2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму. Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.

Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

Источник

Философия Г. Гегеля (тождество бытия и мышления «Феноменология духа», учение о логическом процессе «Наука логики», философия природы и диалектика, философия истории).

философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеля философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеля философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеля философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеля

философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеля

философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(l770— 1831) —немецкий философ, родился вШтутгарте всемье круп-
ного чиновника. Основные труды. «Различия между философскими системами
Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука ло-
гики» (1812 — 1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Фило-
софия права» (1822). Гегель —создатель последовательной
и развернутой системы объективного идеализма, причем постро-
ение этой системы ведется им посредством метода идеалистической
диалектики. Как впостроении своей системы, так ивразработке диа-
лектического метода, Гегель взначительной степени опирался на ряд
фундаментальных идей Шеллинга (прежде всего, периода натурфило-
софии последнего).

Логика. Во времена Гегеля логика считалась наукой озаконах и
формах только человеческого мышления. Признавая значение этой
научной дисциплины (классической, аристотелевской или формальной
логики), Гегель отмечал ее недостатки: во-первых, формальная логика
имеет дело сзаконами иформами только человеческого мышления
(рассудка), тогда как, принимая исходное тождество бытия имышления,
необходимо поставить вопрос озаконах иформах мышления как тако-
вого, мышления, представляющего собой деятельность Абсолюта; во-
вторых,
формальная логика имеет дело только сзастывшими формами
мышления, тогда как сущностью Абсолюта является движение, разви-
тие.

Отсюда возникает задача создания новой диалектической логи-
ки,
которая стала бы наукой осущности всех вещей, т.е. наукой озако-
нах развития Абсолюта. И всилу исходного тождества бытия имыш-
ления вфилософии Гегеля эта диалектическая логика оказывается
одновременно онтологией (учением о развитии бытия), гносеологией
(учением оразвитии познания’) илогикой (учением озаконах ифор-
мах мышления):

логика =онтология =гносеология.

С точки зрения Гегеля, понятия, которыми оперирует мышление, на-
ходятся в непрерывном движении ивзаимосвязи; они постоянно изме-
няются, «переходят» или «перетекают» друг вдруга, превращаясь в
свою противоположность. Вработе «Наука логика» он рассматривает
вопрос остановлении ивзаимосвязи наиболее общих понятий —фи-
лософских категорий; «бытие», «ничто», «становление», «качество», «ко-
личество», «мера» ит.д.

Но решается эта проблема Гегелем крайне формально —путем по-
строения триад различного уровня. Все эти триады имеют одинаковую
структуру: тезис — антитезис —синтез, повторяющую общую струк-
туру Абсолюта.

Философия природы. Поскольку Природа есть инобытие Абсолют-
ной идеи, то Природе, по Гегелю, свойственны те же общие законы, что и
Абсолютной идее. Поэтому философия природы строится по тому же
принципу триад исостоит из механики, физики иорганики. Вмеханике
Гегель рассматривает понятия пространства, времени, материи, движе-
ния ит.д., вфизике —понятия теплоты, звука, стихии ит.д., аворгани-
ке —понятия геологической ирастительной природы, организма ит.д.

Философия природы —наименее удачный раздел философии Геге-
ля. Она мало идовольно плохо разработана,многие ее идеи не прини-
мались даже последовательными гегельянцами.

Философия духа. Философия Духа —наиболее интересный раз-
дел философии Гегеля, оказавший особое влияние на дальнейшее раз-
витие философии и, в частности, философии культуры.

Гегель трактует Дух как Абсолютную идею, вернувшуюся ксебе
после пребывания всвоем инобытие, вплену материальности, т.е. в
Природе. Тем самым Дух оказывается высшим этапом развития Абсо-
люта, он есть синтез Абсолютной идеи иПрироды. Ипоскольку имен-
но вДухе Абсолют осознает себя (хотя ине сразу), то Дух есть одно-
временно иконечный, иначальный этап развития,,проходящего по
замкнутому кругу

Так же как иранее, Дух и, соответственно, учение онем составляют
триаду, в данном случае это:
Дух —Объективный дух Субъективный дух Абсолютный дух.

Дух характеризуется Гегелем как Абсолютная идея, уже вернув-
исаяся
ксебе, только начиная со стадии самосознания вфеноменоло-
гии. На конечной стадии развития Субъективного духа рождается сво-
бода, или свободный дух, деятельность которого
проявляется в развертывании Объективного иАбсолютного духа.

Источник

Принцип тождества бытия и мышления — Диалектика Гегеля

Идея тождества бытия и мышления является глобальным принципом гегелевского мировоззрения. Согласно Гегелю, мир по своей природе духовен. Материальное, природа, есть порождение или создание идеального, духа, проявление различия, существующего в абсолютном тождестве, благодаря которому абсолютный дух на определенном этапе своего развития отчуждает себя в форме природы. Таким образом, природа предстает как инаковость абсолютной Идеи, Духа. Гегель отверг точку зрения Шеллинга на основу мира как абсолютное тождество бытия и мышления, исключающее всякое различие, поскольку в этом случае в философской системе Шеллинга дух предстает как пассивная основа мира, что определяет пассивность самого тождества, а значит, и невозможность объяснения развития самого мира из его собственной сущности.

Согласно Гегелю, тождество бытия и мышления следует рассматривать как их единство, которое предполагает различие между ними и реализацию этого различия в деятельности, движении и развитии разума. У Гегеля дух предстает как мощная активная сила, которая сама делится на субъективное и объективное. Дух — это Абсолютная Идея, Разум, Бог, т.е. активная всесторонняя творческая духовная сила. Мир объективен, он существует сам по себе, потому что он рационален. Разум, по Гегелю, является высшей и в этом смысле предельной характеристикой бытия мира. Главное по отношению к миру, считал Гегель, — это понять, что «абсолют есть дух; это высшее определение абсолюта». Гегель писал: «Высшее определение Абсолюта состоит в том, что он есть не только дух вообще, но что он есть абсолютно самораскрывающийся, самосознающий, бесконечно творческий дух….».

Только дух как высшая причина, как Абсолют, содержит в себе возможность развития, самоопределения, самоотречения. Она представляет собой высшую творческую силу: «Содержанием духа является свобода, то есть независимость от чего-то другого, отношение к самому себе. Дух — это существо «я-для-себя». Дух, исходя из своей абстрактной сущностной всеобщности для себя, из своего простого отношения к себе, может предполагать определенную действительную дифференциацию в самом себе….. даже в этом высшем дивизионе… в этом полном противоречии с самим собой дух все же остается тождественным самому себе и потому свободным».

Для Гегеля противоречие — это внутренняя сущность духа, основа его свободы и творческой способности, определяющая возможность его развития вообще и, в частности, возможность преодоления им отчуждения в природе и возвращения к самому себе, т.е. в сферу духовной реальности, в конечном счете в сферу самопознания, познания своего собственного бытия.

Гегель по этому поводу писал: «Эта власть духа над всеми присутствующими в нем содержаниями составляет основу свободы духа. Однако в своей непосредственности дух свободен только в себе, только в своем замысле или возможности, но еще не в действительности. Поэтому действительная свобода духа — это не то, что сразу присутствует в духе, а то, что еще только должно быть создано его деятельностью….. Все развитие концепции духа представляет собой лишь самоосвобождение духа от всех форм наличного существования, не соответствующих его концепции, освобождение, которое осуществляется благодаря тому, что эти формы преобразуются в реальность, полностью соответствующую концепции духа.

Таким образом, мир — это саморазвитие духа, его самореализация. Важно понять идею Гегеля о том, что дух есть разум, и поэтому мир обладает разумностью как самореализацией духа. Гегель был убежден: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеля

философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеля

Диалектика Гегеля

Гегелевская формулировка диалектической логики является идеалистической, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Мы можем не соглашаться с гегелевским пониманием объективности форм мысли, но оно содержит глубокое предположение, что различные формы мысли по своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имеющим место в объективной реальности. Согласно Гегелю, понятия находятся в постоянном движении, изменяются, «перетекают» друг в друга, меняются, развиваются, превращаются в свою противоположность, выявляя присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к более богатому содержанием понятию, которое в своем единстве охватывает различные, даже противоположные стороны. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, прорывом непрерывности. Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий, косвенно указывает на содержание и законы развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них одинаково, тождественно. Но в отличие от метафизики, Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а являются противоположными моментами бытия, которые соотносятся друг с другом. Когда мы говорим о тождестве, мы подразумеваем различие; когда мы говорим о различии, мы предполагаем тождество.

Гегель противопоставляет метафизическому понятию абстрактного тождества, исключающего различия, диалектическое понятие конкретного тождества, содержащего различия. Концепция абстрактной идентичности предполагает существование неизменных вещей, которые всегда одни и те же. Концепция конкретного тождества, с другой стороны, указывает на то, что всякий вид изменяется, то есть не остается самим собой, всегда одним и тем же, а переходит в другой, этот другой как противоположность, отрицание, содержащее в себе зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель справедливо отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с конкретным, т.е. с тем, что отличает один вид от другого, лишено содержания. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии, общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Множественность понятия, чтобы раскрыть единство различных сторон в самой реальности,

Гегель приходит к выводу, что истина истинна лишь постольку, поскольку она содержит в себе единство различных сторон действительности, даже противоположных. В этом смысле Гегель утверждает: не существует абстрактной истины, истина всегда конкретна. Понятие как единство общего, особенного и единичного получает свое необходимое выражение в различного рода суждениях и умозаключениях, которые Гегель представляет как открытие и реализацию творческой силы, присущей «понятию» как внутренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на протяжении всей истории. Понятие, по Гегелю, — это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Деятельность мысли и вся сознательная, целенаправленная, практическая деятельность человека, преобразующая мир, идеалистически трактуется Гегелем как творческое самораскрытие «абсолютной идеи», которая находит в себе все то, что сразу, на поверхности, предстает как развитие природы и общества. Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель представляет его как процесс познания, происходящий в лоне «абсолютной идеи».

Тождество бытия и мышления — отправная точка философии Гегеля

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первооснова должна мыслиться как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее всякое различие между ними. Идентичность и различие — это диалектические противоположности, которые неразделимы.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальное основание мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, правда, изначально существует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует только в мышлении. Мышление, по Гегелю, это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимое от человека объективное бытие, первооснова, источник всего сущего.

Мысль, утверждает Гегель, «отчуждает» свою сущность в виде материи, природы, которая является «инаковостью» этой объективно существующей мысли, называемой Гегелем абсолютной Идеей. С этой точки зрения разум — не специфическое свойство человека, а фундаментальная основа мира, из которой следует, что мир принципиально логичен, существует и развивается по законам, присущим мышлению, разуму. Поэтому Гегель рассматривал разум и мышление как абсолютную сущность природы, человека и мировой истории, независимую от человека и человечества. Гегель хочет доказать, что мысль, как субстанциальное бытие, находится не вне мира, а внутри него, как его внутреннее содержание, проявляясь во всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно развивать принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как фиксированное, неизменное первобытие, а как постоянно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. Таким образом, абсолютная идея является не только началом, но и развивающимся содержанием всего мирового процесса. В этом смысл знаменитого положения Гегеля о том, что Абсолют следует понимать не только как предпосылку всего сущего, но и как результат, т.е. как высшую ступень его развития. Эта высшая ступень развития «абсолютной идеи» есть «абсолютный дух» — человечество, человеческая история.

Мысль, по сравнению с чувственными восприятиями, является высшей формой познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, что уже не существует (прошлое), и то, что еще не существует (будущее). Сенсорные восприятия напрямую связаны с предметами, с объектами, которые действуют на наши органы чувств; наука обнаруживает, открывает явления, которые мы не можем увидеть, услышать или потрогать. Но как бы ни было велико значение мысли, как бы ни были безграничны возможности теоретического познания, мысль основывается на данных чувственного опыта и невозможна без него. Из-за свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных Гегель не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического знания и не понял, как мысль черпает свое содержание из чувственного восприятия внешнего мира. По Гегелю, содержание мысли (содержание науки) — это содержание, присущее ей (только мысли); оно не внешнее, а создано мыслью. Познание, с этой точки зрения, — это не открытие того, что существует вне нас, вне мысли, а открытие, осознание содержания мысли, науки. Следовательно, получается, что мысль и наука познают свое собственное содержание, а познание оказывается самосознанием разума. Наконец, Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческая мысль есть лишь одно из проявлений абсолютной мысли, которая выходит за пределы существования человека — абсолютной идеи, то есть Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов философии Гегеля: все реальное рационально и все рациональное реально.

Логика Гегеля

Основными частями философской системы Гегеля являются Логика, Философия природы и Философия разума, за которыми непосредственно следуют Философия права, Философия истории, Эстетика, Философия религии и История философии. Логика, как следует из исходного положения философии Гегеля, является важнейшей частью его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, с которыми имеет дело логика, являются реальными законами бытия: природы, человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель поставил перед наукой логики задачу исследования наиболее общих законов развития знания.

Гегель объясняет логику как учение о сущности всех вещей. Поэтому в «Науке логики» Гегеля, помимо обычных для логики вопросов и понятий, суждений, выводов, рассматриваются и такие вопросы, с которыми формальная логика никогда не имела дела: вопросы о законах самой действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т.д.

Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике является идеалистической, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Мы можем не соглашаться с гегелевским пониманием объективности форм мысли, но оно содержит глубокое допущение, что различные формы мысли по своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной реальности.

Понятия, по Гегелю, находятся в постоянном движении, изменяются, «перетекают» друг в друга, меняются. эволюционируют, превращаются в свою противоположность, выявляя присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к более богатому содержанием понятию, которое в своем единстве охватывает различные, даже противоположные стороны. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, разрывом непрерывности.

Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них одинаково, тождественно. Но в отличие от метафизики, Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно, а являются противоположными моментами сущности, которые соотносятся друг с другом. Когда мы говорим об идентичности, мы подразумеваем различие; когда мы говорим о различии, мы предполагаем идентичность.

Гегель противопоставляет метафизическому понятию абстрактного тождества, исключающего различия, диалектическое понятие конкретного тождества, содержащего различия. Понятие абстрактной идентичности предполагает существование неизменных вещей, которые всегда одни и те же. Концепция конкретного тождества, с другой стороны, указывает на то, что всякое явление изменяется, то есть не остается самим собой, всегда остается одним и тем же, а переходит в другое, это другое как противоположность, отрицание, содержит в себе зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель справедливо отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с конкретным, т.е. с тем, что отличает один вид от другого, лишено содержания. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии, общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений.

Философия духа

Третья часть философской системы Гегеля — философия духа — посвящена созерцанию «абсолютной идеи» на последней стадии ее развития, когда, покидая природу, она «возвращается» к себе как «абсолютный дух», т.е. как «абсолютная идея», преодолевшая свое «отчуждение», упразднившая свое отрицание (природу) и развивающаяся как самосознание человечества в мировой истории. В природе, согласно Гегелю, духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Философия разума Гегеля — это идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, о духовном развитии человечества в целом. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, в конечном итоге оказывается историей познания и самопознания.

Философия разума состоит из учения о субъективном разуме (антропология, феноменология, психология), учения об объективном разуме (право, мораль, государство) и учения об абсолютном разуме как высшей ступени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).

Антропология занимается индивидуальным развитием человеческой личности, взаимоотношениями тела и души, расовыми различиями, разницей в возрасте людей, состояниями здоровья и болезнями человеческого тела, характером, темпераментом и так далее. Характеризуя отличие человека от животного, Гегель, вслед за французскими мыслителями эпохи Просвещения, указывает на первостепенную важность непосредственного хождения, но дает этому факту чисто идеалистическое объяснение. Правильно отмечая, что расовые различия не дают оснований для расизма, Гегель, тем не менее, считает, что расы и нации представляют собой различные ступени самоопределения «абсолютного духа», в силу чего различия между ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Рассматривая возрасты человеческой жизни, Гегель приходит к ошибочному выводу, что бунт индивида против существующих социальных порядков — это юношеское увлечение, которое исчезает с переходом к взрослой жизни. Взрослый, человек, по словам Гегеля, «работает на пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранении существующего порядка, а не в его разрушении…».

Гегель прослеживает последующее развитие индивидуального сознания до феноменологии и психологии. Здесь он приходит к выводу, что индивидуальное сознание основано на «объективном духе». Согласно Гегелю, это понятие охватывает правовые и моральные отношения, к которым немецкий идеалист относит семью, буржуазное общество и государство. Таким образом, мораль идеалистически трактуется как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но и материальных и политических отношений, различные формы которых рассматриваются как необходимые этапы развития объективного морального духа. Здесь Гегель снова переворачивает фактические отношения с ног на голову. Но гегелевское понимание морали, несомненно, содержит и глубокое предположение об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.

Поскольку сущность духа, по Гегелю, есть свобода, закон определяется как реализация, непосредственное существование свободы. С этой точки зрения закон противопоставляется феодальному деспотизму. Однако Гегель не рассматривает классовый характер правовых отношений как отражение воли господствующего класса. Согласно Гегелю, важнейшим выражением права является частная собственность, которая рассматривается не как особая историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциональное воплощение свободы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

философское учение г ф гегеля тождество бытия и мышления диалектика гегеля

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *