философское учение и канта о пространстве и времени называется трансцендентальная
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ» в других словарях:
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — (нем. transzendentale Idealismus), термин кантовской (см. КАНТ Иммануил) философии. В широком смысле употребляется в качестве одного из синонимов критической философии. В узком и более точном смысле, учение о субъективной природе пространства и… … Энциклопедический словарь
Трансцендентальный идеализм — (нем. transzendentale Idealism) в учении Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе … Википедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями, утверждающий, что мы постигаем не «вещи в себе», а вещи лишь как явления, ибо всякому опыту, оформленному в понятия, присуща только реальность восприятия, т.е.… … Тематический философский словарь
ИДЕАЛИЗМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — осн. учение Канта, согласно которому постигаемы не вещи в себе, а вещи лишь как явления: в частности, всякому опыту, оформленному в понятия, присуща лишь реальность восприятия, т.е. «эмпирическая реальность»; в то же время опыту как явлению, и в… … Философская энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД (die transzendentale Methode) выражение, впервые примененное А. Рилем и Г. Когеном (1876 77) для характеристики критической философии И. Канта и ее метода; у самого Канта это понятие отсутствует. Методом Кант называл… … Философская энциклопедия
Идеализм — Идеализм ♦ Idéalisme Слово употребляется в трех значениях, одно из которых является общепринятым, а два других – философскими. В расхожем смысле идеализм это приверженность идеалам, т. е. нежелание мириться с окружающей посредственностью … Философский словарь Спонвиля
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ — ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, трансцендентальная, трансцендентальное; трансцендентален, трансцендентальна, трансцендентально (от лат. transcendo переступаю, перешагиваю) (филос.). прил., по знач. связанное в идеалистической философии с признанием… … Толковый словарь Ушакова
Трансцендентальный реализм — в философии Канта установка, отождествляющая явления с вещами так, как они существуют сами по себе. Противоположностью трансцендентального реализма является трансцендентальный идеализм … Википедия
Идеализм — У этого термина существуют и другие значения, см. Идеализм (значения). Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др. греч. ἰδέα идея) термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в… … Википедия
ИДЕАЛИЗМ — (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное … Философская энциклопедия
Трансцендентальная философия Канта: функции чувств и рассудка
Своё учение о познавательной деятельности Кант назвал трансцендентальной (transcendere – выходить за пределы). Вращается вокруг человека – а-ля Коперник. Антропоцентризм. Хоть и противоречат друг другу, но много сходства с эмпиризмом. Знание — конструирование мира, а не его копирование. Человек конструирует мир вокруг себя. Кант конкретизирует тезис. Ни чувства, ни разум не являются источником знаний.
Мысли без чувств пусты, чувства без мыслей слепы. Знания – результат синтеза, а не способностей. Чувства — хаос, поток инфы, для них нужно доп информация. Чувства дают информации, ток поток впечатлений и представлений. Они специфически организованы — случайны, частичны и не полны. Индивидуальны, единичны. Чувства дают информацию во времени и в пространстве. Аналогия — историк и источник. Нужно ещё провести сортировку фактов.
Пространство и время – наш способ восприятия мира. Мы не видим их в опыте – это то, что его организует. Мы не видим его в чувствах, так как своим взглядом преобразуем мир (цвета, формы).
Следствие — если наш опыт случаен, частичен и единичен, то необходимо развитие ещё одной способности, которая бы выполняла работу упорядочивания информации ( понятие рассудок). Рассудок должен выполнить 2 задачи:
1. установить и показать возможности чувств
2. конструктивная функция — рассудок должен показать, чтобы та информация стала знанием. Рассудок придаёт содержанию форму. Чувство за содержанию, а рассудок за форму.
Есть правила и приёмы рассудка — категории. Формы рассудка ( категории):
категории — правила обозначения мышления, инструмент через который получаем понятия. Категории описывают правила мира.
Осн способ работы категорий- установить связь. Превращение потока впечатлений в знание есть результат синтеза чувств и разума.
Синтез. Связи отбрасывание несущественного, связь путём осознания причинно-следственных связей. Одни причины- вторые — следствия ( это не просто описание, а выявлении связей и закономерностей). Связи устанавливаются системой ( совокупность взаимосвязей). Не знаем прогнозов и следствий — не можем предсказывать события становятся не хаотичными, а логичными.
Категории носят априорный характер ( наш рассудок так утроен), в опыте нет категорий, это дорассудковое понятие. Рассудок содержит пустые формы.
Рассудок действует в направлениях мышления и познания. Рассудок проверяет обладает ли поступающая информация чертами знания.
Трансцендентальный — применение правил или рассудка к организации чувственного опыта. К тому, что поставляет нам чувственный опыт. Знание получаются только тогда, когда синтезируются чувства и разум. Один даёт формы, второй содержание. Рассудок создаёт знание — конституирует его. Трансцендентальная философия — направлена на поиск правил, которые должны помочь понять как получается ( создаётся знание).
Трансцендентальная эстетика — чувства
трансцендентальная аналитика — анализ рассудочных априорных категорий ( форм рассудка). Создаём.
Надёжное знание — знание полученное определённым образом по правилам ( пример курсовые и др работы- правила важно).- второй уровень познавательных способностей — уровень рассудок.
Тезис рассудок может понять то, что имеет границы и примеры ( имманентный мир — данный нам в опыте). Проблема рассудок хочет выйти за свои собственные примеры. Рассудок хочет выйти за рамки трансцендентного.
Необходима критическая рефлексия по отношении к рассудку — разум.
Структура : чувства, рассудок, разум- идеи.
Идеи — это инструмент разума. Функция идей — регулятивная.
Разум не создаёт знание, знание создаёт рассудок. Разум даёт направление для знания.
3 иллюзии и 4 противоречия.
1. иллюзия — есть природа и душа человека. Вытекает из синтеза.
2. убеждение существование мира как целого.
3. убеждение в существоание бога как первопричины всех вещей. Вытекает из причины- следствия.
1. конечен мир или бесконечен ( где остановится в делении на детали?). 2.Делим мир или не делим.
3. есть ли свобода или всё подчинено законам.
4. есть ли у мира конечная абсолютная причина или нет.
Мы думаем, что мир можно делить на части. Рассудок устроен так, что мы видим причину и следствие и мир устроен как причины и следствие ( мы думаем). Знание должно быть логичным и непротиворечивым ( мы хотим чтобы и мир таким был).
Наши фундаментальные заблуждения — перекладываем наши мысли на мир. Наш язык — отображение нашего мира ( по сути идеи Лотмана — язык определяет и кодирует всё).
Правила рассудка может отождествляться с реальностью, наше знание к знаниям как таковых.
Идеи разума полезны ( целостности, единства), но важно как их правильно применить.
Основные черты представлений о познании:
современные — какие новые идеи появлись по сравнению с предшествующими.
Идеи — мир вне нас мы копируем и фотографируем мир ( связываем факты и получаем знание. Потом соотносим знание с чертами нашего мира. Теория позннаия — называется отражение. Теория истина называется корреспонденции ( соответствие истины нашим представлениям). Познание плавный постепенный линейный рост, концепция роста — кумулятивная теория познания ( плавное постепенное накопление знания).
3. убеждение в возможности получения абсолютной истины. Знания, которые потом не изменится- сциентизм — убеждение, что наука — единственно возможный способ решения всех проблем.
Учение Канта о пространстве и времени
Содержание:
Тип работы: | Реферат |
Дата добавления: | 21.01.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Введение
В прошлом веке представители неклассической физики (физика элементарных частиц, квантовая физика и т.д.) выдвинули новые понятия пространства и времени, неразрывно связывающие эти категории друг с другом. Появилось множество понятий: по мнению некоторых, в мире вообще ничего нет, кроме пустого изогнутого пространства, а физические объекты являются лишь проявлениями этого пространства. Другие утверждают, что пространство и время присущи только макроскопическим объектам.
Биография И. Канта
Жизнь
Среди профессоров университета Канта особенно выделялся М. Кнутцен, вольфянин, который познакомил его с достижениями современной науки. С 1747 года по финансовым причинам Кант работал частным репетитором за пределами Кенигсберга в семьях пастора, землевладельца и графа. В 1755 году Кант возвращается в Кенигсберг и, заканчивая учебу в университете, защищает магистерскую диссертацию «В огне». Затем в течение года он защищает еще две диссертации, что дало ему право читать лекции в качестве доцента и профессора.
Однако Кант тогда не стал профессором, а работал как необыкновенный (т.е. ему платили только студенты, а не сотрудники) доцент до 1770 г., когда он был назначен ординарным профессором на кафедре логики и метафизики Кенигсбергского университета. Во время своей преподавательской деятельности Кант читал лекции по широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 году он прекратил свою преподавательскую деятельность, а в 1801 году покинул университет. Состояние здоровья Канта постепенно ухудшалось, но он продолжал свою работу до 1803.
Знаменитый образ жизни Канта и многие из его привычек, особенно заметны после того, как он купил свой собственный дом в 1784 году. Каждый день, в пять часов утра, Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лампе, и Кант вставал, выпивал пару чашек чая и курил трубку, а затем продолжал готовиться к своим лекциям. Вскоре после лекций приходил обед, который обычно посещали несколько гостей. Ужин длился несколько часов и сопровождался беседами на всевозможные темы, но не философские. После ужина Кант ежедневно совершал прогулку по городу, которая стала легендарной. По вечерам Кант любил смотреть на здание собора, которое было очень хорошо видно из окна его комнаты.
Кант всегда был внимателен к своему здоровью и разработал оригинальную систему гигиенических рецептов. Он не был женат, хотя и не имел особых предубеждений против женской половины человечества.
В своих философских взглядах Кант находился под влиянием Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Руссо, Д. Хьюма и других мыслителей. По вольфийскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он сказал, что его работы отучили его от высокомерия. Хьюм «пробудил» Канта «от его догматического сна».
Теория Канта о пространстве и времени
Наиболее важной частью «Критики чистого разума» является доктрина пространства и времени. В этом разделе я предлагаю провести критическое рассмотрение этой доктрины.
Нелегко дать ясное объяснение теории пространства и времени Канта, потому что сама теория неясна. Это заявлено как в «Критике чистого разума», так и в «Пролегомене». Пролегомена более популярны, но менее полны, чем критика. В начале я постараюсь объяснить теорию так просто, как только смогу. Только после того, как я объясню ее, я попытаюсь критиковать ее.
Чтобы доказать, что пространство и время являются априорными формами, Кант выдвигает аргументы двух классов: одного класса метафизического и другого эпистемологического, или, как он их называет, трансцендентального. Аргументы первого класса непосредственно вытекают из природы пространства и времени; аргументы второго класса косвенно вытекают из возможности чистой математики. Аргументы, касающиеся пространства, излагаются более полно, чем аргументы, касающиеся времени, поскольку считается, что последние по сути аналогичны первым.
Что касается пространства, то здесь выдвигаются четыре метафизических аргумента:
Трансцендентальный аргумент о пространстве происходит из геометрии. Кант утверждает, что евклидовая геометрия априори известна, хотя она синтетическая, то есть не является производной от самой логики. Геометрические доказательства, утверждает он, зависят от фигур.
Можно видеть, например, что если задать две прямые, пересекающиеся под прямым углом одна к другой, то через их точку пересечения под прямым углом к обеим прямым можно провести только одну прямую. Это знание, как предполагает Кант, не выведено из опыта. Но моя интуиция может предвидеть то, что будет найдено в объекте, только если в нем содержится только форма моей чувствительности, которая предопределяет в моей субъективности все действительные впечатления.
Объекты чувств должны подчиняться геометрии, потому что геометрия касается наших режимов восприятия, и поэтому мы не можем воспринимать по-другому. Это объясняет, почему геометрия, хотя и синтетическая, априори и аподиктическая.
Аргументы о времени по существу одни и те же, за исключением того, что геометрия заменяет арифметику, так как счет требует времени.
Теперь рассмотрим эти аргументы один за другим.
Здесь существует, как и в любой другой теории Канта о субъективности пространства и времени, трудность, которую он, кажется, никогда не испытывал. Что заставляет меня расставлять объекты восприятия так, как я делаю, а не наоборот? Почему, например, я всегда вижу глаза людей выше рта, а не ниже него? По Канту, глаза и рот существуют как вещи сами по себе и вызывают у меня отдельные восприятия, но ничто о них не соответствует пространственному расположению, которое существует в моем восприятии. Это противоречит физической теории цветов.
Мы не предполагаем, что существуют цвета в материи в том смысле, что наши восприятия имеют цвета, но мы предполагаем, что разные цвета соответствуют волнам разной длины. Поскольку волны, однако, включают в себя пространство и время, то они не могут быть для Канта причинами нашего восприятия.
С другой стороны, если пространство и время наших восприятий имеют копии в мире материи, как предполагает физика, то геометрия применима к этим копиям, и аргумент Канта является ложным. Кант думал, что разум выстраивает исходный материал восприятий, но он никогда не думал о необходимости говорить, почему разум выстраивает этот материал таким образом, а не иначе.
Эта сложность еще больше по сравнению со временем, потому что при рассмотрении времени приходится учитывать причинность. Я воспринимаю молнию до того, как воспринимаю гром. Вещь во мне A вызывает мое восприятие молнии, а другая вещь во мне B вызывает мое восприятие грома, но A не до B, потому что время существует только в соотношении восприятий.
Почему же тогда две вневременные вещи A и B действуют в разное время? Это должно быть совершенно произвольно, если Кант прав, и тогда не должно быть отношений между А и Б, соответствующих тому факту, что восприятие, вызванное А, происходит раньше, чем восприятие, вызванное Б.
Второй метафизический аргумент утверждает, что можно представить себе, что в космосе ничего нет, но невозможно представить себе, что космоса нет. Мне кажется, что серьезный аргумент не может быть основан на том, что можно и что нельзя представить. Но я подчеркиваю, что отрицаю возможность представить себе пустое пространство.
Ты можешь представить себя, глядя на темное облачное небо, но тогда ты сам находишься в космосе и представляешь себе облака, которые ты не можешь видеть. Как отметил Вайнингер, пространство Канта абсолютное, как и пространство Ньютона, а не просто система отношений. Но я не понимаю, как ты можешь представить абсолютно пустое пространство.
Пространство по сути является единым; многообразие в нем, а следовательно, и общее понятие пространства в целом, основано исключительно на ограничениях. Из этого Кант делает вывод, что пространство априори является интуицией.
Суть этого аргумента заключается в отрицании множественности в самом пространстве. То, что мы называем «пространствами», не является ни примерами общего понятия «пространство», ни частями целого. Я не знаю точно, что, по Канту, является их логическим статусом, но во всяком случае, они логически следуют за пространством. Для тех, кто принимает, как почти все сегодня, релятивистский взгляд на пространство, этот аргумент отпадает, так как ни «пространство», ни «пространства» не могут рассматриваться в качестве веществ.
Я должен считать очевидным, что та часть пространства, которая дается, это та, которая заполнена объектами восприятия, а для остальных частей у нас есть только ощущение возможности передвижения. И если я могу применить такой вульгарный аргумент, то современные астрономы утверждают, что космос на самом деле не бесконечен, а округлён, как поверхность шара.
Трансцендентальный (или эпистемологический) аргумент, который лучше всего устанавливается в Пролегомени, яснее метафизических аргументов, а также более отчетливо опровергается. «Геометрия», как мы теперь знаем, это название объединяет две различные научные дисциплины. С одной стороны, существует чистая геометрия, которая выводит следствие из аксиом, не спрашивая, правдивы ли эти аксиомы. В ней нет ничего, что не вытекает из логики и не является «синтетическим», и ей не нужны такие фигуры, как те, которые используются в учебниках геометрии.
А теперь попробуем рассмотреть вопросы, которые поднимает Кант, когда рассматривает пространство в более общем плане. Если исходить из представления, принятого в физике как не требующего доказательств, что наши представления имеют внешние причины, которые (в определенном смысле) являются материалом, то мы приходим к выводу, что все действительные качества в представлениях отличаются от тех, которые имеют незаметные причины, но что существует определенное структурное сходство между системой представлений и их системой причин.
Существует, например, соответствие между цветами (как воспринимается) и волнами определенной длины (как выводят физики). Аналогичным образом, должно существовать соответствие между пространством как ингредиентом восприятий и пространством как ингредиентом системы неперцептивных причин восприятий.
Все это основано на принципе «одна и та же причина, одно и то же действие» с его противоположным принципом: «разные действия, разные причины». Так, например, когда слева от визуального представления Б появляется визуальное представление А, предположим, что между причиной А и причиной Б существует некая соответствующая связь.
Что касается времени, то это не так, потому что, если мы сохраним веру в неперцептивные причины восприятий, то объективное время должно быть идентично субъективному времени. Если нет, то мы сталкиваемся с трудностями, которые уже обсуждались в связи с молнией и громом. Или возьмем этот случай: вы слышите человека, который говорит, вы отвечаете ему, и он слышит вас.
Его речь и его восприятие вашей реакции, как в той мере, в какой вы прикасаетесь к ним, находятся в непроницаемом мире. И в этом мире первый предшествует второму. Кроме того, его речь предшествует вашему восприятию звука в объективном мире физики. Ваше восприятие звука предшествует вашей реакции в субъективном мире восприятия. И ваша реакция предшествует его восприятию звука в объективном мире физики.
Очевидно, что отношение «предшествует» должно быть одинаковым во всех этих высказываниях. Поэтому, несмотря на то, что есть важный смысл, в котором пространство восприятия субъективно, нет смысла, в котором время восприятия субъективно.
Вышеприведенные аргументы предполагают, как полагал Кант, что восприятия вызваны вещами сами по себе, или, как следует сказать, событиями в физическом мире. Однако это предположение ни в коей мере не является логически необходимым. Если оно отвергается, то восприятия перестают быть «субъективными» во всех существенных смыслах, так как им нечего противопоставлять.
«Вещь сама по себе» была очень неудобным элементом в философии Канта, и она была отвергнута его ближайшими преемниками, которые, соответственно, впали в нечто очень напоминающее солипсис. Противоречия в философии Канта неизбежно приводили к тому, что философы, находившиеся под его влиянием, должны были быстро развиваться либо в эмпирическом, либо в абсолютистском направлении. Фактически, именно в этом последнем направлении немецкая философия развивалась до периода после смерти Гегеля.
Его ближайший преемник Шеллинг (1775-1854) был более привлекательным, но не менее субъективистским. Он был тесно связан с немецким романтизмом. Философски он был ничтожен, хотя в свое время пользовался славой. Важным перерождением философии Канта был Гегель.
Биография Исаака Ньютона
Исаак Ньютон (1643-1727), английский математик, механик и физик, астроном и астролог, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества.
Разработал (независимо от Г. Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисление. Открыл дисперсию света, хроматические аберрации, изучил интерференцию и дифракцию, разработал корпускулярную теорию света, выдвинул гипотезу, объединяющую корпускулярное и волновое представления. Он построил зеркальный телескоп. Формулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал свою теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Считал пространство и время абсолютными.
Работы Ньютона значительно опережали общий научный уровень своего времени и были плохо изучены современниками. Он был директором Монетного двора, основал монетный двор в Англии. Известный алхимик, Ньютон занимался хронологией древних королевств. Свои богословские труды он посвятил толкованию библейских пророчеств (большинство из них неопубликованные).
Ньютон родился 4 января 1643 года в Вулстхорпе, Линкольншир, Англия, у маленького фермера, который умер за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным; легенда гласит, что он был настолько мал, что его положили в овечью рукавицу на скамейку, из которой он однажды выпал и сильно ударился головой об пол. Когда ребенку было три года, мать снова вышла замуж и переехала, оставив его на попечение бабушки. Ньютон вырос болезненным и необщительным, склонным к мечтам. Его привлекали поэзия и живопись, он был вдали от своих сверстников, делал бумажных воздушных змеев, изобретал ветряную мельницу, водяные часы и педальную повозку.
Трудным для Ньютона было начало школьной жизни. Он плохо учился, был слабым мальчиком, и однажды его одноклассники избили его без сознания. Терпеть это для амбициозного Ньютона было невыносимо, и оставалось только одно: выделяться на фоне академических достижений. Работая усердно, он позаботился о том, чтобы занять первое место в классе.
Его интерес к технологии заставил Ньютона задуматься о явлениях природы, он был глубоко вовлечен в математику. Об этом позже написал Жан Батист Бье: «Один из его дядей, найдя его однажды под изгородь с книгой в руках, погруженный в глубокие размышления, взял книгу у него и обнаружил, что он был занят решением математической проблемы». Пораженный таким серьезным и активным направлением такого молодого человека, он убедил свою мать не сопротивляться дальнейшему желанию своего сына и отправить его продолжить занятия.
После серьезной подготовки Ньютон в 1660 году поступил в Кембридж под именем Subsizzfr’a (как называли бедных студентов, которые обязаны служить членам колледжа, что не могло не взвесить Ньютона). Он начал изучать астрологию на последнем курсе колледжа.
Ньютон серьёзно относился к астрологии и ревностно защищал её от нападок своих коллег. Изучение астрологии и желание доказать её важность привело его к исследованиям движений небесных тел и их влияния на нашу планету.
В течение шести лет Ньютон закончил все свои университетские степени и подготовил все свои дальнейшие великие открытия. В 1665 году Ньютон стал магистром искусств. В том же году, когда в Англии бушевала чума, он решил временно поселиться в Вулстхорпе. Именно там он начал активно изучать оптику.
В 1668 году Ньютон вернулся в Кембридж и вскоре получил кафедру Лукаса по математике. До него этот стул занимал его учитель И. Барроу, который уступил этот стул своему любимому ученику, чтобы оказать ему финансовую поддержку. К тому времени Ньютон уже был автором биномиала и создателем (одновременно с Лейбницом, но независимо от него) метода дифференциального и интегрального исчисления.
Не ограничиваясь теоретическими исследованиями, в эти же годы он разработал телескоп-рефлектор (рефлектор). Второй из сделанных им телескопов (усовершенствованный) стал поводом для введения Ньютона в члены Лондонского королевского общества. Когда Ньютон отказался от членства из-за своей неспособности платить членские взносы, было сочтено возможным, учитывая его научные достоинства, сделать для него исключение, освободив его от их уплаты.
Его теория света и цветов 1675 года была настолько атакована, что Ньютон решил не публиковать ничего об оптике, пока Хук, его самый горький оппонент, был жив. С 1688 по 1694 год Ньютон был членом парламента.
Постоянное угнетающее ощущение материальной незащищенности, огромное нервное и душевное напряжение, несомненно, было одной из причин болезни Ньютона. Непосредственным толчком к болезни стал пожар, уничтоживший все рукописи, которые он готовил. Для него, следовательно, должность куратора Монетного двора с сохранением профессуры в Кембридже было большое значение. Начав свою работу ревностно и быстро продвигаясь вперед, Ньютон был назначен директором в 1699 году. Невозможно было совмещать это с преподаванием, и Ньютон переехал в Лондон.
В конце 1703 года он был избран президентом Королевского общества. К тому времени Ньютон достиг вершины славы. В 1705 году он был возведен в рыцари, но с большой квартирой, с шестью слугами и богатым выходом, он все еще остается один.
Время активного творчества осталось позади, и Ньютон ограничился подготовкой издания «Оптики», переиздания «Математических историй естественной философии» и интерпретацией Писания (у него есть интерпретация Апокалипсиса, сочинение о пророке Данииле).
Ньютон умер 31 марта 1727 года в Лондоне и был похоронен в Вестминстерском аббатстве. Надпись на его могиле заканчивается словами: «Пусть смертные радуются, что среди них жил такой орнамент человеческого рода».
Теория пространства и времени Ньютона
Современная физика отказалась от концепции Ньютона об абсолютном пространстве и времени классической физики. Релятивистская теория показала, что пространство и время относительны. В работах по истории физики и философии, похоже, не повторяется ни одна фраза. Однако, все не так просто, и такие высказывания требуют определенных уточнений (хотя, скорее, лингвистических). Тем не менее, ссылка на истоки иногда очень полезна для понимания современного состояния науки.
Время, как мы знаем, может быть измерено равномерным периодическим процессом. Однако, не имея времени, откуда нам знать, что процессы единообразны? Очевидны логические трудности в определении таких первичных понятий. Единообразие часов должно постулироваться и называться единым потоком времени. Например, определяя время с помощью единообразного и прямолинейного движения, мы тем самым превращаем первый закон движения Ньютона в определение единообразного течения времени. Часы работают равномерно, если тело, на которое не действуют никакие силы, движется прямолинейно и равномерно (на этих часах). В этом случае движение задумывается об инерциальной системе отсчета, для определения которой также нужен первый закон Ньютона и единообразно работающие часы.
Другая трудность связана с тем, что два одинаково однородных процесса при заданном уровне точности могут оказаться относительно неравномерными при более точном измерении. И мы постоянно сталкиваемся с необходимостью выбора все более надежного эталона единообразия хода времени.
Как уже отмечалось, процесс считается однородным и измерение времени с ним приемлемо до тех пор, пока все остальные явления описываются максимально просто. Очевидно, что при таком определении времени требуется определенная степень абстракции. Постоянный поиск нужных часов связан с нашей верой в некое объективное свойство времени иметь равномерный темп прогресса.
Обратимся к «Математическим истокам естественной философии» (1687). Сокращенная формулировка определения Ньютона абсолютного и относительного времени выглядит следующим образом:
Взаимосвязь между этими двумя понятиями и потребностью в них очевидна из следующего объяснения:
«Абсолютное время в астрономии отличается от обычного солнечного времени уравнением времени». Для естественного солнечного дня, принятого обычным измерением времени как равного, на самом деле является неравным. Это неравенство корректируется астрономами с целью применения более точного времени при измерении перемещений небесных светил». Возможно, что не существует (в природе) единообразного движения, к которому время может быть измерено с совершенной точностью. Все движения могут ускоряться или замедляться, но течение абсолютного времени не может измениться.
Ньютон нигде не говорит о том, что скорость движения времени может различаться в разных относительных пространствах (системах отсчета). Конечно, классическая механика подразумевает одинаковое единообразие хода времени для всех систем отсчета.
Однако это свойство времени кажется настолько очевидным, что Ньютон, очень точно сформулировав его в своих формулировках, не обсуждает и не формулирует его как одно из определений или законов своей механики. Именно это свойство времени было отброшено теорией относительности. Абсолютное время в том виде, в каком оно понимается Ньютоном, все еще присутствует в парадигме современной физики.
Теперь давайте перейдем к физическому пространству Ньютона. Если понимать абсолютное пространство как существование некой выделенной, привилегированной системы отсчета, то нет необходимости напоминать, что в классической механике его не существует. Ярким примером этого является блестящее описание Галилеем невозможности определения абсолютного движения корабля. Таким образом, релятивистская теория и не могла отказаться от того, что отсутствовало в классической механике.
С другой стороны, в тексте содержится рассуждение моряка на корабле, которое также может быть истолковано как описание специальной системы отсчета:
«Если сама Земля движется, то истинное абсолютное движение тела находит свое отражение в истинном движении Земли в неподвижном пространстве и в относительных движениях корабля по отношению к Земле и тела по отношению к кораблю».
Таким образом, вводится понятие абсолютного движения, которое противоречит принципу относительности Галилея. Однако абсолютное пространство и движение вводятся для того, чтобы сразу же поставить под сомнение их существование:
«Однако абсолютно невозможно увидеть или каким-либо другим способом отличить с помощью наших органов чувств отдельные части этого пространства друг от друга, и вместо этого мы должны обратиться к измерениям, имеющимся у органов чувств». По положению и расстоянию объектов от любого тела, взятого как неподвижное, мы определяем места в целом. Невозможно также определить их (тел) истинный покой по их относительному положению относительно друг друга».
Возможно, необходимость учета абсолютного пространства и абсолютного движения в нем связана с анализом соотношения инерциальных и неинерциальных систем отсчета. Обсуждая эксперимент с вращающимся ковшом, наполненным водой, Ньютон показывает, что вращательное движение является абсолютным в том смысле, что оно может быть определено, не выходя за пределы системы «ковш-вода», по форме вогнутой поверхности воды. В этом отношении его точка зрения также совпадает с современной.
Непонимание, выраженное во фразах, приведенных в начале раздела, возникло из-за заметных различий в семантике использования Ньютоном и современными физиками терминов «абсолютный» и «относительный». Теперь, когда мы говорим об абсолютных вещах, мы имеем в виду, что они описываются одинаково для разных наблюдателей. Относительные вещи могут выглядеть по-разному для разных наблюдателей. Вместо «абсолютного пространства и времени» сегодня мы говорим «математическая модель пространства и времени».
Математическая структура как классической механики, так и релятивистской теории хорошо известна. Свойства, которыми пространство и время наделяют эти теории, однозначно следуют из этой структуры. Смутные (философские) рассуждения об устаревшем «абсолютизме» и революционной «относительности» едва ли приближают нас к разгадке Главной Тайны.
Теория относительности по праву носит такое название, поскольку, действительно, показала, что многие вещи, которые кажутся абсолютными при низких скоростях, не так уж и велики.
Заключение
Пространство и время являются основой нашей картины мира.
Последний век, век бурного развития науки, был самым плодотворным с точки зрения знания времени и пространства. Появление в начале века сначала специальной, а затем общей теории относительности заложило основы современного научного взгляда на мир; многие положения теории были подтверждены экспериментальными данными. Тем не менее, как показывает эта работа, среди прочего, вопрос познания пространства и времени, их природы, взаимоотношений и даже присутствия остается в значительной степени открытым.
Пространство считалось бесконечным, плоским, «прямолинейным», евклидовым. Его метрические свойства описывались геометрией Евклида. Оно рассматривалось как абсолютное, пустое, однородное и изотропное (без изолированных точек и направлений) и действовало как «сосуд» материальных тел, как независимая от них целостная система.
Время понималось как абсолютное, однородное, равномерно текущее. Оно идет сразу и повсюду во всей Вселенной «равномерно синхронно» и действует как процесс длительности, не зависящий от материалистических объектов.
Кант выдвинул принцип самоценности каждого индивида, которым не следует жертвовать даже на благо общества в целом. В эстетике, вопреки формализму в понимании прекрасного, высшим видом искусства декларируется поэзия, так как она поднимается до образа идеала.
По мнению Ньютона, мир состоит из материи, пространства и времени. Эти три категории независимы друг от друга. Материя находится в бесконечном пространстве. Движение материи происходит в пространстве и времени.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.