философское учение которое признает началом бытия индивидуальное личное сознание
Философское течение, ограничивающее познание только лишь чувственным познанием
3. вульгарный материализм
376. Философское течение, которая отрицает возможность познания:
3. вульгарный материализм
377. Философское направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума:
378. Философское учение, которое признает началом бытия индивидуальное, личное сознание:
3. объективный идеализм
4. субъективный идеализм
379. Укажите философское учение, которое признает началом бытия мировое сознание:
3. объективный идеализм
380. Раздел философии «онтология» изучает:
381. Представитель персонализма в русской философии:
Какой общеметодологический принцип лежит в основе Гегелевской
философии истории, его рассуждений о «фазах» социального развития?
2. принцип конкретности истины
3. первичности материального бытия
4. жесткого детерминизма
5. Божественной предопределенности
Современный вариант теории географического детерминизма представлен, в частности, в теории
1. этногенеза Л.Н. Гумилева
2. конца истории Ф. Фукуямы
3. циклических цивилизаций А. Тойнби
4. астрального происхождения человека
1. психологическая категория
2. новообразованный термин
3. авторская причуда
4. обозначение «фактора истории»
5. «народ в ландшафте»
386 С точки зрения СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ, наиболее значительное принадлежит все-таки: место в классической марксистской теории общественной истории
1. теории классов и классовой борьбы
2. теории общественных формаций
3. теории прибавочной стоимости
5. теории социальной революции
387. Что абсолютизировал Маркс в своей теории общественных формаций?
1. роль рабочего класса
3. приоритет банковского капитала
5. приоритет базиса над надстройкой
888. К числу врагов открытого общества Поппер причислил:
389. Сходные мотивы и схемы истории культур и цивилизаций можно найти в работах:
1. Ясперса и Тойнби
2. Гумилева и Чаадаева
3. Витгенштейна и Шопенгауэра
4. Маркса и Фукуямы
5. Аль-Фараби и Ибн-Сины
390. Маркс: Производственные отношения составляют реальный : над которым возвышается юридическая и политическая надстройка:
2. способ производства
5. вещественный элемент
1. познавательная деятельность
2. компьютеризация и информатизация
3. воспроизводство человеческого рода
5. сфера накопления капитала
392. Впервые в XX веке вопрос о «пределах роста» цивилизации предельно остро поставлен:
1. представителями марксизма-ленинизма
2. учениками В.И. Вернадского
3. учеными, создавшими в США ядерную бомбу
4. представителями Римского клуба
5. экологами «Green Peace»
Философия: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Основной вопрос философии: бытие и сознание
Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Понятия «бытие»-«природа»-«материя» и «дух»-«мышление»-«сознание» в данном случае употребляются как синонимы.
В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, то есть существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные (идеальные, существующие в сознании).
Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 году в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. Но ясно и другое: невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете — это не одно и то же.
Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.
Ф. Шеллинг говорил о соотношении объективного, действительного, мира, который находится «по ту сторону сознания», и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания».
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Онтологическая сторона основного вопроса философии
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:
1. Материализм (основатель Демокрит) — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Материя существует реально, независимо от сознания; является самостоятельной субстанцией; развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; сознание определяется материей (бытием).
Особое направление материализма — вульгарный материализм (Фохт и др.), представители которого абсолютизируют роль материи, исследуют материю с точки зрения физики, математики и химии, игнорируют сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
2. Идеализм — направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.): реально существует только идея; «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме; «мир идей» объективно существует независимо от нашего сознания; «мир вещей» является лишь воплощением «мира идей»; большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• субъективный идеализм (Беркли, Юм): идеи (образы) материальных вещей существуют только в разуме человека, через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует.
3. Дуализм (Декарт) — течение философии, сторонники которого признавали равное существование двух противоположных и взаимосвязанных сторон единого бытия — материи и духа. Материальные вещи происходят от материальной субстанции, идеи — от духовной. В человеке соединяются одновременно обе субстанции.
4. Деизм (французские просветители XVIII века) — направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Гносеологическая сторона основного вопроса философии
При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:
1. Эмпиризм/сенсуализм (основатель Ф. Бэкон) — направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.
2. Рационализм (основатель Р. Декарт) — течение философии, сторонники которого полагали, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль, деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, например: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.
3. Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) — особое направление, сторонники которого считали, что мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
4. Гностицизм (как правило, материалисты) — философское течение, сторонники которого считают, что мир познаваем и возможности познания не ограничены.
5. Агностицизм (Э. Кант и др.) — направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует», «Бога не существует». Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».
Философское учение которое признает началом бытия индивидуальное личное сознание
БИЛЕТ 12.
1) На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями. Восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.
2)Социальная философия – в широком смысле: раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей, генезиса и развития, судеб и перспектив; в узком смысле – раздел общей социологии, содержащий исследования названных проблем с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин – антропологии, психологии, культурологии и др. Философское знание об обществе – это знание наиболее общего порядка.
Смысл существования социальной философии:
1) получить представление не только о частностях, но и об обществе в целом;
2) определить фундаментальные условия существования общественной жизни и сохранения ее как единого целого.
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества.
Проблема социальной философии в том, чтобы осмыслить: что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека.
Особенности социальной философии.
1. Социальная философия стремится не только обозреть общественную жизнь в целом, но и обнаружить смысл существования общественных институтов и общества как такового.
2. Одной из важнейших является проблема отношения личности и общества.
2. *Методологический солипсизм является агностическим вариантом солипсизма. Он стоит в оппозиции к строгим гносеологическим требованиям для «знания» (например, требование, что знание должно быть достоверным). Этот вид солипсизма считает, что любое индуктивное умозаключение может быть ошибочным, и что мы, возможно, являемся мозгом в колбе. Иногда методологический солипсизм идёт ещё дальше, утверждая, что даже то, что мы воспринимаем как мозг, фактически является частью внешнего мира, поскольку воспринимать мы можем только через наше сознание. Наверняка известно только наличие мыслей.
Методологические солипсисты подчеркивают, что обоснования внешнего мира должны быть основаны на неоспоримых фактах их собственного сознания.
В эпистемологии и философии сознания методологический солипсизм имеет, по крайней мере, два различных определения:
а) Методологический солипсизм — эпистемологическое положение, согласно которому индивидуальное я, его субъективные впечатления (эмпиризм) и его состояние или врожденное знание (рационализм) являются единственно возможными или собственно отправной точкой для философского построения.
б) Методологический солипсизм — тезис о том, что ментальные свойства или психические состояния организма могут быть индивидуализированы исключительно на основе этого
2. Философия стоиков и раннее христианство как первые попытки синтеза философских разумов.
Основатель стоицизма в философии — Зенон из Кития на Кипре. Круг почитателей его философии собирался около расписанного Полигнотом портика, стои, отсюда название школы — стоицизм. Преемником Зенона был Клеанф — бывший кулачный боец. Его преемник — Хризипп — бывший атлет, бегун. Труды ранних стоиков до нас дошли фрагментарно.
Логика стоиками понималась как исследование внутренней и внешней речи. При этом она делилась на две части: учение о рассуждении в виде непрерывной речи и учение о движении речи в форме вопросов и ответов. Первое учение у стоиков — это риторика, а второе — диалектика. В решении проблемы общего и единичного познания они придерживались того мнения, что реально существуют лишь единичные вещи, общие они считали субъективным понятием. Стоики уделили внимание учению о категориях, которые считали субъективными. Они выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. Стоики считали, что все в природе находится в движении. В центре этических рассуждений стоиков не понятие счастья, а понятие долга. Человек, полагали стоики, не может сделать этот мир совершенным, но он может устроить совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство, и следовать высоким требованиям морали. Стремление к совершенству лежит на путях познания мира и упражнения в добродетельном поведении. Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они уделили пристальное внимание анализу страстей, требуя их подчинения разуму. Страсти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.
Печаль, согласно стоикам, многообразна. Она может вызываться состраданием, завистью, ревностью, недоброжелательством, беспокойством, горем и т.д. Страх стоики рассматривали как предчувствие зла. Вожделение они понимали как неразумное стремление души. Удовольствие воспринималось стоиками как неразумное пользование желаниями.
Билет 7.
1) Аксиология — теория ценностей, раздел философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза две стороны одной и той же медали.
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы.
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
Проблемы аксиологии:
· жизнь и природа (на данный момент известно, что сильно возросла преступность, а из-за несоответствия цен и зарплат, ухудшения экологии и др. говорит о том, что наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни).
· любовь и семья (утешает тот факт, что эта ценность всё ещё значима и является важнейшей в жизни общества, но из-за нестабильности и тяжёлого материального положения и этот аспект становится всё менее ценен).
· культура и образование (образование мало вознаграждается реальной жизнью; для того чтобы обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность).
· досуг, труд, карьера,
· идеология, политика, свобода, власть
Наименее популярными оказались христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм.
Изучение всего вышеперечисленного приводит к выводу о кризисном состоянии общества в этом аспекте.
2) Рецензия на книгу: Ж. П. Вернана «Происхождение древнегреческой мысли» Жан-Пьер Вернан ставит задачу проанализировать исторический период, включающий начало «1-ого тыс. до н.э. вплоть до 6-5 вв. до н.э. в районе Средиземноморья и выяснить, каковы корни античной цивилизации, по каким причинам и каким образом происходило становление новых социальных и политических структур, какие изменения произошли в образе мышления греков в этот исторический период.
В 3 главе говорится о кризисе единовластия, об изменениях в культурных и бытовых сферах жизни общества, по словам Вернана подчеркивается «значение тех общественных преобразований, которые нашли самый прямой отклик в области мышления». Теперь сожжение умерших заменяет погребение, что отдаляет мир мертвых от мира живых. Искусство, выражающееся в изображениях на керамических изделиях, претерпело изменение в стилевом смысле. Сцены из жизни животных и растительного мира сменились геометрическим узором. Помимо этого пришло некое осознание прошлого, отдаленного от настоящего, между человеком и богами установилась непреодолимая дистанция.
Книга Вернона открывает дорогу в историю Древней Греции. Вернон дает повод поразмышлять над концепцией возникновения нового типа полисного мышления и полиса как такового.
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ — философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной философии и призваны содействовать «углублению нашего осознания современности». Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков.
Философское учение о бытии, материи и сознании
Изучение возникновения и развития различных картин мира: религиозной философской и научной. Исследование происхождения сознания как основного элемента человеческой психики. Бытие и основные формы его существования. Классификация форм материи, ее атрибуты.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.12.2014 |
Размер файла | 14,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Тема: Философское учение о бытии, материи и сознании
2. Бытие и основные формы его существования
3. Материя, атрибуты материи
4. Происхождения и сущность сознания
5. Сознание и бессознательное
На разных этапах развития общества, возникали и развивались различные картины мира: религиозная философская и научная.
Единой философской картины мира не существует. В истории философии предлагались и до сих пор предлагаются различные « модели мира». Монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм предлагают совершенно разные подходы к пониманию реального мира.
Научная картина мира самая поздняя по времени своего появления. Наука является такой сферой деятельности, функцией которой стала выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Связь между наукой и философией весьма сложна. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов.
Научная картина мира создает целостный образ предмета исследования, формируя его с помощью фундаментальных принципов и понятий науки.
2. Бытие и основные формы его существования
философский сознание бытие материя
Все многообразие бытия на основе логического обобщения можно свести к четырем основным формам: Во-первых, к бытию неочеловеченной «первой» и очеловеченной «второй» природы. Вещи, состояния, системы «первой» природы характеризуется тем, что существуют первично и независимо от человека, подчиняясь собственным закономерностям. Очеловеченная природа представляет комплексную природно-социальную реальность, состоящую из вещей, произведенных человеком с целью удовлетворения своих потребностей.
Во-вторых, к бытию человека. С одной стороны, человек как телесно-организованное существо включен в цепь объективных закономерностей неорганической и органической природы. С другой стороны, как духовно-культурное существо человек способен реализовать себя всесторонним образом, активно изменять бытие окружающего мира и собственное бытие.
В-третьих, к бытию духовного, которое включает в себя единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания, мыслей, образов, идей, верований, убеждений, оценок, норм, идеалов и как отдельных людей, так и организованных в социальные группы, общество в целом.
И наконец, в-четвертых, к бытию социального, состоящего из бытия общества как исторически развивающейся системы, целостной совокупности социальных групп и форм совместной деятельности людей и бытия человека в структуре общественных отношений.
Размышление о бытии не останавливается просто на естественном убеждении человека в существовании мира. Предметом раздумий становятся такие вопросы, как прошлое, настоящее и будущее мира. Человек в повседневной жизни может не обременять себя подобными вопросами, однако они необходимы для философской рефлексии. Философия осмысляет тему бытия в целом ряде категорий.
3. Материя, атрибуты материи
Исторически первым было определение материи как основы вещественности, телесности. В этом понимании материя еще не противопоставлялась сознанию. Душа (человек, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц.
Классификация форм материи существенно изменилась в связи достижениями современной науки. Современный материализм утверждает, что источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противоположных начал. Внутренняя противоречивость материи определяет ее способность к саморазвитию. Материя предстает как постоянно изменяющееся целостность, неуничтожимая количественно и качественно. Одна форма движения переходит в другую, формируя новые вариации одного и того же материального мира.
Выделяются количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи или энергии, однако не предполагают изменения структуры объектов. При количественных изменениях качество объекта остается неизменным для внешнего наблюдателя. Качественные изменения, напротив связаны с преобразованием внутренней структуры объекта.
Признание движения неотъемлемым свойствам материи позволяет конкретизировать принцип материального единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи.
Материи присущи и другие атрибуты, такие как пространство и время, которое выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность материальных объектов.
4. Происхождения и сущность сознания
В философском понимании категории « материя» противопоставляется категория « сознание».
Понятие сознания является одним из самых важнейших в философии. С помощью этого понятия обозначаются и объясняются все формы и проявления духовного в бытии человека и общества.
Факторами возникновения сознания у человека были как биологические, так и социальные предпосылки. К биологическим предпосылкам следует отнести прямохождение, высвобождение рук для манипуляций предметами, развитый мозг, в целом развитая нервная система и др. К социальным предпосылкам относятся, прежде всего, труд и речь. Таким образом, сознание человека, как высшая психическая форма отражения возникло в результате длительной эволюции живой природы и возникновения общественной жизни.
Социальная сущность сознания проявляется также в его функциях в обществе. К числу таковых относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная и др.
Одна из проблем, стоящих перед философией, это проблема происхождения и развития сознания. В истории философии существуют различные точки зрения при ответе на этот вопрос. Одни философы, придерживающиеся материалистической трактовки, связывают появление и развитие сознания с биологической эволюцией и антропосоциогенезом. Другие же предполагают, что сознание развивается по своим собственным законам и может быть понято исключительно из самого себя. Последовательно проведенная такая позиция означает идеалистическое понимание сознания, т.е. его « первичность» по отношению к материи.
Объективные идеалисты считают, что мир существует независимо от сознания человека. Первоосновой существования, по их мнению, является не сознание человека, а объективное до человека и независимо от человека существующее сознание, «абсолютный дух», «мировой разум».
Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества в целом).
С сознанием в широком смысле слова, связано и представление о самопознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.
Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности.
5. Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное являются основными элементами человеческой психики.
Можно выделять разные пласты бессознательного, на разном удалении расположенные от сознания. Наиболее удаленный пласт бессознательного образуют внутренние ощущения, некоторые инстинкты и влечения, импульсивные действия, когда человек не дает себе отчета в мотивировке, соответственно в последствиях своих поступков.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Бытие как фундаментальная категория теоретической философии. Основные принципы научной теории познания. Взаимодействие и движение как атрибуты вещественно-полевой формы существования материального мира. Изучение теории истины и правдоподобия в науке.
реферат [33,6 K], добавлен 13.04.2015
Античные варианты определения материи. Атомистическая теория строения природного вещества. Формы существования материи. Пространство и время как всеобщие формы бытия материального мира. Особенности образования пространственно-временного континуума.
реферат [33,1 K], добавлен 27.12.2009
Бытие как универсальная категория единства Мира. Проблема бытия в истории философской мысли. Материя как фундаментальная категория философии. Основные свойства материи. Методологические принципы при разработке классификации форм движения материи.
реферат [25,6 K], добавлен 12.06.2012
Исследование основных принципов бытия, его структуры и закономерностей. Бытие социальное и идеальное. Материя как объективная реальность. Анализ современных представлений о свойствах материи. Классификация форм движения материи. Уровни живой природы.
презентация [1,8 M], добавлен 16.09.2015
контрольная работа [25,3 K], добавлен 11.08.2009