философское учение о бытии кратко

Философия: конспект лекций

философское учение о бытии кратко

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность

Бытие — категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие целостности мира формировалось спонтанно: благодаря богатому духовному опыту развития мифологии, религии, искусства ему предшествовали промежуточные понятия и концепции. В результате возникла новая установка в познании и понимании окружающего мира. Если для греческих натурфилософов раннего периода действительность — многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то для их последователей (первый — Парменид) — это вопрос всеобщей и постоянной основы этих изменений, которая и была названа бытием.

Бытие — производное от слов «быть», «есть» — в языках мира имеет специфическое философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

Учение о бытии — онтология — важный раздел философского знания.

В основе понятия «бытие» — убежденность человека, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим, что при всех потрясениях в природе и обществе мир стабилен, вечен, является нашей жизненной опорой, истинным бытием. Понятие именно о таком мире составляет смыслообразующую основу человеческой деятельности.

Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

Бытие как исходное понятие — лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм.

Основные формы бытия

1. Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:

1) материалистическая. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемые как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;

2) идеалистическая. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой — в них вложены сознание и душа человека.

1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается, как часть природы, как вещь);

2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).

3. Бытие духовного, идеального:

1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;

2) объективно существующее духовное — то, что материализовано в культуре.

4. Бытие социальное:

2) бытие человека в обществе.

Философская проблема бытия возникла как необходимость обрести точку отсчета в процессе познания и освоения мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями, как «существование», «действительность», «реальность». Вместе с тем бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования, или две реальности: мир физических состояний, или материальный, природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Оба эти мира — мир сознания и мир природы — могут характеризоваться понятием бытия, но способы их существования различны. Физический, природный мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Комбинация форм бытия позволяет выделить еще несколько их разновидностей. Этот подход дает право говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он принадлежит к двум мирам: к природному, телесному миру как его органическая часть и одновременно, к миру сознания. Бытие человека есть диалектическое единство объектно-предметного и субъективного. Своеобразием отличается и бытие вещей, создаваемых человеком, опосредованных человеческим духом, сознанием. Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека, субъективный и объективный дух. Помимо отмеченного, имеются еще и уровни бытия; это — существование в возможности и существование в действительности. Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие, действительность — актуальное бытие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии — учения о бытии, онтологии. Впервые учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию и доказывавших невозможность последнего, поскольку оно не может быть помыслено. Элеаты тем самым первыми выдвинули тезис о тождестве бытия и мышления.

В последующей истории философской мысли сформировалось несколько различных подходов к пониманию бытия. Фактически все различия в философских воззрениях касаются в первую очередь различий трактовки их взаимоотношения и взаимодействия, и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные — производными.

Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие; объективный идеализм — объективный дух. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия. В зависимости от того, что положено в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность, все философы делятся на материалистов и идеалистов.

Источник

1. Учение о бытии: понятие, виды, формы, уровни

В храм приходит мужчина и просит Господа:

– Господи, помоги мне выиграть в лотерею.

Мой сосед недавно выиграл, жене шубу купил!

Через некоторое время ситуация повторяется.

Опять этот же человек приходит в храм и просит:

– Господи, помоги мне выиграть в лотерею. Мой знакомый недавно выиграл, машину купил!

Еще через месяц опять эта сцена в храме повторяется.

– Господи, помоги мне выиграть в лотерею.

Мой коллега недавно выиграл, дом купил!

– Я тебе помогу, но и ты сделай первый шаг —

купи лотерейный билет!

Главный, центральный раздел философии «онтология» занимается вопросами бытия. Возникает вопрос: «А что такое бытие?» Можно предложить такое определение этого понятия. Бытие – это философское понятие, которое указывает на реальное существование чего-либо. Главный признак бытия – это существование. Следовательно, все, что есть – это бытие. При этом не имеет значения, знаем мы это, не знаем, видим или не видим, держим в этот момент в руках или нет. Вспомним широко известную рекламу: «Domestos убивает все известные микробы». Логически напрашивается вопрос: «А неизвестные микробы он убивает?» Скорее всего, убивает. Однако нам важно не это. Важно другое: микробы, которых мы не видим и которые нам еще не известны, относятся к бытию? Конечно! Раз они существуют, они относятся к бытию.

Теперь задумаемся над другим вопросом. Относятся ли к бытию мысли, чувства, эмоции? Вполне возможно, что кто-то во время чтения этих строчек хочет есть. Относится ли это желание к бытию? Для ответа на этот вопрос надо еще раз вспомнить главный признак бытия – существование. Следовательно, если это желание существует, то оно относится к бытию.

Мы с вами подошли выделению двух видов бытия. Первый вид бытия – бытие объективное (или материальное бытие). Сюда относится все, что есть в окружающем мире за пределами сознания человека, весь объективный мир: живая/неживая природа, звездные системы, микроорганизмы, в том числе микробы известные и неизвестные. Кстати, сюда относится и сам человек. Объективная реальность – это все, что существует вне сознания человека. В то же время есть субъективная реальность, которую создает сознание человека: знания, мысли, переживания, эмоции, мораль, эстетические идеалы, научные концепции и понятия, нормы права, фантазии. Это и есть второй вид бытия – субъективное, или идеальное, бытие. Оба вида бытия существуют в тесной взаимосвязи. Например, возьмем томик стихов Есенина. С одной стороны, это элемент объективного бытия. Книга – это реально существующая вещь, которую можно взять в руки. Она имеет размеры, вес. С другой стороны, само содержание книги – стихи – есть элемент субъективного бытия. Они созданы сознанием гениального поэта.

Мы с вами выделили виды бытия. Теперь выделим формы бытия. Выделяют четыре формы бытия:

1. Бытие природы. Под природой в философии понимается не только естественная среда, но и весь материальный мир, который окружает человека. Искусственные предметы, созданные человеком (вещи, здания, машины и др.), так же относятся к природе, как и элементы естественной среды обитания (воздух, деревья, животные).

2. Бытие человека. Человек – уникальное создание, единственное обладающее сознанием, сочетающее в себе как природные, так и социальные качества. Однако один человек существовать не может. Поэтому переходим к другой форме бытия – бытие общества.

3. Бытие общества. Общество сложная структурированная система, в основе функционирования которой лежат многоплановые отношения людей, возникающие в процессе трудовой и духовной деятельности.

4. Бытие духовное. Под этим подразумевается вся многогранная сфера существования, создания, использования духовных ценностей. Под духовными ценностями можно понимать все прогрессивное, создаваемое человеческим сознанием (знания, искусство во всех формах его проявления, мораль, эстетические нормы, религия, атеизм, элементы гражданского сознания – патриотизм; правовая и политическая культуру).

Естественно, для каждой формы бытия существуют свои законы. Они имеют определенную отраслевую направленность. Понятно, что законы, которые нужны для познания или для объяснения бытия природы, не всегда объясняют, например, бытие духовное. В то же время очевидно, что все формы бытия существуют не изолированно. На многообразие окружающего мира влияет сочетание, взаимодействие всех четырех форм. Одно невозможно без другого. Человек не может без общества, но он не может и без природы. И в то же время природа испытывает на себе воздействие общества.

Еще одним очень важным аспектом изучения бытия, кстати, имеющим практическое значение для каждого человека, является вопрос об уровнях бытия. Выделяют два уровня бытия:

1. Актуальное бытие. Когда произносишь слово «актуальное», то многие студенты понимают под этим узкий аспект – то, что наиболее важно сейчас (актуальная тема, актуальная проблема). В обыденной жизни есть вопросы актуальные и неактуальные. Под актуальным бытием в философии подразумевается все, что есть на данный момент, как важное для нас, так и не очень. Поэтому актуальное бытие – то бытие, которое есть сейчас. Для большинства читающих данные строки актуальное бытие – это учеба в высшем учебном заведении. Статус студента определяет многие аспекты актуального бытия: определенный способ деятельности (учеба), определенные льготы (скидки при продаже билетов в учреждениях культуры), определенный уровень квалификации для работающего студента (сотрудник, не имеющий высшего образования).

2. Потенциальное бытие. Потенциальное бытие – это бытие, которое может быть в будущем. Так, для студента потенциальное бытие – специалист с высшим образованием, работа по профилю. Если с актуальным бытием для нас все понятно, оно для нас очевидно, то с потенциальным бытием не все так просто. В будущее заглянуть невозможно. Даже самая недалекая действительность может оказаться для нас не такой, какой мы ее планировали. В мире очень много вещей неожиданных, которые могут повлиять на наше бытие. Кто-то из студентов, читающий эти строки, станет специалистом с высшим образованием, а кто-то – досрочно рядовым российской армии.

Однако значит ли это, что мы вообще никак не можем влиять на свое потенциальное бытие? Конечно же, нет! Между актуальным и потенциальным бытием есть связь!

Вспомним классику – бессмертное произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Знаменитый диалог на Патриарших – Воланд беседует с Берлиозом и Бездомным:

«– Прошу и меня извинить, – ответил иностранец, – но это так. Да, мне хотелось бы спросить вас, что вы будете делать сегодня вечером, если это не секрет?

– Секрета нет. Сейчас я зайду к себе на Садовую, а потом в десять часов вечера в МАССОЛИТе состоится заседание, и я буду на нем председательствовать.

– Нет, этого быть никак не может, – твердо возразил иностранец.

– Потому, – ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, – что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится».

Что имел в виду Воланд? В актуальном бытии есть уже реальная вещь: Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Напомним, что Аннушка ухитрилась разбить бутыль с маслом не где-нибудь, а именно на трамвайных путях, причем именно там, где было положено пешеходам эти трамвайные пути пересекать. Соответственно, в актуальном бытии уже есть важное обстоятельство: созданы условия, которые могут привести к несчастному случаю. Соответственно, потенциальное бытие и есть этот несчастный случай, который имел место с беднягой Берлиозом. Он и в самом деле вечером не смог председательствовать на заседании МАССОЛИТа, так как лежал в морге на трех столах сразу.

Так же и в повседневной жизни каждого человека. В каком случае студент станет специалистом с высшим образованием, а в каком – досрочно рядовым российской армии? Кто получит диплом, а кто автомат Калашникова и берцы? Конечно, это зависит от того, как студент организовал свое актуальное бытие. Кого могут отчислить из вуза? Того, кто не смог сдать сессию! А кто не может сдать сессию? У кого возникают проблемы со знанием материала? У того, кто в актуальном бытии допускал такие вещи, как пропуски занятий, не готовился к семинарским занятиям, не выполнял учебных заданий. А кто получит диплом о высшем образовании? Тот, кто успешно сдавал все экзамены! У кого не возникает проблем со сдачей сессии? У того, кто посещал все занятия, регулярно занимался, готовился к семинарским занятиям, выступал на них.

Если человек серьезно занимается спортом, у него может быть в потенциальном бытии титул олимпийского чемпиона, но если он не занимается спортом, т. е. в его актуальном бытии нет регулярных спортивных занятий, то звания олимпийского чемпиона в его потенциальном будущем быть не может. Чтобы в потенциальном будущем были погоны генерала, надо, чтобы в актуальном бытии были погоны вначале лейтенанта, затем старшего лейтенанта, затем капитана, майора и так далее. Как говорила героиня фильма «Москва слезам не верит», чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта.

Важным вопросом является вопрос о самоорганизации бытия. Вопрос о том, как возникают те или иные явления, процессы. Вопрос достаточно непростой. С религиозной точки зрения все просто и понятно, а вот с научной точки зрения вопрос достаточно сложный. В качестве попытки найти ответ на этот вопрос в XX в. появилось междисциплинарное учение – синергетика. Создателем является Герман Хаккен. Он считает, что его учение о самоорганизации бытия приемлемо для самых различных отраслей науки, как наук об обществе (история, психология), так и наук о природе (биология, физика). Что такое синергетика, чем она занимается? Она занимается исследованием развития сложных систем, явлений, состоящих из большого числа элементов и испытывающих на себе влияние нескольких факторов, сочетание которых вызывает новое неожиданное развитие данной системы. Такой системой может быть все что угодно: частицы газа, совокупность людей, транспортных систем. Синергетика исследует, как из хаоса возникает некая организованная структура, определенный порядок взаимодействия элементов системы. Рассмотрим пример из физики. Если растительное масло начать нагревать на сковородке, то с маслом будут происходить изменения. Очевидный момент – меняется температура масла. Это постепенное, т. е. линейное изменение. В определенный момент происходит еще одно важное изменение: меняется структура масла. В масле начинают образовываться шестигранные ячейки, они называются «ячейки Бенора». Вот это как раз пример синергетического процесса – система меняется. Вначале развитие изменения системы шло линейно, масло нагревается, структура пока остается без изменений; в определенный момент масло обрело новое состояние, возникло новое бытие.

Точка, когда появляется новое неожиданное состояние, называется точкой бифуркации. А процесс изменения состояния, то есть появление нового бытия, называется диссипацией. Процесс диссипации может произойти не в каждой системе. Он происходит в системе, состоящей из большого количества элементов, и система, где такой процесс может происходить, называется диссипативной (способной к такому процессу). Говоря о диссипации, часто подчеркивают, что здесь важно сочетание разных факторов. Каждый из этих факторов может и не приводить к изменению состояния системы, а их сочетание может давать неожиданный эффект. Такой процесс может происходить и в человеческом сообществе. Например, создается исследовательская группа или творческий коллектив. Это тоже диссипативный процесс. Если вместе соберутся несколько талантливых людей, можно ли это сразу назвать коллективом? Пока нет. Каждый человек является индивидуальностью, его взаимодействие с другими людьми обусловлено рядом фактором (особенностями характера, умением работать в коллективе), и вполне возможно, что из нескольких даже очень талантливых людей коллектив так и не получится.

Процесс диссипации можно проследить в истории многих стран. Сочетание разных факторов в истории государства также может предопределить новое неожиданное развитие страны. Таким примером могут служить петровские реформы в России. На развитие страны оказывало влияние большое число факторов. Страна оказалась перед историческим выбором. Он был сделан. Страна получила новое развитие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Философское учение о бытии

философское учение о бытии кратко философское учение о бытии кратко философское учение о бытии кратко философское учение о бытии кратко

философское учение о бытии кратко

философское учение о бытии кратко

Онтология – это учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.

Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и безначальным началом бытия (непостижимой основой, называемым им также «благо»).

Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

Средневековые мыслители приспособили онтологию к решению теологических проблем. В зависимости от ориентации мыслителя понятие бытия могло отличатся от божественного абсолюта (тогда Бог мыслится как источник бытия) или отождествляться с Богом.

К 13 в. намечается разделение онтологической мысли на 2 потока: на аристотелевскую и августианскую традицию. Фома Аквинский(арист) вводит в средневековую онтологию различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действительности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии и в Боге.

Философия нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается неизменной частью философской доктрины. Критическая философия Канта задает параметры новой онтологии, в которой способность выхода в измерение истинного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность и практической способностью. В 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии. И только в кон.19 нач. 20в. неотемизм возрождает понятие онтологии.

Целесообразно выделить следующие формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов. Б.

2) Б. второй природы – произведенных человеком вещей.

3) Б. духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) Б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью.

Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействиемыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия и как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

— без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек не полноценен;

— здоровое тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности;

— человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Это человеческая культура.

Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и физическую реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. История языка отражает социальную историю его носителя.

Заключает список бытие социального. Это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем.они обеспечивают производство и воспроизводство человека.

Источник

Философское учение о бытии и материи.

философское учение о бытии кратко философское учение о бытии кратко философское учение о бытии кратко философское учение о бытии кратко

философское учение о бытии кратко

философское учение о бытии кратко

1. Представление бытия сформировалось в древности. Демокрит подчёркивал, что первооснова бытия – атомы. Платон говорил, что подлинное бытие только в мире идей.

2. В средние века, бытие рассматривалось, как сотворённый Богом мир.

3. С эпохи Возрождения и Нового времени, бытие стало рассматриваться, как физическая реальность.

4. В немецкой классической философии соединились два подхода к трактовке бытия:

— идеалистический подход Гегеля, который считал, что подлинное бытие у абсолютной идеи;

— материалистический подход Л. Фейербаха, который считал, что реальное бытие у природы;

5. В марксистской философии учение о бытии было продолжением традиции философского материализма.

Бытие – это философское понятие для обозначения всего того, что существует, имеет место.

1. Бытие охватывает собой бесконечное многообразие, как материальных, так и духовных предметов и явлений.

2. Бытие – есть всё, что реально существует.

3. Бытие – понятие предельно широкое, т.к. охватывает собой все виды реальности: известные и неизвестные.

4. Бытие – это сложная совокупность всего существующего. Мир – как единое целое.

Понятие материи (вещь) является основным в философском материализме. Значение: понятие «материя» концентрирует в себе длительный опыт в познании мира и человека с позиции естествознания, и просто здравого смысла, объясняя мир естественными причинами. Представления о том, что такое материя изменялись в философии по мере накопления научных знаний о мире:

1. Первое представление о материи возникло в древней философии в связи с попыткой найти некую первооснову мира. Считалось, что материя – это нечто вещественное. Фалес считал, что первооснова мира – вода.

2. Новое время XVII вв. – Бекон, Спиноза, Локк считали, что материя – это совокупность физических тел, в ней выделялись различные виды вещества. Многие считали, что материя – это вся природа.

3. В середине XIX века, были сделаны три крупных открытия в естественных науках: «Закон сохранения и превращения энергии», «Клеточная теория строения растительного и животного мира», «Эволюционная теория Дарвина». На основании этих открытий классики марксизма сделали правильный вывод о том, что материя – это всё то, что существует вне и независимо от нашего сознания.

На основании этих открытий, некоторые философы пришли к выводу, что материя исчезла, началась идеалистическая реакция в науке. Однако в 1906 году В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» переосмыслил открытия в естествознании и доказал, что не материя исчезла, а исчез тот предел, до которого мы знали материю. В этой работе, дано определение матери. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания и данного нам в ощущении. Это определение материи является абстрактно истинным т.к. в нём указаны два свойства, которые постоянны:

1) Материя – это объективная реальность, т.е. она существует независимо не от человека, не от человечества.

2) Материя дана нам в ощущениях, она действует на наши органы чувств, а значит, мы можем её изучать, познавать.

В данном учении нет характеристик и свойств, т.к. они постоянно уточняются по мере накопления знаний.

Это понятие «материя» является предельно широким, т.к. охватывает все виды и формы материи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *