философское учение о противоречиях как источнике развития носит название

Диалектика как философское учение о развитии и противоречивости мира.

План

1. Работа с понятиями.

2. Диалектика как философское учение о развитии и противоречивости мира.

3. Основные законы диалектики: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицание отрицания.

4. Важнейшие категории философии.

5. Основные принципы философии.

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

II. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

Работа с понятиями.

Принципы философские— представляют собой знания о наиболее общих связях и свойствах объективной действительности и познания.

Развитие— это направление, необратимые качественные изменения материальной системы.

Связь— это устойчивое отношение между элементами системы, между процессами или событиями.

Противоречие— резкое рассогласование в речи, высказывания о некотором предмете. Синоним: антиномия.

Противоречивость— категория диалектики, выражающая внутренний источник всякого движения, принцип развития.

Категория— знание о всеобщих чертах бытия.

Общее— объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Сущность— внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики.

Явление— внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.

Содержание— совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

Форма— принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Необходимость— это развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из существенных внутренних свойств, взаимоотношений этих явлений.

примечание: имеется в виду причинно-следственная связь.

Случайность— это то, что в данных условиях может произойти.

Количество – это внешнее, формальное отношение предметов или их частей, а также свойств, связей.

Качество – такая определённость предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

Мера – диалектическое единство качества и количества, в пределах которого изменения количественных характеристик и отдельных свойств данного объекта не нарушают его качественную определённость.

Диалектика как философское учение о развитии и противоречивости мира.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания.

Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития даёт возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи»… Развитие связано только с конкретными материальными и духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т. п. Вне конкретных систем нет никакого развития. При таком подходе момент возникновения самой системы и момент её распада, гибели, прекращения существования не входит в круг явлений, описываемых термином «развитие».

Три основных признака развития перечислены в вышеприведённом понятии, поэтому на них останавливаться здесь не будем.

3) Основные законы диалектики: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицание отрицания.

В марксистской философии выделяют три закона развития (их также называют законами диалектики):

1) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон описывает механизм возникновения новых качеств (Как происходит развитие?);

2) закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон указывает на источник, импульс развития (Почему совершается развитие?);

3) закон отрицания отрицания [его также называют законом диалектического синтеза]. Он описывает характер и форму прогрессивно направленных изменений (Каков характер поступательного развития?).

Подробное изучение законов диалектики начнём с закона взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Самый простой пример: вода существует в жидком состоянии в интервале от 0 до 100° по Цельсию. Если повышать температуру дальше, мы получим водяной пар.

Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определённом этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» приводит следующие примеры перехода количественных изменений в качественные:

дарвиновская теория эволюции:

-в ходе процесса естественного отбора появляются различные виды, имеющие общего предка,

-этот процесс можно рассматривать как пример возникновения нового качества на основе аккумулирования количественных изменений,

-возникновение нового качества определяется моментом, когда представители различных групп уже не могут скрещиваться между собой.

Момент перехода системы от одного качества к другому называется скачком.

Закон единства и борьбы противоположностей также называют законом диалектической противоречивости.

Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса её развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, значимость их в системе.

Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.

Этот закон используется в качестве объяснения внутренней энергии, присущей природе.

С точки зрения Энгельса, гармония и порядок являются результатом синтеза двух противоположных сил: вращение Земли вокруг Солнца является результатом действия противоположных – гравитационных и центробежных сил; атом как единство положительного и отрицательного зарядов и проч.

Закон отрицания отрицания (или закон диалектического синтеза)свидетельствует о направленности развития и характеризуется необходимостью, цикличностью и преемственностью изменений, возвратом как бы к старому качеству, но на новой основе.

Сам Энгельс, следуя учению К.Маркса, написал в «Диалектике природы» следующий комментарий: каждая последующая общественно-экономическая формация (например, коммунизм) отрицает предыдущую (например, капитализм) и т. п.

Закон отрицания отрицания проявляет себя в полной мере не на каждом временном отрезке процесса развития. Этот закон обнаруживает себя как всеобщая и необходимая связь, прежде всего, в целостном, относительно завершённом цикле развития (исходный пункт – одно или несколько отрицаний – исходный пункт нового уровня), который совершается в течении длительного временного интервала. При этом существует принципиальная возможность зафиксировать каким-то образом промежуточные стадии развития, а затем сравнить их количественные и качественные характеристики.

Налицо необходимость, по крайней мере, трёх этапов развития.

Следует различать простое отрицание и диалектическое. Простое отрицание (в отличие от диалектического) означает полное отсутствие преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизацию момента деструкции, разрушения. Это явление называют нигилизмом. Нигилизм – это особое духовное состояние личности и общества и вытекающая из этого состояния негативная установка, проявляющаяся в действиях по отношению к традициям, культуре, законопорядку, морали, личности, семье и т. д. спектр нигилистического восприятия мира чрезвычайно широк: от состояния разочарования и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания «всего и вся». [Нигилизм проявляется в алкоголизме, наркомании, самоубийствах, актах бессмысленного насилия и т. п. Описаны случаи социального нигилизма, охватывавшего всё общество целиком (напр.: советское общество времен «перестройки» 1987 – 1991 гг.) и т. д.].

Рассмотренные выше законы диалектики дают наиболее общую характеристику процесса развития. Частные случаи развития различных типов материальных систем изучаются в рамках отдельных наук.

Источник

Лекция №2. Диалектика – философское учение о развитии

Диалектика – философское учение о развитии.

1. Понятие «развитие».

2. Законы диалектики.

1. Основным предметом изучения диалектики является развитие. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Критерий диалектики – нацеленность на развитие.

Процесс развития связан с конкретными материальными и духовными системами. Вне конкретных систем развития нет. Развитие разнопланово, многоуровнего, многоэтапно. Развитие неотрывно от движения, изменения. Однако, изменение понимается как множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Процессы дифференциации, возникающие в системе при этом, имеют важное значение. Диалектические изменения носят качественный характер. Следовательно, «качественные изменения» определяют развитие.

Развитие – это целый комплекс, связь ряда преобразований. Развитие – связь качественных преобразований системы, для которой характерна необратимость. Развитие – смена состояний развивающегося объекта, однако основное содержание процесса составляют существенные изменения в строении объекта и формах его жизни.

Развитие – смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функционирования. Развитие – особого рода связь состояний. Показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, появление у системы новых возможностей. Т.е. развитие соотносится с направленными преобразованиями.

Основные признаки развития:

1) Качественный характер изменений;

Развитие – это направленные необратимые качественные изменения системы, обусловленные противоречиями системы.

Развитие объективное явление, феномен материальной и духовной реальности, не зависящее от субъекта познания.

2. а) Закон диалектического синтеза: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Развитие невозможно без отрицаний. Всеобщий характер отрицания.

Закон отрицания отрицания (или закон диалектического синтеза)характеризует момент преемственности во внутренней форме, структуре. Закон диалектического синтеза интегрален, т.е. данный закон активизирует содержательные моменты прогрессивного развития. Важным признаком является повтор на высшей стадии характерных черт низшей, исходной ступени развитии.

Сфера действия закона отрицания отрицания – прогрессивное, восходящее направленное развитие материальных систем. Прогрессивное развитие происходит в том случае, в котором в результате 2-х отрицаний снятий происходит превращение в противоположность, а затем повторное превращение в противоположность (на более высоком уровне) и синтезирование содержаний предыдущей ступени.

б) Закон перехода количества в качество: выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Изменение качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или (и) информационных компонентов системы.

в) Закон диалектической противоречивости. Данный закон принято называть – «закон единства и борьбы противоположностей». Противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие от противоречия. Диалектическое противоречие есть только там, где есть развитие, самодвижение. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы: 1) гармония; 2) дисгармония; 3) конфликт.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем!

философское учение о противоречиях как источнике развития носит название

Как разобраться в происходящих вокруг нас событиях? Легко и быстро, посмотрев ютюбчик не получится. Все равно докапываться до сути придётся самому, изучая экономику, историю, философию. Однако одного знания фактов недостаточно, надо ещё уметь связывать их воедино, устанавливать причинно-следственные связи. А для этого необходимо освоить диалектику.

В рамках гегелианства и марксизма диалектика — это научно-философский метод познания универсальных законов развития природы, общества и мышления.

В отличаем от метафизика диалектика основана:

Во-первых, на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и

Во-вторых, их непрерывного развития. Причём движущей силой этого развития, источником его «самодвижения», является противоречие.

Суть диалектической взаимосвязи, развития и противоречия раскрываются в законах диалектики. Их всего три:

— закон перехода количественных изменений в качественные,
— закон отрицания отрицания и
— закон единства и борьбы противоположностей.

Разберем каждый из них.

Закон Перехода количественных изменений в качественные

философское учение о противоречиях как источнике развития носит название

Качество — это внутренняя определенность предмета или явления, стабильная система характеристик и связей. Например, жидкое, либо газообразное состояние тела; в области общественных наук — общественно-экономическая формация.

Количествовнешняя определенность вещи, исчисляемые параметры предмета или явления. Это может быть число, величина, объем, вес, размер. В общественных науках — это уровень бедности, социального расслоения, различные экономические показатели.

Мера — единство количества и качества, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие.

По мере изменения количественных показателей наступает момент, когда происходит изменение меры, это приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов«, а сам переход в иное состояние понимается как «скачок«. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое.

Классический пример — это кипящая жидкость. По мере изменения количественных характеристик — температуры — атомы начинают двигаться быстрее, в итоге нарушается мера, другими словами равновесие, стабильность старой системы, и происходит скачок — вода кипит и переходит в новое качество — превращается в пар.

Закон перехода количественных изменений в качественные применим не только к физике, но и к развитию общества. Так по мере накопления противоречий, изменения таких количественных показателей, как рост неравенства, бедности, эксплуатации ситуация может выливаться в революцию, происходит скачок, и как результат слом старых укладов и возникновение новых.

Закон Отрицания отрицания

философское учение о противоречиях как источнике развития носит название

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. Процесс развития носит поступательно-повторяемый характер. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали: причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Направленность развития может быть как восходящей, так и нисходящей, хотя общая тенденция все же восходящая.
Так историческое развитие может проходить фазы восходящего развития и откатов назад. Например, расцвет и падение Римской империи, революции и контрреволюции.

Закон единства и борьбы противоположностей

философское учение о противоречиях как источнике развития носит название

Этот закон диалектики вскрывает внутренний источник развития, его движущую силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. С одной стороны, существует связь и взаимодействие между ними. С другой стороны, они находятся в состоянии взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями:

«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».


Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращающий его в качественно иной объект, отрицающий старый.

В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В общественно-историческом развитии можно рассмотреть общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества: их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Диалектика — это научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого являются противоречия.

Три закона диалектики всесторонне описывают данный метод познания. Чтобы легче запомнить, можно систематизировать их так:

Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос, «что» происходит. Здесь мы говорим о понятиях количества, качества и меры.

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, «каким образом» происходит развитие. Оно происходит по спирали: каждый виток — это переход на новый высший уровень с сохранением некоторых черт старого состояния. Новое отрицает старое.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, «почему» происходит развитие. Движущей силой развития является противоречие, которое заключается во взаимосвязи и взаимоотрицании противоположных начал.

Законы диалектики можно отлично проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму. Гегель стоит на позиции идеализма, он считает, что все мироздание — это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил ее на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь свойством материи (продуктом деятельности мозга), сама же материя развивается самостоятельно.
Так сложилась особая философская школа — диалектический материализм.

философское учение о противоречиях как источнике развития носит название

Сегодня ошибка многих пытающихся мыслить людей в том, что они чересчур упрощают окружающий нас мир. Многие взгляды на современное общество метафизичны. Мыслят вечными константами — жажда наживы, конкуренция, капитализм были и будут всегда тд. Непринято смотреть на проблему или явления комплексно, прослеживать взаимосвязь всех составляющих.

«В СССР кого-то репрессировали, значит социализм — это плохо, в современной РФ — есть примеры успешных людей, есть Юра Дудь, значит капитализм — это хорошо». То есть выдергиваются какие-то частности и на их основании делаются выводы об общем.

Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных метафизических буржуазных и реформистских теорий.

Классические произведения и научная литература:

философское учение о противоречиях как источнике развития носит название

Философия

1.1K постов 4.2K подписчиков

Правила сообщества

Сообщество создано ради общения, поэтому не рассчитывайте на помощь с поднятием рейтинга.

Огромная просьба: не выкладывайте посты, нацеленные на разжигание религиозных войн. Все аргументы сторон мы уже давно изучили;)

Дешевые провокации, откровенная дичь, а также посты не по теме сообщества будут перемещаться в общую ленту сразу после объяснения причин.

Камрад, давай к определениям.

Вот ты говоришь, что есть законы. Давай глянем, что такое закон.

Т.е. у закона есть область применения, на котором его действие должно гарантированно повторяться.

Т.е. у этого «закона» есть некая область применения? А почему она только для этого диапазона температур? А может это не закон?

Никогда не возникало ощущения, что за этой заумной риторикой стоит несколько универсальных обобщений, которыми предлагается мерить вообще всё? От атомов до галактик, от психики одного человека до устройства общества всего человечества во всей исторической перспективе. Чуешь подвох?

В СССР оправдано клеймили любой универсализм, например механицизм или кибернетику, как универсальную науку, дающую ответы на все вопросы. Только вот в своём глазу этот гегелевский универсализм проглядели. Не стоит повторять прошлых ошибок.

Сомневаться надо во всем и всегда. Общественная мысль и наука, если следовать законам той же диалектики, не должна стоять на месте. Поэтому никакого «подвоха» я ни у Гегеля, ни у Маркса не вижу. Я конечно, ещё не спец, только изучаю всю эту тему, но вот за что мне нравится Маркс, это за его подход. Он брал своих гениальных оппонентов (Гегеля, Смита) и не тупо фокусировался на критике, а брал лучшее у них, развивал сильные стороны и отбрасывал неверное.
В итоге появилась концепция изменившая мир,и к которой до сих пор обращаются снова и снова.

А как делают сейчас противники Маркса: просто его отрицают или вообще игнорируют. И вот это как раз настораживает, и вот тут да есть подвох. Выглядит очень смешно, глупо и убого.

Общественная мысль и наука, если следовать законам той же диалектики, не должна стоять на месте. Поэтому никакого «подвоха» я ни у Гегеля, ни у Маркса не вижу.

Я, честно, не понимаю, как из этого суждения следует это высказывание.

Почему они ей пользовались? Как мне видится, им нужен был метод познания, который к тому моменту ещё не сформировался в философии науки в явном виде.

А это значит, не заниматься гегелевской софистикой, а следовать гипотетически-дедуктивному алгоритму научного метода.

По моему мнению, именно эти способы проверки гипотезы необходимо взять на вооружение в общественных науках. А это значит необходимо глубоко изучать историю как науку и реализовывать модели-симуляции, чтобы с их помощью проверять гипотезы на практике.

Почему они ей пользовались? Как мне видится, им нужен был метод познания, который к тому моменту ещё не сформировался в философии науки в явном виде.

Я далеко не специалист в истории философии науки, и вполне допускаю что моё мнение может быть ошибочным.

Но и до сих пор в научном методе сохраняется ряд проблем, которые не позволяют всем человечеством принять ту или иную его трактовку как общепринятую и единственно верную (хотябы на данный момент).

греки прошли лишь пол пути: определение истины, формальная логика,

разве этого недостаточно? Аристотель сформулировал основные три закона логики. На них строится сам мыслительный процесс.

ну ладно, до развития науки не было концепций, которые бы описали наш мир. Но сейчас-то не пора ли повесть на большинство философов ярлык рудиментов?

Для научного метода тут явно не хватает эмпирики как критерия истинности и критерия фальсифицируемости.

Но сейчас-то не пора ли повесть на большинство философов ярлык рудиментов?

Но ведь эмпиризм не перестал бы существовать если бы его не выделили в отдельный метод. Он существует как самоочевидный. Это самый простой, самый первый метод познания мира, которым овладевает живой организм появившись из материнской утробы.

Я слышал историю о том как при Сталине закрывали философские факультеты за ненадобностью. А так ли они были неправы? И много ли потеряло общества в результате такого реформирования?**

Он существует как самоочевидный.

а в чем проблемы научных методов? Можно хотя бы один пример? Пример который бы показывал, что ест проблема, которую разрешит новый Поппер?

Секундочку, про «научный метод познания» правильно, но не верно

Научный метод включает в себя диалектику? Включает. Точнее, использует диалектический метод? Да, использует

Не могли бы вы аргументировать данное утверждение?

Основными принципами диалектического метода познания являются следующие: принцип отражения, принцип активности, принцип всесторонности, принцип восхождения от единичного к общему и обратно (единство индукции и дедукции), принцип взаимосвязи качественных и количественных характеристик, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип противоречия, принцип диалектического отрицания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического, принцип единства анализа и синтеза.

Гипотетически-дедуктивная модель научного метода, состоит в последовательном применении следующих шагов:

1. Используйте опыт: Рассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.

2. Сформулируйте предположение: Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.

3. Сделайте выводы из предположения: Если предположение (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?

4. Проверка: Найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов, с тем чтобы опровергнуть гипотезу (шаг 2) (см. фальсифицируемость). Использование выводов (шаг 3) в качестве доказательств гипотезы (шаг 2) является логической ошибкой. Эта ошибка называется «подтверждение следствием»

Кроме, пожалуй, рекомендаций использовать индукцию и дедукцию я ничего общего в этих методах не вижу.

» Наука логики » Гегеля же либо отвечает на заданные выше вопросы, либо позволяет найти на них ответ, даёт инструмент, сама же являясь им. Причём диалектика позволяет человеку разрешить некоторые противоречия, которые формальная логика решить не может.
Дружище, ты бы знал, как я задолбался это писать с телефона)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *