философское учение основанное львом николаевичем толстым
«Русская философия»
511. Сергий Радонежский был современником:
• Куликовской битвы
512. Синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной:
• Космизм
513. Слова «красота спасет мир» принадлежат:
• Ф.М. Достоевскому
514. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла в:
• XVII веке
515. Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что:
• Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни
516. Согласно Л. Шестову, главным врагами человека в «борьбе за невозможное» являются:
• Разум и мораль
517. Согласно Н.Ф. Фёдорову, высший моральный долг землян, центральная задача всех людей заключается в:
• Уничтожении страданий на земле
518. Сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»:
• Феофан Прокопович
519. Сторонником деистического материализма в русской философии был:
• М.В. Ломоносов
520. Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией:
• Египет
521. Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает:
• Свободное единение людей во Христе
522. Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государств, способную обеспечить целостность и устойчивость России – это:
• Консерватизм
523. Течение русской философской мысли 30-40-х годов XIX века, в котором вера выступает первичным фактором, обусловившим историческую деятельность народа – это:
• Славянофилы
524. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса – это:
• Западничество
525. Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым:
• Этика ненасилия
Идеи и воззрения Льва Толстого
Лев Николаевич Толстой известен всем, как великий русский писатель. Но не все знают, что он выступал против официальной Церкви, считая ее учения ложью; государственной власти, обвиняя в порабощении народа; был пацифистом и проповедником нравственности.
Его философско-религиозные взгляды шли вразрез с идеями правящего класса. В наше время Толстого назвали бы оппозиционером. Однако рассуждения писателя о высших человеческих ценностях, воспитании детей, смысле жизни и Боге очень глубоки и заслуживают внимания. Предлагаем с ними ознакомиться.
Педагогические идеи
Педагогическая теория Толстого был основана на принципе свободного воспитания. Он считал, что ребенок от рождения совершенен, добр и правдив. Воспитывать его – всё равно, что портить, поскольку нравственность взрослых значительно ниже, чем у детей. Задача воспитателя, по Толстому, – создать благоприятные условия для полного раскрытия потенциала ребенка.
Философия свободного воспитания предполагала отказ от целенаправленного воздействия на детей со стороны родителей и учителей, которое рассматривалось, как насильственное навязывание своих взглядов, убеждений и воли.
Толстой был против школ, организованных правящим классом, и выступал за создание самими крестьянами народных школ. В 1859 году писатель основал Яснополянскую школу для детей крестьян. Политика учебного заведения была удивительной: дети могли не ходить на занятия, если пропадало настроения, и не слушать педагога, если становилось скучно.
Особое внимание уделялось индивидуальным особенностям детей. Педагоги и сам писатель с трепетом относились к потребностям, интересам и любознательности каждого ученика. Активно культивировалось раскрытие творческих талантов, для этого Толстой применял различные нетривиальные методы обучения.
Лев Николаевич считал важным не только взращивать в детях нравственность и эстетический вкус, но и с ранних лет приучать их к посильному труду и самообслуживанию. Писатель отрицал телесные наказания.
Отношение к семье
Мать Толстого умерла, когда писателю было 2 года, отец скончался спустя 6 лет. Мучительные мытарства по тетушкам и опекунам, тоска по родительской любви нашли отражение в творчестве Толстого. Многие его произведения имеют автобиографические истоки.
В своих воспоминаниях Лев Николаевич признавался, что мечтал создать семью с 15 лет. Будучи состоявшимся писателем, он начал целенаправленно искать жену. В невестах побывали и соседка по имению, и дочь поэта Фёдора Ивановича Тютчева, и племянница высокопоставленного научного деятеля. Но все они по разным причинам не устраивали Толстого.
Позже писатель познакомился с Софьей Андреевной Берс, которая впоследствии и стала его женой. Историки до сих пор спорят, был ли этот выбор наилучшим. Ведь после венчания с Софьей Толстой написал в своем дневнике: «Не она».
С дневником Толстого связана печальная история, которая не прошла бесследно для семейного благополучия Толстых. Писатель принял решение показать свои откровенные записи молодой супруге. Дневник содержал детальные описания любовных похождений Толстого, а также информацию о внебрачном сыне, который был рожден от служанки. Софья Андреевна восприняла эти сведения крайне болезненно, они не давали ей покоя на протяжении всей жизни.
Несмотря на это, первые 15 лет брака были счастливыми и плодотворными. Толстой всегда хотел иметь много детей (всего в семье Толстых родилось 13 детей, пятеро умерли в младенчестве). Он был преданным мужем и зажиточным помещиком, сосредоточенным на преумножении богатства семьи.
В конце 1870-х годов в жизни Толстого случился духовный переворот, который изменил ценностные ориентиры. Писатель понял, что стяжательство, деньги, имущество – это зло. Он отписал всю собственность на имя жены и детей, отказался от гонораров и авторских прав на произведения, написанные после 1881 года. Толстой принял решение жить скромной жизнью во благо всех людей. Софья Андреевна не была готова к подобным переменам, что приводило к многочисленным конфликтам между супругами.
Кризис на пике благополучия
Толстой часто задумывался о смысле жизни, задавая себе вопрос: зачем что-то создавать, если в конечном итоге всё закончится смертью? Неотвратимость смерти сводила его с ума, и превращала человеческое существование в бессмыслицу. Иногда печальные мысли были настолько едкими, что Толстой видел единственный выход – самоубийство.
Однако, оглянувшись по сторонам, великий русский писатель замечал, что вопрос смысла бытия других людей не тревожит. И он решил понять: зачем люди живут, где находят для этого силы? Начались годы кропотливого поиска смысла жизни. Толстой обратился к церкви, став смиренным прихожанином, выучил иврит, чтобы изучать святые писания на языке оригинала, перечитал философские трактаты Сократа, Шопенгауэра, Сенеки, Спинозы.
Толстой обратился за ответами к простым людям. Он начал сближаться с простолюдинами, чья вера давала силы для жизни. Из графа и достопочтенного представителя высшего сословия Толстой превратился в благочестивого христианина, кающегося грешника, стыдливо прячущего свое богатство и семейное благополучие.
Историки теряются в догадках, что послужило причиной кризиса писателя. Многие сходятся во мнении, что отправной точкой стал возраст. 50 лет – экватор жизни. Эйфория заканчивается, вопрос неотвратимости смерти повисает в воздухе. Экзистенциальный кризис случился, когда Толстому было около 50-ти. Он имел все, о чем мечтает каждый человек: богатырское здоровье, крепкую семью, писательскую славу, уважение и почитание в обществе. Однако все это казалось Льву Николаевичу пустым.
Есть ли смысл?
Толстой пришел к выводу, что считать жизнь бессмысленной – нелогично и неэтично. Во-первых, вывод о бессмысленности жизни возникает в человеческом мозге, который сам является проявлением жизни. А значит, доверять такому выводу нельзя. Во-вторых, считать жизнь бессмысленной то же самое, что сравнивать её со злом, которое нужно пресекать немедленно. Получается, моралисты, типа, Шопенгауэра, Соломона или Будды должны были покончить с собой, вместо того, чтобы философствовать и развивать свои концепции.
Рассуждая дальше, Толстой понял: чтобы найти смысл объективно конечной жизни, нужно покинуть ее границы. Главный помощник в этом – разум, при помощи которого человек способен осознать бесконечность мира.
Две человеческие особенности привели Толстого к идее о бесконечности мира: возможность понять конечность бытия конкретного индивида на фоне бескрайности и непрерывности жизни в целом, и осознание своей неспособности к полной реализации потенциала.
Религия и Бог
По Толстому, отношение человека к миру, его бесконечности – и есть религия. Поэтому не существует человека без религии, как не существует человека без сердца.
Толстой выделял три типа суждений о религии:
Великий писатель не считал эти представления о религии истинными, полагая, что они являются заблуждениями, удобными для человеческого ума.
Согласно воззрениям Толстого, Бог является символом религии. Он олицетворяет безграничность мира. Человек способен допустить существование Творца, но не может делать какие-либо содержательные утверждения о нем. Бог – предел человеческого знания, указывающий на ограниченность нашего понимания.
Человек может допустить существование Бога, но не может сказать, в какой форме он воплощен. Толстой был уверен: если человек не способен чего-то объяснить – это не значит, что его ум работает неправильно. Это говорит о том, что разум имеет естественные пределы.
Религия человека и отношение к Богу формируют веру, которую Толстой считал основой жизни. Вера – есть неосознанное знание о смысле человеческой жизни.
Нравственные аспекты жизни
Продолжая рассуждать на тему смысла жизни, Толстой выделял два подхода к существованию человека в мире: жизнь ради себя и жизнь для Бога. Под жизнью ради себя писатель подразумевал достижение земных целей, характерных для конечного бытия. Жизнь для Бога – это жизнь во благо, ради человеческого существования в бесконечном его продолжении.
Жить не так, как хочешь ты, а так, как хочет Бог – значит пожертвовать собой, отдать все, чем владеешь, другому человеку – такова формула нравственности, по мнению Толстого. Отказ от своеволия, эгоцентированности – есть отказ от насилия.
Можно выделить три ключевых момента, которые вкладывал Толстой в понятие нравственности:
Именно в этике ненасилия Толстой нашел смысл своего существования.
Отношение к государству
По мнению Толстого, деятельность правителей государства основана на насилии и желании властвовать над людьми, подчиняя их своей воле. Писатель выделял три способа порабощения, которые применяет правящий класс по отношению к простому народу:
Лев Николаевич видел возможность освобождения от рабства государства через самосовершенствование, духовное пробуждение и отказ от насилия. Пока люди ставят власть государства выше нравственных принципов, до тех пор и останутся они рабами, утверждал Толстой.
Критика Церкви
Произошедший со Львом Николаевичем духовный переворот на фоне осмысления жизни изменил его отношение к Церкви, как к социальному институту. Толстой считал, что Церковь перестала быть нравственным руководителем общества, поскольку не предъявляет к христианину никаких моральных требований. Скорее наоборот, Церковь подстроилась под исторически сложившийся уклад жизни, признав рабство и войны, разводы и суды.
По мнению Толстого, религия стала оправданием государственного порядка, который проявляется, как главенство одних над другими. А Церковь – лишь приманка. С ее помощью можно легко управлять, подавлять и властвовать над людьми.
Писатель считал глупой историю о грехопадении первого человека, не принимал понятие Троицы, отрицал существование ада и рая. Он считал церковные таинства «собранием суеверий и колдовства». После смерти писатель завещал ни в коем случае не подпускать к его мертвому телу священнослужителя и не совершать традиционных церковных обрядов.
В итоге Толстой пришел к полному отрицанию Церкви и всех ее догм, считая, что этот институт не имеет права навязывать свои указания людям. В ответ Священный Синод отлучил графа Льва Николаевича Толстого от Православной Церкви, опубликовав соответствующее Послание в газете в 1901 году.
Споры о «правильности» воззрений Толстого идут до сих пор. Мы считаем, что из его философии нужно взять лучшее и руководствоваться в своей жизни идеями доброты и ненасилия, гуманности и любви. Благотворность их влияния неоспорима. Будьте милосердны, друзья. Пусть в вашей душе живет гармония!
Философское учение основанное львом николаевичем толстым
Главными принципами являются: «непротивление злу насилием», «всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности», опрощение.
История
Толстовство возникло в России в 1880-е годы на основе учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства он изложил в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Тогда же начали возникать колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье. Эти колонии получили название «культурных скитов». Толстовство нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии. Сторонником толстовства был, в частности, Махатма Ганди. В 1880—1900-х годах создавались толстовские колонии в Англии и Южной Африке.
Вегетарианство в науке того времени считалось глубоко нездоровым (вслед за немецкой диетологией того времени).
Толстовцы активно занимались пропагандой. Толстовцы В. Г. Чертков и П. И. Бирюков основали издательство «Посредник», которое издавало массовыми тиражами книги для народа: произведения Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, А. П. Чехова и других писателей, пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене. В 1901—1905 в Лондоне толстовцы издавали газету «Свободное слово».
В период расцвета толстовства численность толстовцев достигала 30 тыс. человек. [источник не указан 1437 дней]
В СССР в 1920—1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев ликвидированы, их участники репрессированы. Некоторые из них просуществовали до начала Великой Отечественной войны.
Сейчас последователи толстовства сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии, Болгарии и других странах. В России официально зарегистрирована религиозная организация «Толстовцы», члены которой являются представителями новотолстовства — движения, возникшего сравнительно недавно и существенно отличающегося от изначального толстовства. Их численность около 500 человек.
Состав движения
Отношение к религии
Большой популярностью пользовались книги Л. Н. Толстого «В чём моя вера», «Исповедь» и др.
Морально-этическая и социальная идеология
Осуществление этих принципов предполагает возможность нравственного преобразования общества (то есть толстовство включает в себя идею достижимости утопической перспективы). Предполагалось создать на месте существующего общества и государства общежитие свободных и равноправных крестьян.
Будучи по своим убеждениям последовательными пацифистами, толстовцы отказывались от несения военной службы.
В ранний период у толстовства было много общего с анархизмом, так как оба движения отрицали необходимость военно-государственной машины и апеллировали взамен к разуму личности, естественному стремлению к взаимопомощи и трудовому братству. Однако после положительной реакции князя Кропоткина на начало I мировой войны контакты между движениями прервались.
Критика идей Толстого со стороны Православной церкви
Официозное (неофициальное) общественно-церковное издание «Миссионерское обозрение» в 1906 году, после состоявшегося в 1901 году Определения Святейшего Синода об «отпадении» графа Толстого от Церкви, печатало в статье, подписанной священником Е. Зубаревым, пространные извлечения из новоизданного полного собрания религиозно-философских сочинений Льва Толстого, заключая: «Под доказательствами Л. Н. Толстого от Евангелия вполне можно бы подписаться, если бы он разумел под ним подлинное, а не своё евангелие
Философское учение основанное львом николаевичем толстым
Русские философы о смысле и назначении жизни. запись закреплена
К ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ
МИНИ-ТЕСТ по философии Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевскго!
Ответы на тест будут выложены в течении 3 дней с даты опубликования данного теста.
(ответы на тест оставляем в комментариях) Результаты теста будут выложены 24 мая
Вопрос 1. В чем, по мнению Ф.М. Достоевского, путь к спасению человека?
а. в обращении человека к добру и Богу;
б. дальнейшем техническом прогрессе;
в. совершенствовании человека, освобождении его от соблазнов через страдания.
Вопрос 2. Подлинным гимном свободе можно признать
а. «Легенду о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского;
б. «Буддизм в науке» А.И. Герцена;
в. «Живую Вселенную» К.Э. Циолковского;
г. «Апологию сумасшедшего» П.Я. Чаадаева
Вопрос 3. Слова «красота спасет мир» принадлежат:
а. Л.Н.Толстому;
б. Ф.М.Достоевскому;
в. В.С.Соловьеву;
г. М.В.Ломоносову.
Вопрос 4. Русский мыслитель, автор романов «Подросток», «Бедные люди», «Идиот», «Бесы»
а. Л.Н. Толстой;
б. Н.В. Гоголь;
в. К.Э. Циолковский;
г. Ф.М. Достоевский;
Вопрос 5. Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что
а. Надо любить детей;
б. Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни;
в. Дети чище и добрее взрослых;
г. В страданиях детей повинен социальный строй общества;
Вопрос 7. Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым:
а. Почвенничество;
б. Философия всеединства;
в. Народничество;
г. Этика ненасилия.
Вопрос 8. Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого:
а. Страдающего убей;
б. Познай самого себя;
в. Не противься злому;
г. Служи отечеству верой и правдой.
Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым
Этика ненасилия
Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого
Познай самого себя
Не противься злому
Служи отечеству верой и правдой
Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией
Египет
Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является
Владимир Соловьёв
Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.
Всеединства
Одна из главных идей философии всеединства
Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни
Философия должна помогать человеку решать насущные проблемы жизни
Невозможность достоверного познания Абсолюта
Воскрешение всех живших на земле людей
Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению В.С. Соловьева, является
Любовь между мужчиной и женщиной
Любовь матери к ребенку
Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма
В.С. Соловьев
Русский мыслитель, который в работе «Имена» доказывал, что между именем и его носителем есть глубокая связь
П.А. Флоренский
Одно из главных произведений С.Н. Булгакова
«Столп и утверждение истины»
«Свет невечерний»
Представитель русского марксизма