философское учение рассматривающее вещи и их мысленные отражения как отдельные неизменные застывшие
Философское учение рассматривающее вещи и их мысленные отражения как отдельные неизменные застывшие
Если вам понравилась книга, вы можете купить ее электронную версию на litres.ru
Итак, точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными. Именно в этом духе и выступила сразу же новейшая немецкая философия. Кант начал свою научную деятельность с того, что он превратил Ньютонову солнечную систему, вечную и неизменную, — после того как был однажды дан пресловутый первый толчок, — в исторический процесс: в процесс возникновения Солнца и всех планет из вращающейся туманной массы. При этом он уже пришел к тому выводу, что возникновение Солнечной системы предполагает и ее будущую неизбежную гибель. Спустя полстолетия его взгляд был математически обоснован Лапласом, а еще полустолетием позже спектроскоп доказал существование в мировом пространстве таких раскаленных газовых масс различных степеней сгущения.
Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. С этой точки зрения история человечества уже перестала казаться диким хаосом бессмысленных насилий, в равной мере достойных — перед судом созревшего ныне философского разума — лишь осуждения и скорейшего забвения; она, напротив, предстала как процесс развития самого человечества, и задача мышления свелась теперь к тому, чтобы проследить последовательные ступени этого процесса среди всех его блужданий и доказать внутреннюю его закономерность среди всех кажущихся случайностей.
Для нас здесь безразлично, что гегелевская система не разрешила этой поставленной перед собой задачи; ее историческая заслуга состояла в том, что она поставила эту задачу. Задача же эта такова, что она никогда не может быть разрешена отдельным человеком. Хотя Гегель, наряду с Сен-Симоном, был самым универсальным умом своего времени, но он все-таки был ограничен, во-первых, неизбежными пределами своих собственных знаний, а во-вторых, знаниями и воззрениями своей эпохи, точно так же ограниченными в отношении объема и глубины. Но к этому присоединилось еще третье обстоятельство. Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями, более или менее абстрактными, действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то «идеи», существовавшей где-то еще до возникновения мира. Тем самым все было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была совершенно извращена. И поэтому, как бы верно и гениально ни были схвачены Гегелем некоторые отдельные связи явлений, все же многое и в частностях его системы должно было по упомянутым причинам оказаться натянутым, искусственным, надуманным, словом — извращенным. Гегелевская система как таковая была колоссальным недоноском, но зато и последним в своем роде. А именно, она еще страдала неизлечимым внутренним противоречием: с одной стороны, ее существенной предпосылкой было воззрение на человеческую историю как на процесс развития, который по самой своей природе не может найти умственного завершения в открытии так называемой абсолютной истины; но с другой стороны, его система претендует быть именно завершением этой абсолютной истины. Всеобъемлющая, раз навсегда законченная система познания природы и истории противоречит основным законам диалектического мышления, но это, однако, отнюдь не исключает, а, напротив, предполагает, что систематическое познание всего внешнего мира может делать гигантские успехи с каждым поколением.
Уразумение того, что существующий немецкий идеализм совершенно ложен, неизбежно привело к материализму, но, следует заметить, не просто к метафизическому, исключительно механическому материализму XVIII века. В противоположность наивно революционному, простому отбрасыванию всей прежней истории, современный материализм видит в истории процесс развития человечества и ставит своей задачей открытие законов движения этого процесса. Как у французов XVIII века, так еще и у Гегеля господствовало представление о природе, как о всегда равном себе целом, движущемся в одних и тех же ограниченных кругах, с вечными мировыми телами, как учил Ньютон, и с неизменными видами органических существ, как учил Линней; в противоположность этому представлению о природе современный материализм обобщает новейшие успехи естествознания, согласно которым природа тоже имеет свою историю во времени, небесные тела возникают и исчезают, как и все те виды организмов, которые при благоприятных условиях населяют эти тела, а круговороты, поскольку они вообще могут иметь место, приобретают бесконечно более грандиозные размеры. В обоих случаях современный материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории.
Путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными. К. Маркс, Ф
«1) Для <> вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы… Для нее вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть сама собой и в то же время иной…2) Для <> же, для которой существенно то, что она берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, – такие процессы … лишь подтверждают ее собственный метод исследования… Итак, точное представление о Вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только <> путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными». (К. Маркс, Ф. Энгельс) Философское учение, рассматривающее «вещи и их мысленные отражения» как отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы», называется метафизикой. Во втором отрывке авторы говорят о таком методе исследования, как диалектика. Диалектический метод предполагает рассмотрение мира и его развитие через прогресс и регресс, возникновение и исчезновение.
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы,если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И. Кант) «Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему». (С.Т. Мелюхин). Концепция, с точки зрения которой И.Кант рассматривает время, называется субстанциальной. Представление о времени, изложенное Мелюхиным, вписывается в реляционную концепцию. Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются необратимость и длительность.
«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить его отрицательно, а не положительно». (Ж.-П. Сартр). Если существование предшествует сущности, то сначала человек является индивидом. По мнению автора, если человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, то реальность в действии. Характеристиками, определяющими человека отрицательно, по мнению автора, являются ожидание, мечта, надежда.
«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу». (П.Л. Лавров). По мнению автора, немцы считают себя «прирожденными судьями философских предметов». Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев относятся к такому философскому направлению, как идеализм.
«Каждое из известных нам обществ делилось по тому или иному осевому признаку на элиту и массы. С другой стороны, общество бывает открытым или закрытым. В прошлом большинство обществ были элитарными и закрытыми в том смысле, что аристократия была чрезвычайно замкнутым сословием. В противоположность этому современные общества стали открытыми, при этом по мере того как знания и техническая компетентность становились непременным условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения становилось образование. В постиндустриальном обществе элита – это элита знающих людей. Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью – исследовательских организаций, университетов и т.п., – но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием. Постольку, поскольку политические вопросы все теснее переплетаются с техническими проблемами (в широких пределах – от военной технологии до экономической политики), «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать “да” или “нет”. (Д. Белл). В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является образование. Автор называет новый тип общества информационным. «Элита знания» в новом типе общества обладает следующими возможностями: предлагать возможные решения проблем, исследовать проблемы развития, консультировать политическую элиту.
абсолютные неизменные сущности2. Реляционная системные отношения
Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода патристики, схоластики
Автором концепции «единого индустриального общества» является Р. Арон
Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд
Автором концепции «обоснованного рационализма» является Г. Башляр
Автором концепции «стадий экономического роста» является У. Ростоу
Автором пассионарной теории этногенеза является Л.Н.Гумилев
Автором первой типологии характеров человека сангвиник, холерик и т.д. является Клавдий Гален
Автором произведения «Государство» является Платон
Автором произведения «Государь» является Н. Макиавелли
Автором произведения «Истина и метод» является Х.-Г. Гадамер
Автором произведения «Исторические письма» является П. Л. Лавров
Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является Г. В. Плеханов
Автором произведения «Первобытная культура» является Э. Тайлор
Автором произведения «Поучения» — одного из первых письменных источников, где развивались идеи русской духовности, — является Владимир Мономах.
Автором произведения «Смысл и назначение истории» является К. Ясперс
Автором произведения «Столкновение цивилизаций» является С. Хантингтон
Автором произведения «Судьба России» является Н. А. Бердяев
Автором произведения «Третья волна» является Э. Тоффлер
Автором работы «Бытие и время», раскрывающей экзистенциалистское понимание бытия, является М. Хайдеггер
Автором работы «Диалектика природы» является Ф.Энгельс.
Автором работы «Размышления о технике» является Х. Ортега-и-Гассет
Автором слов «Человек есть мера всех вещей» является Протагор.
Автором теории культурно-исторических типов является Н. Я. Данилевский
Автором философского произведения «Левиафан» является Томас Гоббс.
Агностицизм характерен для философии: конвенционализма; позитивизма; субъективного идеализма
Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как избирательность.
Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе постпозитивизма
Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя Фому Аквинского.
Атрибуты материи являются всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов
Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это природа
Базовым понятием материалистического подхода к истории является общественно-экономическая формация
Безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смыслах называется бесконечностью
Бытие определенного класса природных объектов микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека называется жизнью
В высказывании Б. Рассела «Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена социальная функция философии.
В дуализме Р. Декарта субстанциями являются протяженная и мыслящая
В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан Т. Кампанеллой
Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, – и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Так запомни на будущее – во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это – несчастье, а мужественно переносить это – счастье. Данный отрывок отражает нравственную позицию философской школы стоицизма. Представленный отрывок, принадлежащий перу Марка Аврелия, появляется в период античной философии. Данный отрывок можно отнести к этической позиции эвдемонизма, так как в нем утверждается, что «счастлив я, что со мной такое случилось», «мужественно переносить это – счастье»
В качестве официальной идеологии Китайской Империи были приняты философские идеи школы конфуцианства
В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является Диалектика
В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является диалектика
В мышлении выделяются следующие уровни: разум, рассудок
В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия субстанция
В основе классической концепции истины лежит принцип соответствия
В основе современной биологической картины мира лежит принцип эволюции
В основе философской картины мира лежит решение проблемы бытия
В отличие от вненаучного знания научное характеризуется системностью, доказательностью
В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как субъективный образ объективной реальности
В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал У-син, такая позиция в философии получила название плюрализма
В современной гносеологии существуют различные концепции истины:классическая корреспондентская; конвенционалистская.
В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимается любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей.
В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как субъективный образ объективной реальности
В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют Волю и эмоции
В творчестве Канта выделяются два периода: докритический, критический.
В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином историцизм
В философии ХХ века идею конца истории развивает американский философ Ф. Фукуяма
В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является абсолютная идея
В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином «биполярный мир»
В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для которой характерны следующие черты: пантеизм; идея тождества микро- и макромира, а также гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия идея самодеятельности материи
В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название категорического императива
Важнейшей социальной ценностью является человек
Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает абсурд
Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является труд
Важной характеристикой развития является необратимость изменений
Ведущей гносеологической проблемой Нового времени является проблема взаимоотношения субъекта и объективной реальности.
Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для религиозного познания.
Весь мир есть текст», – утверждает философская школа герменевтики
Взаимообусловленное, взаимостимулирующе науки и техники называется техническим прогрессом
Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе неопозитивизма
Вид материи, существующий исключительно на Земле, называется социально-организованной материей
Витальные ценности связаны с идеалами здоровой жизни
Внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, называется смыслом
Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется сущностью
Внутренняя расчлененность материального бытия называется структурностью
Воздерживаться от суждений призывала античная школа скептицизма
Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как интуиция.
Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется сущностью
Возникновение инженерной деятельности связанно с появлением мануфактурного и машинного производства.
Воплощением идеи русской самобытности, объединившим в себе жизненный уклад и комплекс морально-нравственных норм, выстроенных на принципах православия, самодержавия и общинности, является, по мнению славянофилов, понятие соборности
Философия fgos
«1) Для <> вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы… Для нее вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть сама собой и в то же время иной…2) Для <> же, для которой существенно то, что она берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, – такие процессы … лишь подтверждают ее собственный метод исследования… Итак, точное представление о Вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только <> путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными». (К. Маркс, Ф. Энгельс) Философское учение, рассматривающее «вещи и их мысленные отражения» как отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы», называется метафизикой. Во втором отрывке авторы говорят о таком методе исследования, как диалектика. Диалектический метод предполагает рассмотрение мира и его развитие через прогресс и регресс, возникновение и исчезновение.
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность или последовательность даже не воспринималась бы,если бы в основе не лежало априорное представление о времени… Все явления могут исчезнуть, само же время… устранить нельзя… Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И. Кант) «Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же не возможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему». (С.Т. Мелюхин). Концепция, с точки зрения которой И.Кант рассматривает время, называется субстанциальной. Представление о времени, изложенное Мелюхиным, вписывается в реляционную концепцию. Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются необратимость и длительность.
«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить его отрицательно, а не положительно». (Ж.-П. Сартр). Если существование предшествует сущности, то сначала человек является индивидом. По мнению автора, если человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, то реальность в действии. Характеристиками, определяющими человека отрицательно, по мнению автора, являются ожидание, мечта, надежда.
«Значение философии для общества было очень различно. Немцы считают себя, как немцев, прирожденными судьями философских предметов, и, гордясь именами нескольких замечательных мыслителей, видят в своем отечестве единую исключительную родину философии. Она там вошла в поэзию, в беллетристику, в обыденную жизнь… Если кто в общественном разговоре или в речи употребит философский термин, это не покажется странным. Философские споры проникли в германское общество, в германскую жизнь. И споры эти касаются самых отвлеченных вопросов. Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев, гербартианцев, материалистов и т.д. разделяются между собой по вопросам об отношении мысли к действительности, о том, существует ли Я, или это есть призрак, какое отношение между веществом и силой и т.д. Последний вопрос так занимал всех в Германии еще давно, что в продолжении нескольких лет редко выходила серьезная книга или книжка журналов, без того чтобы автор где-нибудь в целой главе или в заметке не излагал своего отношения к этому вопросу». (П.Л. Лавров). По мнению автора, немцы считают себя «прирожденными судьями философских предметов». Школы гегельянцев, шеллингистов, кантианцев относятся к такому философскому направлению, как идеализм.
«Каждое из известных нам обществ делилось по тому или иному осевому признаку на элиту и массы. С другой стороны, общество бывает открытым или закрытым. В прошлом большинство обществ были элитарными и закрытыми в том смысле, что аристократия была чрезвычайно замкнутым сословием. В противоположность этому современные общества стали открытыми, при этом по мере того как знания и техническая компетентность становились непременным условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения становилось образование. В постиндустриальном обществе элита – это элита знающих людей. Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью – исследовательских организаций, университетов и т.п., – но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием. Постольку, поскольку политические вопросы все теснее переплетаются с техническими проблемами (в широких пределах – от военной технологии до экономической политики), «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать “да” или “нет”. (Д. Белл). В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является образование. Автор называет новый тип общества информационным. «Элита знания» в новом типе общества обладает следующими возможностями: предлагать возможные решения проблем, исследовать проблемы развития, консультировать политическую элиту.
абсолютные неизменные сущности2. Реляционная системные отношения
Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода патристики, схоластики
Автором концепции «единого индустриального общества» является Р. Арон
Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд
Автором концепции «обоснованного рационализма» является Г. Башляр
Автором концепции «стадий экономического роста» является У. Ростоу
Автором пассионарной теории этногенеза является Л.Н.Гумилев
Автором первой типологии характеров человека сангвиник, холерик и т.д. является Клавдий Гален
Автором произведения «Государство» является Платон
Автором произведения «Государь» является Н. Макиавелли
Автором произведения «Истина и метод» является Х.-Г. Гадамер
Автором произведения «Исторические письма» является П. Л. Лавров
Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является Г. В. Плеханов
Автором произведения «Первобытная культура» является Э. Тайлор
Автором произведения «Поучения» — одного из первых письменных источников, где развивались идеи русской духовности, — является Владимир Мономах.
Автором произведения «Смысл и назначение истории» является К. Ясперс
Автором произведения «Столкновение цивилизаций» является С. Хантингтон
Автором произведения «Судьба России» является Н. А. Бердяев
Автором произведения «Третья волна» является Э. Тоффлер
Автором работы «Бытие и время», раскрывающей экзистенциалистское понимание бытия, является М. Хайдеггер
Автором работы «Диалектика природы» является Ф.Энгельс.
Автором работы «Размышления о технике» является Х. Ортега-и-Гассет
Автором слов «Человек есть мера всех вещей» является Протагор.
Автором теории культурно-исторических типов является Н. Я. Данилевский
Автором философского произведения «Левиафан» является Томас Гоббс.
Агностицизм характерен для философии: конвенционализма; позитивизма; субъективного идеализма
Аксиологический аспект характеризует такое свойство сознания, как избирательность.
Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе постпозитивизма
Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя Фому Аквинского.
Атрибуты материи являются всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов
Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это природа
Базовым понятием материалистического подхода к истории является общественно-экономическая формация
Безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смыслах называется бесконечностью
Бытие определенного класса природных объектов микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека называется жизнью
В высказывании Б. Рассела «Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена социальная функция философии.
В дуализме Р. Декарта субстанциями являются протяженная и мыслящая
В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан Т. Кампанеллой
Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна; он стоит, – и разгоряченная влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! – Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлен, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Так запомни на будущее – во всем, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это – несчастье, а мужественно переносить это – счастье. Данный отрывок отражает нравственную позицию философской школы стоицизма. Представленный отрывок, принадлежащий перу Марка Аврелия, появляется в период античной философии. Данный отрывок можно отнести к этической позиции эвдемонизма, так как в нем утверждается, что «счастлив я, что со мной такое случилось», «мужественно переносить это – счастье»
В качестве официальной идеологии Китайской Империи были приняты философские идеи школы конфуцианства
В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является Диалектика
В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является диалектика
В мышлении выделяются следующие уровни: разум, рассудок
В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия субстанция
В основе классической концепции истины лежит принцип соответствия
В основе современной биологической картины мира лежит принцип эволюции
В основе философской картины мира лежит решение проблемы бытия
В отличие от вненаучного знания научное характеризуется системностью, доказательностью
В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как субъективный образ объективной реальности
В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал У-син, такая позиция в философии получила название плюрализма
В современной гносеологии существуют различные концепции истины:классическая корреспондентская; конвенционалистская.
В современной научной литературе под техникой в широком смысле слова понимается любые средства и способы деятельности, созданные человеком для достижения каких-либо целей.
В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как субъективный образ объективной реальности
В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют Волю и эмоции
В творчестве Канта выделяются два периода: докритический, критический.
В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином историцизм
В философии ХХ века идею конца истории развивает американский философ Ф. Фукуяма
В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является абсолютная идея
В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином «биполярный мир»
В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для которой характерны следующие черты: пантеизм; идея тождества микро- и макромира, а также гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия идея самодеятельности материи
В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название категорического императива
Важнейшей социальной ценностью является человек
Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает абсурд
Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является труд
Важной характеристикой развития является необратимость изменений
Ведущей гносеологической проблемой Нового времени является проблема взаимоотношения субъекта и объективной реальности.
Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для религиозного познания.
Весь мир есть текст», – утверждает философская школа герменевтики
Взаимообусловленное, взаимостимулирующе науки и техники называется техническим прогрессом
Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе неопозитивизма
Вид материи, существующий исключительно на Земле, называется социально-организованной материей
Витальные ценности связаны с идеалами здоровой жизни
Внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, называется смыслом
Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется сущностью
Внутренняя расчлененность материального бытия называется структурностью
Воздерживаться от суждений призывала античная школа скептицизма
Возникновение в сознании принципиально новых образов и идей связано с такой познавательной способностью человека, как интуиция.
Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется сущностью
Возникновение инженерной деятельности связанно с появлением мануфактурного и машинного производства.
Воплощением идеи русской самобытности, объединившим в себе жизненный уклад и комплекс морально-нравственных норм, выстроенных на принципах православия, самодержавия и общинности, является, по мнению славянофилов, понятие соборности