физическая культура и спорт элективная дисциплина обучение
Теоретические задания по дисциплине «Физическая культура и спорт и Элективные курсы по физической культуре и спорту» для обучающихся по состоянию здоровья отнесенных к специальной медицинской группе
1. Напишите эссе по просмотренному документальному фильму о параолимпийцах и паралимпийском движении.
2. Тематика реферативных работ для обучающихся специальных медицинских групп по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту»
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
РАЗДЕЛ 2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
РАЗДЕЛ 3. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
РАЗДЕЛ 4. ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
РАЗДЕЛ 2. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
РАЗДЕЛ 3. Виды спорта и их характеристика
3.6. Спортивная гимнастика
3.7. Художественная гимнастика
3.8. Борьба самбо (или любое другое направление борьбы, в т.ч. национальной)
По такой схеме Вы можете дать характеристику по любому виду спорта, который вам наиболее знаком и интересен
РАЗДЕЛ 4. Олимпийское и Паралимпийское движение.
Творческие работы (презентация по теме)
Методические указания по написанию реферата
для обучающихся специальных медицинских групп по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»
Студенту предоставляется право выбора темы реферативной работы вплоть до предложения своей темы с обязательным обоснованием целесообразности её разработки. При выборе темы обучающемуся следует учитывать собственный познавательный интерес и возможность последующего исследования проблематики в рамках научных интересов и практической значимости для собственного здоровья.
Источниками для написания реферата могут быть:
Список использованной литературы должен всесторонне охватывать исследуемую тему и иметь ссылки на менее чем на 10 использованных источников.
Объем реферата составляет 10-12 страниц текста. Переносы слов в тексте не допускаются. Текстовая часть реферата должна содержать следующие структурные элементы:
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ:
1. Текстовая часть реферата выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм) без рамки, с соблюдением следующих размеров полей:
2. Страницы текста подлежат обязательной нумерации, которая проводится арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляют по середине нижней части страницы без точки в конце. Первой страницей считается титульный лист, но номер страницы на нем не проставляется.
3. Шрифт основного текста, включая список литературы – 14 пт, шрифт TimеsNewRoman, межсимвольный интервал – обычный, межстрочный интервал – 1,5, отступ первой строки – 1,25, выравнивание текста по ширине.
Шрифт заголовков глав, параграфов, разделов, подразделов – полужирный, размер – 14 пт, межсимвольный интервал – обычный, межстрочный интервал – 1,5, выравнивание текста по ширине.
4. Иллюстрированный материал следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, документы, рисунки, снимки) должны быть пронумерованы, иметь наименование и пояснительные данные под иллюстрацией. Нумерация иллюстраций должна быть сквозной по всему тексту работы. Наименование иллюстрации помещается под иллюстрацией по центру без абзацного отступа.
5. Таблицы в реферате располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц должна быть сквозной по всему тексту в пределах раздела или работы арабскими цифрами. Наименование таблицы помещается над таблицей слева без абзацного отступа.
Элективный курс по физической культуре «Физическая культура как часть человеческой культуры», 10-11 классы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство просвещения Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Знаменская средняя общеобразовательная школа №1
имени кавалера ордена Красной Звезды Сергея Курочкина
Минусинский район, Красноярский край
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШПМО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № _ 1 ___ _________ С.А Швайгерт _________С.Г. Митева
от _ 30.08.2018 _г. 30.08. 2018 г. Приказ № 03-04-147 _
Руководитель ШПМО от 30.08.2018 г.
__________ И.И. Митев
Рабочая программа элективного курса
как часть человеческой культуры »
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2018 год
учитель физической культуры
Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Физическая культура как часть человеческой культуры» для обучающихся средней общеобразовательной школы составлена с учётом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объём и содержание учебных занятий по физической культуре в школе 3 ступени, реализации и проекта «Профиль. Выбор. Будущее», программы развития школы в целом:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
– Письмо Министерства образования РФ от 25.11.11. № 19-229 «О методических рекомендациях» (Разработка учебных программ по предмету «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту»)
– Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020г. (Постановление Правительства РФ от 07.08.2009г. №101-Р)
Приоритетными положениями данной программы являются:
повышение уровня теоретических знаний обучающихся в формировании навыков здорового образа жизни;
достижение целостности знаний об организме человека, его культуре как системе норм, направленных на дальнейшее профессионально-личностное развитие школьников;
ориентация теоретического, методического и практического материала на решение задач обучения старших школьников умениям физической самоподготовки, самосовершенствованию средствами физической культуры;
учет организации учебной деятельности и возможностей кадрового состава, спортивной базы школы.
рабочей программе раскрываются цель и задачи элективного курса «Физическая культура как часть человеческой культуры», основные положения организации физического воспитания в школе, организационно-методические аспекты занятий физической культурой, средства и методы оздоровительной физкультуры, теоретические ценностные ориентиры старших школьников на физическую культуру и здоровый образ жизни, жизненно необходимые умения и навыки, в том числе, необходимая профессиональная направленность физического воспитания и др.
Являясь составной частью общей культуры и подготовки обучающихся к выбору профессии в дальнейшем, в течение периода обучения, элективный курс «Физическая культура как часть человеческой культуры» /далее – элективного курса/ входит в вариативную часть (школьный компонент), но обязательный для раздел гуманитарного компонента образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Результатом освоения элективного курса по физической культуре должно быть создание устойчивой мотивации и потребности в выборе здорового и продуктивного стиля жизни, в физическом самосовершенствовании, приобретении личного опыта творческого использования ее средств и методов, в достижении установленного уровня психофизической подготовленности.
Элективный курс является средством сохранения и укрепления здоровья человека, его физического совершенства, рациональной формой использования свободного времени, повышения общественной и трудовой активности, формирования гармонически развитой личности.
Различные функциональные расстройства, осложнения после
заболеваний и травм, ограниченная двигательная
непосредственно отражаются на работоспособности школьников,
активном участии в общественной жизни. Организация и проведение занятий по элективному курсу требует особого внимания к обучающимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Программа элективного курса направлена:
— на реализацию принципа вариативности, более полной реализации личностно-ориентированного подхода к образовательной деятельности, на планирование содержания учебного материала с учетом состояния здоровья школьников, их физического развития и физической подготовленности, а также интереса к предметам «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности»
на реализацию принципа достаточности и структурной сообразности программного материала, его непосредственную ориентацию на общеприкладную и личностно-значимую физическую подготовку в сочетании с основными разделами физкультурно-оздоровительной деятельности;
на приобретение старшими школьниками знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляющихся в умении самостоятельно проводить занятия по укреплению здоровья, совершенствованию физического развития и физической подготовленности, как в условиях учебной деятельности, так и в различных формах активного отдыха и досуга.
Элективный курс – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности, в том числе, связанной с физическими нагрузками.
Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Элективный курс формирует у старших школьников компетенцию способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
Место в структуре образовательной программы
Элективный курс «Физическая культура как часть человеческой культуры» (учебный предмет «физическая культура»), входит в учебный плана и является обязательным.
4.1.Целью элективного курса «Физическая культура как часть человеческой культуры», является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Создание организационно-педагогических условий для формирования компетенций сохранения и укрепления своего собственного здоровья.
Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.
Организация системы физического воспитания для овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и, возможно, в спорте.
Организация системы физического воспитания для приобретения личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии.
Создание организационно-педагогической основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности
целях последующих жизненных и профессиональных достижений (ориентир – МЧС).
Объем и виды учебной работы для обучающихся
Реферат по физической культуре на тему «Элективные курсы по физической культуре и спорту»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
на тему : «Элективные курсы по физической культуре и спорту»
Выполнила:
Мамаева А.Н.
Правила организации и гигиены самостоятельных занятий физической культурой включают в себя прежде всего здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания, кроме того, необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, а также знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека. Рекомендуется также уметь пользоваться некоторыми восстанавливающими средствами, такими, как парная баня и массаж или самомассаж. Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда и спортивный инвентарь должны соответствовать возможностям и возрасту занимающихся, а также погодным условиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела. Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания – солнце, свежий воздух. Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе – это физическая культура, дающая людям здоровье, радость, ощущение полноты жизни. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное.
Цели и задачи самостоятельных занятий
. Приобщение студенческой молодежи к физической культуре – важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье. Мышцы составляют 40–45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки. Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок – один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность».
Гигиена самостоятельных занятий.
Питание строится с учетом специфики вида физических упражнений и индивидуальных особенностей занимающихся. Пища должна содержать необходимое количество основных веществ в сбалансированном виде в соответствии с рекомендуемыми нормами. Рацион должен быть максимально разнообразным и включать наиболее биологически ценные продукты животного и растительного происхождения, отличающиеся хорошей усвояемостью, доброкачественностью и безвредностью. В суточном режиме следует установить и строго придерживаться определенного времени для приема пищи, что способствует ее лучшему перевариванию и усвоению. Принимать пищу следует за 2-2,5 ч до тренировки и спустя 30-40 мин после ее окончания. Ужинать нужно не позднее чем за 2 ч до сна. Обильный ужин или ужин непосредственно перед сном приводит к снижению усвояемости пищи, влечет за собой плохой сон и понижение умственной или физической работоспособности на следующий день. Питьевой режим. В случаях даже частичного обеднения организма водой, могут возникать тяжелые расстройства в его деятельности. Однако избыточное потребление воды также приносит вред организму. Суточная потребность человека в воде – 2,5 л, у работников физического труда и у спортсменов она увеличивается до 3 л и более. В жаркое время года, а также во время и после занятий физическими упражнениями, когда усиливается потоотделение, потребность организма в воде несколько увеличивается, иногда появляется жажда. В этом случае необходимо воздерживаться от частого и обильного питья, тогда ощущение жажды будет появляться реже, однако при этом следует полностью восполнять потерю воды. Надо учитывать, что вода, выпитая сразу, не уменьшает жажду, так как ее всасывание и поступление в кровь и ткани организма происходит в течение 10-15 мин. Поэтому, утоляя жажду, рекомендуется сначала прополоскать полость рта и горло, а затем выпивать по нескольку глотков воды 15-20 мин. Лучшим напитком, утоляющим жажду, является чай, особенно зеленый, который можно пить умеренно горячим или в остуженном виде. Хорошо утоляют жажду также хлебный квас, газированная и минеральная вода, томатный сок, настой шиповника, фруктовые и овощные отвары. Высокими жаждоутоляющими свойствами обладают молоко и молочнокислые продукты (кефир, простокваша), они содержат много необходимых человеку минеральных солей и витаминов. Гигиена тела способствует нормальной жизнедеятельности организма, улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: она защищает внутреннюю среду организма, выделяет из организма продукты обмена веществ, осуществляет теплорегуляцию. В коже находится большое количество нервных окончаний, и поэтому она обеспечивает постоянную информацию организма обо всех действующих на тело раздражителях. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабляют ее деятельность, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека. Основа ухода за кожей – регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. При систематических занятиях физическими упражнениями оно должно проводиться не реже одного раза в 4–5 дней, а также после каждой интенсивной физической тренировки, под душем, в ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Закаливание система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды: холода, тепла, солнечной радиации, колебаний величины атмосферного давления и других. Основными гигиеническими принципами закаливания являются: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств, сочетание общих (воздействующих на весь организм) и местных процедур, самоконтроль. Это относится и к закаливанию воздухом, солнцем и водой. Одежда. При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимой используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда была изготовлена из тканей, обладаюших следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Итак, жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете определяются уровнем здоровья. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.
После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация – восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия. Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой). При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку, на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин. Между сериями из 2-3 упражнений (а при силовых – после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с). Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением исходных положений; изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5-7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания. Упражнения в течение дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин через каждые 1-1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности. Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях.
Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь. Гигиена мест занятий. При занятиях в помещении не допускается наличие в воздухе даже незначительного количества вредных веществ, пыли, увеличенного процентного содержания углекислого газа. Запрещается курение. Пол должен быть ровным, нескользким без выбоин и выступов. Температура воздуха плюс 15 – 18 0С, при хорошей освещенности. Используя тренажеры и другие технические средства, следует проверять их соответствие гигиеническим нормам. Наибольший оздоровительный эффект дают занятия на открытом воздухе в любое время года. Во избежание загазованности воздуха места занятий в лесу, лесопарке, на скверах выбираются на удалении 300 – 500 м от автомобильных дорог и магистралей, от производственных зданий, учитывая направление и скорость движения воздуха. При занятиях на спортивных сооружениях гигиенические условия обеспечиваются их администрацией. Одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий той или иной системой физических упражнений или видом спорта. При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимними видами спорта используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой, Она должна быть удобной, прочной, хорошо защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий тем или иным видом физических упражнений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения. Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков. На соревнованиях и во время туристских походов следует пользоваться только хорошо разношенной обувью.