физиология спортивных нагрузок и построение плана тренировок

ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

По своей физиологической сущности спортивная тренировка представляет собой процесс увеличения способности организ­ма приспосабливаться к действию постепенно усиливающихся раз­дражений.

В спортивной тренировке таким обобщенным раздражителем яв­ляется физическая нагрузка со всеми составляющими ее компонента­ми. Непосредственное воздействие тренировки на нервно-мышечную систему выражается, помимо морфологических изменений, в увели­чении мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливос­ти, в повышении работоспособности. Повышение работоспособнос­ти связано с улучшением функциональных изменений основных жизнеобеспечивающих систем организма, с совершенствованием нейрогуморальных механизмов регуляции двигательных и вегетативных функций.

Прогрессивные функциональные и структурные изменения, воз­никающие в организме при тренировке, составляют физиологическую основу тренированности. Функциональная и структурная перестройка организма в сочетании с совершенной техникой, рациональной такти­кой и психологической подготовкой спортсмена обуславливает до­стижение высоких спортивных результатов.

Высокая физическая работоспособность, наступившая в организме в результате тренировочного процесса, называется состоянием трени­рованности. Морфофункциональные изменения, которые обеспечива­ют новый функциональный уровень специальной работоспособности, являются показателями тренированности.

Для физиологической оценки тренированности должны быть исполь­зованы два основных критерия: потенциальная способность к усилению функций и приспособляемость организма к физической нагрузке.

О потенциальных способностях организма в известной степени можно судить по показателям физиологических функций в состоя­нии покоя. Для суждения о степени приспособляемости организма к физическим упражнениям применяются функциональные пробы со стандартными нагрузками, а также пробы с повторными специфи­ческими спортивными нагрузками. Повторные нагрузки дают воз­можность определить степень развития специальной тренированно­сти в избранном виде спортивной специализации.

В состоянии покоя показатели тренированности отражают экономизированную деятельность организма. Общее количество кро­ви в организме у спортсменов увеличивается, возрастает количество гемоглобина, повышается кислородная емкость крови. В результате тренировки наступает гипертрофия сердечной мышцы (утолщение сердечных волокон), увеличивается емкость полостей сердца. Объем сердца у спортсменов на 30% больше, чем у лиц, не занимающихся спортом. Этот показатель изменяется за 3-4 недели тренировки даже у высокотренированных спортсменов, поэтому считается точным показателем тренированности. Состояние тренированности характе­ризуется брадикардией (урежением частоты сердечных сокращений). У лыжников, бегунов-марафонцев частота сердечных сокращений в покое равна 34-40 уд./мин. Показателем высокой тренированности спортсмена является синусовая аритмия. Принято считать, что он определяет способность сердца быстро адаптироваться к изменяю­щимся условиям деятельности организма. Минутный объем крови у спортсменов меньше, чем у нетренированных людей. Величина его обусловлена степенью брадикардии и уменьшением систолического объема крови у спортсменов. Артериальное давление в процессе ста­новления тренированности почти не изменяется. Повышение арте­риального давления в состоянии относительного покоя служит по­казателем ухудшения функционального состояния сердца.

Такие изменения, как повышенная жизненная емкость легких, урежение дыхания, увеличение глубины вдоха, уменьшение вентиляции легких, понижение основного обмена, характеризуют тренирован­ность в меньшей степени. Лучшими показателями тренированности являются функциональные пробы дыхательной системы: определе­ние максимальной произвольной вентиляции легких, анаэробной производительности организма и мощности дыхательных мышц. В состоянии высокой тренированности повышается максимальная вентиляция легких, увеличивается мощность дыхательных мышц, воз­растает выносливость к задержке дыхания.

При выполнении стандартной работы тренированность отражает­ся в более экономной перестройке физиологических функций к усло­виям работы. Стандартной называют работу, которая по форме дви­жений и по величине нагрузки одинакова для всех выполняющих ее людей. В настоящее время в спортивной практике в виде стандарт­ной нагрузки используют степ-тест (от слов: степ-шаг, тест-испыта­ние, проба), т.е. восхождение на ступеньку определенной высоты. В отличие от других функциональных проб (приседание, бег) этот тест позволяет точно подсчитать величину производимой работы или ее мощность в килограммометрах в минуту. Для этого необходимо знать вес испытуемого, высоту ступеньки и частоту шагов.

Наиболее точная дозировка стандартной нагрузки задается на велоэргометре. Испытуемый совершает работу при определенной величине сопротивления и стандартной частоте вращения педалей.

Выполнение стандартной работы тренированными и нетренированными лицами сопровождается у первых более экономичным расходованием энергетического потенциала на единицу выполненной работы. Кислородный запрос на единицу работы у тренированных лиц уменьшается на 18-20%. Относительное повышение эффектив­ности внутриклеточного метаболизма является одним из проявлений экономизации функций, отмечаемой у тренированных спортсменов при стандартной работе. Стандартная работа выполняется трениро­ванными спортсменами при менее выраженных сдвигах в функциях внутренних органов и двигательного аппарата.

Реакции на тестирующие нагрузки у тренированных характери­зуются: наиболее срочным в начале работы повышением функцио­нирования систем организма, меньшими сдвигами функций в про­цессе работы, наиболее быстрым восстановлением измененных функций после физической нагрузки.

При выполнении предельной мышечной работы тренированность находит свое выражение в быстрой и наиболее полной мобилизации потенциальных ресурсов организма. Это является результатом высо­кой степени упорядоченности нейрогуморальных влияний на работу двигательного аппарата и внутренних органов, слаженности их ра­боты. Основным показателем высокой тренированности является величина максимально предельной работы, которую может выпол­нить спортсмен при сохранении частоты сердечных сокращений, не превышающих 170-200 уд./мин. С этой целью большое значение при­обретают методы определения общей работоспособности организ­ма: проба PWC170 (физическая работоспособность); Гарвардский степ-тест; определение аэробных возможностей по номограмме П.О. Астранда и др.

Реакция на предельные нагрузки у тренированных людей по срав­нению с нетренированными характеризуется более активной моби­лизацией всех функций организма, а следовательно, и более длитель­ными периодами восстановления. Однако у спортсменов мобилизация функций не превышает оптимальных величин (частота сердечных сокращений 170-190 уд./мин). Наиболее существенным показателем тренированности считается аэробная производительность организ­ма, которая выражается величиной максимального потребления кис­лорода (МПК) или величиной «кислородного потолка». МПК выра­жается в литрах в минуту или миллилитрах в минуту на кг веса. МПК является интегральным показателем и зависит от многих факторов: развития дыхательного аппарата, с которым связано увеличение минутного объема дыхания; диффузионной способности легочных аль­веол, обуславливающей газообмен; размеров сосудистого русла ле­гочного кровообращения, с чем связано количество крови, протека­ющей через легкие; размеров сосудистого русла работающих мышц, кислородной емкости крови; быстроты диссоциации оксигемоглобина крови; активности ферментных систем, обеспечивающих аэроб­ные процессы в мышцах, количества работающих мышц и мощности их работы, взаимной координации работы систем дыхания, крово­обращения и движения.

В процессе тренировки МПК возрастает на 1,0-2,5 л/мин. У муж­чин, не занимающихся спортом, МПК 3,2-4,0 л/мин, у тренированных достигает 6,0-6,5 л/мин. У женщин соответственно величины МПК 2,3-2,8 л/мин и 4,0-5,0 л/мин. Высокий показатель МПК у тре­нированных спортсменов обуславливает высокую скорость, вынос­ливость и силу. Тренированных спортсменов отличают наиболее высокие показатели производительности сердца: минутный объем достигает у них 35-40л, частота сердечных сокращений 200-250 уд. при сохранении высокого (от 150 до 200 мл) ударного объема крови. Величина легочной вентиляции при предельной работе достигает 150 л/мин и более. Максимальное потребление кислорода составляет 5,0-5,5 л/мин, а в отдельных случаях 6,0 л/мин. У нетренированных лиц деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем в 1,5-2 раза ниже. Одним из существенных проявлений тренированно­сти при мышечной работе является повышение устойчивости к из­менениям внутренней среды организма. Тренированный спортсмен мо­жет выполнять работу в условиях значительного (до 18-19 л) кис­лородного долга, при снижении резервных возможностей крови к нейт­рализации продуктов неполного обмена веществ.

Важным показателем тренированности является скорость течения восстановительных процессов. Чем выше уровень тренированности, тем быстрее протекают процессы восстановления. При оценке степени приспособления к функциональным пробам и к повторным специфи­ческим, для спортивной специализации, упражнениям скорость вос­становления является одним из показателей допустимости нагрузки. Процессы восстановления различных функций в организме могут быть разделены на три отдельных периода.

Второй (ранний) период восстановления наблюдается непосред­ственно после окончания работы легкой и средней тяжести в тече­ние нескольких десятков минут и характеризуется восстановлением ряда уже названных показателей, а также нормализацией кислород­ной задолженности, гликогена, некоторых физиологических, био­химических и психофизиологических констант.

Раннее восстановление лимитируется главным образом време­нем погашения кислородного долга. Погашение алактатной час­ти кислородного долга происходит довольно быстро, в течение не­скольких минут, и связано с ресинтезом АТФ и креатинфосфата. Погашение лактатной части кислородного долга обусловлено ско­ростью окисления молочной кислоты, уровень которой при дли­тельной и тяжелой работе увеличивается в 20-25 раз по сравне­нию с исходным, а ликвидация этой части долга происходит в течение 1,5-2 ч.

Третий (поздний) период восстановления отмечается после дли­тельной напряженной работы (бег на марафонские дистанции, мно­гокилометровые лыжные и велосипедные гонки) и затягивается на несколько часов и даже суток. В это время нормализуется большин­ство физиологических и биохимических показателей организма, уда­ляются продукты обмена веществ, восстанавливаются водно-солевой баланс, гормоны и ферменты. Эти процессы ускоряются правильным режимом тренировок и отдыха, рациональным питанием, примене­нием комплекса медико-биологических, педагогических реабилита­ционных средств.

Мероприятия, направленные на ускорение восстановительных процессов, делят на педагогические, психологические, медицинские и физиологические. Кроме того, восстановительные мероприятия могут быть разделены на постоянные и периодические.

Постоянные проводятся с целью профилактики неблагоприят­ных функциональных изменений, сохранения и повышения неспе­цифической резистентности и физиологических резервов организ­ма, предупреждения развития раннего утомления и переутомления спортсменов. К таким мероприятиям относятся рациональный ре­жим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, дополнитель­ная витаминизация, закаливание, общеукрепляющие физические уп­ражнения, оптимизация эмоционального состояния.

Периодические осуществляются по мере необходимости с це­лью мобилизации резервных возможностей организма для поддер­жания, экстренного восстановления и повышения работоспособно­сти спортсменов. К мероприятиям этой группы относят различные воздействия на биологически активные точки, вдыхание чистого кислорода при нормальном повышенном атмосферном давлении (гипербарическая оксигенация), гипоксическую тренировку, мас­саж, применение тепловых процедур, ультрафиолетовое облуче­ние, а также использование биологических стимуляторов и адаптогенов, не относящихся к допингам, пищевых веществ повышенной биологической активности и некоторые другие.

Источник

Реферат » Построение спортивной тренировки»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

« Построение спортивной тренировки»

Рябикова Надежда Николаевна

1. Цели, задачи и характерные черты спортивной тренировки 3

2. Принципы построения тренировочного процесса 4

3. Структура построения спортивной тренировки спортсменов в различных видах спорта 6

4. Построение тренировки в малых, средних и больших циклах 10

Список литературы 19

За последнее время возросли спортивные достижения, возросла конкуренция и плотность спортивных результатов на различных соревнованиях, а так же объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигли своего предела. Одним из направлений достижения максимально спортивного результата является оптимизация структуры спортивной тренировки.

Структура спортивной тренировки состоит из различных видов подготовки: общей физической, специальной физической, технической, психической, тактической, теоретической, а также из внетренировочных и внесоревновательных факторов, одним из которых является спортивный инвентарь. В зависимости от специфики вида спорта соотношение выше перечисленных видов подготовки может значительно изменяться. И для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо четко определить наиболее важные виды подготовки.

. Рассмотреть цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки;

. Дать оценку структуре построения спортивной тренировки в различных видах спорта.

1. Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки.

Слово «тренировка» в общем словоупотреблении применяется в различных значениях. Физиологи труда под тренировкой понимают все физические нагрузки, которые вызывают функциональное или морфологическое приспособление и изменение организма и тем самым повышение его работоспособности. В этом смысле может и физический труд, например, приобрести характер тренировки и вызывать тренировочные адаптации.

Физическая подготовка . Главное содержание физической подготовки заключается в развитии физических способностей, особенно выносливости, силы, быстроты и гибкости. Данные способности, в совокупности, обозначаемые также термином «кондиция», и составляют решающую предпосылку спортивной работоспособности.

Спортивно-техническая и тактическая подготовка. Рациональная техника обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей. В процессе спортивно-технической подготовки спортсмен изучает технику и закрепляет ее в специфических условиях соревнования. По мере повышения уровня развития силы, выносливости и быстроты, спортсмен должен повышать и уровень технической подготовленности.

Интеллектуальная подготовка. Требования к интеллекту в большом спорте непрестанно возрастают. Спортсмен должен быть в высокой степени самостоятельным в тренировке, уметь в состязаниях при постоянно повышающихся уровне и плотности результатов, творчески реализовать тактические концепции. Он должен также активно развивать спортивную технику и уметь использовать ее в тренировке и т. д.

Воспитание. В процессе воспитания необходимо учитывать несколько аспектов, которые неотделимы друг от друга. Главная задача воспитания заключается в развитии социалистического сознания у спортсмена. В связи с этим политико-идеологическое и нравственное воспитание составляют суть воспитательной работы тренера и всех действующих в большом спорте кадров.

Таким образом, воспитание в процессе спортивной деятельности должно вносить в целом существенный вклад в формирование граждан социалистического государства, которые сознательно повышали бы престиж своей страны, отличались дисциплинированностью, готовностью к борьбе и всем своим поведением являли бы образец не только для занимающейся спортом молодежи, но и для всех граждан.

2. Принципы построения тренировочного процесса

Тренировочный процесс имеет вполне определенные закономерности. Прежде всего, этот процесс должен придерживаться ряда принципов. Хотя спортивное совершенствование спортсмена представляет собой непрерывный процесс, в нем, на самом деле, имеется целый ряд циклов, каждый из которых подчинен своей внутренней логике. Так как жизнь человека протекает в рамках трудовой недели и все физиологические процессы четко подчинены недельному циклу, то и в тренировочном процессе выделяют микроциклы. Из микроциклов складываются мезоциклы, то есть средние циклы продолжительностью 3-6 недель. Круглогодичная тренировка спортсмена представляет собой годичный макроцикл. А весь процесс совершенствования спортсмена от начала занятий избранным видом спорта и до его завершения, представляет собой многолетний цикл тренировки. В основе планирования всех перечисленных циклов тренировки (микро-, мезо- и макроциклов) лежат закономерности развития спортивной формы.

Принципы построения тренировочного процесса:

Тренировка должна быть направлена к максимуму достижений и разрабатываться индивидуально для каждого спортсмена. В этом принципе заложено основное отличие спорта от занятий физической культурой. Спорт всегда нацелен на достижение предельных для каждого спортсмена результатов. А это в свою очередь невозможно достигнуть без глубокой специализации спортсмена. Работа же на пределе физических возможностей требует индивидуального подхода к каждому спортсмену.

Волнообразность динамики нагрузки. Принцип волнообразности заложен изначально в живой природе. На организм человека действуют десятки биологических ритмов и волн: суточные, недельные, месячные, годичные, смена фаз луны и солнечные вспышки, погодные циклоны и антициклоны, и др. Волнообразность динамики нагрузки является одним из основополагающих принципов в построении тренировочного процесса.

3. Структура построения спортивной тренировки спортсменов в различных видах спорта.

В системе подготовки спортсмена следует выделять следующие структурные элементы:

средние циклы (мезоциклы);

малые циклы (микроциклы);

Спортивная тренировка характеризуется следующими тенденциями:

В последние десятилетия все более пристальное внимание уделяется общему порядку развертывания тренировочного процесса в рамках целых этапов, периодов, циклов. То есть наблюдается переход от преимущественно фрагментарных представлений об отдельных компонентах спортивной тренировки к интегральному рассмотрению ее как целостного процесса, компоненты которого взаимосвязаны.

Углубляется рассмотрение связей круглогодичной и многолетней спортивной тренировки с другими сферами жизнедеятельности спортсмена, то есть с экзофакторами подготовки спортсмена (систему соревнований, внетренировочные факторы, режим жизни, питание и т.д.).

Тренировочный процесс как целое строится на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов данного процесса, их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.

Структура тренировки характеризуется:

порядком взаимосвязи различных сторон содержания подготовки спортсменов;

необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки, а так же тренировочных и соревновательных нагрузок;

определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса, выражающими его закономерные изменения по времени.

Тренировочное занятие принято подразделять на три взаимосвязанные части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Такое подразделение определяет логическую последовательность выполнения физических и других действий спортсмена. Каждая часть тренировочного занятия решает свои определённые задачи.

Вводная часть служит для создания необходимых условий (предпосылок) для проведения основной тренировочной работы в каждом отдельном занятии. В этой части происходит начальная организация занятия: тренер знакомит занимающихся с предстоящей работой, создает условия для её выполнения, проводит подготовку организма занимающихся (разминку, разогревание) к выполнению предстоящей повышенной нагрузки, создает благоприятный эмоциональный фон. На вводную часть в занятии отводится 15-20 мин.

В основной части решаются наиболее важные задачи занятия: овладение различными двигательными навыками и умениями, совершенствование в технике выполнения соревновательных упражнений, воспитание физических, морально-волевых и других качеств.

В тесной связи с решением специфических задач физического воспитания в основной части занятия, как и в других его частях, решаются и задачи нравственного и эстетического воспитания.

Для эффективного решения всех перечисленных задач в основной части могут применяться самые разнообразные физические упражнения, а также средства и методы воспитания тех или других качеств спортсмена.

По времени основная часть может длиться от 20 мин до 3 час и более. Это зависит от квалификации спортсмена, целей и задач занятия.

Задачами заключительной части является снижение общего возбуждения нервной системы, снятие мышечного напряжения отдельных групп мышц, а также краткий обзор и подведение итогов занятия, задание на дом.

К заключительной части можно отнести и некоторые гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж.

Очень важно при построении тренировочного занятия не только правильно подобрать упражнения, но и определить последовательность их выполнения в каждой его части и обеспечить оптимальные связи между ними.

. Делать общую и специальную разминку в течение 15-20 мин.

. Начинать занятия не ранее чем за 2 ч. после приёма пищи.

. Заниматься в удобной спортивной одежде и обуви.

. Не выполнять без разрешения тренера контрольные прикидки или сложные, ещё не освоенные упражнения с отягощениями.

. Не отвлекаться и не отвлекать других во время занятий.

. Строго выполнять план тренировочных нагрузок, указанных тренером.

. Не допускать перерывов в тренировочных занятиях без уважительной причины.

. Стремиться к приобретению теоретических знаний по методике тренировки, физиологии, гигиене, самоконтроле, правилам соревнований.

. Регулярно проходить медицинское обследование.

. Вести дневник тренировочных занятий.

4. Построение тренировки в малых, средних и больших циклах

Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовит и модельные. Специально подготовит микроциклы, характеризуются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, спец псих подготовленность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательногo регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании. Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В целом они характеризуется невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстановительные микроциклы завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.

Построение тренировки в средних циклах (мезоциклы).

Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.

Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуется, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, или приближенной к ней.

Они используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.

Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спорт формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту.

Построение тренировки в больших циклах макроциклы.

Соревновательный период (период основных соревнований).

Переходный период. Основными задачами этого периода является обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревновательный, индивидуальных способностей спортсмена.

В формировании современных научно-прикладных представлений о спортивной тренировке прогрессивное значение имели и продолжают сохранять следующие тенденции.

Обе эти тенденции хорошо вписываются в русло системного подхода, получившего, как известно, всеобщее признание в качестве интегративного способа современного научного познания. Он, разумеется, не исключает аналитико-избирательных подходов, но на первый план выдвигает установку не на поэлементное («элементаристское»), а на целостное восприятие рассматриваемых объектов в их реальной нерасчлененности с особым вниманием к упорядочивающим их, систематизирующим началам. Естественно, что именно такой подход должен быть ведущим и в обобщающей теории спорта. В ряду ее проблем одно из центральных мест и занимают проблемы системного построения спортивной тренировки. В форме циклов различной продолжительности процесс спортивной подготовки развертывается как в пределах больших, так и в пределах относительно небольших масштабов времени. Соответственно, кроме макроциклов в нем различают средние циклы (мезоциклы, которые часто бывают месячными или околомесячными) и малые циклы (микроциклы недельной или несколько иной продолжительности). Не вдаваясь пока в детальное рассмотрение факторов, зависимостей и обстоятельств, обусловливающих эти циклы (речь об этом еще впереди), в принципиальном аспекте важно отметить закономерный характер цикличности процесса спортивной подготовки и необходимость направленно упорядочить его по мере развертывания свойственных ему микро-, мезо- и макроциклов в единстве с системой спортивных соревнований. Именно на это ориентирует принцип циклического построения спортивной подготовки. В сжатом виде его основные положения обязывают к тому, чтобы: при построении спортивной подготовки исходить из необходимости систематического повторного воспроизведения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять их, как того требуют закономерности циклического преобразования процесса подготовки; принимая решения о целесообразности использования в ней тех или иных средств и методов, учитывать, кроме прочего, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов, ибо любые средства и методы подготовки, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если применены не вовремя и не к месту: то же относится к нормированию тренировочных и соревновательных нагрузок и к регулированию их динамики.

Кароблис П.Б. Основы системы управления тренировочным процессом бегунов высокой квалификации на средние, длинные дистанции и 3000 м с препятствиями. М.: ГЦОЛИФК, 2008.

Максимальные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок: Информационно-учетные материалы. М., 2010.

Матвеев Л.П. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию. М., 2009.

Матвеев Л., Меерсон Ф. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам // Очерки по теории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2010.

Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 2008.

Михайлов В.В., Минченко В.Г. Распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 2008. № 3. С. 23-26.

Научно-спортивный вестник. 2007. № 1, 3, 5 (раздел дискуссий).

Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на различных этапах годичной подготовки / Под ред. Б.Н. Шустина. М., 2008.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *