флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

Свято-Успенская Фролищева пустынь Нижегородской области

Обосновавшийся на одном из прибрежных холмов-полугорков реки Лух ныне действующий мужской монастырь-пустынь – объект со славной без малого 400-летней историей. В созвездии старейших святилищ православия этому красавцу-комплексу принадлежит исключительное место хотя бы потому, что называть его можно по-разному, оттолкнувшись от двух собственных имен – Фрол и Флор. Более ранним в паре Флорищи-Фролищи многие историки признают первый топоним, хотя победил в итоге второй.

Такой разнобой – следствие первоначальной путаницы, зафиксированной в самом давнем разрешительном документе-грамоте на официальное закрепление за братством пустынников-анахоретов территории посреди лесного массива, в тихом, удаленном от торговых путей местечке возле малоизвестного левого притока Клязьмы. Местность была откровенно глуха, безлюдна и не вызывала никакого интереса у случайно забредавших сюда с разными целями путников.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

Пока в их числе не оказался схимонах Мефодий, пожелавший уединиться и приведший за собою в дикий дотоле уголок небольшую группку чернецов-единомышленников: Варлаама, Макария, Иона. Это перемещение станет определяющим в хронологии Свято-Успенской Фролищевой пустыни – будущего центра православной ветви христианства в точке схождения земель Нижегородских с соседними Ивановской и Владимирской областями.

История Фролищевой пустыни: откуда что пошло и как строилось

Наиболее отдаленный от наших дней этап Свято-Успенского храмового комплекса связан с немногочисленными насельниками, облюбовавшими живописные Гороховецкие леса над синей гладью будто пришедшей из славянских сказаний озерной страны. И с отцами-первоустроителями обители – предмета нашего описания.

От Красногорья-Флорищей – к Успенским стенам: начальные планы и их воплощение

Впервые отшельники, покинувшие греховную, по их мнению, среду, замелькали меж хвойных стволов Флорищевой Красной горы в середине XVII века. Здесь их все устраивало: и бескрайнее спокойствие лесистых холмов, и близость раскинувшихся окрест водных просторов, и – самое главное – отсутствие шумных поселений на десятки верст вокруг. Плюс вопринимающаяся по-доброму основа названий здешних лесов-лугов-перелесков, что для Божьих слуг тоже немаловажно.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

Этимология имен-символов в этом свете достойна отдельного разговора, поскольку топонимический позитив в культовых проблемах – не абстрактный пункт. Версий об истоках наименований возвышенности, послужившей мнихам пристанищем, выдвигалось две, обе логичные и вполне правдоподобные. Что каждая из них представляла собой – ниже.

Не исключено, что решение осесть в этих борах-рощах подкреплялась и более специфической причиной – рассказами странников о таинственном свечении, периодически исходившем от вершины кряжа на берегу Лух-реки. И о сопутствующих сиянию чудесах: благоухании и колокольном перезвоне. Восприняв подобные слухи как вещий знак, черноризцы решили не ограничить скромное житие свое парой-тройкой аскетических келий, а соорудить нечто более основательное – деревянную церквушку. Сколотили ее из бревен в 1651 году.

Идею же возвести обитель посерьезнее на благословенном участке, унаследовавшем от некоего первопоселенца Фрола-Флора (как в точности его звали, потомкам неведомо) наименование Флорищева гора, упорно продвигал соратник и последователь Мефодия-старца Иларион. Именно он сумел поддержать морально, укрепить духовно и по-человечески расположить к себе царя Федора Алексеевича, а затем и его сына-наследника – в те юные лета, когда царевич остро нуждался в мудрых советах и покровительстве.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

В построенной монахами-келейниками церкви, которой при освящении присвоили имя Успения Пресвятой Богоматери, Иларион-святитель – сын священника Анания и от рождения Иоанн, появился в уже зрелом, 32-летнем возрасте. Встретили его радушно, в пустынножительство он погрузился охотно, легко влившись в общину. Но ненадолго: в 1654 году от страшной «моровой язвы» – чумы – умерли все братья-монахи. В одиночестве пережить холода было трудно, и пришлось переселиться поближе к мирскому очагу – сельцу Афанасьево.

Весной монах-одиночник вернулся в пустую церковь и вскорости расширил коллектив за счет ищущих безмолвия постриженников, простых мирян и паломников-богомольцев. Озадачивало единоверцев полное бездорожье и наметившаяся церковная реформа. Ее Иларион после раздумий и колебаний оценил, смирился с новациями – и вслед за тем управлял добродетельной и строгой службой в обители 27 лет. Удавалось ему это настолько хорошо, что в уважаемый храм приехал царь, а к подворью вскоре проложили дорогу.

Искренняя Иларионова обеспокоенность статусом, оформлением функций и прав побратимов-монахов, хозяйственно-бытовой проблематикой и вовлечением в обустройство церковно-монастырских зданий, а также прилегающих к ним угодий нашли отклик на высшем государственном уровне. Подвижничество вдохновителя и лидера преобразований завершилось переводом его в сан митрополита Суздальского-Юрьевского. Пустынь застраивалась, обретала целостность и расцветала.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

Именно при святом Иларионе был разработан и выстроен архитектурный ансамбль в его базовом виде. Праправнуки созерцают его по сей день – в отреставрированном и обновленном, правда, состоянии. Поэтапно же строительство разворачивалось так:

По распоряжению государеву расписывание храмного иконостаса поручили ведущему дворцовому изографу Симону Ушакову. Из-под его кисти вышли «Спас в силах», «Лик пресвятой Богородицы Киккской» и иные иконы-сюжеты местного и страстного ряда с изображениями девы Марии и великомучеников. В оригинальном исполнении и талантливых копиях полотен признанных мастеров иконописи. О самом же пастыре Иларионе-устроителе были составлены позже жизнеописания, рукописные и печатные.

XVIII-XIX столетия: расширение и становление монастырского хозяйства

Петровские новшества больно ударили по всем хозяйственно-трудовым направлениям монастырской деятельности. У заведения отобрали едва ли не все доходные и необходимые для обслуживания усадьбы владения – от пашен-сенокосов-мельниц-пасек до приспособленных для ловли рыбы и стирки белья мостков. Применили и ограничения на постриг, что дало толчок к резкому сокращению братьев-общинников и поставило заведение на грань закрытия.

Противостоять разбойным нападениям и стихийным бедствиям у монастыря теперь почти не было возможности – и перед смутой с пожарами его стены не устояли. Промышлявшие разбоем повстанцы разграбили внутренность ризниц-складов-пристроек, огонь дважды испепелял все без разбору. В 1770 году две церкви – больничную и оформляющую врата – пришлось даже восстанавливать с нуля. В общем, испытаний хватило с верхом – включая очередной мор 1771 г. – на этот раз холерный.

Роль защитника-спасителя последней дюжины монашествующих жителей полунищей пустыни-убежища сыграл в XVII Iвеке Борис Голицын – сподвижник царя-реформатора. Он пожертвовал на первостепенные нужды немалые деньги, а кроме того – драгоценную утварь, облачение и несколько любимых икон-копий, включая Цареградскую и Киево-Печерскую. Результатом его участия в благоустройстве Флорищенского святилища стал добротный каменный двухэтажный корпус-общежитие, благополучно доживший до сегодняшнего времени.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

На изломе XVIII-XIX веков в постепенно обретающую прежнее величие Фролищенскую пустынь потянулись монахи-паломники – соотечественники и служители из церквей-монастырей-лавр довольно далеких. Им не отказывали в приеме – наоборот, поощряли. Знания и прикладные таланты пришлых братьев-послушников, обладателей художественных и строительных навыков, помогли благоустроить храмы.

Детали убранства были продуманы до мелочей. Дорогие, расшитые золотыми нитями и украшенные каменьями ризы, оклады, книги в роскошных переплетах, красавец-иконостас – все это внушало благоговение и намекало на статусный характер сосредоточенных на просторном, старательно ухоженном участке церквей-палат-башенок и сооружений утилитарного назначения. В библиотеке хранились полторы с лишком тысячи книг и древних документов, страницы более 140 из которых были написаны от руки.

На рубеже XIX-XX веков искусники-монахи освоили технику формовки, отливки, отделки металлических изделий и наладили собственное колокольное производство. Звонницы обзавелись великанами-колоколами в 200 и 460 пудов. Более мелкий колокольный товар пользовался спросом и успешно расходился по окрестным городам-весям. Кузня и мастерские приносили постоянный доход, жизнь текла размеренно, поколения неутомимых, с творческой жилкой мастеров-келейников сменяли друг друга.

Вновь появлявшиеся чудо-иконы, стенная живопись на колоннах и сводах, престолы в узорах, рамы с золоченой вязью были теперь плодом творчества местных палехско-боголюбовских художников Николая Сафронова, Ивана Шорохова, опытных резчиков по дереву, мастеров инкрустации. Хозяйничали тут образцово, порядок соблюдался идеально. Свои кузня, конюшня, водопровод с водокачкой, солидный парк сельхозтехники облегчали трудоемкие операции.

Благолепие внутреннее и внешнее радовало взор, мудрость и организованность архимандритов были очевидны, все блистало и олицетворяло неземной покой. Уважение прихожан и многочисленных паломников были безграничны, божественные литургии совершались регулярно – как и июньско-августовские крестные ходы. Праздники отличались торжественностью. Добро витало и растворялось в воздухе, над кронами сосен и берез…

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

XX век: потрясения, потери и разочарования

Размеренно-спокойное существование вечно длиться не может – и топтавшийся на пороге век двадцатый это ярко проиллюстрировал, перевернув «конструкцию» с ног на голову. Война с японцами, кровавый 1905-й, пробы либерального реформаторства, разгул террора и общеевропейский военный кошмар – слишком концентрированный и наполненный контрастами клубок событий для того, чтобы не отразиться на патриархально-церковном укладе негативно, ожесточив умы и сердца.

Пустынь-во-Фролищах преобразовали в коммуну, потом в совхоз, а после его развала – в подсобный склад-хозяйство, который тоже не замедлил развалиться. Явная бесхозность подтолкнула крестьян к самозахватам и вспашке земельных наделов. Содержимое храмов-келий-пристроек было изъято и передано Владимирскому музею краеведения. Следующими шагами по «переустройству» стало заселение жилых домов лесозаготовителями и снятие колоколов.

Заключительным в цепи печальных метаморфоз оказалось переподчинение монастыря в 1930 г. военному ведомству. Зеленый лоскут стал учебным плацдармом, келейно-трапезный блок – казармами и столовой, а больница – санчастью. Согласно новому административно-территориальному делению, описанные процессы происходили уже не во Владимирской губернии, а на северо-западе Нижегородчины, в Володарском районе. За армейскими подразделениями эти площади числились до 90-х годов.

Третье тысячелетие: возрождение

Воинский период завершился в начале 1990-х. В 1992 обитель-крепость была передана Русской церкви. Верующие сплотились и заново организовали церковную общину. Проект по сохранности полуразрушенных композиционных элементов прихода вступал в действие. Один за другим настоятели Елевферий Кончуров, Геннадий Гаврилов и сменивший их впоследствии Николай Большаков готовили монастырь к торжественному открытию в 2005 году.

Решение продолжить традиции монашества было принято в апреле того же года. Возобновилось крестохождение, расписали последовательность ремонтно-восстановительных мероприятий – и работа закипела. Упорядочили старинное кладбище, облагородили могилу князя Голицына, отслужили лития по отцам-создателям и благоустроителям легендарной пустыни-уникума, прекрасная оболочка и возвышенная суть которой ожидали обновления.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

Организовали выставки, провели конференции, выслушали доклады священнослужителей-ученых – и приступили к реализации планов по приведению всех компонентов ансамбля-сказки в подобающий вид. К Святотроицкому празднику 2008 года на звоннице закрепили гранд-колокол весом почти в тонну, докомплектовав «мелодичную» компанию набатами помельче. Укрепили фундамент собора Божией Матери, отремонтировали стены со сводами, утеплили полы, перестелили кровлю и вставили окна.

Кладочники и живописцы занялись сооружением перегородок и росписью алтарей. Образцами для них избрали византийскую иконографию XII века. По окончании всех работ зимой 2012 епископ Выксунский-Павловский Варнава провел церемонию освящения храма-башни над вратами проездной арки. Следующим в очереди был собор-символ как креугольный камень и фокус целостной композиции. Пятиглавый храм с позолоченной маковицей центральной башенки и хороводом из четырех бирюзовых луковок в «звездах» преобразился до неузнаваемости.

День нынешний: что можно увидеть

Результаты трудов современных зодчих и художников-реставраторов поражают. В план-схему рукотворных достопримечательностей входят не менее двадцати реалий и их фрагментов.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

Близлежащая территория притягательна ничуть не менее внутримонастырского подворья и также заслуживает описания. Но до него напомним: расписание службы в монастыре соблюдается в строгости, по утрам (8.00-10.00) и вечерам (17.00-21.00). Двери для гостей распахнуты, за посещение денег не берут. Тематику экскурсионной программы выбирают на входе. Видео- и фотосъемка святынь платные. Женщин просят заходить внутрь с покрытой головой – и не в джинсах, а в юбке.

Поселок Фролищи, природа, окрестности

Один из самых чувствительных для путешественников вопрос – как добраться до свят-мест (подразумеваются маршруты из Нижнего Новгорода). Ответов как минимум три.

Как доехать: советы

На автомобиле

Большинство избирает трассу М-7 в сторону столицы. Схематически это выглядит так: выехав в направлении Москвы, через 4 км поверните на Мулино (там есть указатель направо, на монастырь). Миновав эффектный поклонный крест, держите путь по главной бетонированной трассе до пос. Центральный (26-27 км). Его сменят Фролищи, – недавно к ним заасфальтировали дорогу. Покрытие выполнено наспех, но годик-другой продержит – так что поспешите!

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

Белокаменную, с зелено-бирюзовыми крышами красавицу-пустынь заметите издали, а перезвон колоколов услышите гораздо раньше.

На автобусе либо маршрутке

Это поездка с пересадкой в промежуточном пункте – Дзержинске, к которому довезет электричка с Московского вокзала. Далее выбираете из двух рейсов: Дзержинск-Фролищи (№ 130) и Ильино-Фролищи (№ 108). Тот и другой доставят до конечной точки, пешком идти не понадобится.

На поезде

Это ильинско-фролищенская ж/д ветка: одноколейная, неэлектрифицированная – зато очень симпатичная, в стиле ретро. Обслуживается тепловозиком под прозвищем «Кукушка». За невысокую цену он подбросит до окраин Фролищ. За ними вас ждет романтическая пешая прогулка через лес – что-то в районе двух километров. Стремящихся же к комфорту обслужит рельсовый автобус-поезд Фролищи-Н.Новогород (запущен в 2009 г.)

Озера-бор-река: картина маслом

Эпитетов к пейзажам напрашивается целый пучок: трогательно, фантастически, неописуемо. Светлые озера – это сказка наяву. Заездов к ним три-четыре, в край синих лагун приведет любая из стежек-дорожек. Озерную группку образуют полдюжины водоемов карстового происхождения. Наиболее крупные из них – Санхар (иногда пишут Санхр), Светлое и Великое. Песчаные розоватые берега, кое-где поросшие осокой, чисты и прозрачны. Особую прелесть сообщают им плавающие по стеклянной глади сфагновые островки – скопления мха с корнями до полутора метров.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

Островное семейство разнокалиберно: есть пловцы крохотные, есть покрупнее – с парой-тройкой деревцев посередине. К более-менее крепеньким даже мостки набросали: они проседают, но выдерживают вес склонных к риску смельчаков-туристов. По живописности подобную картинку превзойти сложно. Конкурирует с озерно-островным «парадизом» вековой сосновый бор Ярополческих и Мугреевских лесов – воистину райские кущи. Дышится в окружении сосен-елей просто-таки восхитительно!

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

Движимые водные массивы этого природного оазиса привлекают дайверов и более скоростных спортсменов. Огибающая поселок река Лух – популярнейший летний (с мая по сентябрь) байдарочный маршрут. Там и сям разбросаны стоянки для туристов – с пляжами, заливчиками для купания, баньками, пригодными для рыбалки косами и расчищенными под волейбол полянками. Костры не приветствуются, хотя специальные пятачки под них отведены.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

И над этим средоточием естественных мирских удовольствий, как напоминание о призвании высокодуховном и праведном, парит действующий мужской монастырь под до боли родным, привычным славянскому уху именем – Фролищева пустынь. Совершеннейшая идиллия…

Источник

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь»

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь» запись закреплена

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь» запись закреплена
Александр Солянкин

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь» запись закреплена

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь» запись закреплена

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь» запись закреплена
ЛУЧИКИ РАДОСТИ: детям о Боге

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыреМОЛИТВА ПЕРЕД УЧЕНИЕМ

Преблаги́й Го́споди, низпосли́ нам благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го, да́рствующаго и укрепля́ющаго душе́вныя на́ши си́лы, да́бы, внима́юще преподава́емому нам уче́нию, возросли́ мы Тебе́, на́шему Созда́телю, во сла́ву, роди́телем же на́шим на утеше́ние, Це́ркви и оте́честву на по́льзу.
Аминь!

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь» запись закреплена

По традиции Православной церкви в начале каждого учебного года в Православных храмах совершаются молебны об учащихся. В эти дни церковь молится о том, чтобы «Господь ниспослал на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение».

В нашем монастыре молебен будет служиться 05 сентября (воскресение) после Божественной Литургии

Поздравляем всех учащихся с новым учебным годом,
желаем помощи Божией!

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь» запись закреплена
Выксунская епархия

В праздник Успения Пресвятой Богородицы, на Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Успенского мужского монастыря Флорищевой пустыни, епископ ВАРНАВА совершил хиротонию. В священнический сан был рукоположен диакон Михаил Иванов.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь» запись закреплена

Дорогие дети и родители! 28 августа 2021 в 9.00 ч. состоится Архиерейское богослужение в Престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, Высокопреосвященнейший епископ Выксунский и Павловский Варнава совершит Божественную литургию в Успенском Соборе. Приглашаем всех желающих! Действует масочный режим.

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь» запись закреплена
Правмир

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

флорищева пустынь в нижегородской области расписание служб в монастыре

ВУВГ «ИСТОКИ» при монастыре «Флорищева пустынь» запись закреплена
ЛУЧИКИ РАДОСТИ: детям о Боге

Крещение Руси: как это было
История Крещения в картинках
Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.

В 988 году, великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.
Показать полностью.

В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.

Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…

Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.

Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.

Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.

В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?

1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.

2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?

3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.

4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.

5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».

6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.

7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.

8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.

9. В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.

10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.

11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.

12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.

13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.

14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.

15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *