флюгер кафедрального собора в калининграде
ТОП-5 городских легенд Калининграда
История Кёнигсберга/Калининграда насчитывает более семи веков, и за это время город просто не мог не обрасти тайнами, легендами и загадки. О Янтарной комнате, которая, возможно, до сих пор хранится где-то глубоко под землёй столицы самого западного региона страны, говорят не только в России, но и за рубежом.
«Русский Запад» не станет подробно останавливаться на шедевре мастера Андреаса Шлютера, о котором сказано немало, а выделил пять мест в Калининграде, вызывающих постоянные вопросы у туристов и интерес у любителей мистики. Янтарную комнату оставим на потом.
Подземный город
Легенда о подземном городе появилась сразу после войны. Первые переселенцы видели соединения между подвалами жилых домов, многочисленные бункеры и бомбоубежища и делали свои выводы, порой сильно приукрашивая. Чуть позже новый виток историям с подземными заводами и даже аэродромом под Кёнигсбергом/Калининградом добавили мастера художественного слова в таких книгах, как «Вилла Эдит» Марка Баринова, «Секретный фарватер» Леонида Платова, «В конце войны» Николая Камбулова и многих других.
Станислав Гаранин в «Трёх лицах Януса» писал о 862 кварталах в городе, каждый из которых был связан с другими единой оборонительной системой. Переходы соединяли подвалы домов. Под землёй находились электростанции, склады боеприпасов, лазареты.
Современный российский писатель, культуролог Александр Попадин в книге «Город нашего детства. Саги послевоенных времен» пишет:
«Под землёй жизнь велась чуть ли не активней, чем наверху. Например, из Верхнего озера по ночам кто-то спускал всю воду. Открывались шлюзы, вода уходила, и между двумя башнями – Дона и Врангеля – обнажался люк.
Сотрудники КГБ от Кёнигсберга до Пиллау ездили по подземному ходу на машинах. Разветвлённая система подземных сообщений в 90-х годах пополнилась ещё одним подземным ходом, от подвала КГУ до блиндажа Ляша, открытым любознательными студентами».
Отсюда шли подземные ходы, связывая весь город?! Вдруг они еще есть?
В эти красивые городские легенды верили даже в послеперестроечное время. Где-то в середине 90-х годов работник одного из заводов Калининграда, тогда уже мужчина в почтенных летах, рассказывал своим коллегам, мол, в молодости ходил по переходу, проложенному под Преголей от бывшего Королевского замка до Кафедрального собора. Ход был интересен тем, что имел стеклянный купол и рассказчик видел воды Преголи над собой.
Сколько раз уже в 2000-е годы историки, да и просто искатели приключений спускались в подвалы и бункеры, пытались пройти маршрутами подземного города и найти, конечно, Янтарную комнату, но постоянно натыкались то на заложенные стены, то на затопленные коридоры.
Мы не собираемся развенчивать миф и прилагать подробную карту прохода по подземному коридору от КГТУ до здания нынешней администрации Калининграда. У каждого города должна быть своя легенда, завлекающая туристов и исследователей. Мы просто констатируем, что загадка с подземельями Кёнигсберга есть, а материального подтверждения их существования до сих пор нет.
Пантеон Иммануила Канта
Знаменитый философ ушел из жизни 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет. Похоронили его не в персональной усыпальнице, а на профессорском кладбище, примыкающем к северной стороне Кафедрального собора.
Через три года после смерти философа в Кёнигсберг вошли французы и на кладбище профессоров Альбертины оборудовали конюшню.
В 1809 году обветшавшую профессорскую часовню снесли, а на ее месте у внешней северной стены Кафедрального собора проложили галерею, которая носила имя Канта. Сооружение простояло до 1880 года.
В 1880 году тело философа решили извлечь из общего захоронения и перезахоронить в отдельном пантеоне. Раскопки на месте профессорского кладбища проводила комиссия под руководством директора Альтштадтской гимназии Карла Витта. Когда тело было поднято и идентифицировано, оказалось, что это…не Кант. На месте упокоения философа обнаружили останки профессору теологии Иоганна Шульца.
Историк Игорь Одинцов, бывший директор Кафедрального собора, в своё время в интервью «Известиям» рассказывал, что по свидетельствам многочисленных очевидцев, Кант был погребён справа от Шульца, однако поиски в этом направлении результата не дали. Тогда было принято решение копать в другую сторону, и спустя время был найден скелет пожилого мужчины. Члены комиссии, состоящей из известных жителей Кёнигсберга, долго спорила, кому принадлежат останки. Аргументом в пользу того, что это Кант, стало полное совпадение посмертной маски философа и найденного черепа.
Колонн ровно 13. Лежит ли здесь Иммануил Кант? Споры идут до сих пор
В 1924 году, к 200-летию со дня рождения Иммануила Канта, архитектор Фридрих Ларс разработал проект мемориала, который представлял собой открытый зал с колоннами, окружающими кенотаф (каменный гроб). Останки философа покоятся не в нём, а глубже, под плитами. Кстати, колонн, несмотря на любовь немцев к симметрии, ровно 13. Такая уж задумка Ларса.
Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Кафедрального собора.
«Русский Запад» обратился к скульптору, художнику Кафедрального собора Владимиру Чиликину с вопросом, так есть ли Кант в пантеоне?
Выводы кёнигсбергской комиссии некоторые кантоведы оспаривают до сих пор. Убедительных объяснений, почему тело философа лежало слева, а не справа, как было указано в архивах – нет. И сейчас есть те, кто не верит, что знаменитый немецкий философ Иммануил Кант покоится в пантеоне у стен Кафедрального собора. А тогда где? Ещё одна загадка. Расскажите её вашим знакомым из большой России, когда они приедут в Калининград.
Русалка на шпиле Кафедрального собора
Ответ будет, но сначала небольшой экскурс. Первое упоминание о Кафедральном соборе на острове Кнайпхоф относится к 1333 году. Формально завершилось строительство собора в 1380 году, но работы в нём продолжались ещё несколько десятилетий. Традиции недоделок потом плавно передались в новое время, вплоть до воплощения в нынешнем Доме Советов.
Русалка на соборе. Зачем?!
Профессор кафедры истории искусств Альбертины Эрнст Август Хагин в книге 1833 года пишет (цитата не дословная): «На шпиле (Кафедрального собора) уродская безвкусная сирена».
Историки говорят, что русалок (сирен) ставили на главных церквах портовых городов по всей Балтике. Зачем у неё рог (горн) в руках? Русалка трубит в рог, когда слышит гудок уходящего от пристани корабля. Делает она это для того, чтобы в дальних плаваниях никакая другая русалка не смогла бы заманить экипаж корабля в свои сети.
Пирамида предсказаний
Так иногда называют памятник воинам-сапёрам, погибшим в годы Первой Мировой войны. Расположен он на улице Малоярославская, напротив домов №5-7.
Памятник появился в Кёнигсберге в 1923 году на территории дислокации первого сапёрного батальона «Князь Радзивилл». В 1921 году (по другим данным в 1922 году) в основание будущей пирамиды заложили капсулу с именами погибших воинов.
Памятник представляет собой пирамиду, сложенную, по утверждениям, из 666 отёсанных блоков органогенно-обломочного известняка с примесью глауконита, и состоящую из 13 ступеней, высотой 4,4 метра с основанием 4 на 4 метра.
На пирамиде условно есть ещё один «крест»: после реставрации (август-сентябрь 2013 года) часть камней осталась более темной, чем другие. На правой грани эти тёмные блоки как раз и складываются в крест. Впрочем, это всего лишь совпадение.
Здесь можно загадать что-нибудь. Сбудется ли?!
Такая необычная форма памятника не могла не заинтересовать мистиков и… псевдоисследователей. Некоторые из них даже уверяют, будто бы пирамида притягивает призраков, а калининградцы часто видят бестелесные силуэты павших воинов Первой Мировой войны.
Не даёт спокойно спать любителям всего загадочного и капсула, заложенная в основание пирамиды. Есть те, кто не верит, что там списки погибших воинов. По их мнению, там находятся некие ценности. Какие? Никто не удосужился уточнить. Узнать, так это или нет, можно, но только разобрав памятник по кусочкам. А это нельзя – объект культурного наследия.
Ещё одна версия – памятник-пирамида являлась в свое время залогом того, что город-крепость Кёнигсберг никогда не будет захвачен. Как показала история, весной 1945 года пирамида не спасла.
Так почему же «Пирамида предсказаний»? Опять же по городской легенде, памятник якобы усиливает дар пророчества. Любой, кто хоть раз предвидел будущее, хоть и ближайшее, может проверить действие пирамиды. Как именно она усиливает дар, не уточняется, но, скорее всего, надо постоять рядом или потрогать грани пирамиды.
В общем, прежде чем купить лотерейный билет, где надо заполнить цифры, сходите к пирамиде. (Шутка.)
Памятный знак «Землякам-космонавтам»
Памятный знак, установленный в Калининграде в 1980 году на проспекте Мира в сквере между домами 43 и 49, изначально назывался «Покорителям ближней Вселенной». Он посвящён космонавтам Алексею Леонову, Виктору Пацаеву, Юрию Романенко и Александру Викторенко. Автор памятного знака – скульптор Борис Едунов.
Памятник представляет собой кольцо (космическая орбита) и внутри неё человек (космонавт, покоритель космоса). По окружности кольца выбита цитата основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство».
Калининградцы прозвали этот памятник «девяткой», ведь его очертания и правда напоминают эту цифру. Что же в нём необычного? Городская легенда гласит, что человек внутри кольца с приходом темноты меняет расположение рук. Обычно это происходит в полнолуние, новолуние и по особым космическим праздникам. Другие уверяют, что видели, как «покоритель вселенной» махал им рукой.
Проверить эту легенду обычно спешат туристы – именно они готовы стоять у памятника, задрав головы, до 24:00. Постойте с ними и вы. А вдруг?!
(с) Фото автора, Русский Запад (архив)
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Калининград. Янтарные тайны
SmartNews собрал легенды Калининградской области
Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны. ©
В каждом городе России есть свои легенды и истории. В Калининграде археологов до сих пор будоражат мысли о знаменитой Янтарной комнате, а любители мистики повсюду находят пресловутое число 13. Историки же утверждают, что на территории города находится секретная лаборатория Третьего рейха. SmartNews составил список самых удивительных легенд Янтарного края.
Загадка захоронения в пантеоне Иммануила Канта
Великий философ оставил в своих трудах немало загадок, о которых сегодня не принято вспоминать. Автор гениальных трудов, опередивших время, нередко допускал откровенные ляпы и домыслы. Так, например, Кант утверждал, что под Оренбургом живут люди небольшого роста и с хвостиками, а осетры в той же России питаются исключительно камнями.
Но самую большую загадку для своих адептов Кант оставил после смерти. Почти сто лет не утихали среди ученых споры, кто же покоится в пантеоне философа. И даже сегодня в Калининграде находятся люди, сомневающиеся, что в многолетнем споре поставлена точка.
О могиле Канта власти вспомнили спустя десятилетия — в 1880 году, когда решили уделить великому земляку особое внимание, захоронив его прах в отдельном пантеоне. Специальная комиссия произвела эксгумацию останков философа согласно имеющейся схеме захоронения. Идентификация поднятого скелета вызвала у членов комиссии шок.
На месте Канта покоился профессор теологии Иоганн Шульц. По свидетельствам многочисленных очевидцев и сохранившимся хроникам, Кант был погребен справа от Шульца, но поиски в этом направлении никакого результата не дали. Когда же, потеряв надежду найти прах философа, начали копать в другую сторону, почти сразу же обнаружили скелет еще одного человека преклонного возраста.
Несмотря на то что уже более ста лет прах философа покоится в отдельном пантеоне, и сегодня находятся люди, ставящие это утверждение под сомнение.
Большинство калининградцев с удовольствием расскажут гостям города о необычной лаборатории, обустроенной фашистами в Кёнигсберге незадолго до Второй мировой войны.
Согласно легенде, первое выступление Адольфа Гитлера в Кёнигсберге завершилось провалом. Вождь нации охрип и «дал петуха». Одна из местных журналисток с ехидством написала о конфузе фюрера. На следующий день в редакцию пришел молодой импозантный человек, наговоривший талантливой репортерше кучу комплиментов и подаривший акуле пера плитку шоколада.
Молодой человек раскланялся и ушел, а журналистка, развернув обертку, стала вкушать яство. На всю редакцию раздался ужасающий хруст. Девушка с мутными глазами откусывала стекло, а из ее рта текла кровь.
Бытует еще одна легенда: именно сотрудникам тайной лаборатории было поручено вскрытие могилы Канта. Фюрер дал указание изучить череп философа, чтобы составить антропологический портрет истинного арийца. До акта бессмысленного варварства дело не дошло. Выяснилось, что в венах Канта текла и шотландская кровь, и кровь малой прибалтийской народности — куршей.
Как гласит легенда, у каждого города есть свое число. Для Калининграда-Кёнигсберга это цифра 13. Неслучайно тайная лаборатория получила название именно с таким индексом.
Чертова дюжина и числа, кратные ей, встречаются здесь достаточно регулярно. Например, на главном памятнике немецким солдатам Первой мировой, так называемой Пирамиде. Тот же Иммануил Кант не избежал встречи с несчастливым знаком.
Магия чисел кроется и в дате основания Кёнигсберга. Если сложить все цифры года рождения города — 1255, то получится опять-таки чертова дюжина. Интересно, что такая же сумма получается при сложении цифр дат оснований еще двух крупных европейских городов — Берлина (1237) и… Москвы (1147). Именно эти две столицы на протяжении веков ведут борьбу за Кёнигсберг-Калининград.
Невероятно много легенд в Калининграде связано с Янтарной комнатой. Великая тайна ХХ века так и остается тайной номер один. И даже превосходный новодел, открытый в 70-х годах прошлого века в Пушкине, не нивелировал актуальность этой загадки.
О том, что пропавшее сокровище следует искать в Янтарном крае, свидетельствует и еще один очевидный факт. В послевоенном Кёнигсберге остался главный хранитель комнаты — профессор Альфред Роде. Впрочем, ученый, якобы согласившийся сотрудничать с советской властью, так и не сказал, где следует искать опекаемый им объект, и вскоре умер при весьма необычных обстоятельствах.
Ежегодно тысячи добровольцев пытаются раскрыть главную загадку ХХ века. Комнату ищут на земле, под землей и под водой. Правда, специалисты утверждают, что, даже если шедевр найдется, вряд ли он будет в кондиционном виде. Со временем от перманентной влажности клей на панелях утратил свои свойства, а значит, старателям суждено найти только ящики с пересыпями солнечного камня.
— Думаю абсолютно неважно захоронен Кант в Калининграде или в каком-то другом месте… Важно,что он там жил много лет, что там он создавал свои знаменитые произведения, там формулировал свои великие теории. Именно их и надо помнить, а место захоронения это уже дело десятое.
Наташа Смирнова, финансовый директор
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
ПРИЗРАК КЁНИГСБЕРГА- КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
Призрак Кёнигсберга- Кафедральный собор
Кафедральный собор Кенигсберга для Калининграда имеет, наверное, такое же историческое значение, что и Кремль для Москвы. По сути, Кафедральный собор — это визитная карточка Калининграда, важнейшая и древнейшая достопримечательность города.
Изображения Кафедрального собора встречаются повсюду: на открытках, на кружках и янтарных картина.
На одном из немногих мест, напоминающих о его немецком прошлом, на острове Канта возвышается гордость Калининграда – старинный и величественный Кафедральный собор, реставрация которого началась в 1992 году. А во времена Отечественной войны в 1944 году собор был подвержен бомбардировке, в результате чего он практически погиб.
В годы забвения принимали неоднократные решения о сносе собора. Министерство культуры России стало на сторону защиты сооружения, но самым основным защитником был Эммануил Кант, останки которого были захоронены в гробнице профессоров университета на территории собора. Канта правительство уважало.
Готическое здание, величественно передающее дух великой Пруссии по сей день находится почти в центре города и является одним из главных «персонажей» общего, самобытного архитектурного ансамбля города, который до сих пор сочетает в себе советское прошлое, современную архитектуру и старинную немецкую классику.
Собор в Кнайпхофе до его реставрации 1893г
Специально для доставки их на остров через реку Преголю был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года.
Работы были начаты с алтарной части и завершились к 1335-му году. Далее началось возведение двух башен и продольной части, которая предназначалась для прихожан. В общей сложности Кенигсбергский собор (Калининград) строился в течение пятидесяти лет, приблизительно до 1380 года. Здание было длиной 101, шириной — 36 и высотой — 58 метров с учетом размера башен. Однако во время пожара в середине 16 века обе они сгорели, и восстановлена была только одна, Южная, украшенная высоким шпилем, а со стороны Северной был построен фронтон.
Погребенный в 1344 году в алтарной части здания епископ Иоганес Кларе не дожил до освящения церкви, которое состоялось в 1351 году.
Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) — обыкновенные прихожане.
В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.
Храм просуществовал как католический костел всего около 170 лет, до того времени, как на территорию Пруссии проникли идеи Реформации. В результате победы протестантизма уже в 1523-м году Иоганном Брисманом в храме была прочитана первая евангелическая проповедь на немецком языке, а лютеранское вероисповедание было признано официальной религией. Спустя 5 лет здание церкви было отдано во владение городу Кнайпхоф, а вокруг самого здания образовывалось поселение священнослужителей с соборной площадью, школой, жильем для настоятелей храма, домом епископа и с хозяйственными строениями.
В 1530-х годов рядом с храмом построили здание, в котором разместился университет Альбертина. С этого времени Кенигсбергский собор стал выполнять функцию церкви этого известного учебного заведения, а с 1650-го года в его южной башне стала располагаться Валленродская библиотека, представляющая собой великолепное собрание научных и религиозных манускриптов. Кроме того, в этот же период в храме появилась профессорская усыпальница, в которой был похоронен и Иммануил Кант. В 1924 году к двухсотлетнему юбилею философа с восточной стороны Кенигсбергского собора был воздвигнут портик «Стоа кантиана».
Так как собор расположен на торфянистой почве, фундамент с каждым годом опускается на несколько миллиметров. Со времени основания храма он просел более чем на полтора метра, а угол наклона стен составил более сорока сантиметров. Для борьбы с этими явлениями еще в 1903 году были сделаны фальшивые окна, но и они не помогли, поэтому реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить прочность сооружения. Кроме того, в 90-х годах были установлены четыре колокола, а также шпиль и часы на Южной башню. Таким образом, храм приобрел вид, близкий к изначальному.
Кенигсбергский собор (Калининград), фото которого украшают множество туристических проспектов, построен в стиле балтийской готики. В архитектурном плате он примечателен внутренней башней с винтовой лестницей и своими арками, присущими сицилийской архитектуре 11-13 веков.
Особую ценность представляли алтарь, алтарная преграда и парящее над ней деревянное Распятие (1520) больше натуральной величины, созданные кёнигсбергскими резчиками. Главный алтарь с тремя створами содержал картины выдающегося уроженца Кёнигсберга Антона Мёллера (1563−1611): «Грехопадение», «Крещение Иисуса Иоанном», «Тайная вечеря» и «Распятие», созданные в 1591 году. Считалось, что это были самые красивые изображения в Соборе.
Каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн (1596) и железная кованая дверь капеллы (1596) в настоящее время реконструированы. В капелле находилась большая крестильная купель, выполненная готландскими мастерами из известняка в первой четверти XIV века и перенесённая из первого Собора, она восстановлена по фотографиям и содержит фрагменты подлинника.
Как главный храм Восточной Пруссии, Собор служил местом упокоения наиболее видных представителей светской и духовной иерархии. Стены Собора украшали более ста эпитафий, размещавшихся внутри и снаружи здания.
Некоторые из них сохранились. У северной стены хора с 1588 года находилась «профессорская усыпальница», могила И. Канта (1804) стала последней в этом почётном ряду. В 1924 году, в связи с 200-летием со дня рождения философа, по проекту кёнигсбергского архитектора Фридриха Ларса над могилой был воздвигнут портик, сохранившийся доныне.
Интересный факт: Иммануил Кант умер в 1804 году будучи русским подданным. Дело в том, что во время Семилетней войны Кёнигсберг попал в зону русской оккупации. В это время Кант принёс присягу императрице Елизавете I (Елизавете Петровне). Он даже направил прошение на должность ординарного профессора на имя императрицы, но письмо не дошло. Русские, по окончании войны, из Пруссии ушли, а Кант не пожелал больше приносить присягу прусскому правительству.
Не считайте однако, что Иммануил Кант питал особую любовь к русским — нет. Годы войны были самыми непродуктивными в его творчестве. В итоге этого периода он заключил: «Русские — наши главные враги».
Посмертная маска Канта
Напротив захоронения, слегка прикрытый листвой, стоит памятник герцогу Альбрехту — основателю университета Альбертина.
Памятник герцогу Альбрехту
Особой достопримечательностью Собора была Валленродтская библиотека, названная по имени дарителей — графов фон Валленродтов, с 1650 года размещённая в южной башне. В результате войны уникальное собрание старинных книг и рукописей частично утрачено, частично рассеяно по разным библиотекам. Книжные стеллажи, украшенные резьбой в стиле барокко, восстановлены по фотографиям калининградскими мастерами-резчиками фирмы «Максик».
На башню ведёт построенная в XVI веке винтовая лестница, изящно оформленная колоннами и стрельчатыми арками.
В 1789 году в кафедральном соборе побывал Карамзин. В его путевых заметках сохранилась запись, посвящённая собору:
«Здешняя кафедральная церковь огромна.
«Где вы, — думал я, — где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего — подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, — чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов».
— Я мечтал около часа, прислонясь столбу.— На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! — Там же видно множество разноцветных знамён, трофеев маркграфовых.»
Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии.
Снаружи на последнем, восточном пролёте продольного нефа в нижней части декоративного окна закреплена простая табличка в честь Сары Брегелиа; она состоит только из надписи, обрамлённой в рамку.
Эпитафия Альбрехта Гогенцоллерна работы Корнелиса Флориса (довоенное состояние)
Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI—XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.
В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов
Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI—XIII веках.
В октябре 1998 года в здании храма был открыт музей Иммануила Канта, часть экспозиции которого посвящена истории самого сооружения.
Карамзин о встрече с Иммануилом Кантом
На данный момент ведутся работы по превращению Кенигсбергского собора в важный культурно-религиозный центр.
Вид на собор с Медового моста
Медовый мост и руины Собора 1965г
В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению зданию предпринято не было: руины продолжали разрушаться. Только в 1976 году была предпринята попытка реставрации собора. Впрочем, от этой реставрации было больше вреда, чем пользы. В её ходе был разрушен сохранявшийся со времён войны фронтон северной башни собора. Сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора.
С новой энергией дебаты о будущем собора начали разгораться с началом перестройки. Предлагалось несколько вариантов:
Восстанавливать собор на немецкие деньги. Этот вариант, наиболее реальный (фактически позднее реставрация финансировалась в основном из Германии), тогда вызывал много нареканий. Многие опасались, что восстановление собора за немецкие деньги станет началом «ползучей оккупации» Калининграда немцами.
Законсервировать руины, не восстанавливая, как своеобразный памятник войне (подобные намеренно не восстановленные руины можно увидеть, например, в Англии)
Передать собор католической общине. Данный вариант был довольно слабым, так как католическая община Калининграда невелика (в основном этнические поляки и литовцы, а также выходцы из Западной Украины и Белоруссии). К тому же большую часть свой истории собор был не католическим, а протестантским храмом. Выдвигались также предложения о превращении собора в своеобразный межконфессиональный центр-храм, где рядом могли бы молиться католики, православные и протестанты.
Восстанавливать собор поэтапно, по мере поступления средств
Вид на собор с Эстакадного моста
В 1981—1984 годах произведены консервационные работы, что позволило сохранить стены
В 1992 году восстановлением собора занялась фирма «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 — реставрационные (башни собора). 21 июня того же года был произведён монтаж шпиля собора, при этом для установки сегментов шпиля на барабане башни использовались вертолёты балтийского флота
Между 1996 и 1998 годами велись работы по восстановлению кровли собора. В целях её облегчения она выполнена из меди, а не из черепицы, как оригинальная.
В сентябре 1998 года на малой башне были подвешены два колокола. В конце 2005 года был восстановлен интерьер Валленродской библиотеки, до войны располагавшейся в соборе. Эти работы были выполнены за три месяца калининградскими мастерами резьбы по дереву
Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).
Памятник Юлиусу Руппу, немецкому богослову и публицисту
Несмотря на значительные повреждения и утраты, Собор принадлежит к числу старейших памятников архитектуры и имеет большую архитектурно-художественную и историческую ценность, является одним из главных символов города.
С копия «Нерушимой Стены» из Киевской Софии и аутентичная русская библия 18 века, попавшей сюда в числе трофеев вермахта.
Сам же собор не принадлежит ни одной из конфессий, а 7 мая 1995 года в нём проходила уникальная для России общая служба православных, лютеран и католиков.
В настоящее время Кафедральный собор представляет собой концертно-музейный комплекс, состоящий из большого и малого концертных залов, музея И. Канта, мемориального захоронения И. Канта и Парка скульптуры. Службы в Соборе не проводятся, однако действуют евангелическая и православная часовни., а также регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки и международные конкурсы органистов.
Несколько фото музея
Орган, точная копия старого (1891) и ниже фото отдельных фрагментов
В 2005 году была выпущена почтовая марка, посвящённая 750-летию основания Калининграда. На ней изображено несколько достопримечательностей города, в том числе и Кафедральный собор. Кафедральный собор изображён на входящую в серию «Древние города России» юбилейной монете (номинал — 10 рублей), выпущенной пятимиллионным тиражом в 2005 году. В Калининграде недоумение вызвал тот факт, что на монете собор изображён без крыши, то есть в состоянии на 1996 год и ранее.
Марка «750 лет Калининграду» Монета «Калининград» серии «Древние города России». Крыша отсутствует
•Нацисты раскопали могилу Канта, пытаясь измерить его череп для доказательства его принадлежности к арийской расе.
•Петр I, изучая Валленродтскую библиотеку, обнаружил старинную Радзивилловскую летопись, повествующую о Древней Руси.
•Руины Кафедрального собора можно увидеть в кинофильмах «Женя, Женечка и «катюша» и «Жена керосинщика».
Ну и как всегда в конце ролик с Кафедральным собором