фольклорная практика готовая работа введение

Фольклорная практика готовая работа введение

Фольклорные традиции Вологодчины

Пункт работы: Вологодская обл., Череповецкий р-н, с.Воскресенское (Ерга).

Собиратель: Храмцова Н.Ю.

2 Календарные обряды (яичное заговенье)

3 Семейно бытовые обряды (поминальные стихи)

4 Народная проза (сказки)

Свою фольклорную практику я провела в селе Воскресенское, Череповецкого р-на, Вологодской обл.

Ерга (Воскресенское) — большое современное село, расположенное в сорока километрах от Череповца по дороге на Кириллов. Ранее оно было центром Петриневской-1 волости Череповецкого уезда Новгородской губернии. Первое упоминание о Ерге относится к началу XVI века. В грамоте великого князя Василия Ивановича говорится о починке ямской избы и участка дороги: «. от Ергольского Яму до Надпорожского Яму дороги почистити и мостов по рекам и болотам и по грязем велел починити. »[1] Среди промыслов наибольшее распространение получило гончарное дело. Также в Ерге делали прекрасные игрушки.

В этом селе живут замечательные люди, они с удовольствием откликнулись на мою просьбу рассказать мне местный фольклор. Наиболее интересный материал я представила в своем отчете. Хочу отметить, что в этом селе нет носителей песенного фольклора, знают только традиционные клички и колядки.

Первым с кем я познакомилась, был

Голубев Леонид Александрович 1930 г. рождения, он рассказал мне о мужских традициях – драках.

Неужели наша партия

«Выходи на середину,

Заведу такую драку,

Зашумит зелёный лес».

Парням своей деревни помогали девки и дети. Они подносили камни, оттаскивали и перевязывали раненых. По неписаным законам драки девок, детей и тех из дерущихся, кто упал, бить было нельзя.

Так зачем же нужна была драка?

2 Календарные обряды (яичное заговенье)

Ряженые ходили по домам, просили. «С корзиной или с ведром ходили к каждому дому. Кто молока налей, кто творогу, кто мяска просят. Супа просят«. Обходом домов ряженые объединяли всю деревню.

Собрав яйца, парни шли в лес, где девушки на костре готовили яичницу из яиц, принесенных парнями, и все вместе съедали ее. В это время все взрослое население деревни собирается у костров, где обедают тем, что собрали во время обхода домов.

Еще одно действие, связанное с яйцами, катание яиц на лужайках. Оно так же имеет аграрно-магическое значение.

Заканчивались хороводы у реки. По сведениям, полученным от наших информаторов, дойдя до реки, девушки умывались, смывая с лица «бурь». Омовением в реке заканчивались проводы весны в Яичное заговенье.

3 Семейно-бытовые обряды (поминальные стихи)

Колесова Лидия Андреевна 1924 г.р. вовлекла меня в мир поминальных стихов, которые произвели на меня большое впечатление, и я решила представить их в данной работе.

Поминальные стихи или псальмы относятся к духовным стихам. Условно духовные стихи делят на «старшие» и младшие», «младшие» получили свое название только от времени создания (созданы в последние века). Именно к «младшим» духовным стихам и относятся поминальные стихи.

Хотя стихи созданы относительно недавно, но форму лирического монолога, в которой они построены и которая характерна вообще для «младших» стихов, дали «старшие» духовные стихи, например, «Плач Иосифа», «Плач земли».

Там не жди беды-напасти,

Все погаснут души-страсти,

Там лишь радость и покой.

Там святая обитель,

Там ни печаль, ни воздыханий,

Там слезы горькие не льют,

Там не стеснений, не стенаний,

Одни лишь радости текут.

· о жизни на этом свете:

· об ответе человека за свою жизнь:

В низенькой избушке

Всю жизнь в грехах жила

Не губи себя, девица,

Не плети на две косы.

Образы и символы, типичные для фольклора:

· река, море, как символ жизни: «жизнь переплыву», «в житейском море утопая»

Тематика стихов связана с обстоятельством их исполнения. Стихи являются неотъемлемой частью поминального обряда, хотя раньше их и «на моленьях в моленной пели».

Обеды начинались с моленья, затем все садились за стол, обязательным блюдом которого был кисель. «Кисель было последнее блюдо на поминках. » «Кисель варили: клюквенный, ржаной, овсяной». В сороковой день варили кутью. «Кутью раньше из пшеницы делали, теперь из риса с изюмом, с медом».

Кутью ставили на стол в общем блюде. «Кутью ставили в общем блюде».

» Кто молиться пришел, не ел ничего, тот по три ложки кутьи брал».

После обеда начинали петь стихи. Строгой последовательности в пении стихов нет, но все исполнители отмечают, что стих «Незаметно век проходит» должен петься первым.

В основном все исполнители приурочивают пение стихов только к поминальным дням и именинам покойника, но есть сведения, что пелись они и в день похорон, «за два часа до выноса тела», «у нас всё в час выносят, вот в 11 часов и начинали петь, а до этого все причитали бабы».

Перед исполнением стиха исполнители крестились со словами: «Господи помилуй, во имя отца и сына и святаго духа». В конце стиха говорили: » Аминь святого духа». В «младших» стихах» часто последним словом бывает «Аминь», что означает истинно, верно. Это слово из церковного лексикона и указанное значение не всегда осознаётся, поэтому оно приобретает роль священного конечного заклинания.

Отмечу ещё то, что все исполнительницы пели стихи охотно, с явным желанием, сами предлагали спеть их. При пении лица их становились строгими, сами внутренне подбирались.

Сейчас стихи перестали осознаваться принадлежностью только старообрядцев: «это стихи церковные», » не только у староверов, и в церкви их петь можно, это же всё божественное».

4 Народная проза (сказки)

Закончилась моя работа в гостях у Маренковой Александры Васильевны 1927 г.р.

У нее я записала великолепные сказки. Александра Васильевна удивила меня, сказав, что раньше сказки рассказывали в основном мужчины, да и аудиторией были не только и не столько дети, сколько, опять же, мужское население.

Сказка занимала и развлекала, это было связано с характером крестьянских работ, с укладом жизни. На рыбалке, на охоте, на мельнице хороший рассказчик был в большом почете. Умелый сказочник скрашивал долгие зимние вечера.

Сейчас ситуация бытования сказок изменилась. Их рассказывают бабушки своим внукам и правнукам, когда укладывают детей спать. Обычно это сказки о животных, приспособленные для детского восприятия. Я напечатала сказку в необработанном виде. Но в этом-то и состоит ее прелесть, а обработанные тексты мы можем прочитать в многочисленных сборниках.

О девушке – колдунье.

Вот он сделал гроб дубовый ему, иё потом положили в этот гроб. «И лошадь дай мне, которая посильнее». Ну вот, и лошадь запрегли, которая посильнее, вот вынесли иё: «Ну, теперь поезжай, хорони ты иё». Вот он и поехал хоронять иё.

И эта лиса услышела, что вот уж рядом почта едет, опять подбежала к гробу, пала на дорогу и сделалась опять деушкой, этой девицой, и легла опять в гроб и крышка закрылася. Всё. Ну вот, кони уже, на тройке раньше возили да на парах почту-то, подъежжаёт почтовые лошади, Иванушко с елушки с этой слез и говорит: «Мужики, спасите вы меня, не уежжайте вы, давайте свезёмьте эту девушку, вот так и так». Рассказал всё, и вот мужшшины пожалели ево, коней повернули своих и: «Ну, чё, говорит, делать-то, уж мы опоздаем с почтой-то, да надо тибя выручать». И вот повезли иё на кладбишшо. Съехали там, могилу выкопали и похоронили её и оставили там. Этот Иванушка приехал, потом в церков сходил, в церкве там побыл, весь обряд-то сделал и всё. Вот и так стал жить-поживать Иванушко.

Окунувшись в мир фольклора, я на собственном опыте убедилась в его богатстве и разнообразии. Меня также впечатлило, насколько богата была культурная и духовная жизнь северян. Она поистине является великой сокровищницей духа и души всех народов, населяющих этот богатый природными ресурсами и историко-культурными памятниками край.

Без доли сомнения можно сказать, что фольклор и народные традиции должны передаваться далее из поколения в поколение, ибо, потеряв свои истоки (историю) мы будем оторваны от прошлого, а, как известно, невозможно построить будущее, не зная прошлого.

4. Никитина О.Е. «Стих надо петь важно и умильно» // Живая старина N 3, 1994

5. Стихи духовные / Вст статья Ф.М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1991

6. Виноградов Г.Н. История Череповецкого края. Белозерск, 1925. С. 27.

[1] Акты Арх. Эксп. Т. 1. №156. – Цит. По: Виноградов Г.Н. История Череповецкого края. Белозерск, 1925. С. 27.

Теги: Фольклорные традиции Вологодчины Отчет по практике Литература

Источник

Отчет по практике: Фольклорные традиции Вологодчины

Фольклорные традиции Вологодчины

Пункт работы: Вологодская обл., Череповецкий р-н, с.Воскресенское (Ерга).

Собиратель: Храмцова Н.Ю.

2 Календарные обряды (яичное заговенье)

3 Семейно бытовые обряды (поминальные стихи)

4 Народная проза (сказки)

Свою фольклорную практику я провела в селе Воскресенское, Череповецкого р-на, Вологодской обл.

Ерга (Воскресенское) — большое современное село, расположенное в сорока километрах от Череповца по дороге на Кириллов. Ранее оно было центром Петриневской-1 волости Череповецкого уезда Новгородской губернии. Первое упоминание о Ерге относится к началу XVI века. В грамоте великого князя Василия Ивановича говорится о починке ямской избы и участка дороги: «. от Ергольского Яму до Надпорожского Яму дороги почистити и мостов по рекам и болотам и по грязем велел починити. »[1] Среди промыслов наибольшее распространение получило гончарное дело. Также в Ерге делали прекрасные игрушки.

В этом селе живут замечательные люди, они с удовольствием откликнулись на мою просьбу рассказать мне местный фольклор. Наиболее интересный материал я представила в своем отчете. Хочу отметить, что в этом селе нет носителей песенного фольклора, знают только традиционные клички и колядки.

Первым с кем я познакомилась, был

Голубев Леонид Александрович 1930 г. рождения, он рассказал мне о мужских традициях – драках.

Неужели наша партия

«Выходи на середину,

Заведу такую драку,

Зашумит зелёный лес».

Парням своей деревни помогали девки и дети. Они подносили камни, оттаскивали и перевязывали раненых. По неписаным законам драки девок, детей и тех из дерущихся, кто упал, бить было нельзя.

Так зачем же нужна была драка?

2 Календарные обряды (яичное заговенье)

Ряженые ходили по домам, просили. «С корзиной или с ведром ходили к каждому дому. Кто молока налей, кто творогу, кто мяска просят. Супа просят «. Обходом домов ряженые объединяли всю деревню.

Собрав яйца, парни шли в лес, где девушки на костре готовили яичницу из яиц, принесенных парнями, и все вместе съедали ее. В это время все взрослое население деревни собирается у костров, где обедают тем, что собрали во время обхода домов.

Еще одно действие, связанное с яйцами, катание яиц на лужайках. Оно так же имеет аграрно-магическое значение.

Заканчивались хороводы у реки. По сведениям, полученным от наших информаторов, дойдя до реки, девушки умывались, смывая с лица «бурь». Омовением в реке заканчивались проводы весны в Яичное заговенье.

3 Семейно-бытовые обряды (поминальные стихи)

Колесова Лидия Андреевна 1924 г.р. вовлекла меня в мир поминальных стихов, которые произвели на меня большое впечатление, и я решила представить их в данной работе.

Поминальные стихи или псальмы относятся к духовным стихам. Условно духовные стихи делят на «старшие» и младшие», «младшие» получили свое название только от времени создания (созданы в последние века). Именно к «младшим» духовным стихам и относятся поминальные стихи.

Хотя стихи созданы относительно недавно, но форму лирического монолога, в которой они построены и которая характерна вообще для «младших» стихов, дали «старшие» духовные стихи, например, «Плач Иосифа», «Плач земли».

Там не жди беды-напасти,

Все погаснут души-страсти,

Там лишь радость и покой.

Там святая обитель,

Там ни печаль, ни воздыханий,

Там слезы горькие не льют,

Там не стеснений, не стенаний,

Одни лишь радости текут.

· о жизни на этом свете:

· об ответе человека за свою жизнь:

В низенькой избушке

Всю жизнь в грехах жила

Не губи себя, девица,

Не плети на две косы.

Образы и символы, типичные для фольклора:

· река, море, как символ жизни: «жизнь переплыву», «в житейском море утопая»

Тематика стихов связана с обстоятельством их исполнения. Стихи являются неотъемлемой частью поминального обряда, хотя раньше их и «на моленьях в моленной пели».

Обеды начинались с моленья, затем все садились за стол, обязательным блюдом которого был кисель. «Кисель было последнее блюдо на поминках. » «Кисель варили: клюквенный, ржаной, овсяной». В сороковой день варили кутью. «Кутью раньше из пшеницы делали, теперь из риса с изюмом, с медом».

Кутью ставили на стол в общем блюде. «Кутью ставили в общем блюде».

» Кто молиться пришел, не ел ничего, тот по три ложки кутьи брал».

После обеда начинали петь стихи. Строгой последовательности в пении стихов нет, но все исполнители отмечают, что стих «Незаметно век проходит» должен петься первым.

В основном все исполнители приурочивают пение стихов только к поминальным дням и именинам покойника, но есть сведения, что пелись они и в день похорон, «за два часа до выноса тела», «у нас всё в час выносят, вот в 11 часов и начинали петь, а до этого все причитали бабы».

Перед исполнением стиха исполнители крестились со словами: «Господи помилуй, во имя отца и сына и святаго духа». В конце стиха говорили: » Аминь святого духа». В «младших» стихах» часто последним словом бывает «Аминь», что означает истинно, верно. Это слово из церковного лексикона и указанное значение не всегда осознаётся, поэтому оно приобретает роль священного конечного заклинания.

Отмечу ещё то, что все исполнительницы пели стихи охотно, с явным желанием, сами предлагали спеть их. При пении лица их становились строгими, сами внутренне подбирались.

Сейчас стихи перестали осознаваться принадлежностью только старообрядцев: «это стихи церковные», » не только у староверов, и в церкви их петь можно, это же всё божественное».

4 Народная проза (сказки)

Закончилась моя работа в гостях у Маренковой Александры Васильевны 1927 г.р.

У нее я записала великолепные сказки. Александра Васильевна удивила меня, сказав, что раньше сказки рассказывали в основном мужчины, да и аудиторией были не только и не столько дети, сколько, опять же, мужское население.

Сказка занимала и развлекала, это было связано с характером крестьянских работ, с укладом жизни. На рыбалке, на охоте, на мельнице хороший рассказчик был в большом почете. Умелый сказочник скрашивал долгие зимние вечера.

Сейчас ситуация бытования сказок изменилась. Их рассказывают бабушки своим внукам и правнукам, когда укладывают детей спать. Обычно это сказки о животных, приспособленные для детского восприятия. Я напечатала сказку в необработанном виде. Но в этом-то и состоит ее прелесть, а обработанные тексты мы можем прочитать в многочисленных сборниках.

О девушке – колдунье.

Вот он сделал гроб дубовый ему, иё потом положили в этот гроб. «И лошадь дай мне, которая посильнее». Ну вот, и лошадь запрегли, которая посильнее, вот вынесли иё: «Ну, теперь поезжай, хорони ты иё». Вот он и поехал хоронять иё.

И эта лиса услышела, что вот уж рядом почта едет, опять подбежала к гробу, пала на дорогу и сделалась опять деушкой, этой девицой, и легла опять в гроб и крышка закрылася. Всё. Ну вот, кони уже, на тройке раньше возили да на парах почту-то, подъежжаёт почтовые лошади, Иванушко с елушки с этой слез и говорит: «Мужики, спасите вы меня, не уежжайте вы, давайте свезёмьте эту девушку, вот так и так». Рассказал всё, и вот мужшшины пожалели ево, коней повернули своих и: «Ну, чё, говорит, делать-то, уж мы опоздаем с почтой-то, да надо тибя выручать». И вот повезли иё на кладбишшо. Съехали там, могилу выкопали и похоронили её и оставили там. Этот Иванушка приехал, потом в церков сходил, в церкве там побыл, весь обряд-то сделал и всё. Вот и так стал жить-поживать Иванушко.

Окунувшись в мир фольклора, я на собственном опыте убедилась в его богатстве и разнообразии. Меня также впечатлило, насколько богата была культурная и духовная жизнь северян. Она поистине является великой сокровищницей духа и души всех народов, населяющих этот богатый природными ресурсами и историко-культурными памятниками край.

Без доли сомнения можно сказать, что фольклор и народные традиции должны передаваться далее из поколения в поколение, ибо, потеряв свои истоки (историю) мы будем оторваны от прошлого, а, как известно, невозможно построить будущее, не зная прошлого.

4. Никитина О.Е. «Стих надо петь важно и умильно» // Живая старина N 3, 1994

5. Стихи духовные / Вст статья Ф.М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1991

6. Виноградов Г.Н. История Череповецкого края. Белозерск, 1925. С. 27.

[1] Акты Арх. Эксп. Т. 1. №156. – Цит. По: Виноградов Г.Н. История Череповецкого края. Белозерск, 1925. С. 27.

Источник

Отчет по учебной практике

Название: Фольклорные традиции Вологодчины
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: отчет по практике Добавлен 07:17:15 10 ноября 2010 Похожие работы
Просмотров: 2255 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Выполнила: студентка 2 курса группы ЕСС229РИ
44.03.05. Педагогическое образование профили «Русский язык» и «История» Морозихина Д.А.

Фольклорной практикой оканчивается теоретический курс устного народного творчества. Изучение фольклора, понятие его роли в становлении русской классической литературы имеют поистине особое значение. Народный фольклор носит в себе идейно-эстетическое богатство, национальное своеобразие, помогает сохранять и передавать знание следующим поколениям, несет в себе воспитательную функцию.

Целью практики является помощь в получении необходимых знаний по вопросам этики устного народного творчества, а также навыков самостоятельного сбора фольклорных произведений. В ходе прохождения фольклорной практики происходит знакомство с народным творчеством казачества Ставропольского края на базе филиала ГОУ ВПО СГПИ города Ессентуки.

1. Знакомство с традициями казачества Ставропольского края.

3. Основные записи дневника по фольклорной практике с указанием жанров и исполнителей.

1.Знакомство с традициями казачества Ставропольского края.

400 лет назад вольное казачество на Северном Кавказе начало оформляться организационно: складывается войско – военная, политическая и социальная форма объединения казаков. Первые упоминания о казачьем войске на Тереке встречаются в архивных источниках начала XVII века, в том числе в царской грамоте, посланной на Терек в 1615 году.

Основы казачества на Ставрополье заложили хоперские, волжские, донские, черноморские казачьи полки, которые с 1770-х годов переводились на Азово-Моздокскую оборонительную линию и Кавказскую кордонную линию. При возводимых крепостях основывались казачьи станицы Хоперского и Волжского полков, а затем под их защитой гражданские поселения. Переселяемые казаки защищали вновь присоединенные к России земли после Русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

К концу XVIII века все пространство от Кизляра до Моздока и от Моздока по Кубанской, Азово-Моздокской и Черноморской кордонным линиям в основном заселили казаки, являвшиеся пограничными войсками и в то же время первыми русскими поселенцами края.

С 1820-х годов начался процесс пополнения линейного казачества за счет передислокации казачьих формирований, а также привлечения в линейные казачьи войска гражданского населения. Расположенные ближе к линии села государственных крестьян преобразовывались в казачьи станицы, а крестьяне причислялись к казакам. За период с 1824 по 1834 год для усиления Кавказского линейного казачества в казачье сословие обращено 37 сел Кавказской губернии с населением в 37 тысяч человек мужского пола. Нужда в новых казачьих пополнениях была так велика, что правительство разрешило выходцам из внутренних губерний переселяться в станицы.

До 1832 года все казачьи полки на Кавказских укрепленных линиях подчинялись начальнику Кавказской линии, затем они объединились в Кавказское линейное казачье войско. Казаки являлись главной защитой границ Юга России.

В феврале 1845 года утверждено «Положение о Кавказском линейном казачьем войске», определявшее его военное и гражданское устройство. По Положению войско получало свое внутреннее управление, а по военной части всем войсковым единицам придана единообразная организация с равным распределением населения. Каждый полк составлял отдельный территориальный округ, а станицы в округе делились на сотни.

После отмены деления российского общества на сословия, казаков причислили к классу крестьянства, вследствие чего казачество практически исчезло. Однако, учитывая его особое значение на Северном Кавказе, при проведении Всесоюзной переписи в 1926 году в графе «народность» указывали казачество.

В 1962 году из Турции в Левокумский район Ставропольского края переселились 1000 казаков-некрасовцев, которые и сегодня проживают на Ставрополье самостоятельной общиной.

В конце ХХ века казачество на Ставрополье стало возрождаться. В 1990 году учрежден Ставропольский краевой союз казаков. В 1991 году принят Устав Ставропольского городского союза казаков. В середине 1990-х годов в крае насчитывалось 36 тысяч семей, 130 тысяч граждан, идентифицировавших себя с казачеством. В 1996 году казаки Ставропольского края, возрождая традицию, стали на защиту России.

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (не сказочная проза).

Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). Миф, потеряв свои функции, стал сказкой. Первоначально сказка, выделившаяся из мифа, противостояла мифу как:

Профанное — сакральному. Миф связан с ритуалом, поэтому миф, в определённое время и в определённом месте, раскрывает посвящённым тайные знания;

Нестрогая достоверность — строгой достоверности. Уход сказки от этнографичности мифа привёл к тому, что художественная сторона мифа вышла на первый план в сказке. Сказка «заинтересовалась» увлекательностью сюжета. Историчность (квази историчность) мифа стала неактуальной для сказки. События сказки происходят вне географической приуроченности в рамках сказочной географии.

Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивали А. И. Никифоров и В. Я. Пропп. Тексты данного жанра строятся с помощью установленных традицией клише:

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;

«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал;

«Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:

Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;

Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;

Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;

Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;

Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».

Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки):

Фольклорная сказка включает несколько жанров (по другой классификации — жанровых разновидностей одного жанра сказки). В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. В «Сравнительном Указателе Сюжетов: Восточнославянская сказка», созданном на основе указателя Аарне, в котором систематизирована европейская, а потом, в последующих редакциях, Стита Томпсона, сказка народов мира, представлены следующие жанры сказочного фольклора:

— Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.

— Новеллистические (бытовые) сказки.

— Сказки об одураченном чёрте.

Многие фольклористы (В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин, Т. В. Зуева) различают в составе жанра «Бытовые сказки» две жанровые разновидности: новеллистические и анекдотические сказки. Анекдотические сказки вбирают в себя сюжеты из группы «Сказки об одураченном чёрте», многие сюжеты, отнесённые к анекдотам, некоторые сюжеты, включённые в раздел новеллистические сказки, и некоторые сюжеты, причисленные к волшебным сказкам.

В повествовательном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между жанрами. Так, легендарная сказка может совмещать признаки сказки и легенды, а прозаические переделки былин могут быть отнесены в особую жанровую группу «Богатырская сказка». Изменение отношения к действительности носителей фольклора изменяет принадлежность повествования к тому или иному фольклорному жанру.

3. Основные записи дневника по фольклорной практике с указанием жанров и исполнителей.

20 мая 2017 года мы посетили представителей казачества Ставропольского края, проживающих в городе Ессентуки:

Белянская Александра Николаевна (1937 г.р.) – 80 лет, ул. Баррикадная

Шелевей Жанна Яковлевна (1934 г.р.) – 83 года, ул. Маркова

Они рассказали нам много интересных сказок, но больше всего нам понравились сказка «Зорюшка, каменная девушка» Белянской А.Н. и сказка «Сладкая красавица» Шелевей Ж.Я.

Ставропольский край,
г. Ессентуки,
Белянская Александра Николаевна, 80 лет
Записано 20 мая 2017 года
Сказки записали: Морозихина Д.А.

«Зорюшка, каменная девушка»

Нелегко было первым казакам обживать степные земли. Вроде бы и своя, русская территория, а все равно окраина. Да еще и раскинулась на тысячу верст. Попробуй тут за всем уследить, удержать земли в целостности, ни пяди врагу не уступить. Всех московских стрельцов, наверное, не хватило бы стеречь российские южные степи. Вот бусурмане и не боялись, разбойничали, грабили, в плен православных брали. До тех пор, пока казаки не решили сами на границе стоять, не дожидаясь царской подмоги. И крепко-накрепко родные рубежи стеречь, нежеланных гостей встречать саблями да стрелами.

Так с тех пор и повелось: казаки сотнями на поле брани оставались, но назад не отступали. Кровью истекали, боевые раны не успевали перевязывать, до последнего с врагом рубились. А если одолевали казаков страх или слабость, как молитву одни и те же слова шептали: «Как наши деды и отцы, как наши сыновья и внуки». И снова наливалась силой рука, будто сразу четверо брались за клинок.

Даже самый древний старик в станице не ведал, откуда взялись каменные бабы в донской степи. И отец того старика не ведал, и прадед. Говорили, стояли эти изваяния аж с самого сотворения мира. И вовсе не человечий ум их замыслил, не человечья рука их вытесала. Строгих, гордых, широкоскулых, с тяжелым венцом кос на затылке.

Только казак пал к ногам каменной бабы, и ожило изваяние. Серый камень обернулся золотом волос, лазурью глаз, кораллом губ. Розовые пальцы дотронулись до казачьих ран, вмиг перестала сочиться кровь. Макар зашевелился, открыл глаза и вновь зажмурился, ослепленный невиданной красотой. Вскочил на ноги, и вновь пал на колени перед девушкой. От всего сердца благодарил казак спасительницу, свое имя назвал, девичье выспросил. И начал Зорюшку упрашивать стать его женой. А про то, что она вовсе не настоящая женщина, а каменная, и слушать не пожелал. Ведь сердцу не прикажешь. Какая полюбилась, с такой и надо венчаться.

Долго шли суженные к казачьей станице. Слишком уж тяжелой оказалась невеста, не выдержал конь такой ноши. Поэтому-то и пришлось идти пешком. А Макар и не заметил, как пробежало время, всю дорогу любовался своей красавицей. И в станице не пожелал никого слушать. Твердо заявил отцу с матерью, что никакая девушка не мила ему так, как Зорюшка. Казаки из куреней повыскакивали и на незнакомку уставились. Ишь, какая высокая да мощная. По земле ступает, след глубокий остается, на крыльцо всходит, ступеньки трещат, на лавку садится, сиденье под ней ломается. Мыслимое ли дело с такой жить? Посмотрели, поудивлялись, но промолчали. Никто не посмел Макарову невесту хулить. Только шелудивый станичный пенс залился лаем и на Зорюшку бросился. А та даже отгонять не стала, попробуй, прокуси камень. Цапнула глупая животина девичью пятку и последних зубов лишилась.

Казак тем временем самых толстых дубовых бревен раздобыл, новое крыльцо смастерил, лавки, полы. Да так справно и прочно, что ни одна половица под женой не скрипнула. Так в дружбе и любви и зажили молодые. Зоренька по дому хозяйничала, в поле работала, за скотиной присматривала. Любая работа в ее руках горела, будто всю жизнь в хате прожила, а вовсе не каменным истуканом в степи простояла. Начинала в поле снопы вязать, так ни одна баба за ней не успевала, караваи самые пышные и высокие из печи вынимала, самую тонкую пряжу пряла, больше всех собирала куриных и гусиных яиц. И корова-кормилица сразу Зорюшку за хозяйку приняла, к себе подпустила, молоком щедро поделилась. Будто вовсе не холодные каменные пальцы ее доили, а нежные девичьи руки.

Остальные казаки смотрели на Макарово житье да вздыхали. Им бы такую жену! Красивую, работящую, до сплетен не падкую. Станичные же бабы по-черному Зорюшке завидовали. И все к Макару приставали, зубоскалили. Мол, не слишком ли тяжела молодая жена, не слишком ли холодна? А то ведь можно ее к горячей печке прислонить, глядишь, и согреется каменная истуканша. Казак на этих сорок и внимания не обращал, мало ли о чем они трещали. Никто ведь не знал, что теплой и нежной Зорюшка бывала лишь для своего мужа. Пальчики у нее мягче лебяжьего пуха становились, губы – жарче печного огня. А сама она – будто перышко невесомое, хоть целый день на руках носи.

После боя к Зорюшке один за другим казаки подходили. Низко-низко кланялись, благодарили за то, что от лютой смерти и позорного плена защитила. И бабы с детьми тут же голосили, славили Зорюшкину отвагу. Макар же все жену беспокойно оглядывал, не повредили ли ее бусурмане, не покалечили. Но неуязвимым оказалось тело казачки, попробуй, одолей камень. С тех пор бусурмане сильно остерегались вторгаться в русские степи. Из уст в уста передавали рассказы о каменной бабе. А потом выяснилось, что в каждом курене по такой бабе живет. С врагами – твердокаменная и неприступная. С любимым мужем – мягче лебяжьего пуха и жарче печного огня. Настоящие донские казачки, внучки и правнучки степной каменной бабы.

Шелевей Жанна Яковлевна, 83 года

Записано 20 мая 2017 года

Сказки записали: Морозихина Д.А.

Казаки были совсем непохожими на остальных русских солдат. Не из-за ярких нарядных мундиров и не из-за славы непревзойденных всадников да рубак. А из-за весьма приглядной внешности. Широкие плечи, прямой стан, смоляные кудри, ясные очи… Ни в чем Бог не обделил казаков. Да и как тут обделишь, если женились лишь на замечательных красавицах? На смуглых тонких турчанках и татарках, сдобных белокожих польках и шведках, статных румяных украинках и русских. Без устали добивались невест – клятвами, уговорами и подарками, похищали темными ночами, привозили с войны трофеями. Редко когда отступались от приглянувшейся девицы. И то если какой-нибудь крупный изъян обнаруживался. Как, например, у сладкой красавицы Галы.

Бравым казаком был Кирьян. В бою не робел, начальство уважал, с товарищами дружбу водил. Поэтому в войну с немецким королем Фридрихом и дослужился до чина урядника. Да еще и медаль за храбрость и боевое ранение получил. Ранение-то пустячное, подумаешь, слегка плечо задело. В молодости раны вмиг заживают. Однополчане так и шутили, что не стоит горевать, до свадьбы заживет. Шутили, шутили и дошутились. Всерьез призадумался урядник жениться. А что, пора. Да не на какой-нибудь дурнушке, а на раскрасавице. Такой, чтобы и матери в хате помогала, и справных детей нарожала, и в Кирьяновой станице всех своей красой ослепила. Пусть глядят и завидуют, какая у урядника жена!

Вскоре и случай подходящий подвернулся. Казачий полк остановился на постой в маленьком украинском городке, стали солдат по хатам размещать. Начальство, само собой, лучше всех устроилось, но и остальных не обидели. Кирьяна поместили на постоялом дворе в маленькой беленой хате. Полы чистые-чистые, столы светлые, скобленые, кругом рушники расшитые, занавески белоснежные. Умилился казак, давным-давно уж такого уюта не видел. Столько месяцев в походной палатке, а то и просто на голой земле спал. Любопытно ему стало на рачительную хозяйку посмотреть. Выглянул в окошко и ахнул: стоит в саду под яблоней необыкновенная красавица. Фигуристая, черноглазая, с косой ниже пояса. Кирьяну улыбается, да наливное яблочко в белых ручках катает. Тут же вспыхнула любовь в казачьем сердце. С тех пор каждый день урядник до зеркального блеска надраивал свое обмундирование, усердно приглаживал буйные кудри, расправлял усы. И все обхаживал приглянувшуюся девицу, дочку хозяина постоялого двора Галу. Взгляды огненные на нее бросал, душевных слов не жалел, на женитьбу намекал. А дело все не движется. Да и как ему двигаться, если соперники без конца порог обивают? Не какие-то там чепуховые, а солидные, с положением, при деньгах. Ростовский Янкель и польский пан Ян. Один своими деньгами украинскую красавицу соблазняет, другой – знатной панной обещает сделать. Долго бы, наверное, это продолжалось, но лопнуло терпение у Кирьяна. Собрались в хате Гала с родителями и ухажерами-соперниками и начали решать, за кого девице замуж идти. Каждый жених старался себя расхвалить. Кирьян то и дело медаль на груди поправлял, Янкель кошелем бряцал, Ян про свой польский замок рассказывал. И все на Галу посматривали, кого она выберет. А девице все кавалеры нравятся, попробуй, реши… И в конце концов объявила, что пойдет за того, кто сумеет лучше всех ей угодить. Кто самое редкое и сладкое лакомство разыщет и ее угостит. Уж больно девица была охоча до разных конфет и пряников.

С тех пор ухажеры начали носить Гале разные сладкие кушанья. Мармелад, козинаки, коржики, засахаренные орехи, шоколад, варенье, пирожные… Лавочники аж не успевали товар на прилавках раскладывать, вмиг кавалеры все расхватывали. Не скупясь, не торгуясь, платили, да все золотыми монетами. Кирьян и не заметил, как жалование поистратилось, того гляди и домой везти нечего будет. Еле-еле дотянул до оговоренного срока, не оплошал, в грязь лицом не ударил. Не хуже остальных попотчевал.

В конце концов все снова собрались на постоялом дворе. Ухажеры волновались, Галиного решения не дожидались. Вдруг половицы заскрипели, застонали, и вплыла в горницу девица. Соперники глаза от удивления вытаращили, свою невесту не узнали. Вдвое шире стала Гала, так ее на коржиках да заморском шоколаде разнесло. Янкель с Яном восхищенно зацокали языками: еще красивее стала девица. А Кирьян от досады зубами скрипнул, да назад попятился. Разве получится казачка и этакой толстухи? Ведь с такой дородностью ни полы помыть, ни у печи постоять, ни в станице покрасоваться. Поэтому-то Кирьян и не стал больше спорить с соперниками, пусть без него делят сладкую красавицу. А сам казачий скарб собрал да дальше со своим полком поспешил. Не близок путь до дома, мало ли какие замечательные красавицы еще встретятся. Тогда-то уж и не растеряется казак: клятвами, уговорами и подарками добьется невесты. А не получится, так темной ночью похитит, трофеем с войны привезет.

Отчет.

В филиале ГБОУ ВПО СГПИ в г. Ессентуки нами была пройдена практика по фольклору казачества Ставрополья с 17 мая по 31 мая 2017 года. За время проведения практики мы получили бесценный опыт общения с людьми другой этнической группы. У нас зародилось осознание основ художественного творчества, его эстетический вкусов.

На первоначальном этапе практики мы ознакомились с историей зарождения казачества на Ставрополье.

На втором этапе мы собирали записи фольклорных произведений, вели дневник.

На третьем этапе происходила подготовка материала и составление отчета по практике.

Цели и задачи практики.

Фольклорная практика – это особая форма учебно-воспитательной и самостоятельной работы. При сборе знаний мы углубили свои знания касательно устного народного творчества, познакомились с традициями фольклорного творчества, приобрели практические навыки при подготовке фольклорных записей.

Фольклорная практика завершает курс русского устного творчества. При помощи фольклорной практики мы получили понятие об идейно- эстетическом богатстве, национальном своеобразии, поняли роль фольклора в развитии русской классической литературы.

Основная цель практики – получение знаний по вопросам поэтики русского устного народного творчества, обучение навыкам сбора фольклорных произведений, знакомство с фольклором казаков Ставропольского края.

Задачи фольклорной практики:

— рассмотрение вопросов происхождения устного народного творчества;

— изучение идейно-эстетического и национального богатства жанров фольклора;

— улучшение навыка сбора фольклорных произведений;

Фольклорную практику мы проходили в городе Ессентуки. Исполнителями являлись люди престарелого возраста.

Александра Николаевна рассказала о истории казачества, поделилась интересными сказками. Она родилась в 1937 году в Ростовской области. Имеет высшее образование, много лет трудилась в должности швеи, любит вязать на досуге. Она живет одна, но ведет активную социальную жизнь, старается не пропускать городские мероприятия.

Жанна Яковлевна с детства нам рассказывала волшебные сказки, в том числе и казачьи, она является бабушкой моей лучшей подруги. Она трудилась не покладая рук как социальный работник, очень любит помогать людям. Набожна, чтит православные традиции и регулярно посещает церковь. У нее одна дочь и двое внуков.

Сказка занимала и увлекала, это связано с укладом жизни обычных крестьян. На охоте, рыбалке интересный рассказчик был очень почитаем. Умелый сказочник умел скрасить долгие зимние вечера.

Люди понимали, что чудесами не добиться справедливости, что нужны реальные поступки. Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление людей к справедливости. Конечно, сам благополучный конец сказок носит в себе утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выход их негативных социальных условий.

В сказке имеются свои поэтические формы, определенный стиль и композиция. В стилистическом характере сказки смешались эстетика прекрасного и особенность социальной правды.

В сказке отсутствуют развивающиеся характеры. В ней воспроизводятся действия героев, а только через них – характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: храбрец всегда храбрый, трус всегда трусливый, а коварный враг всегда имеет коварные замыслы. Таким образом, характеры героев остаются неизменными до конца повествования.

Любая сказка имеет свою красоту и нарядность. Вещи в сказке пахнут, имеют яркий цвет, отчетливые формы, известен материал, из которых они сделаны. Столы скобленые, рушники расшитые, полотенца белоснежные.

Сказка – образец национального русского искусства, сказочная фантастика имела реальное основание благодаря изменениям в жизни народа.

Фантастика сказок имеет реальное основание. Всякое изменение в жизни народа обязательно приводило к изменению содержательных образов и форм. Сказочный вымысел развивается благодаря совокупности имеющихся народных представлений и подвергается новым изменениям. Изменения на протяжении длительного периода времени и объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

В связи с тем, что сказка создавалась веками, имея тесную связь с бытом и всей жизнью народа, она по-своему уникальна. Самобытность и неповторимость определяются качествами народа, которому принадлежит вымысел.

В наше время ситуация сказок в быту претерпела некоторые изменения. Их используют, укладывая младших членов семьи спать. Для этих целей используют сказки о животных, которые подстроены под детское восприятие. Необходимо сохранять сказки в их первоначальном, необработанном варианте, так как в таком случае сказка сохраняет свою уникальность, сохраняет в себе качества народа, в котором она создавалась.

Фольклор и народные традиции должны сохраняться и передаваться из поколения в поколения, в них сохраняется самобытность прошлых поколений. Народ, который не сохраняет и не знает своего прошлого, как известно, не имеет будущего.

Пройдя практику, мы поняли богатство и разнообразие фольклорного творчества казаков, на своем опыте убедились в насыщенности культуры и духовной жизни этой этнической группы.

Фольклор является историческим фундаментом для всей мировой культуры в целом. Народное творчество разных народов, несмотря на удаленность друг от друга, часто имеет схожие черты и мотивы, которые могли возникнуть из общего источника. При этом, каждый народ имел в своей культуре черты самобытные, которые отличали их от прочих и делали творчество ярким, уникальным. Вместе с тем народное творчество являлось выразителем, зеркалом народного самосознания. Это определило силу воздействия фольклора на мировое искусство, об этом свидетельствуют произведения А.С. Пушкина, М.И. Глинки и многих прочих. В свою очередь, народное искусство тоже многое восприняло в себя от мировой культуры, например, создавались народные песни на слова великих поэтов.

Развитие народного творчества происходило неравномерно. Многие его ветви слабеют, иногда полностью пропадают, теряют свою уникальность, индустриализируются и подстраиваются под требования рынка.

Многообразие жанров, образов народного творчества объясняется разнообразием его социальных и бытовых функций, вариантами исполнения. В ходе истории некоторые жанры подвергались изменениям, на смену исчезнувшим жанрам приходили новые. У древнейших народов существовали бытовые предания, заговоры, трудовые и обрядовые песни. Позже стали возникать волшебные сказки, сказки о животных, архаические формы эпоса. Сказки многих народов, несмотря на свою уникальность, имеют общие параллели и много схожих черт.

Фольклор всегда было тесно связан с жизнью народа, был отражением их мировоззрения и психологии. По этой причине фольклор вбирает в себя житейское умение жить в мире и согласии с окружением, накопленное годами. Из-за этого фольклор приобрел функцию нравственного очищения, нравственного оздоровления, что является залогом психологического и физического здоровья человека.

Благодаря народному творчеству сформировалась народная педагогика – механизм воспитания подрастающего поколения. Это приобрело важное значение для последующего развития образования в России. Совокупность накопленных научно-педагогических знаний в этой области помогает посмотреть на народную педагогику как на сочетание педагогических представлений и воспитательного опыта, традиций взаимоотношения и взаимодействия между всеми членами семьи и общества.

Через фольклор передаются культурно-исторические традиции народа. Благодаря народному творчеству сохраняется преемственность поколений. Фольклорное творчество опирается на творческое начало в каждом человеке.

В фольклоре видна система благополучного взаимодействия человека и окружающим миром, которая бережно передается от поколения к поколению.

Народное творчество возводит в культ важные качества – ценность жизни, здоровья, любви, нравственной чистоты. Исходя из этого, можно смело заявить, что фольклор действительно несет в себе функцию сохранения духовного, психологического и физического здоровья человека.

В результате прохождения фольклорной практики мы приобрели навыки культуры общения, восприятия, сбора и обработки полученной информации, способность применять полученные знания в области общения с людьми, применять навыки изучения филологического текста.

Цели и задачи, поставленные на практике, выполнены. Мы получили необходимые умения и навыки сбора фольклорных произведений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *