фонетический метод обучения чтению на русском языке
Фонетическая методика обучения чтению дошкольника
Обучение ребёнка чтению — один из самых волнующих вопросов для родителей во все времена. А современным мамам и папам он отчасти осложнён обилием новых способов. Модные методики от именитых отечественных и зарубежных педагогов сбивают с толку:
А может, традиционная методика обучения чтению дошкольников, основанная на звуковом анализе речи, всё же лучшее, что доступно сегодня дошкольной педагогике?
Друзья, мы не предлагаем готовых ответов, но по мере наших сил знакомим вас с разными концепциями развивающих занятий для детей 3–7 лет. И очередную публикацию на сайте НИИ «Эврика» мы посвятили фонетическому (звуковому) методу обучения чтению.
Этапы обучения чтению фонетическим способом
При звуковом методе обучения дошкольника чтению важно соблюдать очерёдность основных этапов. Чтобы при минимальных усилиях добиться максимального эффекта, важно к каждому новому этапу переходить лишь после того, как предыдущая ступенька будет освоена на «отлично».
Этап 1. Развитие фонематического слуха
Прежде всего необходимо научить ребёнка слышать и различать в человеческой речи отдельные звуки.
Заниматься этим можно и даже нужно уже с рождения малыша. Пойте ему простые колыбельные, читайте потешки, рассказывайте сказки для самых маленьких. Разговаривайте с младенцем каждый раз, как только представится такая возможность. Кстати, о том, как правильно разговаривать с крохой, мы писали в статье «3 главных принципа развивающего общения с маленьким ребёнком».
По мере взросления карапуза привлекайте для развития фонематического слуха специальные игры, в которых от маленького игрока требуется специальным образом реагировать на заданные звуки: фиксировать их, дифференцировать, подбирать слова по определённым звуковым критериям.
Этап 2. Изучение букв
После изучения многообразия звуков родной речи ребёнку предстоит познакомиться с символами, которые используются для обозначения этих звуков на письме. На этом этапе вы можете изучать буквы по алфавиту или вразброс (начиная с более простых гласных звуков).
Важно отметить, что поколение современных родителей, как и их предшественники, сначала изучали название букв, а потом узнавали, какие звуки можно записать с помощью этих букв.
Сейчас специалисты рекомендуют не путать ребёнка, называя вместо букв звуки: «Б» — это «б», а не «бэ» и т.д. Усвоив связь между звуком и символом для его написания, ребёнок сможет позже выучить алфавит по буквам. А вот выработав привычку называть буквы, а не звуки, он может столкнуться со сложностями на следующем этапе, когда знакомые буквы надо будет собирать в слоги.
Учить буквам можно уже в возрасте 2–3 лет. Разумеется, использовать для этого подходящие по возрасту развивающие игры.
Этап 3. Чтение по слогам
Когда ребёнок будет с лёгкостью узнавать буквы не только в его любимой азбуке или на развивающих карточках, но и в любом печатном тексте, будь то афиша спектакля в детском театре, вывеска магазина или объявление в газете, можно переходить на новую ступеньку. Теперь предстоит научиться складывать отдельные буквы в слоги.
Порой эта задача оказывается для малыша очень сложной. В таком случае не торопите кроху. Особенно если вы начали учить ребёнка читать в 4–5 лет или даже раньше. Если слоги никак не сдаются, оставьте пока учение чтению, уделив больше внимания развитию мышления. Когда мыслительные процессы малыша достигнут необходимого уровня осознанности, вы удивитесь, с какой лёгкостью непокорённые прежде слоги сложатся в единую картинку, а за ними покорится и полноценное чтение первых детских текстов.
Слоги удобно изучать по букварю (особой популярностью у современных родителей и педагогов пользуется букварь Жуковой) или при помощи специальных тренажёров, адаптированных для ребёнка дошкольного возраста.
Этап 4. Чтение слов, предложений, текстов
Осознав, как из букв получаются слоги, ребёнок постепенно научится читать слова, простые предложения, а чуть позже он будет читать целые тексты. На этом этапе родителям важно не потерять бдительности. Необходимо убедиться, что ребёнок не просто технически читает, но и действительно понимает прочитанное.
Не нагружайте едва освоившего чтение по слогам малыша объёмными рассказами с обилием сложных предложений и непонятных слов. Лучше всего читать маленькие отрывки из букваря или приобрести сборники книг для первого чтения. После чтения вслух просите ребёнка пересказать прочитанное своими словами. Задавайте ему вопросы по прочитанному. Обсуждайте, какую мысль автор произведения хотел донести до читателя.
Фонетическая методика обучения чтению: достоинства и недостатки
Преимущества:
Недостатки:
Итак, подведём итоги
Друзья! Мы желаем вам счастливого родительства! Успехов вам в воспитании читателя и книголюба. До новых встреч!
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Учимся читать по звуковому методу. Часть 1.
Учимся читать по звуковому методу. Часть 1.
Звуковой метод. Краткое описание
Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:
1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах
2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки
3. Ребенок учится складывать написанные буквами звуки в слоги
Плюсы звукового метода
1. Метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется «переучиваться», он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие)
2. Метод развивает так называемый фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению. Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
3. Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице
5. Звуковой метод подвергался проверке в школах в течение длительного времени. Все школьники рано или поздно, занимаясь по этой методике, начинали читать.
Минусы звукового метода
3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.
Учимся читать. Звуковой метод. Этап 1
Первый этап обучения чтению состоит в том, что ребенок учится слышать и выделять звуки в словах.
Упражнения из этого раздела можно выполнять по-очереди, но лучше эти упражнения чередовать, выполняя с каждым звуком то одно задание, то другое. Так и малышу будет интереснее, и изучение звуков будет эффективнее.
Упражнение 1. Учим гласные звуки.
На что обратить внимание: есть гласные звуки (их всего шесть), а есть буквы, которыми эти звуки обозначаются при письме (их всего 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е), не путайте их.
Сказка про непослушный звук
Жил-был звук А.
[Произносим громко и отчетливо изучаемый звук: «А-А-А»] Это ГЛАСНЫЙ звук, потому что его произносить легко, он звучит как песенка.
Но этот звук был очень непослушным. Как только его произносили, он сразу старался убежать и спрятаться. Слова из-за этого очень расстраивались.
Произносим слова, в которых присутствует или отсутствует звук «А». На первых порах стараемся выделять изучаемый звук, произнося громче и дольше остальных. Малыш должен хлопнуть в ладоши, если он услышал в слове этот звук (поймать его), и не хлопать, если этого звука нет.
Слова выбираем такие, где звук слышится, или не слышится отчетливо, например, слово «корова» не подойдет, потому что в нем вторая буква «О» слышится как звук «А».
Во время упражнения хвалим ребенка, подбадриваем его, помогаем, если нужно.
Если малыш хлопнул правильно, то:
«Как здорово ты его поймал»,
«Ты вовремя успел»,
«Отлично, ты вернул звук на место».
Выучив один звук, начинает изучать следующий. Постепенно таким образом разбираем все пять гласных звуков.
Упражнение 2. Учим согласные звуки
Также как мы учили гласные звуки, учим согласные звуки: М, Н, Л, Р, Ш, С, Р, а затем и остальные согласные звуки. Рассказывая сказку про непослушный звук, говорите: «Это СОГЛАСНЫЙ звук и его тяжело пропеть, как песенку.
Упражнение 3. Слушаем звуки.
Найдите картинки с изображениями разных игрушек, животных, вещей. Их можно взять из настольных игр, вырезать их из старах журналов, или просто положить перед ребенком книжку с картинками.
Пусть малыш выбирает и называет из них те, в которых есть заданный вами звук.
Упражнение 4. Игра в слова.
Правила игры следующие: игрок, чья очередь ходить, придумывает и произносит слово, начинающееся на последнюю букву слова, названного предыдущим участником.
После этого ход переходит к следующему игроку. Играть можно вдвоем (это лучше, если вы играете с маленьким ребенком, который еще не очень хорошо освоил эту игру), а можно и компанией из нескольких человек.
Помогайте малышу, если у него не получается, но не торопитесь, давайте ему время подумать самому.
Упражнение 5. Найди «лишнее» слово.
Сказка про потерявшиеся слова
Жили-были слова. Они построили для себя дома, и стали в них жить. Слов было очень много, и, чтобы не запутаться, кто где живет, они решили так: в каждом доме будут жить только одинаковые слова.
Давай поможем таким словам. Для этого мы будем слушать, какие слова доносятся из домиков, а если услышим какое-то «лишнее» слово, то нужно будет назвать это слово, и тогда оно найдет правильную дорогу домой.
Малыш должен услышать «лишнее» слово и назвать его. Если ребенок не справляется, то произносите слова медленнее, отчетливее, выделяя звуки, которыми они отличаются.
Слова, которые можно использовать в игре:
и любые другие, придуманные вами.
Упражнение 6. Закончи слово.
Для игры потребуется мячик, но можно обойтись и без него.
Правила игры следующие: Вы придумываете слово и называете его начало (произносите первый слог или несколько слогов выбранного слова), кинув при этом мячик малышу.
Ребенок возвращает мячик, заканчивая слово. Вы называете полученное в результате полное слово.
Например: вы говорите: «КОШ», кидаете мячик ребенку. Малыш отвечает «КА», кидает мячик обратно. Вы произносите «КОШКА». Дальше загадываете следующее слово.
Поменяйтесь с ребенком, предложив ему называть начало слова, а вам угадывать его окончание.
Учим буквы. Звуковой метод. Этап 2
Второй этап обучения чтению состоит в том, что ребенок учит буквы, которыми записываются звуки.
Очень важно называть буквы звуками, а не названиями этих букв. Например, не говорите «БЭ», а говорите «Б», не «ЭМ», а просто «М».
Учите только заглавные печатные буквы, чтобы ребенок не путался.
Изучая какую-нибудь букву, выполняйте для ее закрепления упражнения, представленные ниже (выберите, какие из них вам больше понравятся).
Упражнение 1. Учим буквы.
Показывайте ребенку и называйте буквы (звуками) как можно чаще. Буквы можно найти в букварях, на специальных плакатах, азбуке, на улице. Не торопитесь, не называйте все буквы сразу. Действуйте постепенно.
Упражнение 2. Мастерим буквы
Предложите ребенку сложить (или вылепить) из этого подручного материала (выберите наиболее подходящий) изучаемую букву. Если малыш не захочет, то сложите ее сами, а малыш пусть смотрит.
Не забывайте при этом называть звук, который записывается этой буквой, желательно повторить его несколько раз за занятие. Помните, что мы произносим не название буквы, а звук («Б», «В», а не «БЭ», «ВЭ»).
Упражнение 3. Заштриховываем буквы
Нарисуйте на листе бумаги букву, которую можно заштриховывать, или распечатайте уже готовую. Подходящие буквы для распечатывания можно найти, пройдя по этой ссылке: буквы алфавита.
Дайте картинку ребенку, не забыв произнести, какой звук означает нарисованная буква. Пусть малыш заштрихует букву простым карандашом или раскрасит ее цветными карандашамиили фломастерами. Еще можно нарисовать в букве какой-нибудь узор.
Упражнение 4. Рисуем пальчиками
Возьмите небольшой поднос и высыпьте на него манную крупу. Распределите ее равномерно по подносу.
Предложите малышу нарисовать изучаемую букву прямо на манке пальчиком. При этом крупа будет сдвигаться в стороны, и буква будет проявляться.
Потом просто встряхните поднос, или поправьте манку руками, и можно будет рисовать новую букву.
Рисовать буквы можно не только пальцем, но и какой-нибудь палочкой, но руками это делать, согласитесь, гораздо интереснее.
Упражнение 5. Зачеркиваем буквы в тексте
Подберите какой-нибудь текст с крупным шрифтом, можно из старой книжки, журнала, или распечатать специально подготовленный текст, пройдя по этой ссылке: зачеркиваем буквы в тексте.
Ребенку нужно, просматривая текст на листе строчка за строчкой, зачеркивать букву, которую вы ему задали. Если буква встречается редко (например, э), тогда предварительно проверьте, что эта буква присутствует в предлагаемом тексте.
После выполнения задания обязательно похвалите малыша.
С ребятами постарше это задание можно выполнять на время: например, сколько букв ребенок успеет зачеркнуть за две минуты.
Читаем по слогам. Звуковой метод. Этап 3
Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.
Задача третьего этапа обучения чтению состоит в том, чтобы научить ребенка соединять выученные буквы в слоги, то есть читать по слогам.
Поэтому сначала мы предлагаем выполнить два очень важных подготовительных упражнения, которые помогут максимально упростить эту задачу для малыша.
Упражнение 1. Буквы и слоги.
Сказка про буквы
Они перестали ходить друг к другу в гости, перестали играть вместе и даже перестали разговаривать.
В городе, в котором жили буквы стало очень скучно. Никто не веселился, никто не смеялся. Все только сидели по углам и дулись друг на друга. Что же делать? Давай поможем буквам, и помирим их.
Для этого нужно напомнить буквам, как красиво они звучат, когда играют вместе. Тогда буковки вспомнят, как хорошо было, когда они все дружили, и помирятся.
Давай мирить буквы «М» и «А».
М, А, вместе получится «ММММАААА», получилось «МА». Ура, буквы М и А снова дружат!
Давай мирить буквы «М» и «О».
М, О, вместе получится «ММММОООО», получилось «МО». Мы подружили их!
Когда ребенок поймет, как «соединять» буквы, вы предлагайте буквы для «дружбы», а он пусть их соединяет. Предлагайте как можно больше разных букв при выполнении этого задания.
Упражнение 2. Буквы, слоги и слова.
Для игры потребуется мячик.
Правила игры следующие: вы предлагаете ребенку закончить слово, которые вы начали. Вы называете первые две буквы в придуманном вами слове и кидаете мячик малышу.
Ребенок возвращает мячик, заканчивая слово. Вы повторяете полученное в результате полное слово.
Например, вы говорите: «М», «А» и кидаете мяч ребенку. Он говорит: «МММААА», «машина» и возвращает вам мяч.
Он может сразу говорить «машина», не называя предварительно слог «ма», но если ему так пока трудно, то пусть сначала называет слог, а потом придумывает слово.
Упражнение 3. Читаем по слогам.
Это упражнение лучше делать, когда ребенок хорошо освоил и выполняет два предыдущих, подготовительных упражнения.
Показываете ребенку картинку, похожую на эту (картинку можно нарисовать на бумаге самим, или найти в каком-нибудь букваре):
Со словами: «Сейчас мы с тобой будем читать, это очень просто». Посмотри, звук «М» едет в гости к звуку «А», чтобы подружиться с ним. Ведем пальчиком по дорожке от буквы «М», произнося вслух «М-М-М-М».
Тянем звук «ММММ», пока он не приедет к звуку «А», а потом сразу произносим звук «А»: «ММММММАААА», получилось «МА».
Когда ребенок поймет, что от него требуется, постепенно предлагайте ему почитать таким образом другие слоги.
Через некоторое время уберите дорожку с машинкой, и сразу показывайте нужный слог.
Если вы выполняли с малышом первые два упражнения, то это задание не должно показаться ему сложным. Но если ребенок не может с ним справиться, то вернитесь к двум предыдущим упражнениям, и уделите им побольше времени.
Учимся читать по слогам. Звуковой метод. Этап 3 (продолжение).
Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.
Продолжаем учиться читать по слогам, закрепляем полученные навыки. В предыдущем разделе (читаем по слогам, начало) мы научили ребенка складывать из букв слоги.
Пока этот процесс дается ему с трудом, поэтому продолжаем знакомиться со слогами. В этом разделе представлены упражнения, направленные на закрепление навыков чтения слогов.
Выполняя их, ребенок будет совершенствоваться в чтении слогов, запоминать их, и начнет читать первые простые слова.
Чем младше ребенок, тем больше внимания нужно уделить играм со слогами, поскольку понять слогообразование из букв ему будет тяжело, а просто запомнить, как читаются слоги, они смогут довольно легко.
Упражнение 1. Придумываем слова.
Напишите на листках бумаги или картонных карточках несколько слогов, например: «МА», «КА», «ЛА», «ША», «КО», «МО», «КУ», положите их на стол буквами вниз. Слогов должно быть четное количество.
Правила игры: тот, чья очередь ходить, берет карточку со стола, переворачивает ее и придумывает слово, начинающееся на написанный на карточке слог.
Помогайте малышу, если ему трудно справиться самому. Глядя на слоги, произнося их вслух, ребенок будет запоминать, как читаются слоги, со временем он будет очень быстро читать то, что написано на карточках.
Упражнение 2. Строим дом.
Карточки со слогами будут кирпичиками для дома. Пусть малыш возьмет для игры какую-нибудь машинку.
Пусть ребенок разложит карточки со слогами буквами вверх около себя, а вы сядьте немного в стороне. Говорите ребенку: «Привези мне кирпичик «МА»
Малыш ищет среди своих кирпичиков тот, который вы назвали, кладет карточку на машинку и везет ее вам.
Вы кладете карточку около себя и называете следующий слог. Получая таким образом карточки, вы их складываете в виде домика.
Если малыш ошибся, то говорите ему что-то вроде: «Это кирпичик «КО», а не «КА», он будет нужен для другого этажа, а сюда подойдет только кирпичик «КА»
Когда дом построен, радостно сообщаете об окончании строительства. Если вам не лень возить туда-сюда машинку, то можно поменяться ролями.
Упражнение 3. Ищем клад.
Положите на пол карточки со слогами, буковками вверх. Когда ребенок отвернется, спрячьте под одну из них монетку.
Назовите слог, который написан на карточке, под которой спрятана монетка. Ребенок должен его найти и достать монетку.
Упражнение 4. Подбираем слова к картинкам.
Вырежьте из старых книг, журналов или возьмите из настольных игр картинки с разными предметами или животными.
Отдельно на карточках напишите, как читаются изображенные на картинках предметы. Подберите рисунки так, чтобы они начинались на одну букву, а вторые буквы у них были разные.
Положите перед ребенком картинки и слова. Малышу нужно будет подобрать слова к картинкам.
Слова для этого упражнения можно распечатать отсюда: слова для обучения чтению,
а картинки для этого упражнения можно распечатать отсюда: картинки для обучения чтению
Источник
Рубрики: | ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ/Чтение |
Метки: для детей чтение обучение учимся читать слоги звуковой метод
Процитировано 8 раз
Понравилось: 3 пользователям
Консультация «Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?»
Барашкова Елена
Консультация «Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?»
Какая методика обучения чтению кажется наиболее оптимальной и почему?
На мой взгляд, чтобы ответить на эти «вечные» вопросы, необходимо отталкиваться от структуры языка, чтению на котором обучаем и самих физических возможностей ребёнка, возможностей взрослых уделять должное время, средства, и желание трудиться.
По моему убеждению, обучение чтению должно быть основано на твёрдом понимании букв и звуков. Знание букв и знание звуков помогает обращать внимание ребёнка на напечатанный текст. Изучая литературу, касающуюся методик обучения чтению, можно сравнить методику звукобуквеного обучения чтению с методикой обучения чтению целыми словами.
Методика обучения чтению целыми словами дает быстрый результат в отличие от звукобуквенного способа обучения чтению. Дети осваивают чтение гораздо раньше, чтение беглое с пониманием прочитанного про себя. Но на мой взгляд есть один очень существенный минус- при этом способе не обращают внимание на звукобуквенное соотношение. Ребёнок в процессе чтения ассоциирует слово с определённым значением, но не точно. В 80-х годах исследования Элдера показали, что при обучении методом целых слов- дети прочитывают слово близкое по смыслу и далёкое по структуре, то есть угадывают при чтении. «Лев» вместо «Тигр», «Колёса» вместо «Машина», «Девочка» вместо «Дети». Дети испытывают трудности в прочтении слов, записанных разным шрифтом. А в школе испытывают сложности с грамотностью (пропуски букв и слогов, проглатывание окончаний, сложности с разбором слов). В этой связи хочу ещё раз обратить внимание на то, что хотя метод звукобуквенного обучения более долгий и даёт не быстрый результат, всё же в ходе исследований доказано, что дети обучающиеся таким способом лучше читают незнакомые слова, лучше читают про себя, лучше понимают прочитанное и имеют больший словарный запас, меньше проблем с грамотностью в школе.
Универсальных методик не существует. Однако есть ключевые элементы, из которых состоит чтение, их необходимо освоить (звукобуквенное соответствие). Надо обязательно учитывать структуру языка, на котором учим читать и конечно же физические возможности ребёнка
Методика обучения математике в современной школе Пономарева Юлия Васильевна Учитель математики МБОУ Каменно-Балковская СОШ Методика обучения математике в современной школе Слово «методика».
Консультация для род родителей «Оптимальный возраст для начала обучения чтению» Нет такого языка на земле на котором легко было бы научиться читать и писать. Очень хорошо когда процесс обучения совмещается с игрой, но.
WOOD MASTER инновационная методика обучения детей чтению и развитию мелкой моторики рук Использование в работе Работая в подготовительной группе детского сада, для детей в уголок «Сумей-ка» по развитию мелкой моторики рук я.
Консультация для воспитателей «Методика обучения аппликации во второй младшей группе детского сада» Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, основанной на вырезании, наложении различных.
Консультация для воспитателей «Методика обучения дошкольников театрализованной деятельности» Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Академия детства», г. Нижний Тагил Свердловской области. Данная методическая разработка.
Методика обучения дошкольников ползанию и лазанью Содержание Введение 1. Лазанье. Ползание. Программные требования 2. Методика обучения лазанью и ползанию в разных возрастных группах Заключение.
Методика обучения ползанию в старшей группе 1. Возрастная группа: (5-6 лет) 2. Виды упражнений: ползанье на четвереньках по гимнастической скамейке 3. Графическое изображение: 4.
Консультация «Методики обучения чтению» Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп. Азбуки В этом методе каждая буква подкреплена опорной.
Педагогическая консультация «Методика обучения упражнениям со скакалкой» Педагогическая консультация. «Методика обучения упражнениям со скакалкой». Комарова Л. А. г. Ялуторовск, 2019 Прыжки со скакалкой укрепляют.
Теория и методика физической культуры и спорта. Методика обучения двигательным действиям Теория и методика физической культуры и спорта Методика обучения двигательным действиям. 1. Двигательные умения и навыки как предмет.