фонетика как учение о звуковой стороне речи

Абрамова Ксения Вадимовна

Раздел 1. Фонетика, фонология, орфоэпия

Этот раздел посвящается материальной стороне языка и является наиболее актуальным для будущих специалистов в области педагогики и психологии детства и сурдопедагогики, так как в первую очередь у ребенка формируется именно звуковая сторона речи.

Тема 1.1. Язык и речь. Уровневая структура языка. Основные принципы изучения языка. Понятие о литературном языке

Язык – основное средство общения, накопления, хранения и передачи информации. Изучение языковой системы возможно с разных сторон: структурно-семантической, социальной, прагматической, функциональной, когнитивной. Основным предметом изучения является современный русский литературный язык, характеризующийся нормированностью и кодифицированностью. Он имеет иерархическую структуру, состоящую из фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического и синтаксического уровня. Каждый уровень занимается рассмотрением собственных единиц: фонем и звуков, морфем, слов, словосочетаний и предложений.

Относительно природы и сущности языка имеется несколько точек зрения: его рассматривают как явление биологическое (наследуется от родителей), психическое (проявление духа), социальное (возникает и развивается в силу потребности людей в общении).

Язык – это стихийно возникшая уникальная система знаков и правил их комбинирования, предназначенная для коммуникации.

Язык – многоуровневая, полифункциональная система. Функции языка – это практическое проявление его сущности, реализация его назначения.

1.Коммуникативная – функция общения, передачи информации и обмена ею. Ее сегодня считают базовой функцией языка.

2.Экспрессивная – функция выражения мыслей, в нее включают функцию эмоциональную.

3.Гносеологическая (когнитивная, познавательная) – язык – орудие познания окружающей действительности.

4.Аккумулятивная (накопительная) – язык помогает накапливать общественный опыт, знания и передавать их от поколения к поколению.

5.Конструктивная (ментальная) – функция формирования мыслей.

6.Прагматическая (волюнтативная) – функция воздействия на поведение и психическое состояние человека.

8.Апеллятивная – функция призыва, побуждения к действию.

9.Аксиологическая – функция оценки.

10.Метаязыковая – способность языка описывать самого себя.

Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь. Ф. де Соссюр с помощью метода антиномий (взаимоисключения) дифференцировал понятия языка и речи:

1.Язык социален, речь индивидуальна (отражает опыт говорящего).

2.Язык независим от способов физической реализации, речь связана с физическими параметрами (темп, тембр, артикуляция, громкость, четкость, акцент не имеют к языку прямого отношения).

3.Язык включает в себя только главное, а речь может включать в себя побочное или случайное (она спонтанна, вариативна, неупорядочена).

4.Язык потенциален, речь актуальна (обусловлена контекстом).

5.Язык устойчив в своем развитии, речь быстротечна.

Соссюр предлагал разделить лингвистику языка и лингвистику речи.

Его антиномии можно дополнить: язык абстрактен – речь конкретна; язык ограничен – речь бесконечна.

Основным предметом изучения является современный русский литературный язык. СРЛЯ является высшей формой общенародного национального языка. Одна из важнейших особенностей литературного языка заключается в том, что он подчинен определенной норме. Литературная норма проявляется в виде словарных, орфоэпических и грамматических правил. Для письменной речи обязательны также орфографические и пунктуационные правила.

Особенности литературного языка

1.Обслуживает все сферы национальной жизни.

3.Нормативность. Норма лит. яз. – относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы.

Норма – образец языкового выражения в лексике, фонетике, орфографии, грамматике. Основными признаками нормы лит. яз. Являются единообразие и общепринятость, а также устойчивость в течение длительного периода. Норма характеризуется динамичностью и некоторой изменчивостью во времени. Формирование нормы называется кодификацией.

4.Лит. яз. стилистически дифференцирован. Стили. Стили отличаются друг от друга лексикой и синтаксисом.

5.Богатство лит. яз. Лит. яз. располагает неизмеримо большим количеством слов, фразеологизмов, синтаксических моделей по сравнению с жаргонами и просторечием.

Язык – иерархическая структура

Уровень языка

Единицы языка

Тема 1.2. Фонетика. Артикуляционная характеристика звуков русского языка

Фонетика – это звуковой состав и звуковой строй определенного языка на данном этапе его развития. Основной единицей изучения фонетики является звук – членораздельный элемент осмысленной произносимой речи, который образуется с помощью органов речевого аппарата.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически. Есть два источника звуков речи. Один – это колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Это колебания гармонические, периодические, они создают тон, музыкальный звук. Другой источник звуков речи – шум, негармонический звук; он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

При образовании гласных голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости.

Классификация согласных звуков

В характеристику согласных звуков входят пять основных признаков:

3.место образования преграды;

4.способ образования звука

5.по дополнительной артикуляции.

1.Этот признак зависит от работы голосовых связок. При артикуляции согласных голосовые связки могут занимать 3 положения:

а)сильно натянуты и ритмично дрожат, поэтому в артикуляции звука преобладает голос – сонорные [м, м’, н, н’, р, р’, л, л’, й]. По этому признаку сонорные приближаются к гласным, в древнерусском языке «р» и «л» были слогообразующими;

в)голосовые связки расслаблены, не дрожат, голоса нет, в артикуляции присутствует только шум – шумные глухие [п, т, ш, к и т.д.].

Согласные звуки бывают парные и непарные.

2.по работе увулы согласные делятся на носовые и ротовые. В русском языке 4 носовых звука [м, м’, н, н’].

3.По месту образования преграды

а)в области губ образуются

-губно-губные [б, б’, п, п’, м, м’];

-губно-зубные [в, в’, ф, ф’].

4.Способ образования звуков

а)характер преграды: смычка, когда на какой-то момент прекращается протекание воздушной струи через ротовую полость – смычные (б, б, п, п, м, м, н, н, л, л, д, д, т, т, р, р, к, к, г, г); щель, когда активный орган сближается с пассивным, образуя щель, сквозь которую проходит струя воздуха (в, в, ф, ф, з, з, с, с, х, х, й, гх), смычно-щелевые, аффрикаты (ц=тс, ч=тш).

б)способ преодоления преграды

Если преграда в форме щели, то воздушная струя проталкивается в эту щель и трется о ее стенки – фрикативные.

5.Дополнителная артикуляция проявляется в том, что передняя часть языка (спинка языка) прогибается вверх по направлению к твердому небу, получаются мягкие на слух звуки – палатализованные. Если звуки всегда мягкие – палатальные (ч, щ, й). Звуки твердые на слух – веляризованные.

Схема характеристики артикуляции согласного звука:

1.доказать принадлежность к разряду согласных;

2.определить разряд по участию шума и голоса (охарактеризовать положение голосовых связок);

3.охарактеризовать положение увулы;

6.наличие дополнительной артикуляции.

Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

По способу

По месту

губные

зубно-
губные

зубные

средне-
небные

задне-
небные

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

Парные

Непарные

Звонкие

б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’

Глухие

п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’

Долгие и двойные согласные

Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).

Классификация гласных звуков

Классификация по ряду зависит от работы языка по горизонтали. Если язык движется вперед, образуются гласные переднего ряда (и, э). Если язык оттягивается назад, образуются гласные заднего ряда (у, о). Если язык остается в спокойном положении, образуется звук среднего ряда (ы, а).

Классификация по подъему зависит от работы языка по вертикали. Если язык сильно прогибается вверх, образуется звук верхнего подъема (и, ы, у). Если незначительно прогибается вверх, образуется звук среднего подъема (э, о). Если язык не подниамется – звук нижнего подъема (а).

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (сгубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], [э], [и], [ы].

Схема характеристики артикуляции гласного звука:

1.доказать принадлежность к разряду гласных;

2.охарактеризовать работу языка по горизонтали и вертикали;

3.охарактеризовать участие губ.

Подъем

Передний

Средний

Задний

Нелабиализованные

Лабиализованные

Звуковой закон в области гласных звуков

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [б’и э да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п’ьл’и э на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

Позиционные изменения фонем

Фонемы произносятся четко в сильной позиции. В слабых позициях они видоизменяются. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция под ударением в соседстве с твердым согласным. Позиционные изменения гласных фонем, как и согласных, имеют место в слабых позициях.

Редукция (сокращение). При редукции согласных следует различать 2 слабых позиции: I слабая позиция – первый предударный слог, абсолютное начало слова (слово начинается с гласной и абсолютный конец слова, все остальные безударные позиции – II. При качественной редукции изменяются артикуляционные признаки звука (а, о, э). При количественной – только долгота (и, ы, у).

I слабая позиция II слабая позиция

После тв./ после мягких После тв./после мягких

А [Λ] / [•Λ], [и э ] [ъ] / [ь]

О [Λ] / [•Λ], [и э ] [ъ] / [ь]

Аккомодация (приспособление, уподобление разнородных фонем друг другу). В русском языке аккомодация согласных фонем выражена слабо. Чаще всего гласные приспосабливаются к соседним мягким согласным (а, о, э, у), например «пять». «И» подвергается аккомодации только после твердых согласных (→ы, с Ирой).

Позиционные мены гласных [а], [о], [у] можно представить в таблице:

После твердых согласных

После мягких согласных

перед твердыми (I)

перед мягкими (II)

перед твердыми (III)

перед мягкими (IV)

Второй тип представляют позиционные мены звуков, при которых образуются непараллельные ряды звуков, пересекающиеся друг с другом, имеющие один и более общих членов. Примером непараллельных мен является мена гласных звуков в зависимости от места по отношению к ударению. Они называются вариантами гласных фонем.

Этот тип позиционных мен представлен в следующей таблице:

После твердых согласных

В ударном слоге [о], [а]

В первом предударном [Λ]

[вΛлы]
[вΛлы]

Позиционные изменения согласных

1.Ассимиляция в русском языке бывает по звонкости/глухости и по твердости/мягкости ( сделать [з’д’] елать). Ассимиляция бывает частичной и полной (например, сшит [шыт]).

2.Диссимиляция в русском языке встречается довольно редко (например, легко, мягко).

3.Оглушение в конце слова (закон конца слова), например, без сло[ф].

4.Диэреза – выпадение согласного (солнце).

5.Эпитеза – вставка дополнительного согласного (дерма/н/тин).

6.Аффрикация – образование сильного звука вместо двух глухих (учи[ц]а).

7.Слияние в одном звуке (касса, ванна).

Согласный звук – это шум, который образуется в особом месте речевого аппарата в результате прохождения сильной воздушной струи через преграду определенной формы и величины. Выделяют следующие классификации согласных звуков: по месту образования звука, по способу образования, по звонкости/ глухости, по твердости/ мягкости.

Существует 2 вида изменений звуков в потоке речи: позиционные, обусловленные фонетической позицией (редукция гласных, закон конца слова, диереза, аффрикация, слияние двух одинаковых гласных в один долгий) и комбинаторные, обусловленные качеством определенных звуков (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция).

Чередование звуков

Исторические чередования по своим функциям в современном языке неодинаковы. Особо важной является роль исторических чередований при формообразовании и словообразовании. Отсюда следует, что исторические чередования изучаются в грамматике и исторической фонетике.

Понятие фонетической транскрипции

— обозначение долготы согласного звука

Текст

На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвиняли приказных, подгулявших на новоселий, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми, некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием.

Фонетическая транскрипция текста

Нъдруго д’êн’/в’ес’т’ Λ пΛжа•р’ь/ръз’н’и е с’лас пъфс’и е муΛкΛлотку // фс’е тълкΛва•л’и Λн’•ом срΛз’л’ûчным’и дΛгаткъм’и ипр’ьтпълΛжэ•н’иjьм’и // иныи/ув’и е р’•а•л’и/штъл’•у•д’и дуброфскъвъ/нΛп’ифшыс’п’j•аны нъпъхърΛнах/зΛжгл’и дом из’н’ьΛстΛрожнъс’т’и/друг’ии Λбв’ин’•а•л’и/пр’иказных/пъдгул’•афшых нънъвΛс’ел’ии/мног’ии ув’и е р’•а•л’и/штъон сам згΛрел/’емск’им судом исΛфс’êм’и двΛровым’и // н’екътърыи дΛгадывъл’ис’ Λбы•с’т’ин’ь/иут’в’и е рждал’и/штъв’иновн’икъм с’и е во ужаснъвъ б’êц’с’т’в’иjъ/был сам дуброфск’и/дв’ижымы злобъ иΛ’аьн’иjьм //.

Тема 1.3. Сегментные и суперсегментные единицы. Слог. Ударение. Интонация. Основные типы интонационных конструкций

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.

Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

Основной закон слогораздела в русском языке

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз].

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.

1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),

2) сложносокращенные (гôстелецентр),

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлантический, послеоктябрьский),

4) некоторые иноязычные слова (пôстскриптум, пôстфактум).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим

Тема 1.4. Фонология. Звук речи, фонема

Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимает ведущее положение в изучении языка; изучение акустических свойств звуков речи (физический аспект) тесно связано с фонологией.Понятие фонемы достаточно сложно. Оно предполагает разграничение самостоятельных и зависимых признаков звуков речи, которые соотносятся неодинаково у разных звуков и в различных фонетических условиях.

Звуки речи, не обладая собственным значением, являются средством для различения слов. Изучение различительной способности звуков речи является особым аспектом фонетического исследования и носит название фонологии.

Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимает ведущее положение в изучении языка; изучение акустических свойств звуков речи (физический аспект) тесно связано с фонологией.

Для обозначения звука, когда он рассматривается со стороны фонологической, пользуются термином фонема.

Понятие фонемы предполагает разграничение самостоятельных и зависимых признаков звуков речи. Самостоятельные и зависимые признаки звуков соотносятся неодинаково у разных звуков и в различных фонетических условиях. Так, например, звук [з] в словах создал и раздел характеризуется двумя самостоятельными признаками: способом образования (щелевой звук) и местом образования (зубной звук).

Учет самостоятельных и зависимых признаков уточняет понятие фонемы. Независимые качества образуют самостоятельные фонемы, которые употребляются в одной и той же (тождественной) позиции и различают звуковые оболочки слов. Зависимые качества звука исключают возможность употребления звука в тождественной позиции и лишают звук различительной роли и потому образуют не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы. Следовательно, фонемой называется кратчайшая звуковая единица, независимая по своему качеству и потому служащая для различения звуковых оболочек слов и их форм.

Качество гласных звуков [а], [о], [у] в словах бак, бок, бук фонетически не обусловлено, не зависит от позиции, а употребление этих звуков тождественно (между одинаковыми согласными, под ударением). Поэтому выделенные звуки обладают различительной функцией и, следовательно, являются фонемами.

Тема 1.5. Орфоэпия. Норма и кодификация. Норма и варианты. Тенденция развития современных произносительных норм

Орфоэпия (греч. orthos – прямой, правильный и epos – речь) – это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение.

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в современном русском литературном языке фонем, их качество и изменения в определенных фонетических позициях. Кроме этого, в содержание орфоэпии входит произношение отдельных слов и групп слов, а также отдельных грамматических форм в тех случаях, когда произношение их не определяется фонетической системой.

Орфоэпия – совокупность норм русского литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение, интонация). При более широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантных грамматических форм.

Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

Орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты, т.е. те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях.

Новое произношение постепенно вытесняет старое, но на определенном этапе обе нормы сосуществуют. Например, традиционно произношение мягкого согласно перед мягким: [з’в’]ерь, е[с’л’]и, по новой норме: [зв’]ерь, е[сл’]и. Различается общенародная и профессиональная сфера употребления: добыча – добыча, искра – искра.

Орфоэпические варианты могут принадлежать к разным стилям. Так для высокого стиля характерно эканье (б[э]ру, вз[э]ла), безударный о (н[о]ктюрн, п[о]этический), твердого залнеязычного перед безударным окончанием им. п. ед. ч. прилагательных (гром[къ]й, стро[гъ]й, ти[хъ]й). В разговорной речи наблюдается выпадение гласных и согласных (прово[лк]а, не[кт]орые, в[а]бще, ты[щ]а, п[ии]сят).

Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости орфоэпические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.

Русское литературное произношение в его историческом развитии

Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты, отражающие пройденный литературным языком исторический путь. Исторической основой русского литературного произношения являются важнейшие черты разговорного языка города Москвы, которые сложились еще в первой половине XVII в. К указанному времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось выражением общенационального. М.В. Ломоносов считал основой литературного произношения московское «наречие»:

«Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается. »

Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей. Так складывались особенности произношения, несвойственные московской орфоэпической норме. Наиболее четко выраженными были особенности произношения в Петербурге, культурном центре и столице России XVIII-XIX вв. В то же время и в московском произношении не было полного единства: существовали произносительные варианты, имевшие разную стилистическую окраску.

С развитием и укреплением национального языка московское произношение приобрело характер и значение национальных произносительных норм. Выработавшаяся таким образом орфоэпическая система сохранилась и в настоящее время во всех своих основных чертах в качестве устойчивых произносительных норм литературного языка.

Литературное произношение часто называют сценическим. Это название указывает на значение реалистического театра в выработке произношения. При описании произносительных норм вполне правомерным является обращение к произношению сцены.

В формировании литературного произношения исключительная роль принадлежит радиовещанию, телевидению и звуковому кино, которые служат мощным средством распространения литературного произношения и поддержания его единства.

Примером нового произносительного варианта, который вносит изменение в фонетическую систему языка, является произношение долгого твердого [] на месте долгого мягкого [‘]: наряду с [во’и], [дро’и] произносят во[]ы, дро[]ы. Укрепление нового произносительного варианта [] вносит изменение в фонетическую систему языка, освобождает ее от обособленного элемента [‘], органически не связанного с системой согласных в целом. Такая замена делает фонетическую систему современного русского языка более последовательной и цельной и служит примером ее совершенствования.

Приведенные примеры показывают, что новые произносительные варианты неравноправны. Если они улучшают произносительную систему, сообщают ей большую последовательность, то оказываются жизнеспособными и имеют основание для закрепления в качестве орфоэпической нормы. В противном случае вариант произношения постепенно отмирает.

В случаях, когда различия произношения обусловлены исключительно областью фонетики, выделяют два стиля: полный и разговорный (неполный). Полный стиль отличается четким произношением звуков, что достигается медленным темпом речи. Разговорный (неполный) стиль характеризуется более быстрым темпом и, естественно, меньшей тщательностью артикуляции звуков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *