форбс обмани свой мозг
Обмани свой мозг: как побороть лень и начать работать
Вчера рано, сегодня некогда, завтра поздно. Мы всегда ждем подходящего момента для того, чтобы воплотить мечту. То нет времени и знаний, то обстоятельства не те. Схожие проблемы были и у известных людей. Каждый выкручивался как мог. Так, обида и ненависть к группе Metallica двигала вперед основателя американской метал-группы Megadeth Дэйва Мастейна, французский писатель Виктор Гюго неказисто подстригал себя, чтобы исключить желание выйти на улицу и вовремя закончить роман, а композитор Людвиг ван Бетховен стимулировал активность обливанием ледяной водой. В наше время необязательно прибегать к столь радикальным методам. Достаточно проанализировать последние достижения в области нейропсихологии, немного скорректировать свое поведение и наслаждаться результатом.
Используйте слабость мозга к незавершенным действиям
Стоит начать, и вас будет не остановить. Мозг втягивается в работу. Ведь незавершенные дела его жутко раздражают. Это подтвердил в своих исследованиях психолог Кеннетт Макгроу. Испытуемым раздали пазл и, когда все было почти готово, попросили закончить. Рационального смысла продолжать собирать пазл не было, но 90% участников остались, чтобы завершить работу.
Схожий эффект возникает при прочтении неинтересной книги или просмотре фильма. Смысла продолжать нет, но бессознательно хочется дочитать или досмотреть. Для использования метода в своих корыстных целях достаточно сдвинуться с мертвой точки, например, при помощи работы в группе единомышленников.
Далее эффект незавершенного действия будет все время подталкивать вас к работе.
Измените психологическую установку
Пациентка американского психиатра Милтона Эриксона никак не могла удержать вес на уровне 60 кг. Как только достигалась заветная цифра, девушка возвращалась к привычным 80 кг. Эриксон предупредил, что лечение будет болезненным, и пациентка согласилась. Он заставил ее увеличить весь с 80 до 90 кг. Девушка закатывала истерики, рыдала, но постепенно поправилась до 90 кг.
А далее с невероятным облегчением приступила к его снижению и быстро достигла 60 кг. Секрет успеха в изменении психологической установки с «сбросить вес — набрать вес» на «набрать — сбросить». Страх перед повторным преодолением этого ужаса позволил закрепить успех и больше вес не набирать. Еще многим знакома проблема с пропуском тренировок: сегодня отменю занятие, а вот в следующий раз 100% пойду. И на следующий день не идете, дав себе новое обещание. Выходом будет изменение установки «не пойду сегодня — пойду завтра», на «не пойду сегодня — не пойду завтра». Пообещайте себе, что, пропустив занятие сегодня, забудете про спорт на две недели. А сделать это сложнее, чем перенести на завтра. Так вы избавитесь от стандартной отговорки и перестанете кормить себя завтраками.
Максимально упростите первый шаг
Зачастую приступить к работе сложно из-за мыслей о том, как много это может занять времени. Мозг рисует страшные картины временного апокалипсиса. Содрогаясь от ужаса, мы стараемся как можно дальше отодвинуть этот страшный момент. Эффективным антиапокалиптическим решением будет дробление задачи на ряд маленьких, нестрашных, а местами вкусных. Не надо делать дипломную работу.
Запланируйте сделать титульный лист, оглавление или введение. Лучше всего, чтобы первый шаг занимал не более 20 секунд. Благодаря «эффекту бабочки» маленькое действие может привести к невероятным результатам.
Наработайте нейронные связи
Мозг не любит делать что-то новое. C его точки зрения это может быть небезопасно да и очень энергозатратно. Новая деятельность от привычной отличается меньшим количеством нейронных связей в мозге. А чтобы наработать новые связи, надо постоянно практиковаться.
С этой задачей отлично справляется практика визуализации: мозгу не важно, делаете ли вы работу реально или лишь представляете, как трудитесь над новым делом.
В обоих случаях новые нейропути будут построены. Эффективность визуализации смог доказать австралийский психолог Алан Ричардсон, проводя исследования на баскетболистах.
Только визуализируя свои тренировки с бросками мяча в корзину, игроки смогли улучшить свои результаты. Прогресс за это же время игроков, тренировавшихся в зале, был ненамного лучше. Если вам не хватает силы воли приступить к ежедневным необходимым действиям, мысленно представляйте, что занимаетесь этим делом, а главное, с удовольствием. Только необходимые нейронные связи будут наработаны минимум за 45 дней, но с каждым повторением действовать вам будет проще и проще.
Тренируйте силу воли
Успех в жизни зависит от силы воли. Исследования профессора психобиологии Кейси из Университета Корнуэлла это наглядно доказывают. Кейси предложил детям зефир, но с условием: если подождать 15 минут, то можно получить еще одну сладость. Часть детей не смогли справиться с искушением и съели зефир сразу. Через 40 лет профессор решил выяснить судьбы детей и увидел, что те, кто выдержал испытание и не съел зефир, оказались более работоспособны, умерены в питании и менее подвержены влиянию вредных привычек. Но есть хорошая новость для слабохарактерных: сила воли поддается тренировке.
Можно пойти по пути физика Николы Тесла, сознательно отказывавшегося от десертов в пользу окружающих, таким образом развивая силу воли. Или начать медитировать. Ведь медитация подавляет древний импульсивный мозг, уменьшая стресс, тревогу и страх. Медитация активизирует лобные доли, ответственные за силу воли, улучшая внимание, память, концентрацию и творческие способности. Пяти-десяти минут медитации в день вполне достаточно для развития самоконтроля.
Заправьтесь гормональным топливом
Гормоны регулируют обмен веществ и клеточную активность, оказывают значительное влияние на работоспособность. Коктейль из мелатонина, дофамина, эндорфина, серотонина и окситоцина добавит силы, придаст мотивации для получения выдающихся результатов.
Мелатонин укрепляет иммунную систему, замедляет процесс старения, а вырабатывается только ночью, поэтому так важен полноценный сон.
Дофамин — гормон удовольствия, он влияет на мотивацию. Его помогают вырабатывать приятные воспоминания, вкусная еда, а также алкоголь, но с разрушительными последствиями.
Эндорфин — гормон радости. Синтез происходит под воздействием физических нагрузок.
Серотонин — гормон хорошего настроения, вырабатывается под воздействием приятных воспоминаний и солнечного света.
Главное — помнить, что от качества топлива зависит работоспособность. Поэтому снабжайте организм первоклассным горючим.
Данных рекомендаций будет вполне достаточно для того, чтобы двинуться в направлении своей мечты. Ведь у современного человека есть минимум несколько возможностей в день изменить свою жизнь, да и окружающие условия к этому располагают. Главное, подавить в себе желание кардинально измениться за один день, а вводить новые практики постепенно, без стресса для организма. А по закону диалектики количество всегда переходит в качество.
Поэтому 30 минут ежедневных волевых усилий будет вполне достаточно для достижения новых высот в области здоровья, взаимоотношений, финансов, творчества и других сфер жизни. Дело за малым — оторвать себя от дивана и действовать.
Нейрофилософия: как взломать мозг и достичь большего
Как пользоваться ограниченным ресурсом нейросистемы для достижения благополучия, улучшения мотивации, сна и результатов работы? Почему на сегодняшний день лучше всего на эти вопросы отвечает нейрофилософия — новое междисциплинарное направление в науке? Об этом предприниматель Олег Замышляев поговорил с нейрофилософом Анастасией Иконниковой.
— основатель и идеолог консалтинговой компании Mozlab.ru и ed-tech компании Tellsy.pro. Ведущий российский эксперт в теме внедрения изменений, автор книги “Матрица перемен”. Автор Youtube-канала и телеграм-канала Future Learning.
— нейрофилософ, предприниматель, просветитель. Основатель и автор образовательных платформ в сфере философии и самопознания — Neurophilosophy и NeuroHub. Закончила философский факультет МГУ, училась в Беркли и Стэнфорде.
Расшифровку интервью подготовил проект ScienceME, который создает образовательные курсы с международной экспертизой. На сайте проекта доступны лекции Анастасии Иконниковой:
— Что такое нейрофилософия? И какая от нее практическая польза?
Наверное, вы заметили, что сейчас идет своего рода нейробум. Приставку “нейро” прибавляют практически к любым продуктам и услугам. И это происходит не просто так. За последние 30 лет неврология сделала огромный шаг вперед, были проведены исследования, навсегда изменившие наше понимание мышления, работы мозга-тела. А как мы понимаем, новые знания требуют переосмысления реальности с учетом новой информации.
Что получилось с нейро? Почему она стала такой всеобъемлющей? Все, что есть в нашем мире, создано нами — людьми. Наша отличительная черта — это наш разум, наш интеллект. Получается, что все, что создает человек, можно так или иначе рассмотреть с точки зрения нейронауки. Поэтому весь мир последние семь-восемь лет пытается “переописаться” с точки зрения нейро. Сколько выпускается научпоп книг, документальных фильмов об этом. Сколько создается продуктов и стартапов!
Мы столько нового узнаем про себя, что получаем возможность влиять на свою жизнь на другом уровне, формировать ее, опираясь на другие смыслы. Мне нравится фраза, что самая интересная для людей информация — это информация о них самих. Мы интересуемся космосом, другими футуристическими или историческими смыслами в связке с собой. Мы исследуем это, потому что нас это касается. А нейрофилософия, пожалуй, дает один из самых интересных срезов междисциплинарной информации, раскрывающий понимание человеческого развития.
На прикладном личностном уровне нейрофилософия помогает понять, как пользоваться ограниченным физическим ресурсом нейросистемы, которая как раз и обеспечивает все наши сознательные способности. И это крайне важно, потому как отменить созидательную функцию невозможно – можно, не обладая этой информацией, просто создавать бардак, творить хаос и обслуживать его.
— А что можно сказать про практическую пользу? Известный философ Нассим Талеб вообще говорит, что философия – это не про пользу. Философия про то, чтобы объяснить, а какая от этого польза, сами думайте. В случае с нейрофилософией есть какие-то практические области применения?
Сложный вопрос предполагает многогранный ответ. И я бы здесь выделила три грани.
С одной стороны, позиция Талеба правомерна для классической науки. Ученые изучают предмет, вопрос. Строят модели, системы, концепции. Но они не отвечают на вопрос “Что с этим делать?”. То есть как только мы поняли какое-то явление, предмет и описали его, другие люди, изучив его модель, могут ее применить в бизнесе, политике, медицине, личных целях.
Но философия бывает разная. И вторая грань, которую я бы здесь отметила, – это этика. Здесь можно говорить о практической философии. Этика рассматривает мораль и нравы, добродетели и личность. Она про практические действия, про практическое взращивание личности. Об этом много говорил учитель Александра Македонского, Аристотель. Марк Аврелий прекрасно использовал этику стоицизма. Категорический императив Канта – интересная практика. Если посмотреть на восток, то там философия отличается тем, что она никак не атомизируется от практики. На западе на смену античной философии пришла религия со своим свободомыслием априорных знаний, описывающих мир, и включающая в себя большой спектр ритуалов и практик, аскез. И все они призваны развивать человека. Есть такой тезис, что философия помогает человеку двигаться к счастью. Составлять такую концепцию, такой взгляд на мир, который помогает быть счастливым. А этика вообще призвана развивать черты характера, способствующие персональному пути счастья.
Третья грань – личность философа. Все-таки философские произведения пишутся человеком и отражают его взгляд, это не просто обособленное описание эксперимента. Я человек социально интегрированный, который занимается разными проектами, своими стартапами и много интересуется прикладными вопросами философии. Поэтому для меня нейрофилософия – один из самых удивительных междисциплинарных векторов. Он и концептуализирует, и обращен к практическому применению, и более того, опирается на последнее научное слово.
— Как вы пришли в нейрофилософию, как вы попали в Стэнфорд? Было ли какое-то отдельное событие? Или вы уже в шесть лет это знали? Расскажите, пожалуйста.
С философией я знакома с пеленок. Знаю, что есть семейная шутка о том, что мой дедушка читал мне вслух философские книги в возрасте трех лет, а также “Историю России” Сергея Соловьева и т.д. В этот момент я ворочалась на полу со словами: “Деда, очень скучно”. На что он отвечал: “Ничего, привыкнешь”.
И этот кадр в моей жизни повторялся неоднократно. Я поступила в МГУ по олимпиаде “Ломоносов”, заняв второе место. И к олимпиаде меня готовил Виталий Яковлевич Пащенко, профессор философского факультета МГУ. Наши занятия иногда длились по 8-10 часов. Он задавал мне сложный философский вопрос, заводил в свою домашнюю библиотеку и говорил: “У тебя есть несколько часов, чтобы найти ответ”. В свои 15 лет я не понимала иногда ни одного слова из этого вопроса. Обычно у меня, конечно, ничего не получалось. Я вползала в его кабинет, говоря, что не знаю правильный ответ. И тогда он учил, что задача не найти правильный ответ. Задача научиться думать. Работать с понятиями, словарями, идеями. Видеть противоречия в тезисах и т.д. И так постепенно у меня все стало получаться.
Но яркий внутренний позыв я ощутила в возрасте 12 лет, когда мои родители меня отправили в психологический лагерь. Там нам, детям, показали, что ты не есть данность, ты можешь меняться и менять жизнь. Это меня крайне заинтересовало! Свой интерес я удовлетворяла в домашней библиотеке, тогда я увлеклась религиозно-мистическим направлением философии и психологией. Но в итоге все привело к фундаментальной философии. Так я поступила на философский факультет.
Нейрофилософия пришла в мою жизнь намного позже. В 2014 году я поехала получать образование в UC Berkeley на Business Diploma Program in Marketing. Беркли находится в Кремниевой долине — то же был бум инноваций и технологий.
Параллельно я пошла на практику в Product School. Сегодня это огромная международная инфраструктура со своим образованием, ивентами, партнерствами. Но тогда я и инновационные продукты были далеки друг от друга. Программа Product School считалась лучшей в Долине, лучше чем в Стэнфорд — к нам приходили студенты после нее и прямо об этом говорили. И мне разрешили посещать занятия. Это был новый мир и новая прикладная философия.
После окончания Беркли я осталась в Долине, работала там. Пока не решила, что хочется чего-то нового. И в 2017 году я пошла на программу по инновациям в Стэнфорде. Стэнфорд позиционирует себя как предпринимательский вуз, ты можешь закончить любую программу и в результате будешь обладать предпринимательским мышлением. Согласитесь, звучит странно, тем более говорят, что лидерами рождаются. Но они это делали — учили особому мышлению. Почти все предметы включали в себя схемы того, как работает мозг. Как он обрабатывает информацию, выдает инсайты. И все это прикладывали к практике. То есть за счет того, что они объясняли механизмы работы мозга, можно было избежать эфемерных объяснений, почему, условно, у Пети получается лучше, чем у Васи.
Тогда я задалась вопросом, можно ли такое понимание реальности прикладывать к сознанию, и там я узнала про Патрицию Черчленд, нейрофилософию и увлеклась этим вектором.
— Какие идеи, которые вы взяли из нейрофилософии, оказываются наиболее полезными? Можете перечислить несколько топовых?
Давайте дадим шесть идей и даже хаков:
1. Вы живете и работаете, основываясь на основе той информации, которая у вас уже есть, грузите себя правильно тем, что вам нужно. Убирайте фоновый мусор, не разбрасывайте ваш ограниченный ресурс, держите фокус и прямо и осознанно думайте о том, чем вы себя информационно кормите.
2. Если вам не хватает мотивации двигаться к цели (а мотивация это не эфемерная штука, а реальное физическое состояние, которое формируется в контуре подкрепления головного мозга) то это означает, что в вашем прогнозе не хватает информации. Наш мозг работает по принципу “прогноз – мотивация”. Если в прогнозе относительно чего-то формируется достаточная ценность, возникает состояние мотивации. Так вот если вы буксуете, идите в свой прогноз. Возможно, цель не ваша — вы просто не можете сформировать ценность. Возможно, недостаточно информации — и цель искажена. Берите лист бумаги, выписываете все, что хотите реализовать и ставьте рядом оценку уровня мотивации от 1-10. Это субъективный момент, но рабочий. Там, где она ниже восьмерки, разбирайтесь с прогнозом. Подумайте, какой информации не хватает и где ее можно достать: кому позвонить, куда сходить, что почитать, что послушать.
3. Мы не можем адекватно прогнозировать будущее, потому что для нас слишком больно раскрутить самый плохой сценарий. Чтобы это сделать, мысль-раздражитель должна очень много раз ударить в центр боли. А против этого будет сопротивляться и тело, и психика. Поэтому я советую идти по более милосердному пути. Обманывать механизм мышления. За счет работы механизма “прогноз – мотивация” мы все время немного в будущем – это хорошее упражнение, как канат.
4. Чтобы чего-то достичь, от чего-то нужно отказаться. Ваш ресурс ограничен. Когда вы двигаетесь вперед к вашим целям, вам нужно понимать, откуда вы на это будете брать ресурсы, причем прямо внутри своей головы. Часто слышим: “Меня на все не хватает”. Это правда, но это не вас на все не хватает, а это внутри вас есть материальные ограничения.
5. Все тело работает по принципу последовательностей. Мы их зовем автоматизмы. Если вы начинаете делать что-то совершенно новое, это нормально зависать немного. Вам нужно создать новую последовательность действий. Можно мимикрировать, если есть под кого. Можно прямо прописывать, в стиле алгоритмического мышления.
6. Спите. Ваш основной ресурс — это ваша нервная система.Чтобы ваш мозг работал корректно и эффективно, нужно, чтобы ресурс реабилитировался. В нашем организме реабилитацию обеспечивает сон. Он же отвечает за консолидацию информации — все, что вы накопили за день, он вплетает в ваш мозг. Поэтому мудрые ответы приходят с утра. Сон является бесплатным психотерапевтом, за счет биохимической ванны, которая дает возможность переписать тяжелые воспоминания, накопившиеся за день в другом состоянии. Именно поэтому говорят: “Не принимай решений сгоряча, переспи с идеей”.
— Когда компания начинает работать с программами wellbeing, что можно сделать, чтобы поднять уровень ощущаемого счастья?
Wellbeing – это благополучие. С точки зрения нейрофилософии, я бы сформулировала благополучие следующим образом: это состояния, когда ты правильно используешь свой физический ресурс.
Поясню. Человек — очень интересное существо. Оно созидательное. Есть такая аналогия, что у вселенной созидательное сознание. И оно создало космос – с его просторами, галактиками, звездами и планетами. Есть природа, и у нее тоже созидательная основа – эволюция все живое двигает вперед. В том числе человека, который обладает созидательным сознанием. Но, помимо внешнего мира, есть и внутренний мир. И человек создается ежесекундно вплоть до уровня клеток.
Если вы сердитесь, расстроены, в истерике, прокрастинируете, зависли – это все состояния, которые обслуживаются на всех уровнях, начиная с нейропластичности и заканчивая генной экспрессией.
И вопрос благополучия заключается в чем? В том, чтобы использовать этот ограниченный ресурс правильно, для того, чтобы создавать то, что вы хотите в реальности. Именно этот ресурс объясняет, почему вы находитесь вне фокуса внимания, почему вы не можете дойти до цели.
Это ресурс, которому нужна определенная инфраструктура, чтобы он работал долго и складно. Правильная еда, правильный сон, спорт. Правильная обработка информации во всех режимах головного мозга.
Более того, я могу немного попугать слушателей: есть представление о том, что личность умирает примерно за 20 лет до тела. Опять-таки из-за неправильного использования ресурсов.
— Что еще может сделать крупная компания, чтобы уровень счастья сотрудников повышался?
Если мы говорим о бизнесе, я бы связала благополучие с успехом. Чтобы обеспечить успех, нам нужно корректно формировать свое целеполагание, которое является неотъемлемой функцией сознания. И владеть методиками эффективности достижения цели в таком гармоничном состоянии.
В материальном мире целей мы достигаем за счет ресурсов. Внешних, например денег и контактов, и внутренних, например интеллектуального и психологического ресурса.
С первым обычно более ясно, чем со вторым. Он же внешний, материальный, его легче определить. Внутренний ресурс же кажется эфемерным. Но это не так, все ваши психологические реакции живут на уровне автоматизмов в ваших нейронных сетях, ваша система мотивации, ваши знания, ваш опыт. – это все находится во вполне себе материальной системе.
Про эту систему нужно знать несколько важных моментов:
Часто это ловушка, когда человек лежит на диване или зависает за компьютером на работе, думая, что он прокрастинирует, или ничего не делает. Это не так, система на всех уровнях формирует это состояние и закрепляет его. А когда мы это делаем с завидной регулярностью, начинает работать долговременная потенциация, система начинает закреплять данный опыт на всех уровнях. В последствии мы сталкиваемся с еще одним страшным правилом тела — все, что ему привычно, начинает нравиться.
Тот же самый порочный круг происходит, когда вы злитесь на коллег, начальников или подчиненных, боитесь переговоров и т.д. Это как раз и можно назвать мышлением в коробочке, оно сильно обусловлено вашей нейросистемой.
Если говорить именно о том, что может сделать компания с этим всем:
— Какие инструменты наиболее эффективны в прокачке мозга для увеличения нейропластичности?
Мастерство. Овладевайте новым мастерством. Нельзя сказать, что нейропластичность можно прокачать и она начнет быстрее работать. Нет. Если вы хотите переучить автоматизм, то вам придется покачаться так же, как в спортзале.
Если вы хотите избежать деменции, то вам нужно мозг все время чем-то грузить, во что-то включать. Желательно, во что-то сложное для вас. Изучайте какой-то вопрос. Нарабатывайте мастерство. Играйте в шахматы, танцуйте (спорт формирует нейрогенез), изучайте какой-то вопрос. Вот у философов не встречается деменция.
Форбс обмани свой мозг
Питер Холлинз
Как обмануть мозг. Нейродисциплина на пальцах
NEURO-DISCIPLINE: EVERYDAY NEUROSCIENCE FOR SELF-DISCIPLINE, FOCUS, AND DEFEATING YOUR BRAIN’S IMPULSIVE AND DISTRACTED NATURE
Печатается с разрешения издательства PKCS Media, Inc.
литературного агентства TLL Literary Agency.
© 2020 by PKCS Media, Inc.
© Издательство «АСТ», 2020
Кэт всю жизнь хотела изучать французский язык, но как-то не складывалось. Не то чтобы ей не давалось произношение или трудно было понимать прочитанное; до этого у нее так и не дошло. Она никак не могла выкроить в своем расписании время даже на то, чтобы научиться заказывать кофе с круассаном.
Обычный распорядок дня у нее выглядел примерно так:
с 8:30 до 17:00 – работа;
с 17:30 до 19:00 – спортзал или встреча с друзьями за кофе;
с 19:30 до 21:30 – ужин за телевизором или встреча с друзьями за ужином;
с 21:30 до 23:00 – отдых, социальные сети, свежие сплетни;
Как-то раз она записала этот распорядок и показала за обедом приятелю, которому жаловалась, что ей никак не удается достичь своей цели с французским. Откуда взять время на уроки? Ведь она так занята! Приятель прикинул, как бы ему хотелось провести ближайшие полчаса своей жизни, и счел за лучшее просто согласиться с Кэт, что это очень трудная задача. После этого обед прошел приятно и ничем не запомнился.
На самом деле все мы немножко «Кэт» в те или иные моменты жизни. У нас есть цели – и возвышенные, и приземленные, – но почему-то мы к ним не приближаемся. Как будто это не в нашей власти, и даже подчас возникает ощущение, будто мы тешим себя пустыми фантазиями. Неужели Кэт и в самом деле обречена на всю жизнь остаться без знания иностранных языков и на всех ее мечтах о безмятежной старости в уютной французской деревеньке можно поставить жирный крест?
Нет. Однако Кэт не виновата, если ее отправная точка именно такова.
Мы вовсе не оправдываем ни лени, ни нежелания доводить дело до конца, но вынуждены признать, что наш мозг попросту запрограммирован на то, чтобы делать как можно меньше работы, искать как можно больше удовольствий и в целом нежиться на солнышке, как избалованная кошка. Кэт – всего лишь пример того, как наш мозг ведет себя антицелеустремленно, если речь не идет о немедленном вознаграждении или краткосрочных радостях: для девушки это тренировки в спортзале, еда и общение с друзьями. Она не готова откладывать удовольствие или жертвовать тем, чего ей хочется (повседневными радостями), поэтому не двигается с места. Однако при этом Кэт очень уютно живется.
Эта книга в основном посвящена тому, как прямо или косвенно дать бой собственному мозгу и возвыситься над природными склонностями. Те же самые инстинкты, которые делают нас людьми, заставляют нас переедать, поступать вопреки собственным интересам и не двигаться с точки, на которой нам комфортно. Мы изучим нейрофизиологию самодисциплины, мотивации и умения довести дело до конца.
История о двух мозгах
Все беды, связанные с природными инстинктами, начинаются с последствий эволюции, и, если мы хотим ориентироваться в собственном сознании, нужно изучить основную структуру нашего мозга. Особенно нас интересуют две его составляющие.
Самая, пожалуй, узнаваемая часть головного мозга – это кора, которую все мы помним по изображениям в учебниках по биологии: серое вещество, на вид напоминающее толстую губку. Кора – процессор, в котором содержатся мысли, рассуждения, язык и сознание в целом.
Говоря о мозге, полезно для каждой его части придумать некоего персонажа-представителя, а поскольку в коре сосредоточены аналитические размышления, назовем ее Альбертом Эйнштейном. Кора подразделяется на четыре доли, но нас интересует только лобная. Поэтому мы обычно будем иметь в виду префронтальную кору головного мозга.
Префронтальная кора – это, вероятно, то место, где большинство из нас «живет» в своем сознании: сознательная, аналитическая часть нашей личности, которая принимает решения на основе собранной информации. Как правило, именно там сосредоточены «свобода воли» и наши личные проявления – в том числе принятие решений, планирование, мышление и анализ. Своего рода конференц-зал нашего разума.
Именно в префронтальной коре мы пытаемся организовать свои мысли и действия и согласовать их с поставленными целями. Как правило, это связывают с «исполнительной функцией»: мы принимаем решения, формируем мнения и составляем стратегии, чтобы привести свои действия в соответствие с личными убеждениями, например: