форма обучения e learning электронное образование проходит с использованием
Что такое E-Learning?
Перед вами перевод электронной книги E-Learning for Beginners. Над переводом работали: Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring.
Интересуетесь свежими статьями по E-Learning?Вступайте в группу Elearning Trend на Facebook
Введение
Добро пожаловать в чудесный мир электронного обучения! Вы стали частью отрасли, которая постоянно меняется самым интересным образом, что делает ее как очаровательной, так и временами сложной.
Когда в 1990-х годах люди начали пользоваться термином e-learning, под ним чаще всего понимались PowerPoint-презентации во Flash формате. В большинстве случаев это были те же самые PowerPoint-презентации, которыми преподаватели и тренеры пользовались в учебных аудиториях. Только теперь студенты и проходящие обучение сотрудники могли смотреть презентации онлайн.
Хотя сейчас такие Flash-презентации постепенно уходят в прошлое, нужно признать, что они заложили важный фундамент отрасли электронного обучения. По мере развития технологий и повсеместного распространения интернета, индустрия e-learning буквально взорвалась. Теперь она представляет собой такую сложную систему инструментов, технологий, плееров и терминов, что бывает сложно в ней сориентироваться.
Если вы начинающий разработчик e-learning, объем информации может вас ошеломить. Мы знаем это по себе, ведь мы тоже были полными новичками в e-learning: не знали даже, что означает это слово, не говоря уже о том, как его разрабатывать. Теперь мы стали профессиональными разработчиками курсов, работаем на передовых позициях в отрасли и готовы поделиться своим опытом с вами, чтобы помочь вам взять быстрый и уверенный старт.
В этой книге вы узнаете:
Давайте начнем с более детального рассмотрения термина “e-learning”.
Что же такое e-learning?
Итак, что именно мы подразумеваем под e-learning? Вкратце, e-learning — это обучение или подготовка, осуществляемые посредством цифровых технологий.
При традиционном обучении, учитель или инструктор передает знания в обстановке настоящего класса. Учащиеся слушают, смотрят и лично взаимодействуют с учителем/инструктором.
В случае с e-learning учащиеся получают учебный контент посредством компьютера, планшета или смартфона. А что же это за “учебный контент”? Ну, это может быть множество вещей. Например, серии слайдов с аудио/видео сопровождением автора, PDF-файлы, видеозаписи, скринкасты (записи экрана), симуляции программ или интерактивные курсы со слайдовой структурой.
Многие люди представляют себе базовый e-learning курс в виде размещенной в сети слайдовой презентации с простейшей навигацией (кнопки “вперед” и “назад”) и небольшим тестом (с вопросами на “да/нет” или на выбор одного верного варианта). Но не все e-learning курсы обладают таким набором качеств. К примеру, e-learning курс может представлять собой симуляцию программы, которая учит пользователя работать с доступными функциями. Или, например, это может быть интерактивный курс с элементами ролевой игры, требующий принятия ряда сложных решений. Однако, несмотря на все разнообразие e-learning, существует ряд общих особенностей.
В своем ритме
Одна из наиболее удобных особенностей e-learning в том, что электронное обучение асинхронно и происходит в ритме, комфортном для учащегося. Это означает, что время изучения материала никак не ограничено. В отличие от традиционного обучения, где студентам приходится подстраиваться под временные интервалы и ритм, задаваемые преподавателем, e-learning может происходить в любое время и в любом ритме.
Хочется сразу оговориться, что, хотя обучение в своем ритме дает определенную свободу, некоторые организации устанавливают четкие сроки прохождения e-learning курсов. Например, специалист по продажам, который изучает новые функции продукта, должен успеть закончить обучение до его запуска. Или студент, изучающий тему, должен успеть до конца четверти. И, хотя e-learning обычно происходит асинхронно, в него входят и синхронные виды обучения, такие как веб-конференция или онлайн-чат.
Интерактивность
Самые увлекательные e-learning курсы в большинстве своем интерактивны. Вместо пассивного опыта, при котором учащийся просто читает и просматривает контент курса, интерактивный курс подразумевает активное вовлечение студента в процесс обучения. Учащиеся кликают мышью или взаимодействуют с экраном устройства. Они перетаскивают контент с одного места на другое. Они делают выбор, который влияет на последующие события в курсе.
Интерактивный e-learning может включать в себя упражнения на развитие критического мышления: игры, тесты и сценарии принятия решений, которые помогают учащимся без риска исследовать последствия сделанного выбора. И хотя в мире каждый день создается множество неинтерактивных курсов, наиболее эффективные e-learning курсы все же обычно интерактивны.
Мультимедиа
В состав e-learning часто входит мультимедийный контент. Честно говоря, PowerPoint-слайды, состоящие из одних маркированных списков и текста, выглядят достаточно скучно. Мы исследовали более 500 онлайн-учащихся, и они признались, что больше всего ненавидят чтение нудных процедур и правил и прохождение скучных электронных курсов. Наиболее эффективный e-learning по-настоящему увлекает учащегося, удерживает интерес и внимание и, таким образом, обеспечивает усвоение материала. Именно поэтому во многих курсах используются анимации, аудио и видео — чтобы создать мультимодальный, захватывающий и эффективный учебный опыт.
Вне зависимости от того, как выглядит e-learning курс, он обычно принадлежит к одной из двух категорий: информационные (information-based) и ориентированные на результат (performance-based). Информационные курсы содержат ту информацию, которую необходимо распространить среди сотрудников, часто с целью соблюдения нормативных требований. Такие курсы создаются, чтобы осведомить сотрудников и удостовериться, что информация ими получена. То есть информационные курсы не ориентированы на трансформацию учащихся. В качестве примера можно привести курс, описывающий новую политику компании.
С другой стороны, курсы, ориентированные на результат, ставят своей целью изменение поведения — например, освоение сотрудником нового навыка. Такие курсы способны приносить измеримые результаты, оказывающие влияние на бизнес. К примеру, когда специалист по тех. поддержке освоит навык эффективного общения с недовольными клиентами, это может положительно повлиять на степень удовлетворенности клиентов.
Вы, наверное уже поняли общую картину: e-learning бывает всех цветов и размеров. На самом деле, некоторые e-learning курсы совсем не выглядят как курсы. У вас, как у разработчика e-learning, безграничная свобода выбора.
Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать — нажмите кнопку Recommend
А если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по E-Learning и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Формы дистанционного обучения: достоинства и недостатки
Всё современное дистанционное обучение предоставляется в трех формах: синхронная, асинхронная и смешанная. Для того чтобы перенести существующий курс из офлайна или создать с нуля эффективное обучение через Интернет, нужно заранее понять, какая форма поможет ученикам быстрее и качественнее достигнуть цели.
Из этой статьи вы узнаете об особенностях различных форм дистанционного обучения, их преимуществах и недостатках, а также о том, как выбрать ту, которая подходит именно вам.
3 формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение делится на формы в зависимости от того, насколько требуется участие преподавателя в процессе, и синхронности в изучении уроков студентами. Всего выделяется 3 формы такого обучения:
Синхронное обучение – обучение проходит с помощью онлайн-уроков, которые проводит преподаватель по заранее оговоренному расписанию.
Асинхронное обучение – ученики изучают материал и сдают тесты и контрольные работы к определенному дедлайну при минимальном участии преподавателя.
Смешанное обучение – часть уроков ученики проходят тогда, когда им это удобно, а часть проводит преподаватель в онлайне в режиме реального времени.
Чтобы разобраться в нюансах, рассмотрим по отдельности каждую форму, основные виды уроков, их преимущества и недостатки.
Синхронное обучение
Эта форма обучения наиболее близка к привычному традиционному обучению, где преподаватель передает материал студентам в режиме реального времени. В условиях дистанционного обучения это происходит посредством онлайн-конференций, вебинаров, консультаций и индивидуальных обратных связей.
Преимущества синхронного обучения
Высокое качество обучения
Преподаватель контролирует процесс и вносит дисциплину, каждый ученик может получить индивидуальную обратную связь и разъяснить для себя непонятные моменты, что в общем счете делает такое обучение высококачественным.
Эффект присутствия
Синхронная форма решает одну из проблем дистанционного обучения – отсутствие эмоционального контакта между преподавателем и студентом. Живое общение на уроках мотивирует и поддерживает студентов, облегчает для них усвоение материала.
Простота переноса занятий
Для преподавателей, которые уже проводили лекции по своему предмету в офлайне, не составит трудностей перенести их в онлайн. Понадобится только разобраться в технической стороне вопроса, а если добавить к ним красочные и понятные презентации, они станут еще понятнее для студентов.
Недостатки синхронного обучения
Сложности с планированием занятий
Синхронная форма лишает дистанционное обучение одного из плюсов – возможности учиться тогда, когда это удобно студенту. При этом составить расписание занятий, при котором всем студентам будет удобно, порой бывает попросту невозможно.
Снижение посещаемости
Чем больше человек проходят курс одновременно, тем меньший процент учеников присутствует на занятиях. Этот процент можно повысить, используя СДО с функцией автоматического напоминания об уроках, но это не решает проблему полностью. При этом студент, который пропустил несколько уроков, резко теряет мотивацию, поэтому со временем он может бросить обучение, не дойдя до конца.
Высокая загруженность преподавателя
В синхронной форме обучение полностью зависит от участия преподавателя, поэтому чем больше студентов он обучает одновременно, тем меньше времени у него остается. При использовании СДО и наличии преподавательского состава эта проблема уменьшается, но никогда не решается полностью.
Для кого подходит синхронное обучение?
Чем больше людей обучаются одновременно и синхронно, тем сложнее становится процесс для преподавателя и для студента. Чаще всего это приводит к тому, что снижается качество обучения и количество успешно прошедших курс людей, что негативно сказывается на репутации преподавателя и всего курса обучения.
Поэтому такая форма хорошо подходит для непотокового обучения, обучения в малых группах, курсов-консультаций, направленных на получение индивидуального и неповторимого результата. Например, синхронное обучение хорошо подходит для курсов личностного роста, коучингов, передачи эзотерических знаний, личных терапевтических занятий, индивидуального обучения творческим навыкам.
При использовании СДО выбор целей обучения значительно расширяется, а процесс упрощается, но при этом синхронное обучение все равно проигрывает смешанному во многих нишах.
Асинхронное обучение
Эта форма обучения базируется на самостоятельной работе студента с заранее записанным материалом при минимальном участии преподавателя.
Знания передаются в форме видеолекций и уроков, статей, презентаций, интерактивных тренажеров и других материалов, которые студент изучает в удобное для него время и из удобного места. Контроль усвоения знаний происходит с помощью автоматических тестов и домашних заданий. Основная задача преподавателя при обучении в такой форме – это проверка заданий, отправление обратных связей и экзаменация студентов.
Преимущества асинхронного обучения
Удобный график для студента
Студент может проходить асинхронное обучение из удобного для него места и в удобное время – он сам составляет график своего обучения и проходит его в комфортном темпе. Обычно его ограничивает только дедлайн, который выставляет автор курса, чтобы студенты не откладывали обучение в долгий ящик.
Автоматизация процесса обучения
При использовании современной СДО и правильной ее настройке можно создать курс, который будет автоматически предоставлять обучение студентам при минимальном участии автора или преподавателя. Это удобно для предпринимателей, которые обучают на коммерческой основе, для государственных образовательных учреждений и для корпоративного обучения сотрудников.
Возможность мобильного обучения
При создании асинхронного курса на СДО, у которой есть мобильное приложение, студент получает возможность проходить обучение с телефона и планшета. Это делает курс более привлекательным, ведь так пользователь может учиться там, где ему удобно, например, по пути на работу или из кровати.
Недостатки асинхронного обучения
Отсутствие эмоционального контакта
Асинхронная форма обучения предполагает большое количество самостоятельной работы без общения с преподавателем. Это снижает мотивацию студента и качество обучения. Возможность получить обратную связь через онлайн-консультацию или ответы на вопросы в чате, которую дают хорошие СДО, снижает влияние этого минуса.
Техническая сложность запуска
Для того чтобы асинхронное обучение приносило студентам качественный результат, требуется тщательно проработать программу обучения и создать понятный, простой и последовательный курс. Заранее записать доступный материал для каждого урока, сформировать с помощью конструктора курсов отдельные уроки и практические задания для закрепления материала. СДО облегчает этот процесс, если в ней есть встроенный конструктор и она позволяет использовать разные виды материалов для урока.
Зависимость от СДО
Обучение в асинхронной форме можно запустить только при помощи СДО. Поэтому доступ студента к урокам зависит от стабильности и корректной работы системы. Чтобы уменьшить влияние этого минуса, в выборе СДО нужно опираться на стабильность работы, простоту интерфейса и хорошую техническую поддержку.
Для кого подходит асинхронное обучение
Удобный доступ, возможность построить личный график и низкая в сравнении с традиционным обучением цена делают асинхронную форму обучения очень популярной и востребованной. В то же время, если автор хорошо продумал программу обучения, материалы и уроки, такой курс может обучить практически чему угодно.
Ограничением для ниши обучения является необходимость в практике. Если для освоения навыка необходима работа под контролем наставника, обратные связи и индивидуальный подход, асинхронная форма обучения подходит плохо. Но развитие интерактивных тренажеров медленно, но верно отодвигает эту проблему в прошлое.
Лучший формат для асинхронного курса – это набор из уроков, построенных на принципах e-learning и микрообучения.
Смешанное обучение
Смешанное обучение (англ. blended learning) сочетает в себе элементы синхронной и асинхронной форм обучения. Часть уроков студент изучает самостоятельно и закрепляет знания с помощью автоматических тестов и тренажеров. Оставшуюся часть он проходит под руководством преподавателя, который помогает освоить тонкости предмета, корректирует ошибки и дает обратную связь.
Эта форма совмещает как позитивные стороны синхронного и асинхронного обучения, так и их недостатки. При этом если грамотно подойти к процессу создания курса и выбору СДО, на которой он будет базироваться, выходит использовать максимум плюсов, сталкиваясь с минимумом минусов.
Смешанное обучение позволяет автору создать эффективный курс на самый широкий спектр тем. Чтобы узнать подробнее о смешанной форме обучения, прочтите эту статью (статья про смешанное обучение).
Вывод
Дистанционное обучение можно построить в трех различных формах: синхронной, асинхронной и смешанной. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому нужно заранее обдумать, в какой форме вы будете предоставлять курс. От правильного выбора зависит эффективность вашего обучения, достижение целей студента и успех курса или онлайн-школы.
Вне зависимости от формы, которую вы выберите, использование СДО для предоставления обучения значительно облегчит вашу работу и сделает курс более привлекательным.
Реализация электронного обучения: как обучать по-новому без труда?
Мы сталкиваемся с элементами электронного обучения ежедневно, но часто даже не подозреваем об этом. Если для обывателя это простительно, то для автора онлайн-курсов просто необходимо разбираться в современных методах передачи знаний, чтобы его курс работал эффективно и притягивал новых учеников. Поэтому сейчас мы расскажем о простых способах реализации электронного обучения.
Что такое электронное обучение?
Электронное обучение, которое часто называют e-learning – это обучение, задействующее современные электронные и информационные технологии. Другими словами, это передача знаний, в которой ключевую роль занимают компьютеры и разнообразные гаджеты, а основной средой связи является Интернет.
Частный случай электронного обучения – это использование мультимедиа в традиционном уроке. Например, записи речи носителей в школах иностранных языков. Обучающий фильм, запущенный преподавателем на лекции для лучшей визуализации материала. Электронный тест, который студент проходит в аудитории, чтобы получить допуск к экзамену. Даже простое совмещение методик образования дает увеличение общей эффективности образовательного процесса.
Но за последние 10 лет электронное обучение все больше превращается из набора инструментов и методик в цельную систему, которую легко настроить под любую нужду преподавателя и ученика. Именно о таких системах пойдет речь в статье.
Почему электронное обучение – это будущее?
Если вы согласны с заголовком, то вряд ли найдете что-то новое в этом блоке, поэтому можете перейти к следующему. Если же вам кажется, что электронное обучение – это суррогат настоящих уроков в классе, читайте дальше.
Электронное обучение развивается в ногу с современными технологиями. То есть оно уже старше, чем подавляющее большинство читателей этой статьи. Вам же меньше, чем сто с небольшим лет?
Все это время технологии не только стремительно развивались, но и наращивали темп развития. Если 20 лет назад телефон с камерой был роскошью, доступной немногим, то сейчас даже у самой дешевой модели априори есть камера, причем, с неплохим разрешением снимков. Такая же картина наблюдается и в сфере электронного обучения. Еще недавно для создания автоматического электронного теста требовался специалист и время, а сейчас даже школьник может создать полноценное тестирование за полчаса, воспользовавшись специальным сервисом.
Вместе с технологиями меняется и мир, меняются и люди. Хочется сказать банальные слова про бешеный темп жизни, но даже эти 10 секунд, которые будут потрачены на прочтение уже знакомой информации, заставят часть читателей закрыть этот сайт, ведь они не могут позволить себе терять время. Утро теперь начинается не с кофе, а с протянутой к гаджету руки и проверки ленты уведомлений и новостей.
В таких условиях традиционное обучение превращается в роскошь, как иметь у себя дома настоящую библиотеку. И тут на смену ему приходит электронный аналог, который не уступает в качестве, но превосходит традиционное обучение в удобстве, скорости и доступности.
Преимущества и недостатки электронного обучения
Основными плюсами электронного обучения являются:
Для прохождения электронных курсов ученику требуется только гаджет и доступ в Интернет. К счастью, они имеются у большинства людей на планете.
Электронные курсы помогают автору экономить на таких расходах, как дорога до школы и обратно, аренда помещения, материальные носители информации, штат администраторов и преподавателей для онлайн-школы и других. Поэтому себестоимость такого обучения низкая, что делает его еще более доступным для учеников.
Электронное обучение гибко подстраивается под нужды ученика, что позволяет сделать его индивидуальным. Начиная от выбора места и времени изучения урока и заканчивая возможностью получить ответы на интересующие вопросы, просто написав преподавателю.
Электронные курсы позволяют не только получить новую информацию, но и научиться ее использовать, находить новую, развивают навыки взаимодействия с новыми технологиями.
Электронное обучение снижает влияние индивидуальных особенностей учебного заведения, преподавателя и других факторов, которые влияют на качество и результат обучения.
Но такой формат образования не лишен и минусов. Основные из них – это:
Тем не менее, инструменты электронного обучения развиваются не только для получения новых плюсов, но и устранения минусов. Поэтому при грамотной настройке курсов недостатки такого дистанционного обучения все меньше влияют на конечный результат.
Основные инструменты реализации электронного обучения
Электронное обучение реализуется через системы. Использование только отдельных инструментов, например, видеоуроков, презентаций или вебинаров, снижает эффективность дистанционного обучения. И только совокупность технических средств, программ и систем управления открывает автору курса путь к новым возможностям.
Система дистанционного обучения
Системы дистанционного обучения (СДО) в некотором роде являются синонимом электронного обучения. Они представляют собой совокупность технических средств и программного обеспечения, с помощью которой даже новичок может запустить и управлять онлайн-школой. Учитывая, что пик развития СДО пришелся на момент активного развития электронного обучения, первые отлично интегрировали в себя вторые.
Хорошая СДО позволяет пользователю быстро загрузить учебные материалы на сервер, собрать из них уроки и курсы, настроить автоматическую проверку домашних заданий. Она же облегчает управление доступом учеников к курсу, контакт с преподавателем, администрирование школы в целом. Не менее важно, что такие системы позволяют превратить обычный онлайн-курс в удобно спроектированное коммерческое обучение, что приносит автору стабильный доход.
Рынок СДО сейчас наполнен разными предложениями, которые дают владельцу курса необходимые инструменты на разных условиях. Если вы хотите узнать, как выбрать подходящую для вас систему, прочтите соответствующие статьи в нашем блоге.
Система управления обучением
Система управления обучением – learning management system – это набор программного обеспечения, который систематизирует и оптимизирует работу школы с учениками.
LMS – это база учеников, которая позволяет отслеживать их успехи в обучении, посещаемость занятий, задолженности. Она дает возможность связаться с учеником или группой учеников напрямую. Такая система не только дает преподавателю удобный доступ ко всей информации о его студенте, но еще и позволяет автоматически проверять онлайн-тесты и домашние задания. Она же собирает статистику и анализирует ее, чтобы была возможность вовремя поощрить отличника, поддержать отстающего или даже упростить урок, который оказывается слишком сложным для большинства учеников.
Обычно такая система является частью СДО, но ее можно использовать и отдельно. Например, многие современные вузы и учебные заведения, которые обучают в традиционном формате, используют LMS для упрощения работы учебной части. Если у вас есть дети или вы знакомы с «электронными дневниками», то уже знаете конкретный пример такого использования системы.
Платформы для дистанционного обучения
Такие сервисы являются самым простым способом запустить дистанционное обучение через Интернет. Они сочетают в себе СДО и LMS, кроме этого предоставляют пользователю облачное хранилище, на котором можно разместить учебные материалы, доступ к которым будет осуществляться через Интернет.
Само понятие «платформа для дистанционного обучения» является очень расплывчатым и до сих пор определения из различных источников отличаются друг от друга. Поэтому самый доступный способ рассказать о них – привести реальный пример.
Рассмотрим, какие полезные функции и возможности они дают пользователю на примере платформы «АнтиТренинги»:
Очевидный минус коммерческих платформ для онлайн-обучения – это то, что они не бесплатные. Если ваша школа приносит вам доход, вы точно не разоритесь на оплате работы сервиса, но в начале с этим бывает трудно. Поэтому вы можете выбрать тариф, который соответствует мощности вашей школы, а с ее развитием перейти на более удобный.
Рассказ о всех функциях и возможностях, которые дает качественная платформа пользователю, занял бы много времени и оказался бы неинтересным. Всё-таки лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Да и интерактивность обучения, которая является основной характеристикой e-learning, требует активного участия ученика.
Поэтому, чтобы полностью разобраться в сервисах, реализующих электронное обучение, мы предлагаем вам самим попробовать этот формат образования. Для этого вам просто нужно зарегистрироваться на платформе АнтиТренинги и получить 14 дней бесплатного доступа на тарифе «Ознакомительный».
Это поможет вам создать первый курс и узнать о работе с платформой изнутри, получить профессиональную консультацию по функциям и возможностям, которые дает вам сервис. В то же время, вы ничего не теряете, ведь можете отказаться от подписки, не заплатив ничего, но получить ценный опыт и знания. Они помогут вам запустить свое дистанционное электронное обучение, когда вы будете готовы к этому.