форма обучения обучаемый преподаватель называется

Форма обучения обучаемый преподаватель называется

форма обучения обучаемый преподаватель называется

форма обучения обучаемый преподаватель называется

форма обучения обучаемый преподаватель называется

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Тест с ответами по педагогике

форма обучения обучаемый преподаватель называется Ответы к тесту смотрите внизу в конце теста. Записывайте номер вопроса и ответа, чтобы в конце проверить свои знания и сравнить с правильными ответами.
Для удобства нажимайте клавишу «F3», наберите часть фразы.

Для поиска вопроса теста пользуйтесь клавишами «PgDn» и «PgUp».

Вопросы:

1.​ В переводе с греческого педагогика означает:

2.​ Форма получения образования, где в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый-преподаватель» называется:

3.​ Образовательные программы разрабатываются на основе:

а) концепции образования

б) программы развития образования

в) закона об образовании

г) образовательного стандарта

4.​ Метод обучения, обеспечивающий усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений, поиска, «открытия»:

в) решение проблемы

г) частично-поисковый метод

5.​ Впервые термин «дидактика» ввел:

6.​ Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

7.​ Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:

8.​ Наглядные методы обучения условно можно разделить на 2 группы:

а) иллюстрация и демонстрация

б) беседа и демонстрация

в) семинар и наблюдение

г) словесные и наглядные

д) дискуссия и видеометод

9.​ Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип:

в) систематичности и последовательности

10.​ Получение информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов — это:

а) педагогический мониторинг

б) педагогическая диагностика

в) педагогическая рефлексия

г) педагогический менеджмент

д) педагогический анализ

11.​ Основной метод воспитания – это:

12.​ Наказание – это:

а) метод воспитания, проявляющийся в форме требования

б) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

в) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

г) воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

13.​ Воспитательный процесс – это процесс:

14.​ Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

а) культурологический подход

б) психологический подход

в) индивидуальный подход

г) комплексный подход

д) системный подход

15.​ Правило «От легкого к трудному» относится к принципу:

в) последовательности и систематичности

г) связь теории с практикой

16.​ Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:

а) сотрудничество семьи, школы, общественности

б) взаимоотношения воспитателей и воспитанников

в) влияние на воспитанника через коллектив

г) влияние родителей и воспитателей на воспитанника

д) влияние на волю, сознание и поведение воспитанника

17.​ Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, сознательности и ответственности — это:

а) физическое воспитание

б) нравственное воспитание

в) трудовое воспитание

г) эстетическое воспитание

д) умственное воспитание

18.​ Мониторинг – это:

а) часть операционной системы

б) технические средства обучения

в) углубленное изучение

г) наблюдение, оценка и прогноз образовательного процесса

19.​ Вставьте пропущенное слово:

…………- это принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека.

20.​ Установите соответствие между функцией оценки и ее характеристикой:

1Мотивационнаяа)Выявление причин образовательных результатов
2Информационнаяб)Формирование адекватной самооценки ученика
3Воспитательнаяв)Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала
4Диагностическаяг)Создает определенную эмоциональную реакцию ученика
д)Поощрение и стимулирование учебной деятельности

21.​ Установите последовательность этапов организации проблемного обучения:

б) введение проблемной ситуации

в) актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации

г) проверка приведенного решения

д) выдвижение гипотезы

22.​ Вставьте пропущенное слово:

…………- это целенаправленный процесс освоения социального опыта, осуществляемый при взаимодействии учителя и ученика, где они являются субъектами обучения.

23.​ Вставьте пропущенное слово:

………..- это умения, приведенные до автоматизма.

24.​ Установите соответствие между формой обучения и ее характеристикой:

1Групповаяа)Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях
2Индивидуальнаяб)Взаимодействие в обособленной паре
3Коллективнаяв)Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами
4Фронтальнаяг)Взаимодействие учителя с одним учеником
д)Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат

25.​ Установите соответствие между методом обучения и особенностью его реализации:

1Объяснительно- иллюстративныйа)Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)
2Репродуктивныйб)Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания
3Исследовательскийв)Ученик выполняет действия по образцу учителя
4Проблемного изложенияг)Частично поисковая деятельность учащихся
д)Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают







7 в


10б
11а
12в
13а
14г
15в
16в
17б
18г
19 природосообразности
20 1д 2в 3б 4а
21 б,д,в,г,а
22 педагогическое взаимодействие
23 навык
24 1б 2г 3ы 4а
25 1в 2д 3а 4б

Источник

Тест с ответами по педагогике

1.​ В переводе с греческого педагогика означает:

2.​ Форма получения образования, где в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый-преподаватель» называется:

3.​ Образовательные программы разрабатываются на основе:

а) концепции образования

б) программы развития образования

в) закона об образовании

г) образовательного стандарта

4.​ Метод обучения, обеспечивающий усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений, поиска, «открытия»:

в) решение проблемы

г) частично-поисковый метод

5.​ Впервые термин «дидактика» ввел:

6.​ Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

7.​ Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:

8.​ Наглядные методы обучения условно можно разделить на 2 группы:

а) иллюстрация и демонстрация

б) беседа и демонстрация

в) семинар и наблюдение

г) словесные и наглядные

д) дискуссия и видеометод

9.​ Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип:

в) систематичности и последовательности

10.​ Получение информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов — это:

а) педагогический мониторинг

б) педагогическая диагностика

в) педагогическая рефлексия

г) педагогический менеджмент

д) педагогический анализ

11.​ Основной метод воспитания – это:

а) метод воспитания, проявляющийся в форме требования

б) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

в) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

г) воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

13.​ Воспитательный процесс – это процесс:

14.​ Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

а) культурологический подход

б) психологический подход

в) индивидуальный подход

г) комплексный подход

д) системный подход

15.​ Правило «От легкого к трудному» относится к принципу:

в) последовательности и систематичности

г) связь теории с практикой

16.​ Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:

а) сотрудничество семьи, школы, общественности

б) взаимоотношения воспитателей и воспитанников

в) влияние на воспитанника через коллектив

г) влияние родителей и воспитателей на воспитанника

д) влияние на волю, сознание и поведение воспитанника

17.​ Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, сознательности и ответственности — это:

а) физическое воспитание

б) нравственное воспитание

в) трудовое воспитание

г) эстетическое воспитание

д) умственное воспитание

18.​ Мониторинг – это:

а) часть операционной системы

б) технические средства обучения

в) углубленное изучение

г) наблюдение, оценка и прогноз образовательного процесса

19.​ Вставьте пропущенное слово:

…………- это принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека.

20.​ Установите соответствие между функцией оценки и ее характеристикой:

Выявление причин образовательных результатов

Формирование адекватной самооценки ученика

Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала

Создает определенную эмоциональную реакцию ученика

Поощрение и стимулирование учебной деятельности

21.​ Установите последовательность этапов организации проблемного обучения:

б) введение проблемной ситуации

в) актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации

г) проверка приведенного решения

д) выдвижение гипотезы

22.​ Вставьте пропущенное слово:

…………- это целенаправленный процесс освоения социального опыта, осуществляемый при взаимодействии учителя и ученика, где они являются субъектами обучения.

23.​ Вставьте пропущенное слово:

………..- это умения, приведенные до автоматизма.

24.​ Установите соответствие между формой обучения и ее характеристикой:

Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях

Взаимодействие в обособленной паре

Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами

Взаимодействие учителя с одним учеником

Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат

25.​ Установите соответствие между методом обучения и особенностью его реализации:

Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)

Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания

Ученик выполняет действия по образцу учителя

Частично поисковая деятельность учащихся

Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают







7 в


10б
11а
12в
13а
14г
15в
16в
17б
18г
19 природосообразности
20 1д 2в 3б 4а
21 б,д,в,г,а
22 педагогическое взаимодействие
23 навык
24 1б 2г 3ы 4а
25 1в 2д 3а 4б

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Курс повышения квалификации

Охрана труда

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Педагогическая концепция «Формирование положительной мотивации и познавательной активности обучающихся на основе проблемного обучения»

Эссе на тему «Почему я выбрала профессию учителя»

Тест по педагогике «Что такое педагогика?»»

Доклад: «Внедрение новых форм и методов обучения в образовательный процесс, как стимул для повышения интересов учащихся»

Урок презентация «Здоровый образ жизни»

Доклад: «Применение инновационных методов на уроках производственного обучения»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5267754 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

форма обучения обучаемый преподаватель называется

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

форма обучения обучаемый преподаватель называется

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

форма обучения обучаемый преподаватель называется

«Спутник» объявили словом года в России

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест с ответами по педагогической переподготовке.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест для самопроверки по теме 1

1. В переводе с греческого педагогика означает:

2. Форма получения образования, где в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый-преподаватель» называется:

3. Образовательные программы разрабатываются на основе:

а) концепции образования

б) программы развития образования

в) закона об образовании

г) образовательного стандарта

4. Метод обучения, обеспечивающий усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений, поиска, «открытия»:

г) частично-поисковый метод

5. Впервые термин «дидактика» ввел:

6. Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

7. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:

8. Наглядные методы обучения условно можно разделить на 2 группы:

а) иллюстрация и демонстрация

б) беседа и демонстрация

в) семинар и наблюдение

г) словесные и наглядные

д) дискуссия и видеометод

9. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип:

в) систематичности и последовательности

10. Получение информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов — это:

а) педагогический мониторинг

б) педагогическая диагностика

в) педагогическая рефлексия

г) педагогический менеджмент

д) педагогический анализ

10 Вставьте пропущенное слово:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Курс повышения квалификации

Охрана труда

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Рабочие листы для изучения церковнославянского языка «Буква ФИТА»

Статья обобщение педагогического опыта «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Презентация на тему Выбор и определение основных параметров трансмиссии автомобиля

Рабочие листы для изучения церковнославянской азбуки «Буква ЩА (ШТА)»

Презентация «Жизнь и творчество М. Муртазина’

Рабочие листы для изучения церковнославянской азбуки «Буква ША»

Проект на тему: Выбор и определение основных параметров трансмиссии автомобиля

Рабочие листы для изучения церковнославянской азбуки «Буква КАКО»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5267754 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

форма обучения обучаемый преподаватель называется

форма обучения обучаемый преподаватель называется

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

форма обучения обучаемый преподаватель называется

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

форма обучения обучаемый преподаватель называется

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

форма обучения обучаемый преподаватель называется

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

форма обучения обучаемый преподаватель называется

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Форма обучения обучаемый преподаватель называется

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Обучение – есть способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание – учение» (Табл. 15.1).

Система «преподавание – учение»

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)2. Восприятие новых знаний, умений
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов4. Познание научных закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей
5. Управление процессом перехода от теории к практике5. Приобретение умений и навыков, их систематизация
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникших проблем
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся7. Самоконтроль, самодиагностика достижений

Целью преподавания является организация эффективного учения в процессе передачи информации, контроля и оценке усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях и навыках, системе отношений к себе, другим и к миру, в общем развитии учащегося – его образованности.

Изучением теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также поиск и разработка новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения занимается отрасль педагогики – дидактика.

Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики.

Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками.

15.1.1. Критерии эффективности обучения

Эффективность обучения определяется внешними и внутренними критериями.

В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость – это степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности, которая находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения – это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость – это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения – общая способность к усвоению знаний. Показатель обучаемости – количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.

Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Качество знаний оценивают по таким показателям как полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

В процессе обучения возводится здание (сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения и навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности (Рис. 15.1).

форма обучения обучаемый преподаватель называется
Рисунок 15.1 – Сравнение процесса обучения
со строительством здания (К.Д. Ушинский)

15.1.2. Принципы обучения

В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения.

Правила обучения – это, основанные на общих принципах, описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Правила обеспечивают выполнение принципов обучения, имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.

15.1.3. Классификация методов обучения

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Рассказ – словесный метод устного изложения. Это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Беседа – вопросно-ответный метод устного изложения, побуждающий учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и позволяющий достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Лекция – отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний.

Дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме, позволяющий приобретать новые знания, укрепляться в собственном мнении и отстаивать его.

Работа с книгой – метод, позволяющий многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для ученика темпе и в удобное время.

Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

Иллюстрация – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем, репродукций, моделей и т.п.

Видеометод – наглядное восприятие информации с использованием кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров.

Упражнение – планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

Лабораторный метод – самостоятельное проведение экспериментов, исследований учащимися. Применяется, прежде всего, при изучении естественно-научных дисциплин.

Игра познавательная (дидактическая) – специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой учащимся предлагается найти выход.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине 19 в. в США.

15.1.4. Формы организации обучения

Форма организации педагогического процесса – внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

Форма обучения означает коллективную (со всеми учащимися), групповую (с частью учащихся) и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.

Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия – урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую и др.

В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.

15.1.4.1. Урок как основная форма обучения и воспитания

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.

15.1.4.2. Типы и структуры уроков
15.1.4.3. Особенности лекционно-практической системы обучения

Лекция – основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов.

Практическое занятие /семинар – это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации на лекции и в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя вуза.

В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студентов.

Учебная группа – это центральная форма организации студентов, как правило, на весь период обучения.

Совокупность учебных групп – курс, работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий.

Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы.

15.2. Виды и стили обучения

Первым видом систематического обучения считают метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Он связан с именем древнегреческого философа Сократа и называется сократическим.

Догматическое обучение – сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, запоминание и дословное воспроизведение текста.

Развивающее обучение – вид обучения, главная цель которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиск истины, а также независимости в повседневной жизни – воспитание субъектности.

Основой является продуктивная деятельность учащихся в «зоне ближайшего развития».

Зона ближайшего развития вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения. Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления.

Объяснительно-иллюстративное обучение (репродуктивное) – вид обучения, цель которого – передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, чтобы обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Репродуктивное обучение включает в себя (Рис. 15.2) восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (В.И. Загвязинский).

форма обучения обучаемый преподаватель называется
Рисунок 15.2 – Структура репродуктивного обучения

Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы – альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

В репродуктивных технологиях обучения выделяют следующие признаки (Рис. 15.3).

форма обучения обучаемый преподаватель называется
Рисунок 15.3 – Признаки репродуктивных технологий (РТ)

Главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке.

Проблемное обучение (продуктивное) – вид обучения, в основе которого лежит идея С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем, самими учащимися) и разрешение (учащимися) проблемного вопроса, задачи, ситуации (Рис. 15.4).

форма обучения обучаемый преподаватель называется
Рисунок 15.4 – Сущность продуктивного метода обучения

Проблемная задача – это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения.

Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (ученик или студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он сам должен их искать.

Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности.

Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов. И добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок носит поисковый, творческий характер.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии преподавателей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Программированное обучение – вид обучения, в основе которого лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управление которой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера) ученику и получение обратной связи (оценка учителем или самооценка).

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.

Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом.

Модульное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учитель и ученик работают с учебой информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях, событиях. Информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Модуль для проверки результатов усвоения знаний может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *