Форматы лампочек для авто
Маркировка ламп
Маркировка ламп дает автовладельцу информацию о типе ее цоколя, соответствие действующим стандартам, тип штекерного соединителя, номинальную мощность, напряжение и рабочий ток, также некоторую другую. В большинстве случаев соответствующая информация наносится на их цоколь. Воспользовавшись приведенной информацией, автовладелец может без проблем выбрать лучшие лампы для своей машины. Однако многих водителей вводят в ступор многочисленные непонятные на первый взгляд значки, имеющиеся на лампе и ее упаковке. Поэтому поможем максимально подробно с ней разобраться и узнать какая расшифровка маркировки и имеющихся обозначений на авто лампах.
Виды цоколей и их описание
Основная проблема, с которой сталкиваются автовладельцы при расшифровывании обозначений автомобильных ламп — наличие разных стандартов, а соответственно, и собственно обозначений. Лампы, имеющиеся на отечественном рынке, обозначают по двум типам стандартов — так называемому «советскому» и европейскому. Первый стандарт имеет номер ГОСТ 2023.01-88 и он более упрощенный, чем европейский. Так, буквой «А» в нем обозначается «автомобильная» лампа, а аббревиатурой «АМН» — автомобильная миниатюрная лампа. Если в обозначении имеется буква С (то есть, АС), то это значит, что перед вами лампа софитовая, а если обозначение АКГ — то это автомобильная кварцевая галогенная лампа.
Далее после этих определений на лампе пишется ее мощность (в Ваттах), номинальное напряжение (в Вольтах), а в конце обозначения добавляется номер разработки или попросту техническая информация, которая не имеет прикладной ценности для конкретного автолюбителя. Проблемой «советского» ГОСТа является то, что он не унифицирован. То есть, на разных лампах можно встретить информацию в разных обозначениях, и в разных местах, например, на цоколях, колбах и так далее.
Что касается европейского стандарта ECE, то он является единым, поэтому разобраться с ним проще. Так, в соответствии с ним буквы, имеющиеся на лампах, обозначают:
Иногда можно встретить лампу с уникальным обозначением, например, 9145 — это особая противотуманная лампа.
Указание вольтажа и мощности на двухнитиевых фарах будет несколько отличаться от однонитевых. Например, обозначение 12V21W говорит автовладельцу о том, что перед ним однонитиевая лампа мощностью 21 Ватт, рассчитанная на номинальное напряжение 12 В. Если же лампа двухнитиевая, то пример обозначения будет следующим: 12V21/4W. Это означает, что номинальное напряжение для лампы составляет все те же 12 Вольт, однако первая нить имеет мощность 21 Ватт, а вторая — 4 Ватта.
Лампы отличаются по самым разным параметрам — форме, рабочему напряжению, мощности и так далее, однако наиболее существенное отличие — тип цоколя. На территории европейских стран маркировка автомобильных ламп выполняется в соответствии с двумя действующими стандартами — IEC (лампы и их арматура, требования к безопасности и прочее, существует много подобных стандартов) и DIN (нормативы освещенности, также действует несколько подобных документов).
Также зачастую в конце маркировки на цоколях можно встретить обозначения того, сколько изолированных от цоколя контактов имеет лампа. Бывают такие варианты:
В расшифровке цоколей автомобильных ламп можно также найти информацию о форме колбы. Она также обозначается с помощью букв. В частности:
Также по количеству букв «С» в индексе лампы можно понять, что перед вами лампа с одной (С), или двумя (СС) верхними спиралями.
Сфера применения | Тип лампы | Тип цоколя |
---|---|---|
Головной свет и противотуманные фары | R2 | P45t |
H1 | P14,5s | |
H3 | PK22s | |
H4 (ближний/дальний) | P43t | |
H7 | PX26d | |
H8 | PGJ19-1 | |
H9 | PGJ19-5 | |
H11 | PGJ19-2 | |
H16 | PGJ19-3 | |
H27W/1 | PG13 | |
H27W/2 | PGJ13 | |
HB3 | P20d | |
HB4 | P22d | |
HB5 | PX29t | |
Ксеноновый головной свет | D1R | PK32d-3 |
D1S | PK32d-2 | |
D2R | P32d-3 | |
D2S | P32d-2 | |
D3S | PK32d-5 | |
D4R | P32d-6 | |
D4S | P32d-5 | |
Стоп-сигналы, задние фонари, указатели поворотов | P21/5W (P21/4W) | BAY15d |
P21W | BA15s | |
PY21W | BAU15s/19 | |
Габаритные огни, боковые указатели поворотов, подсветка номерных знаков | W5W | W2.1×9.5d |
T4W | BA9s/14 | |
R5W | BA15s/19 | |
H6W | PX26d | |
Подсветка салона и багажника | 10W | SV8,5 T11x37 |
C5W | SV8,5/8 | |
R5W | BA15s/19 | |
W5W | W2.1×9.5d |
Существует еще одно универсальное обозначение, сообщающее о номере официального утверждения (стандарта), которому соответствует данная конкретная лампочка. Оно обозначается как буква E с цифрой (например, Е1), и все это обведено в прямоугольник со скругленными углами (или в кружок). Соответствие цифры и страны сведены в таблицу.
Номер | Страна | Номер | Страна | Номер | Страна | Номер | Страна |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Германия | 11 | Великобритания | 22 | Российская Федерация | 34 | Болгария |
2 | Франция | 12 | Австрия | 23 | Греция | 37 | Турция |
3 | Италия | 13 | Люксембург | 24 | Ирландия | 40 | Республика Македония |
4 | Нидерланды | 14 | Швейцария | 25 | Хорватия | 42 | Европейский Союз |
5 | Швеция | 16 | Норвегия | 26 | Словения | 43 | Япония |
6 | Бельгия | 17 | Финляндия | 27 | Словакия | 45 | Австралия |
7 | Венгрия | 18 | Дания | 28 | Беларусь | 46 | Украина |
8 | Чешская Республика | 19 | Румыния | 29 | Эстония | 47 | Южная Африка |
9 | Испания | 20 | Польша | 31 | Босния и Герцеговина | — | — |
10 | Югославия | 21 | Португалия | 32 | Латвия | — | — |
Номера 15, 30, 33, 35, 36, 38, 39, 41 и 44 не присвоены ни одной стране мира (вакантны).
В целом же, повсеместно используются такие типы цоколей:
Лампы R2 относятся к старому поколению световых приборов и применяются в двух фарных системах освещения. Их применение ограничивается старым парком автомобилей и сельхозтехники.
Лампы с цоколями типов H1 и H7 применяются в четырех фарных системах освещения автомобиля. Однако на сегодняшний день цоколи типа Н1 считаются устаревшими и используются все реже, и если ее можно было использовать как для ближнего, так и для дальнего света, то с появлением ламп типа Н7 лампы Н1 стали использоваться лишь в системах дальнего света и в противотуманных фарах.
Популярность цоколя Н4 обусловлена ее высокими эксплуатационными характеристиками. В частности, они отличаются простотой установки, регулировки и замены. Но такие лампы обладают существенным недостатком — сравнительно низким световым потоком. Например, световая отдача для нити ближнего света такой лампы составляет около 1000 Лм, в то время как, например, у Н7 — 1500 Лм.
Для подсветки приборной панели зачастую используют лампы, имеющие пластмассовый цоколь. Они отличаются надежным креплением контактов лампы, патрона и питающего штекера. Несомненным преимуществом таких ламп является то, что отсутствие металлических составляющих обеспечивает невозможность их окисляться, ржаветь и прикипать. Кроме галогенных есть такие же газоразрядные лампы с пластмассовым уплотнительным патроном.
Самыми новыми и технологичными являются патроны типов Н8, Н9 и Н11. Они отличаются мощным световым потоком и единственные, которые могут использоваться в современных особо компактных фарах, дающих, однако, сильный световой поток. Лампы в цоколе НВ3 и НВ4, как и Н8, Н9 и Н11 могут использоваться как отдельно, так и вместе с газоразрядными ксеноно-металлогалогенными лампами. Такое сочетание различных типов ламп обеспечивает максимальный и очень качественный световой поток.
HB1 и HB2 — это двухнитевые фары для американских машин, HB3 и HB4 — однонитевые, чаще встречаются на японских автомобилях
Цоколь с защитным фланцем
О наличии защитного фланца свидетельствует буква Р, с которой собственно и начинается маркировка непосредственно цоколя после указания его типа (например, H4-P43t). С таким фланцем обычно выпускают мощные лампы для головных фар. В частности, лампы ближнего, дальнего света, комбинированные варианты, а также противотуманные фары, рассчитанные на тип цоколя H3, H4, H7, HB3, HB4. Аналогично выпускаются менее востребованные фары типов H1, H12, R2 и некоторые другие.
Софитные
Как указывалось выше, софитные лампы имеют обозначение SV. Данная автомобильная лампа имеет цилиндрическую форму и длину корпуса около 30…40 мм, а также два цоколя по краям. Выбор подобной конструкции обусловлен соображениями по экономии внутреннего пространства и желанием минимизировать размер плафона лампы. Эти источники света, как правило, используют в салоне автомобиля, в частности, в светильниках, которые встраиваются в его обивку. Реже подобные лампы используют в светильниках, предназначенных для подсветки регистрационного автомобильного знака, а также для стоп-сигналов (пример обозначения — C5W-SV8.5-8).
Штифтовые
Штифтовые лампы имеют гладкий цилиндрический цоколь с двумя штифтами для жесткой фиксации. У ламп с обозначением BA они расположены симметрично, а у изделий с обозначением BAY и BAZ — ассиметрично. В последнем случае смещение штифтов обеспечивает невозможность установки лампы другого типа, в частности, белой вместо желтой или наоборот. Пример обозначения — PY21W-BAY15s. В данном случае эту надпись можно расшифровать так: лампа имеет желтую колбу, штифтовый цоколь с диаметром 15 мм и одним контактом, мощность лампы составляет 21 Вт.
Лампы со стеклянным цоколем
Лампы, имеющие стеклянный (не металлический) цоколь обозначаются английской буквой W. После нее в надписи приводится размер цокольной части в миллиметрах. Подобные лампочки очень востребованы среди автолюбителей, поскольку они повсеместно используются в различных фонарях — указателях поворотов, габаритных огнях, приборной панели и так далее.
Новые виды цоколей
В настоящее время все активнее ведутся разработки более совершенного, светодиодного, освещения. Такие лампы воспроизводят мощный световой поток, и при этом потребляют меньше энергии и имеют очень длительный ресурс (срок службы). Однако многие из них рассчитаны и на установку стандартные Н-цоколя, описанные выше. Обратите внимание, что все светодиодные лампы имеют в своем обозначении английскую аббревиатуру LED.
Светодиодные лампы имеют различные цоколя. Они могут быть рассчитанными как на установку в стандартных фарах (например, Н1), так и в специально разработанных для них посадочных мест. Зачастую они рассчитаны именно на установку в новые лампы, которые имеют особую оптику, поэтому этот момент необходимо уточнять дополнительно перед покупкой той или иной лампы. В противном случае установка такой лампы в обычную фару не даст должного эффекта, будет слабое освещение, а сама лампа и непосредственно фара могут перегреваться, оплавляться и в конечном итоге выйти из строя.
Описание маркировки галогеновых ламп
1 — Название производителя или торговой марки. 2 — Тип цоколя лампы. 3 — Номинальное напряжение, на которое рассчитана лампа. 4 — Номинальная мощность лампы для дальнего и ближнего света. 5 — Условное обозначение страны, где принят стандарт по изготовлению лампы (список стран по номерам приведен ниже в тексте материала). 6 — Обозначение модели лампы по документации производителя. 7 — Буква U в данном случае означает, что лампа — галогенная.
Галогенные автомобильные лампы являются, пожалуй, одними из наиболее распространенных типов. Их легко можно узнать по форме, однако на их цоколе и колбе нередко можно встретить обозначения, малопонятные некомпетентному в данном вопросе автовладельцу. Первое, о чем стоит сказать — галогенные лампы на цоколе обозначаются английской буквой H (обычно она идет в самом конце ряда с зашифрованными данными, начинающими информацией о производителе). На изделиях некоторых известных производителей, например Philips, иногда галогенные лампы в конце шифра идентифицируют буквой U. В настоящее время их существует несколько видов — H1, H2, H3, H4, H7, H11, H27, HB3, HB4 и прочие. Они не являются взаимозаменяемыми и в конкретную фару можно устанавливать лишь предписанную для нее лампу. Это связано с ее геометрическими формой и размером.
В настоящее время многие производители ламп выпускают так называемые «голубые» лампы или «невидимки». В первом случае они обозначаются как Blue (в переводе с английского языка — голубой, синий). Как понятно из названия, их свет имеет голубоватый оттенок. Обычно кроме непосредственно надписи на колбе и на упаковке само стекло такой лампы также имеет голубоватый оттенок. Аналогично «невидимки» маркируются английским словом Silver (серебро). Они имеют белый оттенок. Такое обозначение наносят как на лампу, так и на ее упаковку.
Нередко в описании той или иной лампы можно встретить надпись +30%, +50% и так далее (зачастую на их упаковках присутствует надпись up to +…% more light или подобные). Это означает, что по заверениям производителей данная лампочка при потреблении того же количества энергии выдает световой поток на указанное количество процентов больше, чем аналогичная стоковая. На самом деле это не всегда так, и зависит как от производителя, так и от конкретной модели лампы. Эту информацию нужно уточнять дополнительно в интернете или в литературе. Будьте осторожны, нередко такая надпись является лишь маркетинговым ходом, цель которого — ввести покупателя в заблуждение.
Лампы, имеющие увеличенный ресурс, обозначаются английским словом LongLife (дословно — долгая жизнь). Эти изделия действительно служат дольше, однако их точные характеристики необходимо уточнять на упаковке, поскольку они могут значительно отличаться. Другое обозначение аналогичных ламп с большим ресурсом — HD LL. В частности, таким образом подобные лампы маркируют известные производители Philips и Narva. А вот производитель Osram свои аналогичные изделия маркирует простой буквой L (Long).
Описание маркировки ксеноновых ламп
1 — Название производителя или торговой марки. 2 — Название страны-производителя. 3 — D2R — Тип цоколя ксеноновой лампы. 4 — Значение номинальной мощности ксеноновой лампы. 5 — 85126 — служебная информация по технической документации производителя. 6 — Е1 — код страны, где принят стандарт, по которому изготовлена лампа, в данном случае Германия. 7 — Техническая информация по документации производителя.
Ксеноновые лампы (аналогично галогенным) имеют особое обозначение — букву D. Обратите внимание, что такие ксеноновые лампы необходимо устанавливать лишь в специально предназначенные для них фары. Это связано с особенностями конструкции последних. В противном случае они не будут обеспечивать должного светового потока, а это можно по ошибке принять за их низкое качество. Однако существуют и такие «ксенонки», которые можно устанавливать вместо «галогенок».
Газоразрядные лампы на основе ксенона условно можно разделить на три большие группы:
Лампы типа D2S D2R PHILIPS являются самыми первыми вариантами штатных ксеноновых ламп. Они были изобретены в конце 1990-х и устанавливались на некоторые европейские автомобили. Запомните, что ксеноновые лампы D2S предназначены для установки в линзованные фары (там, где установлена линза), а D2R — для установки в рефлекторные фары, то есть, в такие, где линзы нет, а лишь имеется отражатель. Их ни в коем случае нельзя путать, поскольку если вместо D2S поставить D2R, то значительно уменьшится яркость, а вот если вместо D2R поставить D2S то светотеневая граница будет более размытой, и фара будет значительно слепить встречных водителей, что небезопасно в дороге.
Более совершенными, пришедшими на смену описанным выше лампам, стали D4S и D4R. Их стали устанавливать на японские машины Toyota и Lexus. Они отличались тем, что в их составе не было ртути, то есть, они были более экологически безопасными, из-за чего они приобрели название — D4S XenEco. Яркость этих ламп немного меньше чем у D2S. В частности, она составляет около 3050 Лм, в то время как у D2S это значение соответствует 3200 Лм. Однако эти лампы после их выхода из строя нужно обязательно утилизировать в соответствующих пунктах.
Заключение
При выборе той или иной лампы для своего автомобиля в первую очередь необходимо руководствоваться рекомендациями изготовителя машины. В мануале (или технической документации) четко указано, какие лампы нужно устанавливать в фары головного света, а также в задние, боковые и внутренние (салонные) фонари. В первую очередь необходимо обращать внимание на тип цоколя, поскольку именно этот фактор обеспечивает покупку лампы, которая без проблем будет установлена в посадочное место. Что касается производителя, то тут нужно выполнять выбор на основании соотношения цены и качества, как и при выборе любого другого изделия. Если вам известны какие-либо другие обозначения, не вошедшие в данный материал, — поделитесь этой информацией в комментариях ниже. Тем самым вы поможете другим автовладельцам при выборе конкретной лампы или при расшифровке непонятного обозначения.
Как расшифровать маркировку автомобильных ламп
Маркировка
Выбирая лампы для автомобиля необходимо принимать во внимание:
Наиболее востребованными в сфере автомобилестроения являются галогенные и ксеноновые лампы. В последнее десятилетие неплохо себя зарекомендовали и светодиоды.
Комбинированная разновидность автоламп появилась на рынке не так давно. Она представляет собой конструкцию с 2-мя спиралями, каждая из которых может выполнять свою автономную функцию.
Для облегчения процесса выбора производители ввели маркировку – буквенное и цифровое обозначение, позволяющее точно определить тип источника света и его размеры.
Стоит отметить, что отечественная, американская и европейская маркировка автомобильных ламп по типу цоколя может отличаться.
Америка и Европа
Европейская и американская классификация ламп (ЕСЕ) представлена в буквенных обозначениях:
Отечественная маркировка разработана на основе ГОСТов (№2023.01-38). Согласно этому все виды ламп для авто обозначены как:
Важно! Последние 6 позиций совпадают с международной маркировкой цоколей автомобильных ламп.
Разработана и классификация количества подключаемых контактов:
Что представляет собой маркировка автомобильных ламп
Из маркировки на лампе (не только автомобильной) водитель может узнать:
Вся эта информация зашифрована в буквенном или цифровом значении. Наносится маркировка непосредственно на металлическом цоколе, но иногда и на стеклянной колбе.
Маркировка автомобильных ламп
Также маркировка есть на фаре автомобиля, чтобы водитель смог понять, какой тип лампы подходит под отражатель и цоколь.
Типы и характеристики автомобильных ламп
В любом транспортном средстве присутствует несколько видов освещения, как внутреннего, так и внешнего, и каждому соответствует свой тип автомобильных ламп.
Галогенные
Этот вид отличается от ламп накаливания формой колбы, высотой спирали, а главное, видом инертного газа. Это стало причиной того, что частицы вольфрама, отделяемые при освещении, не оседают в стеклянной колбе, а вновь возвращаются на нить накала.
В итоге повышается пропускная способность света. Область применения этого вида ламп – головной свет автомобиля и противотуманки.
Газоразрядные
Этот вид автомобильных лампочек был разработан в середине 90-ых годов. Более высокую эффективность по сравнению с галогенными аналогами обеспечивает иное конструктивное решение. Излучение света происходит за счет возникновения электрической дуги между 2-мя электродами. Отличить ксеноновый (газоразрядный) источник от галогенного можно по характерному синему оттенку света. Высокая температура накаливания нити не вредит деталям, скрытым в цоколе за керамической вставкой и фланцем из металла. Дополнительную защиту гарантируют высококачественные термоизоляционные материалы.
Фокусируется световой пучок за чет установки оптики с линзами. Монтаж ксеноновых фар происходит только на заводах и в предусматривающих это конструкциях автомобилей. Одно из главных преимуществ таких ламп – долгий срок эксплуатации.
Светодиодные
Широкое распространение получили и LED-лампы. Их основное достоинство – это мощная светоотдача. Благодаря этому ими могут комплектоваться приборы любых габаритов и конструкции.
Поток света возникает при воздействии тока из источника питания на полупроводники, в результате чего высвобождаются фотоны (электромагнитные частицы). Светодиоды отличаются низким потреблением электроэнергии, ударостойкостью и экологичность.
Накаливания
Строение этого источника света знакомо многим. Стеклянная ваккуумированная колба содержит нить из вольфрама, которая и генерирует свет при нагреве. Сегодня этот вид лампочек практически не используется в автомобилестроении из-за малого срока службы по сравнению с другими видами.
Виды автомобильных ламп
Обычные лампы накаливания
Первыми на авто устанавливались лампы накаливания, которые сейчас уже называют классическими. Изобретение Эдисона, которым данная лампа и является, представляет собой прозрачную сферическую колбу, с помещенной внутрь спиралью из вольфрамовой проволоки, причем из колбы выкачан весь воздух. При подаче электроэнергии на спираль, она способствует разогреву проволоки, сопровождающегося световым излучением. Однако у таких ламп КПД очень низкое – всего 6-8%. Температура нити в 2000 градусов по шкале Кельвина, с ее желтым оттенком тоже сейчас уже считается слабой. Данная характеристика значительно не «дотягивает» до естественного солнечного света, поэтому для восприятия человеческому глазу такая лампа накаливания не очень подходит.
При этом данная лампа восприимчива к высоким температурам, а сам вольфрам может оседать в виде мелких частиц на внутренней поверхности прозрачной колбы, которой вызывает затуманиванием. Из-за конструктивных особенностей лампы накаливания не способны произвести фокусировку светового пучка отражателями.
Галогеновые лампы
Появление на рынке галогеновых ламп позволило решить много неудобств, которые были при эксплуатации обычных автомобильных ламп накаливания. У этих элементов изменилась форма колбы, она приняла цилиндрическую форму, что сказалось также и на размере вольфрамовой спирали. Внутри колбы находится уже не вакуум, а инертный газ, включающий и пары галогена. Данная особенность конструкции галогеновых ламп привела к появлению процесса самоочищения, поскольку частицы вольфрама не оседают на колбе, в процессе эксплуатации снова оседают на спирали. Поскольку затуманивания стекла не происходит, то пропускная способность светового пучка у этих ламп выше. К тому же цветовая температура у галогеновых ламп выше – 2700-3000 Кельвина, что обеспечивает лучшее восприятие света глазом.
Видео: Тест ламп H4
Но в такой конструкции есть и недостаток – любое прикосновение к колбе рукой может привести к нарушению распределения энергии внутри колбы, что в свою очередь – к появлению трещин в колбе и поломке лампы.
Ксеноновые лампы
Ксеноновые лампы, они же газоразрядные, считаются одной из самых последних разработок в сфере автомобильных осветительных приборов. Внешне такие ламп очень сходны с галогеновыми, но принцип их работы и конструкция – отличаются. Колба такой лампы заправлена ксеноном, и при подаче электроэнергии, внутри ее провоцируется появление дуги между электродами, создающей световой пучок. У таких ламп цветовая температура очень большая. Причем выпускаются разные модели, дающие свой оттенок света. Так, лампа на 8000 К обеспечивает световой пучок с синим оттенком, а у ламп на 5000-7000 К этот пучок по оттенку приближается к солнечному. Эффективность освещения ксеноновых ламп значительно превышает описанных выше, при этом они достаточно надежны, поскольку ее конструкция наличие вольфрамовой спирали не предусматривает.
Но имеются у этих ламп и недостатки и первый из них – потребность в использовании дополнительного оборудования (блок розжига), обеспечивающего подачу напряжения в 20 тыс. вольт на лампу, необходимого для появления дуги. Вторым недостатком является все тот же мощный пучок света – для водителя такая лампа светить будет хорошо, а вот для едущих ему на встречу такой свет может сильно мешать и ослеплять.
Данный тип ламп имеется достаточно сложную конструкцию, поэтому в кустарных условиях ее не изготовить, что исключает возможность приобретения на рынке поддельных осветительных элементов.
Светодиодные осветительные элементы
На первых порах данные лампы устанавливались только в задних осветительных приборах – стоп-сигналах, задних габаритных огнях и т. д. Первые светодиодные лампы белого цвета стали устанавливать в 2004 на модель А8 W12 компании Audi. По пришествию очень короткого срока технология LED, которой и являются светодиодные лампы, стала очень популярной и уже вполне возможен полный переход на них при выпуске автомобилей.
К достоинствам светодиодных ламп относится:
При этом смена любой другой лампы на светодиодную не сопровождается какими-либо переработками авто, вполне достаточно выяснить, какой тип гнезда используется на авто, и подобрать лампу согласно таблице сходности осветительных элементов.
Как определить тип цоколя по названию: таблица для расшифровки
Существует простой способов идентификации типа цоколя. Для этого достаточно определить вид автомобильной лампы и свериться с таблицей.
Название элемента | Маркировка | Применение |
С защитным фланцем | Р | Ближний и дальний свет, противотуманки, комбинированного вида фары |
Софитный | SV | Подсветка в салоне, стоп-сигналы, освещение регистрационного знака |
Штифтовой | ВА, ВАZ и ВАY | Задние фары, сигналы поворота, система стоп-сигналов |
Стеклянный | W | Подсветка приборной панели автомобиля, габаритные огни, поворотники. |
Основные выводы
При починке фары обязательно необходимо знать тип цоколя автомобильной лампы, которой она оборудована.
В современном автомобилестроении все больше внимания уделяется светодиодам и все меньше классическим лампам накаливания. Новые модели машин предъявляют более высокие требования к техническим характеристикам не только конструкции фар, но и используемых в них ламп.
Цоколи и патроныКак выбрать лампу с цоколем типа G13
Цоколи и патроныОсобенности цоколя е14 для ламп и его отличия от e27
Расшифровка маркировки автоламп
Как было сказано, маркировка показывает разные параметры. Также значение имеет положение букв или цифр в строке (в начале или в конце). Разберемся со значениями по категориям.
По типу цоколя
После букв обычно указывается диаметр размера цоколя в миллиметрах.
Если обозначение стоит в начале маркировки, то это маловольтные лампочки со стеклянным цоколем. Применяются в габаритах и подсветке номеров.
Типы автомобильных ламп и цоколи
По типу освещения (месту установки)
По этому параметру разные типы источников света можно разделить на несколько групп по сфере применения. Рассмотрим в таблице.
Место применения на автомобиле | Тип автолампы | Тип цоколя |
Головной свет и противотуманные фары | R2 | P45t |
H1 | P14,5s | |
H3 | PK22s | |
H4 (ближний/дальний) | P43t | |
H7 | PX26d | |
H8 | PGJ19-1 | |
H9 | PGJ19-5 | |
H11 | PGJ19-2 | |
H16 | PGJ19-3 | |
H27W/1 | PG13 | |
H27W/2 | PGJ13 | |
HB3 | P20d | |
HB4 | P22d | |
HB5 | PX29t | |
Ксеноновый головной свет | D1R | PK32d-3 |
D1S | PK32d-2 | |
D2R | P32d-3 | |
D2S | P32d-2 | |
D3S | PK32d-5 | |
D4R | P32d-6 | |
D4S | P32d-5 | |
Сигналы поворотов, стоп-сигналы, задние фонари | P21/5W (P21/4W) | BAY15d |
P21W | BA15s | |
PY21W | BAU15s/19 | |
Габаритные огни, боковые указатели поворотов, подсветка номерных знаков | W5W | W2.1×9.5d |
T4W | BA9s/14 | |
R5W | BA15s/19 | |
H6W | PX26d | |
Подсветка салона и багажника | 10W | SV8,5 T11x37 |
C5W | SV8,5/8 | |
R5W | BA15s/19 | |
W5W | W2.1×9.5d |
По количеству контактов
В конце маркировки или в середине можно заметить строчные буквы после указания напряжения. Например: BA15s. В расшифровке означает, что это автолампа со штифтовым симметричным цоколем, номинальным напряжением 15 Вт и одним контактом. Литера «s» в этом случае указывает на один изолированный контакт от цоколя. Также есть:
Данное обозначение всегда указывается прописной буквой.
По типу лампы
Галогенные
Галогенные лампы самые распространенные в автомобиле. Устанавливаются в основном в головные фары. Этот тип автоламп маркируется литерой «H». Есть различные варианты “галогеннок” под разные цоколи и с разной мощностью.
Галогенная лампа H4
Ксеноновые
Для ксенона соответствует обозначение D. Есть варианты DR (только для дальнего), DC (только для ближнего) и DCR (два режима). Высокая температура свечения и нагрев требует специального оборудования для установки таких фар, а также линз. Свет ксеноновых ламп изначально не сфокусирован.
Светодиодные
Для диодов используется аббревиатура LED. Это экономичные и одновременно мощные источники света для любого типа освещения. В последнее время завоевали большую популярность.
Светодиодные лампы
Накаливания
Лампа накаливания или Эдисона обозначается литерой «E», но ввиду своей ненадежности уже не применяется для автомобильного освещения. Внутри колбы вакуум и вольфрамовая нить. Имеет широкое применение в быту.