формирование психологической готовности к школьному обучению
Психологическая готовность к школе и её составляющие
Александра Кузнецова
Психологическая готовность к школе и её составляющие
Психологическая готовность к школе и её составляющие
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему
Психологи заметили, что успешность адаптации ребенка в школе напрямую зависит от того, как ребенок психологически к ней подготовлен. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро, а также считать (и до скольки). Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
По данным Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского и других в структуре психологической готовностипринято выделять следующие компоненты:
Спасибо за внимание.
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.
Программа формирования психологической готовности детей 5–7 лет при подготовке к школьному обучению
Марина Читоркина
Программа формирования психологической готовности детей 5–7 лет при подготовке к школьному обучению
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
Отдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецка
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Новокузнецкий городской округ
Конец дошкольного периода – это время наступления так называемой школьной зрелости. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как ребенок подготовлен к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в школе.
Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Тем не менее, большинство ученых признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития.
Еще в 1950 – х годах Л. И. Божович отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
Аналогичных взглядов придерживался А. В. Запорожец (1986, считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико – синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. Идеи этого подхода находят отражение в работах Н. И. Гуткиной (1993, где также подчеркивается определяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.
В работах Л. А. Венгер и А. Л. Венгер (1994, Д. Б. Эльконина (1994) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучениюназываются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу, определяемых достижением нового уровня психической регуляции; развитие наглядно – образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.
Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе», комплексное, многогранное и охватывает все сферы его жизни.
Проблема разной подготовленности детей существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса. Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости заключается в том, что многие дети «малы» психологически, то есть не готовы к школьному обучению, новым условиям жизнедеятельности, системе требований, которые школа предъявляет к ученику.
Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего школьника.
В системе подготовки дошкольников к обучению в школе актуальной является организация педагогом – психологом развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно – значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе.
На сегодняшний день возникла необходимость выстраивания системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.
Цель программы: формирование готовности к школьному обучению и положительного отношения к школе.
Задачи программы:
— развитие познавательных процессов;
— развитие произвольности поведения;
— развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
— развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
— развитие речи, словарного запаса, мелкой моторики;
— формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
Перед проведением коррекционных занятий и после завершения курса занятий проводилась диагностика готовности детей подготовительнойгруппы по следующим методикам:
— Анкета для родителей (приложение 1)
— Диагностика школьной готовности по Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко (приложение 2)
II. Используемые психодиагностические методики
• Анкета для родителей
Цель: родители самостоятельно смогут достаточно объективно оценить подготовленность своего ребенка к школе.
• Диагностика школьной готовности по Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко.
Перечень оборудования к программе:
— Демонстрационные и методические материалы – плакат к упражнению «Ориентировка в пространстве», набор картинок к упражнению «Что сначала, что потом», «Запомни, нарисуй», «Угадай, как нас зовут», 10 картинок к упражнению «Что исчезло», мел и. д.
— Раздаточные материалы по числу детей – счетные палочки, простые и цветные карандаши, наборы «Учимся считать», бланки с заданиями, бланки к тесту «Хочет ли ребенок идти в школу?».
— Магнитофон с записью спокойной музыки – «Шум дождя», «Звуки природы», «Морской бриз» и т. д.
— Игровой материал – мяч, колокольчик, клубок ниток, ежик и т. д.
III. Содержание рабочей программы
Вводный блок программы – «Знакомьтесь – это я!» направлен на создание психологически благоприятной атмосферы доверия и принятия, установление эмоционального контакта с детьми. Блок включает в себя занятия, направленные на знакомство с детьми, установление правил и ритуалов на занятиях, а также здесь проводится вводная диагностика детей, направленная на изучение группы, с целью корректировки программы. На этом этапе работы устанавливается эмоциональный контакт, подразумевающий эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации, а также поднимается эмоциональный тонус ребенка за счет привычных для него впечатлений, соответствующих тому уровню, к которому он максимально приспособлен.
Коммуникативный блок – «Давайте жить дружно!». Целью является формированиеи развитие коммуникативных умений: слушать друг друга, устанавливать контакт, поддерживать беседу. Развитие умений конструктивного общения с детьми и взрослыми. С помощью соответствующих приемов (психокоррекционных игр, сказок, дидактических упражнений и др.) у детей формируется социально-адекватные способы взаимодействия с окружающим миром. В этом блоке дети знакомятся со сказками. Рассказывая сказку детям, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой. На этом этапе реализации программы у детей формируетсякоммуникативные умения: слушать друг друга и понимать, устанавливать контакт, развивать навыки общения в различных ситуациях.
Познавательный блок – «То, что меня окружает».
Цель: развитие познавательных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления, а также создание условий для становления внутренней позиции школьника. Для этого блока были подобранны упражнения на развитие познавательных процессов. В занятиях используются загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средством эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика.
Эмоционально-волевой блок. Главным в развитии эмоционально-волевой готовности к школе отводится воспитанию мотивов достижения цели (не бояться трудностей, стремление преодолевать их, не отказываться от намеченной цели). Детям необходимо научиться управлять своим поведением (на уроке, во время перемены, сохранять работоспособность в течение одного урока и в течение учебного дня, а также уметь управлять своим эмоциями. Для развития эмоционально-волевой сферы использовались сказки, рассмотрение картин, прослушивание музыки.
IV. Структура занятий
1. Вводная часть состоит из постоянного ритуала начала занятий; Начало занятия — это своеобразный ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, желают друг другу, что-то приятное.
Правила работы на занятии. В начале каждого занятия детям дается установка на внимание, взаимоуважение, терпение и проговариваются правила поведения на занятии. 1. «Уважай себя и других детей» (не разговаривай на занятии, если это не связано с выполнением задания; внимательно слушай других ребят) 2. «Не выкрикивай, даже если знаешь правильный ответ» 3. «Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или о чем-то спросить» 4. «Работаем дружно» 5. «Обращаемся к ребятам по имени.
2.Основная часть направлена на:
— Развитие коммуникативных навыков.
— Развитие познавательных процессов;
— Развитие эмоциональной сферы.
В основной части занятия строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движения, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировка глазомера.
Велика роль загадок в обучении детей. В занятиях использовались загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средством эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует расширению знаний об окружающем мире.
Особое внимание уделялось сказкам. Сказки для школьной адаптации. Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе,предлагаются следующие сказки: Создание «Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи».
Сказки об отношениях учеников к атрибутам школьной образовательной среды. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним,развивают аккуратность и самостоятельность: «Собираем портфель», «Волшебное яблоко».
Сказки об отношении учеников к урокам, занятиям. Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала.Этому могут способствовать следующие сказки: «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка».
Сказки о здоровье Проблемы усталости, раздражительности, вызван-ные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер,находят разрешение в следующих сказках: «Прививка», «Обманный отдых».
Сказки о школьных конфликтах. Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Профессиональная осторожность в такие моменты необходима. Предлагаемые сказки позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях: «Ябеда», «Хвост», «Драки», «Дружная страна».
В заключении сказка «Гордость школы».
3. Расслабляющие упражнения направлены на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения. (Приложение № 5)
Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе Адресная направленность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских садов, психологам, учителям начальной школы, так и родителям.
Проблема психологической готовности к обучению в школе «Проблема психологической готовности к обучению в школе» учитель-дефектолог: Князева С. И. Проблемой изучения психологической готовности.
Значение основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста при переходе к школьному обучению «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя» Н. М. Амосов. Жизнь XXI века ставит.
Формирование мотивационной готовности к школьному обучению Педагогический коллектив нашего ДОУ на протяжении многих лет уделяет большое внимание подготовке детей к школе. С введением Федерального.
Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Внимание является основополагающей.
Социо-игровая технология как компонент развития психологической готовности детей к школьному обучению. «Забава, потеха связывается с чем-то очень легким, доступным. А дело – с трудным, напряженным. В игре же сочетается и то и другое, иначе.
Теоретический анализ аспектов психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников в литературе Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы.
Возрастные особенности ЭЭГ как показатель готовности к школьному обучению Весь период дошкольного детства требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов, а старший дошкольный возраст, когда ребенок.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомпонентное понятие. Какие же составляющие входят в это понятие? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность и физическая готовность.
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания идти в школу, но не просто пойти в школу, а учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции – одна из важнейших составляющих мотивационной готовности к школе. Мотивация к обучению включает в себя:
наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
положительное отношение к школе.
Без такой готовности ребёнок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.
Основа для успешного овладения школьной программой – хорошее умственное развитие. Интеллектуальная готовность включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и т.п.). Безусловно, интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Как показывает практика, основная трудность в обучении детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты, а в том, что у них отсутствуют или недостаточно развиты произвольные формы поведения (они не могут спокойно сидеть на занятиях, постоянно отвлекаются). От них требуются такие действия, которые сами по себе могут быть неинтересными, однообразными. Они должны преодолевать многие свои желания (поиграть, порезвиться). Ребёнок должен научиться принимать и удерживать учебную задачу, подчинять свою деятельность определённым требованиям и правилам, проявлять усилие в преодолении препятствий. В этом заключается волевая готовность. Если ребёнок:
умеет планировать собственные действия;
способен напряжённо трудиться;
умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью и др. – то у него сформирована волевая готовность к школе.
Личностная готовность – это развитие личностных качеств: самостоятельности, организованности, инициативности, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры.
В процессе занятий специально направляется активность детей, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для него форме – игре. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности. Без этих навыков ребёнку трудно будет адаптироваться в школьном коллективе.
ЦЕЛЬ: развитие у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к школьному обучению.
1. Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми с ориентацией на метод сопереживания.
Развитие интеллектуальных способностей: умения анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; устанавливать различные типы связей, строить умозаключения, выводить закономерности на основе анализа, синтеза, сравнения.
Развитие свойств внимания: концентрации, объёма, распределения, выносливости, устойчивости.
Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, творческих способностей и воображения.
Развитие речевой сферы детей: словарный запас, культура речи.
Развитие мелкой моторики руки и зрительной координации.
Развитие умения подчинять свою деятельность и поведение заданным правилам, требованиям, умения планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, управления умственной деятельностью.
Основные методы обучения:
Игры-упражнения, направленные на развитие произвольности.
Дидактические, развивающие игры.
Чтение художественных произведений (психопрофилактические сказки).
Рассказ взрослого и рассказы детей.
Аутотренинг (с использованием релаксационной музыки, записи звуков природы, стихов).
Графические методы (работа в тетрадях).
Курс состоит в среднем из 72 занятий, которые проводятся по подгруппам (8-10 детей) два раза в неделю в течение всего года. Занятия проводятся в форме игрового тренинга. Каждое занятие включает в себя дидактические игры, игры с правилами, упражнения, этюды, пальчиковую гимнастику и т.д.
Виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от внимания и поведения детей.
Каждое занятие состоит из 3 частей.
1-я часть занятия. Развитие коммуникативной и эмоционально-личностной сферы психики.
2-я часть занятия. Развитие и коррекция познавательной сферы психики.
В этой части занятия проводятся игры и упражнения на развитие общей осведомлённости, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, наблюдательности, творческой фантазии, воли, речи, мелкой моторики.
3-я часть занятия. Обучение детей приёмам саморасслабления.
Методическое обеспечение программы
Детские столы и стулья
Психолого-педагогическая, методическая литература
Дидактические настольно-печатные игры
Дидактический раздаточный материал (счётные палочки, геометрические фигуры и т.д.)
Бумага (белая, цветная)
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К шести годам ребёнок должен:
— Выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут.
— Находить 5-6 отличий между предметами.
— Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
— Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
— Копировать в точности узор или движение.
— Уметь находить одинаковые предметы.
— уметь выстраивать последовательность событий и составлять связной рассказ по картинкам.
— классифицировать предметы в группы по определенным признакам.
— подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
— самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой.
— находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
— решать простые логические задачи
— выстраивать логический ряд из фигур
— уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов.
— уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки.
— пересказывать близко к тексту рассказы или сказки.
— рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
— запоминать ряды цифр ( от 4 до 6 ) зрительно и на слух.
— запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов.
— рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности.
— свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.
— изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
— штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
— ориентироваться в тетради в клетку или в линию.
— уметь копировать простейшие рисунки.
— передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей
В середине и конце года проводится промежуточная и итоговая аттестация познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, мелкой моторики), волевой сферы с использованием тестовых заданий по темам (зачёт/незачёт). Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей.
Для проверки внимания используются следующие игровые задания:
«Найди одинаковые предметы»
Слуховая и зрительная память:
«Найди лишний предмет»
«Найди лишнее слово»
Учебно-тематический план и содержание курса
«Психологическая готовность к обучению в школе»
Тема 1. Знакомство. (1 час)
Цель: создание атмосферы психологической безопасности, сплочённости группы.
1. Знакомство с передачей мяча друг другу.
2. Поменяться местами по какому-либо признаку («Ветер дует на …»).
4. «Что я люблю» с запоминанием других.
5. Один начинает предложение, другой его заканчивает.
Тема 2. Внимание. (10 часов)
Цель: тренировка произвольного внимания, продолжение работы над сплоченностью группы.
1. «Снежный ком». Повторение имён по кругу с передачей мяча.
4. Корректурная проба.
5. Слушай и исполняй.
Тема 3. Память. (8 часов)
Цель: тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти.
1. «Я положил в мешок…» (фрукты, овощи, игрушки, одежда и т.д.).
2. Внимание! Запомни.
3. Запомни и нарисуй.
4. Пересказ по кругу.
5. Запомни картинки.
Тема 4. Конвергентное мышление. (6 часов)
Цель: развитие мыслительных способностей, умения устанавливать логические связи, приучение к стандартным мыслительным операциям.
2. Словесные пропорции.
3. Найди девятую фигуру.
4. Продолжи логический ряд.
6. Исключение 4-го лишнего.
7. Отгадать предмет по его признакам.
Тема 5. Воображение. (5 часов)
Цель: тренировка способности фантазировать, развитие креативных способностей.
1. Корректурная проба.
3. Перечислить все возможные виды использования кирпича (пластиковой бутылки и т.д.).
5. Рисование «Чего на свете не бывает».
6. Совместная история из предложений.
7. Дорисовать рисунок.
Тема 6. Дивергентное мышление. (6 часов)
Цель: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.
2. Слова с заданной буквой.
3. Заселение дома. (Засели жильцов).
4. «Рыба – птица – зверь».
5. Установление причинно-следственных связей.
6. Решение задач на счётных палочках.
7. «Я знаю пять названий цветов (деревьев, птиц, животных, рыб и.т.д.)».
8. Графический диктант.
Тема 7. Коммуникативные навыки. (10 часов)
Цель: тренировка способности к совместной деятельности, сотрудничеству, повышение согласованности взаимодействий.
1. «Я положил в мешок…»
2. Поменяться местами.
4. Недостающий стул.
5. Вежливые отгадки.
6. Совместный рисунок.
Тема 8. Внимание. (8 часов)
Цель: развитие произвольного внимания, способностей взаимодействия в группе.
1. Корректурная проба.
2. «Я положил в мешок».
4. «Земля – вода – небо».
5. Недостающие детали.
8. Графический диктант.
Тема 9. Память. (10 часов)
Цель: тренировка произвольного компонента различных видов памяти.
3. Внимание! Запомни.
4. Пары слов (осмысленное запоминание).
5. Воспроизведение рассказа.
6. Восстановить пропущенное слово.
7. «Рыба – птица – зверь».
Тема 10. Мышление. (8 часов)
Цель: развитие способности творчески и логически мыслить, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
2. Конкретизировать обобщающее понятие (фрукты, транспорт…).
4. Продолжить ряд цифр.
5. Последовательные картинки «Что сначала, что потом».
6. Дедукция (мыслительные задачи).
7. Переструктурирование слова (из букв данного слова составить как можно больше новых слов).
8. Графический диктант.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М., 1990.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомпонентное понятие. Какие же составляющие входят в это понятие? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность и физическая готовность.
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания идти в школу, но не просто пойти в школу, а учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции – одна из важнейших составляющих мотивационной готовности к школе. Мотивация к обучению включает в себя:
наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
положительное отношение к школе.
Без такой готовности ребёнок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.
Основа для успешного овладения школьной программой – хорошее умственное развитие. Интеллектуальная готовность включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и т.п.). Безусловно, интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Как показывает практика, основная трудность в обучении детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты, а в том, что у них отсутствуют или недостаточно развиты произвольные формы поведения (они не могут спокойно сидеть на занятиях, постоянно отвлекаются). От них требуются такие действия, которые сами по себе могут быть неинтересными, однообразными. Они должны преодолевать многие свои желания (поиграть, порезвиться). Ребёнок должен научиться принимать и удерживать учебную задачу, подчинять свою деятельность определённым требованиям и правилам, проявлять усилие в преодолении препятствий. В этом заключается волевая готовность. Если ребёнок:
умеет планировать собственные действия;
способен напряжённо трудиться;
умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью и др. – то у него сформирована волевая готовность к школе.