формирование знаний двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения

Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения.

Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигатель­ный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени.

В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их ки­нематическими, динамическими и ритмическими параметрами.

Овладение двигательным действием начинается с формирования системы зна­ний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения.

Знания принято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом со­знании объективного мира, окружающей действительности.

В процессе обучения занимающиеся приобретают различные знания. К ним мож­но отнести следующие:

• о социальной сущности и роли физического воспитания и спорта;

• об организме человека и влиянии занятий физическими упражнениями на него;

89 Теория и методика физической культуры

о режиме дня, отдыха, питания, сна, гигиене одежды, обуви при занятиях физи­ческими упражнениями;

• о технике и тактике, требованиям к ним в различных видах спорта;

• о методике обучения двигательным действиям и развития физических качеств;

• о правилах поведения на занятиях, страховке, мерах предупреждения травма­тизма:

• о правилах и судействе соревнований, об оборудовании, уходе за инвентарем, подготовке мест занятий;

• о методике и организации самостоятельных занятий, самоконтролю и т.д.

Знания являются важным инструментом познавательной и практической деятель­ности в области физического воспитания, спортивной тренировки, физической рек­реации. Расширение объема и повышение качества знаний содействует: реализа­ции принципа сознательности в обучении; воспитанию познавательной активности занимающихся, их творческого отношения к выполнению учебных заданий.

Обычно выделяют два тесно взаимосвязанных между собой вида знания:

1. Наглядно-чувственные знания. Они выступают в форме различных представ­лений (зрительных, слуховых, вестибулярных, осязательных и прочих). На основе представлений формируется общий образ изучаемого действия или несколько от­дельных образов, каждый из которых будет отражать какой-либо элемент изучае­мого упражнения. Это элементарный уровень знания. Например, образ техники низкого старта будет состоять из представлений о положении тела и отдельных его частей на старте, во время выбегания со стартовых колодок, о направлении, ампли­туде, длительности, темпе и ритме движения.

На начальном этапе обучения ведущими в этом комплексе представлений явля­ются зрительные процессы. По мере повышения уровня овладения действием глав­ная роль в управлении движениями постепенно переходит к кинестетическим про­цессам.

2. Словесно-логические знания. Они выступают в форме понятий, законов, за­кономерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущности техники фи­зических упражнений, ее характеристик и др. Это уже более высокий уровень зна­ний. Процесс освоения знаний складывается из восприятия учебного материала, его осмысления, закрепления в памяти и применения на практике. Между названы­ми этапами существует диалектическая взаимосвязь:

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

ЗАПОМИНАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

U ЗНАНИЯ

Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем организован­ного наблюдения, слушания речи педагога, чтения текста учебного пособия, прак­тической деятельности. Их сочетание обеспечивает основательную переработку сущности изучаемого. «Живое созерцание» изучаемого материала не будет резуль­тативным, если ученики не проявляют интерес к учебному материалу, не видят его практической значимости, не могут связать его в уме с имеющимися знаниями и опытом. Вот почему опытные педагоги перед сообщением (показом) нового мате­риала стремятся вызвать интерес к нему, показать его значимость с усвоенным, а также практическим опытом обучаемых.

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

Восприятие органично связано с анализом учебного материала, который заклю­чается в мысленном его расчленении на составные части, выделение в нем главно­го, соединяющего эти части воедино, включение изучаемого в систему имеющихся знаний. Проведенные таким образом анализ и синтез материала, его сравнение, обобщение и конкретизация оказывают большое влияние на развитие приемов, способов, и операций мыслительной деятельности обучаемых.

Запоминание есть одна из сторон процесса памяти, в результате которого про­исходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Это необходимое условие обеспечения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняются далеко не все то, что оказывает воздействие на наши органы чувств. При закреплении учебного матери­ала используется непроизвольное и произвольное запоминание. Они обладают раз­ными возможностями в закреплении знаний. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает у нас активную умственную работу над ним.

Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизвольного за­поминания знаний в обучении показало, что одним из важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельнос­ти. Это достигается за счет такой специальной организации системы учебных за­дач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего.

Существует несколько попыток классификации уровней усвоения. Одной из них является четырехуровневая классификация профессора В. П. Беспалько (1970):

Первый уровень ознакомления. Для него характерно умение узнавать, опозна­вать, распознавать объекты изучения без сколько-нибудь глубоких знаний об их свойствах, характеристиках.

Третий уровень гностических умений, представляющий более высокую ступень продвижения в учении. Предполагается, что учащийся умеет применять усвоенную информацию на практике для решения познавательных задач по заранее усвоенно­му образцу.

Четвертый уровень трансформации или переноса, который является наиболее

91 Теория и методика физической культуры

высоким в предложенной классификации. Ему присуще проявление творчества в деятельности обучаемого. Отходя от усвоенных образцов, учащийся демонстриру­ет умение осуществлять перенос знаний из одной предметной области в другую. В вопросе деятельности вырабатывается принципиально отличные от ранее усвоен­ных планы и программы принятия решений и действий.

Любая деятельность (профессиональная, военная, спортивная и др. (может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но также двигательными умениями и навыками.

В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматри­вать как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она воз­никает на основе:

• наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определен­ного уровня физической подготовленности;

• многократных повторений изучаемых действий.

С точки зрения управления движениями, двигательные умения и навыки харак­теризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием. Это край­ние характеристики способности осуществлять двигательное действие, междуними лежит определенный диапазон переходных возможностей.

Хаоактерными признаками двигательного умения являются:

Управление движениями происходит неавтоматизированно.

• Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

• Невысокая быстрота выполнения действия.

• Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.

• Относительная расчлененность движений.

• Непрочное запоминание действия.

• В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превра­щается в навык.

Характерные признаки навыка:

Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от под­робного контроля за каждым движением. Однако автоматизация процесса выпол­нения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направ­ленно в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различ­ной в обстановке, на творческое решение двигательной задачи.

• Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое.

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быст­рота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.

• Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).

• Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ез­дить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).

Рис. 7. 1. Схема процесса овладения двигательными действиями

На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные уме­ния высшего порядка.

Эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единобор­ствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занима­ющихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь на­блюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения. Схематически процесс овладения двигательным действием отра­жен на рис. 7.1.

Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определе­нии образовательных задач.

формирование знаний двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения

Теория и методика физической культуры

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

Источник

Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения.

Каждое Двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигатель­ный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени.

В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их ки­нематическими, динамическими и ритмическими параметрами.

Овладение двигательным действием начинается с формирования системы зна­ний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения.

Знания принято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом со­знании объективного мира, окружающей действительности.

В процессе обучения занимающиеся приобретают различные знания. К ним мож­но отнести следующие:

• о социальной сущности и роли физического воспитания и спорта;

• об организме человека и влиянии занятий физическими упражнениями на него;

• о режиме дня, отдыха, питания, сна, гигиене одежды, обуви при занятиях физи­ческими упражнениями;

• о технике и тактике, требованиям к ним в различных видах спорта;

• о методике обучения двигательным действиям и развития физических качеств;

• о правилах поведения на занятиях, страховке, мерах предупреждения травма­тизма:

• о правилах и судействе соревнований, об оборудовании, уходе за инвентарем, подготовке мест занятий;

• о методике и организации самостоятельных занятий, самоконтролю и т.д.

Знания являются важным инструментом познавательной и практической деятель­ности в области физического воспитания, спортивной тренировки, физической рек­реации. Расширение объема и повышение качества знаний содействует: реализа­ции принципа сознательности в обучении; воспитанию познавательной активности занимающихся, их творческого отношения к выполнению учебных заданий.

Обычно выделяют два тесно взаимосвязанных между собой вида знания:

1. Наглядно-чувственные знания. Они выступают в форме различных представ­лений (зрительных, слуховых, вестибулярных, осязательных и прочих). На основе представлений формируется общий образ изучаемого действия или несколько от­дельных образов, каждый из которых будет отражать какой-либо элемент изучае­мого упражнения. Это элементарный уровень знания. Например, образ техники низкого старта будет состоять из представлений о положении тела и отдельных его частей на старте, во время выбегания со стартовых колодок, о направлении, ампли­туде, длительности, темпе и ритме движения.

На начальном этапе обучения ведущими в этом комплексе представлений явля­ются зрительные процессы. По мере повышения уровня овладения действием глав­ная роль в управлении движениями постепенно переходит к кинестетическим про­цессам.

2. Словесно-логические знания. Они выступают в форме понятий, законов, за­кономерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущности техники фи­зических упражнений, ее характеристик и др. Это уже более высокий уровень зна­ний. Процесс освоения знаний складывается из восприятия учебного материала, его осмысления, закрепления в памяти и применения на практике. Между названы­ми этапами существует диалектическая взаимосвязь:

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

ЗАПОМИНАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

ЗНАНИЯ

Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем организован­ного наблюдения, слушания речи педагога, чтения текста учебного пособия, прак­тической деятельности. Их сочетание обеспечивает основательную переработку сущности изучаемого. «Живое созерцание» изучаемого материала не будет резуль­тативным, если ученики не проявляют интерес к учебному материалу, не видят его практической значимости, не могут связать его в уме с имеющимися знаниями и опытом. Вот почему опытные педагоги перед сообщением (показом) нового мате­риала стремятся вызвать интерес к нему, показать его значимость с усвоенным, а также практическим опытом обучаемых.

Восприятие органично связано с анализом учебного материала, который заклю­чается в мысленном его расчленении на составные части, выделение в нем главно­го, соединяющего эти части воедино, включение изучаемого в систему имеющихся знаний. Проведенные таким образом анализ и синтез материала, его сравнение, обобщение и конкретизация оказывают большое влияние на развитие приемов, способов, и операций мыслительной деятельности обучаемых.

Запоминание есть одна из сторон процесса памяти, в результате которого про­исходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Это необходимое условие обеспечения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняются далеко не все то, что оказывает воздействие на наши органы чувств. При закреплении учебного матери­ала используется непроизвольное и произвольное запоминание. Они обладают раз­ными возможностями в закреплении знаний. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает у нас активную умственную работу над ним.

Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизвольного за­поминания знаний в обучении показало, что одним из важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельнос­ти. Это достигается за счет такой специальной организации системы учебных за­дач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего.

Существует несколько попыток классификации уровней усвоения. Одной из них является четырехуровневая классификация профессора В. П. Беспалько (1970):

Первый уровень ознакомления. Для него характерно умение узнавать, опозна­вать, распознавать объекты изучения без сколько-нибудь глубоких знаний об их свойствах, характеристиках.

Третий уровень гностических умений, представляющий более высокую ступень продвижения в учении. Предполагается, что учащийся умеет применять усвоенную информацию на практике для решения познавательных задач по заранее усвоенно­му образцу.

Четвертый уровень трансформации или переноса, который является наиболее высоким в предложенной классификации. Ему присуще проявление творчества в деятельности обучаемого. Отходя от усвоенных образцов, учащийся демонстриру­ет умение осуществлять перенос знаний из одной предметной области в другую. В вопросе деятельности вырабатывается принципиально отличные от ранее усвоен­ных планы и программы принятия решений и действий.

Любая деятельность (профессиональная, военная, спортивная и др.) может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но также двигательными умениями и навыками.

В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматри­вать как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она воз­никает на основе:

• наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определен­ного уровня физической подготовленности;

• многократных повторений изучаемых действий.

С точки зрения управления движениями, двигательные умения и навыки харак­теризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием. Это край­ние характеристики способности осуществлять двигательное действие, междуними лежит определенный диапазон переходных возможностей.

Характерными признаками двигательного умения являются:

• Управление движениями происходит неавтоматизированно.

• Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

• Невысокая быстрота выполнения действия.

• Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.

• Относительная расчлененность движений.

• Непрочное запоминание действия.

• В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превра­щается в навык.

ально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыка:

• Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от под­робного контроля за каждым движением. Однако автоматизация процесса выпол­нения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направ­ленно в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различ­ной в обстановке, на творческое решение двигательной задачи.

• Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое.

• Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быст­рота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.

•Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).

• Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ез­дить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).

формирование знаний двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения

На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные уме­ния высшего порядка.

Эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единобор­ствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занима­ющихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь на­блюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения. Схематически процесс овладения двигательным действием отра­жен на рис. 7.1.

Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определе­нии образовательных задач.

формирование знаний двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения

формирование знаний двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

формирование знаний двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения

формирование знаний двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения

Источник

Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения.

Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигатель­ный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени.

В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их ки­нематическими, динамическими и ритмическими параметрами.

Овладение двигательным действием начинается с формирования системы зна­ний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения.

Знания принято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом со­знании объективного мира, окружающей действительности.

В процессе обучения занимающиеся приобретают различные знания. К ним мож­но отнести следующие:

• о социальной сущности и роли физического воспитания и спорта;

• об организме человека и влиянии занятий физическими упражнениями на него;

89 Теория и методика физической культуры

о режиме дня, отдыха, питания, сна, гигиене одежды, обуви при занятиях физи­ческими упражнениями;

• о технике и тактике, требованиям к ним в различных видах спорта;

• о методике обучения двигательным действиям и развития физических качеств;

• о правилах поведения на занятиях, страховке, мерах предупреждения травма­тизма:

• о правилах и судействе соревнований, об оборудовании, уходе за инвентарем, подготовке мест занятий;

• о методике и организации самостоятельных занятий, самоконтролю и т.д.

Знания являются важным инструментом познавательной и практической деятель­ности в области физического воспитания, спортивной тренировки, физической рек­реации. Расширение объема и повышение качества знаний содействует: реализа­ции принципа сознательности в обучении; воспитанию познавательной активности занимающихся, их творческого отношения к выполнению учебных заданий.

Обычно выделяют два тесно взаимосвязанных между собой вида знания:

1. Наглядно-чувственные знания. Они выступают в форме различных представ­лений (зрительных, слуховых, вестибулярных, осязательных и прочих). На основе представлений формируется общий образ изучаемого действия или несколько от­дельных образов, каждый из которых будет отражать какой-либо элемент изучае­мого упражнения. Это элементарный уровень знания. Например, образ техники низкого старта будет состоять из представлений о положении тела и отдельных его частей на старте, во время выбегания со стартовых колодок, о направлении, ампли­туде, длительности, темпе и ритме движения.

На начальном этапе обучения ведущими в этом комплексе представлений явля­ются зрительные процессы. По мере повышения уровня овладения действием глав­ная роль в управлении движениями постепенно переходит к кинестетическим про­цессам.

2. Словесно-логические знания. Они выступают в форме понятий, законов, за­кономерностей, теорий и способствуют глубокому познанию сущности техники фи­зических упражнений, ее характеристик и др. Это уже более высокий уровень зна­ний. Процесс освоения знаний складывается из восприятия учебного материала, его осмысления, закрепления в памяти и применения на практике. Между названы­ми этапами существует диалектическая взаимосвязь:

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

ЗАПОМИНАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

U ЗНАНИЯ

Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем организован­ного наблюдения, слушания речи педагога, чтения текста учебного пособия, прак­тической деятельности. Их сочетание обеспечивает основательную переработку сущности изучаемого. «Живое созерцание» изучаемого материала не будет резуль­тативным, если ученики не проявляют интерес к учебному материалу, не видят его практической значимости, не могут связать его в уме с имеющимися знаниями и опытом. Вот почему опытные педагоги перед сообщением (показом) нового мате­риала стремятся вызвать интерес к нему, показать его значимость с усвоенным, а также практическим опытом обучаемых.

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

Восприятие органично связано с анализом учебного материала, который заклю­чается в мысленном его расчленении на составные части, выделение в нем главно­го, соединяющего эти части воедино, включение изучаемого в систему имеющихся знаний. Проведенные таким образом анализ и синтез материала, его сравнение, обобщение и конкретизация оказывают большое влияние на развитие приемов, способов, и операций мыслительной деятельности обучаемых.

Запоминание есть одна из сторон процесса памяти, в результате которого про­исходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Это необходимое условие обеспечения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняются далеко не все то, что оказывает воздействие на наши органы чувств. При закреплении учебного матери­ала используется непроизвольное и произвольное запоминание. Они обладают раз­ными возможностями в закреплении знаний. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает у нас активную умственную работу над ним.

Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизвольного за­поминания знаний в обучении показало, что одним из важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельнос­ти. Это достигается за счет такой специальной организации системы учебных за­дач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего.

Существует несколько попыток классификации уровней усвоения. Одной из них является четырехуровневая классификация профессора В. П. Беспалько (1970):

Первый уровень ознакомления. Для него характерно умение узнавать, опозна­вать, распознавать объекты изучения без сколько-нибудь глубоких знаний об их свойствах, характеристиках.

Третий уровень гностических умений, представляющий более высокую ступень продвижения в учении. Предполагается, что учащийся умеет применять усвоенную информацию на практике для решения познавательных задач по заранее усвоенно­му образцу.

Четвертый уровень трансформации или переноса, который является наиболее

91 Теория и методика физической культуры

высоким в предложенной классификации. Ему присуще проявление творчества в деятельности обучаемого. Отходя от усвоенных образцов, учащийся демонстриру­ет умение осуществлять перенос знаний из одной предметной области в другую. В вопросе деятельности вырабатывается принципиально отличные от ранее усвоен­ных планы и программы принятия решений и действий.

Любая деятельность (профессиональная, военная, спортивная и др. (может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но также двигательными умениями и навыками.

В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматри­вать как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она воз­никает на основе:

• наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определен­ного уровня физической подготовленности;

• многократных повторений изучаемых действий.

С точки зрения управления движениями, двигательные умения и навыки харак­теризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием. Это край­ние характеристики способности осуществлять двигательное действие, междуними лежит определенный диапазон переходных возможностей.

Хаоактерными признаками двигательного умения являются:

Управление движениями происходит неавтоматизированно.

• Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

• Невысокая быстрота выполнения действия.

• Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.

• Относительная расчлененность движений.

• Непрочное запоминание действия.

• В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превра­щается в навык.

Характерные признаки навыка:

Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от под­робного контроля за каждым движением. Однако автоматизация процесса выпол­нения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направ­ленно в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различ­ной в обстановке, на творческое решение двигательной задачи.

• Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое.

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быст­рота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.

• Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).

• Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ез­дить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).

Рис. 7. 1. Схема процесса овладения двигательными действиями

На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные уме­ния высшего порядка.

Эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единобор­ствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занима­ющихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь на­блюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения. Схематически процесс овладения двигательным действием отра­жен на рис. 7.1.

Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определе­нии образовательных задач.

формирование знаний двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения

Теория и методика физической культуры

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *