формируемые профессиональные навыки в ходе практики в школе
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики
В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения и навыки, необходимые для решения профессиональных задач в соответствие с профессиональной направленностью ООП и видами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности; в области научно-исследовательской деятельности; в области управленческой деятельности; в области проектной деятельности; в области методической деятельности; в области культурно-просветительской деятельности. Студенты должны быть готовы:
— осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета (истории) с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности;
— содействовать социализации, формированию общей культуры личности обучающегося,
— осуществлять широкую профессиональную деятельность, требующую исторических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории в общеобразовательных учреждениях разного типа;
— владеть теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения истории, обеспечивающими уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
— планировать учебно-воспитательную работу с учащимися на дальнюю и ближнюю перспективу;
— стимулировать внеурочную деятельность учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к обучению, воспитанию и развитию;
— анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и определения перспектив самообразования;
— выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и другими участниками педагогического процесса;
— проектировать и проводить уроки истории, занятия курсов по выбору, внеурочные мероприятия;
— осуществлять оптимальный отбор средств, приемов, методов, форм обучения, адекватных содержанию учебного материала по истории, возрастным особенностям учащихся и собственной индивидуальности;
— участвовать в деятельности школьных методических объединений учителей и других формах методической работы;
— соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией о правах ребенка»;
— выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в общеобразовательном процессе;
У обучающихся должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
Код компетенции | Компетенция | Признак проявления |
ОПК-4 | способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности | Базовый уровень. Студент знает:основные требования к реализации учебных программ в соответствии с нормативными документами; умеет: применять методики анализа профессиональнойдеятельности; владеет: навыками самоанализа своей профессиональной деятельности |
ОПК-5 | владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения | Базовый уровень. Студент знает: один из иностранных языков на уровне профессионального общения; умеет: осуществлять поиск необходимой информации в иностранных источниках; владеет: навыками ведения диалога на иностранном языке |
ПК-1 | способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях | Базовый уровень. Студент знает: структуру и содержание учебного предмета «История»; умеет: проектировать и реализовывать образовательный процесс по учебным программам базовых и элективных курсов; владеет: владеет навыками проектирования образовательного процесса по истории |
ПК-2 | готовприменять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения | Базовый уровень. Студент знает: современные методики и технологии обучения истории, в том числе информационные; умеет: проектировать уроки истории с использованием различных методик и технологий; владеет: навыками самоанализа и анализа эффективности использования конкретной методики и технологии |
ПК-3 | способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии | Базовый уровень. Студент знает: современные средства и методы оценки уровня подготовки обучающихся по истории; умеет: разрабатывать диагностические методики; владеет: навыками анализа результатов диагностирования. |
ПК-4 | способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса | Базовый уровень. Студент знает: ресурсы, необходимые для создания информационной образовательной среды; умеет: отбирать оптимальные средства обучения истории; владеет: навыками создания информационной образовательной среды |
ПК-5 | готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса | Базовый уровень. Студент знает: запросы потребителей и других заинтересованных лиц в обеспечении качества образовательного процесса; умеет: проектировать взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами; владеет: навыками самоанализа и совершенствования взаимодействия с потребителями образовательных услуг и другими заинтересованными лицами |
ПК-6 | способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников | Базовый уровень. Студент знает: формы и приемы организации сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности по истории; умеет: организовать продуктивное сотрудничество в режиме диалога и полилога; владеет: методами организации сотрудничества на уроке истории и во внеурочной деятельности |
ПУ-7 | готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности | Базовый уровень. Студент знает: правила техники безопасности в организации образовательного процесса; умеет: реализовать основные концептуальныеподходы здоровьесберегающих технологий; владеет: методами обеспечения охраны жизни и здоровья в образовательном процессе. |
ПК-8 | способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий | Базовый уровень. Студент знает: способы разработки и реализации культурно-просветительских программ; умеет: отбирать исторический материал в целях популяризации знаний и культурных традиций; владеет: навыками поиска и интерпретации исторического материала с учетом различных категорий населения. |
ПК-9 | способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности; | Базовый уровень. Студент знает: формы и средства проектирования взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности; умеет: отбирать оптимальные средства и формы взаимодействия в зависимости от запросов участников; владеет: навыками создания продуктивного взаимодействия с участниками культурно-просветительской среды. |
ПК-10 | способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности; | Базовый уровень. Студент знает: отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности; умеет: проектировать культурно-просветительскую деятельность с учетом традиций отечественного и зарубежного опыта; владеет: навыками отбора оптимальных форм организации культурно-просветительской деятельности. |
ПК-11 | способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности. | Базовый уровень. Студент знает: традиции и особенности региональной культурной образовательной среды; умеет: проектировать культурно-просветительскую деятельность с учетом традиций и особенностей региональной культурной образовательной среды; владеет: навыками отбора оптимальных форм и средств организации культурно-просветительской деятельности в конкретном регионе. |
Успешному проведению педагогической практики предшествует подготовительная работа: определяются базовые школы, курсовой руководитель знакомится с общеобразовательным учреждением, администрацией, учителями, осуществляется распределение студентов по школам.
5. Структура и содержание педагогической практики
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 18 зачетных единиц, 648 часов (6 семестр: 6 ЗЕТ, 216 часов; 8 семестр: 12 ЗЕТ, 432 часа) – на очной и заочной формах обучения.
Компетенции, формируемые в ходе прохождения педагогической практики
В результате прохождения педагогической практикистудент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);
способностью обосновать профессионально-педагогические действия
(ОПК-7);
готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);
готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);
владением системой эвристических методов и приемов (ОПК-10).
способностью выполнять профессионально-педагогические функции
для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);
способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2);
способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную
и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов
в ОО СПО (ПК-3);
способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации
(ПК-5);
готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей
и гражданственности (ПК-6);
готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);
готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена; (ПК-8);
готовностью к формированию у обучающихся способности
к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);
готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);
Сформированность указанных компетенций определяется тем, что студент должен
Знать:
— законодательные и нормативно-правовые акты в системе профессионально-технического образования, охраны труда;
— требования к организации учебно-воспитательного процесса;
— должностные обязанности мастера производственного обучения и преподавателя специальных и общетехнических дисциплин профессионально-технического учебного заведения;
— содержание Государственных стандартов профессий, на основании которых формируется профессиональная компетентность будущих рабочих;
— требования к структуре и содержанию паспорта комплексно-методического обеспечения предмета;
— содержание рабочих учебных планов и программ профессионально-практической, профессионально-теоретической и общетехнической подготовок;
— содержание тематических планов специальных предметов и производственного обучения;
— требования к разработке учебно-планирующей документации преподавателя-предметника и мастера производственного обучения;
— структуру различных типов уроков теоретического и производственного обучения;
— требования к подбору и структурированию содержания учебного материала;
— методические требования к разработке планов урока;
— виды, назначение и содержание дидактических средств обучения, применяемых на уроках производственного обучения, специальных и общетехнических дисциплин;
— методику проведения различных типов уроков теоретического и производственного обучения;
— современные производственные и педагогические технологии;
— требования к педагогическому и психологическому анализу уроков производственного обучения, специальных и общетехнических дисциплин;
— виды форм методической работы преподавателя и мастера производственного обучения;
— основные организационные формы организации производственного обучения в учебных мастерских, на предприятиях и в условиях производства;
— методы производственного и теоретического обучения и их рациональный выбор в зависимости от периода обучения учащихся;
— требования к разработке основных дидактических средств обучения, в том числе и к технической и технологической документации;
— методы и методические приемы актуализации знаний и умений учащихся;
— методические приемы изложения содержания новых способов действий;
— способы организации самостоятельной работы учащихся в процессе урока;
— виды и формы контроля за формированием знаний, профессионально-практических умений и навыков учащихся;
— требования к разработке критериев оценивания учебных достижений учащихся по профессионально-практической подготовке соответствующей профессии;
— требования к осуществлению психолого-педагогического анализа урока производственного и теоретического обучения.
Уметь:
— разрабатывать учебно-планирующую документацию мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин;
— разрабатывать дидактические средства обучения;
— рационально выбирать методы обучения;
— разрабатывать план-конспект урока производственного и теоретического обучения;
— проводить уроки производственного обучения в учебных мастерских и уроки по специальным и общетехническим дисциплинам;
— определять критерии оценивания учебных достижений;
— выполнять самоконтроль и коррекцию своих действий;
— проводить внеклассную работу с учащимися закрепленной группы;
— анализировать уроки теоретического и производственного обучения у своих сокурсников;
— участвовать в работе предметных методических комиссий.
Владеть:
― методикой поиска и анализа информации для решения проблем в профессионально-педагогической деятельности;
― системой эвристических методов и приемов, образовательных технологий для осуществления профессионально-педагогической деятельности;
― методикой самоанализа учебной деятельности;
― методами анализа и управления учебно-познавательной деятельности учащихся.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1890 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения
В учебном пособии рассмотрены теоретические аспекты педагогической (учебно-воспитательной и методической) практик, дана ее общая характеристика, раскрыты организационные требования к базам практик, описана специфика руководства педагогической практикой бакалавров. Дана характеристика прав и обязанностей практикантов, охарактеризована учебно-воспитательная и методическая деятельность будущего педагога, предложены образцы отчетной документации по практике. В приложениях пособия представлены задания для бакалавров на период педагогической практики, примерное содержание отчета, проект сценария воспитательного мероприятия, примерные схемы анализа мероприятий, методики изучения учащихся и группы.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2 Компетенции, формируемые в результате прохождения педагогической практики
Педагогическая практика направлена на формирование элементов следующих компетенций будущего бакалавра профессионального обучения в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
— осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (ОК-2);
— владеет нормами педагогических отношений профессиональнопедагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК — 9);
— владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформлять его результаты (ОК-18);
— способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);
— готов к анализу информации для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК — 27).
б) профессиональных (ПК):
— способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);
— способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
— способен анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
— способен прогнозировать результаты профессиональнопедагогической деятельности (ПК-15);
— способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);
— способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
— готов к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30).
В результате прохождения практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:
— возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания подростков;
— особенности организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
— направления деятельности куратора группы;
— методы диагностики группы;
— виды деятельности учащихся, методы и формы работы с ними;
— методы и формы сотрудничества образовательного учреждения с семьей;
— приемы общения куратора группы с учащимися и коллегами;
— методику анализа своей работы;
— реализовать полученные теоретические знания и личный потенциал в будущей педагогической деятельности;
— осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности;
— определять конкретные учебно-воспитательные задачи;
— изучать личность учащегося и учебный коллектив с целью диагностики, проектирования и корректировки их развития и воспитания;
— осуществлять самоконтроль, самоотчет, самооценку.
— навыками планирования воспитательного мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов;
— использования технологических приемов, освоенных при разработке методики обучения по одному предмету, для организации проектных работ, связанных с преподаванием другого предмета;
— адаптации методических разработок к условиям реального образовательного процесса в учреждении профессионального образования;
— работы с научной, методической и учебной литературой;
— самоанализа деятельности, оценки её результатов и корректировки.
Формирование профессиональных компетенций студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в условиях прохождения производственной практики в начальной школе
автор: Алешина Анна Николаевна
преподаватель колледж СФ БашГУ
Формирование профессиональных компетенций студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в условиях прохождения производственной практики в начальной школе
Алешина Анна Николаевна
Преподаватель колледжа Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета
Формирование профессиональных компетенций студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в условиях прохождения производственной практики в начальной школе
Понятие «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» активно входят в научный и обыденный оборот, характеризуя соответствующий уровень профессиональной квалификации специалиста.
В последние годы одной из актуальных проблем развития образования становится повышение профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС.
Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Век живи — век учись. Это нужно взять за основу в нашей педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А успех, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций.
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
Одним из аспектов компетентностно-ориентированного урока является целеполагание. Под целеполаганием в педагогической литературе понимается процесс формулирования цели и вытекающих из нее задач. Целеполагание – это процесс: выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности.
Умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать ее в задачах определяет характер деятельности, обеспечивает достижение запланированного результата, делает деятельность педагога эффективной. Цель педагогического воздействия является определяющим звеном деятельности, от которой зависят остальные элементы: содержание, средства и оценивание результатов.
В компетентностном подходе результатом выступают компетенции. Цели формулируются в терминах конечных результатов, через проверяемые действия учащихся (перечень учебных действий, которыми, предполагается, овладеют ученики). Постановка целей урока в форме компетенций предопределяет организацию условий по включению учащихся в деятельность, соответствующую той или иной компетенции. Такая формулировка постановки цели позволяет диагностично определить, достигнута ли данная цель или нет.
– цель должна соответствовать современным требованиям общества к подготовке выпускника школы, быть актуальной (ориентированной на решение наиболее значимых проблем, востребована ситуацией, уровнем развития субъекта);
– цель должна быть конкретной, четко сформулированной (направленной на достижение конкретного результата);
– цель должна быть диагностичной (четкое описание результата, которого мы хотим достичь), позволяющей оценить соответствие результатов учебной деятельности;
– цель должна быть операциональной, в формулировке цели имеется указание на средства ее достижения (разработана стратегия достижения результата);
– цель должна быть инструментальной, технологичной (определяют конкретные действия по их достижению);
– цель должна быть достижимой, скорректированной в зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся конкретного класса;
– цель должна быть соотнесена с конкретным сроком ее достижения;
– цель должна быть осознанной всеми субъектами образовательного процесса;
– цель должна быть побудительной (побуждать к действию);
– цель должна быть реальной (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);
– цель должна быть согласована с задачами;
– поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала и до конца.
Часто учителя отождествляют понятия «цель» и «задача». Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществлять. Задача – это то, что требует исполнения, разрешения.
Цель определяет задачи и средства. Цель одна, задач несколько (образовательная, воспитательная и развивающая). Фформулировка цели и задач зависит от типа урока.
В соответствии с ФГОС нового поколения целью урока выступает достижение образовательных результатов:
– личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм);
– метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации);
– предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету).
Можно говорить о триединой цели: образовательной, воспитательной и развивающей. Образовательная – соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей. Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД. Воспитательная – формирование личностных УУД через содержание учебного материала.
Цели и задачи образования представляются в деятельностной форме (выражены в действиях обучаемого), что определяет деятельностный характер образовательного стандарта, компетентности выпускника и содержания образования.
Среднее профессиональное образование в современной России определяется как промежуточное звено между начальным и высшим профессиональным образованием, как результат их интеграции. СПО — это система, направленная на подготовку «универсальных специалистов», перечень формируемых компетенций, которых достаточно широк, универсален и уточняется лишь с учетом характера объектов будущей профессиональной деятельности. Действующий закон «Об образовании» наделяет систему СПО самостоятельным статусом. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования (ст. 23, п. 1).
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1353. Также утвержден ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (редакция Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272).
Пункт 5.2. данного стандарта предусматривает следующие виды профессиональной деятельности и соответствующие им профессиональные компетенции учителя начальных классов:
5.2.1. Преподавание по образовательным программам начального общего образования.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.
5.2.2. Организация внеурочной деятельности и общения учащихся.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся.
5.2.3. Классное руководство.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.
5.2.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.
Практика проводится при освоении профессионального модуля ПМ.01, ПМ.02, ПМ.03 и ПМ.04., соответствующие следующим видам деятельности:
ПМ.01 Преподавание по образовательным программам начального общего образования.
ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся.
ПМ.03 Классное руководство.
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса.
Преподавание по программам начального общего образования с целью формирования основ профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов по предметам начального общего образования, а также формирования диагностических, прогностических, проектировочных, организационных и коммуникативных умений и практического опыта.
Содержание производственных практик (по профилю специальности) включает этапы: организационный, основной (прохождение самой практики) и итоговый (отчетный).
– определяют цели и задачи, планируют уроки на данный период практики по всем дисциплинам начальной общеобразовательной школы;
– проводят уроки по всем дисциплинам начальной общеобразовательной школы;
– осуществляют педагогический контроль, оценивают процесс и результаты обучения;
– выполняют самоанализ проведенных уроков;
– ведут документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам
Студентам, освоившим профессиональные компетенции, по итогам практики выставляется дифференцированный зачёт.
Основные показатели успешного овладения профессиональными компетенциями по ПМ.01 Преподавание по образовательным программам начального общего образования базируются на оценке преподавателем студента при проведении зачетных уроков.
Схема анализа урока
4.1. Ориентация на новые образовательные стандарты.
4.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД
4.3. Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.
5.1. Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям
5.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.
5.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
5.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.
6.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
6.2. Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)
6.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.
6.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)
6.5. Применение диалоговых форм общения.
6.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
6.7. Осуществление обратной связи: ученик-учитель.
6.8. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
6.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
6.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
6.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.
6.12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
7.1. Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
7.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
7.3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
7.4. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.
Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников (ПМ.02) в области научно-познавательной деятельности с целью формирования профессиональной компетентности студентов в сфере внеурочной деятельности младших школьников и осознания её места в системе начального школьного образования. Основной этап непосредственно связан с реализацией программы практики, на которой студенты:
– продолжают знакомиться с основными направлениями внеурочной деятельности в образовательном учреждении;
– осуществляют отбор необходимой методической литературы;
– определяют цели и задачи организации внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста;
– наблюдают и анализируют организацию внеурочных занятий и творческих дел, проводимых учителями начальных классов во внеурочное время;
– планируют и самостоятельно проводят внеурочные мероприятия с учениками класса;
– осуществляют самоанализ проведенных внеурочных мероприятий;
– оказывают помощь детям в составлении портфолио внеурочной деятельности;
– наблюдают за детьми, осуществляют педагогическую диагностику познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
– изучают и ведут документацию по организации внеурочной работы в начальной школе.
Проводится при освоении профессионального модуля ПМ 03. Классное руководство в два этапа: первый этап (психолого-педагогический) концентрированно, второй этап (внеучебная воспитательная работа) рассредоточено.
— знакомство с деятельностью классного руководителя;
— овладение умениями планировать и проводить внеклассные мероприятия;
— овладение методами и приемами работы с родителями;
— освоение основных форм взаимодействия с классом;
— овладение методами и приемами индивидуальной работы с учащимися;
— знакомство с документами специалистов: логопедов, дефектологов, психологов.
В ходе освоения программы практики студенты выполняют виды работ:
Проведение анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции.
Проведение анализа документов специалистов (логопедов, дефектологов, психологов) при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Планирование деятельности классного руководителя, определение ее цели и задач.
Планирование, организация и проведение внеурочных мероприятий по
нравственно-эстетическому и нравственно-этическому воспитанию.
Планирование, организация и проведение внеурочных мероприятий по
гражданско-патриотическому, трудовому и оздоровительно-спортивному воспитанию, направленных на формирование навыков жизнестойкого поведения, развитие волевых качеств личности.
Планирование работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучение особенностей семейного воспитания.
Разработка буклетов для родителей по профилактике антивитального поведения детей.
Проведение наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждение их в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики.
Разработка предложений по совершенствованию и коррекции внеурочных мероприятий.
Проведение тренингов на развитие волевых качеств личности, интерпретация полученных результатов.
Организация и проведение педагогического наблюдения, диагностики личности иколлективистских отношений, интерпретация полученных результатов.
При прохождении производственной практики по ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса. Основной этап непосредственно связан с реализацией программы практики, на котором студенты:
– продолжают знакомиться с системой организации методической службы в образовательном учреждении; осваивают нормативно-правовые основы планирования и организации учебной и методической работы (содержание, методы, формы) учителя начальных классов; принимают участие в заседаниях МО учителей начальных классов;
– выполняют анализ учебно-методических комплектов, учебно-методических материалов на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся и применяют полученные результаты на практике;
– знакомятся и анализируют опыт использования современных технологий в образовательном учреждении; определяют специфику использования образовательных технологий в рамках образовательной программы;
– принимают участие в работе учителя по формированию предметно-развивающей среды учебного кабинета в начальной школе с точки зрения методического оснащения;
– участвуют в систематизации и оценивании педагогического опыта образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов; изучают требования к обобщению педагогического опыта, знакомятся с положением по обобщению опыта учителя, банком обобщения опыта учителей начальной школы;
– выполняют педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, проектов, презентаций, выступлений;
– изучают положения о портфолио и методических рекомендаций по созданию портфолио; знакомятся с портфолио достижений учителя; составляют собственный портфолио достижений;
– участвуют в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Исходя из положения о том, что развитие компетентностей будущих педагогов в процессе освоения производственной педагогической практики основано на организации обучения, базирующегося на личностно и ценностно-значимой учебно-познавательной деятельности, ориентированной на профессию учителя, на решении задач поисково-исследовательского характера, использовании личностно и профессионально-ориентированных технологий возникла необходимость стремимся к тому, чтобы образовательный процесс обеспечивал трансформацию одной деятельности (учебно-познавательной) в другую (профессиональную) с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий, средств, предмета и результата. При этом образовательный процесс в СПО направляется «изнутри» самой личностью, открывая наиболее благоприятные условия для самореализации.
В связи с этим представляется важным подчеркнуть, что развитие компетентностей у студентов в процессе прохождения производственной практики осуществляется через постановку и реализацию не только образовательных, но и воспитательных задач, в числе которых особо выделим следующие:
– развитие ценностно-смыслового отношения к профессии педагога;
– развитие потребности сотворить себя как педагога и как личность;
– активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания себя как будущего педагога;
– развитие творческого потенциала личности, ориентированного на саморазвитие творческой индивидуальности в педагогической деятельности;
– организация опыта общения, основанного на ценностях гражданско-правовой и духовно-нравственной культуры;
– развитие профессионально значимых личностных качеств и свойств студента как индивидуальности.
Основная задача практики заключалась в том, чтобы интегрировать мотивацию непосредственную и опосредованную, внешнюю и внутреннюю в процессе ее прохождения, что потребовало определения конкретных задач деятельности преподавателей:
– актуализация у будущих педагогов установки-мотивации на развитие чувства собственного достоинства и личной ответственности, как качеств, определяющих их профессионально-личностное становление, саморазвитие, самовоспитание;
– ориентация на творческую учебно-профессиональную деятельность, связанную с разработкой инновационных проектов, направленных на повышение качества современного образования;
– включение студента в создание среды, помогающей ему в реализации жизнетворческих способностей, креативности в образовательной деятельности;
– организация совместной деятельности и сотрудничества в различных формах (деловые, ролевые игры, дискуссии, ситуации выбора, творческое проектирование, решение проблемных задач).
Таким образом, современный будущий учитель – это человек, готовый к непрерывному саморазвитию и самореализации, проявляющихся в способности и готовности: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладающий мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. Это человек, способный: определять задачи обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений, обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; определить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию своего профессионально-личностного становления в СПО.
Можно сделать вывод, что организация педагогической практики на основе компетентностного подхода, направленного на освоение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника, обеспечивает профессиональное самоопределение, профессиональное развитие личности, а также актуализирует сознательное отражение будущим педагогом собственных действий, процессов, своего личностно-профессионального «Я».