Формула 3 класс автомобилей
Формула-3 (класс автомобилей)
Фо́рмула-3 (англ. Formula 3 ) — класс автомобилей с открытыми колёсами. Изначально разрабатывался ФИА как третий по значению класс после Формулы-1 и Формулы-2. Для автомобилей, построенных согласно требованиям данного класса, проводится множество независимых чемпионатов в разнообразных частях света. Мирового чемпионата Формулы-3 до недавнего времени не существовало, а в отдельных чемпионатах участвовали преимущественно местные гонщики. С 2019 года проводится международный турнир ФИА Формула-3, хотя этапы серии и не выходят пока дальше европейского континента. Как правило, в заездах Формулы-3 участвуют молодые гонщики, претендующие на переход в более высокие классы. Ряду пилотов удавалось за счёт успешных выступлений в Формуле-3 переходить в Формулу-1, минуя ступень Формулы-2, Формулы-3000, GP2 — например, многократным чемпионам мира Алену Просту, Айртону Сенне, Михаэлю Шумахеру.
В настоящее время большинство автомобилей Формулы-3 производится фирмой Dallara, так что многие местные чемпионаты проводятся на одинаковых автомобилях. Также применяются Tatuus, Mygale, Lola, Dome и Arttech. Во многих соревнованиях младшего уровня для увеличения количества участников на старт допускаются и более старые автомобили. Чаще всего участники таких чемпионатов разделены на два и более классов. Так, в Французской Формуле-3 2002 года [en] использовались шасси Dallara 302 и Dallara 399 (2002 и 1999 года разработки соответственно), а участники были разделены на классы A и B. При этом все участники, кроме двух в старшем классе и одного в младшем, обладали французским же гражданством.
Двигатели в Формуле-3 обычно также у всех одинаковые, шестицилиндровые, атмосферные объемом 3,4 литра. Они должны быть произведены на основе серийного двигателя, и зачастую опечатываются организаторами до начала соревнования, так что тонкая настройка весьма ограничена, а зачастую и вовсе невозможна. Часто использовались Mugen-Honda, Volkswagen, Alfa Romeo и Renault. В настоящее время в европейских чемпионатах весьма популярны двигатели HWA-Mercedes и Volkswagen, некоторые команды используют Mugen, TOM’S–Toyota, Opel и Fiat.
Содержание
История [ | ]
Машины [ | ]
Формула-3 является открытым классом, то есть здесь допускается соревнование конструкторов. Однако оно сильно ограничено регламентом во избежание роста расходов. Серьёзные обновления шасси (новую модель) производят раз в три года, двигатели делают на базе серийного блока цилиндров. Шасси и двигатели производятся сторонними производителями и команды сами выбирают поставщиков. Это приводит к тому, что в последнее время Ф3 становится фактически моноклассом — большая часть команд выбирает комбинацию Dallara-Mercedes.
Основной поставщик двигателей — Mercedes. Ряд команд используют двигатели Volkswagen, Spiess-Opel, TOM’s Toyota, Mugen. В 2007 г. Фольксваген возобновил заводскую программу Формулы 3, и уже в 2008 г. добился побед.
Технические характеристики Dallara F3 2019 [10] | |
---|---|
Шасси | Углепластиковый монокок |
Длина | 4965 мм |
Ширина | 1885 мм |
Высота | 1043 мм |
Вес | 673 кг вместе с пилотом |
Двигатель | Mecachrome 3,4 л V6 безнаддувный, мощностью 380 л.с |
Трансмиссия | Hewland секвентальная шестиступенчатая |
Шины | Pirelli P-Zero, Pirelli Cinturato |
Технический регламент региональных чемпионатов регулируется статьей 275 приложения J Международного спортивного екса FIA. Она, опять же, допускает использование только одного автомобиля внутри одного чемпионата, но разрешает чемпионату выбрать своего поставщика шасси и двигателя.
Формула 3
СОДЕРЖАНИЕ
История [ править ]
1950 : Cooper Formula 500, независимая задняя подвеска, двигатель Norton Manx за водителем.
В 1954 году Паркер взял молодого человека по имени Норман Грэм Хилл в качестве своего механика и главного помощника и дал ему впервые попробовать себя в соревнованиях по автоспорту на 500-кубовом автомобиле в Брэндс-Хэтче. Несколько лет спустя, теперь уже используя свое второе имя Грэм, этот молодой человек дважды становился чемпионом мира Формулы-1 (1962 и 1968).
Паркер ушел из Формулы 3 после сезона 1959 года и решил не переходить в Формулу 2 или Формулу 1 из-за своего возраста. Тем не менее, он участвовал в гонке в одном последнем сезоне (1960), представляя Jaguar на чемпионате British Saloon Car Championships и выиграв 6 июня в Oulton Park на своем XK150. В качестве пенсионного подарка в 1961 году компания Jaguar Lofty England подарила ему специально разработанный 3,8-литровый Jaguar Mark 2. Он был признан самым быстрым из всех построенных Jaguar Mark 2, который тестировался на скорости 140 миль в час на недавно открытом (но пока неограниченном). ) Автомагистраль М4 в 1963 году.
500cc Formula 3 снизился на международном уровне в конце 1950-х, хотя на национальном уровне он продолжался до начала 60-х, уступив Formula Junior для автомобилей 1000 или 1100 куб.см (по скользящей шкале веса).
В 1971 году были введены новые правила, разрешающие двигатели объемом 1600 куб. См с ограниченным воздухозаборником. Сезоны 1971–73 годов были оспорены с этими автомобилями, поскольку аэродинамика стала приобретать все большее значение.
Правила для двухлитровых двигателей были введены в 1974 году, но все еще с ограниченными воздухозаборниками. Сегодня [Обновить] правила двигателя остаются в основном неизменными в F3, что является замечательным примером стабильности в гоночных правилах.
Начало 1990-х : Reynard 903
2000-е : Dallara F305
Исторически сложилось так, что Марч (до 1981 г.), Ральт (до начала 1990-х) и Рейнард (1985–1992 гг.) Были основными производителями шасси для двухлитрового F3, причем Мартини был довольно сильным во Франции; Рейнард впервые применил углеродное волокно в середине 1980-х, заменив традиционные алюминиевые или стальные монококовые конструкции. Даллараоднако, после неудачного проекта Формулы-1, в начале девяностых сосредоточили свое внимание на этой формуле и уничтожили все остальные марки своим F393. В течение пары лет шасси считалось предпосылкой конкурентоспособности, и сегодня шасси Dallara повсеместно используются в этой формуле. Чтобы снизить затраты, их шасси имеют трехлетний жизненный цикл с незначительными ежегодными обновлениями. Однако было решено продлить жизненный цикл нынешнего F308 до четырех лет, чтобы помочь командам; это шасси, однако, было заменено в 2012 году новым шасси F312, которое предполагается использовать до 2017 года. Большинство чемпионатов F3, в первую очередь британских серии, предлагают вторичный класс для автомобилей из предыдущего жизненного цикла, чтобы обеспечить дешевую точку входа для менее финансируемых команд и водителей.
Автомобили F3 [ править ]
Правила для автомобилей [ править ]
Чемпионаты и серии [ править ]
Особые расы [ править ]
Формула 3
Содержание
История [ править ]
1950 : Cooper Formula 500, независимая задняя подвеска, двигатель Norton Manx за водителем.
В 1954 году Паркер взял молодого человека по имени Норман Грэм Хилл в качестве своего механика и главного помощника и дал ему впервые попробовать себя в соревновательном автоспорте на 500-кубовом автомобиле в Brands Hatch. Спустя несколько лет, теперь уже используя свое второе имя Грэм, этот молодой человек дважды становился чемпионом мира Формулы-1 (1962 и 1968).
Паркер ушел из Формулы 3 после сезона 1959 года и решил не переходить в Формулу 2 или Формулу 1 из-за своего возраста. Тем не менее, он участвовал в гонках в одном последнем сезоне (1960), представляя Jaguar на чемпионате British Saloon Car Championships и выиграв 6 июня в Oulton Park на своем XK150. В качестве пенсионного подарка в 1961 году компания Jaguar Lofty England подарила ему специально разработанный 3,8-литровый Jaguar Mark 2. Он был назван самым быстрым из всех построенных Jaguar Mark 2, который тестировался на скорости 140 миль в час на недавно открытом (но пока неограниченном) ) Автомагистраль М4 в 1963 году.
500cc Formula 3 снизился на международном уровне в конце 1950-х годов, хотя он продолжался на национальном уровне до начала 60-х, уступив Formula Junior для автомобилей 1000 или 1100 куб.см (по скользящей шкале веса).
В 1971 году были введены новые правила, разрешающие двигатели объемом 1600 куб. См с ограниченным воздухозаборником. Сезоны 1971–73 годов были оспорены с этими автомобилями, поскольку аэродинамика стала приобретать все большее значение.
Правила для двухлитровых двигателей были введены в 1974 году, но все еще с ограниченными воздухозаборниками. Сегодня [Обновить] правила двигателя остаются в основном неизменными в F3, что является замечательным примером стабильности в гоночных правилах.
Начало 1990-х : Reynard 903
2000-е : Dallara F305
Исторически сложилось так, что Марч (до 1981 г.), Ральт (до начала 1990-х) и Рейнард (1985–1992 гг.) Были основными производителями шасси двухлитрового F3, причем Мартини был довольно сильным во Франции; Рейнард впервые применил углеродное волокно в середине 1980-х годов, заменив традиционные алюминиевые или стальные монококовые конструкции. Даллараоднако, после неудачного проекта Формулы-1, в начале девяностых сосредоточили свое внимание на этой формуле и уничтожили все остальные марки своим F393. В течение нескольких лет шасси считалось предпосылкой конкурентоспособности, и сегодня шасси Dallara повсеместно используются в этой формуле. Чтобы снизить затраты, их шасси имеют трехлетний жизненный цикл с незначительными ежегодными обновлениями. Однако было решено продлить жизненный цикл нынешнего F308 до четырех лет, чтобы помочь командам; однако это шасси было заменено в 2012 году новым шасси F312, которое предполагается использовать до 2017 года. Большинство чемпионатов F3, особенно британских серии, предлагает вторичный класс для автомобилей из предыдущего жизненного цикла, чтобы обеспечить дешевую точку входа для менее финансируемых команд и водителей.
Автомобили F3 [ править ]
Правила для автомобилей [ править ]
Чемпионаты и серии [ править ]
Особые расы [ править ]
Молодежная Формула-3: гонка бюджетов, на старт!
Предыдущий сезон молодежного чемпионата Европы в классе Формула-3 в очередной раз стал бенефисом команды Prema Powerteam. Во второй половине сезоне коллектив сплотился вокруг шведа Феликса Розенквиста, который с пятой попытки наконец-то стал победителем первенства. Однако в этом году чемпионат Европы в «трешке» будет совсем иным – и дело тут, увы, не только в очередной смене поколений. Переполненные стартовые решетки остались в прошлом: тотальное преимущество одного коллектива, а также опасения, связанные с ростом затрат, вынудили многих искать другие серии. Организаторам даже пришлось продлевать на две недели срок подачи заявок на сезон! Однако вместо трех-четырех десятков участников в стартовой ведомости теперь значатся всего 24 машины, а на старт первого этапа, что проходил в рамках уик-энда WTCC в Ле-Кастелле, вышел 21 гонщик.
Куда же делись остальные? «Ветеран» Формулы-3, Феликс Розенквист, в новом сезоне выбрал в качестве «основого блюда» заокеанскую серию Indy Lights. Обширная программа выступлений у скандинава запланирована и в Европе: он займет место Эстебана Окона (еще одного чемпиона европейской Ф-3) в резерве марки Mercedes в DTM. Правда, расчетливый Феликс решил не уподобляться другим подопечным Трехлучевой звезды, карьера которых так и зачахла в стенах немецкой серии. Так что Розенквист будет выступать и за рулем нового купе Mercedes AMG GT3 в спринтерском турнире Blancpain Стефана Рателя. Ну а его напарником по команде ASP станет француз Тристан Вотье, экс-чемпион той самой американской серии Indy Lights!
Главный соперник Розенквиста по предыдущему сезону, Антонио Джовинацци, уже в прошлом году активно пробовал себя далеко за пределами Ф-3. Тогда итальянец заменил на московском этапе DTM дисквалифицированного Тимо Шайдера, а также успешно показал себя в состязаниях прототипов LMP2. Интересно, что Антонио выступит и на грядущем стартовом этапе European Le Mans Series в составе неожиданно появившегося в заявочном листе второго экипажа российской команды SMP Racing. Основной же упор Джовинацци будет сделан на дебют в формульном турнире GP2.
Британец Джейк Деннис и главный возмутитель спокойствия в минувшем сезоне Формулы-3, монегаск Шарль Леклерк, предпочли перейти в серию GP3. Причем, даровитый Леклерк, пользующийся поддержкой Скудерии, получит от итальянской команды статус «гонщика развития» (development driver). То есть, будет проводить свободное время за рулем симулятора. Причем, не исключено, что юное дарование сможет даже проехаться за рулем болида команды Haas на одной из пятничных тренировок какого-нибудь Гран При.
Вот таких пилотов взрастил чемпионат Европы, и очень жаль, что на поводу у моды часть из них решила перейти в GP3. Ведь там примерно за те же деньги (около 500 тысяч евро за сезон) юниоры получат не три зачетных заезда за уик-энд, а гораздо меньше гоночной практики.
К слову, одна из причин, которая больше всего беспокоит молодежь – непомерный рост расходов на дополнительные тесты. Известно, что в юном возрасте накат для гонщика имеет важнейшее значение. Для участников Формулы-3, где регламент хоть и разрешает тестовые сессии вне этапов, но все же ограничивает их время, единственная возможность больше быть за рулем – это участвовать в других сериях. Понятно, что никто юниоров за просто так в команду брать не будет. А заплатить за участие молодежь, уже изрядно потратившаяся на Ф-3, попросту не может. Но бывают и исключения. Например, отец канадца Ланса Строля серьезно вкладывается в дополнительное гоночное образование. Ему удалось пристроить отпрыска в команду Чипа Гэнасси на марафон в Дайтоне, где одним из напарников юниора стал бывший пилот Формулы-1 Алекс Вурц. Ходят слухи про обширные тестовые программы (за рулем машин похожего класса) и для других гонщиков из лидирующих команд.
Ну а после смены поколений предсказать победителей европейского чемпионата Формулы-3 куда сложнее, чем в прошлом году. Всеобъемлющая поддержка со стороны команды Prema не помогла Стролю стать единоличным лидером – нельзя сказать, что Ланс рента-драйвер, но и непревзойденными качествами он тоже отнюдь не блещет. На этом фоне шанс заявить о себе представился немцу Максимилиану Гюнтеру, проведшему большую часть прошлого сезона в довольно слабой команде Петера Мюкке. Теперь он выступает за Prema и явно послужит ориентиром для Строля. Именно Гюнтер добыл два из трех поулов в Ле-Кастелле. За старшего в Prema (в каждой команде Ф-3 – по три машины) после ухода Розенквиста стал новозеландец Ник Кэссиди. Борьбу за лидерство готов был навязать и британец Джордж Расселл из команды Hitech, за которую выступает и наш Никита Мазепин. В межсезонье этот английский коллектив объединил усилия с ART Grand Prix, что говорит о серьезном усилении его инженерных рядов.
Строль блеснул лишь в первой квалификации, где он на подсыхающем асфальте взял поул – и победил, соответственно, в первой гонке. Но и тогда канадец не обошелся без помарки, пропустив на старте вперед Кэссиди. Товарищ по коллективу Prema затем безропотно посторонился, уступая дорогу Лансу, и дуэт лидеров в дальнейшем спокойно добрался до финиша. Не менее умиротворяющая картина была и в споре за «бронзу» двух других одноклубников: Джордж Расселл и перешедший из двухлитрового Еврокубка Формулы Renault Бен Барникоут застолбили для Hitech GP третье и четвертое места.
Ход второй гонки был предопределен в самом начале, когда на холодном асфальте плохо принял старт обладатель поула Гюнтер. Барникоут в первом же повороте заехал на бордюр, после чего его машину кинуло на автомобили Строля и Гаррисона Ньюи, сына того самого легендарного конструктора из мира Ф-1. Однако на Барникоута стоит обратить внимание вовсе не из-за этой ошибки: Бена поддерживает английская гоночная программа Racing Steps Foundation, выведшая на орбиту прошлогоднего чемпиона Формулы Renault 3,5 Оливера Роуланда.
После массового выбытия многих сильных гонщиков победа сама падала в руки Кэссиди, но и у него сдали нервы в последней части заезда. Из-за ошибки новозеландца первое место впервые в карьере досталось британцу Коллуму Айлотту. Ну а Кэссиди лишь в последний момент успел отобрать «серебро» у китайца Гуаню Джоу, вице-чемпиона итальянской Формулы-4.
Насколько упорным могли бы получиться предыдущие сражения, показал третий заезд, в котором Гюнтер все же смог реализовать свой поул. Он и Ник Кэссиди шли по трассе весьма плотно, хотя сражение напарников по коллективу Prema, возможно, получилось и не слишком зрелищным. А вот боссы команд, присматривающие сильных пилотов, явно отметили выступления немца и новозеландца. Близко к ним держался и швед Юэль Эрикссон, младший брат Джимми Эрикссона, который в этом сезоне планирует выступать в GP2. Строль на этом фоне выступил бледно, на десять секунд отстав от напарников по команде Prema. Ну а Расселл, после аннулирования результата квалификации вновь ушедший в бой с последнего ряда, ничего толком не успел показать, повредив переднее антикрыло.
В личном зачете первенства за счет стабильно высоких результатов вперед вырывался Кэссиди. Однако защита этой позиции будет занятием крайне тяжелым, так как соперники в лице Расселла и Гюнтера явно постараются реабилитироваться за неудачи в дебюте сезона. Следующие гонки чемпионата Европы в классе Формула-3 пройдут 24 апреля на Хунгароринге – и вновь совместно с заездами WTCC.
Формула-3. Чемпионат Европы
Положение после первого этапа
Личный зачет:
Формула-3 (класс автомобилей)
Фо́рмула-3 (англ. Formula 3 ) — класс автомобилей с открытыми колёсами. Изначально разрабатывался ФИА как третий по значению класс после Формулы-1 и Формулы-2. Для автомобилей, построенных согласно требованиям данного класса, проводится множество независимых чемпионатов в разнообразных частях света. Мирового чемпионата Формулы-3 до недавнего времени не существовало, а в отдельных чемпионатах участвовали преимущественно местные гонщики. С 2019 года проводится международный турнир ФИА Формула-3, хотя этапы серии и не выходят пока дальше европейского континента. Как правило, в заездах Формулы-3 участвуют молодые гонщики, претендующие на переход в более высокие классы. Ряду пилотов удавалось за счёт успешных выступлений в Формуле-3 переходить в Формулу-1, минуя ступень Формулы-2, Формулы-3000, GP2 — например, многократным чемпионам мира Алену Просту, Айртону Сенне, Михаэлю Шумахеру.
В настоящее время большинство автомобилей Формулы-3 производится фирмой Dallara, так что многие местные чемпионаты проводятся на одинаковых автомобилях. Также применяются Tatuus, Mygale, Lola, Dome и Arttech. Во многих соревнованиях младшего уровня для увеличения количества участников на старт допускаются и более старые автомобили. Чаще всего участники таких чемпионатов разделены на два и более классов. Так, в Французской Формуле-3 2002 года [en] использовались шасси Dallara 302 и Dallara 399 (2002 и 1999 года разработки соответственно), а участники были разделены на классы A и B. При этом все участники, кроме двух в старшем классе и одного в младшем, обладали французским же гражданством.
Двигатели в Формуле-3 обычно также у всех одинаковые, шестицилиндровые, атмосферные объемом 3,4 литра. Они должны быть произведены на основе серийного двигателя, и зачастую опечатываются организаторами до начала соревнования, так что тонкая настройка весьма ограничена, а зачастую и вовсе невозможна. Часто использовались Mugen-Honda, Volkswagen, Alfa Romeo и Renault. В настоящее время в европейских чемпионатах весьма популярны двигатели HWA-Mercedes и Volkswagen, некоторые команды используют Mugen, TOM’S–Toyota, Opel и Fiat.
Содержание
История
Машины
Формула-3 является открытым классом, то есть здесь допускается соревнование конструкторов. Однако оно сильно ограничено регламентом во избежание роста расходов. Серьёзные обновления шасси (новую модель) производят раз в три года, двигатели делают на базе серийного блока цилиндров. Шасси и двигатели производятся сторонними производителями и команды сами выбирают поставщиков. Это приводит к тому, что в последнее время Ф3 становится фактически моноклассом — большая часть команд выбирает комбинацию Dallara-Mercedes.
Основной поставщик двигателей — Mercedes. Ряд команд используют двигатели Volkswagen, Spiess-Opel, TOM’s Toyota, Mugen. В 2007 г. Фольксваген возобновил заводскую программу Формулы 3, и уже в 2008 г. добился побед.
Технические характеристики Dallara F3 2019 [10] | |
---|---|
Шасси | Углепластиковый монокок |
Длина | 4965 мм |
Ширина | 1885 мм |
Высота | 1043 мм |
Вес | 673 кг вместе с пилотом |
Двигатель | Mecachrome 3,4 л V6 безнаддувный, мощностью 380 л.с |
Трансмиссия | Hewland секвентальная шестиступенчатая |
Шины | Pirelli P-Zero, Pirelli Cinturato |
Технический регламент региональных чемпионатов регулируется статьей 275 приложения J Международного спортивного кодекса FIA. Она, опять же, допускает использование только одного автомобиля внутри одного чемпионата, но разрешает чемпионату выбрать своего поставщика шасси и двигателя.