формула крещения для мирян
О таинствах. Таинство Крещения
Одним из важных отделов литургики является изучение таинств. Изложению собственно литургической стороны каждого таинства мы здесь предпосылаем краткое раскрытие существа таинства, изъяснение его нравственно-догматического смысла на основе богослужебного текста чинопоследований.
Учение о том или другом таинстве в богословии сводится обыкновенно к тому, что дается объяснительная сводка всех библейских и святоотеческих мест, говорящих о нем. В лучшем случае эти места ставятся в историческую связь, чем дается некоторая картина развития взгляда Церкви на известное таинство. Но вопросы богословия слишком глубоки, и в каждом из них есть кое-что не поддающееся самому слову, мысли, сокрыта тайна, превышающая силы обыкновенного рассудка и постигаемая иначе, другим действием (актом) душевной жизни, а именно тем, что мы назвали бы творчески-религиозным вдохновением, творчески-религиозным проникновением.
Поэтому-то для таинств один из наиболее верных путей раскрытия их смысла, понимания их «тайны», насколько это возможно, — это их так называемый чин, т. е. богослужение, каким сопровождается совершение таинства.
Богослужение, или чинопоследование таинств, представляет собой не бессвязный произвольный подбор молитв и песнопений, а законченное молитвенно-религиозное произведение, — результат многовекового творчества многих песнотворцев, под непосредственным наблюдением всей Церкви, при ее тесном участии. Вернее, творила эти цельные произведения, эти чинопоследования — сама Церковь устами лучших своих сынов. И как произведения религиозного вдохновенного творчества облагодатствованных и святых песнописцев и отцов Церкви, они способны глубже освещать важнейшие вопросы жизни и бытия вообще, чем чисто рассудочные построения. Вот почему чинопоследование таинств, как и другие богослужебные чины, будучи совершаемы истово и без ненужных сокращений, производят такое высоко-назидательное и умиляющее впечатление на душу.
Как таинства, так и другие священнодействия сопровождаются соответствующими обрядами. Святые отцы, просвещенные благодатью Святого Духа, хорошо понимали, что человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние возбудители, чтобы ему возвышаться к предметам невидимым, Божественным. Для этого они установили разные обряды при совершении таинств и вообще богослужения, чтобы тем яснее изобразить величие тайн Божественных, возбуждать умы верующих посредством видимых знаков к созерцанию духовных предметов, пробуждать чувства веры, благоговения, умиления и благодарности Богу за Его благодатные дары и благодеяния, явленные в Искуплении.
Но польза от совершения обрядов будет только тогда, когда они будут исполняться не машинально, а осмысленно, истово, с проникновением в их дух и значение. Поэтому священники, сознавая всю высоту и значение совершаемых таинств и сопровождающих их обрядов, должны хранить себя от небрежного, невнимательного их совершения, от поспешности и неразумных сокращений. «Благочестие на все полезно» (1 Тим. 4, 7). Оно необходимо будет нормой и руководством к благоговейному и достойному совершению этих таинств. Достаточно вспомнить при этом молитву священника о себе самом при совершении одного из таинств (таинства Крещения). Она показывает, с какими чувствами и настроением должен приступать священник к совершению таинства Крещения и других таинств. В молитве говорится:
«Благоутробный и Милостивый Боже, истязуяй сердца и утробы, и тайная человеческая ведый един, не бо есть вещь неявленна Тобою, но вся нага и обнаженна пред очима Твоима: ведый яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене: но презри моя прегрешения в час сей, презираяй человеков грехи в покаяние, и омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всего мя освяти всесовершенною силою Твоею невидимою, и десницею духовною: да не свободу иным возвещаяй и сию подаваяй верою совершенною, Твоего неизреченнаго человеколюбия сам, яко раб греха, неискусен (отвержен) буду. Ни, Владыко, Благий и Человеколюбивый, да не возвращуся смирен (да не буду наказан лишением благодати): но ниспосли мне силу с высоты, и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго, и вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, моим окаянством».
Эта ревность о деле Божием и смиренное его исполнение, память о том, что «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» — должны быть неослабными у пастыря во всю его жизнь.
В молитве на освящение воды при крещении говорится, что человек в этом таинстве отлагает ветхого человека, облекается в нового, «обновляемаго по образу Создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти (Христовой) крещением, общник и воскресения будет и, сохранив дар Святаго. Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания и сопричтется перворожденным, написанным на небеси в Бозе и Господе нашем Иисусе Христе».
Таким образом, усвоение нами смерти и воскресения Христовых в крещении — имеет главным образом действие в онтологическом смысле (т. е. изменяет все бытие человека, все его естество), а не только нравственное и символическое (как учат протестанты, сектанты): в человеке происходит совершаемое благодатию Божией изменение во всем его существе и бытии. В молитве 1-й и 2-й на 8-й день после крещения говорится, что крещенному «водою и Духом» дана жизнь второго рождения и прощение грехов («избавление грехов святым крещением рабу Твоему даровавый, и жизнь паки рождения ему подавый», «паки родивый раба Твоего новопросвещеннаго водою и Духом»); теперь он находится в таком тесном единстве со Христом, что называется «одеявыйся во Христа и Бога нашего».
Для чего же за крещением следует миропомазание (у католиков раздельно — конфирмация)?
«В образе умерщвления, — говорит Григорий Нисский, — представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда, не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла, при стечении двух пособий к истреблению злого: покаяния согрешившего и подражания смерти (Господа), — которыми человек отрешается несколько от союза со злом, покаянием будучи приведен в ненавидение порока и в отчуждение от него, а смертью производя уничтожение зла».
таинства миропомазания сподобил его пребыть непобедимым подвижником в борьбе с грехом и врагом-диаволом, показал его и нас до конца победителями в подвиге и увенчал Своим нетленным венцом.
Литургическая сторона таинства Крещения. Определение таинства. Крещение есть таинство, в котором крещаемый, после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их, при троекратном погружении в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», — очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной.
История чинопоследования таинства. Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом, незадолго пред Его вознесением на небо. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Святой Троицы (Мф. 18, 19). На основании данных Иисусом Христом наставлений апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим преемникам. В век апостольский и мужей апостольских (I—II век) крещение отличалось простотою и несложностью и состояло:
из наставления в вере Христовой, или оглашения,
покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов и открытого исповедания веры во Христа и
самого крещения чрез погружение в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
В конце II века и в III веке в чин крещения введен был ряд новых действий. Подготовка ко крещению и испытание (оглашение) совершались в более продолжительный срок времени (от нескольких дней до нескольких лет), ввиду гонений и осторожности в принятии новых членов, чтобы не принять слабых в вере, которые во время гонений могли бы отречься от Христа или предавать христиан язычникам. В III веке были введены пред крещением заклинания, отречение от сатаны, сочетание Христу, после этого помазание всего тела елеем; пред погружением крещаемого в воду было освящение воды. После крещения новопросвещенного облачали в белые одежды и надевали венец (на Западе) и крест.
Восполнение чина крещения, начавшееся во II веке, значительно усилившееся в III веке, продолжалось и в эпоху IV и V веков, хотя и не в такой степени, как прежде. В это время литургическая сторона достигла наиболее полного развития и оформления. В IV—VIII вв. составлены многие молитвы, которые и теперь существуют в чине оглашения, освящения воды и крещения.
Крещение совершалось преимущественно в определенные дни, особенно в праздники Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления, а также в дни памяти апостолов, мучеников и в храмовые праздники. Этот обычай существовал уже в III-м веке, но в IV веке получил особенное распространение.
О древности всех обрядов и действий оглашения и крещения свидетельствуют древнейшие письменные памятники: Апостольские постановления, Правила святых апостолов (49 и 50 пр.) и соборов (Второй Вселенский Собор, 7 пр.; Трулльский, 95 пр.), писания отцов и учителей Церкви (Тертуллиана, Кирилла Иерусалимского — 2 тайноведческое слово; Григория Богослова — Слово о крещении, Василия Великого, Иоанна Златоуста — Огласительное слово и других), древнегреческие Требники, начиная с VII—VIII вв. и проч.
До крещения, в первый же день рождения младенца, священник читает «Молитвы в первый день по внегда родити жене отроча». Затем, обыкновенно, сряду читается «Молитва во еже назнаменовати (крестным знамением) отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего». По Уставу наречение имени полагается совершать на восьмой день по рождении младенца пред вратами храма, в притворе. Наречение имени в 8-й день положено совершать по примеру церкви ветхозаветной, освященному Иисусом Христом (Лк. 2, 21).
В сороковой день по рождении младенца священник в притворе (обычно у входа в храм) читает «молитвы жене родильнице» и, если младенец уже крещен, то сразу же за этим совершает «Чин воцерковления отрочати». Если младенец родился мертвым, молитвы матери читаются короче (указано на ряду в Требнике).
Для матери, у которой младенец жив и уже крещен, в предпоследней молитве (отрочати) «Господи, Боже наш» выпускаются слова: «Да сподобився святаго Крещения» и далее до возгласа: «Тебе подобает всякая слава. »; в последней же молитве «Боже Отче Вседержителю» выпускаются слова: «и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения. » до возгласа.
Христианским женам, сделавшимся матерями, Церковь возбраняет входить в храм до 40-го дня и приступать к причащению Святых Таин, имея в виду пример Богоматери, исполнявшей закон очищения (Лк. 2, 22). В случае же тяжелой болезни матери сподобляются причащения Святых Таин независимо от этого предписания.
Оглашение взрослых. Взрослые (и отроки начиная с 7 лет), желающие креститься, допускаются до святого Крещения:
после испытания их искреннего желания оставить прежние заблуждения и греховную жизнь и принять православную христианскую веру и после оглашения, т. е. научения вере Христовой.
Оглашение детей. Оглашение совершается и при Крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники, которые поручаются за веру крещаемого.
При Крещении взрослых соблюдается следующее: желающий креститься сперва молитвословиями и священнодействиями отделяется от общества неверующих, при этом нарекают ему христианское имя. Затем совершаются три оглашения (в притворе, у церковных дверей).
В первом оглашении желающий креститься подробно исчисляет прежние свои заблуждения относительно истинной веры Христовой, отрекается от них и изъявляет желание сочетаться Христу.
Это оглашение (общее для взрослого и для младенца) начинается священнодействиями и молитвами, которыми, главным образом, отгоняется диавол.
Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует его чело и перси трижды, налагает руку на главу его и читает сначала одну предогласительную, а потом четыре заклинательные молитвы. По окончании заклинательных молитв священник опять трижды крестообразно дует на младенца с произнесением слов: «Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его».
Все эти обряды очень древни. Троекратным дуновением, троекратным благословением и чтением предогласительной молитвы в самой глубокой древности язычник или иудей, пожелавшие принять христианство, приготовлялись к оглашению, т. е. слушанию христианского учения. Как при создании человека Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), так и при воссоздании его, в самом начале Крещения, священник трижды дует на лицо крещаемого. Благословение священническое отделяет крещаемого от неверных, а возложение на него руки служит символом того, что священник преподает ему благодать Божию, обновляющую и воссоздающую. Затем, после чтения заклинательных молитв, бывает отречение самого крещаемого от диавола.
Отречение от диавола составляет обращение крещаемого (взрослый — «имея руце горе») и восприемника на запад, отречение, дуновение и плюновение (на врага-диавола).
Крещаемый обращается на запад, к той стране, откуда появляется тьма, потому что диавол, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и царство его — царство тьмы.
Само отречение выражается троекратным ответом — «отрицаюся» на три раза повторяющиеся вопросы священника:
«Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»
Затем на троекратный вопрос: «Отреклся ли еси сатаны?» — крещаемый отвечает: «Отрекохся».
Это троекратное отречение оканчивается тем, что крещаемый или (если младенец) восприемник его дует в знак того, что он изгоняет диавола из глубины сердца и плюет на него в знак презрения.
Сочетание Христу. Сюда относятся: обращение на восток (взрослый — «доле имея руце»), изъявление своего сочетания Христу, чтение Символа веры и поклонение Богу.
Сочетание со Христом — то же, что вступление в завет или в духовный союз со Христом и обещание быть Ему верным и покорным. Сочетаясь Христу, крещаемый обращается на восток, как источник света, потому что рай был на востоке, да и Бог называется Востоком: «Восток имя Ему».
Все до сих пор, касающееся оглашения, священник совершает в епитрахили. После же поклонения Святой Троице и молитвы о крещаемом священник, по Уставу, входит с крещаемым в храм, облачается в фелонь (белую) и надевает поручи («нарукавницы») для удобства священнодействия.
Как белая одежда священника, так и зажжение светильников выражает духовную радость о просвещении человека в таинстве Крещения. Крещение и называется просвещением по своим благодатным дарам.
Примечание о восприемниках.
Восприемники должны быть как при Крещении взрослых, так и младенцев. По Уставу полагается для крещаемого один восприемник того же пола, что и крещаемый. В обычае же принято иметь двух восприемников (мужского и женского пола).
Восприемниками должны быть лица православного исповедания. Лица неправославного исповедания (католики, англикане и др.) могут допускаться быть восприемниками только в виде исключения; при Крещении они должны произнести православный Символ веры.
Восприемниками могут быть лица, достигшие 15 лет.
Не могут быть восприемниками родители своих детей, монахи.
В случае крайности дозволяется совершать Крещение и без восприемников; в этом случае сам совершитель таинства является восприемником.
Совершение самого таинства Крещения священник начинает возгласом: «Благословенно Царство…».
И затем следует великая ектения на освящение воды. Диакон произносит ектению, а священник читает тайно молитву о себе, да укрепит его Господь к совершению сего великого таинства.
Освящение воды совершается посредством великой ектении и особой молитвы, в которых призывается Святой Дух для освящения воды и да соделается она неприступной сопротивным силам. При чтении из этой молитвы троекратно слов: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы», священник «знаменает воду трижды (изображая знак креста), погружая персты в воде и дунув на ню».
Помазание освященным елем воды и самого крещаемого. Погрузив кисточку в освященный елей, священник трижды начертывает ею крест в воде, произнося: «Вонмем» (если служит диакон, то он произносит этот возглас), псаломщик трижды поет «Аллилуиа» (трижды по три раза).
Как находящимся в Ноевом ковчеге Господь послал с голубем масличную ветвь, — знамение примирения и спасения от потопа (см. молитву при освящении елея), так и над водою Крещения творится крест елеем в знак того, что воды Крещения служат к примирению с Богом и что в них явлена милость Божия.
После этого священник возглашает:
«Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир…»
И помазывается крещаемый елеем. Священник изображает знак креста на челе, груди, спине («междорамии»), ушах, руках и ногах крещаемого, произнося слова —
— при помазании чела: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»;
— при помазании груди и спины: «Во исцеление души и тела»;
— при помазании ушей: «В слышание веры»;
— при помазании рук: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя»;
— при помазании ног: «Во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих».
Это помазание елеем по цели и внутреннему смыслу есть привитие дикой маслины — крещаемого — к плодоносной маслине — Христу, и указывает на то, что в Крещении человек рождается в новую духовную жизнь, где он должен будет бороться с врагом спасения — диаволом; этот символ взят из древности, где борцы для успеха в борьбе обыкновенно натирались маслом.
Погружение крещаемого в воду. Непосредственно после помазания елеем священник совершает самое существенное в таинстве — само крещение (греческое название крещения baptisma — значит «погружение») чрез троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ, И СЫНА, АМИНЬ, И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ».
При погружении крещаемый смотрит лицом к востоку.
По совершении троекратного погружения положено петь (трижды) 31-й псалом (в это время священник умывает руки после Крещения). Сразу после Крещения священник одевает крещенного в белую одежду.
Облачение крещаемого в белую одежду и возложение креста. При этом священник произносит слова: «Облачается раб Божий (имя) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».
В это время поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш».
Белая одежда — символ чистоты души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе чистоты жизни, к которой обязуется человек после Крещения. Возложение креста — во всегдашнее напоминание о новом служении Иисусу Христу и о несении своего жизненного креста по слову Господа.
При возложении нательного креста священник осеняет им младенца, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», после чего, по существующей практике, говорит следующие слова из Евангелия: «Аще кто хощет по Мне идти, — рече Господь, — да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет».
После облачения в одежды крещаемому (если взрослый) дается зажженный светильник, который знаменует славу будущей жизни и свет веры, с которым верующие, как чистые и девственные души, должны встречать Небесного Жениха.
По окончании этих действий священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю», которая служит переходом к таинству Миропомазания, так как в ней выражается, с одной стороны, благодарение за благодатное возрождение новокрещенного, с другой, — моление о даровании ему печати «дара Святаго и Всесильнаго, и поклоняемаго Духа» и утверждении его в духовно-благодатной жизни.
Если в случае смертной опасности тяжелобольной младенец крещен мирянином, то священник дополняет Крещение молитвами и обрядами, которые относятся ко Крещению и показаны в Требнике после троекратного погружения в воду младенца. Молитвы и обряды, предшествующие погружению в воду, повторять уже нет смысла после совершения самого Крещения; само же Крещение не повторяется.
Крещение, совершенное мирянином, восполняется по следующему чину: «Благословенно Царство», великая ектения, положенная в начале чина Крещения, но без прошений об освящении воды. После возгласа «Яко
подобает Тебе», — поется 31-й псалом «Блажени, ихже оставишася беззакония» и прочее последование с Миропомазанием до конца. Образ круга совершается около аналоя с крестом и Евангелием.
В случае, когда имеется сомнение, крещен ли младенец и правильно ли крещен, по разъяснению, имеющемуся в Требнике Петра Могилы, следует совершить над ним Крещение, при этом к совершительной формуле Крещения прибавлять слова: «аще не крещен есть», т. е. в полной форме: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен есть, во имя Отца…» и проч.
При опасении, что младенец не будет долго жить, Устав повелевает крестить его тотчас же по рождении, и притом, чтобы успеть совершить Крещение, пока он жив, Крещение совершается священником над ним вкратце, без оглашения, по чину, озаглавленному в Малом Требнике: «Молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».
Крещение вкратце совершается следующим образом. Священник говорит: «Благословенно Царство». Чтец: «Святый Боже», «Пресвятая Троице». По Отче наш — возглас священника, и читается им сокращенная молитва на освящение воды. После ее чтения священник влагает елей в воду, затем крестит младенца, говоря: «Крещается раб Божий» и пр.
После Крещения священник облачает младенца и помазывает Миром. Затем обходит с ним около купели по чину, поя: «Елицы во Христа крестистеся». И бывает отпуст.
Приложение. Схемы чинопоследований Таинств
Чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания
Схема чинопоследования | Примечания | |
Чинопоследование оглашения | ||
1 | Молитва, во еже сотворить оглашенного | Священник дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку |
2 | Четыре «запрещения» | |
2.1 | Два заклинания сатаны | |
2.2 | Два обращения к Богу | В конце четвертой молитвы священник дует на оглашаемого |
3 | Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом | |
Отречение | ||
3.1 | Троекратное отречение | Отрицаеши ли ся… Отрицаюся. |
3.2 | Троекратное подтверждение отречения | Отреклся ли ecи… Отрекохся. |
3.3 | Дуновение и плюновение | |
Сочетание | ||
3.4 | Троекратное сочетание | Сочетаваеши ли ся… Сочетаваюся. |
3.5 | Троекратное подтверждение сочетания с чтением Символа веры | Сочетался ли ecи… Сочетахся. Веруеши ли… Верую… |
3.6 | Повторное троекратное подтверждение сочетания | Сочетался ли ecи… Сочетахся. |
3.7 | Поклонение Богу | И поклонися Ему. Поклоняюся… |
4. | Молитва подготовительная ко Крещению | |
Крещение и Миропомазание (Чинопоследование Просвещения) | ||
1 | Приготовление Крещения | |
1.1 | Литургийный возглас | Благословенно Царство… |
1.2 | Мирная ектенья с особыми прошениями | Дополнительные прошения ектеньи: о воде и крещаемом |
Тайная молитва священника о себе | ||
1.3 | Освящение воды | три молитвы |
1.4 | Освящение елея | |
1.5 | Помазание воды с пением Аллилуиа | |
2 | Крещение | |
2.1 | Помазание «елеем радования» | |
2.2 | Троекратное погружение | Крещальная формула: Крещается раб Божий… Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь. |
Псалом 31 [трижды] | ||
2.3 | Облачение в «ризу правды» с пением тропаря Ризу мне подаждь светлу… | |
3 | Миропомазание | |
3.1 | Молитва | Благодарение о Крещении; прошение о последующих Таинствах |
3.2 | Помазание св. миром | Формула: Печать дара Духа Святого. Аминь. |
4 | Завершение | |
4.1 | Шествие вокруг купели с пением Елицы во Христа крестистеся… | Трижды |
4.2 | Прокимен. Апостол | Послание св. ап. Павла к Римлянам, зач. 91 |
4.3 | Аллилуиа, Евангелие | Евангелие от Матфея, зач. 116 |
4.4 | Сугубая ектенья | |
4.5 | [Отпуст] | |
Чины «восьмого дня» | ||
1 | Омовение мира | |
1.1 | Две молитвы | |
1.2 | Молитва главопреклонения | |
1.3 | Окропление и омовение мира | |
2 | Пострижение волос | |
2.1 | Молитва | |
2.2 | Молитва главопреклонения | |
2.3 | Крестообразное пострижение | |
3 | Сугубая ектения | |
4 | Отпуст | |
Чинопоследование Таинства Покаяния | ||
Схема чинопоследования | Примечания | |
1 | Возглас | Благословен Бог наш… |
2 | Обычное начало | |
3 | 50-й псалом; покаянные тропари; Господи помилуй (40 раз) | Помилуй нас, Господи, помилуй нас… |
4 | Две молитвы | Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном… Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго… |
5 | Увещание | Се чадо, Христос невидимо стоит… |
6 | Вопросы к кающемуся | |
6.1 | Исповедание веры | |
6.2 | Исповедание грехов | |
6.3 | «Завещание» | «… вторым крещением крещаешися ecи …» |
7 | Разрешение | |
7.1 | Молитва | Господи, Боже спасения рабов Твоих… |
7.2 | Формула | Господь и Бог наш Иисус Христос… |
8 | Достойно есть… | |
Отпуст | ||
9 | [Наложение епитимии] | |
Чинопоследование Таинства Брака | ||
Схема чинопоследования | Примечания | |
Чинопоследование обручения | ||
1 | Начало обручения: | |
1.1 | Каждение, вручение горящих свечей | |
1.2 | Возглас | Благословение иереем глав обручающихся Благословен Бог наш. |
1.3 | Мирная ектенья с особыми прошениями | |
2 | Молитва 1-я Преподание мира Молитва 2-я, главопреклонения | |
3 | Обручение | Обручается раб Божий N рабе Божией N во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Обручается раба Божия N рабу Божию N… Обмен кольцами |
4 | Молитва 3-я | |
5 | Сугубая ектенья (сокращенная) | |
6 | [Отпуст] | |
Чинопоследование венчания | ||
1 | Вход в храм | Иерей поет псалом 127; хор – припев; Слава тебе, Боже наш, слава Тебе. |
2 | Поучение венчающихся. Вопросы венчающимся | |
3 | Начало венчания: | |
3.1 | Литургийный возглас | Благословенно Царство… |
3.2 | Мирная ектенья с особыми прошениями | |
3.3 | Три молитвы | |
4 | Венчание | Венчается раб Божий N рабе Божией N во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Венчается раба Божия N рабу Божию N… Господи Боже наш, славою и честию венчай я [т.е. «их»], трижды |
5 | Чтение Св. Писания | |
5.1 | Прокимен | Положил ecи на главах их венцы… |
5.2 | Апостол | Послание св. ап. Павла к Ефесянам, зач. 230 |
5.3 | Аллилуиарий | |
5.4 | Преподание мира | |
5.5 | Евангелие | Евангелие от Иоанна, зач. 6 |
6 | Сугубая ектения (сокращенная) | |
7 | Молитва | |
8 | Молитва Господня [и Причащение: в древности] | |
8.1 | Просительная ектенья | |
8.2 | Молитва Господня | Отче наш… |
8.3 | Преподание мира. Главопреклонение | Из-за отсутствия Причащения – без молитвы главопреклонения |
8.4 | [в древности: Причащение] | В древности здесь совершалось причащение Преждеосв. Дарами |
9 | Общая чаша | |
9.1 | Молитва | Благословение обшей чаши |
9.2 | Преподание общей чаши | Трижды; в древности после вкушения общая чаша разбивалась |
10 | Обхождение круга. Тропари | Трижды Исаие, ликуй …; Святии мученицы …; Слава Тебе, Христе Боже… |
11 | Окончание | |
11.1 | Снятие венцов | |
11.2 | Молитва по снятии венцов | |
11.3 | Преподание мира. Молитва главопреклонения | |
11.4 | Отпуст | |
12 | Молитвы «во осмый день» | |
Чинопоследование Таинства Елеосвящения | ||
Схема чинопоследования | Примечания | |
1 | Начальная часть | |
1.1 | Возглас | Благословен Бог наш… |
1.2 | Служба за болящего | По структуре походит на современную утреню |
2 | Освящение елея | |
2.1 | Мирная ектенья с особыми прошениями | |
2.2 | Молитвы | |
2.3 | Тропари | |
3 | Помазание (повторяется семь раз) | |
3.1 | Прокимен*. Апостол* | Знаком * отмечены те тексты, которые различны при каждом помазании. |
3.2 | Аллилуия*. Евангелие* | |
3.3 | Сугубая ектенья (сокращенная) | |
3.4 | Молитва священническая* | |
3.5 | Молитва помазания | Помазание |
4 | Возложение Евангелия на главу болящего | |
4.1 | Молитва | |
5 | Окончание | |
5.1 | Сугубая ектения (сокращенная) | |
5.2 | Стихиры | |
5.3 | Отпуст | |
5.4 | Прощение | |
Чинопоследование Хиротонии | ||
Схема чинопоследования | Примечания | |
1 | Избрание | |
1.1 | Волеизъявление | Повели. Повелите. Повели, [титул] владыко. [При хиротонии епископа избрание составляет два особых чина, совершаемых заранее; указанный возглас не произносится] |
1.2 | Введение в алтарь | |
1.3 | [кроме хиротонии епископа] Поклонение престолу и епископу. Тропари | Святии мученицы …; Слава Тебе, Христе Боже …; Исаие, ликуй … |
2 | Рукоположение | Епископ трижды «знаменует» голову ставленника и возлагает на него руки. [При рукоположении епископа на «выю» рукополагаемого возлагается Евангелие, руки возлагают все епископы] |
2.1 | Объявление Кирие элейсон – Господи помилуй | Божественная благодать … (При хиротонии епископа: Избранием и искусом … Божественная благодать.] Поется в продолжение всех молитв |
2.2 | Молитва епископа 1-я | О достоинстве |
2.3 | Мирная ектенья с особыми прошениями | |
2.4 | Молитва епископа 2-я | О служении |
3 | Облачение | Аксиос – на каждый предмет |
4 | Указание рукоположенному на его церковное служение | Новопоставленному диакону вручается рипида, и он веет ею над Дарами. Новопоставленному иерею после освящения Даров вручается залог со словами: Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязай быти во Второе и Страшное Пришествие Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Новопоставленный епископ «мирствует» к Апостолу (в древности с этого начиналась Литургия) |
Чинопоследование Божественной Литургии | ||
Проскомидия | ||
Схема чинопоследования | Примечания | |
1 | Возглас | Благословен Бог наш … |
2 | Предложение Св. Даров: | |
2.1 | Св. Хлеба | Агничная просфора |
2.2 | Св. Соединения | Вино и вода |
3 | Поминовение: | |
3.1 | Пресвятой Богородицы | Богородичная просфора |
3.2 | святых | Девятичинная просфора |
3.3 | живых | Заздравная просфора |
3.4 | усопших | Заупокойная просфора |
4 | Покровение и каждение Предложения | |
5 | Молитва Предложения | |
6 | Отпуст | |
7 | Каждение храма перед Литургией | |
Божественная Литургия | ||
А. Литургия Оглашенных (Литургия Слова) | ||
1 | Начало Литургии Оглашенных | |
1.1 | Литургийный возглас | Благословенно Царство … |
1.2 | Мирная ектенья | Миром Господу помолимся |
1.3 | Антифоны: | |
1.3.1 | Молитва 1-го антифона. Антифон 1-й* | Знаком * помечены изменяемые элементы |
1.3.2 | Малая ектенья. Молитва 2-го антифона. Антифон 2-й*. Гимн Единородный Сыне … | |
1.3.3 | Малая ектенья. Молитва 3-го антифона. Антифон 3-й* | |
2 | Малый вход | |
2.1 | Молитва входа. Вход с Евангелием | Премудрость. Прости. |
2.2 | Входное*. Тропари и кондаки* | |
2.3 | Молитва Трисвятого. Трисвятое* | Святый Боже … |
3 | Чтение Св. Писания | |
3.1 | Восхождение на Горнее место. Первое преподание мира | Мир всем |
3.2 | Чтение Апостола | |
3.2.1 | Прокимен* | |
3.2.2 | Апостол* | |
3.3 | Чтение Евангелия. Каждение | Мир всем |
3.3.1 | Аллилуиарий* | |
3.3.2 | Молитва перед Евангелием. Преподание мира перед Евангелием | |
3.3.3 | Евангелие* | |
3.4 | [Проповедь*] | |
4 | Прилежное моление | |
4.1 | Сугубая ектенья Молитва прилежного моления | Рцем вси от всея души … |
4.2 | [Заупокойные ектенья и молитва] | Помилуй нас, Боже … |
5 | Окончание Литургии Оглашенных | |
5.1 | Ектения об оглашенных. Молитва главопреклонения оглашенных | Помолитеся, оглашеннии, Господеви |
5.2 | [Исхождение оглашенных] | Оглашеннии, изыдите |
Б. Литургия Верных | ||
1 | Начало Литургии верных | |
1.1 | Мирная ектенья (сокращенная). Две молитвы верных | В двух частях по числу молитв верных |
2 | Великий вход | |
2.1 | Молитва священника о себе. | Никтоже достоин … Иже херувимы … |
2.2 | Херувимская песнь*. Каждение | |
2.3 | Принесение Св. Даров на св. престол | |
3 | Приготовление к Анафоре | |
3.1 | Диалог после Великого входа | Дух Святый найдет на тя … |
3.2 | Просительная ектенья. Молитва предложения | Исполним молитву нашу Господеви |
3.3 | Преподание мира перед Анафорой. Лобзание мира | Мир всем Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы – Отца и Сына и Святого Духа … Христос посреде нас – И есть и будет! |
3.4 | Исповедание веры | Символ веры |
4 | Анафора (возношение) | |
4.1 | Диалог перед Анафорой | Станем добре … – Милость мира … Благодать Господа … – |
4.2 | Praefatio: богословские истины | И со духом твоим. Горе имеим сердца! – Имамы ко Господу. Благодарим Господа! – Достойно и праведно … |
4.3 | Sanctus: рассказ об ангельской литургии, включая песнь Свят, свят свят … | Победную песнь … – Свят, Свят, Свят … |
4.4 | Post-Sanctus: рассказ о Домостроительстве Спасения 4.5 | Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, Еже за вы ломимое во оставление грехов. – Аминь. |
4.5 | Institutio: рассказ о Тайной Вечере, включая установительные слова | Пийте от Нея вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, Яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. – Аминь. |
4.6 | Anamnesis: завершение повествований (= воспоминание) и переход к молениям | Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. – Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш. |
4.7 | Epiclesis: Призывание Св. Духа на Церковь и Дары и освящение Св. Даров. Моление о причащающихся | В том числе – троекратное благословение Св. Даров (в Русской Церкви предваряется чтением тропаря третьего часа) и диалог с диаконом |
4.8 | Intercessio Поминовение: Пресвятой Богородицы и всех святых: усопших; вселенной; Церкви; страны: властей и воинства; Патриарха и правящего епископа; живых; ходатайства о разном | Изрядно о Пресвятей … – Достойно есть … * В первых помяни, Господи … – И всех, и вся. |
4.9 | Заключение Анафоры: славословие и диалог | И даждь нам единеми усты … славити … Имя Твое … – Аминь. И да будут милости … – И со духом твоим. |
5 | Приготовление к Причащению | |
5.1 | Просительная ектенья. Молитва о достойном Причащении | Вся святыя помянувше … |
5.2 | Молитва Господня | И сподоби нас, Владыко … – Отче наш … |
5.3 | Преподание мира перед Причащением. Молитва главопреклонения | Мир всем |
5.4 | Молитва возношения. Возношение и преломление Св. Хлеба | Святая святым. – Един Свят … |
Исполнение Св. Чаши; теплота; приготовление Св. Даров для Причащения | ||
6 | Св. Причащение | |
6.1 | Причащение духовенства; молитва благодарения; чтение пасхальных гимнов Причащение мирян | Пение причастного стиха*. В греческих Служебниках печатаются (и читаются) не здесь, а уже после Причащения мирян. Со страхом Божиим … |
6.2 | Погружение поминальных частиц во Св. Чашу | Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею Честною … |
6.3 | Перенесение Св. Даров на жертвенник. Благодарственные песни | Спаси, Боже, люди Твоя… – Видехом Свет истинный* … Всегда, ныне и присно … – Аминь. Да исполнятся уста наша … |
6.4 | Ектения благодарения [Молитва благодарения] | Прости, приимше Божественных … Таин … В русском Служебнике печатается до Причащения мирян |
7 | Окончание | С миром изыдем |
7.1 | Заамвонная молитва | Благословляли благословящия Тя, Господи … |
7.2 | Буди Имя Господне … и псалом 33. Молитва и потребление Св. Даров | [Раздаяние антидора] |
7.3 | Заключительное благословение | Благословение Господне на вас … |
7.4 | Отпуст*. Многолетие |
Источник: Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: курс лекций / П.Ю. Малков. — 4-е изд. — М.: Изд-во ПСТГУ. 2016. — 352 с. ISBN 978-5-7429-1024-4