формула крещения для мирян

О таинствах. Таинство Крещения

формула крещения для мирянОдним из важных отделов литургики является изучение таинств. Изложению собственно литургической стороны каждого таинства мы здесь предпосылаем краткое раскрытие существа таинства, изъяснение его нравственно-догматического смысла на основе богослужебного текста чинопоследований.
Учение о том или другом таинстве в богословии сводится обыкновенно к тому, что дается объяснительная сводка всех библейских и святоотеческих мест, говорящих о нем. В лучшем случае эти места ставятся в историческую связь, чем дается некоторая картина развития взгляда Церкви на известное таинство. Но вопросы богословия слишком глубоки, и в каждом из них есть кое-что не поддающееся самому слову, мысли, сокрыта тайна, превышающая силы обыкновенного рассудка и постигаемая иначе, другим действием (актом) душевной жизни, а именно тем, что мы назвали бы творчески-религиозным вдохновением, творчески-религиозным проникновением.

Поэтому-то для таинств один из наиболее верных путей раскрытия их смысла, понимания их «тайны», насколько это возможно, — это их так называемый чин, т. е. богослужение, каким сопровождается совершение таинства.

Богослужение, или чинопоследование таинств, представляет собой не бессвязный произвольный подбор молитв и песнопений, а законченное молитвенно-религиозное произведение, — результат многовекового творчества многих песнотворцев, под непосредственным наблюдением всей Церкви, при ее тесном участии. Вернее, творила эти цельные произведения, эти чинопоследования — сама Церковь устами лучших своих сынов. И как произведения религиозного вдохновенного творчества облагодатствованных и святых песнописцев и отцов Церкви, они способны глубже освещать важнейшие вопросы жизни и бытия вообще, чем чисто рассудочные построения. Вот почему чинопоследование таинств, как и другие богослужебные чины, будучи совершаемы истово и без ненужных сокращений, производят такое высоко-назидательное и умиляющее впечатление на душу.

Как таинства, так и другие священнодействия сопровождаются соответствующими обрядами. Святые отцы, просвещенные благодатью Святого Духа, хорошо понимали, что человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние возбудители, чтобы ему возвышаться к предметам невидимым, Божественным. Для этого они установили разные обряды при совершении таинств и вообще богослужения, чтобы тем яснее изобразить величие тайн Божественных, возбуждать умы верующих посредством видимых знаков к созерцанию духовных предметов, пробуждать чувства веры, благоговения, умиления и благодарности Богу за Его благодатные дары и благодеяния, явленные в Искуплении.

Но польза от совершения обрядов будет только тогда, когда они будут исполняться не машинально, а осмысленно, истово, с проникновением в их дух и значение. Поэтому священники, сознавая всю высоту и значение совершаемых таинств и сопровождающих их обрядов, должны хранить себя от небрежного, невнимательного их совершения, от поспешности и неразумных сокращений. «Благочестие на все полезно» (1 Тим. 4, 7). Оно необходимо будет нормой и руководством к благоговейному и достойному совершению этих таинств. Достаточно вспомнить при этом молитву священника о себе самом при совершении одного из таинств (таинства Крещения). Она показывает, с какими чувствами и настроением должен приступать священник к совершению таинства Крещения и других таинств. В молитве говорится:
«Благоутробный и Милостивый Боже, истязуяй сердца и утробы, и тайная человеческая ведый един, не бо есть вещь неявленна Тобою, но вся нага и обнаженна пред очима Твоима: ведый яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене: но презри моя прегрешения в час сей, презираяй человеков грехи в покаяние, и омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всего мя освяти всесовершенною силою Твоею невидимою, и десницею духовною: да не свободу иным возвещаяй и сию подаваяй верою совершенною, Твоего неизреченнаго человеколюбия сам, яко раб греха, неискусен (отвержен) буду. Ни, Владыко, Благий и Человеколюбивый, да не возвращуся смирен (да не буду наказан лишением благодати): но ниспосли мне силу с высоты, и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго, и вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, моим окаянством».

Эта ревность о деле Божием и смиренное его исполнение, память о том, что «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» — должны быть неослабными у пастыря во всю его жизнь.

В молитве на освящение воды при крещении говорится, что человек в этом таинстве отлагает ветхого человека, облекается в нового, «обновляемаго по образу Создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти (Христовой) крещением, общник и воскресения будет и, сохранив дар Святаго. Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания и сопричтется перворожденным, написанным на небеси в Бозе и Господе нашем Иисусе Христе».

Таким образом, усвоение нами смерти и воскресения Христовых в крещении — имеет главным образом действие в онтологическом смысле (т. е. изменяет все бытие человека, все его естество), а не только нравственное и символическое (как учат протестанты, сектанты): в человеке происходит совершаемое благодатию Божией изменение во всем его существе и бытии. В молитве 1-й и 2-й на 8-й день после крещения говорится, что крещенному «водою и Духом» дана жизнь второго рождения и прощение грехов («избавление грехов святым крещением рабу Твоему даровавый, и жизнь паки рождения ему подавый», «паки родивый раба Твоего новопросвещеннаго водою и Духом»); теперь он находится в таком тесном единстве со Христом, что называется «одеявыйся во Христа и Бога нашего».

Для чего же за крещением следует миропомазание (у католиков раздельно — конфирмация)?

«В образе умерщвления, — говорит Григорий Нисский, — представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда, не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла, при стечении двух пособий к истреблению злого: покаяния согрешившего и подражания смерти (Господа), — которыми человек отрешается несколько от союза со злом, покаянием будучи приведен в ненавидение порока и в отчуждение от него, а смертью производя уничтожение зла».

таинства миропомазания сподобил его пребыть непобедимым подвижником в борьбе с грехом и врагом-диаволом, показал его и нас до конца победителями в подвиге и увенчал Своим нетленным венцом.

Литургическая сторона таинства Крещения. Определение таинства. Крещение есть таинство, в котором крещаемый, после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их, при троекратном погружении в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», — очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной.

История чинопоследования таинства. Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом, незадолго пред Его вознесением на небо. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Святой Троицы (Мф. 18, 19). На основании данных Иисусом Христом наставлений апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим преемникам. В век апостольский и мужей апостольских (I—II век) крещение отличалось простотою и несложностью и состояло:

из наставления в вере Христовой, или оглашения,

покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов и открытого исповедания веры во Христа и

самого крещения чрез погружение в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

В конце II века и в III веке в чин крещения введен был ряд новых действий. Подготовка ко крещению и испытание (оглашение) совершались в более продолжительный срок времени (от нескольких дней до нескольких лет), ввиду гонений и осторожности в принятии новых членов, чтобы не принять слабых в вере, которые во время гонений могли бы отречься от Христа или предавать христиан язычникам. В III веке были введены пред крещением заклинания, отречение от сатаны, сочетание Христу, после этого помазание всего тела елеем; пред погружением крещаемого в воду было освящение воды. После крещения новопросвещенного облачали в белые одежды и надевали венец (на Западе) и крест.

Восполнение чина крещения, начавшееся во II веке, значительно усилившееся в III веке, продолжалось и в эпоху IV и V веков, хотя и не в такой степени, как прежде. В это время литургическая сторона достигла наиболее полного развития и оформления. В IV—VIII вв. составлены многие молитвы, которые и теперь существуют в чине оглашения, освящения воды и крещения.

Крещение совершалось преимущественно в определенные дни, особенно в праздники Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления, а также в дни памяти апостолов, мучеников и в храмовые праздники. Этот обычай существовал уже в III-м веке, но в IV веке получил особенное распространение.

О древности всех обрядов и действий оглашения и крещения свидетельствуют древнейшие письменные памятники: Апостольские постановления, Правила святых апостолов (49 и 50 пр.) и соборов (Второй Вселенский Собор, 7 пр.; Трулльский, 95 пр.), писания отцов и учителей Церкви (Тертуллиана, Кирилла Иерусалимского — 2 тайноведческое слово; Григория Богослова — Слово о крещении, Василия Великого, Иоанна Златоуста — Огласительное слово и других), древнегреческие Требники, начиная с VII—VIII вв. и проч.

До крещения, в первый же день рождения младенца, священник читает «Молитвы в первый день по внегда родити жене отроча». Затем, обыкновенно, сряду читается «Молитва во еже назнаменовати (крестным знамением) отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего». По Уставу наречение имени полагается совершать на восьмой день по рождении младенца пред вратами храма, в притворе. Наречение имени в 8-й день положено совершать по примеру церкви ветхозаветной, освященному Иисусом Христом (Лк. 2, 21).

В сороковой день по рождении младенца священник в притворе (обычно у входа в храм) читает «молитвы жене родильнице» и, если младенец уже крещен, то сразу же за этим совершает «Чин воцерковления отрочати». Если младенец родился мертвым, молитвы матери читаются короче (указано на ряду в Требнике).

Для матери, у которой младенец жив и уже крещен, в предпоследней молитве (отрочати) «Господи, Боже наш» выпускаются слова: «Да сподобився святаго Крещения» и далее до возгласа: «Тебе подобает всякая слава. »; в последней же молитве «Боже Отче Вседержителю» выпускаются слова: «и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения. » до возгласа.

Христианским женам, сделавшимся матерями, Церковь возбраняет входить в храм до 40-го дня и приступать к причащению Святых Таин, имея в виду пример Богоматери, исполнявшей закон очищения (Лк. 2, 22). В случае же тяжелой болезни матери сподобляются причащения Святых Таин независимо от этого предписания.

Оглашение взрослых. Взрослые (и отроки начиная с 7 лет), желающие креститься, допускаются до святого Крещения:

после испытания их искреннего желания оставить прежние заблуждения и греховную жизнь и принять православную христианскую веру и после оглашения, т. е. научения вере Христовой.

Оглашение детей. Оглашение совершается и при Крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники, которые поручаются за веру крещаемого.

При Крещении взрослых соблюдается следующее: желающий креститься сперва молитвословиями и священнодействиями отделяется от общества неверующих, при этом нарекают ему христианское имя. Затем совершаются три оглашения (в притворе, у церковных дверей).

В первом оглашении желающий креститься подробно исчисляет прежние свои заблуждения относительно истинной веры Христовой, отрекается от них и изъявляет желание сочетаться Христу.

Это оглашение (общее для взрослого и для младенца) начинается священнодействиями и молитвами, которыми, главным образом, отгоняется диавол.

Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует его чело и перси трижды, налагает руку на главу его и читает сначала одну предогласительную, а потом четыре заклинательные молитвы. По окончании заклинательных молитв священник опять трижды крестообразно дует на младенца с произнесением слов: «Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его».

Все эти обряды очень древни. Троекратным дуновением, троекратным благословением и чтением предогласительной молитвы в самой глубокой древности язычник или иудей, пожелавшие принять христианство, приготовлялись к оглашению, т. е. слушанию христианского учения. Как при создании человека Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), так и при воссоздании его, в самом начале Крещения, священник трижды дует на лицо крещаемого. Благословение священническое отделяет крещаемого от неверных, а возложение на него руки служит символом того, что священник преподает ему благодать Божию, обновляющую и воссоздающую. Затем, после чтения заклинательных молитв, бывает отречение самого крещаемого от диавола.

Отречение от диавола составляет обращение крещаемого (взрослый — «имея руце горе») и восприемника на запад, отречение, дуновение и плюновение (на врага-диавола).

Крещаемый обращается на запад, к той стране, откуда появляется тьма, потому что диавол, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и царство его — царство тьмы.

Само отречение выражается троекратным ответом — «отрицаюся» на три раза повторяющиеся вопросы священника:

«Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

Затем на троекратный вопрос: «Отреклся ли еси сатаны?» — крещаемый отвечает: «Отрекохся».

Это троекратное отречение оканчивается тем, что крещаемый или (если младенец) восприемник его дует в знак того, что он изгоняет диавола из глубины сердца и плюет на него в знак презрения.

Сочетание Христу. Сюда относятся: обращение на восток (взрослый — «доле имея руце»), изъявление своего сочетания Христу, чтение Символа веры и поклонение Богу.

Сочетание со Христом — то же, что вступление в завет или в духовный союз со Христом и обещание быть Ему верным и покорным. Сочетаясь Христу, крещаемый обращается на восток, как источник света, потому что рай был на востоке, да и Бог называется Востоком: «Восток имя Ему».

Все до сих пор, касающееся оглашения, священник совершает в епитрахили. После же поклонения Святой Троице и молитвы о крещаемом священник, по Уставу, входит с крещаемым в храм, облачается в фелонь (белую) и надевает поручи («нарукавницы») для удобства священнодействия.

Как белая одежда священника, так и зажжение светильников выражает духовную радость о просвещении человека в таинстве Крещения. Крещение и называется просвещением по своим благодатным дарам.

Примечание о восприемниках.

Восприемники должны быть как при Крещении взрослых, так и младенцев. По Уставу полагается для крещаемого один восприемник того же пола, что и крещаемый. В обычае же принято иметь двух восприемников (мужского и женского пола).

Восприемниками должны быть лица православного исповедания. Лица неправославного исповедания (католики, англикане и др.) могут допускаться быть восприемниками только в виде исключения; при Крещении они должны произнести православный Символ веры.

Восприемниками могут быть лица, достигшие 15 лет.

Не могут быть восприемниками родители своих детей, монахи.

В случае крайности дозволяется совершать Крещение и без восприемников; в этом случае сам совершитель таинства является восприемником.

Совершение самого таинства Крещения священник начинает возгласом: «Благословенно Царство…».

И затем следует великая ектения на освящение воды. Диакон произносит ектению, а священник читает тайно молитву о себе, да укрепит его Господь к совершению сего великого таинства.

Освящение воды совершается посредством великой ектении и особой молитвы, в которых призывается Святой Дух для освящения воды и да соделается она неприступной сопротивным силам. При чтении из этой молитвы троекратно слов: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы», священник «знаменает воду трижды (изображая знак креста), погружая персты в воде и дунув на ню».

Помазание освященным елем воды и самого крещаемого. Погрузив кисточку в освященный елей, священник трижды начертывает ею крест в воде, произнося: «Вонмем» (если служит диакон, то он произносит этот возглас), псаломщик трижды поет «Аллилуиа» (трижды по три раза).

Как находящимся в Ноевом ковчеге Господь послал с голубем масличную ветвь, — знамение примирения и спасения от потопа (см. молитву при освящении елея), так и над водою Крещения творится крест елеем в знак того, что воды Крещения служат к примирению с Богом и что в них явлена милость Божия.

После этого священник возглашает:

«Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир…»

И помазывается крещаемый елеем. Священник изображает знак креста на челе, груди, спине («междорамии»), ушах, руках и ногах крещаемого, произнося слова —

— при помазании чела: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»;

— при помазании груди и спины: «Во исцеление души и тела»;

— при помазании ушей: «В слышание веры»;

— при помазании рук: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя»;

— при помазании ног: «Во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих».

Это помазание елеем по цели и внутреннему смыслу есть привитие дикой маслины — крещаемого — к плодоносной маслине — Христу, и указывает на то, что в Крещении человек рождается в новую духовную жизнь, где он должен будет бороться с врагом спасения — диаволом; этот символ взят из древности, где борцы для успеха в борьбе обыкновенно натирались маслом.

Погружение крещаемого в воду. Непосредственно после помазания елеем священник совершает самое существенное в таинстве — само крещение (греческое название крещения baptisma — значит «погружение») чрез троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ, И СЫНА, АМИНЬ, И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ».

При погружении крещаемый смотрит лицом к востоку.

По совершении троекратного погружения положено петь (трижды) 31-й псалом (в это время священник умывает руки после Крещения). Сразу после Крещения священник одевает крещенного в белую одежду.

Облачение крещаемого в белую одежду и возложение креста. При этом священник произносит слова: «Облачается раб Божий (имя) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

В это время поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш».

Белая одежда — символ чистоты души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе чистоты жизни, к которой обязуется человек после Крещения. Возложение креста — во всегдашнее напоминание о новом служении Иисусу Христу и о несении своего жизненного креста по слову Господа.

При возложении нательного креста священник осеняет им младенца, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», после чего, по существующей практике, говорит следующие слова из Евангелия: «Аще кто хощет по Мне идти, — рече Господь, — да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет».

После облачения в одежды крещаемому (если взрослый) дается зажженный светильник, который знаменует славу будущей жизни и свет веры, с которым верующие, как чистые и девственные души, должны встречать Небесного Жениха.

По окончании этих действий священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю», которая служит переходом к таинству Миропомазания, так как в ней выражается, с одной стороны, благодарение за благодатное возрождение новокрещенного, с другой, — моление о даровании ему печати «дара Святаго и Всесильнаго, и поклоняемаго Духа» и утверждении его в духовно-благодатной жизни.

Если в случае смертной опасности тяжелобольной младенец крещен мирянином, то священник дополняет Крещение молитвами и обрядами, которые относятся ко Крещению и показаны в Требнике после троекратного погружения в воду младенца. Молитвы и обряды, предшествующие погружению в воду, повторять уже нет смысла после совершения самого Крещения; само же Крещение не повторяется.

Крещение, совершенное мирянином, восполняется по следующему чину: «Благословенно Царство», великая ектения, положенная в начале чина Крещения, но без прошений об освящении воды. После возгласа «Яко

подобает Тебе», — поется 31-й псалом «Блажени, ихже оставишася беззакония» и прочее последование с Миропомазанием до конца. Образ круга совершается около аналоя с крестом и Евангелием.

В случае, когда имеется сомнение, крещен ли младенец и правильно ли крещен, по разъяснению, имеющемуся в Требнике Петра Могилы, следует совершить над ним Крещение, при этом к совершительной формуле Крещения прибавлять слова: «аще не крещен есть», т. е. в полной форме: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен есть, во имя Отца…» и проч.

При опасении, что младенец не будет долго жить, Устав повелевает крестить его тотчас же по рождении, и притом, чтобы успеть совершить Крещение, пока он жив, Крещение совершается священником над ним вкратце, без оглашения, по чину, озаглавленному в Малом Требнике: «Молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».

Крещение вкратце совершается следующим образом. Священник говорит: «Благословенно Царство». Чтец: «Святый Боже», «Пресвятая Троице». По Отче наш — возглас священника, и читается им сокращенная молитва на освящение воды. После ее чтения священник влагает елей в воду, затем крестит младенца, говоря: «Крещается раб Божий» и пр.

После Крещения священник облачает младенца и помазывает Миром. Затем обходит с ним около купели по чину, поя: «Елицы во Христа крестистеся». И бывает отпуст.

Источник

Приложение. Схемы чинопоследований Таинств

Чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания

Схема чинопоследованияПримечания
Чинопоследование оглашения
1Молитва, во еже сотворить оглашенногоСвященник дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку
2Четыре «запрещения»
2.1Два заклинания сатаны
2.2Два обращения к БогуВ конце четвертой молитвы священник дует на оглашаемого
3Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом
Отречение
3.1Троекратное отречениеОтрицаеши ли ся… Отрицаюся.
3.2Троекратное подтверждение отреченияОтреклся ли ecи… Отрекохся.
3.3Дуновение и плюновение
Сочетание
3.4Троекратное сочетаниеСочетаваеши ли ся… Сочетаваюся.
3.5Троекратное подтверждение сочетания с чтением Символа верыСочетался ли ecи… Сочетахся. Веруеши ли… Верую…
3.6Повторное троекратное подтверждение сочетанияСочетался ли ecи… Сочетахся.
3.7Поклонение БогуИ поклонися Ему. Поклоняюся…
4.Молитва подготовительная ко Крещению
Крещение и Миропомазание (Чинопоследование Просвещения)
1Приготовление Крещения
1.1Литургийный возгласБлагословенно Царство…
1.2Мирная ектенья с особыми прошениямиДополнительные прошения ектеньи: о воде и крещаемом
Тайная молитва священника о себе
1.3Освящение водытри молитвы
1.4Освящение елея
1.5Помазание воды с пением Аллилуиа
2Крещение
2.1Помазание «елеем радования»
2.2Троекратное погружениеКрещальная формула: Крещается раб Божий… Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь.
Псалом 31 [трижды]
2.3Облачение в «ризу правды» с пением тропаря Ризу мне подаждь светлу…
3Миропомазание
3.1МолитваБлагодарение о Крещении; прошение о последующих Таинствах
3.2Помазание св. миромФормула: Печать дара Духа Святого. Аминь.
4Завершение
4.1Шествие вокруг купели с пением Елицы во Христа крестистеся… Трижды
4.2Прокимен. АпостолПослание св. ап. Павла к Римлянам, зач. 91
4.3Аллилуиа, ЕвангелиеЕвангелие от Матфея, зач. 116
4.4Сугубая ектенья
4.5[Отпуст]
Чины «восьмого дня»
1Омовение мира
1.1Две молитвы
1.2Молитва главопреклонения
1.3Окропление и омовение мира
2Пострижение волос
2.1Молитва
2.2Молитва главопреклонения
2.3Крестообразное пострижение
3Сугубая ектения
4Отпуст
Чинопоследование Таинства Покаяния
Схема чинопоследованияПримечания
1ВозгласБлагословен Бог наш…
2Обычное начало
350-й псалом; покаянные тропари; Господи помилуй (40 раз)Помилуй нас, Господи, помилуй нас…
4Две молитвыБоже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном… Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго…
5Увещание Се чадо, Христос невидимо стоит…
6Вопросы к кающемуся
6.1Исповедание веры
6.2Исповедание грехов
6.3«Завещание»«… вторым крещением крещаешися ecи …»
7Разрешение
7.1МолитваГосподи, Боже спасения рабов Твоих…
7.2ФормулаГосподь и Бог наш Иисус Христос…
8Достойно есть…
Отпуст
9[Наложение епитимии]
Чинопоследование Таинства Брака
Схема чинопоследованияПримечания
Чинопоследование обручения
1Начало обручения:
1.1Каждение, вручение горящих свечей
1.2ВозгласБлагословение иереем глав обручающихся Благословен Бог наш.
1.3Мирная ектенья с особыми прошениями
2Молитва 1-я Преподание мира Молитва 2-я, главопреклонения
3ОбручениеОбручается раб Божий N рабе Божией N во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Обручается раба Божия N рабу Божию N… Обмен кольцами
4Молитва 3-я
5Сугубая ектенья (сокращенная)
6[Отпуст]
Чинопоследование венчания
1Вход в храмИерей поет псалом 127; хор – припев; Слава тебе, Боже наш, слава Тебе.
2Поучение венчающихся. Вопросы венчающимся
3Начало венчания:
3.1Литургийный возгласБлагословенно Царство…
3.2Мирная ектенья с особыми прошениями
3.3Три молитвы
4ВенчаниеВенчается раб Божий N рабе Божией N во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Венчается раба Божия N рабу Божию N… Господи Боже наш, славою и честию венчай я [т.е. «их»], трижды
5Чтение Св. Писания
5.1ПрокименПоложил ecи на главах их венцы…
5.2АпостолПослание св. ап. Павла к Ефесянам, зач. 230
5.3Аллилуиарий
5.4Преподание мира
5.5ЕвангелиеЕвангелие от Иоанна, зач. 6
6Сугубая ектения (сокращенная)
7Молитва
8Молитва Господня [и Причащение: в древности]
8.1Просительная ектенья
8.2Молитва Господня Отче наш…
8.3Преподание мира. ГлавопреклонениеИз-за отсутствия Причащения – без молитвы главопреклонения
8.4[в древности: Причащение]В древности здесь совершалось причащение Преждеосв. Дарами
9Общая чаша
9.1МолитваБлагословение обшей чаши
9.2Преподание общей чашиТрижды; в древности после вкушения общая чаша разбивалась
10Обхождение круга. ТропариТрижды Исаие, ликуй …; Святии мученицы …; Слава Тебе, Христе Боже…
11Окончание
11.1Снятие венцов
11.2Молитва по снятии венцов
11.3Преподание мира. Молитва главопреклонения
11.4Отпуст
12Молитвы «во осмый день»
Чинопоследование Таинства Елеосвящения
Схема чинопоследованияПримечания
1Начальная часть
1.1ВозгласБлагословен Бог наш…
1.2Служба за болящегоПо структуре походит на современную утреню
2Освящение елея
2.1Мирная ектенья с особыми прошениями
2.2Молитвы
2.3Тропари
3Помазание (повторяется семь раз)
3.1Прокимен*. Апостол*Знаком * отмечены те тексты, которые различны при каждом помазании.
3.2Аллилуия*. Евангелие*
3.3Сугубая ектенья (сокращенная)
3.4Молитва священническая*
3.5Молитва помазанияПомазание
4Возложение Евангелия на главу болящего
4.1Молитва
5Окончание
5.1Сугубая ектения (сокращенная)
5.2Стихиры
5.3Отпуст
5.4Прощение
Чинопоследование Хиротонии
Схема чинопоследованияПримечания
1Избрание
1.1ВолеизъявлениеПовели. Повелите. Повели, [титул] владыко. [При хиротонии епископа избрание составляет два особых чина, совершаемых заранее; указанный возглас не произносится]
1.2Введение в алтарь
1.3[кроме хиротонии епископа] Поклонение престолу и епископу. ТропариСвятии мученицы …; Слава Тебе, Христе Боже …; Исаие, ликуй …
2РукоположениеЕпископ трижды «знаменует» голову ставленника и возлагает на него руки. [При рукоположении епископа на «выю» рукополагаемого возлагается Евангелие, руки возлагают все епископы]
2.1Объявление Кирие элейсонГосподи помилуй Божественная благодать … (При хиротонии епископа: Избранием и искусом … Божественная благодать.] Поется в продолжение всех молитв
2.2Молитва епископа 1-яО достоинстве
2.3Мирная ектенья с особыми прошениями
2.4Молитва епископа 2-яО служении
3ОблачениеАксиос – на каждый предмет
4Указание рукоположенному на его церковное служениеНовопоставленному диакону вручается рипида, и он веет ею над Дарами. Новопоставленному иерею после освящения Даров вручается залог со словами: Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязай быти во Второе и Страшное Пришествие Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Новопоставленный епископ «мирствует» к Апостолу (в древности с этого начиналась Литургия)
Чинопоследование Божественной Литургии
Проскомидия
Схема чинопоследованияПримечания
1ВозгласБлагословен Бог наш …
2Предложение Св. Даров:
2.1Св. ХлебаАгничная просфора
2.2Св. СоединенияВино и вода
3Поминовение:
3.1Пресвятой БогородицыБогородичная просфора
3.2святыхДевятичинная просфора
3.3живыхЗаздравная просфора
3.4усопшихЗаупокойная просфора
4Покровение и каждение Предложения
5Молитва Предложения
6Отпуст
7Каждение храма перед Литургией
Божественная Литургия
А. Литургия Оглашенных (Литургия Слова)
1Начало Литургии Оглашенных
1.1Литургийный возгласБлагословенно Царство …
1.2Мирная ектеньяМиром Господу помолимся
1.3Антифоны:
1.3.1Молитва 1-го антифона. Антифон 1-й*Знаком * помечены изменяемые элементы
1.3.2Малая ектенья. Молитва 2-го антифона. Антифон 2-й*. Гимн Единородный Сыне …
1.3.3Малая ектенья. Молитва 3-го антифона. Антифон 3-й*
2Малый вход
2.1Молитва входа. Вход с ЕвангелиемПремудрость. Прости.
2.2Входное*. Тропари и кондаки*
2.3Молитва Трисвятого. Трисвятое*Святый Боже …
3Чтение Св. Писания
3.1Восхождение на Горнее место. Первое преподание мираМир всем
3.2Чтение Апостола
3.2.1Прокимен*
3.2.2Апостол*
3.3Чтение Евангелия. КаждениеМир всем
3.3.1Аллилуиарий*
3.3.2Молитва перед Евангелием. Преподание мира перед Евангелием
3.3.3Евангелие*
3.4[Проповедь*]
4Прилежное моление
4.1Сугубая ектенья Молитва прилежного моленияРцем вси от всея души …
4.2[Заупокойные ектенья и молитва]Помилуй нас, Боже …
5Окончание Литургии Оглашенных
5.1Ектения об оглашенных. Молитва главопреклонения оглашенныхПомолитеся, оглашеннии, Господеви
5.2[Исхождение оглашенных]Оглашеннии, изыдите
Б. Литургия Верных
1Начало Литургии верных
1.1Мирная ектенья (сокращенная). Две молитвы верныхВ двух частях по числу молитв верных
2Великий вход
2.1Молитва священника о себе.Никтоже достоин … Иже херувимы …
2.2Херувимская песнь*. Каждение
2.3Принесение Св. Даров на св. престол
3Приготовление к Анафоре
3.1Диалог после Великого входаДух Святый найдет на тя …
3.2Просительная ектенья. Молитва предложенияИсполним молитву нашу Господеви
3.3Преподание мира перед Анафорой. Лобзание мираМир всем Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы – Отца и Сына и Святого Духа … Христос посреде нас – И есть и будет!
3.4Исповедание верыСимвол веры
4Анафора (возношение)
4.1Диалог перед АнафоройСтанем добре … – Милость мира … Благодать Господа … –
4.2Praefatio: богословские истиныИ со духом твоим. Горе имеим сердца! – Имамы ко Господу. Благодарим Господа! – Достойно и праведно …
4.3Sanctus: рассказ об ангельской литургии, включая песнь Свят, свят святПобедную песнь … – Свят, Свят, Свят …
4.4Post-Sanctus: рассказ о Домостроительстве Спасения 4.5Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, Еже за вы ломимое во оставление грехов. – Аминь.
4.5Institutio: рассказ о Тайной Вечере, включая установительные словаПийте от Нея вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, Яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. – Аминь.
4.6Anamnesis: завершение повествований (= воспоминание) и переход к молениямТвоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. – Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.
4.7Epiclesis: Призывание Св. Духа на Церковь и Дары и освящение Св. Даров. Моление о причащающихсяВ том числе – троекратное благословение Св. Даров (в Русской Церкви предваряется чтением тропаря третьего часа) и диалог с диаконом
4.8Intercessio Поминовение: Пресвятой Богородицы и всех святых: усопших; вселенной; Церкви; страны: властей и воинства; Патриарха и правящего епископа; живых; ходатайства о разномИзрядно о Пресвятей … – Достойно есть … * В первых помяни, Господи … – И всех, и вся.
4.9Заключение Анафоры: славословие и диалогИ даждь нам единеми усты … славити … Имя Твое … – Аминь. И да будут милости … – И со духом твоим.
5Приготовление к Причащению
5.1Просительная ектенья. Молитва о достойном ПричащенииВся святыя помянувше …
5.2Молитва ГосподняИ сподоби нас, Владыко … – Отче наш …
5.3Преподание мира перед Причащением. Молитва главопреклоненияМир всем
5.4Молитва возношения. Возношение и преломление Св. ХлебаСвятая святым. – Един Свят …
Исполнение Св. Чаши; теплота; приготовление Св. Даров для Причащения
6Св. Причащение
6.1Причащение духовенства; молитва благодарения; чтение пасхальных гимнов Причащение мирянПение причастного стиха*. В греческих Служебниках печатаются (и читаются) не здесь, а уже после Причащения мирян. Со страхом Божиим …
6.2Погружение поминальных частиц во Св. ЧашуОтмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею Честною …
6.3Перенесение Св. Даров на жертвенник. Благодарственные песниСпаси, Боже, люди Твоя… – Видехом Свет истинный* … Всегда, ныне и присно … – Аминь. Да исполнятся уста наша …
6.4Ектения благодарения [Молитва благодарения]Прости, приимше Божественных … Таин … В русском Служебнике печатается до Причащения мирян
7ОкончаниеС миром изыдем
7.1Заамвонная молитваБлагословляли благословящия Тя, Господи …
7.2Буди Имя Господне … и псалом 33. Молитва и потребление Св. Даров[Раздаяние антидора]
7.3Заключительное благословениеБлагословение Господне на вас …
7.4Отпуст*. Многолетие

Источник: Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: курс лекций / П.Ю. Малков. — 4-е изд. — М.: Изд-во ПСТГУ. 2016. — 352 с. ISBN 978-5-7429-1024-4

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *